Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


День памяти преподобного Иоанна Солунского +




страница1/4
Дата30.06.2017
Размер0.8 Mb.
  1   2   3   4



  1. 1 мая – день памяти преподобного Иоанна Солунского ( 820-850)

  2. Родился в конце VIII века. В юношеском возрасте он стал учеником преподобного Григория Декаполита († ок. 820) и принял от него иноческий постриг в Солунском монастыре.

  3. Под руководством опытного учителя преподобный Иоанн достиг такого смирения, послушания и вообще духовного совершенства, что за него радовался и прославлял Бога и сам учитель его святой Григорий.

  4. Когда император Лев Армянин (813-820) возобновил гонение на православных христиан за почитание святых икон, преподобный Григорий Декаполит вместе с преподобным Иосифом Песнописцем († 883) и своим учеником преподобным Иоанном отправился из Солуни в Константинополь, чтобы противодействовать иконоборческой ереси.

  5. Несколько лет, невзирая на гонения, святые Григорий и Иоанн безбоязненно защищали Православие, проповедуя почитание святых икон.

  6. Обходя город, они укрепляли православных, увещая их твердо хранить и мужественно исповедывать святую веру христианскую. Вскоре после этого Иосиф отправился в Рим, но по дороге был схвачен еретиками и заключен в темницу в Крите.

  7. После многих трудов преподобный Григорий скончался (около 820 года), а вскоре за ним отошел ко Господу и его верный ученик Иоанн.

  8. По прошествии нескольких лет, когда блаженный Иосиф, будучи освобожден из заключения, возвратился в Византию, преподобный Иоанн уже отошел ко Господу, дабы получить от Него награду за свои труды и был похоронен руками Иосифа около гробницы отца своего именем также Иосифа.

  9. Преподобный Иосиф Песнописец перенес мощи святых Григория и Иоанна в построенную им церковь во имя святителя Николая Чудотворца.





  1. 2 мая – день памяти блаженной Матроны Московской.

  2. Матро́на Моско́вская (урождённая Матрёна Дми́триевна Ни́конова; 10 (22) ноября 1881/1885, деревне Себино, Епифанский уезд, Тульской губернии — 2 мая 1952, Москва) — святая Русской православной церкви.

  3. Матрёна Дмитриевна Никонова родилась в 1881 году в деревне Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии, она была четвёртым ребёнком в семье.

  4. По легенде, родители Наталья и Дмитрий Никоновы сначала хотели оставить слепую дочь в приюте, но мать передумала после того, как ей приснился необыкновенный сон: белая птица необычайной красоты, но слепая, села на её груди. Наталья Никонова решила, что сон был вещий.

  5. Уже в восьмилетнем возрасте в Матроне проявились дары духовного рассуждения, прозорливости, чудотворения и исцеления. Известны случаи когда девочка открывала близким их мысли, предсказала пожар. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней сходились посетители даже из других уездов и губерний, привозили лежачих больных, которых молитвы девочки поднимали на ноги. Через подношения благодарных, Матрона стала главной кормилицей семьи.

  6. Дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую Лавру, Троице-Сергиеву Лавру, в Санкт-Петербург, другие города и святые места России. Известно предание о встрече Матронушки с праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Кронштадтском Андреевском соборе попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: "Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена - восьмой столп России". В 16 лет у неё отнялись ноги.

  7. После революции 1917 года Матрона и её подруга Лидия Янкова остались без крова и пошли искать работу и еду в городе. Около 1925 года Матрона перебралась в Москву, возможно, следуя за своими братьями. Жила где придется - у друзей и знакомых, но не у своих братьев, так как оба были коммунистами. Нескончаемым потоком шли к ней люди, жаждавшие духовного врачевания, наставления, молитвенной помощи. В ее житии описывается множество случаев исцелений и пророчеств.

  8. Святая Матрона предсказала свою смерть за 3 дня, продолжая принимать людей в свои последние дни. Скончалась 2 мая 1952 года. Похоронена на Даниловском кладбище в Москве; могила стала местом неофициального паломничества.

  9. В 1998 году на Даниловском кладбище в Москве были обретены честные останки блаженной Матроны. Комиссию по вскрытию захоронения возглавил архиепископ Истринский Арсений (Епифанов). Теперь останки блаженной, почитаемые верующими как святые мощи, находятся на территории Покровского монастыря. 8 марта 1998 года эксгумирована. Останки доставлены в московский Данилов монастырь, затем перенесены в храм на территории Покровского монастыря и помещены в специальную гробницу (раку).

  10. В 1999 году канонизирована как местночтимая московская святая. В октябре того же года св. Матрона была причислена к лику общецерковных святых и включена в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Память совершается 2 мая в день кончины.



