Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Диплом образ мантиса в произведениях древнегреческих писателей




Скачать 232.01 Kb.
Дата06.07.2017
Размер232.01 Kb.
ТипДиплом


ГБОУ Гимназия № 1505

«Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория»

ДИПЛОМ

Образ мантиса в произведениях древнегреческих



писателей

автор: Горячева Ангелина, 10 класс «А»
руководитель: к.ф.н. В.В.Глебкин

Москва


2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3

1. Образ мантиса в произведениях Геродота и Софокла…………………….4

1.1 О Софокле и его трагедиях «Антигона» и «Эдип-царь»……………..4

1.2 О Геродоте и его труде «История». Легенда о Евении……………….7

2. Сравнение образа мантиса с образом философа в древнегреческой литературе……………………………………………………………………10

2.1 Образ философа в произведениях Платона……………………………10

2.2 Общие мотивы образа мантиса и образа философа и развитие образа философа…………………………………………………………………16

Заключение………………………………………………………………………….17

Список литературы ………………………………………………………………...18



Введение

Моя дипломная работа посвящена анализу образа мантиса в произведениях древнегреческих писателей Геродота и Софокла. В прошлой работе я рассматривала образ философа в произведениях Платона. Образ мантиса, или пророка, стоит у истоков образа философа и корнями уходит в более древние времена.

Всем известны такие древнегреческие философы как Сократ, Аристотель, Платон . В прошлой работе я описывала образ такого рода мыслителей. В нынешней работе я буду описывать более древний образ – образ мантиса. Мантис, или пророк, - боле древнее представление философа. В своей работе я попробую доказать, что образ мантиса – источник образа древнегреческого философа. Таким образом, в работе ставится вопрос об истоках образа философа в древнегреческой культуре.

Проблема данного исследования заключается в том, что практически нет литературы, описывающей образ мантиса. Некоторые вещи приходится додумывать логически.

Так как целью моего диплома является выявить образ мантиса в произведении Геродота «История» и трагедиях Софокла «Антигона» и «Эдип-царь», первой задачей является изучить биографии, творчество авторов и предысторию произведений.

Следующим этапом работы является непосредственно определение образа древнегреческого мантиса в «Истории» Геродота и трагедиях «Антигона» и «Эдип-царь». Необходимо изучить произведения и подробно рассмотреть образ пророка в этих произведениях, после чего сделать выводы, обобщить описания и привести к единому образу.

Эти задачи должны быть выполнены в первой главе.

Во второй же главе должен происходить сравнительный анализ образа мантиса и образа философа из предыдущей работы. На основе анализа будут сделаны итоговые выводы.



Глава 1.

«Образ мантиса в произведениях Геродота и Софокла»

Слово mantis с греческого переводится как «вещий». В своей работе образ мантиса я буду рассматривать в труде Геродота «История» и трагедиях Софокла «Антигона» и «Эдип-царь».



§1.1 Софокл, его трагедии «Антигона» и «Эдип-царь». Образ мантиса в трагедиях «Антигона», «Эдип-царь»

Софокл. Великий трагик, поэт Древней Греции родился около 496 . до н.э. в Клоне близ Афин, позже этот город будет описан им в произведении «Эдип в Колоне». Об общественном положении отца великого поэта нет точных сведений, но скорее всего он был человек среднего достатка, потому как дал Софоклу хорошее образование. Софокл отличался хорошими музыкальными способностями; позже им была написана музыка на метрические части своих трагедий.

Расцвет творчества поэта приходится на эпоху, которая известна в истории как «век Перикла». В течении тридцати лет Перикл стоял во главе Афинского государства, при нем государство достигло высокого внутреннего расцвета. При Перикле во главе у власти были группировки средних зажиточных рабовладельцев. Софокл был не только драматургом, но также занимал должность казначея, затем стал стратегом. Принимал участие вместе с Периклом в походе против Самоса. Об участии Софокла в государственной жизни свидетельствует поэт Ион из Хиоса. В 411г. до н. э. Софокл участвовал в пересмотре афинской конституции после антидемократического переворота. Софокл был другом Перикла. Считается, что падение этого известного политического деятеля нашло отражение в трагедии «Эдип-царь», которая была поставлена приблизительно в 429г. до н.э.

