Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Департамент образования администрации города Томска




страница1/3
Дата10.01.2017
Размер0.52 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3




Департамент образования администрации города Томска


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГУМАНИТАРНЫЙ ЛИЦЕЙ Г. ТОМСКА





«Утверждаю»




Директор лицея










С.В. Алифоренко




«___» _____________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса

«История зарубежной литературы XIX в.: Реализм»

для 10-х классов
Составитель:

учитель русской и зарубежной литературы

МАОУ «Гуманитарный лицей г. Томска»

Третьяков Е.О.
Учебный год:

2014 / 2015







СОГЛАСОВАНО




на заседании




научно-методического совета










протокол № _______




от «___» _____________ 20__ г.




Председатель НМС




_________________




Е.О. Третьяков


Томск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа курса «История зарубежной литературы XIX в.: Реализм» является продолжающей в приобщении обучающихся Томского гуманитарного лицея к основам литературного процесса в странах Западной Европы и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения; также в ней учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.


Метацелью рабочей программы курса «История зарубежной литературы XIX в.: Реализм» является становление культурного и думающего читателя, ориентирующегося в литературном и общекультурном процессе эпохи реализма и тем самым приобщающегося к духовному и культурному опыту человечества, и отвечающего требованиям современной эпохи. Данная метацель определена с опорой на ключевые свойства изучаемого материала: литература – это искусство, интегрирующее знание человека о мире и тем самым традиционно сохраняющее свойство формировать в человеке собственные мировоззренческие и аксиологические ориентиры. Ввиду этого в контексте нынешней ситуации изучение и генерирование собственных оригинальных концепций относительно современной мировой литературы играет крайне значимую роль в формировании основ мировоззрения обучающихся.
Поставленная метацель определяет следующие задачи:

1) осознание читателем непреходящей значимости произведений мировой литературы для собственной мировоззренческой и аксиологической ориентации и определения;

2) понимание текста художественного произведения как идейно-эстетического целого;

3) выработка навыка выстраивания диалога как с текстом художественного произведения, так и с культурным контекстом в целом;

4) формирование одной из составляющих основы гуманитарной культуры личности.
Целью же курса «История зарубежной литературы XIX в.: Реализм» является ознакомление учащихся 10-х классов Томского гуманитарного лицея с историко-литературным процессом эпохи реализма в странах Западной Европы, философией, эстетикой и поэтикой данного историко-культурного и литературного направления.
Соответственно, задачами курса «История зарубежной литературы XIX в.: Реализм» является:

1) выявление общественно-исторических и философских предпосылок возникновения реализма как историко-культурного и литературного явления;

2) знакомство с «ключевыми» понятиями философии, эстетики и поэтики реализма, такими, как «тип» и «типическое», «социальный детерминизм», «психологизм», «маленький человек» и т.д.;

3) выявление нравственного, философско-эстетического и общественного потенциала западноевропейской реалистической литературы;

4) осмысление национального своеобразия реалистической литературы в различных странах и ее связи с русским критическим реализмом;

5) изучение наиболее существенных особенностей художественного мастерства крупнейших писателей-реалистов стран Западной Европы.
Место курса: курс «История зарубежной литературы XIX в.: Реализм» входит в блок дисциплин «История зарубежной литературы», являющийся неотъемлемой составляющей профильного обучения в Томском гуманитарном лицее.

Подобно освоению элективного курса «История зарубежной литературы XIX в.: Романтизм» в 9-м классе, непосредственно наследующий ему курс «История зарубежной литературы XIX в.: Реализм» представляет собой крайне значимый этап в гуманитарном профильном образовании в лицее. Как и предшествующий курс, приобщение к западноевропейской литературе реалистической парадигмы характеризуется следованием принципу последовательности изложения материала, специфика подачи которого предусматривает сочетание как минимум четырех подходов: во-первых, историко-литературного подхода к изучению литературных явлений, событий и феноменов, позволяющего выявить логику литературного процесса; во-вторых, восприятия текста как сконструированного мирообраза, характеризующегося собственными внутренними законами (поэтика текста), как сложно устроенного «смыслопорождающего механизма» (Ю.М. Лотман); в-третьих, рассмотрения текстов художественных произведений в большом контексте культуры (культурология текста), позволяющего выйти к их универсальному ценностно-смысловому содержанию; в-четвертых, опоры на теоретическую базу литературоведения, накопленную в парадигме как отечественных, так и зарубежных (в первую очередь – западных) филологических школ, обеспечивающей грамотный, отвечающий требованиям академической филологии анализ художественных произведений. Подобный комплексный подход позволит соединить философско-эстетический анализ литературного произведения с анализом структурно-поэтическим и анализом художественного языка и тем самым избежать опасности одностороннего социологизированного толкования художественных явлений и формализованного обучения приемам выявления художественных особенностей произведений, что впоследствии станет базисом самостоятельной работы учащегося над семиотикой и поэтикой текста. Целостный и системный подход к изучению литературы позволит получить представление о литературном процессе как динамичном явлении, в основе которого – смена литературных направлений, являющихся порождением сложного комплекса философских, исторических, социокультурных, эстетических предпосылок.