  1. 3 мая – день памяти преподобного Феодора Трихина.( 400(?))

  2. Преподобный Феодор Трихина, т. е. власяничник, был сыном богатых родителей и происходил из города Константинополя.

  3. Оставивши для Бога родителей и богатство, и славу, он удалился из отечества в пустынную обитель во Фракии и принял монашество в одном пустынном монастыре.

  4. Здесь он проводил столь строгий образ жизни, что весьма истощил плоть свою, так что по лицу сделался похожим на мертвеца.

  5. В течение целых ночей он стоял на молитве и, несмотря на холод и мороз, никогда не покрывал своей головы и носил только одну колючую волосяную одежду, за что и был прозван, как сказано, власяничником или трихиною.

  6. Затем его же именем стал называться и тот монастырь, в котором святой проводил свою суровую жизнь.

  7. За свои подвиги святой Феодор получил от Бога власть над бесами, и, сотворив много чудес, с миром отошел к Господу.

  8. Он совершал чудеса не только при своей жизни, но и после своего преставления, ибо от его святых мощей истекало благовонное целебное миро, которым во славу Христа Бога нашего излечивались многие болезни и изгонялись нечистые духи.

  9. Время жизни преподобного Феодора неизвестно.





  1. 4 мая – день памяти священномученика Ианнуария и дружины его.

  2. Священномученик Ианнуарий жил в конце III в.; был епископом в Италии.

  3. Когда в его время открыто было гонение на христиан, то его представили на суд к правителю Тимофею.

  4. Тимофей велел бросить Ианнуария в раскаленную печь, но огонь не коснулся ни святителя, ни даже его одежд. Это приписали волшебству Ианнуария, и его начали жестоко бить.

  5. Исповедники Христа Фавст (Фест) и Дисидерий, видя терзания епископа, заплакали. Их взяли под стражу. Тимофей отправился в Путеолы, куда взяты были, по его приказанию, и святые мученики. Здесь их ввергли в темницу, где уже находились Прокул (Прокл), Сессий, Евтихий и Акутион.

  6. Все мученики были осуждены на съедение зверям, но звери не коснулись их. Тимофей же, вместо того, чтобы уверовать во Христа, стал придумывать, какой бы казни подвергнуть мучеников, за что и был поражен слепотой.

  7. Тогда незлобивый святитель исцелил мучителя, и около 5000 человек уверовали во Христа.

  8. Но Тимофей остался неверующим и при чудесном своем исцелении и приказал умертвить мечом всех мучеников.

  9. Мощи св.ятого Ианнуария покоятся в Неаполе в роскошной капелле и источают чудеса.

  10. Там же хранится и кровь его, собранная в два сосуда. Неаполитанцы особенно чтут святого Ианнуария и обращаются к нему в разных бедствиях.





  1. 5 мая Великий праздник – ПАСХА.

  2. Па́сха, также Воскресе́ние Христо́во — древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником.

  3. Назвать этот день даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл нашей веры.

  4. Распятие Христа произошло в пятницу, которую мы теперь называем страстной, на горе Голгофе, вблизи городских стен Иерусалима. Один из учеников Спасителя, Иосиф Аримафейский, с разрешения прокуратора Иудеи Понтия Пилата снял тело Спасителя с Креста и похоронил Его. Первосвященники выставили у Гроба Господня стражу.

  5. По иудейским обычаям, гроб представлял собой пещеру, выдолбленную в скале. Тело умершего смазывали маслами и благовониями, обвивали тканью и клали на каменную плиту. А вход в пещеру закрывали большим камнем. Так поступили и с телом Иисуса – за одним исключением. Его Погребение было совершено в спешке – заканчивалась пятница, а в субботу (которая наступает с вечера пятницы) по иудейским обычаям нельзя делать никаких дел. И поэтому тело Иисуса не успели умастить благовониями.

  6. Благочестивые женщины, ученицы Христа, очень переживали по этому поводу. Они любили Христа, и им хотелось, чтобы Он ушел в Свой последний земной путь «как полагается». Поэтому рано утром в воскресенье, взяв благовонные масла, они поспешили к Гробу, чтобы исполнить все, что нужно.

  7. «По прошествии субботы, на рассвете первого дня недели, пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых…» – так повествует Евангелие.

  8. Женщины, изумленные самим фактом явления им Ангела, действительно подошли и посмотрели. И удивились еще больше, увидев, что гробница пуста. В пещере лежала только ткань, в которую было завернуто тело, и платок, который был на голове Христа. Печаль женщин сменилась радостью, и они побежали сообщить о Воскресении апостолам… А стражники пошли рассказать об этом первосвященникам.

