Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Чтобы расти, надо тянуться ввысь




Скачать 174.72 Kb.
Дата08.07.2017
Размер174.72 Kb.

ПРЕзидент


Чтобы расти, надо тянуться ввысь

Казахстан сегодня состоялся как успешное демократическое государство. И в этом, если проанализировать опыт политического транзита постсоветского периода, основная заслуга Нурсултана Назарбаева. Под руководством Первого Президента страна грамотно выстроила экономический фундамент для форсированного индустриально-инновационного прорыва. Казахстанцы поддерживают смелые и масштабные планы демократических преобразований. Народ воспринимает свою собственную судьбу и судьбу страны как единое целое, где гарантом стабильности и надежности выступает сильная президентская власть.


Не остаться в аутсайдерах

Хотелось бы вспомнить интервью Нурсултана Назарбаева трехлетней давности. Тогда задачи, поставленные перед страной Президентом, были отнесены мировым сообществом к амби­циозным. Речь шла о вхождении Казахстана в число 50 наиболее успешно развивающихся держав, о превращении Астаны в одну из лучших столиц мира, Алматы – в крупнейший в Азии финансово-деловой центр. Ставилась и другая не менее высокая планка – сделать республику председателем ОБСЕ. Так вот, журналист не без иронии констатировал: некоторые считают, что эти большие проекты продиктованы характерным казах­ским честолюбием. Не без язвительности прозвучал и вопрос: насколько необходимы стране такие «планки»? Не лучше ли сосредоточиться на какой-то одной задаче?

Ответ был более чем убедительным. Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что каждое уважающее себя государство всегда должно ставить перед собой максимально высокие «планки» развития. Это закон жизни, и, если ему не следовать, любая нация рискует остаться в аутсайдерах. Речь идет о здоровых амбициях, которые должны быть не только у человека, но и у народа или государства.

Чтобы расти, нужно тянуться ввысь – эту мысль Нурсултан Абишевич выделил особо.

«По большому счету, – сказал Президент, – сегодня поднимать планку требований нужно всем государствам нашего Содружества. Мы потеряли слишком много времени, преодолевая системный кризис, последствия разрыва экономических связей. Мир в это время не стоял на месте и стремительно развивался. Теперь приходится сильно стараться, чтобы сократить отставание и вписаться в мировую систему товарообмена и разделения труда, найти свою «нишу» на этом уже поделенном и жестко конкурентном рынке. Притом, что никто там нас не ждет и просто так своего места не уступит…»

Скептикам тогда и сегодня Казахстан противопоставляет системные решения в политике и экономике, глубоко продуманную модернизацию общества. Десять последних лет я работал в Парламенте. Как сенатор участвовал в разработке ряда законопроектов. И именно там – на законодательной «кухне» – понял, как много в жизни страны зависит от политического лидера, который объединяет в себе созидателя и гаранта стабильности. Лидера, который может сохранить преемственность между прошлым и настоящим, проложить дорогу в будущее. И здесь без роста, без «планки роста», которую ставит перед казахстанским обществом Президент, вряд ли что получилось бы.


Понять масштаб проблем

Каким должен быть Глава государства и просто руководитель? Достаточно обратиться к современному учебнику по менеджменту, чтобы понять: тренд успешности для нашего современника вытекает из набора двух-трех десятков качеств. Кем только ни должен быть лидер – философом, экономистом, психологом, организатором, отличным оратором и прекрасным публицистом. А еще иметь широкий кругозор, аналитическое мышление, отличную память… Мне бы хотелось остановиться на тех, которые объединяют все вышеперечисленные, – умении заглянуть вперед, понять масштаб проблем, выдать точный прогноз.

Вспомним первые работы, книги, статьи Нурсултана Назарбаева: «Казахстан-2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» (1997 г.), «Евразийский союз: цели, практика, перспективы» (1997 г.), «В потоке истории» (1999 г.), «Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации» (2000 г.), «Эпицентр мира» (2001 г.), «Десять лет, равных столетию» (2001 г.)… Не меньшее признание получили последние статьи Президента о необходимости создания новой мировой валюты, об архитектуре безъядерного мира…

За каждой из этих работ стоит четкий анализ и выверенный прогноз. А что касается возможности Президента предвидеть, то здесь за примером далеко ходить не надо – перенос столицы. Юлий Цезарь в далекие времена гордо провозгласил: «Если против тебя все – это значит, что ты самый сильный». Президенту Казахстана в очередной раз пришлось быть самым сильным.

