Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Дагестанская публицистика ХХ века: формирование, развитие, тенденции




страница1/3
Дата13.01.2017
Размер0.56 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3
Учреждение Российской академии наук

Институт языка, литературы и искусства им.Г. Цадасы ДНЦ РАН

Диссертационный совет Д 002.128.01

На правах рукописи

МАГОМЕДОВА

Зулейхат Кадиевна



ДАГЕСТАНСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА ХХ ВЕКА: ФОРМИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ, ТЕНДЕНЦИИ
Специальность 10.01.02

Литература народов Российской Федерации:

дагестанская литература

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Махачкала

2010

Работа выполнена в отделе литературы Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук.


Научный консультант

академик РАН, доктор филологических наук, профессор

Гамзатов Гаджи Гамзатович
Официальные оппоненты –

доктор филологических наук, профессор Вагидов Абдулла Магомедович

доктор филологических наук, профессор Юсуфов Магомед Гасамутдинович

доктор филологических наук, профессор Акимов Курбан Халикович



Ведущая организация –

Дагестанский государственный педагогический университет

Защита состоится 14 мая 2010 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 002.128.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Институте языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра Российской академии наук (367000, Республика Дагестан, г.Махачкала, ул. М. Гаджиева, 45; т/ф 8(8722) 675903).

Диссертация принята к защите 21 сентября 2007 г. Объявление о защите опубликовано в Бюллетене ВАК №5 за 2008 год. Объявление о защите и автореферат диссертации для размещения на сайте ВАК направлены в ФС в сфере образования и науки Министерства образования и науки РФ 22 января 2010 г.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Дагестанского научного центра РАН (ул. М.Гаджиева, 45).
Автореферат диссертации разослан 2 февраля 2010 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета

к.ф.н. А.М. Абдурахманов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В настоящее время актуальность изучения истории публицистики диктуется социальной и политической значимостью этого наиболее затребованного в обществе рода литературы.

Говоря об актуальности изучения вопросов публицистики литературы применительно к сферам культуры, мы подразумеваем, в том числе, и необходимость углубленного литературоведческого исследования национальной публицистики. Несмотря на широкую распространенность, многоаспектность, общественную и научную значимость, публицистическая литература является одной из наименее изученных областей литературного творчества.

Практика показывает, что без комплексного исследования вопросов генезиса, развития и бытования на современном этапе публицистики невозможно составить цельную картину системы национальной литературы, которая, как и другие северокавказские литературы, с самого начала формировались на базе публицистики. «Дагестанская действительность лучшим образом подтверждает всеобщую логику функциональной неразлучности печати и литературного дела, логику органического их единства, одинаково присущих художественному развитию как литературам опытным и традиционным, так и литературам молодым и начинающим»1.

В существующих характеристиках современной публицистики одной из наиболее значимых является социально-политическая функция этого рода литературы. «Предмет публицистики – вся жизнь, в ее прошлом и настоящем, частная и общественная, реальная и отраженная в прессе, искусстве, документе»2. Исходя из этого, изучение зарождения и развития публицистики мы рассматривали в историко-эволюционном аспекте, проводя прямые и опосредованные параллели между характером времени и тем, что это время вносит в манеру и способ авторского самовыражения.

Долгое время публицистика воспринималась по отношению к художественному образу чем-то вспомогательным, второстепенным, несмотря на упорные попытки использовать ее в художественных целях. Тем не менее, постепенно публицистическая мысль стала существенной составной частью всех художественных жанров, будь то роман, пьеса или поэтическое произведение. Столь мощное проникновение публицистики в собственно литературу имеет в своей основе социально-культурные предпосылки, специфические в каждом отдельном случае, но имеющие и нечто общее, универсальное.

Публицистика вбирает в себя систему жанров, обладающих внутренними закономерностями, которые определяют ее видовые структуры и требуют внимательного изучения.

Дагестанская публицистика к началу XXI столетия, пройдя сложный путь от зарождения до развития в русле современных тенденций, представляет собой полноценную художественную систему, в которой представлены разнообразные жанровые виды и формы. Обращение к теме диссертационного исследования продиктовано необходимостью комплексно-системного изучения этого явления, что и обуславливает актуальность избранной темы.