Известно также, что Софокл был близок с историком Геродотом и философом Архелаем. Не исключена возможность общения поэта с софистами, с учением которых он полемизирует в некоторых своих произведениях.

В своих трагедиях Софокл представляет важные, актуальные для его времени проблемы : отношение к религии, божественные, неписанные законы и законы писаные (что, в частности, отражается в трагедии «Антигона»), свободная воля человека и воля богов( отражено в трагедии «Эдип – царь» и в других трагедиях), интересы личности, государства, проблема чести и благородства.

По свидетельствам древних, Софокл написал больше 120 трагедий, но до наших дней дошло только семь: «Аякс», «Трахиянки», «Антигона», «Эдип-царь», «Электра», «Филоктет», «Эдип в Колоне» и большие отрывки из сатировской драмы «Следопыты». Точно восстановить даты постановки невозможно, но известно , что "Антигона" была поставлена в 442 г. до н.э., а «Эдип-царь» в приблизительно 429-425 гг. до н.э.

Первую победу в трагических состязаниях Софокл одержал над Эсхилом в 468г. своей трилогией, что будет описано Плутархом в его рассказе. В дальнейшем Софокл одержит победу в 20 состязаниях и никогда не упадет до третьего места.

Софокл всю жизнь провел в своем отечестве и пользовался общегражданской любовью. Многие современники говорили, что он обаятельной личностью с изящной внешностью, также его называли баловнем судьбы.

Под конец жизни великий трагик занимал жреческую должность, связанную с культом Асклепия, а после смерти получил культ героя под именем Дексиона.

Умер Софокл в 406 г. до н.э.1

В своей работе я буду опираться на трагедии Софокла «Антигона» и «Эдип – царь».

Трагедия «Эдип-царь». В этой трагедии ставится вопрос о воле богов и свободной воле человека, показывается сила человеческого характера, но при этом обреченность человека.

Сюжет трагедии основан на мифе о несчастном царе Эдипе. Произведение рассказывает о судьбе Эдипа, сыне Лая. Лаю предсказали смерть от сына, после чего он приказал проколоть сыну пятки и сбросить со скалы. Однако раб спас ребенка, и Эдип (в переводе с греческого имя значит «с опухшими ногами») был воспитан коринфским царем Полибом. Выросший Эдип узнает от оракула, что убьет собственного отца и женится на матери, и уходит из Коринфа. По дороге в ссоре убивает неизвестного старика, который оказывается его настоящим отцом Лаем, спасает Фивы от Сфинкса, избирается царем Фив и женится на Иокасте, жене умершего Лая, матери Эдипа. В течении многих лет все было благополучно. Но вдруг в стране случился мор, причиной которого было то, что в городе находился убийца. Эдип всеми силами ищет преступника, но позже узнает, что он сам – убийца. Когда Эдип узнает всю правду, он решает покарать себя и ослепляет себя.

Теперь обратим внимание на диалог Тиресия и царя Эдипа. Хор называет пророка: «прозорливый», «провидец». Хор говорит, что от Тиресия можно яснее всего узнать правду, что он «с правдой дружен». Эдип называет Тиресия «зрящий все», «заступник», говорит, что Тиресию доступно все сокровенное в небе и на земле. О себе старец говорит, что он силен правдой, что он – «властитель», «Локсию слуга». Хоть Эдип и уважает старца, но из-за своего вспыльчивого нрава ссорится с ним и не верит ему, даже обвиняет, но все равно Тиресий оказывается прав.

Таким образом, в трагедии «Эдип-царь» Тиресий предстает в виде слепого старца, уважаемого царями, всегда предсказывающего правду.

Интересно рассмотреть мотив слепоты в этом произведении. Эдип в произведении представляется мудрым правителем, так же известно, что Эдип разгадал загадку сфинги, что показывает в нем человека с развитым мышлением, умного. Эдип становится правителем достаточно успешным правителем Фив, но тем не менее, когда дело касается загадок судьбы Эдипа, то есть не внешних загадок, а внутренних, Эдип становится бессилен. После того как царь узнает свою судьбу, ее связь с судьбой и бедствиями города Фив, он понимает, что может разгадать загадки только видимого, кажущегося мира, а загадки сущности, истины ему не доступны. После этого Эдип выкалывает себе глаза, чтобы не отвлекать разум на внешний мир, мир под ногами, чтоб не отвлекаться от истины, сущности.

