Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Дата урока: 06. 12. 2015 г. Номер группы: сп-13. Специальность: «Сварочное производство» Тема по программе : «Геометрические построения и приёмы вычерчивания контуров технических деталей»




Скачать 188.66 Kb.
Дата02.07.2017
Размер188.66 Kb.
ТипУрок
План урока теоретического обучения: «Инженерная графика»

Преподаватель Домрачева Людмила Геннадьевна,

первая квалификационная категория

Дата урока: 06.12. 2015 г.

Номер группы: СП-13.

Специальность: «Сварочное производство»



Тема по программе: «Геометрические построения и приёмы вычерчивания контуров технических деталей».

Тема урока: Деление окружности на равные части. Команды редактирования чертежей.

Цели урока:

А) раскрыть содержание важнейших понятий темы; изучить правил деления окружности на равные части с использованием команд редактирования; сформировать у студентов основы графической грамоты и навыков графической деятельности.

Б) воспитать основы культуры умственного труда, сформировать навыки самостоятельной работы.

В) развивать способности к конструкторской технологической деятельности и техническому мышлению, развивать пространственные представления, творческие способности, графические навыки.



Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Оснащение урока для преподавателя: ПК преподавателя; мультимедийный проектор; доступ в Интернет;

учебная литература:

- Практикум по инженерной графике: учебное пособие для сред. проф. образования / А.М. Бродский, Э.М. Фазлулин, В.А. Халдинов. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с. ;

- Сборник упражнений для чтения чертежей по инженерной графике: учеб. пособие для сред. проф. образования / Б.Г. Миронов, Е.С. Панфилов. - 2 -е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 112 с.


Оснащение урока для студентов: ПК студентов;

- Компьютерная инженерная графика: учеб. пособие для студ. среднего проф. образования / В.Н.Аверин. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 224 с.;

- Инженерная графика (металлообработка) : учебник для студ. Учреждений сред. проф. Образования / А.М. Бродский, Э.М. Фазлулин, В.А. Халдинов. - 8-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 400 с.

Предварительная подготовка

Должны знать и уметь:

- построение параллельных прямых;

- построение взаимно перпендикулярных прямых;

- деление отрезка прямой;

- построение углов.


Формируемые ОК:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных преподавателем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий контроль, коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы на учебном занятии.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательной деятельности.

ОК. 6. Работать в команде (коллективе), эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 2.5. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.
Вид используемых на уроке средств ИКТ:

Приложение 1 Презентация «Деление окружности на равные части»

Приложение 2 Практическое задание - чертеж «Пластина»

Приложение 3 Видеоурок «Деление окружности на равные части»

Приложение 4 Презентация «Техника безопасности»

Приложение 5 Дополнительное задание



Методы обучения:

по характеру познавательной деятельности:

- объяснительно-иллюстративный

- репродуктивный

- частично-поисковый

- исследовательский



Средства обучения:

  • вербально-информационные – учебные пособия (опорный конспект);

  • наглядные – плакат для анализа графического состава изображений, детали для демонстрации, раздаточный материал

аудиовизуальные – видеопроектор, персональный компьютер Пентиум- IV, система автоматизированного проектирования Компас 3D V12,
Ход занятия


Элементы внешней структуры урока

Элементы внутренней (дидактической) структуры урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Формируемые ОК и ПК

1 Вводная часть

1.1 Организационный момент

1.2 Целевая установка

1.3 Актуализация опорных знаний и опыта студентов


1. Здравствуйте! Я рада видеть вашу группу сегодня на уроке.

- Проверка присутствия студентов

- Проверка готовности к занятию

- Психологический настрой студентов

Сегодня на уроке мы познакомимся с командами графического редактора Компас, создадим и оформим чертеж. В черчении достаточно часто встречаются детали с множеством отверстий, углублений, вырезов и т. д. Причем отверстия располагаются по кругу,  необходимо  деление окружности на равные части. (Приложение 1 – слайд 1)
Существуют различные средства передачи разнообразной информации. Чертеж является одним из главных носителей технической информации, без которой не обходится ни одно производство. Умение читать чертежи и знание правил их выполнения и оформления – это условия успешного овладения техническими знаниями.   Наличие технического образование предполагает не только умение читать чертежи, но и умение его изобразить.При бумажном способе выполнения чертежей деление окружности дело хлопотное. При машинном способе эта несложная операция выполняется одной лишь командой копирования. Но обо всем по порядку. 


