Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Что может клуб




Скачать 372.29 Kb.
Дата02.07.2017
Размер372.29 Kb.
ТипАнализ


Министерство образования и науки Красноярского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Красноярский краевой детско-юношеский центр

«Центр туризма и краеведения»

Что может клуб «ЛиЗИ»?

(Об эффективной помощи клуба «Любителей и Знатоков Истории» педагогам Северо-Енисейской средней общеобразовательной школы №1 имени Е.С. Белинского р.п. Северо–Енисейского Красноярского края в гражданско-патриотическом воспитании школьников с 1992 по 2012 гг.)

(Исследовательская работа,

номинация – общественно-социальный проект)
Выполнили: учащаяся 10 класса «Б»

Голованова Евгения Владиславовна- 25.08.1995 г.р.

663282 Красноярский край, Северо-Енисейский район,

р.п. Северо-Енисейский, ул. Молодежная 3-2,

тел.89080221714;

учащаяся 7 класса «Б»

Чувакова Ксения Игоревна - 10.06.1998 г.р.

663282 Красноярский край, Северо-Енисейский район,

р.п. Северо-Енисейский, ул. Донского 37-39,

Муниципальное образовательное учреждение

«Северо-Енисейская средняя общеобразовательная школа № 1

имени Е.С. Белинского».

Научный руководитель:

Николова Александра Сергеевна



Учитель истории

р.п. Северо-Енисейский

2012г.
ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

2-4

I

Анализ существующих школьных традиций и работы клуба «ЛиЗИ» (Любители и Знатоки Истории) по гражданско-патриотическому воспитанию через опрос представителей общественности и выпускников МОУ СОШ №1 разных лет.

5-16

1.1

Изучение понятий «Родина», «Отечество», «Патриот», «Гражданин», «Традиции» и значение гражданско-патриотического воспитания

5-6

1.2

Чем знаменит клуб «ЛиЗИ»?

6

1.3

Из истории клуба «ЛиЗИ» (Любители и Знатоки Истории) Из беседы с руководителем клуба «ЛиЗИ»(любители и знатоки истории) Николовой А. С. учителем истории, Заслуженным учителем Красноярского края

8-9

1.4

Из Устава клуба «ЛиЗИ»

9-10

1.5

Из воспоминаний членов клуба «ЛиЗИ»- выпускников разных лет и военного комиссара.

10

1.6

О преемственности «живых» традиций и роли клуба в сохранении и приумножении школьных традиций.

10

II

Анализ работы клуба «ЛиЗИ» (Любители и Знатоки Истории) по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся СОШ №1 с 2003 по 2012 гг.

16-31

I2.1

Проектная деятельность гражданско-патриотической и социально-образовательной направленности.

16-29

2.2

Составление таблицы рейтинга традиционных мероприятий МОУ СОШ №1 на основе опроса учителей, родителей, выпускников разных лет о преемственности «живых» традиций и роли клуба «ЛиЗИ» в сохранении и приумножении школьных традиций.

28-29

Заключение

33

Список литературы

35

Приложения

35-37



ВВЕДЕНИЕ

Тему своей работы считаю очень актуальной. На каких ценностях будет воспитываться молодежь, если в средствах СМИ в 90-е годы шло огульное охаивание истории жизни народов России и насильственное навязывание западного образа жизни. Российскому обществу, не оправившемуся от бурного процесса образования независимых государств, необходимо формирование гражданско-патриотического сознания, как одной из основ духовно-нравственного единства общества.[6]

Считаю, что Патриотизм-это тот краеугольный камень, который способствует самосознанию нации и развитию любого государства. Под патриотизмом я понимаю российский патриотизм, а не только русский.

Проблема исследования:


  • про патриотизм пишут много, но четких измерителей нет. Патриотизм - это понятие не материальное. В процессе выявления результатов возникает сложность, так как критерии патриотического воспитания видны только по истечении времени. Проблема состоит так же в выявлении критерий и методик замера, которые показывали бы, что в работе клуба «ЛиЗИ» действительно формируется гражданско-патриотическое воспитание.

  • С распадом СССР перестали существовать единые для всей страны детско-юношеские организации (пионерская и комсомольская). Согласно Указу Б.Н. Ельцина излишняя идеологизация в воспитании учащихся и политклубы в школах перестали приветствоваться. Их стали в 90-ые годы потихоньку закрывать. А жаль… Время доказало, что это решение не было продумано до конца, так как в патриотическом воспитании российской молодежи возникли пробелы, они существуют и сейчас. Согласно данным психологов, подросткам хочется собираться, вместе обсуждать интересные для них проблемы, решать их в меру своих сил, но молодежных клубов, объединений по гражданско-правовому воспитанию не хватает.

Исследуемая проблема разработана в основном теоретически, известные знания о гражданско-патриотическом воспитании я взяла из работ Уткина В.Е. Патриотическое воспитание: задачи и методы в современных условиях, Жегулов А., Патриотизм народов России: традиции и современность и другие.

