Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Д. Д. Шостакович героическая история жизни




Скачать 37.47 Kb.
Дата30.06.2017
Размер37.47 Kb.
Секция: КУЛЬТОРОЛОГИЯ

Тема: Д.Д.Шостакович - героическая история жизни

Выполнила: ученица 9-1 класса ОУ№ 585 Чекмак Александра

Научный руководитель учитель истории:

Громова Алла Александровна
Дмитрий Дмитриевич Шостакович – величайший музыкант ХХ века. Никто в современном искусстве несравним с ним по остроте восприятия эпохи, отзывчивости на её социальные, идейно-художественные процессы. Сила его музыки в абсолютной правдивости. Его музыка запечатлела народную жизнь на переломных этапах – революции 1905 года и первой мировой войны, Октябрьской революции и гражданской войны, становления социалистического общества, борьбы с фашизмом в Великую Отечественную войну, а также проблемы послевоенного мира… Творчество Шостаковича стало летописью и исповедью поколений, стремившихся к великому будущему, потрясённых и выстоявших в трагических испытаниях.

Шостакович жил в Советском Союзе и понял сложившуюся здесь ситуацию как трагедию страны и народа, как характерный для этого времени тип человеческого бытия, который заслуживает нравственной оценки, а значит, и художественного исследования. И оказался прав. А то, что воспринимается в качестве трагедии, только как трагедия и может быть воссоздано.

Поколению Шостаковича выпали испытания невиданные: оно теряло отцов в пучине войн – Первой мировой и Гражданской, пережило потрясение двух революций, ужасы коллективизации и сталинского террора, прошло через Вторую мировую войну и вынесло на себе тяготы послевоенной разрухи.

В основе устремлений, симпатий и антипатий, определивших смысл и направленность творчества Шостаковича, лежали не абстрактные идеалы, а живые впечатления.

Революция вывела на историческую арену нового героя — многомиллионную народную массу, охваченную общими чувствами. Этот герой впервые же послереволюционные годы оказался в центре многих произведений молодого советского искусства. Завладел он и воображением Шостаковича. Образы массового действия, человеческого коллектива в различных состояниях и жизненных ситуациях заняли важное место в его музыкально-драматических концепциях.

Воспринимая мир как постоянную драму, композитор обнажал несоответствие нравственных категорий реальной жизни. С.Волков справедливо пишет, что Шостакович ощущал в себе драгоценный дар национального летописца: «Мы все именно так и воспринимаем Шостаковича. Когда слушаешь его музыку, неминуемо думаешь о сталинской эпохе. Практически не было семьи, где кто-то из родных во времена Сталина не пострадал бы. Это была эпоха, когда “каждому было о ком плакать”. Но плакать надо было тихо, под одеялом, чтобы никто не увидел — ведь все друг друга боялись. Поэтому горе давило, душило всех, душило и Шостаковича тоже. Но он написал об этом, потому что чувствовал ответственность перед своим народом: сказать правду».

Шостакович не верил партии и ее вождям, но, подобно многим поколениям русских интеллигентов, идеализировал русский народ. Это отразилось в его творчестве. Подчеркивая в своих новых сочинениях народный характер революции, изображая единство партии и народа в годы революционной борьбы, он, конечно же, создавал утопию. Трудно сказать, насколько верил художник в реальность подобного единства. Однако, понимая русскую историю в революционно-народническом духе (вот где проявились семейные традиции!) – как трагедию обманутого и попираемого властями народа, он не мог не призывать к прекращению этой трагедии.

Исследуя жизненный путь композитора, я узнала и страницы жизни своей а также об истории Родины в Сталинскую эпоху. Источники, описывающие одни и те же факты жизни композитора под разными углами зрения, заставляли меня задумываться над тем, что такое истина и сколько правд на земле существует, как найти свой путь и не потерять себя в жизненных невзгодах.

Материалы деятельности Шостаковича творца, педагога, руководителя композиторской организации РСФСР, депутата Советов народных депутатов, выявляя многие психологические и этические черты личности, показывают, что определение линии творчества всегда становилось и определением линии жизни: идеалы жизни Шостакович возвышал до идеалов искусства. Органичной была внутренняя взаимосвязь между общественно-политическим, эстетическим и нравственно-этическим началами в его жизни-творчестве и личности. Стержень, цементирующий все стороны биографии Шостаковича, этика, близкая этике всех, кто испокон веков боролся за совершенство личности человека, и вместе с тем обусловленная его личным развитием, устойчивыми традициями семьи.

В своём исследовании я использовала материалы семейных архивов семьи Д.Шостаковича и семьи И.Шермана (моей семьи).

Работа меня настолько увлекла, окунула в ту историческую эпоху. Позволила найти ответы на интересующие меня вопросы, хотя не все тайны удалось приоткрыть.
Источники:

1 С. Волков. Шостакович и Сталин: художник и царь. Москва «ЭКСМО» 2006 г.

2 С.М. Хентова. Шостакович: жизнь и творчество. Ленинград «Советский композитор» 1985 г.

3 Сборник статей. Шостакович: Между мгновением и вечностью. — СПб. «Композитор» 2000 г.

4 С.М.Хентова. Шостакович в Петрограде-Ленинграде. — Лениздат 1981 г.

5. Г.Орлов. Д.Д.Шостакович. — Москва-Ленинград «Музыка» 1966 Г.

6. Д.Д.Шостакович. Автобиография.— Советская музыка, 1966, №9

7. «К нам едет враг народа». — Комсомольская правда, 2006 года от 25 сентября

8. К.А. Федин. Горький среди нас.- М.: Гослитиздат, 1944

9. И.Мартынов. Письма Шостаковича. – Москва-Ленинград, Музгиз, 1946 г.



10. Газета «Правда» от 28 января 1936 года.

11.С.М. Хентова Удивительный Шостакович. СПб., 1993