Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Цветопоэтика рассказов В. В. Набокова: семантика, функциональная значимость, роль в структуре текста




страница1/15
Дата28.04.2017
Размер2.58 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»


На правах рукописи

Суслов Павел Андреевич


Цветопоэтика рассказов В. В. Набокова: семантика, функциональная значимость, роль в структуре текста
Специальность 10.01.01 – русская литература

Диссертация на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Научный руководитель –

доктор филологических наук,

доцент Дзуцева Наталья Васильевна


Иваново – 2014



Оглавление



2

Введение 2

Глава I. Мир рассказов В. Набокова и специфика его художественного воплощения 9

§ 1.1. Рассказы В. Набокова в современных исследованиях 9

§ 1.2. Метафизика и поэтика В. Набокова 21

Глава II. Особенности цветопоэтики В. Набокова 42

§ 2.1. О методике анализа цвета в художественном тексте 42

§ 2.2. Смыслоопределяющая роль цветообозначений в прозе В. Набокова 57

Глава III. Семантика цвета в рассказах В. Набокова 98

§ 3.1. Статистический анализ цветоупотреблений в рассказах В. Набокова 98

§ 3.2. «Волнующее ничто»: синий цвет в рассказах В. Набокова 115

§ 3.3. Черно-белая палитра в рассказах В. Набокова 140

§ 3.4. Желтый цвет в сборнике рассказов «Весна в Фиальте» 152

§ 3.5. Золотой и лиловый цвета в сборнике рассказов «Возвращение Чорба» 157

§ 3.6. Красный и черный цвета в рассказах В. Набокова 163

§ 3.7. Зеленый цвет в сборнике рассказов «Возвращение Чорба» 170



Заключение 182

Список литературы 189



Введение



Актуальность работы заключается в том, что изучение цветопоэтики прозы В. Набокова является недостаточно разработанной, но при этом чрезвычайно перспективной отраслью набоковедения. Цвет является принципиально важным элементом поэтики В. Набокова, поскольку мастерское обращение с цветовыми образами в значительной степени формирует стилистическое своеобразие его текстов. Художественная манера этого автора характеризуется пристальным вниманием к внешней стороне действительности, к формам, в которых эта действительность существует и через которые проявляет свое содержание. Цвет в свою очередь – неотъемлемая составляющая всякой визуально воспринимаемой формы. Однако помимо того, что в текстах Набокова цвет участвует в усилении выразительности, он зачастую оказывается одним из наиболее значимых «проводников» смысла. Цветовые образы являются неотъемлемой частью структуры произведений Набокова: если изъять из них цвет, тексты потеряют не только свое эстетическое своеобразие, но и утратят свойственную им смысловую глубину.

Особая роль цвета в произведениях писателя отмечена множеством набоковедов. Об этом писали В. Александров1, Б. Бойд2, Д. Б. Джонсон3, О. Сконечная4, А. Яновский5, Г. Левинтон6 и др. Также данная проблема затрагивается в ряде кандидатских диссертаций7.

Однако, несмотря на интерес ученых к цветопоэтике Набокова, она по-прежнему изучена недостаточно. Очевидна частота обращения к этой проблеме, но наблюдения за особенностями колористики Набокова в большинстве случаев делаются попутно при разработке какого-либо иного вопроса.

Именно поэтому предметом данного диссертационного исследования стал цвет в русскоязычных рассказах писателя. Материалом исследования являются рассказы, вошедшие в три сборника: «Возвращение Чорба», «Соглядатай» и «Весна в Фиальте». Выбор материала исследования определяется рядом важных факторов.

Во-первых, исследование цветопоэтики писателя на материале всего корпуса написанных им произведений представляется выходящим за рамки объема диссертационной работы. Такое исследование – крупный труд, отразить результаты которого в одной диссертации невозможно. Поэтому количество рассматриваемых текстов было необходимо сократить до одной группы, претендующей на некую «отдельность» от прочих произведений автора, а также обладающих определенной общностью между собой (например, жанровой). Сборники русских рассказов Набокова («Возвращение Чорба», «Соглядатай», «Весна в Фиальте») оказались, таким образом, наиболее подходящим материалом.

