Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Декан факультета филологии и медиакоммуникаций Иссерс О. С




страница1/3
Дата07.07.2017
Размер0.66 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
факультет филологии и медиакоммуникаций

кафедра русского языка


Рабочая программа дисциплины

«Риторика»
цикл ФГОС ВПО Б2.Д.01 часть обязательная
входит в число обязательных дисциплин федерального компонента

к следующим образовательным профессиональным программам

подготовки бакалавров


Специальность

(направление)



Код специальности

(направления)



Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная)


Филология

032700.62




Заочная сокращённая

Омск - 2013

Программа дисциплины

«Риторика»

разработана Орловой Натальей Васильевной, профессором кафедры русского языка, доктором филологических наук, доцентом

Программа рассмотрена на заседании кафедры русского языка

(протокол № ___ от « ___» ___________ 20___ г.).


Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по следующим специальностям:

ФИЛОЛОГИЯ


и согласована с факультетами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим специальностям:

Декан факультета филологии и медиакоммуникаций Иссерс О.С.




  1. Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Риторика» является формирование у студентов умений и навыков эффективной коммуникации в ситуациях публичного общения

Задачи:

-активизировать интерес к риторической составляющей общения;



-сформировать привычку систематической работы над совершенствованием собственной речи;

- сформировать психологическую готовность к публичному выступлению.

-сформировать навыки выступлений в ситуациях делового, научного общения, в СМИ-коммуникациях.

В итоге изучения данной дисциплины студенты должны получить теоретические сведения об условиях успешности публичной коммуникации; усвоить важнейшие риторические жанры речи; приобрести умения и навыки публичных выступлений.




  1. Место дисциплины в структуре ООП вуза

Для изучения дисциплины «Риторика» студент должен обладать знаниями, полученными в школьном курсе русского языка. Знания, умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного курса, способствуют совершенствованию монологической речи и формированию навыков ведения дискуссии, что имеет значение при ответах на практических занятиях, семинарах, зачетах и экзаменах по всем учебным предметам.



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины – ОК-2




Код

компетенции

Название

компетенции

Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускников университета

Средства и технология оценивания

ОК-2

владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2)


Знает…

  • явления и тенденции современного русского языка;

  • ортологические, коммуникативные и этические нормы русского литературного языка;

  • экстралингвистические и языковые особенности функциональных стилей русского литературного языка;

  • стилистические свойства и возможности различных элементов русского языка;

  • основные признаки, свойства и функции текста.

Умеет…

  • отбирать и организовывать языковые средства в соответствии с задачами коммуникации;

  • находить и корректировать языковые, речевые и стилистические ошибки в текстах разных жанров;

  • оценивать соответствие текста жанровым и стилистическим канонам;

  • создавать профессионально значимые речевые жанры.

Владеет…

  • навыками оценки нормативной, коммуникативной и эстетической значимости того или иного текста;

  • приемами жанрово-стилистического анализа конкретных текстов;

  • принципами и приемами редактирования текстов разных стилей и жанров;

  • навыками работы с различными лингвистическими словарями и справочниками.

Пороговый уровень:

Знает систему норм русского литературного языка, экстралингвистические и языковые особенности функциональных стилей русского литературного языка.

Умеет отбирать и организовывать языковые средства в соответствии с задачами коммуникации.


  • Владеет принципами и приемами редактирования текстов разных стилей и жанров.

Контрольная работа

Выступление на семинаре

Коллоквиум

Тестирование

Выступление на семинаре

Реферат


Зачет

Экзамен


Защита курсовой работы

Контрольная творческая работа

Реферат

Отчет по НИР



Итоговая государственная аттестация Итоговая государственная аттестация



ПК-8

Владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение виртуальных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8)

Знает:

-различия между устной и письменной научной речью

-жанровые нормы тезисов

-основные требования к публичным выступлениям

- правила научного этикета

-правила слушания

- приемы и способы представления материалов исследований виртуальных сетях

Умеет:

-написать тезисы доклада



-построить выступление логично, ясно, доказательно

-уложиться в определенное регламентом время

-настроиться на критическое (аналитическое) слушание других

-не отклоняться от проблематики исследования

-делать презентации докладов с использованием мультимедийных средств

-корректно и четко формулировать вопросы

-размещать материалы в виртуальных сетях

Владеет :

-жанровыми нормами научных тезисов

-навыками устных публичных выступлений

-навыками участия в дискуссиях

-опытом презентаций материалов.



