Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Диплом Субкультура девичьей юности в серебряном веке




Скачать 312.89 Kb.
Дата04.07.2017
Размер312.89 Kb.
ТипДиплом


ГБОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»



Диплом

Субкультура девичьей юности в серебряном веке

автор: ученица 10 класса «Б»

Дрок Валентина



Руководитель: Молев А. И..

Москва


2012

Оглавление.

Введение 3

Глава 1. Субкультура юности. Теоретический аспект 5

1.1 Понятие «культура» 5

1.2 Понятие «субкультура» 9

1.3 Возрастной аспект 11

Глава 2. Серебряный век. Особенности эпохи. 15

2.1 Характеристика эпохи 15

2.2 О семье Марины Цветаевой 19

Глава 3. Маркеры субкультуры девичьей юности в «Воспоминаниях» Анастасии Цветаевой 24

Заключение. 30

Список литературы 31




Введение
В данном исследовании будет проанализирована субкультура юности девушки в эпоху Серебряного века на частном примере Марины Цветаевой. Данная проблема вызывает несомненный интерес с точки зрения культурологии, ведь на протяжении конца XX – начала XXI вв. сформировалось множество молодёжных субкультур различной социальной и культурной направленности. В силу этого освещение данной проблемы может способствовать дальнейшему изучению принципов формирования субкультур молодёжи.

Субкультура юности так же привлекает немалое внимание со стороны общественности, потому что на наших глазах создаётся субкультура юности XXI века, принципы формирования которой культурологи смогут понять только тогда, когда изучат основные черты субкультур, предшествовавших данной.

Целью данной работы является выявление характерных черт субкультуры девичьей юности эпохи Серебряного века на основе анализа воспоминаний Анастасии Цветаевой.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:



  1. Определить в качестве отправной точки исследования понятие культуры, субкультуры, опираясь на существующие в современной науке подходы трактовки данных феноменов.

  2. Дать общую характеристику Серебряного века как значимого периода в развитии русской культуры.

  3. Провести анализ источника на выявление маркеров субкультуры девичьей юности: Воспоминания А.Цветаевой.

Данная работа будет состоять из двух частей: теоретической (рассмотрение теоретического аспекта субкультуры юности, историческая характеристика периода, характеристика жизни семьи Цветаевых) – I и II главы и практической (анализ источника) – Ш глава.

При написании первой главы использованы научные публикации: «Тезаурус основных понятий по культурологии», «История культуры»; справочник по обществознанию, а также статья Кона «Юность и юношество в исторической перспективе». Данные источники подробно формулируют основные значения таких терминов, как «культура» и «субкультура», а статья Кона даёт подробную характеристику феномена юности в исторической перспективе.

При написании характеристики эпохи Серебряного века были использованы работа Кондакова И. В. «Русская культура: краткий очерк истории и теории» и труд Бердяева Н. А. «Самопознание. Опыт философской автобиографии». Кондаков даёт научную характеристику процессов, происходивших в культуре того времени, а Бердяев даёт субъективную оценку атмосфере этого времени.

О семье Цветаевых подробно рассказывается в книге Виктории Швейцер «Быт и бытие Марины Цветаевой». Из книги взяты биографии отца и матери Марины и Анастасии Цветаевых.

При написании второй части использована книга Анастасии Цветаевой «Воспоминания». В книге описывается жизнь семьи Цветаевых, в частности, юношеские годы Марины и Анастасии Цветаевых. Автор даёт яркую характеристику того времени, описывая чувства и переживания юности, а так же быт и атмосферу жизни того времени.


1. Субкультура юности: теоретический аспект
1.1 Понятие «культура»

В нашей повседневной жизни мы изо дня в день используем слово «культура»: в школе, на работе, дома это слово неоднократно повторяется. Дело в том, термин «культура» вмещает в себя огромное количество понятий и значений различных научных дисциплин: в одной только культурологи существует более 100 трактовок этого термина.

Каждое значение слова «культура» верно, но вместе с тем до конца не полно, не точно. Это даёт почву для исследований учёных-культурологов. Нашей целью не является сформулировать новое значение термина «культура», но для дальнейшего исследования необходимо определить, что именно мы будем подразумевать под словом «культура» в нашей работе.

Слово «культура» произошло от латинского слова cultura – уход, обработка, возделывание земли. Производные от этого слова, начиная с I в. до н. э., так же обозначали воспитание человека, развитие его души и образование. Слово «культура» окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII – начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура», как правило, противопоставляется понятию «природа», т. е. культура – это то, что создал человек для удовлетворения своих потребностей, а природа – то, что существует независимо от человека.

В современной научной трактовке культура – совокупность искусст­венных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, хотя это определение отражает преимущественно социально-антропологи­че­с­­­­кий подход к культуре. Оно противоречит данным этологии – науки о соци­альном поведении людей и животных, – которая по мере накопления эмпи­рического материала все больше приходит к выводу, что социальное пове­дение высших мле­копитающих – это уже культура в ее эмбриональном про­явлении. Гуманитарная  культурологи я склоняется к аксиологическому оп­ре­делению: культура – как набор ценностей (наиболее ценных дости­же­ний) человеческого Бытия. Наиболее научно обоснованным нам представ­ля­ется определение, принятое в этнологии: культура – это социальный опыт коллек­тивного существования людей, накапливаемый и передающийся из поколе­ния поколению. Характерно, что это определение вписывается даже в пост­модернисткий подход к культуре, как к тексту, принципиально противосто­ящий любым класси­че­с­ким определениям. Культура – это совокупность тек­стов (вербальных и невербальных), фиксирующих исторический социальный опыт и т.п.1

Наиболее распространенными являются три подхода к понимаю культуры как явления общественной жизни:

- Технологический подход: культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

- Деятельный подход: культура - осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.