Экономическим прогнозам Президента можно верить стопроцентно! Но Нурсултан Абишевич великолепно просчитывает и геополитические ситуации. От Президента исходило немало инициатив интеграционного характера. Что поразительно, суть и необходимость некоторых из них общество осознало через пять, а то и десять лет. В связи с этим вспоминается 2002 год, Германия, парламентская делегация Казахстана встречается с руководством компании «Сименс». Тема для обсуждения – «Система государственного управления».

Задаю вопрос не по теме, но очень актуальный: почему компания работает с Казахстаном только на условиях купли-продажи? Почему не заходит к нам и не строит завод?

Разговор был откровенный, и шеф «Сименса» со всей капиталистической откровенностью, опираясь на реальные законы бизнеса, заявил: нет смысла строить, предположим, автомобильный завод в стране, где население составляет менее 50 млн. человек. Емкость казахстанского рынка небольшая, потребительская возможность у населения невысокая, расстояния большие, а значит, предприятие окажется нерентабельным. Вы окружены государствами с более высокой плотностью населения, и нам удобно завезти продукцию из трансграничных регионов. На тот момент компания строила в Китае завод по производству мобильных телефонов – миллион штук в сутки.

– Вам нужен миллион телефонов? Мы вам забросим, – предложил сименсовец.

– И что, у нас вообще нет никакой перспективы? – спросил я.

Шеф компании, не вдаваясь в подробности, заявил, что Президент Нурсултан Назарбаев, кстати, интересный собеседник и полемист, знает ответ на этот вопрос.

Прошло восемь лет, и мы получили реальный и осязаемый ответ на этот вопрос – Таможенный союз. Мы еще не остыли от жарких дискуссий по срокам его введения, но должны, перестраивая на марше ряды, корректировать сценарий, находить возможности для его продвижения. Создавать нормативную базу, изменять и совершенствовать ее, но идти вперед. Предостережением здесь может служить Европа, которая долго и мучительно решает свои проблемы. Лозунг «Хочу в ЕС, но на своих условиях» привел к противоречиям с Грецией, Румынией, Испанией, Португалией…

Я думаю, Президент Назарбаев прагматичен, имеет стратегическое видение будущего Таможенного союза, и у нас все будет по-другому. Став членом ТС, Казахстан не потеряет независимость, а наоборот, резко усилит свои позиции. Эта стратегия будет основным трендом в предстоящие два десятилетия.


Хороший ученик! Умеет слушать…

С одним из самых знаменитых политиков 1980-х годов, министром иностранных дел ФРГ Гансом-Дитрихом Геншером меня познакомил Нурсултан Абишевич во время визита в Германию. В неформальной беседе господин Геншер произнес: «Нурсултан Назарбаев считает меня своим учителем и хвалит. Но я хочу сказать, что ваш Президент — хороший ученик, он умеет слушать…»

Что тогда я мог сказать господину Геншеру? Только согласился. Сегодня со всей отчетливостью понимаю: президент любой страны рождается в борьбе, и не только предвыборной. Его характер кристаллизуется в ежедневном противостоянии с мировым кризисом, с косностью чиновников, непониманием соратников. Настоящим президентом невозможно стать за год. На это уходит нередко вся жизнь. И постоянно держать экзамен. И сдавать его на «отлично», как это происходит у Нурсултана Абишевича.

Вспомним октябрьский обвал мировых фондовых рынков. Глава государства на расширенном заседании Правительства поручил разработать стабилизационный план. Казахстан одним из первых в мире предложил системный ответ, как государство будет вести политику в период кризиса. На заседании Совета национальных инвесторов уже в середине ноября были выделены ключевые приоритеты: стабилизация финансового сектора; решение проблем на рынке недвижимости; поддержка малого и среднего бизнеса; стимулирование агропромышленного комплекса и реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов. Причем особый упор Президент делал на взаимодействие государства и бизнеса. В связи с этим Нурсултан Назарбаев отметил, что стабилизационный план должен быть взвешенно просчитан с учетом всех возможных рисков.

– Сейчас именно то время, когда необходимо объединиться и сообща решать все проблемы нашей страны и ее граждан, – подчеркнул Президент Казахстана. – Надо правильно воспринять стоящие перед экономикой и обществом вызовы, приложить все усилия для сохранения рабочих мест и доходов граждан. Именно в этом должен заключаться ваш основной вклад в работу по преодолению кризиса. Кризис не вечен, и за ним будет рост. Растерять то, что накоплено за многие годы ценой огромных усилий, мы не имеем права. Грядут большие перемены.

