Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Диплом Изучение творчества Казимира Малевича на уроках мхк в средней школе




Скачать 275.92 Kb.
Дата30.06.2017
Размер275.92 Kb.
ТипДиплом


ГБОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия - лаборатория»




Диплом

Изучение творчества Казимира Малевича на уроках МХК в средней школе.


Автор: ученица 10 класса «Б»

Максименко Евгения



Руководитель: Малиновская М. В.

Москва


2016

Оглавление

Введение

Глава 1

  • Биография Казимира Малевича

  • Общий теоретический материал

  • Анализ творчества художника

Глава 2

  • Описание урока по творчеству Казимира Малевича

  • Анализ проведенного урока

  • Выводы

Заключение
Актуальность исследования.
В школьную программу почти не входит творчество художников двадцатого века: много времени уделяют на изучение античного искусства, импрессионизма, а о модернизме на уроках говорят очень мало. 

Эпоха модернизма в искусстве является ключом для понимания современного искусства. В это время художники перешли от реализма к абстрактному мышлению, появились новые, непохожие друг на друга, направления, в основе которых лежит некая новая философия, правило. Эти направления развивались и изменялись, и многие из них нашли свое место в современном искусстве. Более того, если мы познакомимся с основами абстракционизма, можно упростить себе понимание творчества более поздних художников.

Попробуем найти ответ на вопрос: зачем нужно понимание искусства и изучение предмета мировой художественной культуры в школе. Искусство не стоит на месте, оно со временем развивается. Это определяет его исторический характер: искусство дает возможность понять прошлое, людей, живших многие столетия назад, их образ мышления, ценности и так далее. Ведь, главным образом, искусство - отображение окружающего мира и общества художником, человеком со своим мнением. 

После знакомства с самыми яркими представителями искусства эпохи 20 века у учащихся, возможно, сформируется представление о разнообразии видения мира разными людьми. Я выбрала одного художника-модерниста, Казимира Малевича. Свой выбор я могу обосновать тем, что его картина является одной из самых обсуждаемых в мире за целый век своего существования, и ее до сих пор исследуют, также Казимир Малевич является основателем супрематизма как абстрактного направления в живописи. Эта работа послужит первым шагом к созданию цикла уроков о художниках-модернистах для изучения их произведений в школе. Кроме того, изучение Малевича и его творчества интересно для меня, и во время работы над дипломом я хочу разобраться в творчестве Малевича и его философии супрематизма, а так же попробовать себя в роли учителя.


Цель и задачи исследования. 

Цели работы:

1) Изучение феномена Малевича,

2) Разработка и проведение урока


Достижение выдвинутых целей предполагает решение следующих задач:

  •  исследовать необходимую литературу по теме.

  • составить теоретическую базу, которую можно использовать для проведения уроков.

  • выяснить особенности подачи материала для учеников выбранного возраста

  • составить план урока

  • провести пробный урок для учащихся

  • анализ урока (выяснить мнение учащихся и проанализировать самостоятельно)

  • сделать выводы об эффективности работы.


Выбор источников для работы.

Для написания дипломной работы по творчеству К.Малевича я решила использовать Википедию для получения общей информации о жизни художника. Чтобы подробнее узнать о его творчестве я использовала сайт о картинах Малевича (ссылки в списке литературы). Во время более подробного изучения творчества я использовала книгу “Казимир Малевич. Черный квадрат” И.Вакар. Эта книга является частью серии книг “История одного шедевра” , эти книги об отдельных картинах известных художников были написаны и изданы при поддержке Третьяковской галереи. Также я много использовала просветительский проект “Arzamas”, как для своей теоретической части, так и для проведения урока, потому что предложенные там материалы интересны и достаточно редко встречаются в других источниках. А для того, чтобы понять философию Малевича и то, как он оценивал свое творчество сам, я использовала книгу “Черный квадрат” его авторства.



Глава 1.
Часть 1. Биография Малевича.

Казимир Северинович Малевич родился в 1879 году в семье управляющего на заводе. Малевичи часто переезжали из деревни в деревню. 
С самого детства у мальчика появился интерес к творчеству: он расписывал печи в крестьянских домах, такая близость к крестьянам, возможно, повлияла на дальнейшее развитие темы крестьянства в его творчестве. Юный Малевич посещал рисовальную школу им. Мурашко в Киеве в 1895 году. 
Когда семья переехала в Курск, Малевичу пришлось устроиться на работу чертежником при железной дороге. Малевич хотел другой жизни, свободное от работы время он проводил в кружке любителей искусства. 
Малевич копил деньги на переезд в Москву, где хотел поступить в училище живописи, ваяния и зодчества. Казимир твердо решил ехать, но его жена, Казимира Зглейц, была против, ведь Малевич ехал один, а ее с детьми оставлял в Курске. Несмотря на это Казимир уехал в Москву. Потерпев неудачу - его не приняли в училище летом 1905 года- Малевич все равно остался в Москве и поселился в художественной коммуне у художника Курдюмова. Плата за комнату была низкая, но все равно в какой-то момент у Малевича закончились деньги, и он вынужден был вернуться в Курск. 
Он сделал повторную попытку поступить в московское училище, но его не приняли и на этот раз.