- Ценностный (аксиологический) поход: культура – практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

Также существуют и другие подходы к трактовке термина культура, но менее известные и употребляемые в узкоспециализированных кругах. Например, семиотический, структуралистский, гуманитарный.

Если обратиться к интернет - словарям, то понятие «культура» трактуется как совокупность средств человеческой жизнедеятельности. Справочник по обществознанию даёт сразу два определения – в широком смысле культура – это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей. Культура в узком смысле, по мнению того же справочника, - это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. 1

Культуролог М. А. Дорохова в своей книге «История культуры» выделяет 10 основных трактовок термина «культура»

Культура (от лат. culture – «воспитание, возделывание») – обобщение искусственных объектов (материальных предметов, отношений и действий), созданных человеком, которые обладают общими и специальными закономерностями (структурными, динамическими и функциональными).

Культура – это образ жизни человека, который определен его социальным окружением (различные принятые в обществе правила, нормы и порядки).

Культура – это различные ценности группы людей (материальные и социальные), включая обычаи, виды поведения, институты.

Согласно концепции Э. Тейлора культура – это совокупность различных видов деятельности, всевозможных обычаев и верований людей, всего созданного человеком (книги, картины и т. п.), а также знаний о приспособлении к природному и социальному миру (язык, обычаи, этика, этикет и т. д.).

С исторической точки зрения культура есть не что иное, как результат исторического развития человечества. То есть сюда входит все то, что было создано человеком и передается от поколения к поколению, включая различные взгляды, виды деятельности и верования.

Из теории обучения следует, что культура – это то поведение людей, которому они учатся, а не то, которое они получили как биологическое наследство.

По идеологической теории культура есть некий поток идей, эти идеи переходят от человека к человеку с помощью различных действий, средств общения (слова, повторение чужого опыта).

Согласно психологической науке культурой является приспособление человека к окружающему миру (природному и социальному) для решения различных проблем на его психологическом уровне. Понятие культуры как раз и складывается из всех этих приспособлений.

По символическому определению культуры она есть не что иное, как совокупность различных феноменов (идей, действий, материальных предметов), организованная с помощью употребления всевозможных символов.

Культура является результатом поведения людей, их деятельности, она исторична, т. е. передается из поколения в поколение вместе с идеями, верованиями, ценностями людей с помощью изучения. Каждое новое поколение не усваивает культуру биологическим путем, оно ее эмоционально воспринимает в течение своей жизни (например, с помощью символов), вносит свои преобразования, а затем передает следующему поколению.



1.2 Понятие «субкультура»
С развитием человечества культура стала сложной системой. У культуры появились три формы: элитарная, народная и массовая, и две её разновидности: субкультура (от лат. sub – под) и контркультура (от лат.contra – против).1

Нас интересует термин «субкультура». Субкультуры - наиболее крупные сегменты целостных локальных культур (этнических, национальных, социальных), отличающиеся опреде­лен­ной местной специ­фикой тех или иных черт (или комплексов черт). 2

Как же образовалась эта разновидность культуры? Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп. Так как распределение знания и опыта в обществе не равномерно (у людей разные умственные способности), а опыт, актуальный для одного социального слоя, не будет актуальным для другого (богатому нет нужды экономить на продуктах, выбирая что подешевле), в связи с этим в культуре происходит дробление. Подобное дробление может возникнуть как на основе этнического, лингвистического, сословного, конфессионального или функционального различия, так и по социальной или возрастной специфике. Субкультура – это часть общей культуры, система ценностей, присущих определённой группе. Группы могут образовываться по половозрастному, профессиональному, досуговому, религиозному, этическому и криминальному признакам.

Субкультура отличается от полностью независимой культуры тем, что культура обладает целым рядом элементов, составляющих её специфику (язык, религия, обычаи, искусство, нравы, хозяйственный уклад и т. п.), тогда как субкультура по основной массе этих элементов идентична или очень близка базовой культуре, отличаясь лишь некоторыми чертами.

Основные составляющие и признаки субкультуры – это особое восприятие окружающей действительности; ценности; стиль и образ жизни; ценности; социальные институты как системы норм; навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.

В нашем дипломе будет рассмотрена субкультура, образованная по половозрастному признаку, а так же относящаяся к определённому историческому отрезку: начало XX века.

1.3. Возрастной аспект
В данной работе важную роль играют возрастной аспект, т. к. объектом исследования является субкультура девичьей юности.

Юность - определённый этап развития человека, лежащий между детством и юностью. Хронологические рамки этого этапа взросления определяются по-разному: на протяжении многих лет учёные и писатели в своих трудах и произведениях называют «юношей» или «подростком» человека, возраст которого колеблется от 15ти до 20ти лет. Причина кроется в том, что данный этап взросления связан со значительными духовными и физическими изменениями в человеке.