Во-вторых, не только цветопоэтика, но и малая проза писателя изучена недостаточно, ей уделяется значительно меньше внимания, чем романам писателя. В данном исследовании анализ цветоупотреблений всегда ориентирован на выявление возможной семантики, скрывающейся за конкретным цветовым образом. Эта семантика не может быть выявлена без учета контекста, без оглядки на поэтическое устройство произведения в целом. Анализируя колористику Набокова, мы так или иначе касаемся тематики того или иного текста, деталей и мотивов, вступающих во взаимодействие с цветовыми образами и т. д. Исследовать цвет в отрыве от других поэтических элементов текста представляется неплодотворным. Очевидно, что, изучая цветопоэтику произведения, исследователь неизбежно занимается изучением и произведения в целом. Таким образом, данная диссертация сосредоточена на двух недостаточно изученных феноменах набоковского наследия: на его колористике, и на его рассказах.

В-третьих, при внимательном изучении обнаруживается особая целостность всякого набоковского сборника рассказов. Как будет показано далее, эта целостность определяется регулярно воспроизводящимися в различных текстах мотивами. Такие мотивы выполняют нечто вроде объединяющей функции, скрепляют на имплицитном уровне тексты сборника между собой, являются циклообразующими факторами. Как показали результаты исследования, именно цвет может стать особым, свойственным лишь конкретному сборнику циклообразующим фактором (эта функция, скажем, характерна для зеленого цвета в сборнике «Возвращение Чорба»).

Здесь необходимо сделать оговорку. Несмотря на то, что диссертация посвящена цветопоэтике рассказов Набокова, нет серьезных оснований для выделения колористики этого пласта наследия писателя в качестве некоего особенного, нигде, кроме рассказов, не проявленного феномена. В пользу такого подхода говорит редкая целостность (метатекстуальность) всего художественного наследия Набокова. Оговоренная «замкнутость» того или иного цветового мотива в пределах одного сборника рассказов – это интересная черта ранней прозы Набокова, но не наиболее характерная. Это скорее исключение, постоянно действующее же правило – кочевание тех или иных мотивов (в том числе цветовых) по всем текстам писателя, оставившего после себя скорее один большой неделимый текст. Поэтому обращение к другим произведениям в данной работе неизбежно. Анализируются, кроме рассказов, некоторые аспекты романов «Дар», «Приглашение на Казнь», «Камера Обскура» и проч.



Целью работы является изучение семантики и функций цветовых образов в трех сборниках рассказов В. Набокова («Возвращение Чорба», «Соглядатай», «Весна в Фиальте»).

Целью исследования определяются следующие задачи:

– Показать, как метафизические представления писателя оказывают воздействие на его поэтику, в том числе на поэтику цвета.

– Показать принципиальную значимость визуального восприятия в художественном мире Набокова, определяющую важнейшие особенности его стиля.

– Обозначить основные методы анализа цвета в художественном тексте.

Выделить характерные черты цветопоэтики Набокова.

– Провести статистический анализ цветоупотреблений в сборниках рассказов Набокова «Возвращение Чорба», «Соглядатай», «Весна в Фиальте».

– Проанализировать особенности и функции цветоупотреблений в конкретных рассказах сборников.

Показать, что цветовые образы зачастую оказываются важными мотивами, повторяющимися в разных произведениях В. Набокова.

Научная новизна диссертации обусловлена следующим:

– Колористика рассказов Набокова становится главной темой литературоведческого исследования.

– Устанавливается мотивность цветовых образов, связывающая произведения между собой.

– Описываются наиболее значимые черты использования цвета писателем.

– Делается попытка установить культурные источники, от которых могла питаться набоковская цветопоэтика, причем особый акцент при разработке данной проблемы сделан на живописи и театре Серебряного века.

– Показано, как внимание к цветовым образам может помочь в разгадке некоторых набоковских головоломок, как цвет в текстах Набокова служит особым средством анализа событий, происходящих в произведении.