Степень разработанности проблемы. В разное время к вопросам национальной публицистики начального этапа обращались дагестанские исследователи Ф. О. Абакарова, М. А. Абдуллаев,
А-К. Ю. Абдуллатипов, С.-М. Х. Акбиев, К. И. Абуков, A.M. Аджиев, З. Н. Акавов, С. М-С. Алиев, А. А. Алиханова, Д. Н. Ахмедов,
С. Х. Ахмедов, М. Д. Бутаев, А.-Г. С. Гаджиев, Г. Г. Гамзатов,
М. А. Гусейнов, Э. Ю. Кассиев, Б. О. Кашкаев, Ш. М. Магомедов,
Ш. А. Мазанаев, А. М. Муртазалиев, Г. Б. Мусаханова,
Р. Ф. Юсуфов1.

Были также изданы отдельные сборники, где собраны материалы, посвященные У. Буйнакскому, С. Габиеву, Т. Бейбулатову, М. Дахадаеву, А. Тахо-Годи.

Таким образом, можно констатировать достаточно полное осмысление начального этапа формирования национальной публицистической литературы, что, однако, не дает развернутой картины дагестанской публицистики как художественной системы. Не изучена еще динамика развития жанров на каждом отдельном этапе развития общества, не указаны жанровые дефиниции художественной публицистики, не очерчен круг вопросов, касающихся стилевых особенностей этого рода литературы.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационного исследования – создание первого обобщающего труда, в котором прослеживается процесс зарождения и развития дагестанской национальной публицистики, построения градационной системы различных типов публицистических структур – от наименее в информационном плане емких к наиболее насыщенным.

В соответствии с поставленной целью автором поставлены следующие задачи:

– проследить процесс формирования жанров художественной публицистики в историко-социальном аспекте;

выявить национальную специфику публицистической литературы;

– показать особенности дагестанской публицистической литературы на каждом этапе ее развития;

– подвергнуть литературоведческому анализу художественный план публицистических произведений;

– выявить внутрижанровые трансформации, образование новых жанровых модификаций публицистики в динамике;

– определить место публицистических форм в литературной системе Дагестана и общероссийском литературном контексте;

– показать роль публицистики как общенационального консолидирующего фактора в условиях полиэтнического общества.

Объектом исследования в диссертации является публицистическая литература Дагестана, начиная с первого десятилетия XX века и по настоящее время, произведения публицистов, писателей, творческие истоки которых восходят как к сугубо национальному художественному опыту, так и к синтезу русско-европейских эстетических традиций.

Методологическая и теоретическая базы исследования. Теоретической основной послужили работы российских ученых, а также исследователей национальных литератур Северного Кавказа и, в том числе, Дагестана.

По теории прозы автор опирался на труды В. Г. Белинского, М. М. Бахтина, А. М. Веселовского, В. В. Виноградова,


В. М. Жирмунского, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Г. Н. Поспелова, Б. Томашевского, Ю. Н. Тынянова, В. Б. Шкловского и других.

В процессе написания работы использовались труды, посвященные проблемам жанров публицистики в теоретическом, историческом и типологическом аспектах, таких исследователей, как А. Аграновский, В. А. Алексеев, Е. Богат, В. Богданов, А. С. Бушмин, Н. И. Глушкова, Е. И. Журбина, Я. Засурский, В. Канторович,


Б. Костелянец, Г. Морев, Е. Прохоров, П. П. Палиевский,
М. Стюфляева, А. Тимофеевский, В. Ученова, М. Щеглов и другие.

В диссертации автор также ориентировался на исследования дагестанских ученых: акад. Г. Г. Гамзатова, Ф. О. Абакаровой,


А.-К. Ю. Абдуллатипова, К. И. Абукова, А. М. Аджиева,
З. Н. Акавова, С.-М. Х. Акбиева, А. А. Алихановой, Д. Н. Ахмедова, С. Х. Ахмедова, М. Д. Бутаева, А. М. Вагидова, А.-Г. С. Гаджиева,
М. А. Гусейнова, З. Г. Казбековой, Ш. А. Мазанаева,
А. М. Муртазалиева, Г. Б. Мусахановой, К. К. Султанова,
Р. Ф. Юсуфова и других.