Программа курса «История зарубежной литературы XIX в.: Реализм» рассчитана на реализацию в 10-х классах в течение первого учебного полугодия (в приведенном календарно-тематическом планировании – 16 недель (34 часа: 32/2 2)). В основном курс предполагает работу в лекционном формате с необходимым количеством практических занятий, основанных на учебном диалоге с элементами эвристической беседы. Ввиду того, что материалом для освоения содержания курса являются лекции преподавателя, рекомендованные Министерством образования учебники используются в большинстве случаев лишь в качестве дополнительного фактического материала; при этом в качестве обязательного учебно-методического обеспечения (учебников из федерального перечня рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию) данной рабочей программы выступают:

Лыссый Ю.И., Беленький Г.И., Воронин Л.Б. Литература. 10 класс : учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – 2-е изд., стереотипное. – М. : Мнемозина, 2011. – Ч. 1–2. – Раздел «Зарубежная литература»; главы, посвященные О. де Бальзаку и О. Уайльду;

Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Русский язык и литература: Литература. 10 класс : учебник для общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни. – М. : ВЕНТАНА-ГРАФ, 2014. – Раздел «Зарубежная литература»; глава, посвященная Г. Флоберу.

Выбор данных учебников обусловлен следующими факторами: построением с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности материала; соответствием стандарту основного общего образования по литературе и социальному заказу родителей обучающихся, с одной стороны, и предоставлением широких возможностей для реализации при сохранении единого образовательного пространства – с другой.



Также немаловажное значение для продуктивного усвоения материала курса имеют проверочные и творческие работы. Проверочные работы традиционно в формате теста позволяют выявить знание фактического материала прочитанных художественных произведений; тогда как творческие работы, связанные с ответом на проблемный вопрос, дают возможность установить качество усвоения учащимися лекционного материала и понимания текста художественного произведения. Итоговая форма работы по изученному материалу предполагает формат комплексных заданий, включающих тестовую часть и сочинение; последнее позволяет выявить умение обучающихся обобщать полученные знания и сведения, логически мыслить и аргументировано, с опорой на текст, доказывать свою идейную позицию. На основании комплексной контрольной работы и учитывая активность, проявленную на уроках, и посещаемость, выставляется дифференцированный зачет.
Личностные результаты изучения зарубежной литературы эпохи реализма, могут быть выражены в возможности:

1) смыслообразования, т.е. установлении обучающимися связей между целью учебной деятельности и ее мотивом; другими словами, между результатом освоения реалистической литературы и тем, что побуждает данную деятельность, ради чего она осуществляется. Проще говоря, обучающийся должен задаваться вопросом: «Какое значение имеет для меня научно-исследовательская деятельность, в чем ее смысл?» и уметь находить на него ответ, причем как эмоционально, так и интеллектуально;

2) нравственно-этической ориентации, т.е. действия на обучающегося нравственно-этического оценивания содержания текстов, обеспечивающего при необходимости сделать личностный моральный выбор его осознанность на основе личностных прежде всего, а также социальных аксиологических доминант;

3) самоопределения – компетентностном, профессиональном, мировоззренческом и даже, возможно, экзистенциальном самоопределении.
Метапредметные результаты заключаются в следующем:

1) понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, аргументировать свою позицию, выстраивать причинно-следственные связи, формулировать выводы;

2) самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

3) работать с разными источниками информации, искать, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:

1) в познавательной сфере:

а) понимание ключевых проблем литературных произведений эпохи реализма,

б) осознание связей литературных произведений со социокультурным и историко-литературным контекстом эпохи,

в) выявление заложенных в произведениях вневременных смыслов интеллектуального, мировоззренческого и аксиологического характера,

г) квалифицированный анализ идейного содержания и поэтики текста,

д) владение литературоведческой терминологией;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

а) понимание авторской позиции и определение своего отношения к ней,

б) формирование своей мировоззренческой позиции, определение собственных аксиологических ориентиров и осознание законов мироустройства как личностно значимых;

3) в коммуникативной сфере:

а) осмысленное чтение художественных произведений,

б) умение передать основное содержание произведения с использованием цитат из оригинального текста, аргументировано отвечать на вопросы по прочитанному материалу, уметь вести диалог по проблеме художественного текста, создавать устные монологические высказывания различных типов,

в) вырабатывание навыка написания сочинений по проблематике литературных произведений, классных и домашних письменных самостоятельных работ, письменных ответов на проблемные вопросы;

4) в эстетической сфере:

а) понимание слова в его мировоззренческой и эстетической функции, значения выразительно-изобразительных языковых средств в создании художественных образов литературного текста.
Структурно рабочая программа курса «История зарубежной литературы XIX в.: Реализм» состоит из:

1) данной пояснительной записки;

2) основного содержания курса;

3) примерного календарно-тематического планирования;

4) требований к уровню освоения курса обучающимися;

5) списка художественных произведений и перечня учебно-методических пособий по курсу.