Вскоре мать Малевича открыла в Москве столовую, и Казимир со своей женой и детьми переехали в Москву. Отношения между ними были сложные, они часто ссорились, и Казимира Зглейц, взяв детей, ушла из дома. Она устроилась на работу в психиатрическую лечебницу, откуда сбежала с врачом, а детей оставила у заведующего хозяйством. Когда Малевич забирал оттуда детей, он познакомился с дочерью заведующего, Софьей Рафалович, и впоследствии женился на ней.

В это же время Малевич посещает занятия в студии Регберга, а с 1910 года начинает активно принимать участие в выставках, диспутах, знакомился и дружил с другими известными русскими художниками. Также Малевич создавал декорации и костюмы к опере "Победа над солнцем", во время работы над которой к нему пришла идея "Черного квадрата". Малевич иллюстрировал книги Хлебникова, писал манифесты.

После создания супрематизма Малевич организовал общество "Супремус", куда входили многие известные художники, как Розанова и Попова. 
В 1917 Малевич был избран председателем общества "Бубновый Валет", одного из самых значимых обществ в России, и в этом же году был назначен ответственным за охрану ценностей Кремля. 

В 1919 году, исчерпав себя в супрематизме, Малевич занялся преподаванием и уехал в Витебск, где руководил мастерской. У Малевича появилось еще одно общество - УНОВИС (утвердители нового искусства) - члены которого были учениками Малевича. 

После заграничной командировки 1927 года в Варшаву и Берлин Малевича арестовывают и держат под стражей. Малевича отпускают, но его картины подверглись гонению. На Малевича произвела впечатление поездка заграницу, он снова начинает рисовать.

В 1930 Малевича арестовывают и сажают в тюрьму на несколько месяцев, обвиняя в шпионаже. В 1933 художника настигает тяжелая неизлечимая болезнь, а в 1935 он умирает.1

 

Часть 2. Стили в живописи, в которых работал художник. 


Для того, чтобы постараться понять картины Казимира Малевича, нужно сначала разобраться с идеями направлений в живописи, в которых он работал. 

Итак, Малевич в своей жизни много экспериментировал с живописью. Его картины были написаны в: авангардизме, фовизме, импрессионизме, футуризме, кубизм, однако наибольшим достижением Малевича как художника являлось создание авангардного стиля супрематизм. В этой части своей работы я решила подробнее рассказать о каждом стиле.2



Импрессионизм - стиль в искусстве, стоящий между искусством нового и новейшего времени. Появился еще во Франции в конце 19 века. Главной задачей этого стиля было изображение чего-либо в естественной среде. Импрессионизм субъективен, художник всегда передает то, что он видит, а не то, что от него ожидают. Художники-импрессионисты создали новый метод изображения: делая большие мазки разных цветов, они достигали эффекта размытости. 

Среди художников импрессионистов: Клод Моне, Эдуард Мане, Камиль Писсаро, Поль Сезанн.



Авангардизм - модернистское течение в живописи 20 века. Художники-авангардисты стремились оторвать живопись от старых принципов, наполнить свои картины необычным содержанием. Они изобретали новые законы в живописи. В какой-то степени авангардизм является революционным, провокационным течением. Авангардисты выступали против всего искусства до появления их течения, считая его "дикарским". 

Дикари начали изображать сначала себя в примитивном виде, а затем и окружающую себя природу. До появления авангардизма художники усложняли старую схему искусства, они начали не только изображать окружающие их предметы, но и искать идеал, как это делали художники эпохи Возрождения. 

Авангардисты считали, что в век новых технологий искусство должно соответствовать времени. Они старались отображать формы, максимально отдаленные от натуры, изобретать новое и не повторяться. Главными составляющими в искусстве стали форма и цвет. 

 В начале двадцатого века появляются авангардные направления: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм. 



Фовизм - течение, для которого характерно сочетания ярких цветов вместе, сильных контрастов. Фовисты искали не объем и форму, а именно цвет и его насыщенность. 

Среди художников фовистов: Анри Матисс, Жорж Руо, Альбер Марке.



Кубизм - течение авангардизма, для которого основной является форма предмета. Картины этого направления отличаются четкостью прямых линий и граней. 