Диссертационное исследование базируется на следующих методологических принципах: 1) системном подходе к изучению динамики жанров публицистики; 2) многоуровневом анализе публицистической и художественной структуры рассматриваемых текстов с точки зрения жанра и стиля.

В работе применялись историко-эволюционный, описательно-аналитический и сравнительно-типологический методы исследования.

Научные результаты, выносимые на защиту:

– Показано, что дагестанская публицистика является наглядным примером синтеза восточно-западных культурных традиций. В результате длительного процесса взаимодействия всех исходящих слагаемых в полиэтнической, полилингвистической национальной среде складывается уникальная общность культуры, литературы, которая в начале XX века принимает структурированный характер.

– Формирующей базой дагестанской публицистики стала демократическая печать, основанная представителями революционного крыла дагестанской интеллигенции.

– Зарождение и развитие дагестанской публицистики стало инициирующим фактором развития национальной культуры и литературы.

– Основная функция публицистики – воздействие на социальную практику, поэтому в 20-е годы ХХ в., в период ломки старых социальных канонов, публицистика заявляет о себе и в прозе, и в поэзии вначале стихийно, бессистемно, а затем становится орудием революционно настроенных масс.

– В 30-е годы ХХ в. наблюдается упорядочивание структур предшествующих этапов, формируется корпус новой советской публицистики. Проблемно-тематический диапазон публицистической прозы значительно расширяется. Теперь в публицистике находит отражение как культ социального оптимизма, так и начало репрессий, возвеличивание фигуры вождя.

– Выделено, что публицистика военного периода развивается в общесоюзном информационном пространстве и достигает значительных высот.

– Установлено, что период 1960–1980-х годов ознаменован в дагестанской литературе, публицистике целым рядом новаций как в идейно-тематическом плане, так и в стилистике, манере, структурно-композиционных вариациях. Новое поколение профессиональных писателей, обратившись к публицистике, выходит на всесоюзную и международную арены.

– Определено, что публицисты «новой волны» (1990-е годы) инициировали создание принципиально нового культурно-коммуникативного пространства, способного вобрать в себя все прогрессивные тенденции современности.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что в диссертации впервые предпринята попытка системного изучения дагестанской публицистики, создания целостной картины ее зарождения и развития. Намечена тенденция динамики, развития публицистики на современном, постперестроечном этапе.

В диссертации на значительном по объему материале, большая часть которого вводится в научный оборот впервые, анализируется эволюция публицистических жанров на всех этапах их развития. Отмечаются основные тенденции публицистической мысли на каждом историческом отрезке времени. На примерах анализа наиболее характерных образцов публицистических текстов выделены те содержательно-повествовательные и композиционные структуры, посредством которых публицистика формируется как национальный художественный феномен.

Особо выделяются содержательные и структурные новации в публицистике постперестроечного периода, на конкретных примерах иллюстрируется радикальный отход от традиционной регламентированной публицистической риторики, ломка стереотипов мышления и восприятия печатных текстов в обществе. При этом наглядно демонстрируется связь между современной публицистикой и публицистикой представителей дореволюционной демократической интеллигенции (С. Габиев, Г. Саидов, М. Дахадаев и др.).

Теоретическое значение настоящего труда заключается в том, что он дает определенную модель анализа публицистики и представляет возможность использования материалов, положений и выводов диссертации при исследовании публицистики каждого из народов Дагестана и Северного Кавказа, а также при создании обобщающих работ по истории региональной и всероссийской литературы.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курса дагестанской публицистики и прочтении спецкурсов в вузах республики, при изучении вопросов дагестанской литературы в лицеях, колледжах. Исследование может быть использовано в методических разработках и программах факультета журналистики Дагестанского государственного университета, при чтении курсов лекций в Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров, а также в повседневной деятельности работников СМИ, культуры и просвещения.

Апробация работы. Проблемы формирования и развития дагестанской публицистики разрабатывались автором более пятнадцати лет в отделе литературы Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра Российской академии наук. В этом же отделе, а также на заседании ученого совета института диссертационная работа была обсуждена и одобрена. Основные положения диссертации апробированы в научных статьях, опубликованных в научных изданиях: в тематических сборниках, альманахах, журналах, в частности, в Вестниках ДНЦ РАН, «Вопросах филологии» (Москва). Наиболее полное и развернутое изложение они получили в монографии «Дагестанская публицистика XX века: формирование, развитие, тенденции» (2005), которая отмечена в числе важнейших достижений РАН за 2005 год среди филологических исследований.

