Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Департамент образования города москвы зеленоградское окружное управление образования




Скачать 341.77 Kb.
Дата24.06.2017
Размер341.77 Kb.
ТипПротокол
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

ДетсКО – ЮНОШЕСКИЙ центр «СОЮЗ»


СОГЛАСОВАНО

Директор ГБОУ СОШ №852

________Шамне Л.Г.

«29» ноября 2013г.



РАССМОТРЕНО

Протокол методического совета ГБОУ ДЮЦ «Союз» №1

от «22» августа 2013г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ДЮЦ «Союз»

_________О.В. Буданова

«30» августа 2013г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«МУЗЫКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ АРМЕНИИ»
возраст обучающихся 6-18 лет

срок реализации – 3 года

программа разработана в 2009 году




Автор-составитель:

Мкртчян Гегине Азатовна,

педагог дополнительного образования

Консультант-методист:

Пронкина Ольга Николаевна


Зеленоград

2013
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ



ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

ДетсКО – ЮНОШЕСКИЙ центр «СОЮЗ»


СОГЛАСОВАНО

Директор ГБОУ СОШ №718

________Коржова О.Н.

«30» августа 2013г.



РАССМОТРЕНО

Протокол методического совета ГБОУ ДЮЦ «Союз» №1

от «22» августа 2013г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ДЮЦ «Союз»

_________О.В. Буданова

«30» августа 2013г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«МУЗЫКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ АРМЕНИИ»
возраст обучающихся 6-18 лет

срок реализации – 3 года

программа разработана в 2009 году




Автор-составитель:

Мкртчян Гегине Азатовна,

педагог дополнительного образования

Консультант-методист:

Пронкина Ольга Николаевна


Зеленоград

2013


Рецензия


на дополнительную общеобразовательную программу

«Музыкальное наследие Армении»

педагога дополнительного образования

Мкртчян Гегине Азатовны
Дополнительная общеообразовательная программа разработана и адаптирована к условиям реализации в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования в 2009 году. Программа доработана, рассмотрена Методическим советом ГБОУ ДЮЦ «Союз» и переутверждена в 2013 году. Организация учебного процесса рассчитана на 3 года, в группах по 15 человек. Возраст детей от 6 до 18 лет.

Основная цель программы: сохранение многовековых традиций армянского народа и приобщение к ним обучающихся разных возрастов. Оказание помощи детям в сохранении и поддержании духовной связи со своим народом. Содержание программы направлено на погружение обучающихся в истоки национальной культуры.

Программа «Музыкальное наследие Армении» направлена на формирование у обучающихся осознанного патриотического чувства.

Кроме того, содержание программы представляется полезным в условиях современного социокультурного контекста и необходимости воспитания обучающихся в духе толерантности.

Программа интересна по содержанию (все разделы выдержаны и освещены). В качестве методического приложения представлены методики и по технологии преподавания. Педагогом представлен перечень методических разработок. По структуре принципиальных замечаний нет. Данное направление пользуется популярностью среди детей и подростков.

Программа рекомендована для реализации на базе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.


Методист ГБОУ ДЮЦ «Союз» ________________________Пронкина О.Н.

Пояснительная записка

Древняя и средневековая армянская музыка (народная и профессиональная) монодического склада, одноголосна, но с элементами многоголосья. Армянская монодия обладает обширной системой диатонических ладов и богатейшей ритмикой. Всей её формой, от простых крестьянских песен до тагов, тараканов или гусанских мелодий, основанных на широком использовании различных приёмов мотивно-тематического развития. Армянская монодия интонационно уравновешена, отличается внешней сдержанностью выражения. История армянской монодичной музыки насчитывает свыше трех тысячелетий. Образование её национального языка (с 12 века до н.э.). Армянская музыка, скрещиваясь культурами некоторых древних народов Передней и Малой Азии (хеттской, ассирийско-арамейской), и ассимилируя передовую для своего времени культуру Урарту, развивала свои самобытные черты. Эпоха раннего феодализма (5-7 век) вызвала к жизни новые, более сложные формы народной музыки, обновила её тематику, расширила круг интонации. Несмотря на гонения церкви, интенсивно развивалось искусство гусанов.