Думать о завтрашнем дне – эти слова рефреном звучат в каждом выступлении Нурсултана Абишевича. А далекий завтрашний день – это когда истощаются ресурсы, когда на первый план выдвигаются технологии, как выжить без энергоресурсов, насколько возможно сохранить целостность государства, его экономическую безопасность и независимость. Первый и главный ответ – благодаря высокотехнологичному производству. Стратегия-2020 как раз из этого порядка.

Вспоминается, как удивила общество Стратегия-2030. Неизвестно, выберемся из кризиса и как, а тут программа на 30 лет вперед. Мы первые, кто это сделал на постсоветском пространстве. Другим пришлось многое пережить, чтобы прийти к аксиоме: планирование – это абсолютно неотъемлемая часть в развитии экономики.

В Казахстане активно используются как среднесрочные, так долгосрочные и стратегические планы. Мы говорим об инвестиционных проектах конкретного характера, об отраслях, которые действительно являются приоритетными. Мы выработали механизмы достижения целей и просчитали индикаторы ресурсного обеспечения достижения целей. Все осязаемо и по истечении времени может быть подвергнуто анализу. И главное, параллельно повышается ответственность. Как у представителей власти, которая на себя это берет, так и у людей, которым это поручается. Обозначенные подходы, поставленные Президентом во главу угла, приносят плоды в стране, работают на Казахстан за рубежом.


Немецкий вектор

Казахстан в глазах Германии и Европы воспринимается как главный проводник их интересов в Центральной Азии. Нашей стране отводится ведущая роль в Стратегии Европейского союза в отношении Центральной Азии на 2007–2013 годы, инициатором разработки и принятия которой в свое время выступила Германия. Сегодня очевидно, что такой формат сотрудничества полностью оправдывает себя, а наши страны как бесспорные лидеры своих регионов играют все большую роль в сближении Европы и Центральной Азии. В немалой степени благодаря поддержке такого авторитетного на международной арене союзника, как ФРГ, Казахстан выбран председателем ОБСЕ.

В мае я вернулся из Берлина, где проходило заседание межправительственной казахстанско-германской комиссии. На подобного рода встречах я не первый раз. Что отличало нынешнюю, так это деловой настрой и готовность инвестировать. Данный конструктивизм в первую очередь связываю с верой в Президента Казахстана. Немцы верят в то, что стабильность, которая создана в стране, позволит им сюда зайти и успешно вести бизнес. Конечно, их напрягает в какой-то степени высокий процент казахстан­ского содержания, который мы требуем. Мы возражаем и объясняем: у нас тоже есть национальные интересы. Все готовы продать нам что-то или купить энергоресурсы, но… зайти и построить завод не каждый готов. Наша экономическая политика проста: нефть, энергоресурсы в обмен на технологии. Вот такой подход. Так что, добро пожаловать с передовыми технологиям, с прямыми инвестициями, с подготовленными кадрами.

Наш совместный проект будет эффективным, успешным, если к использованию наших трудовых ресурсов и интеллектуального потенциала мы добавим еще и соответствующее казахстанское содержание. Процентное соотношение того или иного – предмет спора, тема дискуссии, но не предмет исключения из переговорного процесса. Кстати, немецкие чиновники и бизнесмены с пониманием относятся к нашим требованиям. И когда мы уже в закрытом режиме обсуждали существующие проблемы и претензии бизнесменов, то… То серьезных проблем не оказалось на деле. Зачастую все сводилось к промашкам менеджеров и руководителей немецких компаний, практически половина из них связана с незнанием налогового законодательства страны.

Казахстан готовится отметить День столицы. Активно поддерживает праздничный настрой и посольство ФРГ в РК, приглашая в Астану музыкантов, художников. Бывший Федеральный канцлер Герхард Шредер, поздравляя Нурсултана Назарбаева по случаю 10-летнего юбилея столицы, отметил, что «Казахстан – признанная и уважаемая в мире, открытая и успешная страна». В нынешнем году, говорят, Герхард Шредер прибудет собственной персоной. Добро пожаловать!

Как удивительно поменялась за 20 лет тональность казахстанско-германских переговоров и оценок. Сегодня в нашей стране они проходят под флагом Года Германии в Казахстане. Форум сближает и объединяет судьбы людей и наши государства. У его истоков – инициатива Президента Нурсултана Назарбаева. Заметим, что впервые азиат­ское постсоветское государство провело в Германии Год Казахстана. Провело с блеском. И теперь наша республика стала объектом пристального внимания.

