Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития»




страница1/4
Дата28.06.2017
Размер0.92 Mb.
  1   2   3   4
Что такое развивающее обучение?
Инновационные методики обучения

Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому.
Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития.
Другими словами, зона ближайшего развития – это расхождение между уровнем актуального развития (степень трудности самостоятельно решаемых задач) и уровнем потенциального развития (чего ученик может достигнуть).
Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х годов в рамках школ Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина.
Л.В. Занков выделил несколько принципов развивающего обучения:
1. Обучение на высоком уровне трудности. Ученик стремится преодолеть трудности в «зоне ближайшего развития», которые выходят за рамки актуальных возможностей учащихся. Это ведет к развитию способностей ученика и его самостоятельности.
2. Ведущая роль теоретических знаний. Ученик не просто изучает теорию, а раскрывает в материале существенные связи и открывает закономерности между явлениями и процессами.
3. Высокий темп изучения материала. Повторение не является главным образовательным компонентом. Только при изучении нового материала ученик обращается к повторению старой информации, если это необходимо.
4. Осознание учащимися процесса учения. Ученик осознает себя как субъект учебной деятельности. Он должен задумываться над тем, зачем ему нужны знания, как лучше запоминается материал, что нового он узнал, как изменились его представления о мире, как меняется он сам и т.д.
5. Целенаправленная работа над развитием всех учащихся. Нельзя разделять учеников по способностям и нельзя сравнивать учеников друг с другом. Каждый учащийся уникален и должен продвигаться в своем развитии в результате сотрудничества с разными по развитию детьми.
В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин выделили следующие дидактические принципы в своей концепции:
1. В обучении главную роль играет система научных понятий, на основе которых ученик овладевает универсальным принципом решения задач определенного типа.
2. Учебная деятельность направлена на абстрактно-теоретические формы мышления ученика. Знания усваиваются посредством движения от общего к частному и выяснением условий происхождения содержания понятий.
3. Овладение теоретическими знаниями развивает у учащихся теоретическое мышление, а также формирует творческий подход к осуществлению практической деятельности.
4. Усвоение знания происходит методом восхождения мысли от абстрактного к конкретному. Это происходит таким образом. Ученик анализирует учебный материал с помощью учителя. Затем выделяет в нем общее и фиксирует общее в знаковой форме, т.е. строит его содержательную конструкцию. Продолжая анализ материала, он раскрывает закономерные связи между общим и его различными проявлениями, т.е. получает частное.
5. Учащиеся не создают образовательных продуктов, а присваивают их в процессе учебной деятельности.
Таким образом, в развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. При этом знания все равно передаются ученикам, но с применением дедуктивного подхода.
Знания сообщаются не для их воспроизведения, а в процессе специально организованной разносторонней деятельности. В учебный процесс вносится личностный и деятельностный акценты, которые очень важны для работы с детьми.

Приемы развивающего обучения на уроках русского языка и литературы
Сторожева Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка, Преподавание литературы
Когда благородный муж учит и воспитывает, но не тянет за собой, побуждает,

но не заставляет, указывает путь, но позволяет ученику идти самому. Поскольку он ведёт,

а не тянет, он пребывает в согласии с учеником. Поскольку он побуждает, а не заставляет,

учёба даётся ученику легко. Поскольку он лишь открывает путь, он представляет ученику

возможность размышлять. Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения

и возможность для ученика думать самому и составляет то, что зовётся умелым

наставничеством.
«Записки обучения» (III век до н. э.)
Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней.
Причиной моего обращения к развивающему обучению в области формирования языковой личности школьника стало участие в эксперименте «Совершенствование структуры и содержания общего образования». С помощью таких методов педагогического исследования, как изучение продуктов деятельности (творческих работ учащихся), наблюдение (непосредственного общения учащихся вне урока, на улице), беседы с родителями, учителями-предметниками, мною были обнаружены следующие противоречия.

Социальный заказ общества

Явления из практики обучения
Личность, владеющая основами коммуникативной культуры (богатый словарный запас, основанный на глубоком понимании гуманитарных знаний).

Неумение учащихся убедительно высказываться публично; бедный словарный запас, неоправданное использование жаргонизмов и иноязычной лексики.


Творческая личность, способная неординарно мыслить и действовать.

Учащиеся испытывают затруднения при иллюстрации теоретических положений учебника собственными языковыми примерами; их творческие работы не несут «авторство», часто списаны.