О результатах диссертационного исследования также сообщалось на международных, всесоюзных, всероссийских и региональных научных конференциях и сессиях.

Структура диссертации определяется ее содержанием и состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования и его научная новизна, определены его цели и задачи, степень разработанности проблемы, теоретическая и практическая значимость работы, рассматриваются вопросы специфики национальной публицистики, дана периодизация развития дагестанской публицистики.

Первая глава - «Становление системы советской публицистики» охватывает следующий круг вопросов: истоки революционно-демократической публицистики; публицистика первых лет революции; первые дагестанские очерки; основные направления развития публицистической мысли в 30-е годы ХХ в.; жанровое и тематическое расширение границ публицистики 1930-х годов.

Автор отмечает, что зарождению такого синкретического по своей природе вида творчества, как публицистика, предшествовали многовековые культурно-эстетические предпосылки. Фольклор, историческая литература (эпиграфическая, хроникальная, эпистолярная), проза, возникшая в конце XIX века в образцах этнографических очерков, предисловий к учебникам и хрестоматиям несли в себе элементы художественности. Значительная роль в генезисе публицистической литературы принадлежит хроникам, в которых запечатлена история общественных движений в Дагестане. В начале XX века исходные образцы синкретического письма постепенно трансформировались в более четко оформленные структуры. Естественно, процесс эволюции инициировался возрастанием информационной насыщенности социальной среды и требовал, соответственно, адекватного отображения.

Целая плеяда русских ориенталистов занималась изучением уклада, психологии, языков, искусства дагестанских народов. В качестве помощников, переводчиков были привлечены местные жители, что стимулировало формирование нового типа деятелей культуры – таких, как Д.-М. Шихалиев, М.-Э. Османов, А. Чиркеевский, А. Омаров, Г. Алкадари, Г.-М. Амиров, Г. Гузунов, С. Габиев, А. Акаев, М. Хандиев, Б. Далгат и др. Дагестанская интеллигенция играла все более существенную роль в активизации и поступательном движении за возрождение и преодоление отсталости края на новой политической платформе с позиций разума, справедливости, гуманных реформ. Широкое распространение получили просветительские идеи.

На этой волне появилось много материалов очерково-познавательного характера. Одним из первых был очерк
Д.-М. Шихалиева «Рассказ кумыка о кумыках». А. Чиркеевскому принадлежит исследование «Несколько слов об аварцах», «О происхождении аварцев», Г.-М. Амирову – этнографический очерк «Среди горцев Северного Дагестана». Очерки А. Омарова «Воспоминание муталима» и «Как живут лаки» дают зримые картины реальной жизни горцев.

Творческая деятельность просветителей следующего этапа связана с революционным подъемом в России. С. Габиев, А. Тахо-Годи, Г. Саидов, Дж. Коркмасов, М. Дахадаев, У. Буйнакский,


М. и Г. Далгаты, Н. и З. Батырмурзаевы, Т. Бейбулатов, А. Акаев и другие, несмотря на различия в политических взглядах, стали основоположниками качественно нового периода в политической и культурной жизни края. Повести и поэмы Н. Батырмурзаева, сатира
Г. Цадасы, призывная поэзия С. Стальского, революционно-романтическая поэзия и публицистика С. Габиева, политические воззвания и статьи Дж. Коркмасова, М. Дахадаева, социальная поэзия Р. Нурова, драматургия Т. Бейбулатова – все это сыграло значительную роль в общественно-политической жизни того времени и стало значительным фактором для последующего развития литературы и публицистики как ее части.