Трагедия «Антигона». Произведение написано на мифологический сюжет фиванского цикла. В трагедии поэт показывает противоречия между законами божественными и произволом человека и ставит выше всего неписаные божественные законы.

Трагедия «Антигона» названа по имени главной героини. Полиник, брат Антигоны и сын царя Эдипа, предал родные Фивы и погиб в борьбе со своим родным братом Этеоклом. Царь Креонт запретил хоронить предателя Полиника и приказал отдать его тело на растерзание зверям. Но Антигона выполнила религиозный обряд погребения вопреки приказу, за что должна будет подвергнуться казни и быть замурована. Креонта тщетно пытаются образумить сначала его сын Гемон, а потом прорицатель Тиресий. Старец предсказывает Креонту потерю близких людей. Встревоженный правитель пытается остановить казнь Антигоны, но уже поздно. Жених ее, Гемон, закалывается над трупом невесты. Мать Гемона не примиряется с мыслью о том, что ее сын погиб, тоже заканчивает жизнь самоубийством. Креонт остается одиноким и клянет себя и безрадостную жизнь, которая предстоит ему.

Теперь приступим к разбору образа мантиса Тиресия в трагедии «Антигона». В данном произведении провидец Тиресий играет , конечно, не главную роль, но роль его все-таки важна. Герой пытается образумить царя Креонта, он появляется именно в момент, когда ему нужна помощь, даже когда еще сам Креонт не думает, что она ему нужна. В этом уже можно заметить провидческий дар Тиресия. Некоторые факты о герое мы можем узнать из диалога царя Креонта и Тиресия.

Сам о себе Тиресий говорит, что он слеп и ходит с мальчиком-поводырем, которому доверяет, даже во время проведения обряда Тиресий спрашивает у мальчика то, чего сам не видит. Конечно, мальчик – не провидец, но между мальчиком и Тиресием доверительная связь, мальчик не смеет обмануть мантиса. Какие-то вещи Тиресий определяет на слух, зрение ему заменяет сочетание слуха, логики и воображения, что мы узнаем из рассказа Тиресия о том, что он услышал, как дерутся птицы. Из рассказа его о проведении обряда можно понять, что скорее всего Тиресий – жрец. Сам себя герой называет: «слепец», «вещатель», «вожатый», «добрый советчик». Свой дар предвидения называет «наука». Помимо этого, со слов Тиресия читатель узнает, что Креонт спас Фивы с помощью Тиресия. Креонт называет Тиресия: «старец», «старик», «прорицатель», «гадатель». Креонт признает то, что часто старец помогал ему. Интересен тот факт, что в диалоге прорицатель чувствует себя свободным в выражениях, не боится царя, а вот Креонт боится дерзить старцу. В этом можно увидеть силу прорицателя. Между царем и провидцем происходит недобрый, тревожный диалог. Странно, что Креонт уличает пророков в любви к деньгам. После ужасного пророчества Тиресия, немного остыв, Креонт начинает тревожиться и ему даже становится стыдно за то, что нагрубил старцу.

Важным героем в античной трагедии является хор, он может выражать авторскую позицию. Хор после диалога Тиресия и Креонта говорит царю, что Тиресий никогда не был «пророком ложным».

Итак, из диалога Тиресия и Креонта я узнала, что Тиресий – слепой старец, ходит с мальчиком-поводырем, гадатель, вероятно жрец, уважаем царем, которому часто помогает.



§1.2 Геродот, его труд «История». Образ мантиса в «Истории» Геродота.

Еще древние называли Геродота «отцом истории». Геродот родился в 484 г. до н.э. в Галикарнассе (греческая колония в Персии). Умер Геродот примерно в 425г. до н.э.. Геродот был из достаточно богатой и знатной семьи. В молодости принимал активное участие в политической жизни родины. В начале 40-х гг. Геродот начал путешествовать по различным областям Греции и Персидского царства. Он побывал в греческих колониях северного Причерноморья, в Египте, в Финикии, в Вавилоне, во многих общинах европейской Греции. Второй родиной Геродота стали Афины, где он сошелся с кругом Перикла и особенно с Софоклом. В 444г. до н.э. получил земельный надел в колонии Фурии. Геродот относился с большим сочувствием к Афинам и их демократическому строю.