Пороговый уровень:

Знает основные правила письменных, устных, виртуальных коммуникаций в научной сфере

Умеет построить доклад, выделить главное в своем и чужом выступлении; сформулировать вопрос и ответ на вопрос; корректно выразить согласие и несогласие

Владеет основными навыками публичного научного общения.



Пороговый уровень:

Знает основные правила письменных, устных, виртуальных коммуникаций в научной сфере

Умеет построить доклад, выделить главное в своем и чужом выступлении; сформулировать вопрос и ответ на вопрос; корректно выразить согласие и несогласие

Владеет основными навыками публичного научного общения




Контрольная творческая работа

Реферат


Отчет по НИР

Итоговая государственная аттестация






  1. Тематический план

(с распределением общего бюджета времени в часах)


  1. Тематический план (с распределением общего бюджета времени)

Курс


Семестр


Раздел дисциплины, содержание

Объем часов (по видам работы)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Всего

в том числе

Всего

В том числе

Практические занятия

Другие виды занятий, в т.ч. промежуточная аттестация




Индивидуальные задания

Форма контроля

(промежуточного, текущего, итогового



1

1


Раздел 1. Из чего складывается успех выступления («по маршруту Цицерона»)


2

2







12










Тема 1. Публичное выступление как триединство «этоса», «логоса» и «пафоса». Общие правила публичных выступлений













1

Итоговый семестровый зачет; индивидуальная беседа







Тема2. Подготовка к выступлению.

2

2







1

Итоговый семестровый зачет; индивидуальная беседа







Тема 3. Работа с текстом выступления














2

Итоговый семестровый зачет; индивидуальная беседа







Тема 4. Наглядные пособия















2

Итоговый семестровый зачет; индивидуальная беседа







Тема 5. Неречевые факторы успеха / неуспеха оратора.













2

Итоговый семестровый зачет; индивидуальная беседа







Тема 6. Как себя вести во время выступления













2

Итоговый семестровый зачет; индивидуальная беседа







Тема 7. Что нужно знать о вопросах?














2

Итоговый семестровый зачет; индивидуальная беседа







Раздел 2. Выступления разных видов


4

4







18










Тема 8. Информативные выступления

2

2







8

Итоговый семестровый зачет; выступление с речью), презентация








Тема 9. Состязательные речи.

2

2







8

Итоговый семестровый зачет; выступление с речью), презентация








Тема 10. Воодушевляющие речи.













2

выступление с речью), портфолио, презентация



Содержание дисциплины
Раздел 1. Из чего складывается успех выступления («по маршруту Цицерона»)
Тема 1. «С чего начинать?» (наиболее общие правила публичных выступлений) (предлагается для самостоятельного изучения)

Публичное выступление как триединство универсальных составляющих («этос», «логос» и «пафос» речи). Риторический идеал современной эпохи. Наиболее общие правила оратора: осознавать, по какому случаю он выступает (почему его пригласили выступать), к какой аудитории обращается, какую цель ставит перед собой; говорить интересно.


Тема 2. Подготовка к выступлению (2 часа)

Сбор и отбор информации. Повседневная подготовка и подготовка к конкретному выступлению. Источники (личный опыт + чтение, в том числе Интернет) и правила работы с ними. Роль карточек. Типичные ошибки: единственный источник (материал «не пропущен через себя»); недостаточная поддержка идей (недостаток информации); слишком много информации; непроверенная информация. Предварительный план.


