Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Дедковой Галины Алексеевны 2013 год пояснительная записка рабочая программа




страница1/25
Дата08.07.2017
Размер4 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №138»

города Новосибирска

«Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Директор

_____ Дедкова Г.А. МБОУ СОШ № 138

«____» 2013 г. _________ Гальченко С.В.

«___» _________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

6 КЛАСС

учителя русского языка и литературы

Дедковой Галины Алексеевны


2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа представляет собой нормативно-управленческий документ МБОУ«СОШ №138 », характеризующий систему организации образовательной деятельности учителя русского языка и литературы высшей категории Дедковой Галины Алексеевны по учебному курсу «Русский язык» в 6 классе на базовом уровне, специальными целями которого являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.



Статус документа

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования Министерства образования РФ по русскому языку, а также на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский.

10 – е издание. Москва «Просвещение» 2010г.

Основанием для разработки программы послужили следующие нормативно-правовые акты и программы:

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г.

Федеральная программа развития образования (приложение к федеральному закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ).

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312).

Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №138

Концепция рабочей программы 6 класса ориентирована на использование базового учебника русского языка для 6 – го класса под редакцией академика РАО, доктора филологических наук Н. М. Шанского, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации и региональным перечнем базовых учебников для общеобразовательных учреждений Новосибирской области в 2011-2012 учебном году. Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по русскому языку в соответствии с образовательной программой общеобразовательных учреждений:

Организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Усиление практической направленности обучения русскому языку.

Усвоение теоретических сведений в практической деятельности. учащихся при исследовании лингвистических фактов языка.

Формирование навыков грамотного письма.

Формирование прочных орфографических и пунктуационных навыков письма, правильного каллиграфического письма.

Формирования умений, навыков школьников анализа ошибок, допускаемых ими в классных, домашних, контрольных работах, работах по развитию речи.

Совершенствование всех видов речевой деятельности: нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса речи, грамматического строя речи в устной (публичной) и письменной форме, навыками выразительного чтения.

Формирования умений, навыков у школьников самостоятельности, самоорганизации в учебном труде.

Приобщение учащихся к научно – популярной литературе по русскому языку и лингвистике в целом.

Формирование социо – этнокультурных знаний : бережное отношение к языку и культуре родного края.

Обоснованность программы

Программа изучения русского языка построена (концентрически) с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса.

Материал курса русского языка в 6 классе располагается следующим образом: лексика и фразеология, словообразование и орфография, морфология и орфография, культура речи.

Для реализации выполнения общеобразовательных задач раздел «Повторение пройденного в 6 – м классе» рабочей программы построен линейно, по принципу «Вслед за учебником», увеличен на 1 час.

В 6 классе первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации совершенствуются на основе изучения программного материала.

Значительное место в программе отводится культуре речи. Сведения по культуре речи рассредоточены по всем разделам.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки обучающихся; нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку; перечень учебно-методического обеспечения; контрольно-измерительные материалы.



Общая характеристика учебного предмета

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит из трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:



  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.



Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Программа рассчитана на 210 учебных часов: 6 учебных часов на 35 недель. ФК - 175 часов: из расчёта 5часов в неделю на 35 учебных недель. В соответствии с ОБУП в планирование введен региональный компонент из расчета 1 час в неделю на 35 учебных недель, что способствует развитию коммуникативных умений, повышению уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. Тематическое планирование скорректировано в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта.

В инвариантной части ОБУП на учебный предмет федерального значения "Русский язык ", который входит в образовательную область "Филология ", в 6 классе выделено 6 часов в неделю.

Данное календарно-тематическое планирование представляет вариант структурированного учебного процесса в условиях реализации программы базового курса русского языка, рассчитанного на усвоение предмета в объеме 6 часов в неделю.

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели и задачи курса:



  • Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;

  • Развитие логического мышления;

Формирование общенаучных умений.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русской язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:



  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Требования к уровню подготовки учащихся.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.



В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен знать и понимать определения изученных основных языковых единиц, речеведческих понятий; знать и понимать орфографические и пунктуационные правила.