Приветствуют преподавателя

Записывают тему урока



ОК. 2. Планирование деятельности (составляют программу деятельности под руководством преподавателя, определение методов решения поставленных задач). Какие правила написания конспекта необходимо соблюдать?

ОК 4(осуществление поиска информации необходимой для выполнения проф.задач, проф. И личностного роста



Приложение 1. Использованы групповые формы работы по развитию познавательной деятельности студентов. Приемы работы по развитию познавательной деятельности: перенос знаний, использование ТСО. Студент составляет программу деятельности под руководством преподавателя. Опрос устный, фронтальный. Использован частично-поисковый метод (часть новых знаний студенты нашли сами) для повышения уровня познавательной активности.

2 Основная часть

2.1 Этап подготовки студентов к активной и сознательной деятельности

2.2 Подготовка к основному этапу занятия

2.3 Изучение нового материала


Многие детали машин и приборов имеют элементы, равномерно расположенные по окружности. При выполнении чертежей подобных деталей необходимо знать правила деления окружности на равное количество частей (наглядный пример – детали). Так же мы научимся анализировать графический состав изображения. Эти знания и умения потребуются вам при прохождении производственной практики (анализ графического состава изображения) и выполнении курсового и дипломного проекта, где каждый из вас должен уметь грамотно оформить графическую часть в системе автоматизированного проектирования. От этого будет зависеть качество защиты КП и ДП.

Объяснение нового материала:



Вопрос: Скажите, где вы встречались с геометрическими построениями? Приведите примеры из жизни, техники применения деления окружности на равные части.

А сейчас познакомимся с некоторыми историческими сведениями, примерами из практики, где встречается деление окружности на равные части - сопровождается беседа показом презентации (Приложение 1).

- Приемы деления окружности на равные части человек использовал с незапамятных времен. Например, превращение колеса из сплошного диска в обод со спицами поставило человека перед необходимостью распределить спицы в колесе равномерно. Выполняя изображение такого колеса, люди искали точные способы с помощью чертежных инструментов. (Показ слайда 3)

- Когда-то в построении правильных многоугольников вкладывали мистический смысл. Так, пифагорейцы, последователи религиозно-философского учения, основанного Пифагором, приняли в качестве знака своего союза звездчатый многоугольник, образованный диагоналями правильного пятиугольника. Евкли́д или Эвкли́д (др.-греч.  время расцвета — ок. 300 г. до н. э.) — древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Биографические сведения о Евклиде крайне скудны. Достоверным можно считать лишь то, что его научная деятельность протекала в Александрии в 3 в. до н. э. (Показ слайда 4, 5, 6, 7)

- С делением окружности неразрывно связано построение правильных многоугольников. Они встречаются в древнейших орнаментах у всех народов. Люди уже тогда оценивали их красоту. Кроме того, они видели эти фигуры в природе. Например, пятиугольник встречается в очертаниях минералов, цветов, плодов, в форме некоторых морских животных, шестиугольник просматривается в пчелиных сотах и т.д. (Показ слайда 8, 9, 10, 11)

- Одним из наиболее известных ученых, занимавшихся геометрическими построениями, был великий художник и математик Альбрехт Дюрер (1471-1528), который посвятил им значительную часть своей книги “Руководства...”. Он предложил правила построения правильных многоугольников с 3, 4, 5... 16-ю сторонами. Дюрер применял методы построения правильных многоугольников в художественной практике, например, при создании разного рода орнаментов и узоров для паркета. (Показ слайда 12)

- В «Десяти книгах о зодчестве» римского архитектора Витрувия (жившего примерно в 63-14 гг. до н. э.) говорится, что городские стены должны иметь в плане вид правильного многоугольника, а башни крепости «следует делать круглыми или многоугольными, ибо четырехугольник скорее разрушается осадными орудиями». Планировка городов, которую предлагал Витрувий, представляла собой защиту от 8 главных ветров и 16 второстепенных.. для построения восьмиугольника Витрувий предлагал применить деления пополам сторон квадрата, вписанного в окружность. (Показ слайда 13)