Решающую роль в становлении дагестанской публицистики сыграли газета «Заря Дагестана», а также «Мусульманская газета», основателем и редактором которой был один из первых революционных деятелей Дагестана Саид Габиев. Обе газеты издавались в Петербурге (1912). Будучи образованным историком, знатоком литератур стран Востока, впитавшим в себя передовую русскую мысль, Саид Габиев был также и первым публицистом, отдавшим все свои силы, знания, опыт борьбе за просвещение своего народа. Его перу принадлежат научные статьи, лекции, пользовавшиеся широкой известностью в мусульманской среде России. Он также активно сотрудничал с другими периодическими изданиями – такими, как «Санкт-Петербургские ведомости», «В мире мусульманства», «Дагестанские областные ведомости». Идеалы общественного служения, которыми буквально пронизана русская классика, получили отражение в практической деятельности Габиева, чье мировоззрение формировались под влиянием трудов А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, А. М. Горького.

Основным фактором, стимулирующим процесс зарождения новых форм публицистической прозы, было систематическое издание книг, учебников, хрестоматий. Организация книжно-журнального дела становилась политикой Советского государства.

Очерк, статья, памфлет с течением времени все более завоевывали страницы различных изданий, их богатый, многообразный, эмоционально насыщенный материал вмещал самые актуальные проблемы дня. Осваивая новую действительность в ее самых первозданных формах, пресса говорила со своими читателями ярким публицистическим языком. В начале 1920-х годов в Дагестане был дан мощный импульс к освоению широкими массами публицистических средств. В то же время внутреннее разграничение ранних видов публицистических образований было весьма условным, границы между их модификациями не отличались четкостью. Это связано с тем, что революция и гражданская война побуждали к творчеству людей, прежде весьма от него далеких.

Автор отмечает, что дагестанская публицистика первых лет советской власти качественно отличалась от публицистики дореволюционного и раннего послереволюционного периода. На первый план выходят агитационность, призывность, бьющий через край пафос, трибунность, декларативность. Все эти особенности публицистики не всегда удачно складывались в старую, классическую, хотя и лишь недавно освоенную национальной культурой форму. Нужны были новые рамки, способные вместить все разнообразие новой, рожденной революционной и гражданской войной действительности.

Наиболее характерные публикации содержались на страницах газеты «Дагестанский труженик», которая стала издаваться в 1919 году на русском языке, затем в 1920 году была переименована в «Советский Дагестан», а в 1922 году – в «Красный Дагестан». Издание существует по сей день под названием «Дагестанская правда» и является официальным правительственным органом республики.

В начале 1920-х годов в республике функционировали следующие газеты: на русском языке - «Порт-Петровский пролетариат», «Молодой дагестанец»; на кумыкском языке – «Ал байракъ», «Дагестан фукарасы», «Ленин ёлу»; на даргинском языке – «Дагистанна мухтарият», «Дарган»; на аварском языке – «Баараб байрах», «Баарул мугрул», «Маарулав»; на тюркском языке – «Шура Дагистан»; на лакском языке – «Захметчи», «Тархан Дагустан»; на татском – «Захметкеш». В национальных изданиях активно сотрудничали С. Стальский, Г. Цадаса, Б. Астемиров, Ю. Гереев,
З. Гаджиев, Р. Нуров.

В конце 1920-х годов шел интенсивный процесс освоения жанров публицистики, оформлялись ее жанровые разновидности, среди которых очерк, в силу своей специфики, был наиболее «ценным» как в художественном, так и в содержательном смысле. Большую роль в формировании жанра очерка, как и других эпических жанров, сыграл опыт русской литературы. Кроме того речь уже шла о советской литературе. Основополагающие принципы теории советского очерка, заложенные М. Горьким были активно восприняты А. Тахо-Годи, Э. Капиевым, Р. Нуровым, Ш. Микаиловым и др. При анализе их текстов можно заметить, что уже тогда дагестанский очерк определялся в своих видовых границах, подразделяясь на документальный, героико-документальный, этнографический, бытописательский, очерк-портрет, получивший в то время наибольшее распространение. Г. Гаджибеков, Б. Магомедов,


К. Магомедов, А. Шамхалов, Б. Городецкий создали ряд очерков, посвященных дагестанским поэтам, историческим лицам, энтузиастам нового общества.

Лучшим образцом жанра стал очерк «Уллубий Буйнакский», написанный в 1926 году на русском языке известным дагестанским революционером, историком, публицистом, общественным деятелем Алибеком Тахо-Годи. В этом очерке А. Тахо-Годи как бы возвращается к традициям социал-демократической публицистики, где преобладали элементы интеллектуального письма, глубокий социальный анализ, четкая прорисовка образов.