  • воспринимать устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль текста;

  • разбивать текст на составные части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; подробно и выборочно пересказывать художественные повествовательные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

  • подробно и выборочно пересказать содержание прослушанного или прочитанного текста; строить письменные высказывания на заданную тему; использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;

  • определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части; устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;

  • выделять морфемы на основе анализа слова; давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий; составлять словообразовательные цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду;

  • пользоваться разными способами толкования лексического значения слова; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться различными видами словарей; проводить лексический разбор слова;

  • указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;

  • обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем;

  • составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений; определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения; строить пунктуационные схемы предложения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.


Содержание курса

Овладение курсом русского языка в 6 классе предполагает изучение следующих разделов:



  1. Русский язык – один из развитых языков мира

  2. Повторение пройденного материала в 5-м классе

  3. Лексика и фразеология. Культура речи.

  4. Словообразование. Орфография. Культура речи.

  5. Морфология. Орфография. Культура речи.

  6. Повторение и систематизация пройденного в 6 классе

Общие сведения о языке

Русский язык как развивающееся явление. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

Лексикология и фразеология

Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка. Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной лексики. Словари иностранных слов и их использование. Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в текстах. Словари устаревших слов и неологизмов. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Фразеология как раздел лексикологии. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, особенности их употребления в речи. Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике. Фразеологические словари русского языка и их использование. Лексические и стилистические нормы русского языка. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Учет стилистических характеристик слов при употреблении их в речи. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфемика (состав слова)

Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Виды сложения. Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в слово.

Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательные словари русского языка. Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав. Определение основных способов словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Морфология

Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельные и служебные части речи. Общая характеристика самостоятельных частей речи.

Имя существительное как часть речи. Система падежей в русском языке. Типы склонений имен существительных. Склоняемые и несклоняемые имена существительные. Разносклоняемые существительные. Правильное употребление имен существительных в речи.

Имя прилагательное как часть речи. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки. Особенности употребления прилагательных в разных стилях речи. Правильное употребление имен прилагательных в речи.

Глагол как часть речи. Изменение по родам глаголов в форме условного (сослагательного) наклонения и изъявительного наклонения (прошедшее время). Разноспрягаемые глаголы. Правильное употребление глаголов в речи.

Имя числительное как часть речи. Разряды числительных по значению и строению. Вопрос о числительных в системе частей речи. Склонение числительных. Правильное употребление числительных в речи.

Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений. Использование местоимений как средства связи предложений в тексте. Правильное употребление местоимений в речи.


Синтаксис

Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения с однородными членами.

Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание суффиксов в словах разных частей речи.

Правописание окончаний в словах разных частей речи.

н и нн в словах разных частей речи.

Правописание гласных после шипящих и ц.

Слитное и дефисное написание слов.

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

Пунктуация как система правил правописания предложений.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом предложении

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Учебно-тематический план



Содержание

Кол-во часов

Кол-во контр. работ

Развитие речи

Вводный урок. Русский язык-один из развитых языков мира

2

1




Повторение изученного в 5 классе

12

1

2

Лексика и фразеология. Культура речи

18

1

3

Словообразование. Орфография. Культура речи.

29

1

6

Морфология. Орфография. Культура речи.

128

6

26

Имя существительное.

25

2

6

Имя прилагательное

30

1

6

Имя числительное.

19

1

2

Местоимение.

21

1

3

Глагол.

33

1

9

Повторение и систематизация изученного в 6 классе.

21

2

2

ИТОГО

210

12

39



Перечень учебно – методического обеспечения.

Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями:

1. для учащихся

Учебник:



  • Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.и др. – М., Просвещение, 2010.

  • Тесты и задания по русскому языку для самоконтроля с ключами. 5-9 кл. М.: Юнвес. – 2006.

  1. для учителя:

  • Ладыженская Т.А.. Обучение русскому языку в 6 классе. Просвещение, 2005.

  • Никитина Е.И.. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2005.

  • Богданова Г.А.. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя. -. М.: Просвещение, 2005.

Беляева О.Б. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс.- М.: ВАКО, 2009.

Форма промежуточной аттестации

Итоговая работа в форме теста



Методы и формы контроля

  • Комплексный анализ текста

  • Осложненное списывание

  • Тест

  • Составление сложного плана и простого плана к тексту

  • Изложение текста (подробное, сжатое, выборочное)

  • Составление текста определенного стиля и типа речи

  • Сочинение

  • Составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста

  • Редактирование текста

  • Работа с деформированным текстом


Система оценивания 

В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.