Художники-кубисты: Пабло Пикассо, Жорж Брак



Футуризм - течение авангардизма, в чем-то схожее с кубизмом. Футуристы стремились передать движение предметов при помощи разделенных на части фигур и разных этапов действия. 

Среди художников футуристов: Юрий Анненков, Давид Бурлюк, Джозеф Стелла.



Экспрессионизм - направление авангарда, для которого характерны изображение чувств художника через яркие сочетания цветов, ломанные линии и деформацию пространства

Художники-экспрессионисты: Август Маке, Василий Кандинский,



Абстракционизм - еще одно направление в авангарде. Абстракционисты передают внутренний мир, настроение и эмоции через композицию, состоящую из фигур и линий определенных цветов. При этом цвет играет ключевую роль, а не является средством изображения формы.

Среди художников абстракционистов: Робер Делоне, Пит Мондриан



Сюрреализм - направление в литературе и искусстве 20 века, для которого характерны эксперименты с сюжетом и идеей произведения, а форма и цвет являются второстепенными. 

Среди художников сюрреалистов: Рене Магрит, Хоан Миро, Пауль Клее.



Супрематизм – направление, открытое Казимиром Малевичем. Картины, написанные в супрематизме, представляют собой композиции из геометрических фигур разных цветов. Для супрематизма характерна беспредметность и максимальная оторванность от традиционных представлений об искусстве, что Малевич считал наивысшей ценностью.

Среди художников супрематистов: Ольга Розанова, Любовь Попова, Илья Чашник, Иван Клюн.



Постсупрематизм (неосупрематизм) – разновидность супрематизма, характерная для позднего творчества Казимира Малевича. В этом стиле на переднем плане появляются абстрактные геометрические фигуры людей, а на заднем – классические супрематические композиции.


Часть 3. Творчество художника.
Казимир Малевич долго искал себя в творчестве, экспериментировал со стилями, поэтому его работы разнообразны по написанию. Предлагаю проанализировать некоторые из них.

Малевич, как и многие представители творческих кругов, имел сложные отношения с властями. Единственная его работа, признаваемая в Советском Союзе засчет темы - октябрьской революции - “Скачет красная конница”. Эта картина математически выверена: Малевич максимально точно использовал прием золотого сечения, то есть земля так относится к небу, как небо к величине всей картины. На картине есть только небо, земля и конники, и больше ничего. Конница расположена на картине так, что впереди у нее больше пространства, чем она уже прошла: революция уничтожила прежние порядки, но нового мира еще не создала, и еще многое придется сделать.

Вызов Малевича устаревшему для него искусству ярко виден в картине “Авиатор” . Изображенный человек оказывается в необычном для него мире плоских абстрактных фигур, отдельно не связанных вещей и надписей. Этот человек не похож на авиатора, а на его голове надет цилиндр. Он прорисован четче всего остального, что дает возможность предположить, что он точно был вырван из другого мира или измерения и сам не понимает, где оказался. Подобная живопись была непривычна как для ценителей классического искусства, так и для простых посетителей выставок Малевича , не разбирающихся в искусстве. Трактовать смысл картины и отдельных вещей Малевич разрешает каждому зрителю, давая ему большое пространство для фантазии.3

На пути к изобретению нового стиля, о чем так мечтал Малевич, возникли и некоторые трудности. Во время написания первых картин в супрематизме, когда еще никто ничего не знал об этом, к Малевичу вошел его знакомый художник Пуни. Малевич, как и все художники в то время, боялся конкуренции, и его страх был оправдан: его идею могли присвоить себе с легкостью. После этого визита Малевичу пришлось срочно заявить о себе и своем открытии.4

Пожалуй, самая известная картина Малевича – Черный квадрат. Эта работа была выполнена в супрематизме и, как утверждает Малевич, идея написания “черного квадрата” пришла к нему в 1913 году во время создания декораций к опере “Победа над солнцем”: действие происходило на фоне черного, наполовину закрашенного квадрата. В письме Матюшину Малевич пишет: “ и 3-й рисунок, завеса 1-го действия, завеса изображает черный квадрат, зародыш всех возможностей, принимает при своем развитии страшную силу, он является родоначальником куба и шара, его распадения несут удивительную культуру в живописи. В опере он обозначал начало победы”. По одной из версий возникновения черного квадрата, Малевич нашел знак, выражающий смысл оперы. В дневниковой записи Рождественского сохранились воспоминания о Черном квадрате с участием Малевича: автор вспоминает о статье “белое солнце и черный квадрат”, где квадрат противопоставлен солнцу, и пишет о ней: “ Ничего в ней не понял, и К.С. сам не понял. Но подчеркнул мне, что…заложено в этой рукописи много, но все заложено подсознательно и потому, значит, и верно”. Можно считать черный квадрат символом, однако сам супрематизм стремится к свободе от любых символических значений. Малевич связывал супрематизм и черный квадрат с цифрой 0: он говорил, что пришел к нулю и зашел за ноль, то есть пришел к первооснове искусства, к черному квадрату, и зашел за него, туда, где нет ни изображения, ни формы.5