Свое произведение автор называет «Историей» (в переводе означает «изыскание»). Позже книга была разделена на девять книг, каждая из которых называлась в честь девяти муз. Цель создания такого труда заключалась в том, чтобы увековечить великие дела эллинов и варваров. Геродот – представитель повествовательной истории, в своем труде Геродот повествует о достопримечательностях земель и народов, судьбах государств и отдельных людей. Весь историко-георгафический, этнографический материал представлен вокруг темы борьбы между Европой и Азией. С научной точки зрения произведение Геродота достаточно архаично, в «Истории» много мифов, сказаний и т.д., но оно представляет собой произведение имеющее отношение к эпической поэзии, что стало новой ступенью историографии. Язык повествования прост и близок к разговорной речи. 2

В моей работе будет проведен анализ 93 и 94 глав книги 9 «Каллиопа».

Эти главы повествуют о прорицателе Евении.

В Аполлонийской области было священное стадо овец. Каждый год выбирали охранника этого стада. Однажды выбрали Евения, но он заснул во время несения своего поста. Волки съели много овец. Евений никому не сказал об этом и хотел купить и заменить овец, но аполлонийцы узнали и наказали Евения, ослепив его. После этого в области наступил неурожай, и овцы перестали ягниться. Аполлонийцы пошли к оракулу, и тот им сказал, чтобы прекратить бедствия, им нужно дать Евению то, чего он захочет, а затем боги ниспошлют ему дар, так как волков послали боги. Не сказав об этом Евению, аполлонийцы расспросили его, чего он хочет, дали ему землю и богатый красивый дом, как он и хотел. Позже боги наградили Евения даром прорицателя.

Таков рассказ о первом аполлонийском прорицателе, от которого потом произойдет род пророков.

Вероятно, Аполлонийская область, где жил Евений, названа в честь бога Аполлона, который изначально был богом, пасшим овец, иногда встречаются изображения Аполлона в виде барана. Позже Аполлон становится богом света, затем начинает предсказывать будущее. Еще позднее признается покровителем искусства, поэзии и музыки.

Итак, из «Истории» Геродота я узнала легенду, связанную с происхождением первого аполлонийского пророка.

§1.3 Выводы из первой главы.

Итак, в первой главе были приведены биографии Геродота и Софокла, а также описания их творчества. Из труда великого историографа Геродота «История» я узнала о первом Аполлонийском прорицателе Евении, о том, что по легенде он стал прорицателем в результате того, что заснул, когда пас священное стадо овец, за что был ослеплен аполлонийцами, но позже был одарен богами талантом прорицания и наделен богатствами. Евений жил в земле Аполлона, который предсказывал будущее.

Из трагедий Софокла я узнала о пророке Тиресее. Это был слепой старец, ходивший с мальчиком-поводырем. Этот пророк является помощником царей в важных внутренних и внешних политических событиях. Тиресий ведет себя достаточно гордо, не боится конфликтовать с правителем. Кроме всего этого, пророк, мантисс по-древнегречески, всегда предсказывает правду, все предсказания обязательно сбываются, им нельзя препятствовать.

Важным мотивам в образе мантиса является мотив слепоты. Герой сравниваются с царем Эдипом, который физически был зрячим, но был слеп к истине и ,чтобы видеть истину, ослепил себя по отношению к внешнему миру. Мотив слепоты очень ярко отображается в легенде о Евении, где сюжет строится вокруг мысли: ослепление Евения сделало его прорицателем. В трагедии "Антигона" тоже заметен этот мотив, ведь только слепой Тиресий видел истину.

Получается, что мантис – это смешение человеческих и божественных начал.

И важными составляющими этого образа являются: слепота, дар пророка, независимость, уважение к нему людей разного ранга.

Глава 2

Образ философа в диалогах Платона и сравнение образов мантиса и философа

§2.1 Образ философа в диалогах Платона

Чтобы изучить образ философа, в своей прошлой работе я обращалась к диалогах Платона.

Можно рассмотреть образ философа в произведении «Апология Сократа». Апология (от греч. Apologia - защита) – это защитительная речь. Это произведение примерно датируется 90-е гг. 4 в. до н. э.

