Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Что роднит музыку с изобразительным искусством «Уча других, мы учимся и сами»




Скачать 100.22 Kb.
Дата30.06.2017
Размер100.22 Kb.
Скороходова Людмила Ивановна

МОУ ДОД "Детская музыкальная школа им.П.И.Чайковского", г.Северск

Что роднит музыку с изобразительным искусством

«Уча других, мы учимся и сами».

Сенека (младший)

Искусство обладает удивительным свойством: оно помогает человеку прикоснуться к чувствам, мыслям, переживаниям тех людей, которые жили много веков тому назад, лучше понять самого себя и своих современников, а также представить, каким будет человек будущего, нового времени.

Вопрос взаимодействия между искусствами – важная проблема эстетики. Характер взаимодействия между искусствами в ряде случаев существенно влияет на художественную полноценность тех или иных результатов творчества. Разные виды искусства тесно связанны друг с другом. Полнее всего разработан вопрос о взаимодействии различных искусств и художественной литературы. Вопросы же о связях изобразительного искусства и музыки изучены недостаточно.

Художественные образы разных искусств – литературы, музыки, изобразительного искусства, театра, кино – помогают детям познавать разные явления жизни. Общение с искусством волнует, будет фантазию и воображение у ребёнка, даёт ему возможность испытать чувство радости, восторга, грусти, отчаяния, любви и, как говорил великий русский композитор П.И.Чайковский, даёт «подпору и утешение», силы для творческих поисков и открытий.

В своей работе я постоянно использую и литературу, и произведения изобразительного искусства, раскрывая мир музыкальных образов посредством художественных образов живописных картин, поэтической лирики. В 70-ые годы было выпущено много литературы по искусству для детей и подростков из серии «В мире прекрасного» («Страна волшебная – балет», «В театре и кино», «Муза среди людей», «О трёх искусствах»), труды Д.Б. Кабалевского «Про трёх китов и про многое другое» и др.

Искусство зарождает возвышенные эмоции, развивает воображение, способствует стремлению к прекрасному. Как писал академик А.Н. Агаджанян «Поэзию, музыку и живопись питает не логика научных абстракций, а непосредственный опыт чувств и переживаний».

Но у ребёнка это происходит не сразу, а после приобретения определённых навыков, усвоения определённых азов. Творческое и интеллектуальное воспитание дополняют друг друга.

Рассматривая принципы живописного изображения и музыкального, надо отдавать себе отчёт, что они не только различны, но в ряде отношений противоположны. Первое опирается на зримое, второе на слышимое, одно искусство статично и неподвижно, другое динамично и развивается во времени, одно связанно с воспроизведением внешнего, другое с воплощением внутреннего. Принцип первого – предметное созидание, прямо отражающее реальность, принцип второго – интонирование, прямо отражающее субъективный мир. Вместе с тем разными путями оба искусства идут, в конечном счёте, к одному и тому же: созданию художественных образов, правдиво отражающих реальную жизнь, формирующих сознание человека и его личность.

По-настоящему понять произведение искусства – значит проникнуться его содержанием, понять на какой жизненной почве оно возникло и выросло. Изучая с ребёнком язык изобразительного искусства, мы поможем ему глубже и разносторонне постичь язык музыки, чем сделаем исполнение музыкального произведения богаче, красочнее, интереснее. И потому мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства, появление которых вызвано одними и теми же историческими событиями, картинами природы, различными характерами и портретами людей. Есть множество картин, изображающих различных музыкантов-исполнителей, создающих образ музыки разных эпох. «Услышать» музыку этих картин, найти сочинения созвучные им, - значит почувствовать почерк, стиль выдающегося Мастера, вступить в диалог с Художником любой эпохи.

На картине Р. Турньера «Камерное трио эпохи барокко» музыканты запечатлены в момент музицирования, словно через минуту перевернув страницу нотного альбома, они начнут играть «Гавот» Ж.К. Люлли. А вот на картине Я. Брейгеля «Чувства звука» изображены музыкальные инструменты, которые музыканты оставили, а сами вышли отдохнуть. А наш ученик может увидеть старинные инструменты и клавесин, и скрипки, и рожки, которые вновь зазвучат, когда вернуться их хозяева, и комната наполнится музыкой. Художники и скульптуры в своих произведениях часто изображают музыкантов и музыкальные инструменты, например, скрипку. Известны портреты скрипачей, жанровые сценки с музыкантами-скрипачами, натюрморты со скрипкой (Ф. Боттичини «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах», И. Пуни «Скрипка», Э. Делакруа «Портрет Николо Паганини»).

Звучание скрипки очень выразительно. Её голос часто сравнивают с человеческим. Скрипка может петь, плакать, говорить…

Не соловей – то скрипка пела.

Когда ж оборвалась струна,

Кругом рыдала и звенела,

Как в вешней роще тишина.

А. Блок


Яркую необычную личность Паганини отразили в своих произведениях художники и скульптуры. Его мастерство игры на скрипке было настолько совершенно и неподражаемо, что ходили слухи, будто исполнять труднейшие пассажи своих произведений ему помогает нечистая сила. Не случайно одна из пьес Паганини получила название «Дьявольские трели» Одним из самых известных сочинений Паганини стал Каприс №24. Его мелодию неоднократно повторяли в своих сочинениях как дань памяти скрипачу-виртуозу разные композиторы. Музыкальный портрет Паганини создал С. Рахманинов, написав «Вариации на тему Паганини». На эту музыку в Большом театре в Москве был поставлен балет. А на картине Делакруа скрипач изображен в момент исполнения своего произведения.

Если литературные произведения часто являются источником для создания музыкальных произведений, то примеров таких связей музыки с изобразительным искусство значительно меньше. Во всём мире известна фортепианная сюита Модеста Мусоргского «Картинки с выставки», толчком, для создания которой послужили рисунки друга художника В.Гартмана.

В тоже время, сочиняя музыку, композиторы часто обращаются к таки жанрам, характерным для изобразительного искусства, как портрет, этюд, мозаика, орнамент, картина и др. Надо рассказывать детям, что существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину. И есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало, такие картины можно назвать звучащими. Например, сравнить картину И.Левитана «Осень» и «Осеннюю песенку» П.И.Чайковского из цикла «Времена года». Здесь же уместно привести слова другого живописца В.Васнецова: «Я всегда хотел, чтобы в моих картинах чувствовалась музыка».

Образы разных искусств – живописи, архитектуры, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы. На картине И. Остроухова «Сиверко» (северный ветер) мы слышим главную тему из концерта №3 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова. А литературным содержанием могут послужить размышления известного деятеля русской культуры Д. Лихачева. «У русской природы равнины кроткие, без высоких гор, но и не бессильно плоские, с сетью рек и с небом, не заслоненным густыми лесами, с покатыми холмами и бесконечными, плавно обтекающими все возвышенности дорогами. И с какой тщательностью гладил человек холмы, спуски и подъемы! Здесь опыт пахаря сотворял параллельные линии, идущие в унисон друг с другом и с природой, точно голоса древнерусских песнопений».

Композитор Дмитрий Кабалевский писал, что живописной музыкой обычно называют такую, которая настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем словно бы видеть эти картины, а музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами, а можно выразить только такой же поэтической мелодией. Сравнивая средства выразительности музыки и живописи, можно обратить внимание на рисунок, колорит, композицию, их общность и особенности.

В изобразительном искусстве, рассматривая рисунок, обращаем внимание на линию, штрих, можно сказать, вслушиваемся в них. А в музыке мы всматриваемся в мелодическую линию, звуковысотный и ритмический рисунки, запечатленные в нотной записи. И любой рисунок, как в изобразительном искусстве, так и в музыке, рассказывает внимательному зрителю и слушателю о душевных переживаниях их создателей, несёт в себе характерную интонацию. Плавные линии графического, живописного рисунка, как и плавные мелодии, передают мягкость, нежность, покой; ниспадающие, нисходящие линии – успокоение или грусть, печаль; восходящие, взлетающие – радость, свет, энергию, устремленность. Соединение разных мелодий интонаций, линий рисунка влечет за собой напряженность, драматизм образа, что мы и слышим в главной теме Концерта №3, которая напоминает нам мелодию старинного русского песнопения.

Если произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики) зритель охватывает взглядом сразу, целиком, то литературные и музыкальные произведения разворачиваются перед читателем, слушателем во времени, их содержание раскрывается последовательно, постепенно. Поэтому, только внимательно вслушиваясь в музыку, можно понять те мысли и пережить те чувства, которые выразил композитор.

Например, перед нами живописное полотно выдающегося художника эпохи Возрождения, (главной ценностью, которой были интеллект, гармония, мощь), Леонардо да Винчи. Это портрет красивой женщины известной всему миру под именем «Джоконда». Популярность, неувядаемая слава - в её всечеловечности. Это образ проникновенного, проницательного, вечно бодрствующего интеллекта. Неуловимо выражение её лица: чуть-чуть улыбки, чуть иронии, чуть-чуть ещё чего-то, что не поддаётся точному воспроизведению. Обратите внимание учащихся на нежную дымку светотени, которую любил Леонардо, здесь она творит чудеса, сообщая неподвижному портрету внутреннюю жизнь. Тихий луч человеческой радости светит и торжествует.

Слушая прелюдию до-мажор из первого тома ХТК И.С.Баха, мы как бы видим музыкальный портрет этой прекрасной дамы.

Важным выразительным средством в любом искусстве является ритм, чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых, изобразительных и др.), которое происходит с определенной последовательностью. С помощью ритмического повтора или контраста художник, композитор, писатель соединяют детали в единое целое в пространстве или во времени, создают художественную форму, композицию.

В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников разных времен и народов создан вечный, чистый и благородный образ Матери Иисуса Христа – Марии. Искренность, нежность, трепетное чувство любви, преклонение людей перед Небесной Заступницей человечества объединяют произведения искусства, обращенные к Деве Марии. Композиция иконы «Покров Пресвятой Богородицы» делится на две части. В верхней изображены небесные силы и Богородица, в нижней – Роман Сладкопевец – византийский поэт и певец. Он поет мелодии, дарованные ему свыше самой Богоматерью, которая невидимо присутствует в храме, простирая над всеми свой покров. Романа Сладкопевца окружает народ («людие»), который подхватывает припев, как это было принято в старинном церковном пении. Характер музыкальных сочинений, распевность мелодий, ровность ритма перекликаются с певучестью и размеренностью ритма в стихах, мягкостью плавных линий рисунка, гармонией красок, стройностью композиции в картинах и иконах. За всем этим возникает ни с чем несравнимое святое чувство любви к природе, человеку, Богу. Здесь хочется привести слова русского поэта П. Вяземского: «Любить. Молиться. Петь. Святое назначение…».

Вглядываясь в знаменитую «Мадонну» итальянского художника Рафаэля, которая известна миру как «Сикстинская Мадонна» и вслушиваясь в музыку И.-С. Баха – Ш. Гуно, Дж. Качини, Ф. Шуберта «Аве, Мария», мы испытываем одинаковые чувства: умиротворение, безмятежность и трепетность, взволнованность и торжественность, радость и любовь, нежность и возвышенность. Именно такие эмоции вызывают у нас эти бессмертные произведения.

Изучая биографию композиторов, историю создания музыкальных произведений, погружаясь в культуру того времени, мы обогатим знания учащихся в географии, литературе, истории. Откроем интерес к самопознанию, что сделает жизнь ребёнка более наполненной, направит в нужное нам русло мышление, поднимет интеллектуальное восприятие музыки, подвигнет к творчеству.

Творческий процесс в обучении музыке заключается в необходимости неустанно создавать художественный образ, постоянно находить смысл заново, и в этом в один ряд с музыкой и литературой должно встать изобразительное искусство. Интонируемая фактура, а также вызванные исполнением мысли и чувства и являются творческим продуктом процесса музицирования. Как нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так нельзя раз и навсегда обрести художественный смысл музыкального произведения, создать устойчивый образ посредством звуков. Такое обучение от образа к технике гораздо быстрее принесёт плоды. В результате произойдёт стимулирование интеллектуального потенциала, окрепнет способность к мышлению и художественному восприятию.

Важно, что учреждения дополнительного образования способны создать для детей творческую среду, к факторам такой среды можно отнести и сам репертуар.

А ребёнок нам будет благодарен, что мы, занимаясь с ним «игрой» на фортепиано, раскрыли богатый мир искусства и может, кто знает, он найдёт себя в этом мире.

«Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты…», - это слова замечательного литовского композитора, художника, поэта М.Чюрлёниса, который открыл новый континент, но не на земле, а в искусстве. Необычность его творчества состоит в том, что он стремился сделать свою музыку живописной, а своими картинами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки. Так в творчестве М. Чюрлёниса тесно переплетаются жанры музыки, живописи и поэзии.

От педагога, от его знаний, умений мечтать, фантазировать, размышлять, удивляться зависит увлечённость ученика музыкой. В творческом процессе должна доминировать созидательная энергия. Уроки, насыщенные творчеством, подготовка к концертам, к классным часам способствуют раскрытию творческих резервов, помогают проявить артистизм, музыкальность учащихся.

В заключении хочется сказать, наступил новый век и даже новое тысячелетие, но подлинное искусство всегда с веком наравне. Настоящие произведения искусства рождены самим Временем. Отражая жизнь человека, они оказываются современными и для будущих поколений, как бы переживают свой век.

Прикосновение к секретам творчества композитора, художника, писателя даёт возможность ребёнку стать более чутким, грамотным читателем, зрителем, слушателем, исполнителем, а главное – обогатит его духовный мир. «Искусство есть средство беседы с людьми…», - говорил М.Мусоргский. Пусть наши дети выходят из стен музыкальной школы не только умелыми музыкантами, но и интересными для своего окружения людьми, личностями с богатым мировоззрением, способными к творчеству, со своим взглядом на окружающий мир. Хотелось бы, чтобы и мир был добрым для них.

Не привыкайте к чудесам –

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Приглядывайтесь к родникам –

Ничто не повториться.

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумление.

Все будет так – всё не так

Через одно мгновенье.



Литература:

  1. Вансалов В.В., Изобразительное искусство. Л: Художник РСФСР,1977г. 223с.

  2. Кабалевский Д.Б., Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984г. 206с.

  3. Крюков В.В., Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002г. 280с.

  4. Пикулев И.И., Русское изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1977г. 285с.

  5. Юдовина-Тальперина Т.Б., За роялем без слез. С-П.: Союз художников, 1996г. 111с.