Инструментальная музыка крестьян представлена медленными песенными мелодиями, рефреном танцевального характера, исполняемыми на двух дудуках, развернутыми импровизациями пасторального либо эпико-повествовательного характера, исполняемыми на блуле, иногда на тутаке.

Городская народная песня и инструментальная музыка также обладают древними традициями; образцы этой средневековой, некогда высокоразвитой музыки дошли до настоящего времени лишь в виде отрывков. Мелодика армянской городской песни имеет черты сходства крестьянской песней, но ей присуща более открытая эмоциональность. Городская народная инструментальная музыка, помимо сопровождения вокальных номеров и разнохарактерных танцев, включала в себя самостоятельные развёрнутые импровизационные пьесы для медленного движения или попурри из нескольких разнохарактерных пьес. История музыки и армянского танца интересна и самобытна, она, несомненно, заслуживает внимания и всестороннего рассмотрения.



Актуальность программы

Актуальность программы «Музыкальное наследие Армении» заключается в том, что она дает возможность обучающимся возможность войти в мир самобытной национальной художественной культуры, постичь опыт национального песенного и танцевального творчества, раскрывает секреты основ армянских песен и танца, прививает любовь не только к национальной культуре Армении, но и к родной земле.


Практическая значимость

Изучение национальных танцев и песен актуально для каждого обучающегося, так как человек, умеющий танцевать и петь, чувствует себя красивей и уверенней, он значительно освобождается от различных комплексов, которые порой сильно действуют на психологическое состояние человека. Помимо этого, в процессе реализации программы обучающиеся получают ценный опыт социального общения в разновозрастном детском коллективе.



Направленность программы

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Представленные для изучения темы позволяют обучающимся искренне погрузиться в истоки национальной культуры, приобщится к ней, ощутить себя её носителем и творцом.


Вид программы

Программа «Музыкальное наследие Армении» (история национальной музыки и танца) является модифицированной. Разработана в соответствии с требованиями, изложенными в письме Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844.



Цель и задачи программы

Цель программы - сохранение многовековых традиций армянского народа и приобщение к ним обучающихся разных возрастов.

Задачи:

Обучающие:

-дать представление о музыке различных стран в разные эпохи;

-познакомить с историей национальной музыки и танца;

-познакомить с выдающимися армянскими композиторами;

- научить исполнять армянские песни и танцы;

- формировать устойчивый интерес к познанию классической музыки.
Воспитательные:

- стимулировать в армянских детях желание знать и помнить свои корни, гордится своими предками, стремиться быть похожими на них;

- приобщить их к богатой и самобытной культуре Армении, познакомить с искусством родной страны;

- воспитать чувство причастности к судьбе своего народа, к его истории;

- воспитать у обучающихся доброжелательность и уважение друг к другу.
Развивающие:

- развить у обучающихся интерес, уважение и любовь к армянской истории, культуре, традициям и обычаям;

- развить музыкальный слух и чувство ритма;

- развить умение слушать народную и профессиональную музыку.




Отличительные особенности программы

Ведущие идеи программы - сохранение многовековых традиций армянского национального пения и танца. Ведь детство именно тот период жизни, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры, приобщение к ней, ощущение себя её носителем и творцом.

На первом году обучения уделяется внимание истории музыки, рассматривается музыка Древнего Египта и Двуречья, Древней Индии и Древнего Китая, Древней Руси, также изучаются народная армянская музыка и танец.

Второй год обучения знакомит обучающихся с музыкой эпохи Возрождения, музыкой Франции, Нидерландов, изучается история Армянской музыкальной классической школы, основы Армянского оперного искусства, возникновение джаза в Армении, история жизни творчества известных армянских композиторов, армянских танцы диаспор.

