Конспект урока по проектной деятельности в 9 классе
Тема: Деловые бумаги в школе
Продолжительность: краткосрочный (4-6 уроков)
Цели:1.обучающая: формирование умения написания деловых бумаг по образцу, 2.развивающая : создание методического пособия по написанию деловых бумаг в школе, 3.воспитывающая: воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Рекомендации.
Проектная деятельность предполагает групповую работу учеников. При работе над данным проектом предполагается организовать учащихся в следующие группы:
-техническую (3-5 человек);
-информационную (5-6 человек).
Техническая группа будет заниматься набором текстов на компьютере, сканированием фотографий, пересылкой материалов по …
Информационная группа будет заниматься поиском и представлением необходимой информации.
Ход проекта
-
Собрать материал из разных литературных источников.
-
Провести опрос и составить по нему диаграммы.
-
Проанализировав полученные результаты, сделать вывод.
-
Создать методическое пособие-презентацию.
Итоговый продукт.
Подготовка учащихся к общественно полезному труду, развитие у учащихся самостоятельности, активности и творчества, формирование навыка владения деловой речью. Оканчивая школу, мы идём в большую жизнь…Всюду сталкиваемся с необходимостью оформления деловых бумаг. Школа должна познакомить учащихся с официально-деловым стилем речи, сформировать у них навыки делового письма. Но из-за очень ограниченного количества часов нет возможности на практике отработать навык грамотного безошибочного составления деловых бумаг.
Данная работа является актуальной, так как умение создавать деловой документ в современной жизни – необходимое требование времени.
Новизна проекта состоит в том, в нашей школе нет такого пособия, в котором бы находилась вся полезная информация о деловых бумагах.
Цель: сделать пособие, чтобы учителя и ученики могли без труда и в одном источнике найти всё, что касается деловых бумаг школьника.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
-проанализировать литературу по данной теме и грамотно использовать её;
-изучить уровень умений школьников составлять деловые бумаги;
-создать методическое пособие для учащихся.
Практическое значение: это методическое пособие может быть полезно на уроках русского языка, риторики, а также всем, кто желает научиться правильно оформлять деловые бумаги.
Объект исследования: деловой стиль речи.
Предмет исследования: учебники риторики, справочная специальная литература и интернет-ресурсы.
-
Функциональные стили речи:
Разговорный стиль - в нём употребляются разговорно-бытовые слова и формы, которые придают речи непринуждённый характер, позволяют говорящему выразить различные чувства.
Научный стиль - в нём значительную роль играет специальная лексика, или терминология, состоящая из терминов-слов с точно определённым значением.
Публицистический стиль - используется в газетных и журнальных статьях, в выступлениях на общественно-политические темы.
Художественный стиль- в художественном произведении слово не только несёт определённую информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов.
2.Официально-деловой стиль
Термином «официально-деловой стиль» принято обозначать особенности языка служебных, в первую очередь , организационно-распорядительных (акт, объяснительная, заявление, телеграмма, автобиография и т. д.), а также дипломатических документов.
Официально-деловой стиль характеризуется: высокой регламентированностью речи, официальностью и безличностью. Если говорить о речевых жанрах, о структуре официально-делового стиля, то он подразделяется на две разновидности, два подстиля- официально-документальный и обиходно-деловой. В первом можно выделить язык дипломатии (дипломатические акты) и язык законов, а во втором - служебную переписку и деловые бумаги.
-
2.1. Особенности официально-делового стиля речи
*Точность, не допускающая иного толкования (отсутствие изобразительно-выразительных средств языка).
*Краткость, ясность излагаемого материала.
*Юридическая обоснованность.
*Неличный характер.
*Стандартизованность (обилие устойчивых оборотов: по истечении срока, в установленном порядке).
*Стандартность расположения частей текста или реквизитов (обязательных составных частей делового письма).
*Предписывающий характер деловых документов (использование цепочки глаголов в неопределённой форме: обязан выполнять…, заключать…, рассчитываться и т.д.).
*Отсутствие эмоциональности, экспрессивности.
*Единая внешняя форма.
Основные признаки официально-делового стиля речи:
*назначение;
*обстановка использования;
*виды и жанры;
*особенности лексики;
*характер формулировок;
*требования к оформлению.
2.2. Виды деловых бумаг
Познакомимся с некоторыми видами деловых бумаг, являющихся собственными документами. Это заявления, объявления, протоколы, расписки, автобиографии, телеграммы, доверенности и некоторые другие.
Доверенность
Если возникает необходимость доверить кому-либо ведение дела, получение денег или ценных предметов, оборудования и т.п., то на имя этого лица выдаётся доверенность.
Доверенность – документ, удостоверяющий факт временной передачи полномочий на осуществление каких-либо действий от одного лица другому лицу.
Расписка – официальный документ, удостоверяющий получение чего-либо (денег, документов, ценных вещей и т.п.). Пишется в подтверждение получения ценных предметов (денег, вещей) тем, кто их получил.
Объявление
В настоящее время получили распространение объявления через газету о сдаче, найме, купле, продаже, обмене чего-либо.
Чаще всего объявление в газете начинается с глагола, стоящего в форме 1-го лица ед. (мн.) числа или в форме страдательного залога. В конце объявления обязательно следует указать , к кому обращаться (телефон, адрес, удобное время) о предмете объявления.
Автобиография
Автобиография – это своеобразный документ, представляющий человека. В автобиографии кратко перечисляют основные события собственной жизни в их временной последовательности. В ней недопустимы сведения личного характера, самооценка типа «у меня дружная семья», «я люблю свою работу». Автобиография пишется от руки в одном экземпляре.