Считается, что Черный квадрат был написан Малевичем на уже использованном холсте. Выделяют три красочных слоя : законченная кубофутуристическая композиция, поверх нее – незаконченная композиция , покрытая лаком, и собственно видимая часть картины – черный квадрат. А на белом поле обнаружены остатки надписи “битва негров …” Это дает повод для размышлений, действительно ли серьезно воспринимал Малевич свой черный квадрат, ведь Малевич заявлял: “Я неделю не мог спать, есть, я хотел понять то, что я сделал, но я не мог сделать этого”. Вполне возможно, что к своему творчеству Малевич относился и шутя: художник обладал чувством юмора, участвовал в провокационных акциях и любил запутывать последовательность событий и материалов своей биографии ( что является одной из главных проблем в изучении творчества Малевича и ответа на вопрос, действительно ли Малевич был первым автором в супрематизме) Так или иначе, сначала появился Черный квадрат, а потом уже возможные смыслы картины. Черный квадрат стал первым элементом супрематизма, его “атомом”. При этом Малевич утверждал, что квадрат является последней работой, то есть самой беспредметной в супрематизме:” Черный квадрат – формула беспредметного искусства”. Потом эти смыслы картины дополнялись новыми, как использование квадрата как языка для выражения чувств или реализация задачи создания формы из ничего, что Малевич считал наивысшей ценностью. На выставке “0-10” черный квадрат висел в углу, как бы на месте иконы. Малевич говорил, что создал новую религию, символом которой и является “черный квадрат”6

Если черный квадрат считается первой супрематической картиной, то “Белое на белом” – последняя. Эта картина была написана в 1918. Здесь наблюдается окончательный уход в беспредметность, и Малевич сводит все к нулю. Эта картина практически совсем свободна от любых правил. После этого Малевич был уверен, что писать картины больше не будет, потому что исчерпал себя в супрематизме, самом высшем стиле. Но далеко от искусства не уходил, стал преподавать теорию искусства.

После того, как Малевич решил, что он исчерпал себя в супрематизме, а, значит, и в искусстве в целом, он “ушел в отставку” и занялся преподаванием. Однако в какой-то момент он вернулся в искусство с новым стилем, неосупрематизмом (или супнатурализмом). Малевич все еще использовал супрематизм, но на заднем плане. В рамках постсупрематизма в его творчестве появляются фигуры людей, составленные из геометрических фигур, то есть появляется взаимодействие людей определенных форм с другой плоскостью, с супрематизмом. Картина Голова Крестьянина была как раз написана в этот период. На заднем плане можно увидеть как раз супрематический пейзаж, поле, на котором работают разноцветные фигуры людей, крестьяне. На переднем плане изображена бело-красная голова человека, как можно понять, тоже крестьянина. На картине голова расположена в самом центре, это и ее масштаб напоминают каноническую икону. Это уже вторая картина Малевича, названная своеобразной иконой: если черный квадрат был иконой супрематизма, то "Голова Крестьянина" икона другого стиля. Можно прочитать скрытый подтекст, ведь на иконах изображают святых, значит, здесь святым изображен крестьянин. Его взгляд наполнен глубоким страданием, грустью и усталостью. 


Можно увидеть на картине и другую тему. Противопоставленные друг другу ручной труд и новые технологии образуют конфликт: в небе можно увидеть самолеты, символ нового времени, а крестьяне на земле представляют устаревшее время, где людей разделяли по классам. Для русских авангардистов характерно обращаться к теме народа и крестьянства, и в этом Малевич не уходит далеко от них.7
Итак, я изучила творчество Малевича, его биографию и место изобретенного им супрематизма в системе других направлений в искусстве 20 века. Мне кажется, что многие недооценивают картины Малевича, потому что не знают некоторых фактов как в целом про жизнь художника, так и про отдельные картины, как “Черный квадрат”. Смысл картин, вырванный из жизненных обстоятельств художника и условий их написания, легко теряется. На мой взгляд, проблема неоднозначного отношения к творчеству Малевича частично зависит от знаний людей о нем. Именно поэтому в следующей главе я постараюсь подготовить урок для школьной программы МХК, чтобы постараться заинтересовать школьников в творчестве Малевича и способствовать формированию мнения о нем.