Думается, настоящая структура позволяет определить сущность курса «История зарубежной литературы XIX в.: Реализм» с достаточной степенью полноты и определенности; необходимые комментарии представлены в виде постраничных сносок по ходу текста рабочей программы.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


I. Общая характеристика «реалистического периода» в истории западноевропейской литературы и культуры (вторая – третья трети XIX в.) в его соотношении с эпохой романтизма. (2 ч.)

Реализм как постромантическая художественная парадигма второй-третьей трети ХIХ – начала ХХ вв. Утверждение реализма как литературного направления и ведущего художественного метода в 30–40-е гг. ХIХ в. Проблема термина «реализм». Философские и эстетические предпосылки формирования реализма. Развитие общественных наук как основа метода. Связь с ренессансной, просветительской и романтической эстетикой. Сущность реалистического метода. Концепция прекрасного, принцип типизации, обязательность взаимодействия между характером и обстоятельствами. Проблема личности у реалистов: герой – человек определенной эпохи и среды. Эволюция характера. Углубление психологизма. Ориентация писателей на аналитическое начало, обращение к социально-историческим закономерностям. Принцип историзма. Объективность и выражение авторской позиции. Система жанров реалистической литературы, важное место, отводимое в ней роману. Существенность национальных черт и различия в рамках одной национальной традиции. Основные этапы в истории реализма: разница между ранним и зрелым реализмом.


II. Проблематика и поэтика французского романа первой половины XIX столетия. (2 ч.)

1. Творческий путь О. Бальзака (1799–1850). Основные вехи биографии. Литературное окружение. Эстетические взгляды Бальзака. Отталкивание от В. Скотта в области исторического романа. Поиск драмы => концентрация конфликта, гиперболизация, монументальность. Главная тема творчества – скрытая драма существования человека в обществе. Судьба героя в реализме: маленький в среде, большой внутри. Сюжет – одна из возможностей реализации судьбы. Главная эстетическая проблема – совмещение правды и красоты. Реализация идеала через положительных героев. Уравнивание духовного и материального в жизни и в человеке. Человек – идея, которая воплощается в вещном мире.

2. «Человеческая комедия»: история формирования и структура цикла. Роман «Шагреневая кожа» (1831) как философский этюд к «Человеческой комедии». История создания и замысел эпопеи «Человеческая комедия» в начале 1830-х гг. Структура: укрупнение идеи нанизыванием вариантов. Этюды: аналитические; философские; этюды о нравах (делятся на 6 сцен: частной жизни, провинц. жизни, парижской жизни, военной жизни, политической жизни, сельской жизни). Соотнесение сцен с этапами отдельной человеческой жизни (ориентация на Данте). Самостоятельное значение отдельных произведений, но их сущностный смысл – в контексте цикла. Роль цикла – эпос современности. Переходящие персонажи. Эстетическая установка: ориентация на естественные науки. Главный принцип – соотношение индивида со средой. Страсти: 1) двигатель человеческого поведения; 2) истощение жизненного запаса человека; 3) взаимодействие со страстями других, что требует ограничителя – общественного института; 4) обусловленность конкретно-исторически.

Шагреневая кожа как формула человеческой жизни, абстракция из индивидуальных существований. Философичность 1-й части. Три символических сцены: сцена в игорном доме, в лавке антиквара, пир. Философский смысл сцены игры: жизнь – партия между богом и дьяволом, ставка – человеческая душа. Лавка как модель мира по законам романтического историзма: это выставка, которая лишена внутреннего порядка. Позиция антиквара – это позиция сверхчеловека, которая одновременно с тем ставит его вне жизни. Двойственность судьбы героя: невозможность отделения низкого от возвышенного. Ретроспективность 2-й части. Осуждение себя героем с человеческой точки зрения. Женщина – символ общества в целом: и отрицательное начало, и единственная возможность реализации. 3-я часть – концентрированное сосредоточение жизни и смерти, их переплетение и тождество, определяемое образом сжимающейся шагреневой кожи. Жизнь – борьба со смертью. Катастрофическое время: его нет. Предельное овеществление запаса сил. Пошлость всех желаний героя, ведущих к страданию. Невозможность фаустианства. Инфляция ценностей, жонглирование истинами. Реалистичность исполнения желаний героя.