Изучение основ развивающего обучения позволило предположить, что решение данных противоречий возможно при использовании на уроках русского языка и литературы приёмов развивающего обучения.
Прежде всего определимся с понятием – «развивающее обучение».
Существует несколько подходов и направлений в данной системе. Остановлюсь на теории Л. С. Выготского о соотношении обучения и развития, в которой главная идея заключается в том, что обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным и успешным обучение. Образное выражение главной идеи данной позиции таково: "Обучение впереди развития". Современные ученые сделали вывод, что развивает обучение, лишь построенное по определенным правилам и при соблюдении определенных условий.
При этом была выявлена группа основных подходов:

Исследовательский подход в обучении. Его характерная черта - реализация идеи "Обучение через открытие". В рамках этого подхода ученик в совместной духовно-практической деятельности с учителем создает знания, умения, объекты или то и другое.

Коммуникативный или дискуссионный подход. Он предполагает, что ученик на какое-то время становится автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.

Групповой подход. Каждая группа работает над общим заданием. Итоги деятельности обсуждаются.


Учитывая данные подходы и основываясь на основных принципах системы Л.В. Занкова, я использую следующие приёмы развивающего обучения на разных этапах урока. При этом помню, что сами этапы развивающего урока достаточно размыты. Это некая целостность, объединённая темой и деятельностью учащихся, где учитель лишь режиссёр хорошо поставленного спектакля.
Важно уже в начале урока создать «ситуацию на успех». Удачным, на мой взгляд, является эмоциональный настрой, создаваемый притчей или басней, рассказанной учителем.
Например:
Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.
Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.
Как вы понимаете основную мысль текста?
Как она нам поможет на уроке?
***
Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – стояли горы.
Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.
Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал:
– Какое оно сильное, могучее, вечное – море.
А человек с холодным сердцем сказал:
– Да. Много воды.
Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:
– Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!
– Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…
– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена.
Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.
Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена.
Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало.
Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:
– Да, крепкий камушек….
В.А. Сухомлинский
– А вам приходилось видеть красоту на своем пути?
– Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает?
– Упорство, настойчивость и доброе сердце нам понадобятся на нашем уроке. Мы с вами постараемся разглядеть красоту русского языка. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получиться прекрасной.
Кроме положительного воспитательного настроя, данный вид работы развивает слуховое восприятие текста, мотивирует на учебную деятельность.
Для определения темы урока можно использовать

приёмы сравнения:

а) сравнения межвидовые, межродовые, внутриродовые

Задание классу (устно). Найдите общее слово:

сказуемое, дополнение (члены предложения);

подлежащее, сказуемое (главные члены предложения);

дополнение, обстоятельство (второстепенные члены предложения);

запятая, точка с запятой (пунктуационные знаки).

Как называется раздел науки о языке, который никак не может обойтись без этих понятий? – Синтаксис.

б) нахождение в группе предметов лишний.

Задание классу (устно).

1. Разберите слова по составу: Напишете, напишите, полюбите

2. Найдите лишнее

3. Объясните свой выбор

Вывод: Тема урока – «Правописание глаголов повелительного наклонения»

Заполнение «слепых» таблиц, (алгоритмов).

На моей «таблице» убежали слова. Для того, чтобы сформулировать тему урока, нужно восстановить её первоначальный вид.

Учащиеся устно восстанавливают «потерянный» алгоритм.


Как называется, такая схема? (алгоритм)
Каково значение этого слова?
Это русское или иноязычное слово? Обоснуйте свой ответ.
Какова же тема сегодняшнего урока?
Как можно озаглавить восстановленный алгоритм?
Проверку домашнего задания, особенно теорию, проверяю следующим образом. Пока в начале урока идёт работа по определению темы урока, один из учеников на доске составляет логическую цепочку ключевых слов по предыдущей теме или по теме, которая будет нужна при изучении нового материала. Затем другой ученик пытается рассказать теоретический материал по данной цепочке или объясняет, почему это сделать нельзя.
Например, к теме «Правописание количественных числительных» цепочка по теме «Имя числительное»
«Число, порядок при счёте, какой?, сколько?, количественные, порядковые, собирательные, пять, пятый, пятеро медвежат».
Лучше, если новая тема будет объясняться не учителем, а учащиеся сами определят, что должны выучить и как.
На первых пора можно давать «слепые таблицы», а затем научить школьников составлению таблиц, схем, алгоритмов, кластеров, образных схем, опорных конспектов. Они должны уяснить суть каждого вышеуказанного вида сокращения текста выбрать оптимальный в соответствии с темой урока. Такую работу можно проводить в парах, группах. При защите своей «опоры» учащиеся учатся говорить на публике, доказывать свою точку зрения, осваивают культуру спора, умение вести дискуссию, оценивают свою работу и находки, идеи одноклассников. На данном этапе возможно применение методики «толстых и тонких» вопросов (особенно на уроках литературы).
Интересны задания творческого характера: синквейн, диаманта, даймонд, хайку.
Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Именно поэтому поэзию, по мнению американских педагогов и психологов, можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии.
Используя технологию критического мышления, можно предложить вышеуказанные стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма, которые вместе с тем не вызовут значительных затруднений у подавляющего большинства учеников.
Даймонд – это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.
Гипербола

Огромная, наибольшая.

Преувеличивает, преумножает, расширяет.

Гулливера превращает в Мальчика с пальчика.

Преуменьшает, умаляет, суживает.

Крохотная, наименьшая

Литота.

Хребтищева Татьна, 10а класс


Алгоритм написания синквейна.

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.


Имя

Самостоятельное, предметное

Называет, конкретизирует, абстрагирует.

Может быть любым членом предложения.

Существительное

Захарова Алёна, 6а класс


Хайку
Школьникам можно предложить написать хайку по такой схеме:

Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то

Строчка 2: Какого?

Строчка 3: Как?


Снегирь
Я видел птицу,

Прилетевшую зимой,

Красиво…
Тоска
Я видела деревню

С одним домом

Тоскливо…

Штанг Юлия, 6а класс


Стих в виде хайку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определенные плюсы. В хайку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему.
Диаманты
Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение( 2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное)


Обломов

Ленивый, добрый,

Лежащий, мечтающий, умирающий.

Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.

Работающий, решающий, живущий,

Настойчивый, расчетливый

Штольц.

Шоболова Галина, 10б класс


Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.
Кроме приведённых выше видов работ, знакомых из разных источников, использую ещё один вид «стихотворения», придуманный мной и отредактированный моими учениками. Мы назвали это штрихами – штрихи к правилам, штрихи к мыслям, штрихи, позволяющие проверить словарный запас школьников, их умение видеть и применять части речи, составлять тематические сложные (красивые!) предложения.
Штрихи пишутся по следующим правилам:

1-я строка. 1 существительное.

2-я строка. 2 прилагательных.

3-я строка. 3 причастия.

4-я строка. 4 глагола.

5-я строка. 5 наречий (или деепричастий)

6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложения по теме.
Учащимся даётся определённая тема, они подбирают существительные, которые ассоциируются с этой темой и по одному из них составляют штрихи.
Работы учащихся по теме «Весна»:
Молодость,

Зажигательная, весёлая,

Восхитительная, влюблённая, пламенная.

Расцветает, оживляет, приходит, пробуждает,

Не останавливая, не забывая, не старея, не думая, не уставая.

Молодость просыпается весной в каждом живом существе, даже трухлявый пень возрождается с появлением первых весенних лучей солнца.

Минаева Настя, 6а класс
Чувства,

Искренние, противоречивые,

Чарующие, манящие, дурманящие.

Радуют, раскрывают, волнуют, будоражат,

Завораживая, вдохновляя, перевоплощая, играя, обещая.

Весенние чувства переполняют человека, потому что они возвращают его в царство мечты и надежды на чудо.

Герасимова Елена, 6а класс
Ручей,

Свежий, прохладный,

Звенящий, пробуждающий, зовущий.

Бежит, поёт, журчит, течёт,

Радуя, осветляя, возрождая, призывая, оповещая.

Когда на улице появляются первые журчащие вестники весны, жизнь пробуждается от весеннего сна.

Миронова Людмила, 6а класс
Возможны дополнительные задания

Определить разряды прилагательных, залог причастий и т.д.

Сделать морфемный разбор каких-то слов или выделить специфические суффиксы частей речи.

Сделать синтаксический или пунктуационный разбор придуманного предложения.


Данный вид работы только на первый взгляд кажется лёгким, при выполнении учащиеся испытывают достаточно большие сложности, особенно на первых порах. Главное, чтобы они поняли причины затруднений и вместе с учителем наметили пути их решения.
Работа с предложенными «стихотворными» формами позволяет:

Расширить словарный запас учащихся

Проверить знание частей речи

Проверить знание теории литературы и русского языка, текста художественного произведения.