Глава 2.
Изучив личность Малевича, проанализировав философию его творчества и сами картины, я пришла к выводу, что найденный мной материал подходит для изучения в школе. В рамках школьной программы по мхк обязательно нужно рассказать о Казимире Малевиче для общего развития учащихся. Я решила, что урок подходит для 8-9 классов, потому что в это время у школьников уже сформировалось представление об истории искусств, и им будет легче объяснить смысл картин Малевича. Для того, чтобы мой урок лучше усвоился, я решила сделать его комбинированным, включить в него дискуссии, во время которых можно постараться найти свой вариант ответа на неоднозначные вопросы, а так же задания в игровой форме, чтобы привлечь внимание учеников. При этом задания в игровой форме помогут мне достигнуть несколько целей: при их помощи учащиеся сами попробуют проанализировать картины Малевича; им будет показано, что Малевич рисовал во многих направлениях и что у него есть множество последователей и учеников, и некоторые из них до сих пор используют изобретенные Малевичем стили в живописи.

Часть 1.План-конспект урока.

Тип урока: комбинированный

Описание: урок по творчеству одного из выдающихся художников 20 века, полученные знания направлены на формирование представления о мировом искусстве, умению анализировать творчество Малевича и других художников.

Предмет: МХК

Тема: Творчество Казимира Малевича

Цель урока: Изучить биографию художника, рассмотреть и проанализировать его творчество, чтобы у учащихся сформировалось представление о направлениях абстрактного искусства.

Задачи:

1. Ознакомить учащихся с биографией художника

2. Рассказать о наиболее известных картинах художника.

3. Дать представление о направлениях абстрактного искусства на примере творчества Малевича.

2.Способствовать развитию у учащихся : -своей точки зрения.

3.- способности грамотно формулировать собственные мысли, используя основные термины и понятия у учеников.

4.Повысить интерес учащихся к культуре и искусству

5.Продолжить формирование целостного представления о роли искусства в культурно- историческом процессе развития человечества.

7.Раскрыть творческие способности школьника и его мышления

Оборудование урока: Компьютер, проектор для показа презентации

План урока:

1.Организационный момент

2.Лекция по биографии художника. Основные факты.

4. Философия Малевича , причины потребности отойти от традиционного представления об искусстве, супрематизм

3. Черный квадрат. Является ли это настоящим искусством? Выслушать аргументы за и против. Загадки черного квадрата. Результаты исследований.

6. Анализ картин Малевича.

7. Знакомство с другими картинами Малевича, с творчеством других художников этого времени, с основными принципами абстракционизма в целом в игровой форме.

Конспект урока:

Здравствуйте, меня зовут Женя, и сегодня я проведу у вас урок, посвященный творчеству известного художника Казимира Малевича. Казимир Малевич – значимая фигура в русском и мировом искусстве, и я уверена, что вы не раз слышали его фамилию. Давайте начнем знакомство с самим художником и изучим его биографию.

В раннем детстве Малевич с семьей часто переезжали в разные деревни. И с детства проявлялись наклонности к творчеству: мальчиком Казимир Малевич разрисовывал печи в деревенских домах и посещал художественную школу. Когда его семья переехала в Курск, Казимир работал чертежником при железной дороге. Свою работу он не любил, и в свободное время занимался искусством. Он организовал в Курске художественный кружок вместе с другими художниками. Он женился, но через какое-то время Малевич решил переехать в Москву и полностью изменить свою жизнь. Вся его семья была против, потому что в Москву он собирался один, а все оставались в Курске. В Москве у Малевича не получилось попасть в художественное училище, но возвращаться в Курск он не хотел. До того, как к нему приехала семья, Малевич жил в крайней бедности, но и после ее приезда с деньгами было нелегко. В Москве Казимир Малевич занимался искусством и принимал участие как в выставках “Бубнового валета”, так и ”Союза молодежи”) Это были очень известные и совершенно разные общества .Помимо этого Малевич писал манифесты, участвовал в диспутах, создавал декорации и эскизы костюмов к спектаклям, устраивал провокационные акции, иллюстрировал книги (Хлебникова), а после революции 1917 года был назначен ответственным за охрану ценностей Кремля. Когда Малевич вернулся из первой поездки заграницу, его арестовали советские власти. Друзьям удалось добиться его освобождения, но его картины подверглись жестокому гонению. Малевич все равно продолжил рисовать. В 1930 его снова арестовали, и Малевич несколько недель находился в тюрьме. Существует легенда, что в заключении к Малевичу пришла идея граненого стакана, потому что из тюремных стаканов пить было неудобно. Тяжелые условия заключения повлияли на здоровье художника: в 1933 у него обнаружили неизлечимую болезнь, а в 1935 он умер.

Вот такой была жизнь художника. А теперь скажите, что вы знаете о его творчестве? Знакомы ли вам хоть некоторые его картины?

Для того, чтобы постараться понять картины Малевича, давайте разберемся, почему он рисовал в таких жанрах.

Малевич жил в эпоху грандиозных открытий. В то время везде появлялись машины, уже привычные нам, но фантастические для того времени. Очень быстро меняется быт людей, однако вместе с этим искусство и его идеалы оставались на месте. Малевич же считал, что искусство должно соответствовать эпохе, поэтому и приобщился к авангарду, где не было столь жестоких рамок. В одном из своих манифестов Малевич говорит о том, что академическое искусство устарело, но в авангардных направлениях есть своя красота, которую не привыкли еще видеть люди.

Малевич много экспериментировал с разными стилями, он писал в импрессионизме, авангардизме, фовизме, кубизме, но все время был нацелен на открытие своего собственного стиля. Он назвал его “Супрематизм”(supremus- наивысший). Супрематизм выражает собой композиции простейших фигур разных цветов, которые лежат в основе всего мироздания, в нем отсутствуют понятия времени и пространства.

Самым ярким и знаменитым примером супрематизма является картина “Черный супрематический квадрат”. Как вы думаете, можно ли отнести эту картину к настоящему искусству? Вместе с соседом по парте попробуйте придумать аргументы за то, что “черный квадрат” – гениальное произведение, и за то, что в картине нет ничего особенного.

Так или иначе, “черный квадрат” является объектом исследований на протяжении ста лет. Просканировав картину, специалисты выяснили, что под черным квадратом скрываются две композиции и надпись.

Каждый человек по-разному трактует смысл картины, но есть две основные и противоречащие друг другу концепции: “Черный квадрат” – начало нового искусства, потому что он, как атом, является единицей нового мира супрематизма, и “Черный квадрат” – конец искусства. За черным квадратом белый фон, пустота, ничего. Что вы видите в картине?

Гениальное ли это открытие или самая настоящая провокация, у Малевича получилось заставить людей думать над эти вот уже сто лет. Даже если это все развод, а “Черный квадрат” – способ привлечь внимание, все равно это гениальный путь к славе

Немногие знают, что Казимир Малевич экспериментировал с формами супрематизма, и после написания черного квадрата им были написаны “черный круг” и “черный крест”, которые, однако, не так сильно прославились.

Малевич жил в советское время, и, как и многие представители творческих кругов, имел сложные отношения с властями. Единственная его работа, признаваемая в советском союзе,- “Скачет красная конница”. Эта картина математически выверена: Малевич максимально точно использовал прием золотого сечения, где первая величина относится ко второй, как вторая к их сумме. В картине присутствует и философский смысл: там есть только небо, земля и конники, и больше ничего. То есть революция уничтожила прежние порядки, но нового мира еще не создала.

Еще одна картина, “Белое на белом”, не менее противоречивая, чем “черный квадрат” показывает душевную пустоту художника в тяжелое для него время, когда он исчерпал себя в супрематизме, а так же символизирует свободу от всего.

Вызов Малевича устаревшему искусству ярко виден в картине “Авиатор” . Изображенный человек оказывается в необычном для него мире плоских абстрактных фигур, отдельно не связанных вещей и надписей. Этот человек не похож на авиатора, а на его голове надет цилиндр. Он прорисован четче всего остального, что дает возможность предположить, что он точно был вырван из другого мира или измерения и сам не понимает, где оказался

Голова крестьянина”. На фоне полей и работающих безлицых фигур крестьян изображено большое красно-белое лицо крестьянина. Оно смотрит сурово, грозно. На заднем плане изображены самолеты – символ цивилизации и века технологий, который противопоставлен крестьянскому труду. Эту картину называют своеобразной постсупрематической иконой, поскольку в ее композиции четко прослеживается сходство с традиционной иконописью

Давайте проведем маленькую игру в оставшееся от урока время. Здесь вы должны проявить свою фантазию, потому что отгадать правильные ответы действительно сложно.

Материалы для игры:



  1. Угадать название картины, определить, что на ней изображено.

  • Женщина на остановке трамвая

  • Англичанин

  • Точильщик

  1. Определить, действительно ли автором картины является Казимир Малевич

  • Ольга Розанова “Беспредметная композиция. Супрематизм”

  • Казимир Малевич “На бульваре”

  • Любовь Попова “Натюрморт с подносом”

  • Казимир Малевич “Birkenhain”

  • Илья Чашник “Белый крест на черном фоне”

  • Виктор Пивоваров “Черный круг”, “Белый круг”, “Красный круг”.

Если же время до конца урока еще есть, можно собрать пазл картины “Черный квадрат” (ссылка дана в презентации), который поможет вспомнить особенности картины.

Спасибо за урок!