III. Французская новелла первой половины XIX столетия. (2 ч.)

1. Творческий путь П. Мериме (1803–1870). Оригинальность творческого метода: главные произведения – не романы, а новеллы. Долгий творческий путь, на первый взгляд оставляющий неизменным творческое кредо, но споры о том, в какой пропорции представлены романтизм и реализм, неуместны: иная механика. Мастер и денди новелл: «Похож на свои сочинения: холоден, тонок, изящен, с сильно развитым чувством красоты и меры. И с совершенным отсутствием веры и даже энтузиазма». Дендизм как свобода эстетизации жизни, облика, связь с романтическим типом жизнестроения. Стиль продолжает изящество и иронию французской новеллистики XVIII в. Прекрасное образование, частые поездки в Испанию, Италию, Германию, Англию, Грецию, Голландию, Малую Азию. Интересом к археологии, ряд научных работ по истории. Отражение энциклопедизма в произведениях: создание романтического местного колорита. Высокие посты: главный инспектор памятников культуры, к тридцати – докладчик в Государственном Совете, к пятидесяти – сенатор. Создание впечатления о себе как о дилетанте в литературе, демонстрация, что творчество для побочно, средство времяпрепровождения на досуге.

2. Новеллистика П. Мериме: периодизация, тематика, эволюция. Три периода: ранний: 1829–1833 гг (сюжет – одно яркое событие, действие лаконично, остродраматично); 1834–1845 гг.: расцвет новеллистики (больше детерминант, определяющих событие); 1860-е гг. (считается, что Мериме отходит от глубоких жизненных конфликтов. Ультраромантизм в сравнении со вторым периодом. Странный романтизм, перекликающийся с символизмом). Жанры: экзотические («Таманго»); из современной французской жизни («Этрусская ваза», «Двойная ошибка»); легенды; фантастические («Венера Илльская»); авантюрно-развлекательные. От романтизма: 1) пристрастие к острым сюжетам и экзотическим нравам, но – отсутствие выдающейся личности, равнозначной миру и бунтующей против него – только характеры; 2) не оговаривается время события, время как эпоха: современность, Средние века, Возрождение. Детерминанты Мериме = местный колорит у романтиков. При этом – среда, формирующая характер героев. Нравы определенных слоев общества, раскрывающиеся обобщенно: свет, духовенство, офицерство. Яркость и определенность черт личности ярки. Отсутствие лирической окраски, претензия на объективность. Маскировка автора фигурой повествователя, который при том ученый, путешественник, но не художник.
IV. Проблематика и поэтика английского романа первой половины XIX столетия. (6 ч.)

1. Творческий путь Ч. Диккенса (1812–1870): периодизация и эволюция. Традиционность как одна из составляющих популярности. Успех от народности и традиционности. В 12 лет – первое путешествие: приезд в Лондон, работа на фабрике ваксы. Одиночество, труд, унижение – отсюда лейтмотив страдающего ребенка в творчестве. Перспектива театральной деятельности. Предметный антураж в качестве декорации образа персонажа. Перевоплощение в предметы – живые, необычные (сказочный реализм). Театральный талант в художественном преображении всех вещей. «Очерки Боза»: варьирование очерка: зарисовки с натуры, отдельные социальные типы, сценки. Невозможность сведения всех очерков к бытовому шаржу. Отсутствие заострения как смешного, так и страшного («Черная вуаль», «Смерть пьяницы»). Инстинкт общечеловечности. Театр человеческих марионеток. Встраивание образа человека благодаря авторскому слову в более широкий человеческий масштаб. Периодизация: 1834–1842 гг. – юмористические очерки и рассказы, «Посмертные записки Пиквикского клуба», первые социальные романы «Оливер Твист», «Лавка древностей»; 1842–1849 гг. – рост сатиры: «Рождественские повести», «Мартин Чезлвит». «Торговый дом Домби и сын» – пограничное произведение. Две поэтики: внешнего изображения человека (близкого сатирической литературе) и новая: поэтика внутреннего, которое требует особых авторских ресурсов; 1850-е гг. – углубление сатиры. Романы с панорамной картиной социальных нравов и конфликтов. Сомнения в исправлении общества, торжестве справедливости, нарастание пессимизма. Романы «Дэвид Копперфилд», «Холодный дом», «Тяжелые времена»; 1860-е гг. – биографический кризис, развод как одна из причин сближения с молодым писателем и наркоманом Уилки Коллинзом, представлявшим линию детективной литературы (фантастический реализм). Итоговый роман «Большие надежды».

2. «Рождественские рассказы» (1843–1848) как репрезентация «сказочного» начала творчества писателя. Тяготение композиции цикла к фольклорной, сказочной традиции. Отличия английской сказки от других европейских: 1) пристрастие к сверхъестественным явлениям, инфернальным существам; 2) эксцентризм (у Диккенса – создание героев-чудаков). Диккенсовская ипостась жанра «рождественской повести»: 1) дидактичность; 2) экспозиция – порок или заблуждение героя, искореняющиеся в ходе дальнейшего повествования; 3) история бедной семьи, сцены веселья которой – антитеза одинокого существования героев-мизантропов (Кречеты – Скрудж); 4) в центре повествования – архетип чуда, приуроченного к Рождеству, компоненты которого – мотивы сна и смерти. Погружение главного героя в сон как знамение начала нового этапа его существования, начало прозрения; смерть, в свою очередь, – не смерть как таковая, но переход персонажа в качественно иное состояние пребывания в мире; 5) четко выраженная поляризация героев, репрезентирующаяся во многом их отношением к Рождеству; 6) благополучный финал, определяющийся проповеднической и воспитательской установкой автора.

3. Роман Ч. Диккенса «Торговый дом “Домби и сын”» (1848): нравственно-психологическая и сказочная интерпретация социального явления. Христианская схема Рождества: рождение человека (Поль), мистер Домби – Бог-Отец, Поль – Бог-Сын, Флоренс – дух любви. Центр романа – преступление, наказание и искупление главного героя. Характер мистера Домби вроде бы завершен, в нем ничего не происходит на первый взгляд. Но – постоянное, пусть и неэксплицитное, ощущение собственной несправедливости. «Внешняя» поэтика: через вещи, предметы, речь. Философский подтекст характеристики героя, создаваемый гордостью (христианские истоки: гордыня, которая питает эгоизм). Во второй части – столкновение двух взаимопровокативных видов гордыни: мистер Домби и Эдит, сближающаяся с Настасьей Филипповной из романа Ф.М. Достоевского «Идиот» (пограничное положение между миром зла и добра, тема побега, исчезновения). Поль – изначально гость этого мира (образ ангела), его мера. Близость Поля как к Домби, так и к миру добрых персонажей. Смерть – измерение человеческой жизни; актуальность данной темы из-за того, что нельзя ничего вернуть: драматизм состояния мира обусловливается ходом времени. Разные типы чудачества. Попытки персонажей вокруг Домби его интерпретировать. Каркер. Психологизм: 1) лейтмотивные детали, 2) психологический портрет. Направление повествователем главного героя к тому, что должно случиться. Образ моря и как реального, и в качестве символа. Пессимистичная интонация: зло рассеяно в мире, оно – сама реальность. Сказочный мотив: заколдованное сердце, христианский мотив – сердце страдающее. Сердце Домби заколдовано, но оно возродится в страдающее.

4. Творческий путь У. Теккерея (1811–1863). Обращение Диккенса и Теккерея к одинаковым проблемам времени. Теккерей – едкий критик и искренний почитатель Диккенса. Интерес к нравственной проблематике. Смеховая традиция, но у Теккерея – горький смех, скептичный, ему не свойственен добрый светлый юмор. По Теккерею, материальная основа определяет неизменную сущность жизни. Люди – пленники среды, игрушки в руках обстоятельств. В нем больше рационалистического начала. Строгий нравственный суд. Рационализм в эстетике: ни один второстепенный персонаж не существует сам по себе, он – необходимое звено в общей структуре повествования. Диккенс погружается в плоть жизни; у Теккерея – отсутствие гиперболизации, хотя иногда в портретах персонажей присутствует гротеск. При этом – единая традиция моралистической литературы, определяющая деление на отрицательных и положительных героев. У Теккерея – сведение положительных персонажей с пьедестала. Пороки общественной системы – неизбежные качества человека; они неустранимы, борьба с ними бессмысленна. Требование правдивого, без идеализации, изображения человека. Отсюда – двойственность характеров, несмотря на ярмарочный тип жизни. Осуждение отхода от простоты. Главное – изображение быта и нравов. Начинал с пародий на романтические жанры романа (готический, неистовый), позже – приход к пониманию ролевой структуры общества, что впоследствии было усложнено психологизмом. Разрыв связей автора с героем в целях объективации повествования. Отсюда часто в романах действует антигерой. 1850-е гг. – переход к зрелому реализму: более мягкое изображение среды, использование типа романа-воспитания. Интерес не к обществу, а к человеческой природе. Возрастание доли аналитизма.

5. «Ярмарка тщеславия» (1848) как социально-философский роман. Связь Ярмарки как культурной модели, накладываемой на реальность, с традицией риторической культуры. В связи с Ярмаркой главный принцип – не тщеславия или суеты, а определение личностного внешним: люди неосознанно для себя играют роль, следуют внешнему, типологическому. Редукция человеческого разнообразия. Понимание этой ярмарочной системы лишь в отдельные моменты. Самосуд при ослаблении ярмарочной жизни. Тонкий психологизм благодаря иронии. Двуплановость характеров. Пересечение точек зрения на предмет. Задание героев как характеров, но в них есть противоречия, возможность проявления человеческого начала. Определение позиции персонажей их отношением к Ярмарке как определенному механизму жизни. Тотальная подчиненность человека Ярмарке без проекции его выбора на всю дальнейшую жизнь. Героиня Бекки Шарп = антигероиня, цели которой = идеалы Ярмарки. Активность не творчески, а приспособленчески. Сила Эмилии – в противостоянии злу. Но – «нежный паразит». Суета сует – даже на историческом уровне: Наполеон = Бонни. Историческая дистанция. Бурлескное осмысление действий Бекки.
V. Проблематика и поэтика французского романа второй половины XIX столетия. (4 ч.)