На третьем году обучения изучается история классической музыки, произведения известных композиторов, изучается история становления и развития армянского рока,

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Программа «Музыкальное наследие Армении» предназначена для детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет. В учебной группе первого года обучения – 15 человек. В учебной группе второго года обучения – 15 человек. В группе третьего года обучения – 15 человек Состав группы - постоянный.

Особенности набора детей в объединение: принимаются все дети, желающие заниматься, без специального набора.

Формы и режим занятий

Программа «Музыкальное наследие Армении» рассчитана на 3 года обучения. Первый год обучения: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа в год, из них 16 часов уделяется работе в каникулярное время. Второй год обучения: занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза по 2 часа - всего 216 часов в год. Из них 24 часа отводится работе в каникулярное время.

Третий год обучения: занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза по 2 часа - всего 216 часов в год. Из них 24 часа отводится работе в каникулярное время.

Основной формой являются учебные занятия. Это могут быть занятия -вариации, занятия - творческие работы, занятия - праздники. Предполагается активное участие обучающихся в городских и окружных конкурсах, фестивалях, смотрах, выступления на концертах городского масштаба.

Занятия проводятся в группах, и могут проходить в следующих формах:

-занятие - презентация;

-занятие - путешествие;

- беседа;

- конкурс певцов и танцоров;

-дискуссия.

В образовательном процессе духовное развитие личности ребенка реализуется через содержание программы, посещение музеев, исторических памятников народной культуры.

При проведении занятий активно используется словесный, репродуктивный метод и метод наглядности.



Прогнозируемые результаты:

По окончанию первого года обучения обучающиеся будут

знать:

  • историю армянской музыки, музыку Древнего Египта, Древней Индии и Китая;

  • народные инструменты Армении;

  • историю национальной народной музыки;

  • историю армянского народного танца.


будут уметь:

  • считать и танцевать под музыку;

  • знать ритм изучаемых танцев;

  • исполнять армянские народные песни коллективно и сольно;

  • исполнять армянские народные танцы коллективно и сольно;

По окончанию второго года обучения обучающиеся будут

знать:

- музыку эпохи Возрождения;

- музыку Франции, Нидерландов, Германии, Италии;

-жизнь и творчество выдающихся армянских композиторов;

- историю танцев Восточного Кавказа, Западной Анатолии, Великой Армении;

- жизнь и творчество ведущих армянских джазовых композиторов.



будут уметь:

-при прослушивании музыкальных произведений определить и разобрать самостоятельно, к какому жанру относится данное произведение;

-самостоятельно подготовить и исполнить народную, классическую или современную песню.

По окончанию третьего года обучения обучающиеся будут знать:

-основы и историю классической музыки Армении;

-основные оперы и балеты Армении;

-дирижёров, художников, артистов балета;

-историю армянского рока

будут уметь:

- при прослушивании музыкальных произведений определить композитора;

- анализировать по жанру музыкальные произведения

Способы проверки ожидаемого результата

Программа «Музыкальное наследие Армении» предусматривает промежуточный и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся (мониторинг), в основе которых лежит выполнение творческого задания.

Творческое задание включает в себя 2 теоретических вопроса и 2 практических задания. Помимо этого педагогом оценивается творческая активность каждого обучающегося.

Оценка ответов на теоретические вопросы происходит по следующей схеме:



2 балла - ответ полный, грамотный;

1 балл - ответ не полный, требует корректировки и дополнения;

0 баллов - обучающийся затрудняется дать ответ на поставленный вопрос.

Оценка качества выполнения практического задания проводится следующим образом:



2 балла – задание (упражнение) выполнено качественно, без ошибок:

1балл - при выполнении задания (упражнения) обучающийся допустил недочеты;

0 баллов - задание (упражнение) обучающимся не выполнено.

Творческая активность обучающегося происходит по следующим параметрам:



2 балла - обучающийся принимал активное участие в фестивалях, конкурсах и т.д., а также участвовал в общественной жизни творческого коллектива

1 балл - обучающийся принимал эпизодическое участие.