Этап/часть урока

Время, отводимое на данный этап

Действия учителя/текст урока

Предполагаемые действия/ответы учащихся

Форма работы

Источник информации

Организационный

момент


3 минуты

Приветствие

Обозначение темы













биография


7 минут

Рассказ про жизнь Малевича и почему устарело искусство

конспектирование

лекция

презентация

Творчество художника

15 минут

  1. Черный квадрат. Вопрос к классу насчет картины. Является ли черный квадрат настоящим искусством?

  2. Загадки черного квадрата: результат исследований картины

  3. Анализы и обсуждение других картин Малевича

  • Белое на белом

  • Авиатор

  • Голова крестьянина

Участие в дискуссии, ответы на вопросы


семинар

Презентация

Интернет-ресурс



Интерактивная часть

15 минут

Игры в формате викторины

  • Что тут изображено

  • Угадай название

  • Малевич ли автор?

  • Собрать черный квадрат




игра

Презентация, Интернет-ресурс

Закрепление материала

5 минут

Ответ на вопросы, повторение изученного на уроке




Вопрос-ответ





Часть 2. Анализ урока.

Урок был проведен в группе 8 класса, состоящей из 24 человек

Тема урока : Творчество Казимира Малевича

Тип урока: комбинированный.

Структура урока: лекция, семинар, игровая часть
Этот урок может проводиться как в рамках программы предмета мхк во время изучения 20 века, так и может быть оторванным от программы, поскольку он посвящен отдельному художнику и в нем даются определения важных терминов и обоснование перехода к авангардному искусству.

На уроке учащиеся активно работали, хотя некоторые и были незаинтересованны в предмете в целом. Несмотря на неподготовленность к уроку, потому что учеников не предупреждали о проведении урока о Казимире Малевиче, большинство работали активно и применяли уже полученные ими знания.

Цели урока были достигнуты: учащиеся познакомились с творчеством художника, получили представление о стилях, в которых он работал, научились отличать супрематизм от других направлений, проанализировать картины Малевича.

Сначала мне показалось, что в распределении времени стоило меньше времени уделить на биографию, которая не сильно заинтересовала учащихся, а больше – на изучение картин, однако биография, рассказанная на уроке, была достаточно краткая и сокращенная и дала представление о жизни художника, необходимое для более целостного понимания его творчества.

Связки между этапами были логичны: сначала был рассказ о жизни художника, потом о его творчестве, начавшийся с философии художника о необходимости изменения ценностей искусства. После этого с учащимися мы рассмотрели супрематизм, его определение и начали разговор о самой известной и первой картине, написанной в супрематизме, о “черном квадрате”. В рамках изучения этой картины была проведена дискуссия, поиск ответа на вопрос: Можно ли назвать Черный квадрат произведением искусства? Учащиеся выражали свое мнение и приводили свои аргументы, таким образом они сформировали свой собственный анализ картины. На уроке не удалось прийти к единому мнению, поскольку были представлены разные точки зрения с аргументацией, которую нельзя опровергнуть – такой результат ожидался до проведения урока. Затем учащимся был показан видеоотрывок о последних исследованиях черного квадрата, а потом им было рассказано о том, как анализируют картину. После этого учащиеся познакомились с другими известными картинами в лекционно-семинарной форме, а продолжили в игровой, где они также научились отличать работы Малевича от работ других русских авангардистов.
Оценка урока учащимися.

Всего учащихся: 24

Урок понравился: 100%

По пятибальной шкале



  • на 5 оценило 79%

  • на 4 оценило 21%

  • на 3 оценило 0%

  • на 2 оценило 0%

  • на 1 оценило 0%

тема урока интересна для 75% учащихся

оценка отдельных частей урока:



  • биография: на 5 оценили 54% учащихся, на 4 – 33%, а на 3- 12%

  • дискуссия: на 5 оценили 79% учащихся, на 4- 17 %, а на 3- 12%

  • игра: на 5 оценили 83%,а на 4 -17 % учащихся

Все замечания учащихся касались моего непрофессионализма, поэтому не рассматривались мной как замечания к самому уроку

Итак, большинству учащихся урок понравился. Менее всего им была интересна биография, а более всего – игровая форма работы. При этом в целом не было получено ни одного негативного отзыва.


Выводы.

Итак, я подготовила урок по творчеству К. Малевича, провела его, и, проанализировав свою работу, пришла к выводу, что проводить уроки подобного формата в 8-9 классах следует, у учащихся повысился интерес к творчеству русских авангардистов и в частности к творчеству Малевича. На примере моего урока можно создать цикл уроков о русских авангардистах, подробнее рассказать об их творчестве и о стилях, в которых они работали. Анализировать картины авангардистов, которые, безусловно, могут быть неоднозначными для восприятия, было интересно для большинства присутствующих на уроке. Также благодаря дискуссиям и играм возможно поддерживать на высоком уровне активность работы на уроке.