Недавно у меня была встреча с депутатами Европарламента, представляющими Германию и Италию. Когда закончились восторги по поводу Астаны, они попросили показать село. Естественно, речь зашла об агрофирме «Родина», которой руководит Иван Сауэр. Поехали. Посмотрели. Масштабы хозяйства, где площадь посевной превышает 50 тыс. гектаров, где коровы из Голландии, где молочный комплекс оснащен исключительно герман­ским оборудованием, а ухоженность поселка – европейского образца, поразили визитеров.

Когда господа Э. Йеггле и Х. Дорфман увидели молочный комплекс, где абсолютно все компьютеризировано и надой уже перевалил за 7 000 литров в год, то впечатлений было море.

– Я сама фермер, у меня 42 коровы, но здесь их 800, и так чисто, – удивилась госпожа Йеггле.

Затем мы увидели, как 12-метровые посевные комплексы переезжали на другое поле. А Иван Сауэр объяснил, что в ближайшее время переходит на более производительные – 24-метровые…

Как это возможно – такой размах? И Сауэр рассказал. Как сумел сохранить в самые тяжелые времена хозяйство, как приехал Президент и как все после этого закрутилось. Впрочем, об этом знает вся страна. Здесь есть главное – гармония производства и жизни. Хорошо и современно организованный труд сочетается с заботой о быте. Здесь пекут собственный хлеб, запах которого невозможно забыть. Готовятся запустить еще один завод стоимостью более 2 млн. евро по глубокой переработке молока. Опять же оборудование закупят в Германии. Эта страна на сегодня занимает второе место по товарообороту после России.
Надо только верить

Когда я слышу голоса недовольных или брюзжащих сограждан, мне вспоминается ноябрь 1998 года. Как доверенное лицо Нурсултана Назарбаева перед выборами я агитирую избирателей за своего кандидата. Рассказываю о биографии, программе будущего Президента. Рядом – Умирзак Шукеев, в то время аким Костанайской области. Он представляет исполнительную власть и приходит на помощь, когда необходимо отвечать на муниципальные вопросы.

Приезжаем в сельский клуб. Только на этот важный момент в нем включают свет. Отопление тоже одномоментное – калорифером. Когда садимся, его выключают, чтобы не шумел. Люди не раздеваются, шапок не снимают. Мы же геройски снимаем с себя полушубки, сидим на сцене, дрожим, но не подаем вида и пытаемся убедить людей в том, что все это можно изменить. Что это результат того, что разорваны экономические связи, что развалилась страна, что экономика была замешана с определенной идеологией. Но есть все необходимое для того, чтобы можно было бы все это исправить.

После одной из таких серийных встреч Умирзак Шукеев мне говорит: «Вот я тебя слушаю, слушаю… И мне так тебе хочется верить…»

Мы посмеялись над ситуацией, над собой… И засучив рукава работали, как это делала вся страна и вместе с ней Президент.

Мы ни минуты не сомневались в том, что страна возродится. Я работал в сельском хозяйстве и был уверен: если глупости союзного масштаба, которые мы делали, не делать, то мы быстро восстановимся. Мы имели материальную базу, но система производства ради производства истощала ее. Мы сеяли на тех площадях, на которых нельзя было сеять. Сегодня эти 10–15% выведены в пастбища, и это изменило ситуацию. Мы имели колоссальную перегрузку поголовьем скота в ряде хозяйств, хотя кормовая база не позволяла этого. Мы имели огромные обязательства по сдаче зерна государству, но не могли оставить фураж для того, чтобы накормить скотину – все выгребали в союзные закрома, подчистую. Казахстан вынужден был выполнять указания из Москвы, и это подрывало экономику республики.

Лет 40–50 активной деятельности отводит человеку жизнь. Во всяком случае, так утверждают эксперты. Это несправедливо мало. Может быть, от­­-сюда ключевым словом нашего времени стало «эффективность». Насколько эффективно прошел час, день, год? Каждое мгновение должно быть эффективным.

Самым эффективным человеком страны я считаю Президента. Я дважды как сенатор от Костанай­ской области был на приеме у Нурсултана Абишевича. Первый раз в центре внимания стоял вопрос выравнивания бюджетной обеспеченности. Глава государства, выслушав мои расчеты, быстро понял суть, дал поручение. Была выработана новая методология, и на следующий год появилась целая формула расчета. По ней разработали сценарий выравнивания бюджетной обеспеченности. Когда методика вступила в силу, Костанайская область получила выгоду в 7 млрд. тенге в виде бюджетной субсидии.