Цель работы: доказать на фактах эффективность помощи клуба «Любителей и Знатоков Истории» педагогам Северо-Енисейской средней общеобразовательной школы №1 имени Е.С. Белинского р.п. Северо–Енисейского Красноярского края в гражданско-патриотическом воспитании учащихся; выявить параметры процесса становления гражданина - патриота своей Родины на примере работы клуба «ЛиЗИ» (Любителей и Знатоков Истории) с 1992 по 2011гг.

Гипотеза: деятельность клуба «ЛиЗИ» (Любителей и Знатоков Истории) эффективно помогает педагогам Северо-Енисейской средней общеобразовательной школы №1 имени Е.С. Белинского р.п. Северо–Енисейского Красноярского края в гражданско-патриотическом воспитании учащихся. Параметрами процесса становления гражданина - патриота своей Родины в работе клуба «ЛиЗИ» (с 1992 по 2011гг.) являются: сохранение и приумножение членами клуба школьных традиций, что позволяет им стать «живыми».

Основные задачи, которые я наметила для достижения цели:



  • изучить различные толкования слов «Родина», «Отечество», «Патриот», «Гражданин» «Традиция» и определить значение гражданско-патриотического воспитания;

  • собрать и проанализировать литературу по данной теме;

Провести анализ работы клуба «ЛиЗИ» (любители и знатоки истории) по гражданско-патриотическому воспитанию через опрос выпускников школы разных периодов:

  1. Период 1960-х годов;

  2. Период времен перестройки (1985-1991гг);

  3. Современный период(1992-2011гг).

  • Провести анализ работы клуба «ЛиЗИ» (любители и знатоки истории) по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с 2003 по 2012 год.

  • Собрать материал о наших выпускниках, Герое Советского Союза Е. С. Белинском, Герое России О. А. Тибекине, кавалере Ордена Мужества Д. Д. Полищуке.

  • Провести анализ работы клуба «ЛиЗИ» (любители и знатоки истории) по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с 2009 по 2011 гг.

  • Составить таблицу рейтингов традиционных мероприятий СОШ №1 через анализ работы клуба «ЛиЗИ» (Любители и Знатоки Истории) и Музея Боевой Славы; данных районного военкомата;

    • Обобщить полученную информацию через составление таблицы рейтингов мнений выпускников разных лет о традициях и мероприятиях в школе и роли клуба «ЛиЗИ» в сохранении и приумножении школьных традиций (на основе чего определить измерители гражданско-патриотического воспитания).

Методы и приемы, используемые в работе:

а) Исследование через анализ документов о работе Музея Боевой Славы и Клуба «ЛиЗИ» (любители и знатоки истории) СОШ №1;

б) Беседы с выпускниками разных лет, военкомом, родителями;

в) Анкетирование выпускников школы разных лет по выявлению рейтинга традиционных мероприятий;

г) Построение таблицы рейтингов мнений выпускников разных лет о традициях и мероприятиях в школе и роли клуба «ЛиЗИ» в сохранении и приумножении школьных традиций (на основе чего определю измерители гражданско-патриотического воспитания).

Новизна исследования данной работы состоит в том, что я, приведя конкретные факты работы клуба «ЛиЗИ» с 1992 по 2012 гг., создав таблицу рейтингов традиций среди выпускников разных лет и роли клуба «ЛиЗИ» в сохранении и приумножении школьных традиций - впервые доказываю эффективность помощи клуба «ЛиЗИ» педагогам Северо-Енисейской средней общеобразовательной школы №1 имени Е.С. Белинского р.п. Северо–Енисейского Красноярского края в гражданско-патриотическом воспитании учащихся.

Параметрами процесса становления гражданина - патриота своей Родины в работе клуба «ЛиЗИ» (с 1992 по 2012гг.) являются: сохранение и приумножение членами клуба школьных традиций, что позволяет им стать «живыми».



АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ШКОЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И РАБОТЫ КЛУБА «ЛИЗИ» (ЛЮБИТЕЛИ И ЗНАТОКИ ИСТОРИИ) ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ЧЕРЕЗ ОПРОС ВЫПУСКНИКОВ СОШ №1 РАЗНЫХ ЛЕТ И ВОЕННОГО КОМИССАРА

Изучение понятий «Родина», «Отечество», «Патриот», «Гражданин», «Традиции» и значение гражданско-патриотического воспитания

Одним из основных этапов исследования является изучение понятий таких терминов, как «Родина» и «Отечество», «Патриот». «Гражданин», «Традиции».

В.И. Даль пишет, что традиция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. [8.]

Традиция - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. [2.] Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. [6.]

С.И.Ожегов считает, что «Родина-это Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. Место рождения» .[7.]

Можно сделать вывод: лексическое значение и значимость слов РОДИНА и ОТЕЧЕСТВО для всех народов и во все времена не меняется.

