Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования, примерной программы основного общего образования по литературе, Программы по литературе 5-11 классы




страница1/2
Дата08.01.2017
Размер0.56 Mb.
ТипПрограмма
  1   2
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования, примерной программы основного общего образования по литературе, Программы по литературе 5-11 классы под редакцией Т.Ф. Курдюмовой с учётом требований к уровню подготовки выпускников по литературе. Курс литературы, изучаемой в 10 классе, строится на историко-литературной основе с актуализацией знаний по литературе, истории, изобразительному искусству, музыке, полученных на предыдущих этапах обучения.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 10 классе (3 часа в неделю). В примерном учебно-тематическом планировании эти часы распределены с учётом разных типов занятий. Каждая крупная тема заканчивается уроком развития речи. На развитие речи отведено 11 часов.

Структура программы.

Программа включает разделы:

- пояснительная записка;

- учебно-тематический план;

- основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;

- требования к уровню подготовки выпускников;

- календарно-тематическое планирование;

- список методической литературы для учителя;

- список литературы для учащихся.
В основном содержании программы каждая тема содержит пять разделов:

- краткая биография писателя;

- обязательные произведения и их тематика;

- межпредметные связи;

- диалог культур;

- творческая, исследовательская работа.



Особенности разделов программы.

Перед изучением этапной эпохи даётся обзор литературы общего характера. Он посвящён наиболее важным историческим, общественно культурным событиям и основным тенденциям развития различных видов искусств.

Раздел «Краткая биография писателя» предполагает знакомство с биографией и литературной деятельностью писателя, эпохой, в которой он жил.

Раздел «Межпредметные связи» содержит перечень портретов и фотографий писателей, исторических деятелей, произведений живописи, музыки, иллюстраций к произведениям, фрагментов видеофильмов в качестве иллюстраций к произведениям. Осуществление межпредметных связей активизирует восприятие литературы и делает актуальными знания, полученные на уроках изобразительного искусства, истории.

В разделе «Диалог культур» возможно установление внутрипредметных связей: перекличка тем, мотивов, характеров персонажей, элементов поэтики разных авторов.

Задания в разделе «Творческая, исследовательская работа» строятся на основе проблемно-поисковых форм, поэтому развивают самостоятельность и образное мышление, а также способствуют общекультурному и литературному развитию, определяют социально-нравственные ориентиры.

В разделе «Обязательные произведения и их тематика» изучаются произведения русской классической литературы.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Устные и письменные интерпретации художественного произведения.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

В учебно-тематическом планировании предлагаются разные типы уроков. Основными типами уроков являются лекции, лекции с элементами беседы, эвристические беседы, практикумы, семинары, уроки развития речи.

Лекция используется на вводных уроках. В течение лекции целесообразно обучать составлению планов, схем, тезисов, конспектов.

Урок-беседа должен быть проблемного характера. Вопросы подбираются высокой степени сложности, не предполагающие односложного ответа.

Эвристическая беседа отличается тем, что ученики не только участвуют в разговоре, а защищают своё мнение, аргументируют свою точку зрения.

На уроке-практикуме ведущей деятельностью становится углублённая исследовательская работа с текстом.



Семинар предназначен для обобщения и углубления знаний по теме. Урок такого типа решает несколько задач: организация самостоятельной работы учащихся, выявление их творческих способностей и социально-нравственных ориентаций. Задания могут быть индивидуальные и групповые. На семинаре учащиеся могут выступать с докладами и рефератами.

Уроки развития речи включают в себя устные и письменные ответы учащихся. Письменные работы могут быть в форме итоговых сочинений и сочинений-миниатюр. Сочинения-миниатюры выполняются и в классе, и дома как промежуточная работа по крупной монографической теме, но не повторяют тематику больших сочинений.

В конце каждого полугодия предполагается сессия, на которую выносятся вопросы, связанные с изученным материалом. К сессии учащиеся могут готовить проектные работы по индивидуальным темам (см. Приложение 2).Лучшие проектные работы представляются на школьную научно-практическую конференцию.



Цели. Изучение литературы в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литер-ого пр-ия как худож-го целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Изучение литературы реализует общие цели и способствует решению задач:

- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений РЛ и современной действительности;

- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий, способствующих полноценному восприятию, анализу и оценке литературно-художественных произведений;

- создание целостного представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование речевой деятельности уч-ся: владение русским литературным яхыком и его изобразительными средствами.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Данная программа предусматривает формирование у уч-ся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

- поиск и выделение функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение, сопоставление, классификация;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения ( ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.);

- составление плана, тезисов, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.



Образовательные результаты программы.

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на:

- формирование духовного облика и нравственных ориентиров учащихся;

- освоение уч-ся интеллектуальной и практической деятельности;

- овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




























Тема

Общее количество

Лекции

Семинары

Уроки развития речи

Беседы, комбинированные уроки, исследование

Уроки внеклассного чтения

1.

Введение.

1

1












2.


Обзор русской литературы 1ой половины 19 века.

1

1











3.

Пушкин А. С.

6





1

5




4.

Лермонтов М. Ю.

4

1





3




5.

Гоголь Н. В.

3

1





2




6.

Обзор русской литературы 2ой половины 19 века.

1


1












7.

Островский А. Н.

7

1




1

4

2

8.

Тютчев Ф. И.

3

1





2




9.

Фет А. А.

3

1



1

1




10.

Гончаров И. А.

6

1



1

4




11.

Тургенев И. С.

10

1

1

2

7




12.

Толстой А. К.

1

1













13.

Лесков Н. С.

3










2

1

14.

Салтыков-Щедрин М. Е.

5

1






4




15.

Некрасов Н. А.

8

1

1

1

4

1

17.

Достоевский Ф. М.

12

1

2

2

7




18.

Толстой Л. Н.

16

2

3

2

9




19.

Чехов А. П.

9

1

2

1

5




20.

Обзор зарубежной литературы 2-й половины 19 в.

2

2












21.

Заключительный урок.

1




1




1







Итого

102 ч.

19ч.

10 ч.

11ч.

59ч.

3ч.

  1   2

  • Место предмета в базисном учебном плане.
  • Особенности разделов программы.
  • «Краткая биография писателя»
  • «Творческая, исследовательская работа»
  • «Обязательные произведения и их тематика»
  • Лекция
  • Эвристическая беседа
  • Цели.
  • Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
  • Образовательные результаты программы.
  • УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН