Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Деятельность эвакуированной творческой интеллигенции на южном урале в годы великой отечественной войны




Скачать 394.32 Kb.
страница1/2
Дата21.07.2017
Размер394.32 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2


На правах рукописи

Гейль Вера Васильевна

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭВАКУИРОВАННОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Специальность 07.00.02. – Отечественная история

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Челябинск - 2010

Работа выполнена на кафедре Отечественной истории и методики преподавания истории ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Научный руководитель: доктор исторических наук,

профессор

Загребин Сергей Сергеевич
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Палецких Надежда Петровна

кандидат исторических наук, доцент



Садовникова Наталья

Валентиновна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»


Защита состоится «26» марта 2010 г., в 14 00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.298.13 при Южно-Уральском государственном университете (454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 76, ауд. 244).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южно-Уральского государственного университета.
Автореферат разослан «25» февраля 2010 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета М.И. Мирошниченко




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В современной российской социокультурной реальности одним из важных процессов является поиск национальной идентичности. Государственные и общественные деятели, участвующие в формировании общественного мнения, часто обращаются к архетипам культурной памяти как источнику базовых аксиологических моделей. Среди сюжетов российской истории Великая Отечественная война 1941–1945 гг. является одним из немногих, представляющих определенный пример национального согласия в интерпретации исторического опыта. Соответственно история Великой Отечественной войны не теряет как общественной, так и научной актуальности. В нашей работе мы обращаемся к одной из малоизученных проблем истории Великой Отечественной войны – деятельности советской интеллигенции в условиях эвакуации. При всем многообразии научных трудов, посвящённых как истории Великой Отечественной войны в целом, истории советского тыла, так и роли Урала в достижении Победы, проблемы развития культуры и искусства, истории творческой интеллигенции в тыловых областях оставались на периферии научного поиска. А между тем именно в годы войны удаленное географическое положение Урала, его природные и человеческие ресурсы предопределили не только превращение этого региона в один из основных центров военной тыловой промышленности, но и в один из центров эвакуации творческих коллективов и художественной интеллигенции. Данные обстоятельства во многом определили развитие региональной культуры, которая в довоенный период имела «догоняющий» характер.

Объектом исследования является творческая интеллигенция, эвакуированная на Южный Урал в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Под эвакуированной творческой интеллигенцией мы понимаем группу населения, занимающуюся творческой деятельностью (писатели, художники, скульпторы, артисты), перемещенной в рамках целенаправленной государственной деятельности на новое место жительства в силу государственной необходимости или личной безопасности из районов, находящихся под угрозой оккупации войсками неприятеля. Вне исследовательского поля мы оставляем другие категории интеллигенции (учительство, медицинских работников, инженеров и т.д.), которые были эвакуированы на Южный Урал. Роль каждой категории эвакуированной интеллигенции заслуживает специального исследования.

Предметом исследования является деятельность эвакуированной творческой интеллигенции в контексте развития региональной культуры в годы Великой Отечественной войны.

Хронологические рамки исследования ограничены периодом Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). В это время вся экономическая и социокультурная структура региона перестраивается в соответствии с потребностями военного времени. На Урал эвакуируются население, промышленные предприятия, учреждения культуры из прифронтовых и оккупированных областей страны. В числе эвакуированных достаточно большую группу составляют представители различных категорий интеллигенции, в том числе творческой интеллигенции, которая вливается в культурное пространство региона. В отдельных сюжетах диссертации рассматриваются события предвоенных лет. Это необходимо для создания более полной картины развития культуры в годы войны.

Территориальные рамки исследования охватывают территорию Южного Урала, включавшую три области: Челябинскую, Чкаловскую (ныне Оренбургскую), Курганскую (образованную в феврале 1943 г.) и одну автономную республику – БАССР (ныне Республика Башкортостан)1. Данные административные единицы близки по географическим, экономическим, социальным условиям развития и могут быть рассмотрены как единый социокультурный регион.

Степень изученности темы. История Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. является одной из приоритетных тем в отечественной историографии. В нашем исследовании мы используем проблемно-хронологический принцип периодизации истории изучения Великой Отечественной войны, которого придерживаются отечественные исследователи Н.П. Палецких, А.С. Барсенков, М.Н. Потемкина2. Первый историографический этап – советский, ограничен временными рамками от 1941 г. по рубеж 1980–1990-х гг. Второй этап – постсоветский, включающий работы периода от рубежа 1980–1990-х гг. по настоящее время.

Историография, посвященная культуре Южного Урала в период Великой Отечественной войны, деятельности представителей эвакуированной творческой интеллигенции, насчитывает достаточно большое количество работ. Всю использованную литературу можно разделить на два больших блока. Первый блок составляют научные исследования обобщающего характера, посвященные истории тыла и эвакуации, проблемам развития культуры и интеллигенции в годы Великой Отечественной войны. Второй блок составляют работы, в которых данные проблемы анализируются на региональном материале.

Первые работы, посвященные проблемам культуры, интеллигенции, появились еще в годы Великой Отечественной войны3. В них содержались отдельные сведения о состоянии и роли литературы, музыки, живописи во время войны. Для всех работ периода войны характерна идеологическая заданность. Работы основаны на достаточно узкой источниковой базе и имеют слабую аналитическую часть. Однако данные исследования содержат интересные фактические сведения, которые представляют интерес для дальнейших исследований.

