Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Деловые бумаги в школе




Скачать 84.53 Kb.
Дата27.06.2017
Размер84.53 Kb.
ТипКонспект
Конспект урока по проектной деятельности в 9 классе

Тема: Деловые бумаги в школе

Продолжительность: краткосрочный (4-6 уроков)

Цели:1.обучающая: формирование умения написания деловых бумаг по образцу, 2.развивающая : создание методического пособия по написанию деловых бумаг в школе, 3.воспитывающая: воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Рекомендации.

Проектная деятельность предполагает групповую работу учеников. При работе над данным проектом предполагается организовать учащихся в следующие группы:

-техническую (3-5 человек);

-информационную (5-6 человек).

Техническая группа будет заниматься набором текстов на компьютере, сканированием фотографий, пересылкой материалов по …

Информационная группа будет заниматься поиском и представлением необходимой информации.

Ход проекта



  1. Собрать материал из разных литературных источников.

  2. Провести опрос и составить по нему диаграммы.

  3. Проанализировав полученные результаты, сделать вывод.

  4. Создать методическое пособие-презентацию.

Итоговый продукт.

Подготовка учащихся к общественно полезному труду, развитие у учащихся самостоятельности, активности и творчества, формирование навыка владения деловой речью. Оканчивая школу, мы идём в большую жизнь…Всюду сталкиваемся с необходимостью оформления деловых бумаг. Школа должна познакомить учащихся с официально-деловым стилем речи, сформировать у них навыки делового письма. Но из-за очень ограниченного количества часов нет возможности на практике отработать навык грамотного безошибочного составления деловых бумаг.


Данная работа является актуальной, так как умение создавать деловой документ в современной жизни – необходимое требование времени.

Новизна проекта состоит в том, в нашей школе нет такого пособия, в котором бы находилась вся полезная информация о деловых бумагах.

Цель: сделать пособие, чтобы учителя и ученики могли без труда и в одном источнике найти всё, что касается деловых бумаг школьника.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

-проанализировать литературу по данной теме и грамотно использовать её;

-изучить уровень умений школьников составлять деловые бумаги;

-создать методическое пособие для учащихся.

Практическое значение: это методическое пособие может быть полезно на уроках русского языка, риторики, а также всем, кто желает научиться правильно оформлять деловые бумаги.

Объект исследования: деловой стиль речи.

Предмет исследования: учебники риторики, справочная специальная литература и интернет-ресурсы.



  1. Функциональные стили речи:

Разговорный стиль - в нём употребляются разговорно-бытовые слова и формы, которые придают речи непринуждённый характер, позволяют говорящему выразить различные чувства.

Научный стиль - в нём значительную роль играет специальная лексика, или терминология, состоящая из терминов-слов с точно определённым значением.

Публицистический стиль - используется в газетных и журнальных статьях, в выступлениях на общественно-политические темы.

Художественный стиль- в художественном произведении слово не только несёт определённую информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов.

2.Официально-деловой стиль

Термином «официально-деловой стиль» принято обозначать особенности языка служебных, в первую очередь , организационно-распорядительных (акт, объяснительная, заявление, телеграмма, автобиография и т. д.), а также дипломатических документов.

Официально-деловой стиль характеризуется: высокой регламентированностью речи, официальностью и безличностью. Если говорить о речевых жанрах, о структуре официально-делового стиля, то он подразделяется на две разновидности, два подстиля- официально-документальный и обиходно-деловой. В первом можно выделить язык дипломатии (дипломатические акты) и язык законов, а во втором - служебную переписку и деловые бумаги.


    1. 2.1. Особенности официально-делового стиля речи

*Точность, не допускающая иного толкования (отсутствие изобразительно-выразительных средств языка).

*Краткость, ясность излагаемого материала.

*Юридическая обоснованность.

*Неличный характер.

*Стандартизованность (обилие устойчивых оборотов: по истечении срока, в установленном порядке).