В качестве домашнего задания иногда можно предлагать такие творческие работы
Составьте ряды из четырёх слов, содержащие лишнее слово на следующие орфограммы:
а) н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных,
б) чередующиеся гласные в корне
в) правописание приставок
Можно использовать любое из «стихотворений», добавив грамматические задания.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что при условии учета индивидуальных способностей учащихся, активного включения их в учебный процесс, создаются оптимальные условия для развития личности детей, для их самосовершенствования и самореализации, что оправдывает главные цели развивающего обучения: максимальное общее развитие детей, развитие ума, чувств и воли детей.

Развивающее обучение на уроках литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся


Развивающее обучение на уроках литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Колесова Инна Константиновна, учитель русского языка и литературы


Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы

Учителя, преподающие литературу в школе, задаются извечным вопросом: для чего это нужно? Для получения необходимого объёма знаний? Для развития речи? Да, разумеется. Но самое главное состоит в том, что прежде всего это необходимо для формирования духовного мира подрастающего человека, для формирования нравственных ценностей, для того, чтобы этот человек в разных жизненных ситуациях мог сделать правильный выбор, чтобы в сложных современных условиях, обстоятельствах, подчас жестоких и бесчеловечных, смог все же оставаться человеком: добрым, милосердным, отзывчивым и чутким к чужой боли, сострадающим и умеющим оказать реальную действенную помощь тем, кто в ней нуждается. Литература обладает небывалой воспитательной силой. Она продолжает оставаться тем предметом в школе, который в наибольшей степени способствует нравственному и духовному воспитанию учащихся.


Не является секретом то, что в современном мире, в условиях засилья телевидения и компьютеризации интерес к чтению заметно понизился. Это не раз обсуждалось повсеместно, и останавливаться на этом не стоит. Но волнует другое. Как вызвать интерес к хорошей, умной книге? Как заставить задуматься над прочитанным? Как задеть те струны в душе маленького человечка, чтобы он откликнулся на чужую боль и страдание? Нужно искать новые формы и методы работы, это несомненно.
Итак, что изучать? Как учить? Вот насущные вопросы, встающие перед учителем. В среднем звене, именно в 5-6 классах закладываются основы литературоведческих и аналитических умений. Учитель должен суметь в условиях современного урока, применяя дифференцированный подход, через фронтальные, групповые и индивидуальные задания, используя различные способы наблюдения по тексту активизировать интерес у ученика к тому или иному произведению.
С этой целью нами была разработана серия уроков под общим названием “В любых обстоятельствах оставаться человеком”. В центре внимания оказался рассказ В.Г. Короленко “Фёдор Бесприютный” (отрывки). Перед тем, как дать задание прочитать данное произведение к следующему уроку, учителем был поставлен вопрос: подумать, какие мысли “спрятаны между строк”?
На следующем уроке, при выяснении восприятия прочитанного, обсуждение данного произведения было бурным. Дети говорили о том, что герой не виноват, в том, что оказался таким, каким его описал автор, что он жизнью “… на такую линию поставлен”.
В ходе разбора произведения было выяснено, почему автор сопоставлял Фёдора и старика-бродягу. Дети вместе с учителем проследили по тексту, как менялось описание старика по мере развития действия. Было отмечено, что старик все больше и больше терял человеческий облик: “… исхудалый, глаза точно у волка”. Пытаясь отнять жизнь у другого, он теряет все человеческое, в то время, как Федор не помнит зла и делится с ним последним. Всё это отразилось в отзывах детей. Они увидели, что Фёдор милосерден, незлопамятен, и убивает он старика, защищая свою жизнь. Но и тут мучает Фёдора совесть “Иной человек и век проживёт без греха … Совесть, думает, чиста у меня, не как у прочих других. А, между прочим, может, и совесть потому у него чистая, что горя он не видал, да на линию такую поставлен. А вот моя линия совсем другая…”.
И вот тогда возникла мысль дать для внеклассного чтения другое произведение В. Короленко – “Дети подземелья”. Дети были подготовлены рассказом учителя о героях произведения, о трагической судьбе “Детей подземелья”.
В начале урока внеклассного чтения дети высказывали свои впечатления от прочитанного. Каждому было, что сказать. Многие говорили о том, что они плакали, читая. Так два произведения, перекликаясь, дали пищу уму и сердцу, заставили детей задуматься о судьбах героев. Детям был предложен ряд заданий, которые они выполняли в классе и дома, устно и письменно. Радовало то, что усилия не пропали даром, что задеты струны в душах, заставляющие откликаться сердцем на чужие страдания. Произведения были прочитаны всеми детьми. (Задания прилагаются).