Сам Сократ говорит, что он является правдивым оратором в возрасте 70 лет. Обвинители Сократа сообщают, что он выдавал ложь за правду, учил других лжи. Сократ также оспаривает обвинение по поводу взимания денег за духовное воспитание людей. Сократ говорит, что он не искусен в распространившемся тогда софизме. Сократ доказывает это, указывая на свою бедность.

Во время речи Сократ неоднократно обращается к афинянам с просьбой не шуметь. Это позволяет сделать выводы о том, что присутствующие не уважают пожилого и мудрого философа. Сократ рассказывает о своем исследовании человеческой мудрости. Для проведения этого исследования, как сам философ говорит, ему необходимо было странствовать, таким образом можно назвать Сократа странником в прямом значении и в переносном, так как он странствует в поисках истины. Причиной его исследования стала клевета, потому что люди не всегда любят правду, а, как мы уже знаем, Сократ был правдивым философом.

Философа обвиняют в развращении молодого поколения. Легко заметить серьезный подход к философии у мудреца – он утверждает, что Мелит поступает очень легкомысленно, обвиняя Сократа, делая только вид, что заботится о важных вещах, до которых ему не было никакого дела. Несмотря на все обиды и ложные обвинения, Сократ не позволяет себе оскорблений в адрес Мелита, а наоборот обращается к нему очень вежливо, что доказывает то, что великий мудрец был благородным человеком.

Перейдем к разбору следующего текста - «Критон». В этом диалоге ведется беседа между Сократом и Критоном. Сюжет таков: Критон приходит к плененному Сократу и умоляет его сбежать; Критон говорит, что они (ученики и друзья Сократа) готовы заплатить выкуп за Сократа; Сократ не соглашается; далее начинается разбор вопроса о доверии и следовании общественному мнению.

Легко можно представить, в каком состоянии находился философ в тюрьме. Наверняка, его тело иссыхало, одежда была грязна и порвана. В процессе диалога Критон часто говорит о том, что Сократ – его хороший друг, и друг многих других людей, что, несомненно, характеризует Сократа как способного легко заводить себе друзей. Сократ всегда верен своему убеждению до конца, о чем он говорит в начале диалога, потому что считает это убеждение лучшим. В диалоге Сократ ставит перед собой и Критоном вопрос о том, нужно ли доверять мнению большинства, и приходит к ответу: смотря какое это большинство. Умудренный опытом философ утверждает, что нельзя отплатить несправедливостью за несправедливость, нельзя людям злом платить.

Главный конфликт в этом диалоге – Сократ не соглашается бежать с Критоном, они ведут спор. Так почему же философ не хочет бежать? Его останавливает его убеждение, его совесть, в роли которой выступают законы Афин и любовь к Афинам. Сократ доказывает своей речью, что для него законы и отечество очень важны, что он их очень уважает.

Я хочу обратить внимание на диалог «Федон». Этот диалог повествует о последних часах жизни великого Сократа, которые он проводит со своими учениками , беседуя в темнице.

Диалог начинается тем, что Федон рассказывает об этом событии. Он и его слушатели вспоминают о Сократе с удовольствием и скорбью. Когда мы переносимся в темницу, где был заточен философ, голодающий, страдающий болью от оков, мы видим его в окружении учеников, последователей. Он не забыт, все его помнят и очень уважают. Сократ проводит со своими учениками последнюю беседу. Он рассказывает, что в темнице написал несколько стихотворений, потому что у него давно еще был вещий сон, который часто повторялся. Сон внушал ему трудиться на поприще муз. Сократ всегда считал высшим искусством философию, но решил все-таки в конце жизни попробовать написать стихотворения, чтобы успокоить совесть. В диалоге опять проявляется великая способность Сократа как учителя, способного в беседе проявить способности собеседника, «вытянуть» из него истину, знания. Сократ, зная о приближающейся смерти, не боится ее, не скорбит, а собирается встретить смерть с мужеством и надеждой получить блага после смерти. Сократ и собеседники объясняют, что такое возможно, потому что философ – человек, чья душа более всего отдалена от тела и стремится отдалиться от него, то есть истинному философу не важно состояние его тела, он может быть голоден, грязен, слеп, иметь множество кровоточащих ран, может ходить в старых лохмотьях и обращаться к телу только при самой крайней необходимости.