*Стандартность расположения частей текста или реквизитов (обязательных составных частей делового письма).

*Предписывающий характер деловых документов (использование цепочки глаголов в неопределённой форме: обязан выполнять…, заключать…, рассчитываться и т.д.).

*Отсутствие эмоциональности, экспрессивности.

*Единая внешняя форма.
Основные признаки официально-делового стиля речи:
*назначение;

*обстановка использования;

*виды и жанры;

*особенности лексики;

*характер формулировок;

*требования к оформлению.

2.2. Виды деловых бумаг

Познакомимся с некоторыми видами деловых бумаг, являющихся собственными документами. Это заявления, объявления, протоколы, расписки, автобиографии, телеграммы, доверенности и некоторые другие.

Доверенность

Если возникает необходимость доверить кому-либо ведение дела, получение денег или ценных предметов, оборудования и т.п., то на имя этого лица выдаётся доверенность.

Доверенность – документ, удостоверяющий факт временной передачи полномочий на осуществление каких-либо действий от одного лица другому лицу.

Расписка – официальный документ, удостоверяющий получение чего-либо (денег, документов, ценных вещей и т.п.). Пишется в подтверждение получения ценных предметов (денег, вещей) тем, кто их получил.

Объявление

В настоящее время получили распространение объявления через газету о сдаче, найме, купле, продаже, обмене чего-либо.

Чаще всего объявление в газете начинается с глагола, стоящего в форме 1-го лица ед. (мн.) числа или в форме страдательного залога. В конце объявления обязательно следует указать , к кому обращаться (телефон, адрес, удобное время) о предмете объявления.

Автобиография

Автобиография – это своеобразный документ, представляющий человека. В автобиографии кратко перечисляют основные события собственной жизни в их временной последовательности. В ней недопустимы сведения личного характера, самооценка типа «у меня дружная семья», «я люблю свою работу». Автобиография пишется от руки в одном экземпляре.

Характеристика

Характеристика так же, как и автобиография, относится к документам, которые дают общее представление о человеке. Она содержит отзыв, заключение коллектива, руководителя о чьей-либо трудовой (учебной ) и общественной деятельности, социально значимых личных качествах. В отличие от автобиографии этот документ должен быть заверен подписью ответственного лица и печатью учреждения, предприятия и т.п.

Заявление

Заявление – один из самых распространённых типов деловых бумаг. В нём излагается просьба, ходатайство о чём-либо. Пишется обычно от руки в одном экземпляре по установленной форме.

Объяснительная записка

Объяснительная записка обычно пишется на имя официального лица и содержит разъяснение каких-либо поступков или действий. В 19 веке довольно широко использовалась как документ нормативного делового общения.

Деловое письмо

Отличие делового письма от письма личного:

*предельно ясное, однозначное, по возможности лаконичное содержание делового письма;

*корректный деловой тон письма;

*речевой этикет служебной переписки;

*формы обращения и концовки письма;

*нормы современного делового языка в области лексики, морфологии, синтаксиса и стилистики;

*стандартные обороты речи, которые ускоряют и облегчают составление и рассмотрение деловых бумаг, например: «Прошу сообщить…», «в соответствии с тем…»; «Просим разъяснить…»и др.;

*безупречная внешняя форма письма.

Отчёт о работе

Отчёт – речевой жанр официально-делового стиля речи, основная задача которого – представить сведения за определённый период деятельности лица или организации.

Протокол

Протокол – это официальный документ, содержащий точную запись всего, что было сказано, сделано и решено на собрании (заседании, совещании). Протокол собрания отражает ход обсуждения и принятия решения. Его ведёт секретарь, которого выбирают из числа присутствующих. Современный деловой человек должен владеть навыками составления и краткого, и подробного протокола.