Второй раз я ходил к Президенту с вопросом о ситуации в агропромышленном комплексе и эффективном использовании земли.

В моем понимании надо было донести до Президента необходимость системной поддержки сельского хозяйства, провести мысль о том, что период восстановления разрушительного производства можно считать завершенным и надо усилить внимание новым технологиям, поддержать создание крупнотоварных производств, животноводческих комплексов, осуществить интенсификацию производства через индустриализацию.

Президент поддержал эту позицию и подчеркнул, что в условиях мирового кризиса вопрос продовольствия становится большой политикой. Государство должно следить, чтобы казахстанцы получали хлеб и муку по доступным ценам. Оно увеличивает субсидии на производство тех культур, которые главным образом импортируются. Цель – стимулировать рост производства в Казахстане масличных культур, сахарной свеклы, овощебахчевых культур, картофеля.

Но все же лейтмотивом моей записки Президенту стал вопрос использования земли, точнее, изменение отношения к ней землепользователя. 97,7% земли сельскохозяйственного значения – это государственная собственность. Только незначительная ее часть находится в частном владении. Одним словом, основная часть земли – государственная. Другое дело, что опять же большая часть передана в аренду на 49 лет. Государство должно сформировать порядок и рычаги требования эффективного, бережного использования земли. Два десятилетия назад республика вносила более миллиона тонн удобрений. На момент, когда меня принял Нурсултан Абишевич, этот показатель равнялся около 70 тыс. тонн в год. Такое земледелие истощает запасы плодородия. Многие спорят с этим выводом. Но бесспорным является одно: запасы гумуса уменьшаются. Технологий накопления гумуса несколько. Но ни одна из них не предполагает сжигания соломы, которое имело место быть в Казахстане.

Земля – живой организм, который надо беречь и помогать ему восстанавливать силы. А наши фермеры, получая приличные урожаи, в погоне за прибылью нещадно эксплуатируют фактически не что иное, как основное национальное достояние. Необходимо ввести постоянный мониторинг почв, обеспечить жесткий контроль за расходованием и пополнением запасов питательных веществ в пахотных землях, в десятки раз увеличить внесение удобрений, внедрить влаго­сберегающие технологии, энергичнее бороться с болезнями растений, сорняками и ветровой эрозией почв. Президент согласился с этими выводами и признал такой подход верным. Он отметил, что государство постоянно оказывает финансовую поддержку аграрному сектору и вправе ожидать отдачи и требовать от землепользователей бережного, рачительного отношения к земле.

Президент дал прямое поручение выработать механизмы. После этого появился проект закона, разработанный Агентством по земельным ресурсам, где впервые в пояснительной записке, подписанной Премьером, было отмечено: «В соответствии со служебной запиской сенатора Амана».


Право выбора

Сегодня казахстанское общество не раздирают этнополитические конфликты, потому что отсутствуют их источники, потому что Ассамблея народа Казахстана стала авторитетным институтом гармонизации межэтнических отношений. И в этом я тоже вижу огромную роль и заслугу Нурсултана Назарбаева. Создание АНК, ее структура и программа действий и, наконец, Доктрина национального единства – все это составляющие казахстанского пути развития, главным конструктором которого является наш Президент. Единство, многообразие, конкурентоспособность – три базовых принципа государственной национальной политики, результатом которой стали мир, стабильность, благополучие, единство народа. И это главное национальное достояние и бесценное богатство.

АНК, опыт которой активно изучается мировым сообществом, стала важным общественно-государственным институтом. Ассамблея – это площадка для выражения общественного мнения и национальных интересов этнических групп, здесь происходит диалог между государством и обществом, непосредственно между этнокультурными объединениями. В спокойной деловой форме обсуждаются вопросы этнического развития, принимаются совместные меры по их решению.

В этой связи мне вспоминается 2001 год, когда Президент находился с официальным визитом в ФРГ. В то время широко обсуждалась ситуация с немецкой диаспорой в Казахстане, канцлер Герхард Шредер уделял этому особое внимание, изучались существующие и возможные тенденции. На заключительном, деловом ужине, куда был приглашен и я, шеф немецкого Коммерцбанка попросил прокомментировать ситуацию с этническими немцами в Казахстане. Нурсултан Абишевич поручил ответить мне.