  9. Вечером того же дня апостолы собрались в одном иерусалимском доме, чтобы обсудить происшедшее: сначала они отказывались верить в то, что Христос воскрес – слишком уж это было неподвластно человеческому пониманию. Двери дома были наглухо заперты – апостолы опасались преследования властей. И вдруг неожиданно вошел Сам Господь и, встав посреди них, сказал: «Мир вам!»

  10. «Своим Воскресением Христос дал людям постигнуть истинность Своего Божества, истинность Своего высокого учения, спасительность Своей смерти. Воскресение Христа – это завершение Его жизненного подвига. Иного конца не могло быть, ибо это прямое следствие нравственного смысла Христовой жизни. И нет на земле слов радостнее, чем те, что говорят друг другу люди в Светлое воскресенье и последующие сорок дней: «Христос воскресе! Воистину воскресе!




  1. 6 мая - день памяти великомученика Георгия Победоносца.

  2. Свято́й Гео́ргий (Победоно́сец, Каппадоки́йский, Лиддский) — христианский святой, великомученик, наиболее почитаемый святой этого имени. Пострадал во время правления императора Диоклетиана, после восьмидневных тяжких мучений в 303 году был обезглавлен.

  3. Родился в Каппадокии, в семье богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Еще в детстве он лишился отца, который скончался замученный за исповедание Христа. Мать же Георгия переселилась с ним в Палестину.

  4. Поступив на военную службу, Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания трибуна, он проявил такую храбрость в бою, что обратил на себя внимание и сделался любимцем императора Диоклетиана - талантливого правителя, но фанатичного приверженца языческих римских богов, учинившего одно из жесточайших гонений на христиан.

  5. С того времени как Георгий убедился, что неправедный замысел императора об истреблении христиан не может быть отменен, он решил, что наступило время, которое послужит ко спасению его души. Тотчас он роздал все свое богатство, золото, серебро и драгоценные одежды нищим, бывшим при себе рабам даровал свободу.

  6. После этого он явился на совещание императора и патрициев об истреблении христиан и мужественно обличил их в жестокости и несправедливости, объявив себя христианином и приведя сборище в смятение.

  7. После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри, поили ядом. Святой мученик все терпеливо переносил непрестанно призывая Бога и будучи затем чудесно исцеляем.

  8. Неоднократно богоборец-император спрашивал Георгия каким "волхованием" тот достигает презрения мук и исцеления, но великомученик отвечал твердо что спасается лишь призыванием Христа и Его силою.

  9. Когда великомученик Георгий пребывал в темнице, к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, давали страже золото, припадали к ногам святого и наставлялись им во святой вере. Призыванием имени Христова и знамением крестным святой исцелял и больных, во множестве приходивших к нему в темницу.

  10. Император, видя что Георгий не отрекается от Христа и приводит все больше людей к вере в Него, предложил ему стать своим соправителем если тот принесет жертву языческим богам. Георгий проследовал с императором в капище, но вместо жертвоприношения он изгнал оттуда бесов обитавших в статуях, отчего идолы сокрушились. Тогда император приказал отрубить ему мечом голову. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии 23 апреля 303 года.




  1. 7 мая – день памяти мученика Саввы Стратилата (т.е.воеводы) ( 272).

  2. Святой мученик Савва был по происхождению готфянин и проживал в царствование императора Аврелиана в Риме. Он имел сан стратилата, т.е. был воеводой и был верен и угоден Небесному Царю, Господу нашему, Иисусу Христу.

  3. Он часто посещал в темницах страдальцев за имя Христово, оказывал им помощь из своего достатка, укреплял их к терпеливому перенесению страданий и возбуждал их к мужественным подвигам.

  4. Такая добродетельная жизнь его была столь угодна Богу, что он, ради чистоты и постничества святого, даровал ему власть над бесами, и он изгонял из людей нечистых духов.

  5. Вскоре было донесено царю, что святой Савва - христианин, и он был приведен к царю на допрос.

  6. Здесь он безбоязненно исповедал Христа и, отвязав свой воинский пояс, бросил его, отвергая и сан воеводский, являя вместе с тем свою готовность идти на всякие мучения за имя Христово.

  7. Тогда, по повелению мучителя, святого повесили и жестоко били, потом жгли огнем и, наконец, бросили в котел с кипящей смолой. Но святой, охраняемый невидимою силою Божиею, остался цел и вышел из котла невредимым.

  8. Видя сие чудо, во Христа уверовало семьдесят воинов, бывших здесь, которые громко исповедали себя христианами. Тотчас они, по приказанию мучителя, были усечены мечем и, таким образом, получили венец мученический, как бы из рук Самого Христа.