Заключение.
Итак, в рамках своей работы над дипломом я изучила биографию Малевича, рассмотрела его творчество, предварительно изучив особенности разных направлений абстрактного искусства.

Я составила урок для изучения в школе найденного мной материала, для которого сократила ненужную информацию в биографии художника и упростила изложение о его творчестве. В урок были добавлены и материалы из Интернет-ресурсов: видеоролик с официального сайта новостей об исследовании “Черного квадрата” и паззл “Черного квадрата” для завершения игровой части урока.

Я провела урок, выяснила , как относятся к творчеству Малевича учащиеся 8 класса и понравился ли им мой урок, а так же сделала собственный анализ.

Исходя из этого я пришла к выводу, что моя работа проведена не в пустую и подготовленный урок по Малевичу можно использовать в школах в дальнейшем.



Во время изучения феномена Малевича и поисков ответа на вопрос, как относиться к его творчеству, я пришла к выводу, что Малевич не хотел обманывать зрителей. Несмотря на то, что сначала он не понял, что он нарисовал, находясь под вдохновением от декораций оперы, впоследствии он создал целую философию своего придуманного направления и верил в то, что он открыл нечто новое и неизведанное. Безусловно, оценивать это можно иначе, но я считаю Малевича настоящим художником, который способен передать свое видение мира при помощи одной картины с изображением черного квадрата. Идеи Малевича и его философия были интересны для меня, я узнала и поняла множество новых вещей. Даже из биографии художника я вынесла важные для себя уроки: никогда не сдаваться на пути к своей мечте: Малевич хотел стать художником и дважды подавал документы в художественное училище, но ему отказывали, однако все равно ему удалось создать новое направление в искусстве, как он и мечтал.


Список литературы.


  • Паола Волкова. Мост через бездну. Книга вторая. -М.:Зебра Е, 2013-224 с., ил.  Глава 12 "черный квадрат"




  • Казимир Малевич. Черный квадрат. -СПб.:Азбука, Азбука-Аттикус,2015. - 288с. - (Азбука-классика. Non-Fiction).




  • Академик. Энциклопедии и словари. http://dic.academic.ru/ Ссылка действительна на 04.05.2016.




  • Википедия – свободная энциклопедия. Казимир Малевич. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87,_%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Ссылка действительна на 04.05.2016.




  • Казимир Малевич. Биография и картины. http://malevich-art.ru/ Ссылка действительна на 04.05.2016.




  • “Arzamas” – просветительский проект. Курс №18. Русский Авангард. http://arzamas.academy/courses/18 Ссылка действительна на 04.05.2016.




  • Ирина Вакар. Казимир Малевич. “Черный квадрат”. – М.: Гос. Третьяковская галерея, 2015.



1 Интернет-ресурс. Казимир Малевич. Биография и картины.

2 Информацию о стилях, терминах и художниках я брала из интернет-энциклопедии “Академик. Энциклопедии и словари”.

3 Информация о картинах в большей степени представлена на сайте “Малевич. Биография и творчество”

4 “Арзмас” Курс 18. Эпизод 4 “Рождение и смерть супрематизма”.

5. Ирина Вакар. Казимир Малевич. “Черный квадрат”. С 26.

6 Арзмас” Курс 18. Эпизод 4 “Рождение и смерть супрематизма”.

7 Арзмас” Курс 18. Эпизод 2 “Две столицы авангарда ”.


Каталог: sites -> default -> files -> research -> res-3827
research -> Во второй главе мы рассмотрим период правления Ивана Грозного, а именно его венчание на царство, которое очень сильно отразилось как на самом государстве, так и на западной Европе
research -> Теоретические аспекты выбора пищевого поведения у подростков 6
research -> Реферат Авиапромышленность Советского Союза
research -> Диплом Селфи в современном обществе
res-3827 -> Диплом Изучение творчества Казимира Малевича на уроках мхк в средней школе
research -> Темой моего научного исследования является «Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой». Актуальность
research -> «Петр Первый»
research -> «Записки о древней и новой России»
research -> Реферат 20-е годы XX века в архитектуре и в одежде. Тенденции и новаторство

  • Оглавление Введение Глава 1
  • Глава 2 Описание урока по творчеству Казимира Малевича Анализ проведенного урока Выводы Заключение
  • Цель и задачи исследования.
  • Выбор источников для работы.
  • Глава 1. Часть 1. Биография Малевича.
  • Часть 2. Стили в живописи, в которых работал художник.
  • Экспрессионизм
  • Абстракционизм
  • Постсупрематизм (неосупрематизм)
  • Часть 3. Творчество художника.
  • Часть 1.План-конспект урока. Тип урока
  • Предмет : МХК Тема
  • Оборудование урока
  • Оценка урока учащимися.