1. Творческий путь Г. Флобера (1821–1880). Трагическое восприятие мира при внешней ровности биографии. Галлюцинации, пессимизм. Медицинское отношение к телу как к тому, что искажает человека. Тотальное неприятие буржуазии, философия антииндивидуализма. Неверие в политику, в практическую деятельность. Задача искусства – не воспитывать, не развлекать, а творить прекрасное, потому что вокруг его почти нет. Красота не в содержании, а в устройстве миропорядка, которое отражает и человек, хотя сам ничего не привносит. Открытие общего порядка и в негативной действительности, поглощающей человека. Монумент изображаемой пошлости. Прежде роман – динамическое соединение высокого и низкого языков, теперь – поиск срединного слова, равного предмету. Найти его можно, только отказавшись от субъективного и погрузившись в предмет. Стиль – абсолютный способ рассматривать вещи. Нагрузка на каждое слово. Отстраненность автора.

2. Новое понимание драматизма жизни в романе «Госпожа Бовари» (1857). Роман-лаборатория. Отстраненность автора от мира героев. Работа над романом – смерть собственной личности. Единство автора с миром обывателей. Чужая среда, провинция. Проблема личностного начала жизни: ошибка, слепота героини, не способной быть счастливой, потому что не видит реальности, не воспринимает ее. Шарль: бедный (жалкий, нищий, не воплотил то, что в нем заложено); глупый (самодовольный; самоуничижающийся). Эмма – трагическая натура: бал, карта Парижа. Воспринимает жизнь через готовые формы поэтического. Нарастание перегруженности мечты вещами и крах. Отсутствие ярких событий. Трагичность невозможности ничего изменить. Двойственность изображения смерти: маленький опошляющий театр.

3. Творческий путь Э. Золя (1840–1902). Личность Золя (политический и полемический темперамент, просветительский пафос). Эстетическая программа. Ранние романтические веяния. Золя и импрессионизм. «Что я ненавижу». «Мой салон». Роман «Тереза Ракен» как художественный опыт натурализма.

4. Концепция «экспериментального романа». Проблематика и поэтика цикла романов «Ругон-Маккары» (на примере романа «Западня» (1877)). «Экспериментальный роман» как теоретическая основа натурализма. Модель натуралистического романа (художник-ученый, среда и природа, «роман с тезой»). «Ругон-Маккары» – история одной семьи. Творческая история цикла. Состав. Основные механизмы формирования концепции человека, истории, среды. Эволюция цикла. Проблема детерминированности человека. «Западня» как образец натуралистического романа Золя. Камерность (история одной жизни) и масштабность принципов изображения. Наследственность, среда и воля. Проблема вины и ответственности человека в этике Золя. Поэтика романа: композиция, характерология, символика. Тенденциозность как знак манеры Золя.
VI. Французская новелла второй половины XIX столетия. (2 ч.)

Особенности проблематики и поэтики новеллистики Ги де Мопассана (1850–1893). Психологический портрет Мопассана. Школа Флобера. Мопассан и трагическая философия А. Шопенгауэра. Традиция жанра новеллы (романтическая новелла) и обновление жанра – герой и время, мотивная структура, композиционные особенности. Дебют («Пышка» (1880)). Типология новеллистики Мопассана. Особенности психологизма. Импрессионизм в новеллистике писателя. Проблема бессознательного, границ сознания.
VII. Поэзия французского символизма. (2 ч.)

1. «Проклятые поэты» (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме), Г. Аполлинер. Феномен «проклятых поэтов» во Франции как духовных наследников «Цветов Зла» Ш. Бодлера.

Поль-Мари Верлен (1844–1896). Периодизация творчества. Творческая биография. Поэт и время. Особенности поэтики: импрессионизм и символизм. «Сатурнические стихотворения». «Галантные празднества. Идея нематериальности мира. Маска и голос. Пейзажи души. «Романсы без слов». Роль музыки в поэтической системе Верлена. «Проклятые поэты». «Искусство поэзии» как эстетический манифест. Смысл и музыка. Тон и нюансировка. Принцип неопределенности. Сборник «Мудрость».

Артюр Рембо (1854–1891). Драматизм жизненной и творческой биографии. Творческая эволюция. Особенности поэтики. Контрасты: импрессионизм, экспрессионизм, символизм. Пантеизм и неприятие мира. Представление о поэте и его роли (поэт-ясновидец, поэт-медиум). Сонет «Гласные» как эстетическая программа символизма. Идея синэстезиса. «Пьяный корабль». Особенности композиции, ассоциативность, фантасмагоричность. «Последние стихотворения», «Сквозь ад», «Озарения» (слово, цвет, звук, ритм, алогизм, фрагментарность, афористичность). Лирический герой: исповедальность авантюриста.

Стефан Малларме (1842–1898). Символизм в поэзии. Иррациональные, интуитивистские основы творческого процесса. Философия и поэтика символизма. Типология символистской лирики. Значение музыкального начала. Поэзия Малларме. Традиции Бодлера и «Парнаса». «Литературные вторники» как центр символистской коммуникации. «Послеполуденный отдых фавна» в истории культуры («Русские сезоны в Париже»). «Иродиада» как символ поэзии. Роль и значение поэта. Символическая система Малларме: поэтический язык (созвучия, синтаксис, инверсии). Синтез искусств, аналогия как подход к феноменам бытия. «Квинтэссенция непонятности». «Тайна в поэзии» как манифест сверхчувственного. Поэма «Удача никогда не упразднит случая» и поздний Малларме.