Вопросы и задания.

1. Чей это портрет?
Назовите автора, название произведения. Вставьте нужные слова
вместо точек.
Глаза … глядели не с мужицкой наивностью, в них заметна была своего рода интеллигентность.
В волосах … уже виднелась седина. На лбу прошли морщины, резкие морщины обрамляли также глаза, глядевшие из глубоких впадин каким- то особенно выдержанным взглядом.
Исхудалый, глаза точно у волка.
Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка.
Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами.
Это было бледное, крошечное создание, напоминающее цветок, выросший без лучей солнца. (Продолжите описание).
… Моя … была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. (Продолжите описание).

2. Найдите в тексте портрет Тыбурция. Ответьте на предложенные вопросы.


Почему Вася не мог представить, что дети могли жить без дома?
Как вы понимаете выражение “ Серый камень высосал у нее жизнь”?
Почему Маруся не могла играть? Найдите в тексте подтверждение.
Какие чувства овладевали Васей в подземелье? Найдите в тексте нужные слова.
Отношение Тыбурция к судье. Как это повлияло на отношения между отцом и
сыном? Найдите в тексте нужные слова, подтверждающие ваши мысли.
Найти в тексте описание подземелья. Как такое жилище влияло на жизнь детей?
Почему Вася не мог играть с детьми “по-прежнему безмятежно”? Найти в
тексте нужные слова.

3. Выразительное чтение диалога “Тыбурций и Вася”.


С каким произведением перекликается данный диалог?
Какими вопросами задается Вася, о чём задумывается?
Какое действие произвела на умирающую Марусю кукла?
Каким было душевное состояние мальчика?
Как все эти события повлияли на отношения отца и сына?
Что вы можете сказать о Васе; его отце?
Какие выводы можете сделать для себя?
О чём заставило задуматься произведение?
Следующим произведением для изучения был рассказ Б. Житкова “Механик Салерно”. С произведениями Б. Житкова учащиеся знакомились в 4 классе.
Поэтому перед прочтением рассказа было дано задание репродуктивного характера: Найти в книге для чтения “В океане света” за 4 класс информацию об авторе и ответить на вопрос: “Почему у Б. Житкова много рассказов о море, моряках, морских путешествиях и приключениях?”, что и было выполнено детьми.
Главной целью урока было вызвать интерес к произведению, учить работе с текстом, владению диалогической и монологической речью, развивать умение воспринимать художественное произведение, участвовать в обсуждении проблемы, коммуникабельные способности, формировать квалифицированных читателей, умеющих объемно воспринимать текст, видеть в нем выраженную авторскую позицию.
Урок проходит в форме беседы. Учащиеся рассказывают о жизни писателя.
Б. С. Житков был штурманом дальнего плавания, корабельным мастером, водолазом, ходил на яхте, знал несколько языков. Ещё был музыкантом и преподавателем математики. Объехал полсвета, и ему не приходилось придумывать специально.
Учитель настраивает ребят на то, что в рассказе Б. Житкова “Механик Салерно” поднимаются очень важные вопросы, актуальные во все времена: при любых обстоятельствах нужно оставаться человеком.
Ученики делятся на три группы:
1 группа. Тема: В любых обстоятельствах оставаться человеком. (по рассказу Б.Житкова “Механик Салерно”. Перед первой группой ставится задача понаблюдать за поступками и поведением капитана.
Что случилось бы на корабле в случае паники? Найдите цитату
(“Много случаев знал капитан. Страх – это огонь в соломе. Он охватит всех. Все в один миг потеряют ум. Тогда люди ревут по-звериному. Толпой мечутся по палубе. Бросаются сотнями к шлюпкам. Топорами рубят руки. С воем кидаются в воду. Мужчины с ножами бросаются на женщин. Пробивают себе дорогу. Матросы не слушают капитана. Давят, рвут пассажиров. Окровавленная толпа рвется, ревет. Это бунт в сумасшедшем доме”).
Мог ли капитан допустить подобное?
Проследите по тексту, как ведет себя капитан в трагической ситуации. Меняется ли его поведение? Как вы думаете, почему?
Все ли поступки капитана можно понять и оправдать?
Выберите для выразительного чтения отрывок из произведения, который, по-вашему, показывает идею рассказа.
Остался ли капитан человеком? Аргументируйте свой ответ.
2 группа должна проследить за поступками механика Салерно на протяжении рассказа. В ходе анализа рассказа ребята должны найти ответ на вопросы:
Как он ведет себя в сложной ситуации? Для этого ответьте на вопрос и выполните следующие задания:
Что случилось бы на корабле в случае паники? Найдите в тексте слова, отражающие возможную ситуацию.
(“Много случаев знал капитан. Страх – это огонь в соломе. Он охватит всех”).
Мог ли капитан допустить подобное?
Оцените поступки механика Салерно с этой точки зрения.
Для выразительного чтения возьмите нужный отрывок из главы 14. Как данный диалог характеризует капитана и механика Салерно?
Объясните смысл названия рассказа. Почему, по-вашему, исчез механик Салерно?
Остался ли он человеком? Аргументируйте свой ответ.
Выясните по словарю литературных терминов следующие понятия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
3 группа получает задание проследить за поведением и поступками матросов и ответить на следующие вопросы:
Что произошло бы на корабле в случае паники? Найдите в тексте слова, которые выражают последствия паники.
( “Много случаев знал капитан. Страх – это огонь в соломе. Он охватит всех. Все в один миг потеряют ум. Тогда люди ревут по-звериному. Толпой мечутся по палубе.
Бросаются сотнями к шлюпкам. Топорами рубят руки. С воем кидаются в воду.
Мужчины с ножами бросаются на женщин. Пробивают себе дорогу. Матросы не слушают капитана. Давят, рвут пассажиров. Окровавленная толпа рвется, ревет. Это бунт в сумасшедшем доме”.)
Мог ли капитан допустить подобное?
Всегда ли матросы выполняли поставленные перед ними задачи? Аргументируйте свою точку зрения.
Остались ли матросы людьми?
Найдите отрывок для выразительного чтения, который соответствовал бы вашему мнению. (Стр. 167).