Критерии оценивания

  1. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен пред­ставлять собой связное, логически последовательное сообщение на задан­ную тему, показывать его умение применять определения, правила в кон­кретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный ма­териал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаружива­ет понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учеб­нику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последова­тельно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понима­ние основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке пра­вил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суж­дения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошиб­ки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспо­рядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие не­достатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятстви­ем к успешному овладению последующим материалом.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовремен­ный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определен­ное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащего­ся, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на прак­тике.


2. Оценка диктантов
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть дос­тупными по содержанию учащимся данного класса.

Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

К о н т р о л ь н ы й с л о в а р н ы й д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25, для 7 класса – 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 клас­са – 35-40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по опре­деленной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобре­тенных навыков. И т о г о в ы е

д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для к о н т р о л ь н ы х д и к т а н т о в следует подбирать та­кие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представ­лены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунк­тограмм не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе – 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфо­грамм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непрове­ряемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полуго­дия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего клас­са.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографи­ческие и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не про­водилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо рабо­тает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенно­го значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименова­ниях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречи­ях, образованных от существительных с предлогами, правописание кото­рых не регулируется правилами;

4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательны­ми и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращал­ся! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен дру­гой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в на­рушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.

Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне одно-коренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать дру­гое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты - плот, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следую­щая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

Диктант оценивается одной отметкой.

О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а так­же при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунк­туационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфо­графических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфо­графических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфогра­фических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутст­вии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отмет­ки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.

О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографиче­ских и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуацион­ных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) зада­ния, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется ру­ководствоваться следующим:



О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно вы­полнено не менее половины заданий.

О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.

При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекоменду­ется руководствоваться следующим:

О т м е т к а "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.

О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.

О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л ­л о м "1".


Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта

1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.

К неверным написаниям относятся:


  • описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля);

  • ошибка на правило, не изучаемое в школе;

  • ошибка в переносе слова;

  • ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);

  • ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:

• в исключениях из правил;



  • в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;

  • в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;

  • в написании ы и и после приставок;

  • в случаях трудного различения не и ни;

  • в собственных именах нерусского происхождения.

К негрубым пунктуационным относятся ошибки:

  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

  • при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.

3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.

Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну
3. Оценка сочинений и изложений
С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы провер­ки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение рас­крывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по ли­тературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

• соответствие работы ученика теме и основной мысли;

• полнота раскрытия темы;

• правильность фактического материала;

• последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитыва­ется: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое един­ство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки кон­трольных диктантов).



Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нор­мативам:


Оценка

Основные критерии оценки



Содержание и речь

Грамотность

1

2

3

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Содержание работы излагается последовательно.

4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребле­ния слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

6. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета


Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.

2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов



Допускаются: •

2 орфографические

2 пунктуационные

3 грамматические ошибки;

• 1 орфографическая

3 пунктуационные

3 грамматические ошибки;

• 0 орфографических

4 пунктуационные

3 грамматические ошибки.

В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических - двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4»


«3»

1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.

2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.

3. Допущено нарушение последовательности изложения.

4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов.

6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов



Допускаются: •

0 орфографических

5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых);

• 1 орфографическая 4-7 пунктуационных 4 грамматические ошибки; • 2 орфографические 3-6 пунктуационных 4 грамматические ошибки; • 3 орфографические 5 пунктуационных 4 грамматические ошибки; • 4 орфографические 4 пунктуационные 4 грамматические ошибки



«2»

1. Работа не соответствует заявленной теме. 2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.

4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.

5. Нарушено стилевое единство текста.



  1. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.



Допускаются: - 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;

8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.

Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.


«1»

Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

  • «Согласовано» «Утверждено» Руководитель МО Директор _____ Дедкова Г.А. МБОУ СОШ № 138 «____» 2013 г. _________ Гальченко С.В.
  • Дедковой Галины Алексеевны 2013 год Пояснительная записка
  • Обоснованность программы
  • Структура документа
  • Общая характеристика учебного предмета
  • Коммуникативная компетенция
  • Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
  • Культуроведческая компетенция
  • Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
  • Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
  • Учебно-тематический план
  • Перечень учебно – методического обеспечения.
  • Форма промежуточной аттестации
  • Система оценивания
  • Оценка устных ответов учащихся
  • Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта
  • 3. Оценка сочинений и изложений
  • Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нор­мативам