Тема 3. Работа с текстом выступления (предлагается для самостоятельного изучения)

Построение речи. Рабочий (для себя) и основной (для слушателей) планы. Вступление и заключение. Композиция основной части, её связь с типом речи, аудиторией. Принципы последовательности, усиления и драматизма. Язык: чистота, ясность, доступность, выразительность.


Тема 4. Наглядные пособия

(предлагается для самостоятельного изучения)

Значение и уместность наглядных пособий. Виды наглядных пособий (визуализация слов, фотографии, графики, диаграммы и т.д.). Виды оборудования (плакаты, доски, папка-портфолио, видео- и аудиозаписи). Компьютерная презентация и проспекты (hand-out). Правила использования наглядных пособий.


Тема 5. Место выступления и другие неречевые факторы успеха / неуспеха оратора.

(предлагается для самостоятельного изучения)

Значимость места выступления. Возможные проблемы и их преодоление. Рассадка слушателей, её виды в зависимости от характера предполагаемого общения с аудиторией. Манипулятивные приемы, связанные с местом выступления и рассадкой слушателей. Одежда выступающего.


Тема 6. Как себя вести во время выступления

(предлагается для самостоятельного изучения)

Выявление возможных причин волнения. Полезные советы по преодолению волнения. Упражнения на расслабление. Владение голосом. Голос и характеристики речи (количество слушателей). Способы избежать монотонности. Контроль над телом. «Хорошие» и «плохие» жесты.


Тема 7. Что нужно знать о вопросах?

(предлагается для самостоятельного изучения)

Ситуации, в которых можно и нельзя отказаться от вопросов. Как готовиться к вопросам. Вопросы, преследующие позитивные и негативные цели. Позитивные и негативные цели открытых / закрытых/ полуоткрытых, альтернативных, наводящих, контролирующих и др. типов вопросов. Как держать ситуацию под контролем. Как справиться с трудными оппонентами.


Раздел 2. Выступления разных видов
Тема 8. Информативные выступления (2 часа)

Жанр инструкций («как пройти…», «как это работает…» и т.д.). Рассказывание историй. Научные сообщения и доклады.

Особенность устных инструкций. Рассказ-история как жанр нехудожественной речи: специфика композиции, средства конкретизации, приемы привлечения и удержания внимания. Советы выступающему на научной конференции.

Информативные речи в деловом общении. Выступления на совещаниях, заседаниях (отчет, сообщение, аналитическая справка). Деловая презентация. Использование наглядных пособий. Композиция, язык и стиль, приемы привлечения внимания.


Тема 9. Состязательные речи (2 часа)

Убеждающая речь: логические основы и психологические аргументы.

Логическая структура доказательства (тезис, аргументы, демонстрация). Законы логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон достаточного основания. Естественные доказательства (факты) и логические доводы, или аргументы. Виды доказательств (индуктивный, дедуктивный метод, опровержение). Сила аргумента. Правила введения аргументов в речь.

Доводы «аd hominem» (психологические аргументы): аргумент к личности, аргумент к авторитету, аргумент к угрозе и др. Психологический аргумент как манипулятивное средство. Распознавание манипуляций.


Тема 10 Воодушевляющие речи

(предлагается для самостоятельного изучения)

Эпидейктическое красноречие. Похвальные речи: законы жанра. Выступления по особым случаям (речи на свадьбах, юбилеях, семейных и корпоративных праздниках).



  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Формой промежуточной аттестации является зачет.

Формами текущего и промежуточного контроля являются: самостоятельная творческая работа (выступление с речью), портфолио, презентация

Требования к видам контроля:


Вид работы

Вид контроля

Требование

Балл

Самостоятельная творческая работа (выступление с речью)

Групповой

(студенты): обсуждение выступления в группе


Успешно решена задача, поставленная на конкретном занятии, например: ясно обозначена цель; речь адресована определенной аудитории; имеет место прозрачная структура с выраженными переходами; выбран оптимальный уровень конкретизации; отработан тембр речи и т.д.)



