Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Детская психология




страница1/9
Дата15.06.2018
Размер1.33 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Детская психология Проблема онтогенетического развития. Анализ теорий психического развития. Развитие психики представляет собой переход растущ. орг-зма на бол. выс. уровень.Проблема псих. разв-я –наиб. актуальна в псих-и(проблемы: биологич. и социальн обуслов-ность психики и поведения ч-ка; использование синзетивн.(особенно чувствит. к внеш. воздейств., к обучению) п-дов для разв.; влияние обучения и воспит, семьи, школы, общ-ва; проб-ма задатков и способн.; выявление соотношения интеллект и личностн. изменений, может ли рост интел-та вести к измен. личности и наоборот). Ядром псих. развития – явл. раскрытие движ. его сил, выявлен. роли и соотношения внутрен. и внеш. фак-ров в становл. ч-ка : наследственность, среда, воспит-е обуч. Единого понимания разв-я псих. недостигнуто. По этим вопросам определились крайние точки зрения. Теории псих. развития: 1-Сторонники одной из них исходят из признания того что все псих. особенности ч-ка явл. врожден(смена пер-дов развития, появление разл. псих. проц-сов, их св-ва, кач-ва лич-сти ч-ка- все это наследственно приобретено).Биогенетическая т-рия(Гегель, Холл, Бюллер-т-рия 3х ступеней;Фрейд) реб-к за коротк. пер-д прох. те этапы, кот. прошло все чел-во. Психоаналитики(Фрейд)- реш. роль отводят врожден. биологич. влечениям, источником развития явл. удовлетворение мотивов, стремление получ. удовлетвор.Согласно Фрейду надо дать выход внутрен. силам р-ка, а не развив. его согласно целям взр.Эриксон- психосоциальная т-рия. С т.зр.современ. биологизаторск.-соц. формы поведения ч-ка представлены в ч-ке отдельными генами отобр. в проц-се эволюции. Лоренс к числу унаследован. от животных относит агрессивн. инстинкт. В противовес биологизат. т-рии сущ. 2-социологизаторск. направление-психика представляет собой чистую доску и под влиянием внешн. условий и воспит. и обуч-я вней возник. все псих. кач-ва свойствен. ч-ку.(Гельвеций 18в.-считал, что все люди рожд. одинаков. и неравен-ва му ними в умств, инравств кач-в обусловлено внешн. условиями и воспит. воздействиями. Осн. фактором псих. разв-я р-ка явл его приспособлен. к соц. среде: т-рия социального научения(Миллер, Долларт)- развит-е р-ка как постеп. накопление образов памяти, ЗУН; т-рия бихеоверистов в н.20в. (Утсон,Торндайк, Бандура) – все в поведении ч-ка чем то определено( средой); когнитивная т-ия(Пиаже)- до достижения р-ком определ. стадии дети формир. свои сужден, опираясь на перцептивн. восприят-е, чем на логическ проц-сы. Общее этих 2-х концепций- рассматр. ч-ка как пассивн. объект внешних влияний. На стыке биологизат. и социологизат- теория конвергенции 2-х факторов Штерна( проц-с развит-я опред. взаимодействием наследствен-сти и среды. При этом наследственности отвод. определяющ. роль, а среде –роль регулятора условий.) Гуманистич т-рия( Маслоу, Роджерс с сер.20в.)- разв-е как потребность ч-ка в самоактуализации, развитие своего Я Закономерности и движущие силы психического развития ребёнка в свете идей Л.С. Выготского. Закономерности: становление психики, это не просто сцепление развития, а закономерный проц-с. Ф-фии известны два противоположных подхода к пониманию развития. Сторонники идеалистического(метофизическ)-рассматрив. развитие как увеличение или уменьш. изначального св-ва, они признают колич. изменения, а качествен.- отвергают(с их т.зр. с возрастом увелич. V памяти, но качеств. преобразов. не признают) Противополож метофизической- диалектическая –разв-е это единство и борьба противоположности, движение проц-са развит. не по кругу, а по спирали; развитие не столько количественное, сколько качественное( т.