Гийом Аполлинер (1880–1918). Творческая биография. Личность Аполлинера: креативность, склонность к мистификациям, мессианизм. Аполлинер и художественная среда его времени. Аполлинер, Пикассо и кубизм. «Бестиарий, или Кортеж Орфея»: поэтика афоризма. Лекция «Новая поэтическая фаланга» – идея нового лиризма. Книга «Алкоголи». Проблема жанра, структуры. Книга как лирический эпос. Особенности художественного времени и пространства. Лирический герой. Сборник «Каллиграммы». «Военные» стихи. Аполлинер и война. «Сосцы Тиресия». Аполлинер – родоначальник сюрреализма.
VIII. Английский эстетизм и творчество О. Уайльда. (4 ч.)

1. Феномен личности и творчества О. Уайльда (1854–1900). Символ своего времени: «Я был символом искусства и культуры своего века. Я понял это на заре своей юности, а потом заставил и свой век понять это». Отец – незаурядный врач-офтальмолог. Судебное разбирательство с участием отца Уайльда (изнасилование под хлороформом). Мать – неординарная женщина, общественный деятель, ирландская националистка, писательница, поддерживающая сына в творческих начинаниях. Учеба в закрытой школе в Ирландии, увлечение классической филологией: Вергилий, Тацит. Интерес к книге как к феномену. Опыт Оксфорда – тяга к идеализации и эстетизации. Философия Красоты Дж. Рескина и У. Патера. Превращение жизни в искусство. Жизнетворчество. Сублимация и скрытая эстетизация гомосексуальности. Мотивы андрогина, асексуальности (Саломея). Образы женщин-вампиров: роковая женщина (Юдифь, Саломея). Образ уайльдовской Саломеи – образ женщины-ребенка, прекрасной жестокой дамы, которая сочетает в одном облике любовь и смерть. Мотивы проклятия сочетаются с эротическими словами Саломеи. Смерть приобретает извращенный характер. Ребячливость Саломеи ее холодность (луна). Сознательная эстетизация вещи как произведения искусства. Католический мистицизм. Символизм Уайльда: особое отношение к форме. Недостижимость идеала – не трагедия. Истинная трагедия – если бы художник был способен осуществить свой идеал полностью. Условие искусства – самоограничение, сокрытие, герметизм: «Раскрыть людям себя и скрыть художника – вот к чему стремится искусство». Чем субъективней творец, тем глубже и обобщенней его текст. Человек менее всего оказывается самим собой, говоря о себе. Искусство приобретает значение метафизического утешения. Эстетические утопии. Парадоксы – способ постижения действительности: мир – это хаос. Эстетика выше этики. Полная свобода для подлинного художника прекрасна, так как грех для него невозможен, он не нанесет вреда душе; при этом последнее проблематизируется в «Портрете Дориана Грея».

2. Роман «Портрет Дориана Грея» (1891) как выражение эстетической позиции писателя в контексте слома мировоззренческих и художественных парадигм рубежа эпох. Идея взаимозависимости телесного и духовного (ср.: «Шагреневая кожа», «Фауст», «Трагическая муза» Генри Джеймса). История о сущности и маске. В начале – синэстетизм, декоративность, суггестия (внушение некоего настроения, синтеза чувств). Написанный портрет – это тайна души художника. Идея рока, который тяготеет над людьми совершенными, незаурядными. Отстраненный эксперимент над судьбой Дориана Грея. Герои – персонификации идей: Бэзил – служение искусству; лорд Генри – философия нового гедонизма (получение удовольствия), индивидуализм; Дориан Грей – идея полужизни-полуискусства. Но люди шире идей: «Ты никогда не говоришь ничего нравственного и не делаешь ничего безнравственного» (Бэзил – Генри).
XIX. Английская драматургия конца XIX в. (2 ч.)

1. Творческий путь Б. Шоу (1856–1950). Биография и личность драматурга. Социализация драматургического конфликта. «Миллионерша». Поэтика парадокса. Очерк эстетических и драматургических штудий Шоу. Тип героя-«реалиста». Предисловия к драмам как эстетический манифест. «Профессия миссис Уоррен». «Цезарь и Клеопатра»: поэтика исторических аллюзий. Особенности комического. «Пигмалион»: миф и реальность, своеобразие конфликта, характерология.

2. Поэтика интеллектуальной драмы Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца» (1913–1919). «Дом, где разбиваются сердца»: проблема жанра. Роль ремарок. Эпическое и лирическое в драме.
X. «Новая драма» как последнее открытие литературы XIX столетия и первое явление ХХ века. (2 ч.)