зачтено

Не решена задача, поставленная на конкретном занятии, например: не ясна цель; отсутствует прозрачная структура с выраженными переходами; нет фактов, примеров; речь монотонна и т.д.)

не зачтено


Портфолио

Индивидуальный (преподаватель)


Собран и оформлен текстовый, аудиальный, визуальный материал, сопровождающий выступление в одной из ситуаций: 1) собеседование при приеме на работу; 2) ответ на зачете: «Что нового я узнал, посещая курс “Практическая риторика”; 3) Я – оратор: демонстрация и осмысление личных достижений.

зачтено

Не собран и /или не оформлен материал, необходимый для самопрезентации в ситуациях: 1) собеседование при приеме на работу; 2) «что нового я узнал, посещая курс “Практическая риторика”; 3) Я – оратор: демонстрация и осмысление личных достижений.

не зачтено


Презентация

Групповой

(студенты): обсуждение презентации в группе




Наглядное пособие (слайды, проспекты) соответствует предмету речи, её цели; само использование наглядного пособия преследует ясно осознаваемую цель. Содержание пособия доступно (хорошо видно) всем. Дизайн слайдов (текст, график, картинка и т.д.) соответствует вербальной составляющей. Выполнены условия: объяснение предваряет показ информации, текст слайда не читается вслух (не дублируется); текст на слайде оптимального объема (не слишком большой). Выступающий правильно использует пособие (говорит аудитории, а не пособию).

зачтено

Использование наглядного пособие (слайдов, проспектов) не оправданно. Наглядное пособие не соответствуют предмету речи, её цели. Дизайн слайдов (текст, график, картинка и т.д.) не соответствует вербальной составляющей. Не выполнено большинство требований: показ слайда не предваряется объяснением, текст слайда дублируется (полностью читается вслух); текст на слайде слишком большого объема; выступающий говорит пособию а не аудитории.

не зачтено



7. Учебно-методическое обеспечение
Обязательная литература



Название

Количество экземпляров

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учеб. пособие для вузов / 2-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д : МарТ, 2002. 510 с.

22

2. Далецкий Чеслав. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты : Учеб. пособие для вузов. М.: Омега-Л; М.: Высшая школа, 2003. 486 с.

2

3. Елизаветина Т.М. Компьютерные презентации: от риторики до слайд-шоу. М.: Кудиц-образ, 2003. 234 с.

3

4. Рождественский Ю.В. Теория риторики: Учеб. пособие для вузов / Ю. В. Рождественский; [Под ред. В. И. Аннушкина]. - 3-е изд. - М. : Флинта ; М. : Наука, 2004. – 510 с.


10

5. Филиппов А.В., Романова Н.Н. Публичная речь в понятиях и упражнениях: Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2002. 155 с.


6


Дополнительная литература:


  1. Александров Д.Н. Самоучитель красноречия / Д. Н. Александров. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 299 с.

  2. Бредемайер К. Черная риторика. Власть и магия слова / Пер. с нем. 9 изд. М., 2011. 184 с.

  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов : Учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - 3-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 568 сю

  4. Колтунова, М. В. Язык и деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет: Учеб. пособие для вузов / М. В. Колтунова. - М.: Экономическая литература, 2002.

  5. Крейдлин, Г.Е. Риторика позы / / Язык и культура: Факты и ценности: К 70-летию Ю. С. Степанова / Отв. ред.: Е. С. Кубрякова, Т. Е. Янко. - М., 2001. - 207-216.

  6. Кузнецов И.Н. Прикладная риторика: учебное пособие для студентов вузов. / И.Н. Кузнецов. М., Гуманитар. Издат. центр ВЛАДОС, 2010. 367 с.

  7. Ламертон Д. Говори как Цицерон / Джеси Ламертон, перевод с англ. Панов В.Г. – М., 2007. 200 с.

  8. Лидс Д. Убедительная речь. Как привлечь, заинтересовать и воодушевить аудиторию / Дороти Лидс; перевод с англ. К. Крутских. М., 2008. 351 с.