е. развит-е это постеп. переход колич. измен. в качеств.) По разному реш-ется о движ. силах развит-я( 1-ые- источник скрыт и непонятен, 2-ые- движ. сила нах. в самом явлении. Развитие происх. за счет наличия противоречий, кот преодолев-ся с рождением нового кач-ва. Внутрен. противоречия присущи кажд. проц-су( против-чия му стремлением и реальн. возможност их удовлетворения(младенч-ве- еда ложкой); му физич. и дух. возможностями и старыми формами отношений взр. к р-ку( в подрост. в-те); му требованиями в общ-ве и достигнут. уровнем развит. р-ка; му идеалами и фактич. достижен( в кризисе средн. в-та). Внешние противоречия- му усвоен. N повед-я и нов. требован; му реальн. поведен. и уровнем осознания N. На опред. этапах эти противоречия обостряются- конфликт(возраст. кризис).Чтобы псих. разв-е произошло нужно разрешение против-чий. Разрешение прот-чий приводит к опред. скачкам, к формир-ю новобразован. В психике- эти нов. качеств. новообразования созд. основу перехода р-ка на нов. ступень развит-я.( для успешн. обучения в шк. с 6л. нужно сформир-ть образное мышление, а не логическ., что позвол. спешн. решить з-чу) Диалектич-материалистич. подход явл. основополагающ. для псих-гии. Х-ки( показатели) в-та: Соц. сит-ция р-тия(Выготский)- сочетание внутр. проц-сов развития и внешн. условий, кот типичны для кажд. в-та и обуславл. разв-е на протяж. кажд. в-та и нов. кач. новообразования, возник. к концу в-та); Вед.д-сть( Леонтьев)-та д-сть, кот.способств. псих. развит и все псих. проц-сы в ней развив); Возрастн.синзетивность(псих. разв-е протек. неравномерно, та или иная ф-ция наиб. восприимчива к наиб развит-ю(речь с 2-3 л); Новообразования( кот. появ. в псих-ке, в 3г.-Я сам в личностн. сфере) Психическое развитие и деятельность. Понятие о ведущем виде деятельности и механизмах смены ведущего вида деятельности в детском возрасте. Псих. разв-е и д-сть неразрывно связаны. Деятельность.- совокупность осознанных и мотивирован. действий ч-ка, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов, основная форма активности ч-ка. Интериоризация-переход от внешних реальных действий к внутрен.Экстериаризация- внутренние псих.действия в практич. В д-сти выраж. личность ч-ка и одновременно д-сть формир. личность, являясь важн. условием псих. разв-я. Возникшие новообразования в псих. разв-и происх. не спонтанно, а в прц-се д-сти. Виды д-сти, кот. заним. р-к разнообразны: рис, лепка, констр, уч. петь, танц, счит, ухаж. за раст, жив.. В проц-се д-сти р-к развив. Особое зн. при этом им. ведущ. д-сть – с развит которой происходят главнейш. изменения в психике р-ка и внутри кот. развив-ся псих. проц-сы, подготавливающие переход р-ка к высшей ступени его разв. В каждом воз-те своя ведущ. д-сть. Признаки вед. д-сти: д-сть 1- внутри кот формир. и возн. новые виды д-сти, 2- в кот. формир. и перестраив. псих проц-сы, 3- от кот. зависят псих. изменения личности. (Леонтьев положил в основу периодизацию): 1- младенч-во (непосредственно эмоциональн. общение, чз мимику, важно удовлетворить потребность р-ка в ласке, внимании); 2- раннее дет-во(предмет-орудийная д-сть); 3-дошк. в-т(игровая; новообразования- стремление к общ-значимой д-сти, потребность в оценке, соподчинение мотивов, произвольность поведения и псих. проц-сов, готовн. к шк. обуч); 4- мл. шк.в-т( учебная ; новообразован: формир-е внутрен. плана действий, самоконтроля, рефлексия); 5- подросковый( имтимно-личн. общение; новообраз6 формир-е комплекса самооценки, критичность к себе, людям, подчинение нормам большинства); 6- старш. шк. в-т(учебно- профес.;). В основе мех-зма смены вед. вида деят-сти лежат движ. силы псих. развития: возможности р-ка не соответствуют его месту в сис-ме общ. отношений = происх. борьба противоречий му нов. потребностями и стар. возможностями= к возник. нов. вида д-сти и изменению места в сис-ме общ. отношений. Важ. роль в смене вед. деят-сти играет общение. Общение как фактор психического развития. Генезис форм общения. Под общ-нием поним информац, эмоц. и предметное взаимодействие, в проц-се кот. реализ., проявл. и формир. межличностн. взаимодействия(Коломинский).Общ-е игр. б.роль в формиров.психики ч-ка, ее развитии и становл. разумн. культ. поведения. Чз общение с людьми и благодаря возможности к научению, ч-к приобретает все свои высш. познават. способ-сти, чз активн. общ-е с развит. лич-стью р-к превращ. сам в лич-сть( в проц-се общ-я склад. опред. взаимоотнош, от их х-ра зависит формиров-е личностн. кач-в). Недостаток общ-я тормозит проц-с псих. развит.(Маугли) Особенно велико значение О. для псих. разв-я на ран. стадиях онтогенеза(приобретает все человеч, психич, и поведенч. кач-ва). По мнению( Леонтьева, Запорожца, Лисиной) потребности р-ка не свод. К его органич. нуждам, кот. удовлетвор. взр.Уже в 1-ые недели жизни у р-ка нач. склад. потребность в общ- не биологич, а социального х-ра. Генезис форм общения. Общение- восп. фактор псих. развития. Только в контакте со взр. возможно усвоение детьми общ-истор. опыта ч-ка и реализ-ция ими прирожден. возмож-сти стать представителями чел. рода. По данн. Лисиной у д. к 3 мес. появ. потребность в общении. Мотивом общ-я выступ. взросл.Выделила 4 формы общ-я: 1-ситуатив-личност(до 6мес; наблюд. в ходе комплекс оживлен.); 2)ситат.-делов.(с 6мес до 2л.; связ. с манипулят. дейст-ми п-тами и возник. предмет. д-сти; главное- общение р-ка со взр. чз п-т; приобретение- понимание речи взр. и приобрет. собств. активн. речи);3)несит.-познават(3-5л., в-т почемучек; на позн. окр; значение- речь помог. знания); 4)неситуат- личност(служит познанием социал. мира; формир. в ходе разл. практ.д-сти). Переход от низш. Форм общ. к высш. Осущ. чз взаимодействие му формой и содержанием: в ходе старой формы общения достигнутое содержание перестает соответств. старой и разламыв-ся –возник. новая форма. Проблема соотношения обучения и развития в современной психологии. Психологические основы развивающего обучения. Обучение – взаимодействие му обучаемым и обучающим, в рез-те кот формир. опред. ЗУН. Обуч-е осущ. путем общения в проц-се д-сти. 1- т-рия Пиаже (Обучение идет за развитием, считал, что пока у р-ка несозрело оперативно-логич.мышление, бессмысленно обучать его умению рассуждать, обучение должно подчин. зак-нам развития р-ка); 2- Об-е –есть развитие(Джеймс); 3-Взаимосвязь или единство обучения и разв-я(Рубинштейн); 4- Выготский Об-е идет впереди разв-я и ведет его за собой. Обучение приводит в движение внутренние проц-сы развития, кот. заложены в р-ке.Обучение м.б. успешным, если оно не только приспосаб. к уровню псих. разв-я, а намеч. перспективу с учетом достигн. уровня. Выготский ввел термин «зона ближ. развития»- то что реб. сегодня сделает с помощ взр Если р-к не может решить з-чу даже с пом. взросл., то это не будет явл. ЗБР.Величина ЗБР- показатель обучаемости р-ка, запаса развития. В определ. периоды разв-я р-ка возник. наиб. благоприятн. п-ды для разв-я определ. сторон псих. кач-в- сензитивные( особенно чувствит. к внеш. воздейств., к обучению). Одним из путей оптимизации обуч-я явл. развив. обучение( обосновал концепцию Выготский- связь обуч, воспит, и псих. разв. р-ка, взаимод. р-ка со взр; Эльконин,Давыдов- созд. свою сис-му обучению детей счету, на основе звук. анализа слова, и разраб экспериментальный словарь) Подход к проблеме разв. обучения: оно должно опиратся на ЗБР; идти впереди развития; должно опир-ся на формирующ. ф-ции; д.