- Правильный шестиугольник явился предметом исследования великого немецкого астронома и математика Иоганна Кеплера (1571-1630), о котором он рассказывает в своей книге «Новогодний подарок, или о шестиугольных снежинках». Рассуждая о причинах того, почему снежинки имеют шестиугольную форму, он отмечает: «…плоскость можно покрыть без зазоров лишь следующими фигурами: равносторонними треугольниками, квадратами и правильными шестиугольниками. Среди этих фигур правильный шестиугольник покрывает большую площадь» (Показ слайда 14)

- В строительстве широко применяли деление окружности на равные части. Одним из примеров может служить величественный памятник готической архитектуры – Нотр–Дам де Пари или Собор Парижской Богоматери (30 метров в длину, 108 – в ширину) который находится в Париже, на острове Сити. Его строили 94 года. Фасад Собора украшает удивительный витраж 18 века. Этот витраж в архитектуре называется «роза». Диаметр розы Собор Парижской

Богоматери12 метров 90 см. (Показ слайда 15, 16)

- В декоративно-прикладном искусстве дизайнеры, ювелиры с успехом применяли деление окружности, создавая прекрасные произведения: ордена, медали, монеты, ювелирные изделия (Показ слайда 17, 18, 19, 20, 21)

- А сейчас обратите внимание на технические детали, к примеру, различные колеса, гайки, гаечные ключи. При изготовлении многих типичных деталей тоже возникает необходимость в делении отрезка и окружности на равные части. (Показ слайда 22, 23, 24)


Раздаю чертеж детали «Пластина» и предлагаю студентам внимательно изучить чертеж. (Приложение 2)
Как сделать чертеж в компасе? С чего начинать?

Процесс создания любого чертежа или детали начинается с анализа. Какие вопросы прорабатываются?

1.     Анализ габаритных  размеров детали с целью определения подходящего формата для выполнения и масштаба.

2.     Из каких геометрических элементов состоит чертеж (окружности, многоугольники и др.). Делается это для того, чтобы, по возможности, использовать по максимуму один набор команд. Например, для нашей детали: вычертить окружности, углубления, потом многоугольник.

3.     Есть ли на чертеже какие-либо требования к шероховатости поверхности, допуски. Если таковые имеются, то возможно, придется увеличить масштаб, чтобы сделать их удобно читаемыми.
Чертеж детали «Пластина»

Проанализируем наш чертеж

 Габаритные размеры – 140 мм. Какой формат выбираем? Размеры формата А4 210*297. Из высоты отнимаем 10 мм. на рамку, 55 мм. на основную надпись и 14 мм. на верхнюю рамку. Остается 218 мм. А еще размеры проставить надо. Впритык получается. Тоже самое и с шириной формата (210-25-185 мм.),

Таким образом, лучшим форматом будет А3. Или уменьшить масштаб и вычертить деталь 1:2. Но лишний раз мельчить ни к чему.

Элементы чертежа – окружности и шестиугольник. Сначала вычертим окружности.

Никаких требований по допускам и шероховатости нет. Да даже, если бы были, формата А3 на них хватило бы.

Приступим к выполнению чертежа. Смотрим видеоурок (Приложение 3), где объясняется, как правильно начертить чертеж детали «Пластина» в компасе.

Как видите, процесс деления окружности на равные части. Не так уж и сложен.

Задаю вопросы к видеоуроку:
1.Как настроить формат чертежа?

2. Как произвести копировании объектов вдоль окружности?





Слушают преподавателя

Студенты высказывают свое мнение, приводя примеры деления окружности на равные части

Слушают преподавателя, конспектируют (записывают исторические сведения, примеры)

Изучают полученный чертеж детали «Пластина»

Слушают преподавателя, конспектируют с чего начинать чертить чертеж в компасе.