Дополнительное задание:


Найдите в литературном словаре объяснение следующих понятий:
Композиция, экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
Найдите их в тексте.
3. Работа в группах.
4. Отчет о проделанной работе представителей каждой группы.
5. Выводы:
Слово учителя:
Прослушав ваши выступления, хотелось бы задать следующие вопросы:
Как построен рассказ? Какова его композиция? Почему, по-вашему, автор разделил его на части? Найдите в тексте экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.
Все ли герои ведут себя достойно в сложившейся ситуации?
Мы не раз на наших уроках говорили о том, что нужно оставаться человеком в любых обстоятельствах. К кому из героев применимо данное выражение? Кто остался человеком. Аргументируйте свои ответы.
6. Домашнее задание:
С какими произведениями перекликается идея рассказа Б. Житкова “Механик Салерно”?
Подумайте, в произведениях каких авторов звучит мысль: “В любых обстоятельствах оставаться человеком”?
Подумайте, над темами своих сочинений. Дать название своему сочинению вам помогут темы, предложенные в учебнике на стр. 175.
Итоговым уроком серии под общим названием “В любых обстоятельствах оставаться человеком” был урок развития речи – написание сочинения. Многие учащиеся сами сформулировали темы своих сочинений в которых они писали о том, что их взволновало, над чем они задумались, прочитав и обсудив предложенные учителем произведения.
Вот выдержки из этих сочинений:
ДРУЖБА СРЕДИ УЖАСНОГО ПОДЗЕМЕЛЬЯ.
Передо мной произведение В. Г. Короленко “Дети подземелья”.
Это история о детях, которые доказали своей дружбой, что нет смысла отделять обеспеченных людей от нищих.
Когда читаешь это произведение, становится жалко Валека и Васю, а больше всего Марусю.
Вася хотя и обеспеченный, испытывает одиночество, нелюбовь отца (так ему кажется). Валек нищий, постоянно голодный, жил под землей – в ободранном склепе, и при всем этом он был сильный духом. Маруся – маленькая девочка, не испытавшая детства, думавшая о кусочке хлеба, уставшая от жизни кончает свой путь, прижимая к себе первую и последнюю игрушку.
Несмотря на трудности их детской жизни, они не упустили момента быть рядом, дружить, поддерживать друг друга, находить минутки радости. Эта дружба дала всем понять смысл жизни.
И мы, читая это произведение, задумываемся о том, какие ценности в жизни важнее, для чего дана нам эта жизнь, и то, что дружбой надо дорожить.
Добосова Наташа, 5 класс
КАПИТАН – ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК.
Мне понравился рассказ Б. Житкова “Механик Салерно”. Потому что капитан вёл себя достойно и беспокоился за пассажиров. На пароходе была экстремальная ситуация, был бунт, который нужно было усмирить, справиться с ним, потому что матросы были испуганы. Но капитан быстро успокоил словами, он сказал: “Я за них держу ответ перед миром и совестью, они нам доверились”. Вот такой был капитан.
Чудинов Саша, 5 класс
ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ
Мне нравится повесть В. Короленко “Дети подземелья”, потому что она очень интересная.