б. ориетир-ся на повыш. уровень трудности. Периодизация психического развития. Проблема возрастных кризисов психического развития. Проблема перодизаци псих-кого развития (Выготский, Эльконин).. Акселерации и ЗПР. Календарный в-т- это не осн. показатель нахождения ч-ка на той лил ин. ступени развития, он может не совпад. с психолог.(Ананьев, Выгот, Элькон.) Выготский сделал вывод, что кажд. стадия разв-я заканчив. кризисом, после кот. р-к вступ. в нов. ст..Эльконин, на основе положения Леонтьева о вед. д-сти, наиб. систематизировал. пер-цию психич.. развития по критериям: вед. вид д-сти; соц. сит-ция разв.; новообразования: 1) -млад-во(0-1г.)- эмоц.-личн. общение; на познание отнош. с окруж и взр, формир-е доверия- недоверия, любовь; потребностно-эмоцион сфере; новообразования-комплекс оживления, потребность в речи, общении, потр-сть в познании предм. Мира, овладение прямохождением. Ранн.дет-во(1-3)- предм. оруд. д-сть; на познание предм. мира; сенсорно-исследоват.; новообраз- речь как ср-во общения, ребенок становится личностью, приобретается самостоятельность, осознание своего Я; Дошк.в-т(3-6)- вед.вид деят.. игра; на познание соц. отношений; потребность в общ-знач. д-сти., нач. форм. самооценка, чувство половой принадл., осозн. Себя в прошл., наст., буд. Форм. правов. Созн. Мл.шк. в-т( 6-11)- учебн. д-сть; на познание основ науки, на усвоение культ. опыта; разв. интеллект. сфера;новообразов- произвольность, внутр. план действий, решение з-ч про себя, рефлексия- способн. следить за проц-сом собств. действий); Подростковый в-т-(12-15л.):ведущ. д-сть- интимно- личност. общение со сверстн. и обществ- полезн. д-сть, в кот. разв способности р-ка. Соц. сит-ция разв-я- мотивы личн. х-ра, развив. личностн. сфера и познават; в личном появ. чув-во взрослости, происх. полов. Созревание.Новообразования- формир. самосознание, самооценка, усваив. нормы коллект. жизни, формир. идеалы, абстракт. мышление. Главн. новообразования- чув-во взрослости).Юношеский в-т (ранн юность15-18л.): ведущ. д-сть- учебно-профессион. д-сть; соц. сит-ция разв-я- д-сть направлена на познание проф-сий, на ориентац. знаний, кот. пригодятся в будущ. проф-сии; преимущ. развив-ся познават. и интеллект. сфера. Новообразования- открытие своего внутрен. мира мировоззрение, убеждение, проф. выбор, нравств- моральн. п-пы. Самоценность детства. Возрастная сензитивность, её учёт в работе с детьми. Возр-ая сензит-ть — присущее опред-му возр-му периоду оптимальное сочетание условий для разв-я опред-ых психических св-в и процессов. Сензит-ый период-это период особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деят-ти; к способам эмоц-го реагирования, поведения. Сензит-е периоды служат тому, чтобы реб-к имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д. Сенз-е пер. длятся опрд-е время и проходят безвозвратно — незав-мо от того, удалось ли реб-у воспользоваться их условиями для разв-я каких-либо своих спос-ей. Взр-ый извне не может повлиять на время возникн-ия и длит-ть сенз-ых пер-в. Но, по мнению М. Монтессори, любой взр-й может, а точнее обязан:1-знать о существ-ии таких пер-в в разв-и реб-а, знать их особ-ти; 2-наблюдать за измен-ми; 3-предвидеть наступл-е след-го сенизит. пер. и подготовить соотв-ую окруж-ю среду (дид-ий мат-л), чтобы реб-к имел то, в чем особенно нуждается в данный момент. Сенз-й период разв-я речи: длится от 0 до 6 лет, причем нач-ся еще до появления реб-ка на свет (вспомним естественную потребность матерей разгов-ть со своим еще не родившимся ребенком, петь ему песни).Охарактеризуем наиболее важные этапы внутри данного периода с указанием приблизительного возраста их наступления. В возр-те от 0 до 4.5 мес-в: Реб-к уже способен ощущать речь как нечто особенное, дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи. Если этого не происходит -существует вероятность того, что у младенца есть проблемы со слухом,дети учатся подражать звукам.   В возр около 1 года:Реб-к сознательно выговар-ет 1-ое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.В возр около 1.5 лет: Реб-к начинает выражать свои чувства, желания. Это возраст, когда реб говорит о том, чего хочет и чего не желает;  В возр 2.5 — 3 лет реб-к часто разговаривает сам с собой,о чем реб в наст-й момент думает, сразу же проговаривается. В возр 3.5 — 4 лет:Реб-к начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно,дети этого возр интересуются буквами, с удовольствием обводят буквы. В возр 4 — 4.5 лет он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения. в возр около 5 лет реб-к без принуждения и самостоятельно учится читать. СЕНЗИт-ЫЙ ПЕР-Д ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ:Длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет. Этот период трудно не заметить, и часто он доставляет взр-ым немало волнений: реб-к манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья.Обычно взр-е не видят в этом интересе ничего полезного. И взр-е в силах придать позитивный оттенок этому процессу, предоставив реб-у условия, напр, с помощью спец-ых упр-ий: нанизывания на нитку более или менее мелких предметов (плодов каштана, бобов); разборки и сборки моделей из конструктора (что позволяет реб-у прочувствовать не только процесс анализа целого на составные части, но и синтеза из этих частей целого). СЕНЗИТ-Й ПЕР-Д РАЗВ-Я ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ:Длится в среднем от 1 года до 4 лет. СЕНЗИТ-Й ПЕР-Д РАЗВ-Я СОЦ-ЫХ НАВ-ОВ:в возр 2.5 — 6 лет реб-ок нач-ет активно интересоваться формами вежливого поведения. Вывод: Взр-ым необх-мо знать, что реб-к никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий сензи­т. пер-д своего разв-я.Сензит пер-ды универсальны и индивид-ны одновременно, поэтому особую роль в отслеживании хода разв-я реб-ка играет иск-во наблюдения. Общие принципы и этапы психологического исследования. Классификация методов изучения психики детей. Принципы: - единства сознания. и деят-сти ( внутр. особенн. разв-я ч-ка проявл. во внешн. действиях, речи, творч-ве); -объективности (об особен. судят по продуктам д-сти, м-ды исслед. –не д. влиять на р-ты); - детерминизма ( выявление внешних причин, среда, врожден, наследствен, в повед. ничего не возн. без причин); - един-во диагностики и коррекции (рекомед. д.б. осуществимы); -п-п не навреди; п-п системности и целостности. Все методы исслед-я строятся на основе принципа диалектич-го познания, любое псих. явление нужно изучать в развитии, находить причины, отклонения от нормы, находить противоречия, опираясь на знания закономер-сти механизмов психического развития. Этапы: - подготовительный (подбор, анализ лит-ры, постановка цели, задач, объек, п-т,); разработка рабочей гипотезы (утверждение чего-либо без обоснования); методический этап (подбор методик, планир-ся послед-сть процедур, использ-ние ТСО);эксперементальный этап (сбор матер-ла, провед-е поисковых экспер-тов, подтверждение раб.гипотезы);аналтический этап (обработка матер-ла, интерпритация данных, выводы, рекомендации). Классификация методов- наблюдение-м-д длит-ного. планомерного, целенаправл-го изучения псих. особенностей индивида, на основе фиксации проявлений его поведения (пассивное, включенное, самонаблюдение); опрос (стандартное и нестандарт-е интервью, анкетир-ние, беседа, экспертная оценка); анализ рез-тов деят-сти (аналз творчества, биографический метод);м-д временных и пространственных соотношений (поперечных срезов, продольных,сравнительно-генетическийм-д)эксперементальные м-ды (лабораторный, естественный, формирующий эксперемент); тестирование ( самооценочные, диагностич-е, проективные, тест-задачи, бланковые тесты, аппаратурные); коррекцонное воздействие (психоанализ, поведенческая психотерапия, гипноз, медитация, аутотренинг, групповой тренинг)моделирования Эмоциональное общение младенца со взрослым, его значение для психического развития. Причины и пути преодоления психической депривации в младенческом возрасте. Ведущая д-сть- эмоциональн. общение со взр.С момента появлен. р-ка на свет взр. нач. побуждать его к общению. Новорожденный не в состоянии ответить на призыв( он только ест, сти., плачет) Но он может привлекать к себе внимание взр. плачем, кот. станов-ся выражением физич. или душевного страдания. В 1м- р-к может фиксир-ть взгляд на лице взр.. Улыбка возник. позже, чем крик, вызывает ее ласковое обращение к р-ку. К 2-3м- появляются особые формы реагиров-ния на взр. Младенец выделяет его как посредника при контакте с окр. миром. Постепенно выраб. специфич. эмоц-двигат. реак-ция – комплекс оживления(граница новорожден. и младен-ва).Это проявление эмоц. проявлений ко взр., общению с ним. Ласковое отнош-е взр. образует у р-ка важ. соц. потреб-сть в эмоциях.3м- на мать уже смотрит осмысленно, его ответ р-ция прояв. улыбкой, ожив. движ. рук, звуки.В п-д млад-ва формир-ся псих. готовность приобщится к общению: предпосылки доречевой коммуникации-лепет, 1-ые слова, весь комплекс оживления..Р-к трогает волосы, уши, формир-ся простейш. формы психики(зрит. восприят., расположение объектов по форме, узнает п-ты. Взр. вводит р-ка в предмет. мир, привлек.его внимание к пред-там. Совмест. д-сть состоит в том, что взр. руководит действиями млад-ца, а тот в свою очередь обращ. за помощью взр.Большое знач-е в совм. д-сти р-ка и взр имеет способность подраж. действиям взр. При общении формир. 1-ые предпосылки речи.Т.об. взр. удовлетвор.растущ. потреб-сти р-ка, учит его действовать с пред-тами, оценив. поведение р-ка (улыбкой) Р-к- постепен. усваив. привычки, уч. прав. себя вести. Причины депривации- когда р-к лишен эмоц. общения с матерью, лишен ласки, когда воспит. в детдоме. Предметная деятельность как ведущий вид Деятельности в раннем возрасте. Развитие предметно-орудийных действий, их значение для психического развития. Предметная д-сть- ведущ. вид д-сти, разв. орудийных действий. Особое значение рв связано с 3-мя приобретениями: прямохождение, реч.д-сть и предметная. Эльконин: р-к сам не в состоянии открыть сущность назначение и способ употребления п-тов. Развитие предметных действий: 1линия- освоение общ.ф-ций п-тов происходит в ходе совм. работы р-ка и взр а) взр. берет ручки р-ка и производит ими действия; б)частичное(взросл. начинает действие, а р-к заканч.) в)выполнение действия на основе показа; г) со стороны взр. только речевые указания, а все действия р-к вып. сам. 2линия- развитие предметн. действий- развитие ориентации на св-ва объекта и действий с ним. а)- перенос дейсвия с одного п-та на др.( приучаем пить из бутылочки, затем из чашки)- происходит обобщение ф-ций п-та; б) пренос действия по ситуации(научившись одевать ботинок, р-к будет повтор. эти действия с др. п-тами)- происходит отрыв дейсвия от п-та и от ситуаций. 3 л- нач. использовать игрушки в предмет. Действиях В рез-те происход. дальн. схематизация действия; р-к нач. сравн.