К обобщающим монографиям, в которых рассматривается история Великой Отечественной войны, можно отнести исследование Б.С. Тельпуховского, посвященное как истории войны в целом, так и теме культурной жизни страны в данный период4. Академик М.П. Ким анализировал отдельные исторические этапы развития советской культуры, в том числе и в годы Великой Отечественной войны5. На основе разнообразных источников в выше перечисленных работах освещаются вопросы тематики литературных произведений, определяются ключевые культурные события военных лет. Заметным вкладом в изучение изобразительного искусства периода Великой Отечественной войны стали работы П. Суздалева6. В его исследованиях рассматриваются основные направления деятельности советских художников, тематика произведений.

В 1960–1980-е годы появляются фундаментальные труды обобщающего характера, посвященные исследованию истории Великой Отечественной войны7. Для исследователей художественной интеллигенции особый интерес представляют отдельные главы, в которых характеризуется труд работников искусства в тыловых регионах страны, отмечаются изменения в культуре по сравнению с довоенным периодом, дается характеристика новых произведений искусства, созданных в годы войны.

В 1960-е гг. стали доступны для исследователей новые источники, которые позволили создать обобщающие труды не только по истории Второй Мировой войны, Великой Отечественной войны, но и по истории культуры периода военного времени8. В данных работах содержится информация о развитии искусства в годы войны, деятельности отдельных театральных коллективов, работе художников, писателей, композиторов. Исследования затрагивают причины изменения тематики искусства, освещают новые задачи, вставшие с началом войны перед работниками культуры.

Достаточно полно отдельные области культуры нашли отражение и в монографических работах. Проблемы истории литературной жизни в годы войны были освещены в научных исследованиях Б. Куприяновского, П. Шамеса, А. Абрамовой9, проблемы развития изобразительного искусства – в работах П.К.Суздалева10, работы театров в годы Великой Отечественной войны – в публикациях Л.В. Максаковой, В.С. Меметова и др.11. Научные исследования вышеперечисленных авторов содержат информацию об эвакуации из прифронтовой зоны на Урал театральных коллективов, писателей, поэтов, художников. Среди комплексных исследований, посвященных изучению культуры в годы войны, следует назвать труды Л.В. Максаковой12. В работе затрагиваются вопросы развития культуры Урала, в том числе и эвакуация интеллигенции в регион.

Второй блок составляют работы, в которых проблемы истории тыла и эвакуации, развития культуры и интеллигенции в годы Великой Отечественной войны анализируются на региональном материале. Первые исследования, посвященные работе эвакуированных деятелей культуры на Южном Урале в 194–1945 годах, появляются еще в период Великой Отечественной войны. Сутью этих публикаций было определение роли творческой интеллигенции в новых условиях, также они содержали отдельные сведения о работе театров, деятелей литературы, искусства13.

К данной группе научных исследований можно отнести монографию Б. Павловского, на страницах которой целая глава отведена творческой деятельности уральских художников в период Великой Отечественной войны14. Статья М. Незнамова посвящена театральной жизни региона; в работах А.А. Шмакова, А.Анфиногенова и К. Рождественского, Е.И. Семочкиной анализируют аспекты истории литературной жизни15. Но в данных исследованиях почти не затрагиваются вопросы пребывания в эвакуации художников, театральных коллективов.

За период с конца 1950-х по конец 1980-х гг. наиболее слабым местом в историографии культурного развития уральского региона военных лет, без сомнения, является область литературы и ис­кусства. За исключением двух, очень небольших по объему ра­бот историков Е.И. Семочкиной16 и А. В. Сперанского17, все остальные немно­гочисленные публикации написаны практиками культурной сферы и носят в основном искусствоведческий или мемуарный характер.

С конца 1950-х по начало 1980-х гг. появляются комплексные исследования, посвященные истории культуры Башкирии в годы Великой Отечественной войны, в том числе и деятельности местной интеллигенции18. Первой и пока единственной работой, посвященной детальному рассмотрению работы художников Челябинска, в том числе и в период войны, является исследование Л.П. Байнова 19.

В 1985 году вышла книга «Урал – фронту», в которой была предпринята первая попытка комплексного осмысления проблемы развития культуры в масштабах всего региона20. Из-за закрытости ряда архивных материалов авторам не удалось собрать полностью статистические данные по численности представителей творческой интеллигенции, количеству учреждений культуры и искусства в регионе, осветить отдельные направления культуры, такие как религия, музыка, система художественного образования.

В целом советская историография, посвященная изучению культуры в годы Великой Отечественной войны, достаточно обширна и разнообразна. Однако все вышеназванные труды имеют существенные недостатки. В первую очередь, на научные исследования оказала большое влияние официальная идеология. Также для данного периода историографии характерна закрытость многих фондов архивов, что повлияло на содержание работ и выводы исследователей.

Современная историография насчитывает около двадцати лет, свое начало она берет с рубежа 1980–1990-х гг. За это время произошли существенные изменения в исторической науке. Прежде всего, исследователи получили доступ к ранее закрытым архивным документам. Это позволило по-новому поставить и рассмотреть многие вопросы истории войны, переосмыслить предшествующий опыт. Именно в это время начинается активное изучение региональной истории культуры. Появляются работы как обобщенного характера, так и по отдельным направлениям.

К исследованиям обобщающего характера, посвященным проблемам развития культуры в годы войны, работе творческой интеллигенции, проблеме эвакуации следует отнести монографию Н.И. Кондаковой и В.Н. Маина, диссертационное исследование Л.И.Батюк21. Вопросы эвакуации художественной интеллигенции поднимаются в работе Е.В. Ворожейкиной22. На основе широкого круга источников, извлеченных из центральных и местных архивов, автор попыталась создать из отдельных фрагментов деятельности эвакуированной художественной интеллигенции общую картину процесса мобилизации работников искусства всей страны на службу фронту и тылу. Данная работа интересна нам в связи с тем, что в ней был подробно изучен процесс эвакуации в тыловые районы, в том числе и работников искусства, рассматриваются проблемы, с которыми столкнулись они в эвакуации, а также был изучен вклад, который внесли приезжие в развитие местной культуры.

В 1990-е гг. историография культурной жизни Урала периода Великой Отечественной войны пополнилась рядом работ А.В.Сперанского об уральских художниках, их творческой деятельности военных лет, о развитии литературных процессов в регионе23. В середине 1990-х гг. появляется комплексное исследование А.В. Сперанского, посвященное культуре Урала в годы Великой Отечественной войны24. Исследование глубоко и подробно раскрывает исторический опыт развития культуры в условиях военного времени. Красной нитью проводится исследование роли человека как главный создателя духовных ценностей, в данном контексте всестороннее раскрываются образовательный, художественный и нравственный уров­ни культуры региона. В качестве одного из факторов культурного развития региона автор рассматривает пребывание на Урале эвакуированных представителей творческой интеллигенции.

К числу обобщающих исследований, посвященных проблемам социального развития Южного Урала можно отнести работы профессора Н.П. Палецких25. Комплексное исследование разных сфер жизни Челябинской области, в том числе и культуры, в годы было создано В.Д. Павленко и Г.К. Павленко26. Исследование посвящено истории Челябинской области в период Великой Отечественной войны. Один из разделов посвящен развитию культуры, где дается общая ее характеристика, а также приводятся краткие материалы об эвакуированных театрах, художниках. Обобщающее исследование А.В. Федоровой было посвящено истории Оренбурга в годы Великой Отечественной войны27. Проблемы эвакуации и реэвакуации населения на Урал в годы Второй Мировой войны подробно и глубоко исследовала в своих работах М.Н. Потемкина28.

Многочисленной является группа научных исследований, написанных местными авторами, в которых анализируется региональная специфика развития культуры Южного Урала в годы Великой Отечественной войны. Основные тенденции развития культуры Челябинской области в годы войны были отражены в исследовании Е.И. Семочкиной и З.В. Семочкиной29. Проблемы музыкальной культуры Челябинской и Оренбургской областей рассматриваются В. Вольфовичем и Б.П. Хавториным30. В этих работах затрагиваются вопросы работы музыкальных училищ, гастрольная афиша военных лет и деятельности приезжих деятелей музыки. В исследовании О.А. Кудзоева и А.С. Ваганова 31 показано развитие скульптуры в Челябинской области от дореволюционного периода до конца 1980-х годов. Однако в работе никак не было освещено развитие скульптуры в регионе в период Великой Отечественной войны. Проблемы развития скульптуры в 1941–1945 гг. в Башкирской АССР, деятельность эвакуированных скульпторов, сведения о творческих работах, которые были созданы в эвакуации приезжими мастерами, нашли отражение в диссертационном исследовании Ф.М. Миннигуловой32.

Немногочисленными исследованиями являются работы, посвященные жизни в эвакуации того или иного представителя творческой интеллигенции. Т.В. Судоргина подробно рассмотрела оренбургский период жизни семьи Ростропович33. Исследование А.В.Федоровой посвящено работе в эвакуации композитора В.П.Соловьева-Седого34. Статья Ю.В. Леонычевой посвящена деятельности в эвакуации художника из Ленинграда Л.А.Малышева35.

Следует обратить внимание на развитие научной школы профессора П.Г. Агарышева, авторитетного исследователя истории Великой Отечественной войны. Его труды, исследования учеников, в частности профессора Н.П. Палецких имеют важное историографическое значение36. Большую работу провела Ю.В. Леонычева – ученица профессора Н.П. Палецких. Исследования Ю.В. Леонычевой посвящены творческой и выставочной деятельности художников Челябинска и Челябинской области в годы войны37.

Роль представителей местной творческой интеллигенции в развитии культуры в период Великой Отечественной войны на Южном Урале был отражен в исследованиях Л.И. Футорянского38 и Н.Н. Чухаревой39. Вопросы обеспечения жильем, питанием, работой эвакуированных в регион, отношения к приезжим со стороны местных были подняты в исследованиях И.А. Новикова40, Р.Ф. Зориной41. Однако их исследования не затрагивали материально-бытового положения представителей эвакуированной творческой интеллигенции.

Историографический анализ позволяет сделать вывод, что деятельность творческой интеллигенции, эвакуированной на Южный Урал в годы Великой Отечественной войны ранее, не являлась предметом самостоятельного изучения. В нашей работе мы поставили цель решить данную проблему.



Целью исследования является определение основных тенденций в деятельности эвакуированной творческой интеллигенции в пространстве региональной культуры.

Задачи исследования:

обзор основных направлений развития культуры на Южном Урале в довоенный период;

реконструкция процесса эвакуации художественной интеллигенции на Южный Урал в первый период войны;

анализ динамики эвакуации и бытового обеспечения эвакуированной творческой интеллигенции;

установление основных форм и методов работы театральных и музыкальных коллективов в условиях военного времени;

выявление условий работы и основных направлений творческой деятельности эвакуированных писателей, поэтов, скульпторов и художников.



Методологическая база исследования. В нашей диссертации мы придерживались принципов историзма, объективности и системности как методологической основы всего исследования. Также в исследовании были использованы как общенаучные, так и специализированные методы исследования (исторические, искусствоведческие, культурологические). К первой группе методов относятся анализ и синтез, индукция и дедукция. Использование данных методов прошло через всё исследование, поскольку общенаучные методы являются универсальным способом научного познания как такового.

Из специально-научных методов были использованы сравнительно-исторический, историко-генетический, историко-системный методы. Историко-сравнительный метод использовался при выявлении особенностей развития региона в довоенные годы и военный период, определения значения деятельности эвакуированной интеллигенции для культуры Южного Урала. Историко-генетический метод помог проследить происхождение причин эвакуации представителей творческой интеллигенции, особенности материально-бытового обеспечения, изменения в тематике художественно-литературных произведений. Историко-системный метод позволил рассматривать культуру Южного Урала, деятельность эвакуированных представителей творческой интеллигенции в контексте развития культуры страны в годы войны.

Наряду с историческими методами были использованы методы искусствоведческого анализа. Это позволило описать скульптурные или живописные произведения, которые были созданы эвакуированными на Южный Урал художниками и скульпторами. Искусствоведческий анализ позволил выделить основные виды развития скульптуры, живописи, определить приоритетные направления в развитии данных видов искусства в годы войны в регионе.

В работе также был использован антропологический метод, позволяющий оперировать данными о событиях и субъективных переживаниях представителей творческой интеллигенции в разных жизненных обстоятельствах; на основе этих данных возникает возможность сделать научные выводы о характере, жизненной направленности, мировоззрении и деятельности отдельных представителей интеллигенции.



Источниковая база исследования. Основу источникового материала диссертации составили документы из семи архивных хранилищ. Это Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГИА РБ), Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГАОО РБ), Государственный архив Оренбургской области (ГАОО), Центр документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО), Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). В этих архивах были изучены документы из более 30 фондов, проработано более 450 единиц хранения. Все использованные в работе источники можно разделить на следующие категории:

  1. Нормативно-директивные источники представляют собой постановления ЦК ВКП(б), Отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), Комитета по делам искусств СНК СССР, решения и резолюции местных органов власти – комитетов ВКП(б) различного уровня, областных и городских отделов искусства при исполнительных комитетах. Данные источники позволяют проследить общий курс развития культуры в годы войны, культурную политику по отношению к представителям эвакуированной творческой интеллигенции и выявить особенности региональной политики в области культуры и искусства на Южном Урале.

  2. Делопроизводственные источники являются основными в нашем исследовании. К данному виду источников относятся отчеты местных отделов искусств, различных общественных организаций, протоколы заседаний первичных партийных организаций учреждений культуры и искусства, справки, докладные записки о работе учреждений искусства, статистические данные о количестве театральных постановок, организованных художественных выставок, написанных литературных произведений, стенограммы заседаний местных партийных организаций. Кроме того, архивные материалы этой группы источников содержат статистические данные об эвакуированных.

  3. Периодическая печать военного периода. В эту категорию вошли местные газеты – «Красная Башкирия», «Челябинский рабочий», «Чкаловская коммуна». В годы войны в них публиковали сообщения, статьи, очерки, отзывы, отражающие вопросы культуры и искусства.42 Авторами данных публикаций были современники военных лет. По публикациям периодических изданий можно проследить текущую ситуацию в культуре региона в годы войны. Кроме того, в газетах того времени публиковались только что написанные литературные произведения, заметки о художественных выставках, театральных постановках. В ряде случаев газеты того времени содержат фотографии представителей эвакуированной интеллигенции, афиши театров и фотоизображения скульптур.

  4. Источники личного происхождения – мемуары, дневники, воспоминания. Это воспоминания М.К. Зубова, В.Н. Пашенной, Л.М.Прозоровского, дневник И.Л. Вандышева и так далее43. Чаще всего информация в подобных источниках носит окраску личных переживаний, эмоций.

К источникам были отнесены словари, справочники и каталоги выставок военного времени. Справочники, словари содержат краткую информацию о личностях, событиях, происходивших на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны. В работе были использованы в основном библиографические справочники, словари, в которых кратко изложены биографии художников, писателей, музыкантов, находившихся в эвакуации в годы войны в регионе44. Каталоги выставок как групповых, так и персональных, проходивших на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны45. Данный вид источников помогает проследить творческую деятельность мастеров, восстановить списки произведений художников, скульпторов.

Научная новизна исследования. В нашей работе мы стремились на основе трудов предшествующих поколений историков и новых архивных данных раскрыть проблемы, которые ранее оставались на периферии исследовательского поиска. Представляется возможным сказать, что впервые в отечественной историографии на материалах Южного Урала рассматривается проблема работы эвакуированной творческой интеллигенции в годы Великой Отечественной войны.

В диссертации подробно освещена деятельность эвакуированных театральных коллективов, писателей и поэтов, художников и скульпторов, музыкантов и композиторов. Впервые в исследовании раскрывается вопрос развития скульптуры в регионе в годы войны, собраны фотодокументы скульптурных работ, которые позволили создать образное представление о произведениях. В исследовании представлены довольно полно данные об эвакуированных художниках, приводятся биографии ряда приезжих представителей творческой интеллигенции. В диссертации раскрыта деятельность каждого эвакуированного театрального коллектива, собрана гастрольная афиша музыкальных коллективов, показаны изменения в тематике литературных, живописных произведений и театральных постановок. Диссертация написана на основе большого объема источников, часть из которых вводится в научный оборот впервые.



Практическая значимость. Эмпирические материалы и теоретические выводы диссертации могут быть использованы в научной и педагогической практике, в частности, при подготовке обобщающих научных трудов или учебных пособий, посвящённых проблемам истории культуры и интеллигенции в период Великой Отечественной войны, при составлении спецкурсов, методических пособий, курсов лекций по Отечественной истории XX века и истории Урала для общеобразовательных учреждений и вузов.

Апробация исследования. Базовые положения и выводы исследования нашли отражение в девяти публикациях, в том числе в издании рекомендованном ВАК. Основные идеи работы были озвучены на всероссийских, региональных и вузовских научных конференциях: в 2007 г. – «Личность в истории Урала», в 2008 г.: – «Природное и культурное наследие Урала», «Архивы России на службе общества и государства», «Южный Урал в судьбе России: история и современность» и др.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность, определены объект и предмет исследования, его хронологические и территориальные рамки, показана степень изученности темы, сформулированы цели и задачи, дается характеристика источниковой базы, методологии, научной новизны и практической значимости работы.



Глава I «Культура Южного Урала накануне и в начале войны» посвящена анализу процесса эвакуации в регион представителей творческой интеллигенции. В первом параграфе «Региональная культура накануне Великой Отечественной войны» рассматриваются основные направления развития культуры на Южном Урале на момент начала войны.

После выхода партийного документа «О перестройке литературно-художественных организаций» художественная интеллигенция региона стала объединяться в творческие союзы. В регионе появляются творческие Союзы художников, композиторов, писателей. Однако из-за недостатка необходимого количества художественной интеллигенции ряд отделений творческих Союзов перед войной так и не были созданы. Так, в Чкаловской области не было организовано местное отделение Союза писателей, а в Челябинской – отделения композиторов.

В активизации культурной жизни региона в середине 1930-х гг. большую роль сыграли столичные деятели искусства, побывавшие на Урале в творческих командировках. Результатом поездок столичных художников по крупным промышленным центрам региона стала художественная выставка «Урало-Кузбасс в живописи», проходившая в 1935 г. Тематика художественно-литературных произведений отражала важнейшие вехи в истории региона.

Новое развитие получает театральное искусство. Театральные коллективы становятся стационарными. В 1930-х гг. организуются драматические и оперные театры в Челябинске, Уфе, Миассе, Магнитогорске, Чкалове. К началу войны в регионе работало 32 театра. Большой популярностью среди постановок пользовались пьесы советских авторов. На сценах южноуральских театров шли спектакли «Любовь Яровая» К. Тренева, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, «Темп» Н. Погодина и другие. Литература этого периода отразила важнейшие перемены в жизни региона. Произведения уральских писателей содержали сведения об индустриальных стройках, становлении нового советского человека.

Большинство представителей творческой интеллигенции представляло местные художественно-литературные силы. Для подготовки квалифицированных работников культуры в регионе создаются специализированные учебные учреждения (музыкальные школы и училища, художественные и театральные студии). Важным элементом развития музыкальной культуры региона в довоенный период стало открытие филармоний в Челябинске, Уфе и концертных бюро, а также гастроли именитых артистов и коллективов из Москвы и Ленинграда.

Таким образом, на Южном Урале в соответствии с общими процессами развития культуры художественная интеллигенция объединялась в творческие союзы, расширялась сеть учреждений культуры и искусства, произошли изменения в тематике художественных произведений. Большую роль в активизации художественных сил играли командировки представителей столичной творческой интеллигенции в регион.

Во втором параграфе «Эвакуация художественной интеллигенции в начале войны» реконструируется процесс эвакуации художественной интеллигенции на Южный Урал в первый период войны, проводится анализ динамики эвакуации, специфики бытового обеспечения эвакуированной творческой интеллигенции.

Согласно Постановлению Совета по эвакуации от 14 ноября 1941 г., БАССР, Чкаловская и Челябинская области были отнесены к первой категории регионов, в которые производилась эвакуация населения и учреждений. Эвакуация учреждений и деятелей культуры на Южный Урал происходила с лета 1941 г. и продолжалась до осени 1942 г. Было установлено, что за этот период в регион прибыло более двух тысяч человек. В параграфе был реконструирован процесс эвакуации художественной интеллигенции, из зоны оккупации и прифронтовых областей.

Процесс эвакуации был сопряжён с рядом проблем. Прежде всего, это были материально-бытовые вопросы, практическое решение которых полностью легло на плечи местных органов власти. При их решении учитывался статус того или иного эвакуированного представителя творческой интеллигенции. Исследование показало, что столичным театральным коллективам были предоставлены для работы сценические площадки в региональных центрах или крупных городах. Менее именитые театры были размещены в городах областного значения. Расселение представителей творческой интеллигенции происходило также по принципу творческих заслуг. Рядовых представителей творческой интеллигенции размещали по остаточному принципу, как правило, это было подселение или размещение в подсобных помещениях с минимумом или отсутствием бытовых удобств. Такой же принцип лежал и при решении вопроса с продуктами питания и при предоставлении места работы, обеспечения творческими заказами. Тем не менее, местные власти принимали ряд мер по улучшению питания эвакуированных деятелей искусства. Для успешной работы приезжих организовывались специальные столовые, магазины, в которых они могли получать дополнительное питание или продукты питания, а также предметы бытовой химии.

Еще одной проблемой, вставшей перед художественной интеллигенцией в эвакуации, это работа по специальности. Театральные коллективы, направленные на Южный Урал, продолжали здесь свою творческую деятельность. Отдельно приехавшие деятели искусства должны были сами искать себе работу. Чаще все эвакуированные пополняли местные отделения творческих Союзов, музыкальных школ и училищ, филармоний.

Было установлено, что выше перечисленные проблемы местной художественной интеллигенции отодвигались на второй план или решались более выгодно в отношении приезжих деятелей искусства. Шел своеобразный процесс «вытеснения» приезжими местных учреждений культуры. Особенно показательна данная тенденция в театральном искусстве. Правительство страны направляет в регион 15 театральных коллективов из Москвы, Ленинграда, Украины, центральной России. Часть местных театров была закрыта в связи с необходимостью предоставления сценических площадок эвакуированным.

Таким образом, в результате эвакуации в начале войны на Южный Урал прибывает большая группа творческой интеллигенции. Перед ними возникли материально-бытовые проблемы, практическим решением которых занимались местные власти. При их решении региональные представители власти руководствовались теми документами, инструкциями, справочниками, которые были выпушены союзными и республиканскими органами управления государства. Кроме того, проблемы местной художественной интеллигенции отодвигались на второй план при решении вопросов приезжих деятелей культуры и искусства.



Глава II «Деятельность эвакуированных театрально-музыкальных учреждений» исследуется работа в эвакуации театральных коллективов, композиторов, музыкантов.

В первом параграфе «Работа эвакуированных театров» рассмотрены основные направления в работе приезжих театров, изменения тематики постановок. В деятельности эвакуированных коллективов можно выделить несколько направлений: работа по изменению репертуара в соответствии с задачами военного времени, военно-шефская и гастрольная деятельность, помощь местным театрам, а также педагогическое направление.

Трансформации в репертуаре эвакуированных театров на Южный Урал происходили в соответствии общесоюзными изменениями и связаны были с задачами военного времени. В тематике новых постановок преобладали произведения советских драматургов, посвященные изображению ратных подвигов как современных, так и из прежних исторических эпох. Популярными были произведения А. Корнейчука, К. Симонова, Л. Леонова. В параграфе подробно освещена работа по изменению репертуара эвакуированными театрами, приводятся количественные данные новых постановках.

Эвакуированные театры активно занимались военно-шефской работой, которая развивалась в двух направлениях – формирование бригад артистов, которые выступали со спектаклями перед частями действующей армии. Второе – работа в тылу: на призывных пунктах, на предприятиях, в госпиталях и т.д. Все эвакуированные театры участвовали в военно-шефской работе. В параграфе приводятся сведения о проведенных военно-шефских концертах приезжими коллективами. Приезжие коллективы участвовали в формировании фронтовых бригад. Например, Московским академическим Малым театром было направлено две бригады, Ленинградским государственным оперным Малым театром за 1941–1943 гг. на фронт было отправлено восемь фронтовых бригад с концертами.

В эвакуации развитие получила гастрольная деятельность, которая развивалась в рамках региона. Жители Южного Урала смогли познакомиться с отечественной и зарубежной классикой, произведениями советских авторов. Перед местным населением выступили артисты Ленинградского малого оперного театра, Московского театра сатиры, Орловского драматического театра и других эвакуированных театров.

В параграфе освещена педагогическая работа эвакуированных артистов, режиссеров. Благодаря помощи эвакуированных росли местные театральные коллективы, совершенствовалось мастерство молодежи, организовывались театральные студии в Челябинске, Магнитогорске, оперная – в Чкалове. Приезжие артисты Орловского областного драматического театра возглавили местную самодеятельность в ряде учреждений города Златоуста.

Таким образом, работа эвакуированных театров была направлена на мобилизацию населения, на военные и трудовые подвиги, прославление подвигов русской армии, как в прошлом, так и в настоящем. Данная работа проводилась прежде все через изменение репертуара, в котором доминировали пьесы, написанные советскими авторами на военно-патриотическую тематику. Также большую роль в повышении морального духа трудящихся промышленных предприятий в тылу, красноармейцев на фронте сыграла военно-шефская и гастрольная деятельность приезжих театральных коллективов. Для развития театрального искусства региона немаловажную роль сыграла педагогическая, консультационная помощь приезжих артистов, режиссеров.

Во втором параграфе «Развитие музыкальной культуры региона» анализируются основные формы и содержание работы эвакуированных композиторов, музыкантов, преподавателей музыкальных училищ и школ на Южном Урале. В начале войны в соответствии с общими тенденциями на Южном Урале произошло сокращение действующих учреждений искусства, в том числе и музыкальных. Закрытие филармоний, музыкальных школ было связано с уходом части музыкантов, композиторов, артистов, преподавателей на фронт, а также с необходимостью передачи их помещений для эвакуированных госпиталей, предприятий, размещения населения. Большую роль в активизации музыкальной культуры сыграли эвакуированные композиторы, преподаватели музыкальных школ и т.д.

Музыкальное творчество приезжих развивалось в самых разнообразных жанрах. Однако приоритетным была работа над созданием музыки к песням. В параграфе проведен анализ песенного творчества эвакуированных, приведены примеры созданных в эвакуации призведений. В период Великой Отечественной войны эвакуированные композиторы работали также над созданием опер, симфоний, ораторий, кактат, музыки к драматическим спектаклям и балетам, хотя, по сравнению с песенным творчеством, данные жанры розвивались менее интенсивно. В параграфе приводяться примеры созданных призведений.

В годы Великой Отечественной войны изменяется тематика музыкальных произведений. На первое место выходят сюжеты, связанные с патриотизмом, стремлением защитить Родину, своих близких и родных. Причем данная тема была главной во всех жанрах музыкальной культуры в период войны. В годы войны новой темой произведений эвакуированных композиторов была тема Урала. Композитор М. Черняк ездил по территории Челябинской области и собирал песни, написанные местными жителями, а затем писал к ним музыку.

Исследование показало, что в годы войны появились новые формы музыкально-культурных мероприятий. Это литературно-музыкальные композиции, вечера патриотической направленности. Их целью был быстрый отклик на военные события и формирование позитивного настроения у слушателей. Композиция подобных мероприятий включала песни, танцы, монологи-призывы, исполнение музыкальных произведений.

В параграфе рассматривается педагогическая и обществпенная деятельность эвакуированных композиторов, работа по созданию новых музыкальных коллективов в регионе. Например, благодаря инициативе эвакуированного композитора М. Черняка в Челябинской области был создал хор Южного Урала.

Большую роль в регионе сыграла деятельность эвакуированных преподавателей музыки. В параграфе рассмотрена численность эвакуированных прподавателей, специализация, вклад в развитии местных музыкальных учебных заведений. С конца 1942 г. в регионе вновь были открыты не только музыкальные училища, но и возобновилась деятельность местных филармоний. В работе концертных бригад активно привлекались не только местные музыканты, но и эвакуированные артисты, а также гастролеры. Исследована подробно гастрольная афиша военных лет.

Таким образом, в развитии на развитии музыкальной культуры региона оказали большое влияние эвакуированные композиторы, музыканты, преподаватели. Вся их деятельность оказала положительное влияние на поднятие морального духа населения тыла. Также концерты эвакуированных композиторов, музыкальных коллективов, гастрольные выступления были своеобразной отдушиной для жителей Южного Урала, помогая выстоять в суровых буднях войны.



В III главе «Развитие литературно-художественной культуры» рассматриваются основные формы и направления деятельности эвакуированных художников и писателей на Южном Урале в годы войны. В первом параграфе «Творчество эвакуированных художников и скульпторов» анализируется работа в регионе эвакуированных художников и скульпторов. Соискателем приведены количественные сведения, проведен анализ специализации эвакуированных мастеров.

Анализ деятельности приезжих показал, что в годы Великой Отечественной войны работа эвакуированных художников на Южном Урале развивалась в нескольких направлениях. Одним из направлений в годы войны была педагогическая деятельность и оказание профессиональными художниками и скульпторами творческой и консультационной помощи для начинающих мастеров. Мастера читали лекции по истории искусства, изобразительному искусству. Преимущественно занятия проводились для самоучек и студентов высших учебных заведений. Главная их цель – повышение профессионального уровня художников.

Еще одним направлением работы эвакуированных мастеров было оказание методической помощи в организации выставок. Искусствовед Ц.Г. Нессельштраус, эвакуированная из Ленинграда в Челябинск, в 1942 г. сформировала передвижную выставку, посвященную 24-летней годовщине РККА. Эвакуированные художники В.А. Шестаков и В.Н. Перельман выступали с обзором проходивших выставок.

Несмотря на большую общественную работу, главным в деятельности эвакуированных художников остается творчество. Война внесла ряд изменений в тематику произведений, а также оказала влияние на развитие жанров и направлений живописи. Среди видов изобразительных искусств на первый план выходит графика. Она развивалась в форме плакатов и карикатур. В параграфе был проведен анализ изменений в градации жанров. В области живописи на первый план выходят исторический бытовой жанры, портрет. Натюрморт, пейзаж уходят на второй план. Подобная градация была связана с потребностями военного времени, когда необходимо было запечатлеть новых героев и современные значимые события. Тематика произведений также отличается от предвоенной. Героями произведений становятся современники – рабочие, солдаты, генералы и только что происходящие события. В области бытового жанра главное место заняло изображение героических будней оборонных предприятий. Ярким примером творчества в этом жанре была работа ленинградского художника Л.А. Малышева.

Популярным стал в годы войны исторический жанр. Если ранее художники, работавшие в этом жанре, изображали ушедшие события, в годы войны мастера стремились запечатлеть современные им события, прежде всего военные. (В.А. Шестаков «Партизаны», «Подвиг Гастелло», В.Ф. Илюшин «Встреча победителей» и др.). Главными героями их картин были современники – герои фронта, рабочие тыловых предприятий.

В параграфе были сведены в едино разрозненные сведения о развитии в регионе в годы войны авторской скульптуры, приведена численность эвакуированных мастеров, проанализирована их деятельность. Было установлено, что в годы войны основным видом развития скульптуры была станковая. Это было связано, с одной стороны, с нехваткой необходимого количества материала. С другой стороны, с тематикой произведений. Половина произведений военного времени (19 штук) были исполнены в жанре портрета (всего нам известно о 34 скульптурных произведениях). Однако монументальная скульптура также получает свое развитие. В годы войны ее основное предназначение было – украшение парков и городских скверов.

Основными жанрами скульптуры военного времени становятся исторический и портрет. Тематика исторического жанра отвечала потребностям военного времени. Героями становились комсомольцы, рабочие, красноармейцы, партизаны (Г.С. Кранц «Боец Красной Армии»; А.М. Адалчевская «Девушка партизанка», Г.А. Петин «Портрет партизана»).

Таким образом, на Южный Урал в годы войны приезжает большая группа художников и скульптором. Благодаря эвакуации в регионе развивалась авторская скульптура, местные представители изобразительного искусства имели возможность консультироваться у приезжих мастеров, получали помощь в организации выставок. В соответствии с задачами военного времени произошли изменения в тематике и жанрах. На первое место выдвинулись бытовой, исторический жанры и портрет, которые отражали будни тыловых городов, запечатлели рабочих промышленных предприятий и герое фронта.

Во втором параграфе «Работа эвакуированных писателей и поэтов» рассмотрены формы и направления деятельности приезжих литераторов. В параграфе были приведены количественные сведения о прибывших в регион писателях и поэтах, проанализирована их специализация. Было установлено, что благодаря эвакуации деятелей литературы в Чкаловской и Челябинской областях были образованы отделения Союза писателей. Подробно рассмотрена работа в эвакуации отделения Союза писателей Украины, эвакуированного в Уфу.

На протяжении всей войны деятельность писателей, поэтов, прозаиков была под контролем власти. В параграфе рассмотрены формы контроля деятелей литературы со стороны официальных властей, которые нашли отражения в ряде решений ЦК ВКП (б), в повестках заседаний бюро областных партийных комитетов Южного Урала, в организации встреч поэтов и писателей.

В параграфе приведен анализ и содержание основных направлений деятельности поэтов и писателей в годы войны. Распространенными были выступления деятелей литературы перед слушателями, встречи литераторов в местных отделениях Союза писателей, на которых происходили обсуждения, обмены мнениями, опытом писателей, как местных, так и эвакуированы, участие в литературных конкурсах. Основным видом деятельности эвакуированных поэтов и писателей оставалось создание новых произведений. Только за первый год войны литературными работниками Чкаловской области (местными и эвакуированными) было написано 20 рассказов, 200 стихов, 15 одноактных пьес.

Тема Великой Отечественной войны была главной в творчестве писателей и поэтов. Идея защиты Родины стала основной во время войны. В рассказах, стихах, очерках основное внимание обращалось на величие трудовых подвигов, всенародный подъем, сплоченность и дружбу людей, объединенных одними общими целями. Главным героем произведений становился простой человек, борющийся с немецко-фашистскими захватчиками. Как правило, подобные рассказы печатались на страницах местных газет.

Таким образом, работа писателей и поэтов в годы войны находилась под контролем со стороны партийных органов власти. В соответствии с потребностями военного времени перед литературой встали задачи освещения героических будней страны, как на фронте, так и в тылу. В связи с этим была изменена тематика произведений и формы деятельности работников литературы.

В заключении подводятся основные итоги исследования. Накануне Великой Отечественной войны в соответствии с общими тенденциями развития советской культуры произошло изменение тематики произведений искусства, происходил рост учреждений культуры и искусства, начинают формироваться отделения творческих Союзов. В период войны культура и искусство становятся одним из средств, которое использовалось государством для решения главной цели – мобилизации населения СССР на борьбу с врагом. В связи с этим происходят изменения тематики и форм произведений искусства.

В годы войны в регион была эвакуирована значительная часть творческой интеллигенции. Приезд большой группы представителей культуры вызвал проблемы с обеспечением их продуктами питания, работой, жильем. При их решении те же проблемы местной художественной интеллигенции отодвигались на второй план или решались более выгодно в отношении приезжих деятелей искусства. Кроме того, шел своеобразный процесс «вытеснения» приезжими местных учреждений культуры. Особенно показателен данный процесс в театральном искусстве, когда в связи с необходимостью предоставления сценических площадок местные театры закрывались или отправлялись в другие места дислокации.

Несмотря на возникшие сложности, эвакуированные деятели культуры и искусства смогли наладить свою творческую деятельность. Прежде всего, происходит перестройка тематики и форм художественных произведений. Изменения были связаны с необходимостью проведения военно-шефских мероприятий. Вся деятельность эвакуированных была направлена на общую цель развития культуры того времени – мобилизации красноармейцев и работников тыла на разгром врага. Благодаря творческой, педагогической, методической, консультационной деятельности эвакуированных представителей творческой интеллигенции повысился профессиональный и образовательный уровень местной интеллигенции. Эвакуированная на Южный Урал творческая интеллигенция сыграла позитивную роль в развитии всей культуры региона, как в военных, так и в послевоенный периоды.

По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:

Публикации в ведущих научных рецензируемых журналах, рекомендуемых ВАК:

1. Гейль, В.В. Культура Южного Урала в годы Второй мировой войны [Текст] / В.В. Гейль // Вестник Челяб. гос. ун-та. История. – Вып. 28, № 35 (136). – 2008. – № 30. – С. 107 – 113 (0,02 п.л.).



Публикации в сборниках научных трудов:

  1. Гейль, В.В. Кыштымский период творчества художника С.Г. Невельштейна [Текст] / В.В. Гейль // Природное и культурное наследие Урала : Материалы VI региональной научно-практической конференции. – Челябинск, 2008. – С. 158 – 162 (0,39 п.л.).
  1   2

  • Загребин Сергей Сергеевич Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор Палецких Надежда Петровна
  • Садовникова Наталья Валентиновна
  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования
  • Территориальные рамки исследования
  • Степень изученности темы.
  • Целью
  • Методологическая база исследования.
  • Источниковая база исследования
  • Научная новизна исследования.
  • Структура диссертации.
  • Глава I «Культура Южного Урала накануне и в начале войны»
  • Глава II «Деятельность эвакуированных театрально-музыкальных учреждений»
  • В III главе «Развитие литературно-художественной культуры»
  • Публикации в ведущих научных рецензируемых журналах, рекомендуемых ВАК
  • Публикации в сборниках научных трудов