0 баллов – обучающийся не принимал участия в фестивалях, конкурсах и т.д.

Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся в ходе каждого из промежуточных этапов мониторинга-10 баллов.

В конечном итоге, при успешном прохождении промежуточного и итогового этапов мониторинга обучающийся может набрать 20 баллов (максимальное количество). На основании суммирования баллов, набранных обучающимся в ходе мониторинга, делается вывод об уровне усвоения им программы.

Результат 20-15 баллов - высокий уровень усвоения программы. Программа усвоена полностью, обучающийся успешно овладел знаниями, навыками и приемами работы. Может самостоятельно выполнять задания различной степени сложности.

Результат 14-9 баллов - средний уровень усвоения программы. Программа не усвоена полностью, обучающийся не усвоил ряд тем, предложенных программой. При выполнении задания обучающемуся требуется контроль и помощь со стороны педагога.

Результат 8-0 баллов - низкий уровень усвоения программы. Программа обучающимся не усвоена.

Обучающиеся, получившие в ходе проведения мониторинга не менее 8 баллов, переводятся на следующий год обучения. Обучающиеся, не набравшие 8 баллов, остаются на повторное обучение в той же группе.

Немаловажным условием оценки результативности работы является участие обучающихся в традиционных мероприятиях: конкурсах, городских, окружных, международных. Поощрением детей являются благодарственные письма, грамоты, дипломы, памятные подарки.

Важная оценка - отзывы обучаемых, их родителей, на основе которых возможно корректирование содержания программы в конце учебного года.


Учебно-тематический план 1-го года обучения




Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие: знакомство с музыкальным творчеством. История зарождения музыкального искусства.

2

2

-

2.

Музыка Древнего Египта и Двуречья

6

6

-

3.

Музыка Древней Индии и Китая

6

6

-

4.

Все виды Древней и Средневековой Армянской музыки.

10

6

4

5.

Музыка античности.

Античные музыкальные инструменты.



10

8

2


6.

Музыка Средневековой Европы.

10

8

2

7.

Музыка Византии

4

4

-

8.

Музыка Древней Руси

6

4

2

9.

Музыкальные инструменты Средневековой Европы

12

10

2

10.

Армянская народная музыка.

Армянские народные песни и инструменты



14

4

10

11.

Армянский танец.

Танец «Ахтамар»

Танец «Назани»


20

6

14

12.

Зачетное занятие.

2

2

-

13.

Подготовка к различным развлекательным мероприятиям

10

2

8


14.

Проведение развлекательных мероприятий

16

2

14


15.

Работа в каникулярное время

16

8

8



Всего

144

78

66


СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

образовательной программы 1-го года обучения

Тема 1. Вводное занятие.



  • Теория. Первая встреча посвящена рассказу о зарождении музыки.

«Воздействие музыки на внутренний мир человека». Индивидуальный опрос каждого из обучающихся.
Тема 2. Музыка Древнего Египта и Двуречья.



  • Теория. Отдельный анализ музыки Древнего Египта и Двуречья, изучение «Музыкальное письмо Древнего Египта и Двуречья». Знакомство обучающихся с инструментами Древнего Египта и Двуречья (арфа, лира и т.д.)


Тема 3. Музыка Древней Индии и Китая.

  • Теория. Музыкальные инструменты Древней Индии (вина, ситар, саранги, табла).

  • Музыкальные инструменты Древнего Китая (пипа, эрху)

Тема 4. Все виды Древней и Средневековой Армянской музыки.

  • Теория. Крестьянские песни. Шараканы или гусанские мелодии.

  • Практика. Прослушивание крестьянских песен.

Тема 5. Музыка античности. Античные музыкальные инструменты. Теория. Изучение античных музыкальных инструментов

Практика. Знакомство обучающихся с античными музыкальными инструментами (лира, кифара, двойная флейта, флейта пана, авлос).


Тема 6. Музыка Средневековой Европы.

Тема 7. Музыка Византии.