В 1930-е годы наблюдается упорядочивание публицистических структур предыдущего этапа (20-х годов), расширение проблемно-тематического диапазона, что повлекло за собой появление новых жанровых образований, типов, видов очерка: очерка-рассказа, эссе, проблемного очерка, лирического очерка. Дальнейшее развитие получили портретный, путевой, бытописательский очерки.

В начале 1930-х годов на языках народов Дагестана стали появляться издания ДАПП (Дагестанская ассоциация пролетарских писателей), где сотрудничали многие, ставшие уже известными литераторы: К. Султанов, Т. Бейбулатов, В. Дыдымов, А. Аджаматов, Ю. Гереев, А.-В. Сулейманов, Э. Капиев, З. Эфендиев, Г. Гаджибеков, М. Чаринов, Р. Динмагомаев, З. Гаджиев, С. Абдуллаев,


И.-Х. Курбаналиев и другие.

Следует отметить, что 30-е годы ХХ в. – это период формирования новой социальной общности – советского народа. В газетных публикациях 30-х годов запечатлены все значительные события в жизни республики, прослежен процесс складывания различных организационных структур общества, прославлены политические фигуры новой общественной системы. Намечается получившее позже дальнейшее развитие воспевание, возвеличивание достижений социализма, а также культ социального оптимизма.

На новом историческом этапе русско-дагестанский культурный диалог принимает новые содержательные и структурные формы, обусловленные, прежде всего, характером социально-политического пространства в целом. Молодые литературы тщательно осваивали опыт русских и, опосредованно, европейских писателей и впоследствии вырабатывали на его основе собственную манеру письма. Особое место в литературной жизни Дагестана, как и других национальных республик, занял А. М. Горький. После Первого съезда советских писателей влияние Горького на национальных деятелей культуры и литературы стало практически восприниматься как прямое руководство к действию. Циклы очерков Горького сыграли неоценимую роль в дальнейшем развитии национальной публицистики. Наиболее зримо влияние Горького отразилось на творчестве Эффенди Капиева, создавшего в 1930-е годы серию портретов народных писателей Дагестана: Сулеймана Стальского, Гамзата Цадасы, Абдуллы Магомедова, Рабадана Нурова.

Эффенди Капиев, в те годы уже широко известный не только в Дагестане, но и среди широкой писательской общественности, прозаик и переводчик, чутко улавливающий дыхание времени, стоявший на переднем крае строительства дагестанской советской культуры, писал: «Горький открыл мне то, что давно стояло перед моими неопытными глазами»1.

Он строил свои произведения путем сочетания ряда главных жанровых признаков: документальности, публицистичности и художественного воплощения материала. Художественные детали, эпитеты, сравнения Капиев перемежал с авторским комментарием. Отвечая духу времени, очерки Капиева стали заметным явлением в культурной жизни республики.

В эти же годы разворачивается кампания по созданию образа врага, которая с каждым годом все более набирала силу и, наконец, достигнув небывалых размеров, стала причиной гибели большинства своих инициаторов.

Одновременно с созданием образа врага набирает силу процесс созидания образа вождя. Непосредственная, живая, порой наивная атмосфера 20-х – начала 30-х годов ХХ в. искренний энтузиазм, оптимизм сменяются хорошо просчитанным, управляемым жесткой рукой периодом «закручивания гаек».

В целом же в 30-е годы наблюдается расширение проблемно-тематического диапазона публицистики, что повлекло за собой появление новых жанровых образований, типов, видов очерка. Дальнейшее развитие получили портретный, путевой, бытописательский очерки.

Наметившийся жанровый состав публицистики, значительный по форме и разнообразию содержательных структур, представляет собой совокупность основных принципов новой поэтики, которые к концу 1930-х годов определили в основном типологию жанров публицистики.

Во второй главе - «

  1   2   3

  • МАГОМЕДОВА
  • Научный консультант
  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования.
  • Степень разработанности проблемы.
  • Цель и задачи исследования.
  • Методологическая и теоретическая базы исследования.
  • Научные результаты, выносимые на защиту
  • Практическая значимость
  • ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении
  • - «Становление системы советской публицистики»