Характеристика
Характеристика так же, как и автобиография, относится к документам, которые дают общее представление о человеке. Она содержит отзыв, заключение коллектива, руководителя о чьей-либо трудовой (учебной ) и общественной деятельности, социально значимых личных качествах. В отличие от автобиографии этот документ должен быть заверен подписью ответственного лица и печатью учреждения, предприятия и т.п.
Заявление
Заявление – один из самых распространённых типов деловых бумаг. В нём излагается просьба, ходатайство о чём-либо. Пишется обычно от руки в одном экземпляре по установленной форме.
Объяснительная записка
Объяснительная записка обычно пишется на имя официального лица и содержит разъяснение каких-либо поступков или действий. В 19 веке довольно широко использовалась как документ нормативного делового общения.
Деловое письмо
Отличие делового письма от письма личного:
*предельно ясное, однозначное, по возможности лаконичное содержание делового письма;
*корректный деловой тон письма;
*речевой этикет служебной переписки;
*формы обращения и концовки письма;
*нормы современного делового языка в области лексики, морфологии, синтаксиса и стилистики;
*стандартные обороты речи, которые ускоряют и облегчают составление и рассмотрение деловых бумаг, например: «Прошу сообщить…», «в соответствии с тем…»; «Просим разъяснить…»и др.;
*безупречная внешняя форма письма.
Отчёт о работе
Отчёт – речевой жанр официально-делового стиля речи, основная задача которого – представить сведения за определённый период деятельности лица или организации.
Протокол
Протокол – это официальный документ, содержащий точную запись всего, что было сказано, сделано и решено на собрании (заседании, совещании). Протокол собрания отражает ход обсуждения и принятия решения. Его ведёт секретарь, которого выбирают из числа присутствующих. Современный деловой человек должен владеть навыками составления и краткого, и подробного протокола.
Телеграмма
При подаче телеграммы обычно заполняется телеграфный бланк. Текст телеграммы пишется наиболее кратко, по возможности в нескольких словах, с пропуском знаков препинания, если это не нарушает смысла. Телеграмма составляется так: вверху бланка пишется адрес (куда) и наименование лица (кому посылается телеграмма). Строкой или двумя ниже – текст телеграммы (без красных строк). Если требуется подпись, то она пишется вслед за текстом. Ещё ниже, под чертой, наименование и адрес отправителя.
Основной признак «телеграфного стиля» изложения - лаконичность: сообщается только самое важное, главное.
Характерные признаки стиля: отсутствие предлогов, союзов, некоторых частиц, знаков препинания (условное обозначение необходимых знаков препинания).
Текст телеграмм должен быть однозначным и понятным. Телеграммы бывают различных категорий: обыкновенные, срочные, поздравительные.
Акт
При необходимости документальной записи какого-нибудь события или результатов его обследования составляют акт.
Акт – это документ, фиксирующий фактическое состояние дел.
Справка. Удостоверение
Удостоверение и справка – документы информационного характера, удостоверяющие что-нибудь, какой-либо факт. Справки содержат информацию без выводов и предложений по ней.
Подразделы справки, которая содержит несколько вопросов.
Удостоверение выдаётся только лицу, справка - лицу или учреждению.
Договор
Документ, фиксирующий соглашение сторон об установлении каких-либо отношений и регулирующий эти отношения.
Договор может заключаться между государственными, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, а также гражданами.
Договоры составляются в нескольких экземплярах (2-4), подписываются уполномоченными лицами и удостоверяются печатями организаций, их заключающих.
Резюме
Резюме составляется в произвольной форме и должно содержать следующие данные:
-
Фамилия, имя, отчество, год рождения, контактные телефоны.
-
Цель (зачем человек обращается в данную фирму, какую работу ищет).
-
Образование.
-
Опыт работы.
-
Дополнительное образование.
-
Дополнительные навыки.
-
Ваши преимущества (указать личные черты, которые отличают Вас от других и помогают Вам достигать нужных результатов).
Результаты проекта представляются в виде учебного пособия-презентации.
Используемая литература:
-
Акишина, А. «Этикет русского письма» / А.Акишина, Н.Формановская. – М.: Русский язык, 1991.
-
Бондарева,Т.Н. Секретарское дело/ Т.Н.Бондарева. – М.: Высшая школа, 1998.
-
Голодяевская, А.М. Деловая речь/ А.М.Голодяевская. – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1995.
-
Кожина, М.Н. Стилистика русского языка /М.Н.Кожина.-М.: Просвещение, 1993.
-
Ладыженская, Т.А. Риторика. 7класс: учебное пособие для общеобразовательной школы /Т.А.Ладыженская. – М.: Баласс, С-инфо,2002.
-
Ладыженская, Т.А. Риторика. 8класс: учебное пособие для общеобразовательной школы / Т.А.Ладыженская, М.: Баласс, С-инфо,2002.
-
Ладыженская, Т.А. Риторика. 9класс: учебное пособие для общеобразовательной школы. М.: Баласс: С - инфо , 2002.
-
Никитина Е.Н. Русская речь /Е.Н. Никитина. – М.: Просвещение, 1995.
-
Рахманин, Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов/ Л.В. Рахманин. - Воронеж: Изд. Воронежского университета, 1988.
-
Рогожин, М.Ю. Справочник по делопроизводству / М.Ю. Рогожин. – СПб., 2007.
-
Щепина, К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка /К.П. Щепина.- М.: Просвещение, 1990.
-
Сборник «Обобщение опыта учителей русского языка и литературы – победителей приоритетного национального проекта «Образование» /Под общей редакцией Е.П.Шеболкиной ; Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2008.
-
Г.В.Цветкова, «Проектная деятельность учащихся», русский язык, 6-11 классы, Волгоград, издательство «Учитель», 2009.
|