  • Теория. Изучение церковной музыки.

Тема 8. Музыка Древней Руси.

  • Теория. История о музыке Древней Руси (скоморохи)

Музыкальные Инструменты древней Руси (о гуслях, трубах, сопелях, бубнах, гудках).

  • Практика. Прослушивание музыки древней Руси.

Тема 9. Музыкальные инструменты Средневековой Европы.

  • Теория. Изучение музыкальных инструментов Средневековой Европы (Крумгорн, ребек, цитра)

  • Практика. Просмотр выше перечисленных музыкальных инструментов.

Тема 10. Армянская народная музыка. Армянские народные песни и инструменты.

  • Теория. История Армянской народной песни.

  • Изучение песен («Келе яро джан», «Ов бахт анартар», «Еп хандумес мез», «Им сурп матур»)

  • Практика. Обучающиеся прослушивают вышеперечисленные народные песни.

Тема 11. Армянский танец. Танец «Ахтамар» , танец «Назани»

  • Теория. История армянского народного танца.

  • Танец «Ахтамар», танец «Назани», история их создания.

  • Практика. Изучение танцев.

Тема 12. Зачетное занятие.

  • Теория. Проведение зачета.

Тема 13. Подготовка к различным развлекательным мероприятиям.

  • Теория. Подготовка к концерту.

  • Практика. Репетиции. Выбор костюмов. Отбор музыкальных произведений.

Тема 14. Проведение развлекательных мероприятий.

  • Теория. Психологическая подготовка обучающихся к выступлению.

  • Практика. Генеральная репетиция (проверка) каждого участника.

Тема 15. работа в каникулярное время.

  • Теория. Посещение музеев, галерей, развлекательных мероприятий, оперы и балета.

  • Практика. Подготовка домашнего задания.


Учебно-тематический план второго года обучения



Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Музыка эпохи Возрождения.

12

10

2

2.

Музыка Франции

10

8

2

3.

Музыкальные инструменты эпохи Возрождения

4

4

-

4.

Музыка Нидерландов.

12

10

2

5.

Музыка Германии


6

6

-


6.

Создание Армянской музыкальной классической школы

4

4

-

7.

Тигран Геворгович Чухаджян

12

8

4

8.

Тигран Геворгович Чухаджян – основатель Армянского оперного искусства

8

4

4

9.

Комитас (С. Г. Согомонян)

8

6

2

10.

Арам Ильич Хачатурян

14

8

6

11.

Дживан Гаспарян

10

6

4

12.

Арно Бабаджанян

10

6

4

13.

Джаз

10

4

6


14.

Возникновение джаза в истории Армянской музыки

8

4

4


15.

Танцы Армении Восточного Кавказа.

10

2

8


16.

Танцы Армении Западной Анатолии

10

2

8

17.

Танцы Великой Армении

10

2

8

18.

Танцы диаспор

4

2

2

19.

Зачетные занятия

6

6




20.

Подготовка к различным развлекательным мероприятиям.

14

4

10


21.

Проведение развлекательных мероприятий.

10

2

8


22.

Работа в каникулярное время

24

14

10



Всего

216

122

94


СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

образовательной программы 2-го года обучения.
Тема 1. Музыка эпохи Возрождения.

  • Теория. Музыка Италии.

  • Месса.

  • Мадригал.

  • Практика. Прослушивание и анализ произведений Джованни Пьерлуиджи да Палестрина.

Тема 2. Музыка Франции.

  • Теория. Шансон.

  • Практика. Прослушивание известных произведений.

Тема 3. Музыкальные инструменты эпохи возрождения.

  • Теория. Изучение музыкальных инструментов (лютня, виоль д,амур).

Тема 4. Музыка Нидерландов.

  • Теория. Йоханнес Окегём и Якоб Обрехт.

  • Один из самых величественных музыкальных инструментов «Орган».

  • Практика. Прослушивание «Собрание Нидерландской музыки».

Тема 5. Музыка Германии.

  • Теория. Церковная музыка Германии.