В обществе юношеский возраст связан с рядом социальных статусов: начиная от обращения в обществе «молодой человек/девушка» и заканчивая рядом прав и обязанностей (уголовная ответственность, право на получение бесплатного образования и т. п.). Степень возрастных критериев и границ в разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива в зависимости от местных нормативно-юридических критериев.

На протяжении истории человечества с юностью были связаны разные понятия, ожидания и задачи: каждый раз, переходя на новый исторический этап, критерии социального созревания усложнялись, становились более многомерными. Например, в первобытном обществе низкая продолжительность жизни не позволяла обществу особенно затягивать «подготовительный период», и 10-12тилетние дети уже были обучены взрослым работам (стрельба из лука, рыболовство) а значит, становились полноценными членами общества. В средневековье же «подготовительный период» уже приобрёл ярко выраженные черты: передача накопленного опыта осуществлялась в основном путём непосредственного практического включения ребёнка в деятельность взрослых (подмастерье). Обучение было органической частью труда и быта, а критерии зрелости имели сословный характер. Новое время принесло важные социальные и психологические сдвиги. Физическое, в частности половое, созревание заметно ускорилось, заставляя «снижать» границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения. Новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь, дольше, сидят за школьными партами разного размера. Отсюда — удлинение периода «ролевого моратория», когда юноша «примеряет» различные взрослые роли, но еще не идентифицируется с ними окончательно, и изменение соответствующих социально-психологических стереотипов.1



Благодаря удлинению юности расширились сферы сознательного самоопределения и повышение его самостоятельности.

Рост социальной автономии молодежи от старших и индивидуального самоопределения, в противоположность пассивному приспособлению к существующим условиям, породил в середине XVIII в. новый нормативный канон юности, представление о юности как об эпохе «второго рождения», «бури и натиска», воплощения «чистой субъективности». Знаменитый трактат Жан-Жака Руссо «Эмиль, или О воспитании» (1762), где были подробно развиты эти идеи, часто называют «открытием» или «изобретением» юности. Говоря словами Томаса Манна, «в один прекрасный день оказалось, что век, который изобрел женскую эмансипацию и стал ратовать за права ребенка, — весьма снисходительный век, — пожаловал и юность привилегией самостоятельности, а она, уж конечно, быстро с нею освоилась» 2

Но поскольку юность связана с рядом психологических особенностей (переживания, потрясения, «юношеский максимализм и.п.), свойства юности стали проблематичными.

В данный период времени формируется мировоззрение человека, тогда как его мышление легко может поддаться более сильному влиянию: в юности человек может поддаться веяниям окружающего его настроения в обществе легче и быстрее, чем взрослый человек по причине отсутствия или слабо сформированного собственного мнения. Не удивительно, что среди подростков чаще всего образуются субкультуры, идущие если не в разрез, то параллельно основной традиционной культуре. Возникает субкультура в данном случае за счёт особого восприятия мира юным сознанием.

Общественное положение и классовое происхождение имеют значительное влияние на жизненный путь человека, начиная от скорости физического созревания и кончая содержанием мировоззрения. И очень мала вероятность того, что сложное личностное качество не будет зависеть от социально-классовых и средовых параметров.

Психология юношеского возраста тесно связана с конфликтами между поколениями. В популярном смысле эта проблема является извечной. Как писали К. Маркс и Ф. Энгельс, «история есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями; в силу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой — видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности»1

В целом можно сказать, что чем больше темп исторического развития, чем выше социально важных изменений реализуется в единицу времени, тем ярче выражены различия между поколениями, тем сложнее системы передачи культуры от старшего поколения младшему.

Наконец, в наши дни темп развития стал настолько быстрым, что прошлый опыт не только недостаточен, но зачастую даже вреден, мешая смелым и прогрессивным подходам к новым, небывалым обстоятельствам. Префигуративная культура ориентируется главным образом на будущее. Не только молодежь учится у старших, как было всегда, но и старшие во все большей степени прислушиваются к мнению молодежи. Раньше старший мог сказать юноше: «Ты должен слушаться меня, ибо я был молодым, а ты не был старым, поэтому я лучше тебя все знаю». Сегодня он может услышать в ответ: «Но вы никогда не были молоды в тех условиях, в которых нам предстоит жить, поэтому ваш опыт для нас бесполезен». 1

Рождающееся сегодня новое мышление находится в кричащем противоречии с привычными целями, средствами и институтами социализации, рассчитанными в первую очередь на воспитание послушания, единомыслия и единообразия.

Итак, в данном исследовании будут использоваться не все вышеописанные определения культуры и субкультуры, а только взятые из справочника Баранова, т. к. данные определения наиболее приемлемы для дальнейшей работы.

2. Серебряный век. Особенности эпохи.
2.1 Характеристика эпохи.

Серебряным веком русской поэзии принято называть русскую поэзию конца XIX – начала XX века. Данное название скорее метафорическое и поэтическое, чем строго научное. Так назвали это время сами представители Серебряного века. Например, в стихотворении Анны Ахматовой есть следующие строки: «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…».1 Носителями культуры Серебряного века в основном является узкий круг русской интеллигенции, тем не менее представлявший почти что все сферы духовной жизни общества: искусство, науку, философию, литературу, историю, педагогику, религию.

Само словосочетание «серебряный век» закрепилось как устойчивое определение русской культуры конца XIX – начала XX веков и употребляется как в качестве обозначения всей художественной, так и духовной культуры в целом начала XX века в России. В подобном словосочетании есть некая преемственность прошлого – Золотого века, когда русская культура переживала бурный рассвет, поражая своими плодами весть мир. Искусство в то время активно принимало участие в политической и социальной сферах жизни общества. Но искусство Серебряного века, напротив, стремится быть только искусством. Поэтому на смену помпезному, яркому свету золота приходит мягкий, лунный, серебряный свет. Происходит переоценка ценностей. В прошлом представителей Серебряного века привлекает творчество Пушкина, Чаадаева, Лермонтова, Гоголя, Тютчева и других классиков, но привлекает только в качестве материала для достижения подобных гармонии, универсальности, совершенства уже в своей системе ценностей, чтобы возродить религиозные, философско-интеллектуальные, эстетические ценности и идеалы, оставшиеся за чертой культурного обихода русской интеллигенции второй половины XIX века.2

Так же деятели Серебряного века часто черпали вдохновение из античных сюжетов и образов. Античность буквально пронизывает все сферы культуры Серебряного века, становясь стержнем её стилистики, обеспечивающим в определённой степени системное единство этой культуры.

Конец XIX — начало XX века является переломным периодом не только в социальной и политической, но и в духовной сфере жизни русского общества. Сильные потрясения, пережитые страной за сравнительно небольшой временной отрезок в истории, не могли не отразиться на ее культурном развитии.

Это была эпоха нестабильная; полная перемен, результат которых был неизвестен: расцвет капитализма, вспыхнувшие в стране революции, участие России в первой мировой войне. Всё это так же влияло на формирование мировоззрения творческих личностей.

Поколение представителей Серебряного века воспитывалось в лучших традициях интеллигенции того времени. Общаясь между собой на творческих вечерах и в литературных обществах, они совместно создавали ту атмосферу, которая чувствуется при прикосновении к творениям Серебряного века. Свободное посещение Европы так же оставило свой отпечаток на восприятии окружающего – для них европейская культура не разделена никакими границами и взаимосвязана с русской. В этом едином культурном пространстве велись активные переписки, в которых возникали идеологические споры, передавались взгляды на искусство и литературу.

Так же, «Серебряный век» можно охарактеризовать не только, как хронологический период времени. По крайней мере, не только период. И это не совокупность литературных направлений. Скорее понятие «Серебряный век» уместно применять к образу мышления.

В конце XIX – XX века в России происходил интенсивный культурно-интеллектуальный подъём, особенно ярко проявившийся в поэзии и философии. Философ Николай Бердяев называл этот период «русский культурный ренессанс».1 Само понятие «Серебряный век» не столько научное, сколько эмоциональное, вызывающее ассоциации с другой эпохой русской культуры – с «Золотым веком», пушкинским периодом русской поэзии.

Николай Бердяев в своей «философской автобиографии» «Самопознание» писал о Серебряном веке: «Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъёмом, новизна, напряжённость, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни. Но всё происходило в довольно замкнутом кругу...».1

Серебряный век как период в искусстве и философии отличались элегантностью, интеллектуализмом. В целом же в хронологических границах этого периода сосуществовали самые разные по происхождению и эстетической направленности явления (поэзия классической реалистической традиции, модернистские течения, пролетарская, сатирическая, крестьянская поэзия), но их влияние на исследуемый объект в данной работе рассматриваться не будет, т. к. Серебряный век – это не хронологический период. Это определённый образ мыслей, обладателями которого были поэты, художники, музыканты и другие деятели искусства, живущие в то время.

Итак, наиболее важными чертами Серебряного века для данного исследования являются:



  • преемственность Золотого века;

  • преемственность античности;

  • элегантность и интеллектуализм образа мыслей;

  • ощущение единого культурного пространства с Европой.

Именно в этот временной отрезок жили Марина Цветаева и её сестра Анастасия. Юность этих девушек приходится на первую четверть Серебряного века – с 1910 по 1914 год. В данном исследовании используются следующие временные рамки, так как они устанавливаются самой Анастасией Цветаевой в её «Воспоминаниях».

2.2 О семье Марины Цветаевой
По мнению Виктории Швейцер, сложно было найти людей столь разных по темпераменту, воспитанием, происхождением и жизненными стремлениями, чем отец и мать Марины Цветаевой.1

Иван Владимирович Цветаев родился 4 мая 1847 года во Владимирской губернии. Его отцом был сельский священник. По семейной традиции Иван Цветаев окончил Духовное училище, после чего он поступил во Владимирскую Духовную семинарию.

В девятнадцать лет Цветаев круто меняет свою жизнь: он отправляется в Петербург, где поступает в Медико-Хирургическую Академию, но по состоянию здоровья вынужден оставить это учебное заведение и перейти в Петербургский университет на историко-филологический факультет. Именно здесь он и находит своё призвание. Благодаря правам и преимуществам, которые ему давал диплом, Иван Владимирович Цветаев перешёл из духовного сословия в дворянское. Несмотря на это Цветаев никогда не забывал о своём происхождении.

Он продолжал заниматься научным трудом: изучал фонетику и морфологию древних италийских языков. Однажды в Италии Цветаеву открылся новый мир, который до этого он знал только по книгам – античность. Она вдохновила его заняться археологией и искусством древности. И когда Цветаева пригласи в отделение изящных искусств и классических древностей в Московский Публичный и Румянцевский музеи, у него появилась мечта о создании музея античного искусства, и он активно начал пополнять доверенные ему коллекции. Его планы со временем расширялись, т дело это заняло почти четверть века его любовного и самоотверженного труда.

Он женился второй раз, хотя рана от потери первой жены, Варвары Дмитреевны Иловайской, ещё не зажила на его сердце.

Мария Александровна Мейн была моложе своего мужа на двадцать один год (она родилась в 1868 году). Она вышла замуж за человека, который был вдвое старше её, и у которого было двое детей, из-за своего романтизма, ведь её отец был известный и богатый в Москве человек, и она могла найти себе более выгодную партию.

В отличии от своего мужа, Мария Александровна была дворянкой от рождения: её мать, Мария Лукинична Бернская была из старинного, но обедневшего дворянского польского рода. Она умерла в двадцать семь лет, когда её дочери было только двенадцать дней от роду. Отец Марии Цветаевой, Александр Данилович Мейн, начал карьеру преподавателем всеобщей истории, а к моменту замужества дочери уже был директором Земельного банка. Будучи всесторонне развитым человеком, Александр Данилович собирал коллекцию античных слепков и библиотеку. Мария Александровна воспитывалась под присмотром гувернантки-швейцарки Сусанны Давыдовны, которую Марина и Анастасия Цветаевы называли Тьо. Эта женщина была чувствительна и добра, хоть немного и чудаковата, она была безгранично предана своей воспитаннице и её отцу.

Марина Александровна росла в одиночестве: её не отдали ни в гимназию, ни в пансион, а жизнь в отцовском доме была строгой и замкнутой, товарищей и подруг у неё не было. Возможно, это детское одиночество повлияло на развитие в ней больших художественных способностей: музыка и книги заменили её реальность, стали её жизнью. Сама же она выросла человеком незаурядным, наделённым умом и глубокой душой. Она получила блестящее домашнее образование: отлично знала литературу и историю, свободно владела четырьмя иностранными языками, переводила с- и на- них, писала стихи по-немецки и по-русски. Так же у Марии Александровны было музыкальное дарование – она брала уроки фортепиано у одной из лучших учениц знаменитого Николая Григорьевича Рубинштейна. Благодаря урокам с известным художником-жанристом Михаилом Петровичем Клодтом у Мейн обнаружились способности к живописи.

Детство и юность Марии Александровны протекали спокойно и замкнуто: горячо любивший, но строгий отец и добрая, но ограниченная гувернантка не могли дать девушке той простоты и понимания, которые так важны развивающейся душе. Её единственными друзьями, которым она доверяла все свои переживания и мечты, были дневник и музыка. Со временем и характер Марии Александровны стал замкнутым и сдержанным.

Непонимание царило в семье Мейн, и когда Марина Александровна влюбилась в шестнадцать-семнадцать лет и полюбила всей своей романтической душой: любовь была взаимной, но возлюбленный девушки был женат, и Александр Данилович, не признававший разводов, запретил своей дочери продолжать отношения. Дочь повиновалась, но не переставала любить и помнить своего героя.

Мария Александровна обладала «громадным талантом, как писала потом Марина Цветаева, игры на фортепиано. Она могла бы стать пианисткой, но отец считал, что дорогой «свободной художницы» его дочери идти неприлично. И Мария Александровна в силу своего воспитания вновь повиновалась воле отца. Таким образом, единственный путь, возможный для Марии Мейн было замужество, в котором она не видела ни радости, ни счастья.

Так соединились два столь непохожих человека. И несмотря на все различия, начинавшие возрастом и заканчивающиеся организацией внутреннего мира, Мария Александровна и Иван Владимирович смогли создать семью. Они основали семейную атмосферу на взаимном понимании. Всё существовало, исходя из компромисса: оба с терпимостью и пониманием относились к внутреннему миру друг друга. Иван Владимирович продолжал идти к своей цели – созданию музея, а Мария Александровна не отказалась от своих идеалов молодости и воспитывала своих дочерей в атмосфере любви к живописи, литературе и музыке.

Ещё с детства Марина и Ася Цветаевы привыкли к жизни «на высокий лад»: их мать, воспитывала своих дочерей в «напряжённо-возвышенной и бескомпромиссной атмосфере»1 - прочитала им множество романов и романтических баллад; девочки засыпали под звуки материнской игры на фортепиано. Мать открыла им удивительный и изящный мир литературы, живописи и музыки. В детском восприятии мама была «романтической героиней»1, её требовательность и строгость воспринимались дочерьми как должное. Они не могли себе представить другой матери, во-первых, потому что семья Цветаевых жила сравнительно уединённо, а во-вторых, дочери чувствовали в матери что-то, что заставляло её вкладывать в своих дочерей всё то, что она сама так любила.

Отец Марины и Аси, был для дочерей чем-то далёким и непонятным: для него смыслом в жизни была его работа – музей. Всю свою жизнь Иван Владимирович посвятил созданию Музея изящный искусств имени Александра III при Московском императорском университете (ныне Музей изобразительный искусств имени А. С. Пушкина). Лишь повзрослев, дочери поймут, как много значит этот музей в жизни отца, но пока они были маленькими – для них настроение в доме полностью зависело от матери.