Слушают преподавателя, записывают габаритные размеры детали «Пластина»

Студенты смотрят видеоурок и запоминают порядок действий выполнения чертежа «Пластина»

Поднимают руки, отвечают:

1.Студенты должны рассказать о том, что необходимо выполнить цепочку команд Сервис – Параметры. Щелчком мыши выбираем команду Текущий чертеж. Щелчком мыши по кнопке со знаком « » раскроем каталог Параметры первого листа. В соответствующей строке появится квадрат со знаком «-», после чего выбираем строку Формат. Щелчком мыши по кнопке с треугольником в появившемся окне откроем меню поля обозначение и выбираем в нем формат А3. Затем, установив горизонтальную ориентацию формата, нражмем кнопку ОК.

2. Студенты должны рассказать о том, что выбираем инструментальную панель

Редактирование нажимаем на ней кнопку Копия по окружности, вложенную в меню кнопки Копировать. В строке параметров задаем Количество копий и нажмем кнопку Вдоль всей окружности. Указываем центр копирования окружности, после чего появятся фантомы копий окружности. Нажмем кнопку Создать объект.


ОК 2 (готовность к решению проблем)

Как быстро вы можете работать на клавиатуре и найти необходимые для работы клавиши?

ОК 6 (формулирует ответы с учетом заявленной темы в процессе общения)

ОК 4 (извлечение и обработка информации в форме кратких выписок с выводным знанием, готовность к разрешению проблем)


ОК 6 (работать в команде, эффективно общаться с членами команды, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге)

Кто из участников группы сможет добавить сведения к рассказу педагога?

ОК 4 (извлечение и обработка информации в форме кратких выписок с выводным знанием, извлекают необходимую информацию из рассказа преподавателя, классифицируют материал)

Скажите, в каких источниках, кроме учебной литературы, мы сможем найти сведениях об изученном материале?





2.4 Выполнение практической работы


Напоминаю о технике безопасности (приложение № 4 презентация – тест)

Предлагаю студентам выполнить практическое задание. (Приложение 2 чертеж «Пластина»), при необходимости помогаю и контролирую работу студентов.

Тем, кто справился раньше времени с практической работой, предлагаю студентам выполнить дополнительное практическое задание (Приложение № 5), при необходимости помогаю, и контролирует работу студентов.



Студенты смотрят презентацию, отвечают на вопросы теста и сразу видят в презентации правильный ответ.

Правильные ответы теста:



1. 1,2

9. 1,4

2. 2

10. 1,3,4

3. 4

11. 4

4. 2

12.1,2,3

5. 2

13. 1,3

6. 3,4

14. 1,2,4

7. 2,4

15. 1

8. 2,4




Выполняют практическую работу, при необходимости обращаются к преподавателю (поднимают руку, если что-то не понятно)

Те, кто справился раньше времени с практической работой, для закрепления нового материала выполняют дополнительное задание.



ОК 4 (извлечение и обработка информации в форме кратких выписок с выводным знанием, готовность к разрешению проблем)

Какие задания показались вам наиболее легкими или наоборот, трудными?



Приложение 2. Для активизации учебно-познавательной деятельности были использованы групповые технологии (работа в паре). Группы формируются по желанию студентов, с учетом их интересов и, желательно с разными учебными возможностями. Схема преподаватель – группа - студент способствует развитию чувства ответственности и зависимости, самокритичности. Проведение электронного тестирования в процессе изучения темы будет полезным в будущем, т.к. многие экзамены (в т.ч.ЕГЭ) предстоит сдавать в форме теста. Выполнение самостоятельной работы с дидактическим материалом направлено на формирование умений и навыков поиска, извлечения и обработки информации. ТСО применяется преподавателем для демонстрации презентации, для выполнения индивидуального тестирования студенты занимают места за рабочими компьютерами в классе. Методы опроса автоматизированные. Включение всех студентов в опрос для выявления качества усвоенных знаний. Использована репродуктивная беседа при объяснении преподавателем вопроса о работе с редактором формул.

3 Заключительная часть

3.1 Подведение итогов урока


Оценка студентов за выполнение электронных упражнений

Нормы оценок при выполнении графических и практических работ.

Оценка 5 ставится, если студент:

а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочными материалами;

в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка 4 ставится, если студент:

а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим затруднением и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;

б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;

в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечания учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений;

Оценка 3 ставится, если студент:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает, обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя.

Оценка 2 ставится, если студент:

а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь;

б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.