Телеграмма

При подаче телеграммы обычно заполняется телеграфный бланк. Текст телеграммы пишется наиболее кратко, по возможности в нескольких словах, с пропуском знаков препинания, если это не нарушает смысла. Телеграмма составляется так: вверху бланка пишется адрес (куда) и наименование лица (кому посылается телеграмма). Строкой или двумя ниже – текст телеграммы (без красных строк). Если требуется подпись, то она пишется вслед за текстом. Ещё ниже, под чертой, наименование и адрес отправителя.

Основной признак «телеграфного стиля» изложения - лаконичность: сообщается только самое важное, главное.

Характерные признаки стиля: отсутствие предлогов, союзов, некоторых частиц, знаков препинания (условное обозначение необходимых знаков препинания).

Текст телеграмм должен быть однозначным и понятным. Телеграммы бывают различных категорий: обыкновенные, срочные, поздравительные.

Акт


При необходимости документальной записи какого-нибудь события или результатов его обследования составляют акт.

Акт – это документ, фиксирующий фактическое состояние дел.

Справка. Удостоверение

Удостоверение и справка – документы информационного характера, удостоверяющие что-нибудь, какой-либо факт. Справки содержат информацию без выводов и предложений по ней.

Подразделы справки, которая содержит несколько вопросов.

Удостоверение выдаётся только лицу, справка - лицу или учреждению.

Договор

Документ, фиксирующий соглашение сторон об установлении каких-либо отношений и регулирующий эти отношения.



Договор может заключаться между государственными, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, а также гражданами.

Договоры составляются в нескольких экземплярах (2-4), подписываются уполномоченными лицами и удостоверяются печатями организаций, их заключающих.



Резюме

Резюме составляется в произвольной форме и должно содержать следующие данные:



  1. Фамилия, имя, отчество, год рождения, контактные телефоны.

  2. Цель (зачем человек обращается в данную фирму, какую работу ищет).

  3. Образование.

  4. Опыт работы.

  5. Дополнительное образование.

  6. Дополнительные навыки.

  7. Ваши преимущества (указать личные черты, которые отличают Вас от других и помогают Вам достигать нужных результатов).

Результаты проекта представляются в виде учебного пособия-презентации.
Используемая литература:


  1. Акишина, А. «Этикет русского письма» / А.Акишина, Н.Формановская. – М.: Русский язык, 1991.

  2. Бондарева,Т.Н. Секретарское дело/ Т.Н.Бондарева. – М.: Высшая школа, 1998.

  3. Голодяевская, А.М. Деловая речь/ А.М.Голодяевская. – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1995.

  4. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка /М.Н.Кожина.-М.: Просвещение, 1993.

  5. Ладыженская, Т.А. Риторика. 7класс: учебное пособие для общеобразовательной школы /Т.А.Ладыженская. – М.: Баласс, С-инфо,2002.

  6. Ладыженская, Т.А. Риторика. 8класс: учебное пособие для общеобразовательной школы / Т.А.Ладыженская, М.: Баласс, С-инфо,2002.

  7. Ладыженская, Т.А. Риторика. 9класс: учебное пособие для общеобразовательной школы. М.: Баласс: С - инфо , 2002.

  8. Никитина Е.Н. Русская речь /Е.Н. Никитина. – М.: Просвещение, 1995.

  9. Рахманин, Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов/ Л.В. Рахманин. - Воронеж: Изд. Воронежского университета, 1988.

  10. Рогожин, М.Ю. Справочник по делопроизводству / М.Ю. Рогожин. – СПб., 2007.

  11. Щепина, К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка /К.П. Щепина.- М.: Просвещение, 1990.

  12. Сборник «Обобщение опыта учителей русского языка и литературы – победителей приоритетного национального проекта «Образование» /Под общей редакцией Е.П.Шеболкиной ; Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2008.

  13. Г.В.Цветкова, «Проектная деятельность учащихся», русский язык, 6-11 классы, Волгоград, издательство «Учитель», 2009.