В семье Цветаевых жили ещё и дети Ивана Владимировича Цветаева от первого брака – Валерия и Андрей. Мать Лёры и Андрюши умерла в молодости, когда девочке было восемь лет, а мальчик только родился. Марина Александровна вышла замуж за Цветаева, желая совершить подвиг ради чужих детей, но вскоре после свадьбы появилась Марина, а потом Анастасия. Ещё с детства между Валерией с Андреем и Мариной с Асей возникла граница, которая начиналась с деления вещей в доме и заканчивалась приходами разных дедушек - «своего собственного»2, Александра Даниловича Мейна, и «дедушку Иловайского».

Мария Александровна Цветаева прониклась мечтой мужа, увлеклась ею и начала изучать искусство и музейное дело. Они начали вместе ездить по Европе, осматривать музеи. Мария Цветаева стала мужу другом-единомышленником: давала советы, вела иностранную переписку, дневники и записи по музеям Европы. Иван Владимирович Цветаев с благодарностью принял помощь жены в своём деле и со своей стороны сжился с её романтизмом, которого он не понимал.

Оба Цветаева были фанатами своего дела. И этот фанатизм был основой нравственности их дома. «В такой семье начинался один из самых фанатически преданных Поэзии русских поэтов — Марина Цветаева», - пишет Виктория Швейцер.


3.Маркеры субкультуры девичьей юности в «Воспоминаниях» Анастасии Цветаевой.
На материале источника – Воспоминаний Анастасии Цветаевой – можно подробно воссоздать картину девичьей субкультуры юности, начиная от быта девушки и заканчивая её эмоциями и переживаниями.

Начнём с быта Марины и Анастасии. Автор воспоминаний начинает главу «юность» с возвращения девушек в Москву, в Трёхпрудный – «коричневый дом, выливающимся круглым ливнем ветвей, пепельных, до середины переулка – шатром» [7;С.344]. Поэтичность того времени повлияла даже на младшую Цветаеву, не ставшую поэтом Серебряного века. О идеалах девушки можно судить по обстановке в комнате Марины Цветаевой: свои первые стихи она писала за столом, «под портретом Наполеона» [7;С.344]. Дух романтизма, начавший гулять в юных русских сердцах ещё со времён Пушкина, не покинул юную поэтессу благодаря её матери. Но увлечение романтизмом нельзя считать исключением, не присущим девичьей субкультуре юности.

Марина Цветаева курит папиросы, что совершенно не смущает её сестру, из чего можно отметить следующий маркер девичьей субкультуры юности – курение не было запрещено, и в отличии от современности не являлось атрибутом распущенности.

Атмосфера Серебренного века чувствуется в разговорах с друзьями и знакомыми: Максимилиан Волошин, живущий в Крыму, к своим ранним годам успел объездить Европу и не только: « Он читал ещё – об Испании и кастаньетах, о Париже, где он долго жил, и о своём Крыме, где живёт, о Египте…» [7;С.358]. Максимилиан Волошин – не единственный друг девушек, который посещал их дом с целью послушать стихи Марины, прочитать свои (все стихи читались в основном наизусть). Иногда в ходе беседы возникают идеологические споры, что характерно как для духа эпохи, так и для юношеского темперамента, болезненно отзывающегося на все волнения в стране во все времена.

Влечение молодёжи к «громким» событиям находит своё отражение и в Серебряном веке: Анастасия Цветаева в подробностях описывает, как они с сестрой внимательно следили за состоянием здоровья Льва Николаевича Толстого, о котором говорила общественность, а узнав о его смерти, девушки без разрешения отца сбегают из дома с целью ехать на похороны «героя, замученного властью» [7;С.352]. на вокзале Марина и Ася встречают «Маринину подругу по какой-то из прежних гимназий» с другом, из чего можно сделать вывод, что тяга к значимым событиям, обсуждаемыми общественностью, есть тяга у всего юного поколения. Покупая на все последние деньги билеты в первый класс (на второй были распроданы все), не думая о последствиях, сёстры поехали на станцию Козлову Засеку, куда ждали гроб с телом Льва Николаевича. Чувство, с которым Марина и Ася ждут гроб с покойным похоже, по мнению автора, на «обожествление». Подобное поведение свойственно юности в любые времена. Вопрос только в том, что в наше время кумирами молодёжи становятся певцы, актёры, а в то время это были великие писатели и мыслители.

Юношеские максимализм и категоричность позволяют девушкам презирать жену Толстого Софью Андреевну, которую газеты и общественность обвиняют в «отравлении жизни гения». Юность во все времена в основном придерживается общественного мнения, лишь с годами люди начинают проводить более глубокий анализ ситуации. Так, например, Анастасия Цветаева спустя десятки лет, читая дневники Софьи Андреевны, будет плакать, поражаясь жестокости Льва Николаевича.

Следующей особенностью исследуемой субкультуры являются непривычные для современной молодёжи взаимоотношения межу сильным и прекрасным полом. Анастасией Цветаевой описано о посвящении стихов юношами девушкам, так же само отношение юношей вряд ли встретится в современности: «Он смотрел на Марину обожающим взглядом, совершенно чистым от всякой тени влюблённости, полный одного преклонения» [7;С.352]. Сама Анастасия Цветаева отмечает: «Как много в те времена было таких юношей! Их мело через жизнь вдохновенной жаждой поклонения и подвига, служения, отдачи себя! Каким презрением клеймили они пшютов и белоподкладочников, видевших в жизни одно наслажденье земными благами, внешностью и деньгами» [7;С.352].

Анализируя Воспоминания Анастасии Цветаевой невозможно было не сравнивать маркеры субкультуры девичьей юности с современными. Один из явных маркеров именно девичьей субкультуры юности XXI века – проблема лишнего веса – так же ярко отражена и в девичьей субкультуре юности Серебряного века. Анастасия Цветаева пишет, как часто её сестра заходила к ней в комнату со словами: «Так мало ем – всё с уксусом – и так мало худею! Хоть заболеть, что ли, - тогда, может быть, похудела бы… год назад сколько ставила ноги в таз со снегом – и ничего!» [7;С.365]. Подобные экстремальные способы похудения – неединственные жертвы, на которые юная поэтесса была готова ради красоты: «Уже давно Маринины нечаянно покрашенные волосы стали менять оттенки от жёлтого и морковного к зеленоватому, и наконец, Марина обрила голову». [7;С.356]. В результате нескольких обриваний головы Марина Цветаева всё-таки добилась желаемого результата – её волосы начали виться. Идеалом же красоты для девушек, как и сейчас, были актрисы: в Воспоминаниях Анастасии Цветаевой есть описание знаменитой тогда киноактрисы Астры Нильсен: «Её худое лицо, острое книзу, огромные тёмные глаза, всегда трагические роли, высокое мастерство создания образа».

Отношение к образованию у девушек легкомысленно-самоуверенное. Получив хорошее воспитание от матери и образование в разных европейских учебных заведениях, девушки считают, что могут обойтись в жизни знаниями, полученными из многочисленных книг, прочитанных ими, и не собираются поступать в высшие учебные заведения. Их знания действительно поражают: в 18 лет Марина Цветаева читает произведения в оригинале (например, дневники Казановы). «Я не буду кончать этот никчемный восьмой» [7;С.361] – говорит Марина своей сестре. Анастасия Цветаева сдаёт экзамены, благодаря своему цепкому уму и широте кругозора: формулы по химии она учит по дороге на сам экзамен, а географию просто перечитывает. Подобное отношение к образованию резко отличается от современного. Причиной является время и социальное положение девушек: материально независимые, они в свои шестнадцать и восемнадцать лет примерно знали, чем хотят заниматься в жизни. Они мыслят высокими категориями, не думая о том, как они будут зарабатывать на жизнь. До революций ещё сравнительно далеко, и в них присутствует чувство стабильности.

Влияние эпохи чувствуется в постоянном присутствии в Воспоминаниях Анастасии Цветаевой античных образов. Особенно это чувствуется, когда младшая Цветаева описывает их поездку в Крым. Максимилиана Волошина она сравнивает с Зевсом, Нептуном. А сам Максимилиан ещё при первой встрече с сёстрами Цветаевыми читаем им своё стихотворение «Акрополь», в котором всё так и дышит образами древней Греции:

«…Над долиной сноп огней…

Рдеет пламенем над ней он –

В горне бронзовых лучей

Загорелый Эрехтейон…

Ночь взглянула мне в лицо.

Черны ветви кипариса.

А у ног, свернув кольцо,

Спит театр Диониса.»

[7;С.358]

Марина Цветаева называет свою дочь Ариадной, что так же в духе того времени.

Из схожих с современностью маркеров субкультуры девичьей юности можно отметить веру в приметы и розыгрыши. И если приметы сохраняются и проходят сквозь года, не меняясь: Марина часто заходила к сестре с вопросом «В каком ухе звенит?», то подобные розыгрыши сейчас нечасто встретишь. Марина разыграла для своей сестры целый спектакль, когда та приехала в Коктебель. Маринин возлюбленный, а в последствии муж, Сергей Эфрон, сыграл роль Игоря Северянина, остальные гостьи дома Максимилиана Волошина предстали перед Анастасией Цветаевой в ролях писательницы несносных стихов Марии Папер и вечно смеющейся испанки Кончитты.

Развлечения молодежи на удивление весьма схожи с современными: девушки посещали «синематограф», в котором в основном показывали «сложного сюжета картину с участием Астры Нильсен» [7;С.365]., иногда сёстры попадали на комедии Макса Линдера. Зимой неотъемлемым развлечением девушек был каток: « Мы катались – мои друзья по катку – Валя Карлова, Жорж Смирнов, их знакомые – девушки Забалуевы» [7;С.367]. Именно на катке Анастасия Цветаева впервые встретила своего будущего мужа – Бориса Трухачёва.

В юношеские годы обе Цветаевы встречают свою любовь: Ася – Бориса Трухачёва, а Марина – Сергея Эфрона. Незаметно, юношеская любовь обеих девушек перерастает во что-то большое. Наступает момент, когда юношеская любовь перерастает во что-то большее. Но девушки не спешат выходить замуж: «Марина к слову «свадьба» не менее равнодушна, чем я. Мы понимали, что это надо обществу, папе», - пишет в своих Воспоминаниях Анастасия Цветаева, - «В таинство брака нас никто не учил верить. Материально же мы в мужьях не нуждались, были обеспечены матерью» [7;С.411]. Но всё равно девушки выходят замуж. Марина – по любви: она обрела понимавшего и любящего её человека, Сергей был «сокровищем, дарованным ей жизнью». А вот Асин брак не был столь счастливым: молодые не сошлись характерами, да и сам брак был заключён главным образом из-за того, что Ася оказалась беременной. В 17 лет. Исключение ли это для того времени или рядовой случай? Источник не даёт на этот вопрос ответа. Интересно отношение самой девушки к этому: «Я буду матерью. И чем больше волнуются вокруг меня, тем я спокойней. Так? Ну что, я очень рада. У меня будет сын? Ново и непонятно. Торжественно. И, может быть, это идёт смерть!..» [7;С.420]. Так, с замужней жизнью, слово «юность» стало применимо только к возрасту девушек, в быту же, мыслях они перешли на новых возрастной этап.