  9. Святой же Савва был заключен в темницу и там сподобился Божественного видения и помощи: когда он в полночь молился, ему явился Христос, осиявший его светом славы Своей и увещавший его не страшиться мучений, но безбоязненно идти на свой подвиг. И когда Савва вторично был приведен на допрос и, будучи принуждаем к поклонению идолам - то ласками, то уговорами, то жестокими мучениями, не повиновался мучителям, то его бросили в реку, где он, утонув, и окончил подвиг своего мученичества3, достигнув тихого пристанища в Царстве Христовом.





  1. 8 мая – день памяти апостола и евангелиста Марка.

  2. Марк или Иоанн-Марк( 63)— один из четверых евангелистов, апостол от семидесяти, евангелист. По происхождению иудей (родился в Иерусалиме), но ещё юношей примкнул к общине христиан, так как его мать Мария была одной из горячих последовательниц Христа, и её дом был местом собраний верующих в Него. Согласно одной из версий, он первоначально носил имя Иоанн, затем двойное Иоанн-Марк; впоследствии за ним утвердилось это последнее имя как признак его близкого соотношения с римским миром.

  3. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима.

  4. После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

  5. Согласно преданиям, он основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии. Здесь положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, Нектополе, посетил внутренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где он находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников. Древние церковные писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра.

  6. Вернувшись в Александрию, Марк укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Святой Марк, предвидя свой конец, поспешил оставить после себя преемников — епископа Ананию и трёх пресвитеров.

  7. Вскоре язычники напали на него во время богослужения, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его. Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге святой евангелист скончался со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». Было это 25 апреля 68 года.

  8. Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице.

  9. В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году мощи святого были перенесены в Венецию и поставили в храме его имени.

  10. В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова, святой Евангелист Марк изображается со львом - в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа.





  1. 9 мая – день памяти святого Стефана, епископа Великопермского.

  2. Стефа́н Пе́рмский (1340 - 1396) — епископ Русской православной церкви. Проповедовал христианство в землях коми, создал для них алфавит и перевёл на их язык основные церковные сочинения. В 1383 году был поставлен первым епископом образованной в результате его миссионерской деятельности Пермской епархии. Почитается Русской церковью в лике святителей.

  3. Родился 1335 года в Великом Устюге. Его отец Симеон был церковнослужитель - дьячок, а мать Мария - дочь местного кузнеца Ивана Секирина. Сопровождая отца на службу в храм, Стефан выучился церковному пению и уставу.

  4. Ещё в раннем детстве Стефана устюжанин юродивый Прокопий Устюжский предсказывал ему, что он будет просветителем «пермяцкого народа». Под влиянием этого предсказания он переселился в Ростов и поступил в монастырь святого Григория Богослова, чтобы приготовиться к прохождению миссионерского служения.

  5. Чтобы пользоваться Священным Писанием и творениями Отцов Церкви, Стефан изучил греческий язык; но он скоро понял, что успех проповеди среди зырян не будет обеспечен, если он не будет знать зырянского языка. Скоро он овладел этим языком настолько, что приступил к переводу на него богослужения православной церкви.

  6. Особо благоговели зыряне перед так называемой "прокудливой березой". Береза росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от березы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия. На месте "прокудливой березы" святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы.

  7. Стефан отправился в Москву, где получил благословение митрополита святоо Алексия и был поставлен в пресвитеры. Великий князь Дмитрий Донской дал ему охранную грамоту. В 1379 году, около 40 лет от роду, Стефан направился в пермские земли и уже не вернулся в Ростов, жители которого по настоящее время чтут его наряду со святителями ростовскими.

  8. По Северной Двине и Вычегде Стефан достиг местечка Пырас и начал проповедовать христианское учение. Его встретили крайне враждебно. Его кроткий вид и бесстрашие обезоружили язычников, и они сами стали просить его проповедовать им. Везде, где бывал Стефан, он строил церкви и часовни, уничтожая языческие кумирни.

  9. Стефан был ещё несколько раз в Москве и в 1383 году поставлен был первым епископом новой Пермской епархии. Скончался 9 мая 1396 года в Москве и был похоронен в северном приделе кремлевской церкви Спаса на Бору. 1 мая 1933 года церковь Спаса на Бору была снесена, местонахождение мощей Стефана Пермского, хранившихся там под спудом остаётся неизвестным. Существует предположение, что мощи в 1918 году заграницу тайно вывезли русские эмигранты.

  10. Деятельность Стефана Пермского способствовала включению пермских земель в состав Великого княжества Московского и просвещению пермских народов; в ознаменование его заслуг перед Россией.




  1   2   3   4