В диалоге «Гиппий Больший» представлен разговор Сократа с известным софистом-оратором Гиппием. Гиппий – напыщенный, хвастливый и очень богатый человек. Причиной спора о прекрасном стало то, Гиппий похвастался перед Сократом тем, что сочинил речь о прекрасных занятиях. Софист, умеющий только красиво выражать слова и загребать ими себе богатства, воспринимает вопрос «что такое прекрасное?» больше физически, в то время как мудрец считает, что прекрасное – это нечто, некая идея, сущность. Гиппий утверждает, что прекрасно всегда и везде для любого мужа быть здоровым, богатым и, чтоб жизнь его кончилась роскошными похоронами. Сократ оспаривает это утверждение, из чего можно сделать вывод, что философ не считает богатство и роскошь прекрасным. В этом диалоге можно заметить некое противопоставление Гиппия и Сократа, так алчный, глупый Гиппий противопоставляется простому, мудрому Сократу. Диалог оканчивается тем, что Гиппий считает этот разговор пустословием и, так как этот диалог не принесет ему пользы, уходит.

Итак, в диалогах Платона "Апология Сократа", "Критон", "Федон", "Гиппий Больший", образ философа представляется следующим образом: Сократ – старый мудрец, снаружи кажущийся неприятным, так как живет в бедности, но не считает богатство важным благом, и к телу обращается крайне редко при острой необходимости, но как личность, оказывается хорошим другом, благородным человеком, уважающим законы своего города и государства. Сократ любит странствовать, он мужественен перед лицом смерти.



Обратимся еще к некоторым другим диалогам Платона.

Исследуя диалог «Феаг», я задавалась вопросом «кто такой философ?» и пыталась найти ответ в этом произведении.

Сюжет диалога: Демодок обращается к Сократу за помощью, так как не понимает у кого хочет учиться его сын Феаг. Выясняется, что Феаг хочет учиться у философа, а именно у Сократа. Но мудрец говорит, что ничего не знает, кроме совсем небольшой науки – любви. Далее ведется разговор о том, почему же ученики Сократа, стали такими интересными после бесед с ним. Сократ говорит, что все дело во внутреннем гении, голосе, который иногда говорит ему что-то.

Итак, в этом диалоге у философа, как общее понятие, выявляются две основные особенности: знание науки любви и внутренний гений.

Сначала разберем понятие «внутренний гений». Сократ говорит, что гений сопутствует ему с детства, этот голос предупреждает его не совершать действий, но никогда к ним не побуждает. Этот голос предупреждает через него и других людей. Сократ рассказывает следующие истории, подтверждающие существование его гения. Хармид советовался с Сократом о том, стоит ли ему (Хармиду) состязаться в бегах. Внутренний голос подсказал Сократу, что он должен посоветовать Хармиду не бежать в соревновании, философ так и посоветовал юноше. Но Хармид его не послушал и все равно принял участие, и обернулось все так, что юноша умер. И еще один случай рассказывает о сократовском гении. Двое заговорщиков поднимались на пиру из-за стола, чтоб исполнить свой кровавый план. Один из них, Тимарх, вставая из-за стола, сказал Сократу, что ему надо идти, и, если повезет, он вернется. Сократовский гений устами философа сказал Тимарху, чтобы тот не шел никуда, а оставался за столом. Тимарх послушал его. Но через некоторое время, все-таки пошел исполнить свой план и был убит, и умер со словами о том, что смерть ему предстоит, так как не послушал Сократа.

Итак, это были два примера гения, как назвал его Сократ, или вещего голоса, звучащего внутри мудреца, который он слышит и передает людям его слова. Еще раньше в диалоге Феаг называет философов вещими, то есть случай с даром пророчества у философа не единичный, не только Сократ обладает им.

Но чем еще наделен философ? Сократ в диалоге говорит, что хорошо разбирается в науке любви, поэтому я решила обратиться к диалогу «Федр», в котором как раз освещена эта тема.

Содержание этого диалога следующее: Федр – молодой. одаренный человек встречает Сократа в городе и говорит ему, что был у Лисия – оратора и философа. У Федра с собой

речь о любви, написанная Лисием, Сократ и Федр направляются из города, чтобы найти тихое местечко, и там бы Федр прочитал Сократу речь Лисия. После прочтения речи между ними завязывается спор на тему любви.