Итак, подводя итог данной главы, можно сказать, что девичья субкультура юности в Серебряном веке носит в себе как черты сугубо своего времени, так и маркеры девичьей субкультуры юности, характерные не только для того периода времени. Но маркеры, совпадающее с маркерами современной субкультуры юности, не являются одинаковыми по сути. Всё, чтобы не происходило в юности девушек Серебряного века, было окутано романтизмом, наделено высшим смыслом, находило отражение в творчестве. Так же некоторые маркеры являются индивидуальными для сестёр Цветаевых. Но так как Марина Цветаева являлась не только носителем исследуемой субкультуры, но и одной из девушек того времени, задававшей тон субкультуре девичьей юности, её жизнь и жизнь её сестры в юношеские годы можно справедливо считать наиболее ярким примером проявления субкультуры девичьей юности в Серебряном веке.



Заключение.
Итак, в работе данного исследования были использованы определения культуры и субкультуры, взятые из справочника Баранова, т. к. данные определения наиболее приемлемы для дальнейшей работы.

При характеристике Серебряного века были выделены наиболее важные для исследования черты эпохи:



  • преемственность Золотого века;

  • преемственность античности;

  • элегантность и интеллектуализм образа мыслей;

  • ощущение единого культурного пространства с Европой.

Данные черты периода нашли своё отражение в практической части работы при анализе основного источника - Воспоминаний Анастасии Цветаевой.

Биографии Марии Александровны Мейн и Ивана Владимировича Цветаева – отца и матери Марины и Анастасии Цветаевых – помогают понять многие индивидуальные маркеры субкультуры девичьей юности, показывают интересы поколения, предшествовавшего поколению Серебряного века.



Выявленные маркеры субкультуры девичьей юности при проведении анализа источника – Воспоминаний Анастасии Цветаевой – можно разделить на три группы. К первой группе относятся маркеры, характерные для субкультуры юности только того времени. Они носят яркий характер времени. Во второй группе маркеры, характерные для юношеской субкультуры как в Серебренном веке, так и в современности, так как их истоками являются в основном психологические причины. К третей группе относятся «индивидуальные» маркеры. Это маркеры, не свойственные субкультуре в целом, но присутствующие в юности Марины и Анастасии Цветаевых. Но так как Марина Цветаева во многом «задавала тон» той субкультуре, маркеры третьей группы можно отнести к маркерам первой.
Список использованной литературы


  1. Баранов П. А.Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011

  2. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991.

  3. Дорохова М. А. История культуры. М.: Эксмо, 2008 г.

  4. Кон. И. С. Психология ранней юности. Юность и юношество в исторической перспективе. М.: Просвещение, 1989.

  5. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк): Учебник для вузов. М.: Наука, 1994 

  6. Флиер А. Я., Полетаева М. А. Тезаурус основных понятий по культурологии. М., МГУКИ, 2008 г. 

  7. Цветаева А. И. Воспоминания. М.: Советский писатель, 1984

  8. Швейнер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. М.: Интерпринт, 1992



1 Флиер А. Я., Полетаева М. А. Тезаурус основных понятий по культурологии. М., МГУКИ, 2008 г. 

1 Баранов П. А.Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.стр. 38

1 Дорохова М. А. История культуры. М.: Эксмо, 2008 г.

2 Флиер А. Я., Полетаева М. А. Тезаурус основных понятий по культурологии. М., МГУКИ, 2008 г. 

1 Кон. И. С. Психология ранней юности. Юность и юношество в исторической перспективе. М.: Просвещение, 1989.

2 Манн Т. Доктор Фаустус Собр. соч.: В 10 т.— М.: Художественная литера-тура2> I960.—Т. 5.—С. 151—152

1 Маркс К.., Энгельс Ф. Немецкая идеология Соч.— Т. 3.— С. 44—45

1 Кон. И. С. Психология ранней юности. Юность и юношество в исторической перспективе. М.: Просвещение, 1989.

1 Ахматова А. Поэма без героя. М.: АСТ Астрель, 2011

2 См.: Кондаков И. В. Русская культура: краткий очерк истории и теории М.: Наука, 1998

1 Бердяев Н. А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991

1 Бердяев Н. А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991, с. 129, 153


1 См: Швейнер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. М.: Интерпринт, 1992


1 См: Швейнер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. М.: Интерпринт, 1992

1 Там же

2 Там же


  • 1. Субкультура юности: теоретический аспект 1.1 Понятие «культура»
  • 1.2 Понятие «субкультура»
  • 1.3. Возрастной аспект
  • 2. Серебряный век. Особенности эпохи. 2.1 Характеристика эпохи.
  • 2.2 О семье Марины Цветаевой
  • 3.Маркеры субкультуры девичьей юности в «Воспоминаниях» Анастасии Цветаевой.
  • Список использованной литературы