  9. Сопер Поль. Основы искусства речи: [Кн. о науке убеждать]/ Пер. с англ. С. Д. Чижовой. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. 441 с.

  10. Стернин И.А. Практическая риторика : Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2003. – 268 с.


Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
Важно создать на занятиях по «Практической риторике» атмосферу заинтересованности. С этой целью темы для выступлений, споров, дебатов и т.д. следует подбирать исходя из потребностей обучающейся группы студентов в получении той или иной информации. Способом выяснить круг интересов является анкетирование, которое может быть проведено на одном из первых занятий (лучше всего на первом). В анкету могут входить вопросы типа: «Выступление на какую тему Вы бы хотели послушать? С какой темой Вы могли бы выступить перед аудиторией?» В дальнейшем в ходе индивидуальных бесед со студентами уточняются темы выступлений разной целевой направленности.

Знания об основных законах, правилах, техниках ораторского мастерства необходимо подчинять практической работе по приобретению навыков публичных выступлений. Поэтому следует комбинировать на занятиях теоретическую (лекционную) часть с практической и тренинговой. Соотношение теории и практики – разное при освоении первого и второго раздела курса. Первый раздел в большей степени теоретический, активные формы работы включаются в него в виде выполнения отдельных заданий и упражнений, а также анализа готовых (чужих) речей. За период изучения первого раздела студенты подбирают материал и создают текст выступления, которое будет выслушано и обсуждено при изучении одной из тем второго раздела. Темы выступлений формулируются так, чтобы в целом в группе были представлены все разновидности речей, изучаемых в курсе. Каждый студент, согласовавший с преподавателем тему и тип речи, заранее получает в виде проспекта (распечатанного материала, «хэнд-аута») теоретические сведения, касающиеся особенностей построения и произнесения «его» вида речи. Это требует от преподавателя предварительной готовности по всем темам курса. На соответствующем занятии с данным материалом ознакомятся все участники группы.

Демонстрация портфолио, выступление и презентация являются обязательными условиями для оценки знаний, умений и навыков студентов, обучающихся «Практической риторике». Альтернативой выступления может быть роль спорщика либо члена дебатной команды. Создавая портфолио, студенты приобретают и закрепляют систему теоретических знаний.

При чтении лекций необходимо использовать аудио- и видеоматериалы, привлекая для демонстраций мультимедийное оборудование.


Методические указания для студентов
При изучении дисциплины «Практическая риторика» следует иметь в виду, что основная цель курса – приобрести навыки владения жанрами публичной речи. Студент должен верить в успех и помнить слова Цицерона: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Следует быть самокритичным, только постоянная практика способствует качественным позитивным изменениям.

Для успешного освоения курса необходимо тщательно готовиться к выступлениям, участию в споре и дебатах. Знание теоретических сведений должно сознательно использоваться при составлении и произнесении речей. Необходимо осваивать содержание лекций, самостоятельно читать рекомендованную литературу.

Освоение курса студентами возможно при сочетании разных типов работ: выполнении заданий и упражнений, самостоятельному поиску материала для выступлений, умению слушать себя и других.
Методические указания по организации внеаудиторной

самостоятельной работы студентов


Раздел, тема


Всего часов


Задания для самостоятельной работы


Список литературы (с указанием разделов, глав, страниц)

Форма контроля


1. Публичное выступление как триединство «этоса», «логоса» и «пафоса». Общие правила публичных выступлений

1

Изучение и конспектирование монографий, учебных пособий.

Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. Разд. «Что такое риторика?» С. 9-40; Ламертон Д. Говори как Цицерон. Гл. 1. С. 9-15.

Проверка творческих заданий

2. Подготовка к выступлению


1

Изучение и конспектирование монографий, учебных пособий.

Рождественский Ю.В. Теория риторики. Разд. «Этос и логос. Условия изобретения». С. 142-168; Кузнецов И.Н. Прикладная риторика. Разд. Подготовка устных выступлений. С. 137-157; Лидс Д. Убедительная речь. Разд. 2,3. С. 47-153.