Меня больше в этом диалоге не сами философские рассуждения о любви, а диалектика. Диалектика – это умение правильно, рационально вести речь, умение задавать вопросы и отвечать на них так, чтобы прийти к правильному мнению, это особый путь, который проходят собеседники для достижения истины. Участники беседы обычно спорят, но спорят не от вражды друг другу, а наоборот, они хотят помочь собеседнику и самому себе прийти к истине. Почему это важно для моего исследования? Сократ занимался тем, что вел беседы с афинянами, и в этих беседах постигал или давал постичь истину, выражал свои философские учения. Его последователь Платон записал диалоги, которые имели тот же эффект, как и сократовские беседы, только в них отражались еще и платоновские учения.

Надо заметить, что во всех диалогах Платона философ идет от незнания к знанию, при этом изначально зная, чего он хочет достичь, какую вершину покорить, о какой истине провозгласить.

Как связаны диалектика и диалог Платона о любви? Во-первых, сам Сократ в этом диалоге говорит, что любит город, так как там он может заниматься тем, что ему предназначено – беседовать с людьми.

Во-вторых, Сократ объясняет, как правильно составлять речь, что по сути и является объяснением диалектики. Философ говорит о том, что правильная речь исходит от истинного определения предмета, что важно объединить все выводы общим взглядом, но в это же время уметь разделить правильно все на виды, на естественные составные части.

В-третьих, говорится, что для того чтобы речь была правдоподобной и убедительной, необходимо изначально иметь правильное определение предмета, о котором беседуешь.

Можно также рассмотреть метафору пещеры, которую приводит Платон в «Государстве». Жизнь людей сравнивается со следующим явлением: есть пещера, посередине которой яркий свет; одни люди ходят посередине пещеры с кувшинами и утварью над головами, другие же люди стоят спиной к свету и лицо к стенам пещеры, видя лишь тени, отбрасываемые предметами, эти люди прикованы. Если один из прикованных освободится и пойдет увидит свет, то что будет? Сначала он будет привыкать к свету, затем будет смотреть на дорогу с людьми, проносящими утварь, а затем постепенно сможет смотреть и на солнце. Но ему станет жаль своих друзей. И он вернется к ним и окажется крайне смешным. В этом образе освободившегося человека можно увидеть философа. Доказать это можно тем, что свет – это истина, а философы – те люди, которые пытаются ее познать. Таким образом, можно увидеть проблемы, с которыми сталкиваются философы – непонимание людей и насмешки с их стороны.

В диалоге «Теэтет» так же излагаются проблемы, с которыми приходится сталкиваться философам. Сократ рассказывает о том, как Фалес, засмотревшийся на небесные светила, упал в колодец . Сократ так же указывает на то, что это свойственно всем, кто занимается философией.

Объединив основные мысли по исследованию диалогов "Феаг", "Федр", "Государство", "Теэтет", можно сказал основную мысль, в которой заключается ответ на вопрос "кто такой философ". Философ – человек, любящий и умеющий спорить, обладающий неким пророческим даром, внутренним голосом; это человек, познавший истину, увидевший божественный свет; но часто философы сталкиваются с такими проблемами, как непонимание и насмешки со стороны людей, но основной проблемой философов является то, что , видя истину, большое, важное, они порой не видят того, что у них под ногами, они слепы по отношению к обычному миру, в котором живут.



§2.2 Общие мотивы образа мантиса и образа философа и развитие образа философа

В первой главе был проведен анализ образа мантиса на примере произведений Софокла и Геродота. Выяснилось, что мантис –это часто слепой старец, причем его слепота есть причина его пророческого дара, жрец, который ходит с мальчиком-поводырем, появляется всегда в нужный момент, предсказывает неминуемую трагедию. Яркой чертой в этом образе является то, что мантиса уважают многие люди, мантис часто хорошо знаком с царской семьей, в некоторых диалогах мы видим, что мантис перечит царю, но последний, хоть и ссориться с мантисом, но не делает мантиссу зла.