Теоретическая значимость работы заключается в разработанной – с опорой на наблюдения Е. Фарино – методике анализа цвета в литературном произведении; в том, что было обнаружено сходство визуальной поэтики В. Набокова с живописью русского модерна; в том, что была доказана зависимость некоторых аспектов цветопоэтики В. Набокова от петербургского авангардного театра начала XX в.; в том, что были сделаны выводы об устойчивой семантике ряда наиболее значимых цветов в колористике В. Набокова.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при подготовке спецкурсов и семинаров по творчеству Набокова, а также в преподавании курсов по истории русской литературы ХХ века.

Методологической и теоретической базой исследования послужили постструктуральный подход к категории мотива, нашедший выражение в монографии Б. Гаспарова «Литературные лейтмотивы», суждения о цвете в литературном произведении, сформулированные Е. Фарино, а также труды ряда набоковедов, среди которых особо необходимо выделить В. Александрова, Г. Барабтарло, Б. Бойда, Д. Б. Джонсона, В. Курицина, Ю. Исахайю, И. Паперно, С. Сендеровича и Е. Шварц, Р. Янгирова.

В работе используются описательный, сравнительно-исторический, интертекстуальный методы, а также метод сопоставительного анализа и метод количественного подсчета.



Основные положения, выносимые на защиту:

– Одной из характерных черт использования цвета Набоковым является своего рода неестественность, ненатуральность цветообозначений. Цвета и цветосочетания, которые использует автор, могут представляться экзотическими, нарочитыми, привычные объекты окрашиваются Набоковым в несвойственные им краски. Такая «ненатуральность» является одной из наиболее оригинальных особенностей художественной индивидуальности этого писателя.

– Живописная манера Набокова имеет некоторые общие черты с живописью и театром русского модерна. В частности, это объясняется прямым влиянием на писателя М. Добужинского, который учил Набокова рисованию. Но главное, что объединяет набоковские способы изображения действительности и визуальные искусства Серебряного века, – это общая и для того и для другого театральность, декорационность. Кроме того, особенности использования Набоковым нескольких цветов (оранжевого, фиолетового, синего) в значительной степени определяются культурой петербургского театрального авангарда начала ХХ в., театром В. Мейерхольда и Н. Евреинова.

– Цвет зачастую является в произведениях Набокова мотивом. Цветовой образ может воспроизводиться в сходных художественных ситуациях в разных текстах, тем самым связывая на поэтическом уровне тексты между собой и давая исследователю наиболее надежный ориентир для определения семантики, скрытой за данным цветовым образом.

– Цвет для Набокова может быть не просто средством усиления эстетической выразительности, но и своеобразным средством интерпретации, толкования тех или иных явлений или событий.

– Семантика цвета в малой прозе писателя в большинстве случаев имеет закрепленный характер, т. е. за конкретным цветом скрываются устойчивые значения.



Диссертация соответствует паспорту специальности 10.01.01 – русская литература, в частности, следующим его пунктам: п. 4 – история русской литературы XX – XXI веков; п. 8 – творческая лаборатория писателя, индивидуально-психологические особенности личности и ее преломлений в художественном творчестве; п. 9 – индивидуально-писательское и типологическое выражения жанрово-стилевых особенностей в их историческом развитии.

Апробация работы:

Материалы диссертации прошли апробацию на Фестивале студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодая наука в классическом университете» (Иваново, 2009, 2011, 2012), на конференциях «Владимир Соловьев и поэты Серебряного века» (Иваново, 2011), «XXIV Бальмонтовские чтения» (Шуя, 2012). По материалам диссертации опубликован ряд статей.



Структура работы:

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка, включающего 109 наименований.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

  • Оглавление 2 Введение 2 Глава I. Мир рассказов В. Набокова и специфика его художественного воплощения 9
  • Глава II. Особенности цветопоэтики В. Набокова 42
  • Глава III. Семантика цвета в рассказах В. Набокова 98
  • Заключение 182 Список литературы 189 Введение Актуальность
  • Теоретическая значимость
  • Методологической и теоретической базой