Когда ее читаешь, сначала мне не интересно, но потом всё интересней, так и не можешь отвлекаться. Но это очень грустное повествование. Там говорится, что мальчик Вася помог своим новым знакомым. Он давал и приносил им еду, поддерживал их, был всегда рядом. Ему было жалко 4-ёх летнюю девочку. Её звали Марусей, она болела. Вася девочке помогал. Вася решил попросить у сестры Сони её куклу. Она ей была очень дорога, девочка ни за что не хотела с ней расстаться. И Марусе эта кукла понравилась.
Эта повесть мне очень понравилась.
Егорова Лена, 5 класс
ГЕРОИ ПОВЕСТИ “ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ”
Мне понравилась повесть Владимира Короленко “Дети подземелья”.
Теперь я напишу, как я поняла характер героев. Валек: мальчик, который готов пойти на все, лишь бы остаться в живых. Он воровал булки для Маруси, а Маруся – это девочка с бледным цветом лица, младшая сестра Валека. Из-за того, что их отовсюду гонят, когда её заставляют бегать, она плачет. Пан Тыбурций – человек, любящий Валека и Марусю. Вася – лучший друг детей, и ещё у него не складываются дела с родным отцом. Отец Васи: судья, непростой судья, а честный судья. Не мог пережить смерть жены и поэтому не находил в сыне того, что могло напомнить жену, а Соня, его дочь, напоминала ему покойную жену.
Вот так я поняла повесть Владимира Короленко “Дети подземелья”.
Парфенова Настя, 5 класс
Разговор о детских сочинениях – тема особая. Хотелось бы привести отрывки из сочинений пятиклассников. Эти работы были написаны после серии уроков, объединенных общим названием “Жизнь по законам чести”. Дети составляли своеобразный “кодекс чести”. Они посчитали, что герой должен быть мужественным, честным, уметь дружить и всегда приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.
МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ
Я прочитала роман Дюма “Три мушкетёра”.
Это произведение мне очень нравится. Мне понравились Атос, Портос и Арамис, но больше других мне понравился Д,Артаньян. Его поступки были справедливы и доблестны. Д,Артаньян был очень мужественным и смелым, ради любимой он пошёл на всё.
Д,Артаньян не стал сражаться с Атосом, у которого была ранена рука. Д,Артаньян стал доблестным мушкетёром. Он ездил по просьбе королевы в Лондон.
Мне нравится Д,Артаньян, потому что он храбрый, смелый и ему не страшны никакие трудности. Он всегда за своих друзей, в любом случае.
Григорьева Наташа, 5 класс.
МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ ИЗ КНИГИ “ТРИ МУШКЕТЁРА”
Недавно я прочитала книгу “Три мушкетёра”. Мне понравился герой Д,Артаньян. Потому, что он храбрый, мужественный, благородный. Он мушкетёр, за всех заступается.
Д,Артаньян был человек не совсем обыкновенный, он не мог безропотно покориться неизбежности смерти, как сделал бы это другой человек. Он надеялся, что завоюет дружбу Атоса, строгое лицо и благородная осанка которого произвели на него самое хорошее впечатление. Кроме того, в Д,Артаньяне жила непоколебимая решимость, которая сводилась к следующему: “Не покоряться никому, кроме короля и господина де Тревиля”.
Д,Артаньян был смелый, можно от него поучиться многому. Он доблестный воин. Д,Артаньян мне понравился.
Егорова Лена, 5 класс

  1   2   3   4

  • Приемы развивающего обучения на уроках русского языка и литературы
  • Развивающее обучение на уроках литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся