Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Деятельность Абылай хана по укреплению казахского ханства»




Скачать 55.14 Kb.
Дата18.01.2017
Размер55.14 Kb.
ТипУрок
Урок по дисциплине «История Казахстана»

Тема: «Деятельность Абылай - хана по укреплению казахского ханства»
Автор: Набеева Валентина Петровна ,преподаватель истории высшей категории


Цель урока: - расширить знания учащихся о периоде правления Абылай хана, о его вкладе в укрепление Казахского ханства;

Задачи урока:

- проанализировать внутриполитическое и международное положение Казахского ханства в начале XVIII в., осмыслить причины его экономического и политического кризиса;

- изучить жизненный путь Абылай хана, факторы, определившие его становление как крупного государственного деятеля;

- рассмотреть внутреннюю политику хана Абылая, определить его место и роль в возрождении и развитии казахской государственности;

- исследовать роль хана Абылая в организации общенародной борьбы против джунгарского нашествия и цинской агрессии;

- проанализировать роль хана Абылая в развитии всесторонних связей Казахстана с Россией;

- охарактеризовать роль хана Абылая в становлении и развитии дипломатических и экономических связей с Китаем и центральноазиатскими государствами;

- изучить и проанализировать проблему «хан Абылай и современность», учитывая схожесть задач, стоящих перед Казахстаном в эпоху Абылая и на современном этапе.

- помочь учащимся в выявлении фактов, оказавших влияние на формирование Абылая, как крупного государственного деятеля, полководца;

- показать роль Абылая в восстановлении единого феодального государства;

Продолжать работу над привитием навыков поисково-исследовательской работы;

- развивать у учащихся умение работать с дополнительными источниками, умение применять знания, умения и навыки на практике, выражать собственную позицию;

Воспитывать у учащихся патриотизм, любовь к Родине, готовность к ее защите;

- воспитывать потребность в повышении своего образовательного, интеллектуального уровня.

- Воспитание национального самосознания, национальной гордости за судьбы и героическое прошлое казахского народа;

- материалы, освещающие историю освободительной борьбы, должны формировать у учащихся героизм, укреплять идею единства.



Тип урока: комбинированный

Форма урока: групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная.

Методические приемы: работа с текстом учебника, документами, работа с картой, высказывание своего решения.

Метод: исследовательский, дискуссия, словесный, наглядный, частично - поисковый, интерактивный.

Оборудование: карта «Казахские земли в XVII - первой четверти XVIII в., портрет Абылай хана, фрагменты из кинофильма «Кочевники», учебники, хрестоматия, раздаточный материал.

План изучения нового материала:

1.Биография Абылая.

2.Внешнеполитическая деятельность султана Абылая.

3. Казахское ханство в период правления Абылая.

4. Значение личности Абылая в истории казахского народа.

Ход урока

Организационный этап:

- мобилизирующее начало урока;

- психологический настрой группы на предстоящее занятие;

- сообщение темы, цели и задач урока.



Исследовательская работа учащихся:

I группа - Биография Абылая.

II группа - Внешнеполитическая деятельность султана Абылая.

III группа - Казахское ханство в период правления Абылая.

IV группа - Значение личности Абылая в истории казахского народа.

Вступительное слово учителя.

«Абылай для нашего поколения - могучая сила. Государственность и независимость казахского народа тесно связана с этим славным именем. А открытие первого во всем Казахстане полноценного памятника Абылай хану является торжеством исторической справедливости»

Н.А.Назарбаев
В истории нашей Родины немало батыров, которые боролись за независимость и свободу своей страны. Они боролись за свободу своей родной земли, не жалея сил. Вожди, которые думали о благополучии своего народа, не слезая с коня, держа в руках свое копье.

Среди них был один, который боролся за независимость и проявил свою решительность, смелость, отвагу, защищая свой родной народ. Это - Абылай хан.

Эпоха Абылай хана - эпоха героизма. В это время на историческую арену вышли такие батыры как: Каракерей Кабанбай, Канжыгалы Богенбай, Шапырашты Наурызбай, Райымбек, которые создали основу национальной героической школы. Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Деятельность Абылай - хана по укреплению казахского ханства».

Итак, наша с вами задача на сегодняшнем уроке: разобраться, кем же на самом деле был хан Абылай и каковы его заслуги перед Отечеством.

Кем он был, какие подвиги он совершил?

Слово предоставляется исследовательским группам учащихся.



Выступление 1 группы.

Биография Абылая.

( просмотр фрагмента фильма «Кочевник» - битва Абылая с Шарышем)

Вопросы:

  1. Какие факторы сыграли роль в формирование Абылая как личности?

  2. Какие жизненные ситуации описывает Бухар-жырау в своих стихах?

Подведение итогов работы 1 группы.

Выступление 2 группы.

Внешнеполитическая деятельность султана Абылая.

( просмотр фрагмента фильма «Кочевник» - о внешних врагах казахского народа и о пленении Абылая).

Вопросы:

  1. Какие внешние враги были у Казахского ханства в первой половине XVIII века?

  2. Чем было вызвано принятие Российского подданства ханом Среднего жуза Абулмамбетом и султаном Абылаем, и какие вопросы рассматривались на переговорах?

  3. Почему, первыми присоединились к России Младший и часть Среднего жузов?

  4. Проблемный вопрос: Объясните, почему Абылай выступал за разновидность хозяйственной деятельности?

  5. Какую политику вел Абылай в отношении Джунгарии?

Подведение итогов работы 2 группы.

Выступление 3 группы.

Казахское ханство в период правления Абылая.

Вопросы:

  1. Почему Абылая избрали ханом трех казахских жузов вопреки традициям чингизидов?

  2. Чем объясните утверждение Екатериной 2 Абылая лишь ханом Среднего жуза?

  3. Какие меры предпринял хан Абылай для укрепления личной власти?

  4. Каким образом Абылай развивал экономику и культуруКазахского ханства?

5. Чем вы можете объяснить разное отношение хана Абылая к соседним государствам? Подведение итогов работы 3 группы.

Выступление 4 группы.

Значение личности Абылая в истории казахского народа.

Вопросы:

  1. Почему Абылай сумел заслужить любовь своих соплеменников и уважение противников?

  2. Есть ли связь между современным независимым Казахстаном и возрождением независимого Казахского ханства ханом Абылаем?

  3. Что лично ты можешь взять от Абылая для формирования своей личности?

Подведение итогов работы 4 группы.

Рефлексия

Выполнение творческого задания.

На листах написаны имена, данные правителю в разные годы.

Задача: используя буквы имени, дайте характеристику Абылаю ( можно работать в группах), (примерное выполнение задания).

С - стойкий

А - агрессивный

Б - борец

А - активный

Л - личность

А - авторитетный

К - корыстный.
А - авторитет

Б - блестящий

И - интуитивный, известный

Л - легенда

М - меценат, мудрый

А - авторитарный

Н - независимый, незаурядный, наблюдатель

С - стратег, справедливый, своенравный

У - умный, угроза

Р - реалист, расчетливый
А - аристократ

Б - батыр

Л - личность

А - аруах

Й - импровизатор

Вывод: Абылай был сыном своего времени…
Организация домашнего задания - 2 мин.

Подготовить биопоэму «Мое отношение к Абылай хану».

- работа с тестами
Выполнение творческого задания.
На листах написаны имена, данные правителю в разные годы.

Задача: используя буквы имени, дайте характеристику Абылаю ( можно работать в группах).


С -

А -

Б -

А -

Л -

А -

К -


А -

Б -

И -

Л -

М -

А -

Н -

С -

У -

Р -


А -

Б -

Л -

А -

Й -

  • Цель урока
  • Тип урока
  • Метод
  • План изучения нового материала
  • Ход урока Организационный этап
  • Исследовательская работа учащихся: I группа
  • Вступительное слово учителя.
  • Выступление 1 группы. Биография Абылая. ( просмотр фрагмента фильма «Кочевник» - битва Абылая с Шарышем) Вопросы
  • Выступление 2 группы. Внешнеполитическая деятельность султана Абылая.
  • Выступление 3 группы. Казахское ханство в период правления Абылая. Вопросы
  • Выступление 4 группы. Значение личности Абылая в истории казахского народа. Вопросы
  • Рефлексия Выполнение творческого задания.
  • Выполнение творческого задания.