1. Своеобразие драматургии Г. Ибсена, М. Метерлинка, Г. Гауптмана. «Новая драма». Трансформация конфликта. Особенности героя. Эпическое и лирическое в драме. Подтекст. Суггестия. Сценическое пространство. Диалог. Изменение театральной практики.

Генрик Ибсен (1828–1906). Творческая эволюция и проблема личности в кризисное время. Типология драматургии. Герой и конфликт. Максимализм героя и особенности авторской позиции. «Пер Гюнт». Мифопоэтика «норвежского Фауста». Ахетипические образы и ситуации. Проблема пути и эволюции. Ситуация «странствователя и домоседа». Символизм драмы. Образы «вечной женственности» и материнской любви. Ибсен и Э. Григ. Аналитизм драматургии Ибсена. «Драмы идей»: «Кукольный дом», «Привидения», «Доктор Штокман», «Дикая утка», «Геда Габлер». Особенности внешнего и внутреннего конфликта. Проблема самореализации личности. Тема семьи, ее символизация. Особенности психологизма. Символика названий. Ремарки, детали. «Строитель Сольнес» как символическая драма. Идея жизнестроительства и миссия художника. Ницшеанские мотивы. Эволюция: от символики к мистическому символизму. Хильда и мотив «юности-возмездия».

Герхардт Гауптман (1862–1945). Жанрово-стилевой диапазон: эклектика или синтез. От натурализма драмы «Перед восходом солнца» к драме «Перед заходом солнца». «Новая драма»: реализация ее принципов в пьесе «Одинокие». Характер конфликта, система персонажей. Скрытый трагизм существования человека. Человек и среда, обстоятельства. Границы свободы личности. Особенности художественного пространства. «Потонувший колокол». Драматизм существования творца-медиатора. Мифопоэтика. Символизм пространства. Судьбы христианской культуры в пьесе.

Морис Метерлинк (1862–1949). «Новая драма» и театр Метерлинка. Ранняя драматургия: «театр Смерти». «Принцесса Мален». Театр марионеток. Поэтика ранней драматургии. «Непрошеная». «Слепые». Статичность, подтекст, поэтика молчания, особенности диалога. Эволюция символистской драмы Метерлинка. «Пелеас и Мелисанда»: творческая история. Особенности поэтики: сюжет, конфликт. «Там, внутри», «Смерть Тентажиля». Эстетика Метерлинка: «Сокровище смиренных» («Трагизм повседневной жизни»). «Второй диалог». Метафизика бытия и проблема Одиночества. Проблема нравственной активности в поздней драматургии Метерлинка. «Сестра Беатриса», «Монна Ванна», «Чудо святого Антония». Особенности поэтики: герой и конфликт. Сказка-феерия «Синяя птица»: философия поступка. Особенности художественного пространства. Композиция и символика.


ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Поскольку регулятивные, коммуникативные и в первую очередь личностные универсальные учебные действия (УУД), регламентируемые ФГОС нового поколения, тождественны на протяжении всего процесса освоения курса «История зарубежной литературы XIX в.: Реализм», их можно представить в виде следующего перечня, пункты которого последовательно характеризуют весь цикл реализации приведенного ниже календарно-тематического планирования:




Виды УУД

Содержание УУД

Регулятивные

1. Осознание качества и уровня усвоения материала; выделение и осознание того, что уже усвоено, и того, что еще подлежит усвоению.

2. Самостоятельное формулирование познавательной цели и оптимальное выстраивание своих действий, необходимых для ее достижения.

3. Предвосхищение временных ориентиров достижения результата (когда будет результат?).

4. Внесение коррективов и дополнений в составленные планы в случае необходимости.

5. Оценка достигнутого результата.

Коммуникативные

1. Установление рабочих отношений, стремление к максимально эффективному сотрудничеству.

2. Умение слушать и слышать друг друга в процессе работы по освоению курса.

3. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникативного акта.

4. Навык представления конкретного содержания в устной форме.

5. Осознание наличия множества нерелевантных точек зрения; сопоставление разных позиций и умение делать выбор между ними; принятие какой-либо точки зрения либо выработка собственной.

6. Умение аргументировать свою точку зрения, корректно отстаивать свою позицию; адекватное использование речевых средств для ведения дискуссии и отстаивание своей точки зрения.

7. Умение вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи.

8. Выработка адекватного межличностного восприятия, уважительного отношения к окружающим, внимание к личности другого (человека) и Другого (в философском смысле).

Личностные

1. Осознание личностного смысла освоения курса, ведущее к внутренней потребности учиться.

2. Признание достоинства личности и уважение ее как таковой.

3. Приобщение к системе аксиологических ориентиров и морально-нравственных норм, определение их иерархизации.

4. Ориентация в особенностях межличностных, социальных и культурных взаимодействий.

5. Выработка критического мышления, с одной стороны, и значимости мировоззренческих позиций Другого – с другой.

6. Определение собственного дальнейшего компетентностного, профессионального, мировоззренческого и, возможно, экзистенциального маршрута.
  1   2   3