Краткий анализ работы группы и отдельных студентов на данном занятии (кто справился с работой, а кто не справился).

Сегодня на уроке вы научились:

1. Производить анализ габаритных  размеров детали с целью определения подходящего формата для выполнения и масштаба.

2.Определять из каких геометрических элементов состоит чертеж.

3. Правилам деления окружности на равные части с использованием команд редактирования.


Слушают преподавателя, делают выводы, какие ошибки были допущены во время работы, на что обратить внимание и над чем еще поработать.








3.2 Домашнее задание


Знать содержание опорного конспекта (выучить команды редактирования).

Считаю, что поставленные цели в начале урока, были достигнуты.

Образовательные задачи:

- изучение правил деления окружности на равные части с использованием команд редактирования;

- формирование у студентов основ графической грамоты и навыков графической деятельности.

Развивающие задачи:

- развитие способностей к конструкторской технологической деятельности;

- развитие технического мышления, пространственных представлений, творческих способностей, графических навыков.

Воспитательные задачи: формирование сознательного отношения к изучаемому материалу; воспитание культуры труда, формирование навыков самостоятельной работы.
Спасибо всем за внимание (Приложение № 1 презентация - Слайд 26 ).


Записывают задание в тетрадь

1.Выучить с чего начинается процесс создания любого чертежа или детали, какие вопросы прорабатываются?

2. Как правильно проанализировать чертежа?

3.Выучить правила деления окружности на равные части с использованием команд редактирования.








Краткий самоанализ урока: Сегодня информационные технологии в обучении – это не дань моде, а средство достижения нового качества образования, что соответствует главной задаче российской образовательной политики. «Инженерная графика» - общепрофессиональная дисциплина, формирующая базовые знания, необходимые для освоения специальных общетехнических дисциплин. Это  неотъемлемый модуль в подготовке квалифицированных специалистов.  Для эффективного усвоения инженерной графики каждым студентом педагог постоянно работает над совершенствованием своего профессионального мастерства с применением современных образовательных технологий. Использование информационных технологий способствует созданию индивидуальной заинтересованности студентов в приобретении знаний и умений. расширению интеллектуальных возможностей педагога и студента, облегчает процесс обучения в условиях постоянного увеличения потока информации. На  занятии прослеживался двусторонний поток вопросов от преподавателя к студентам, от студентов к преподавателю, что характеризует высокий уровень их активности. Творчество, самостоятельность студентов проявлялись выше средне, примерно 30% времени они работали самостоятельно. Большая часть студентов осознанно отвечает на вопросы и даёт правильные ответы. Однако речь отличается лаконичностью, а ответы не всегда полнотой содержания. Принцип доступности и посильности реализуется хорошо, т.к. организован дифференцированный подход к студентам. Содержание учебного материала увязывается с практическим опытом студентов. Все чертежи, графическую часть курсового и дипломного проектирования студенты выполняют в программе «Компас 3D». Часть студентов испытывает затруднения в умении выделять ведущие компоненты в изучаемой программе. Новизна и привлекательность учебной информации поддерживается принципом проблемности. Поддерживать высокую работоспособность, избежать перегрузки учащихся помогло чередование разных форм, методов и приёмов работы. К работе на компьютерах привлекается 100% студентов. На уроке удалось сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения и самочувствия.

Преподаватель информатики и ИКТ «Златоустовского индустриального колледжа им. П.П. Аносова» Домрачева Л.Г.

  • Тема по программе
  • Тип урока
  • Оснащение урока для студентов
  • Предварительная подготовка
  • Вид используемых на уроке средств ИКТ
  • Элементы внешней структуры урока Элементы внутренней (дидактической) структуры урока Деятельность преподавателя
  • Деятельность студентов Формируемые ОК и ПК
  • Евкли́д
  • (Показ слайда 4, 5, 6, 7)
  • (Показ слайда 8, 9, 10, 11)
  • (Показ слайда 17, 18, 19, 20, 21)
  • (Показ слайда 22, 23, 24)
  • Краткий самоанализ урока
  • Преподаватель информатики и ИКТ «Златоустовского индустриального колледжа им. П.П. Аносова» Домрачева Л.Г.