Проверка творческих заданий.

Проверка портфолио



3. Работа с текстом выступления

2

Изучение и конспектирование монографий, учебных пособий.

Филиппов А.В., Романова Н.Н. Публичная речь в понятиях и упражнениях. Разд. «Структурный (композиционный) аспект риторики». С. 41-76; Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. Разд. «Методика подготовки к устному выступлению». С. 465-480; Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. Разд. «Мастерство публичного выступления». С. 271-324.

Проверка творческих заданий

4. Наглядные пособия

2

Изучение и конспектирование монографий, учебных пособий.

Елизаветина Т. М. Компьютерные презентации: от риторики до слайд-шоу. С. 5-111; Ламертон Д. Говори как Цицерон. Гл. 4. С. 48-76.

Презентации

5. Место выступления и другие неречевые факторы успеха / неуспеха оратора


2

Изучение и конспектирование монографий, учебных пособий.

Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. Речевой имидж оратора. С. 265-306; Ламертон Д. Говори как Цицерон. Гл. 5. 77-86.

Проверка творческих заданий.


6. Как себя вести во время выступления


2

Изучение и конспектирование монографий, учебных пособий.

Сопер Поль. Основы искусства речи. С. 137-158 Стернин И.А. Практическая риторика. С. 97-202.

Проверка творческих заданий.


7. Что нужно знать о вопросах?


2

Изучение и конспектирование монографий, учебных пособий.

Бредемайер К. Черная риторика. Власть и магия слова. Разд.4. С. 121-163.

Проверка творческих заданий.

Проверка портфолио



8. Информативные речи.

8

Изучение и конспектирование монографий, учебных пособий.

Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. Разд. «Мастерство публичного выступления». С. 271-324; Разд. «Деловое общение». С.37-173; Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. Разд. «Деловое общение». С. 307-346; Кузнецов И.Н. Прикладная риторика. Гл. 4. «Техника речи». С. 169-283.

Проверка творческих заданий.


9. Состязательные речи


8

Изучение и конспектирование монографий, учебных пособий.

Далецкий Ч. Далецкий Чеслав. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. Разд. Логика устной речи. С. 163-220; Филиппов А.В., Романова Н.Н. Публичная речь в понятиях и упражнениях. Разд. «Содержательный (аргументационный) аспект риторики». С. 6-40.

Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. Разд. «Мастерство публичного выступления». С. 271-324. Лидс Д. Убедительная речь. Ч. IV. С. 207-260.

Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. Разд. «Искусство спора». С. 325-501; Кузнецов И.Н. Прикладная риторика. Разд. «Активные формы обучения ораторскому мастерству». С. 322-344.


Проверка творческих заданий.

Проверка портфолио



10. Воодушевляющие речи


2

Изучение и конспектирование монографий, учебных пособий.

Ламертон Д. Говори как Цицерон. Гл. 9. Выступления на свадьбах. С. 132-153.

Проверка творческих заданий.



Приложение 1
Вопросы к зачёту:


  1. Понятие риторического идеала. Риторический идеал современности.

  2. Классификация речей по цели. Планируемый результат.

  3. Повседневная подготовка оратора и подготовка к конкретному выступлению.

  4. Структура выступления, требования к композиции и структурным компонентам (введению, заключению, основной части).

  5. Язык и стиль публичного выступления. Формирующие его факторы.

  6. Виды наглядных пособий и правила использования наглядных пособий.

  7. Невербальные составляющие успешного выступления: место, рассадка, борьба с волнением.

  8. Невербальные составляющие успешного выступления: жесты.

  9. Ответы на вопросы, их значимость для имиджа оратора.

  10. Информативные речи: композиция, приемы привлечения и удержания внимания.

  11. Убеждающие речи: логическая составляющая. и психологические аргументы.

  12. Убеждающие речи: доводы «аd hominem» и их роль.

  13. Спор. Виды спора в зависимости от целей спорящих.

  14. Дебаты и формы их проведения.

  15. Воодушевляющая речь: факторы успеха.


  1   2   3