Тогда я сказал, что впервые у казахстанских немцев появилось право выбора: они могут уехать в Германию, они могут остаться в Казахстане. А это значит, у них есть свобода. Такого в нашей судьбе не было никогда. Нас не спрашивали, когда переселяли в Сибирь или в Казахстан. Мы долго не могли вернуться туда, откуда нас депортировали. Сегодня мы свободны, и это дорогого стоит.

Наша Ассоциация общественных объединений немцев Казахстана «Видергебурт» («Возрождение»), где я являюсь заместителем председателя, очень многое делает для немцев Казахстана. Конечно, мы помогаем нашим соотечественникам уехать на историческую родину, но это не основная и не главная наша задача. Ведется работа в разных направлениях: помогаем малообеспеченным, организуем изучение немецкого языка. Большой пласт культурно-просветительской работы ведем, начиная от театра, художественной самодеятельности. Есть молодежный клуб, лагеря для детей.

На протяжении многих лет из бюджета Казахстана и Германии идет серьезная поддержка: финансируются немецкий театр и газета «Дойче Альгемайне». Последние два-три года мы серьезно дискутируем в диаспоре о методах работы в новых условиях: имеется в виду без финансовой поддержки Германии. Мы стремимся перейти на самообеспечение. Первый шаг к тому – создание Ассоциации казахстан­ско-германских предпринимателей, куда входит более 50 бизнес-структур, созданных совместно с ФРГ. Она призвана содержать эту ассоциацию, призвана продвигать немецкие инвестиции на казахстанский рынок, осуществлять информирование предпринимателей.

Мы как-то легко относимся к тому, что у нас есть квота в Мажилисе Парламента от ассамблеи, есть ассоциация, а главное – мы можем себя идентифицировать. Это завоевание огромнейшее. Достаточно вспомнить, что до 1991 года у нас не было национального культурного центра. Я вырос в среде, где было не то что стыдно, опасно говорить: «Я немец». И на родном языке говорили только родители и только дома. Боялись, что кто-то услышит, и нам это аукнется. И такое было не только с немцами. Даже казахи стеснялись говорить на своем языке. С обретением независимости появилась – и я очень благодарен за это Президенту – возможность национальной идентификации.


Лидер – это всегда харизма

Я всегда поражался умению Нурсултана Абишевича общаться с аудиторией: с простым человеком – на языке простого человека, с чиновником – на языке управленца. Энергия, харизма – это от природы. Она действительно или есть, или…

Во время предвыборных встреч кандидат Назарбаев никогда не заигрывал, не старался обещать золотых гор. Чаще всего говорил правду, чаще не о том, что сделали или чего достигли, а что надо сделать. Какие задачи мы перед собой ставим, какое будущее нам обеспечено от сделанного. Он умеет вселять надежду.

Президентская власть в Казахстане – прямой институт народовластия. Она аккумулирует в себе весь многовековой опыт казахстанского народа, его мудрость и традиции. Поэтому обращение Нурсултана Абишевича к соотечественникам создать процветающую страну, единый независимый Казахстан находит отклик в обществе, мобилизует работать на общее дело. Тем самым формируется уверенность у человека, уважительное отношение к стране, воспитывается патриотизм.

Но Президент бывает разным. С простым человеком – понятным, доверительным, уважительным, внимательным. С подчиненным он может быть жестким, требовательным, волевым. Недавно я участвовал в заседании Совета безопасности. Несколько фраз, акцентов – и все становится ясно. Казахстанцы голосовали сердцем за простоту, доступность и искренность Нурсултана Абишевича. Казахстанцы голосовали разумом за мудрость, уверенность и надежность Нурсултана Назарбаева. Человека, который способен руководить народом, государством, удержать власть. Способен к жестким действиям в сложных ситуациях.

В моем семейном архиве хранится очень простой и знаковый подарок от Нурсултана Абишевича. После инаугурации Президент пригласил доверенных лиц в кабинет. Нас было 25 человек. И перед каждым стояла небольшая коробочка. В ней – часы для меня и моей супруги. Сегодня они стали семейной реликвией.



Евгений АМАН,

депутат Сената Парламента

в 1999–2009 годы.

(«Казахстанская правда», № 161-162).

  • Не остаться в аутсайдерах
  • Понять масштаб проблем
  • Хороший ученик! Умеет слушать…
  • Немецкий вектор
  • Надо только верить
  • Право выбора
  • Лидер – это всегда харизма
  • Евгений АМАН, депутат Сената Парламента в 1999–2009 годы. («Казахстанская правда», № 161-162).