Во второй главе приведен анализ образа философа. Древнегреческий философ - часто старец, который путем пренебрежения отдаляется от своего тела, часто философы не видят того, что у них под ногами, то есть обладают своеобразной слепотой к внешнему миру. Внутри философа находится голос, который предсказывает будущее. Самая главная черта философа – умение видеть истину и донести ее до человека, хотя донести у философов не всегда получается. Часто у философа бывают ученики, которые так же становятся его друзьями.

Важным различием между образами мантиса и философа является то, что философ – это общественный деятель, а мантис – жрец, в мантиссе большее мистическое начало. Но есть и черты, объединяющие эти образы: способность предсказывать будущее, слепота ( в случае образа мантиса буквальная, а у философа скорее как особенность ума), пренебрежение к своему телу.

Заключение

Попробуем прийти к некоторым выводам. В работе был рассмотрен образ мантиса, образ философа, а также были приведены схожие черты и различия этих образов. Образ мантиса – более древний и архаичный, мистичный. Мантис – это смешение человеческих и божественных начал. Важными составляющими этого образа являются: слепота, дар пророка, независимость, уважение к нему людей разного ранга.

Философ – человек, любящий и умеющий спорить, обладающий пророческим даром, внутренним голосом; это человек, познавший истину, увидевший божественный свет; но часто философы сталкиваются с такими проблемами, как непонимание и насмешки со стороны людей, основной проблемой философов является то, что , видя истину, большое, важное, они порой не видят того, что у них под ногами, они слепы по отношению к обычному миру, в котором живут.



Философ и мантис обладают важными схожими чертами (способность предсказывать будущее, слепота (в случае образа мантиса буквальная, а у философа скорее как особенность ума), пренебрежение к своему телу), поэтому можно сказать, что образ мантиса является источником образа философа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.С.И. Радциг История Древнегреческой литературы.- 5-е изд. – М.:Высш.школа,1982.

2. А.Ф.Лосев; Г.А. Солонкина; А.А. Тахо-Годи; Н.А. Тимофеева; Н.М. Черемухина .Античная литература. – М.:Просвещение, 1980

3. И.М.Тронский История античной литературы. – 8-е изд. – М.:Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010

4. Софокл Антигона. Эдип-царь. - СПб.: Азбука, 2012

5. Н.А. Кун Легенды и мифы Древней Греции. – 3-е изд. – Москва, 1955

6. Геродот История. – М: «АСТ МОСКВА»,2009

7. С. С. Аверинцев К ИСТОЛКОВАНИЮ СИМВОЛИКИ МИФА О ЭДИПЕ // http://ec-dejavu.ru/m/Mif_o_Edipe.html Ссылка действительна на 22.12.2012

8. В.В. Глебкин Наука в контексте культуры. – М.: «Интерпракс», 1994



9.Асмус В.Ф.- М.: Едиториал УРСС, 2004

10.Лосев А.Ф. Комментарии к диалогам Платона. // http://www.psylib.ukrweb.net/books/losew06/index.htm Ссылка действительна на 12.04.12

11.Платон Диалоги. – М.: Академический проект, 2011

12.Платон Диалоги. - С.-П.: Азбука,2011

13.Платон диалог «Теэтет» // http://psylib.org.ua/books/plato01/22teate.htm Ссылка действительна на 12.04.12

14.Платон «Миф о пещере («Государство», книга 7 в сокращении. Диалог между Сократом и Главконом)» // http://ok.olgagreat.com/platon-mif-o-peshhere Ссылка действительна на 12.04.12

15.Платон Собрание сочинений в четырех томах, том первый. - М.: Мысль,1990

1С.И.Радциг История древнегреческой литературы: Учебник. -5изд.-Москва. 1982

2 А.Ф.Лосев, Г.А. Солонкина, А.А.Тахо-Годи, Н.А Тимофеева, Н.М. Черемухина


  • Глава 1. «Образ мантиса в произведениях Геродота и Софокла»
  • §1.1 Софокл, его трагедии «Антигона» и «Эдип-царь». Образ мантиса в трагедиях «Антигона», «Эдип-царь»
  • §1.2 Геродот, его труд «История». Образ мантиса в «Истории» Геродота.
  • §1.3 Выводы из первой главы.
  • Глава 2 Образ философа в диалогах Платона и сравнение образов мантиса и философа
  • §2.2 Общие мотивы образа мантиса и образа философа и развитие образа философа