Тема 6. Создание Армянской музыкальной классической школы.

  • Теория. Об Армянской музыкальной классике и её основоположниках.

Тема 7. Тигран Геворгович Чухаджян

  • Теория. Биография.

  • Творческий путь.

  • Практика. Прослушивание и анализ основных произведений композитора.

Тема 8. Тигран Геворгович Чухаджян – основатель Армянского оперного искусства.

  • Теория. Рождение оперы в Армении.

  • Практика. Просмотр опер и оперетт.

Тема 9. Комитас (С.Г. Согомонян)

  • Теория. Жизненный путь.

  • Творческий путь.

  • Практика. Прослушивание основных произведений композитора.

Тема 10. Арам Ильич Хачатурян

  • Теория. Биография композитора.

  • О творчестве композитора.

  • Практика. Прослушивание основных произведений, просмотр балетов.

Тема 11. Дживан Гаспарян

Тема 12. Арно Бабаджанян

  • Теория. Творческий путь.

  • Об основных произведениях композитора.

  • Практика. Прослушивание эстрадных произведений композитора.

Тема 13. Джаз.

  • Теория. Возникновение джаза.

  • Практика. Анализ самых известных мировых джазовых произведений.

Тема 14. Возникновение джаза в истории Армянской музыки.

  • Теория. О рождении в Армении.

  • Ведущие армянские джазовые композиторы.

  • Практика. Прослушивание и анализ лучших произведений.

Тема 15. Танцы Армении и Восточного Кавказа.

  • Теория. О танцах Восточного Кавказа.

  • Практика. Изучение танца «Ахчика Еразанк» и «Джо Джон».

Тема 16. Танцы Армении Западной Анатолии.

  • Практика. Изучение танцев «Лас Бар», «Для тебя».

Тема 17. Танцы Великой Армении.

  • Теория. История танцев Великой Армении.

  • Практика. Изучение танцев «Крепость», «Танец бабочки».

Тема 18. Танцы диаспор.

  • Теория. О танцах диаспор.

  • Практика. Просмотр самых известных постановок.

Тема 19. Зачетное занятие.

Тема 20. Подготовка к различным развлекательным мероприятиям.

  • Теория. Подготовка к концерту.

  • Практика. Репетиции. Выбор костюмов. Отбор музыкальных произведений.


Тема 21. Проведение развлекательных мероприятий.

  • Теория. Психологическая подготовка учеников к выступлению.

  • Практика. Генеральная репетиция (проверка) каждого участника.

Тема 22. Работа в каникулярное время.

  • Теория. Посещение музеев, галерей, развлекательных мероприятий, оперы и балета.

  • Практика. Подготовка домашнего задания.

Учебно-тематический план третьего года обучения

п/п

Тема


Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Классическая музыка Армении

6

6

-

2.

XX век

Алекса́ндр Афана́сьевич Спендиа́ров, Александр Мелик-Пашаев



12

10

2

3.

А. Тер-Гевондян, Р. Меликян

6

5

1

4.


Арама Хачатурян, А. Степанян, А.Маилян

А. Айвазян, Л. Ходжа-Эйнатов, С. А. Баласанян



12

10

2

24

20

4

5.

А.Тер-Гевондян , С. Бархударян

6

5

1

6.

Армянский академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова

История, расположение, архитектура, галерея, личности



12

12

-

7.

Дирижеры, режиссеры, художники, артисты балета

12

12

-

8.

Дмитрий Шостакович

9

7

2

9.

Альфред Шнитке

9

7

2

10.

Сергей Танеев

9

7

2

11.

Игорь Стравинский

9

7

2

12.

Александр Скрябин

9

7

2

13.

Георгий Свиридов

9

7

2

14.

Николай Римский-Корсаков

9

7

2

15.

Сергей Рахманинов

9

7

2

16.

Армянский рок, история становления

3

3

-

17.

Классификация произведений армянского рока

3

3

-

18.