и узнавать свои дейс-я со взр, и впервые начинает называть себя именем взр.Т.об., перенос действия способ отделению р-ка от взр, сравнению себя сним.В рез-те начин. распад. ССР Ир-к переходит в дошк. в. К к.рв р-к исп. пр-ты действия для налажив. контакт со взр, Этапы развития самосознания. Основные новообразования личностного развития в дошкольном возрасте. Развитие самосознания у реб-ка - протекает индив-но, разв. в проц-се актив.собствен. д-сти р-ка на основе взаимоотнош. с окруж. К к.1г.- прояв-ся 1-ые признаки: р-к нач. выдел. себя, свое тело из окруж. его прост-ва; происх. осознание своих желаний, выдел. мотивы для чего, что нужно сделать( нач. узнав. себя в зеркале, отклик. на имя, но не осознает себя S д-сти- «Маша гулять») На 3г.ж.- х-ся отделением себя от своих действий- перенос действия на п-т(дети нач. сравнивать себя с др. людьми, осознает собствен. «Я»- перех от обознач. себя в 3-л. к личн. местоимению –Я- гл. новообразование ран. в-та; на основе этого –формир. самооценка; формир. потребность в самост. -«Я сам»; фор-ся чув-во стыда, гордости, уровень притязаний, активно формир. х-р- сила воли, целеустремлен-сть., появл. потребность в достиж. успеха, эмпатия- умение понимать др.Итак, Признаки самосознания- нач. узнавать себя в зеркале, описывают свое поведение, способны пол. на повед-е др, появ. ч-во собствен-сти, эмпатия. К 4-5 г.- формир. «Я-образ»(т.е.осознание себя как S д-сти, представление о себе как члена семьи, осознание родст. связей, осознает не только мотивы повед, разв. чув-во ответствен, взаимоподдержки;) К к.6г.- «образ Я» приобретает сложную структуру(представление о том каков он сегодня, я-настоящее, каким бы хотел быть в буд, что хотел бы приобрести, от чего избав., происх. переход от предм. оценки ч-ка к оценке личн. кач-в, своих внутр. состояний, появ. самокритичн при оценке себя и окр.,, возник. осознание своего социального «я» на основе познават и мотивац. сфер, руководствуясь в осн.оценкой взр. Самооцека-формир. путем оценок п-гов, сверст, род. в прц-се д-сти и общения; первичная С- носит эмоц. х-р, общая и формир. чз п-т и внеш. кач-ва(игрушка), носит предмет х-р- толстый, мал.; затем с 5л. бол. осознанная и дифференцирован.(хорошо рисую), но лучше оцен. не себя а др; более высокая О, связ. с притязан. на признание не только взр, но и сверст., оценив.внутр. мир, окруж. Формир-е позитивной «Я- концепции»- основой явл. социализация: выделение своего Я в позицию S д-сти, представление о своем Я. Причины негативной «Я- концепции», низкой самооценки, низ. притязаний, отсут. чув-в гордости- частое выраж. неудовлетворен-сти достижен р-ка, выс. требоват, без учета возмож , трудности адаптации. Коррекц. работа- включ. в значим. для р-ка д-сть, позитив. оценка, оказан. помощи в преодол. страха, активиз. д-сти, созд.сит-ции успеха, похвала, поддерка неуверен. Проблема сенсорного развития дошкольников. Психологические основы сенсорного воспитания детей.
Каталог: web -> uploads -> doc
doc -> «Целый мир от красоты…»
doc -> «Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»»
doc -> Конспект урока литературы в 9 классе «Тело живой лик души»
doc -> Слово о Чингизе Айтматове
doc -> Ы: Преподавание в начальной школе Тип урока: изучение нового материала Цель
doc -> Исследовательская работа «Жизнь и деятельность Ал Хорезми Мухаммед Бен Мусса (783 850)»
doc -> Пояснительная записка программа разработана на основе программы курса «Кубановедение» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодарского края
doc -> Конспект урока по литературе в 8 классе «Рыцарь светлой мечты…»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9