Артур Месчян и Аракялнер,System of Down(S.O.A.D.), Аспарез.

12

10

2

19.

Востан Айоц,Бамбир,Айас,Empyray, Vordan Karmir,G/F

12

10

2

20.

Русский рок,1960-1980-е годы

6

6

-

21.

Региональные сцены

«Красная волна»



3

3

-

22.

Конец 1980-х — начало 1990-х,1990-е и современность

3

3

-

23.

Программа «Каникулы»

24

20

4

Всего:

216

184

32

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Классическая музыка Армении.

  • Теория. История классической музыки Армении

Тема 2. Классическая музыка XX века.

  • Теория. А.А. Спендиаров, А. Мелик-Пашаев (биография, творческий путь)

  • Практика. Прослушивание известных произведений А.А. Спендиарова и А. Менек-Пашаева

Тема 3. А. Тер-Гевондян. Р.Меликян

  • Теория. Биография. Творческий путь.

  • Практика. Прослушивание произведений.

Тема 4. А.И. Хачатурян, А.Степанян, А. Маилян

  • Теория. Биография. Творческий путь

  • Практика. Просмотр опер и балетов

Тема 5. А. Тер-Гевондян, С. Бархударян

  • Теория. Биография. Творческий путь

  • Практика. Прослушивание произведений

Тема 6. Армянский академический театр оперы и балеты им. А.Спендиярова

  • Теория. Архитектура. Галерея. Личности

  • Практика. Прослушивание произведений

Тема 7. Дирижёры, режиссёры, художники, артисты балета

  • Теория. Биографии, творческий путь

Тема 8. Дмитрий Шостакович

  • Теория. Биография. Творческий путь

  • Практика. Прослушивание произведений

Тема 9. Альфред Шнитке

  • Теория. Биография. Творческий путь

  • Практика. Прослушивание этюдов

Тема 10. Сергей Танеев

  • Теория. Биография. Творческий путь

  • Практика. Прослушивание знаменитых произведений

Тема 11.Игорь Стравинский

  • Теория. Биография. Творческий путь

  • Практика. Прослушивание знаменитых произведений

Тема 12.Александр Стравинский

  • Теория. Биография. Творческий путь

  • Практика. Прослушивание знаменитых произведений для фортепиано

Тема 13. Георгий Свиридов

  • Теория. Биография. Творческий путь

  • Практика. Прослушивание знаменитых произведений

Тема 14. Николай Римский-Корсаков

  • Теория. Биография. Творческий путь

  • Практика. Прослушивание концертных произведений

Тема 15. Сергей Рахманинов

  • Теория. Биография. Творческий путь

  • Практика. Прослушивание концертов для фортепиано с оркестром

Тема 16. Армянский рок

  • Теория. История. Происхождение.

Тема 17. Классификация произведений армянского рока

  • Теория. Классификация

Тема 18. Артур Месчян и Аракялнер,System of Down(S.O.A.D.),Аспарез.

  • Теория. Биография. Творческий путь. История создания групп.

  • Практика. Прослушивание произведений

Тема 19. Востан Айоц,Бамбир,Айас,Empyray, Vordan Karmir,G/F

  • Теория. Биография. Творческий путь. История создания групп.

  • Практика. Прослушивание произведений

Тема 20. Русский рок 1960-1980-е годы

  • Теория. История формирования рока 60-80 годов. Влияние на музыкальную культуру

Тема 21. Региональные сцены «Красная волна»

  • Теория. История происхождения и влияние на молодёжь того времени

  • Практика. Прослушивание произведений

Тема 22. Конец 1980-х — начало 1990-х,1990-е и современность

  • Теория. История развития рока

Тема 23. Программа «Каникулы»

Методическое обеспечение программы

Методические разработки к программному материалу

первого года обучения

Тема и раздел программы

Название материала

Форма материала

Вводное занятие: знакомство с музыкальным творчеством.

Индивидуальный опрос. Рассказ о зарождении музыки

Разработка беседы «Воздействие музыки на внутренний мир человека»

Музыка Древнего Египта и Двуречья

Музыкальные инструменты Древнего Египта и Двуречья.

Электронная презентация

Музыка Древней Индии и Китая

Музыкальные инструменты Древней Индии и Китая

Разработка конспекта занятия - путешествия

Музыка Античности

Изучение античных музыкальных инструментов

Электронная презентация

Музыка Средневековой Европы

Средневековое нотное письмо

Плакат-схема

Музыка Древней Руси

История, инструменты

Разработка беседы о музыкальных инструментах

Армянский танец

История, изучение.

Разработка мастер-класса армянского танца «Ахтамар»

Зачётное занятие

Проведение зачёта

Разработки тестовых заданий


Методические разработки к программному материалу

второго года обучения

Тема и раздел программы

Название материала

Форма материала

Музыка эпохи Возрождения

Прослушивание и анализ произведений

Разработка алгоритма анализа музыкального произведения.

Плакат-схема



Музыка Франции, Нидерландов, Германии

Изучение музыкальных произведений, знакомство с музыкальными инструментами

Электронная презентация

Создание армянской музыкальной классической школы

Армянская музыкальная классика

Разработка беседы

Тигран Гевворгович Чухаджан,

Арам Ильич Хачатурян, Дживан Гаспарян, Арно Бабаджанян



Творческий и жизненный путь, прослушивание произведений

Разработка беседы

Разработка игры-викторины «Великие армянские композиторы»



Джаз

Анализ джазовых произведений

Беседа о возникновении джаза

Танцы Армении и Восточного Кавказа, Великой Армении, Западной Анатолии

История танцев, изучение танцев

Разработка мастер-класса армянского танца «Для тебя», «Танец бабочки»

Танцы диаспор

История становления танцев диаспор

Просмотр постановок



Электронная презентация

Методические разработки к программному материалу

третьего года обучения

Тема и раздел программы

Название материала

Форма материала

Классическая музыка Армении

Становление и развитие классической музыки Армении

Просмотр документального фильма

Классическая музыка ХХ века

А.А. Спендиаров, А. Мелик-Пашаев, биография, творческий путь

Разработка беседы о творчестве знаменитых армянских композиторов

Презентация

Аудиозаписи


Армянский академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова



История, расположение, архитектура, галерея, личности

Фотоподборка

Презентация

Просмотр документального фильма


Армянский рок

История становления и развития

Видио-аудио записи

Презентация



Конец 1980-х начало 1990-х,1990-е и современность


История становления и развития

Просмотр документального фильма

Список литературы для педагога

  1. Геворг Э. Семь песен об Армении. Советский писатель. - М., 1978

  2. Лагутин А. Музыкальная литература. – Ереван, 2007.

  3. Наш Арно. Воспоминания об Арно Бабаджаняне. М., 2011.

  4. Роберт Баблоян «Кочари» на Поклонной горе. Газета "Ноев Ковчег" (N 01 (95) январь 2006 года.)

  5. Статья "Кочари" // Музыкальный энциклопедический словарь/Ю.В. Келдыш, М.Г. Арановский, Л.З.Корабельникова. — Советская энциклопедия, 1990.

  6. Тагмизян Н. К. Страница армянской раннесредневековой музыкальной теории // Вестник Матенадарана : Ж.. — Ер.: 1960

  7. Xачатрян Ж. К., Армянские народные пляски Джавахка // Армянская этнография и фольклор: Материалы и исследования. Ереван, 1975, т 7.

  8. Цицикан А. Армянское смычковое искусство.М., 2011.

  9. Этнопутешествие. Песни народов мира. М., 2001.

Список литературы для детей и родителей

  1. Армения-Россия: диалог культур. – М., 2006

  2. Петросян Г.П. Народная музыка Армении. Ереван, 2008.

  3. Сирапи Тер-Нерсиссян. Армения. Быт, религия, культура. М., - 2008.

  4. Нарекаци Г. Книга скорбных песнопений. М., -2011.