Гражданин-это человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей. В широком смысле - нравственный человек, живущий интересами и нуждами страны.[10.]

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля дает следующее определение: «Патриотизм – это любовь к Отчизне»[8.]

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова объясняет это слово: «Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины».[7]

Словарь современного литературного языка дает следующие толкование слову «патриот»: «Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине» [5]

Я считаю, что воспитание патриота невозможно без воспитания человека, имеющего гражданские позиции и болеющего душой за все, что ему дорого.

Что значит быть гражданином и патриотом? Какой смысл вкладывается в понятия патриотизм, гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание? Проведенный мной опрос школьников и взрослых с последующим анализом показал, что в настоящее время нет четкости и однозначности в определении этих понятий, что, несомненно, мешает практикам в осуществлении эффективной работы по патриотическому воспитанию.

Поколение ХХI века! Какое оно? На каких ценностях, мировоззрении оно воспитывается? Каким станет будущее нашего Отечества? Такие вопросы волнуют не только представителей старшего поколения. Знакомясь с государственными документами по патриотическому воспитанию, я пришла к выводу, что оно становится приоритетным для всех структур власти, имеющих отношение к образованию подрастающего поколения.

Предназначение вышеуказанных мероприятий одно: выявить новые практики, системы, первые шаги в направлении воспитания гражданина – патриота.[3]

Я считаю, такой подход очень своевременным, так как патриотизм-это тот краеугольный камень, который способствует самосознанию нации и развитию любого государства.

Воспитание это длительный и непрерывный процесс. А воспитание гражданина - патриота - процесс, длящийся десятилетия, века. Нельзя сказать, что тот или иной человек есть патриот своей Родины, если он не знает или не помнит «истоков своих». [9]

Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальный объект. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества дела и поступки. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом», - подчеркивал В.Г.Белинский.[4]

Чем знаменит клуб «ЛиЗИ»?

В октябре 2010г. клуб «ЛиЗИ» (любители и знатоки истории) занял I место в Краевом конкурсе на звание «Лучшее патриотическое объединение (клуб)» в номинации «Историко-краеведческие объединения» и получил сертификат на 180 тыс. рублей для развития клуба. В марте 2010 года во Всероссийском журнале «Патриот Отечества» в рубрике «Региональный опыт» была напечатана статья о работе клуба «ЛиЗИ» по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

Наша школа особенная, она носит имя своего выпускника – Героя Советского Союза, Е.С. Белинского – повторившего 16 декабря 1944 года подвиг А. Матросова под г. Клайпеда. Ефим Белинский окончил в 1942 году СОШ №1 поселка Соврудник (ныне поселок Северо - Енисейский). В 1943 году добровольцем ушел в ряды Советской Армии. Учился в Киевском артиллерийском училище. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года лейтенанту Ефиму Семеновичу Белинскому было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1999 г. при проведении контртеррористической операции в Чечне погиб выпускник 1989 г. – Олег Анатольевич Тибекин, воспитанный на примере Е.С. Белинского. К званию Героя России, Олег Тибекин был представлен посмертно. О. Тибекин был активным членом клуба «ЛиЗИ» (До 1990 года назывался политклуб «Глобус»).

В 2008 г. в бою с бандформированием в Чечне героически погиб выпускник 2002г - Дмитрий Полищук, воспитанный на примере героев-выпускников. Посмертно он был представлен к ордену Мужества.

Мы гордимся, что Олег Тибекин и Дмитрий Полищук являлись активными членами клуба «ЛиЗИ».

Сегодня, когда память о Великой Отечественной войне уходит от нас всё дальше, когда участников и даже тружеников тыла остаётся все меньше, становится необычайно важным хранить и ценить те крупицы памяти, которые остались у нас. И тем актуальнее в наши дни становится роль поисково-краеведческих клубов. «ЛиЗИ» известен в районе и вне его своей работой по восстановлению биографий, обстоятельств гибели и мест захоронений североенисейцев, участников Великой Отечественной Войны. Восстановлено 39 биографий земляков.



Из истории клуба
Из беседы с руководителем клуба «ЛиЗИ» (любители и знатоки истории), Николовой Александрой Сергеевной, учителем истории, обществознания, Заслуженным педагогом Красноярского края

Поисково-краеведческую работу с детьми мне помогает осуществлять работа в клубе «ЛиЗИ», который возглавляю с 1992г., до этого был политклуб «Глобус».

Согласно Указу Б.Н. Ельцина излишняя идеологизация в воспитании учащихся и политклубы в школах перестали приветствоваться. Их стали потихоньку закрывать. А жаль… Время доказало, что это решение не было продумано до конца, так как в патриотическом воспитании российской молодежи в 90-е годы возникли пробелы.

Немного из истории. Конец 80х-начало 90х годов. Из множества внеклассных мероприятий, проведённых членами политклуба, хочется отметить два, которые напрямую перекликаются с нашим временем, так как дело, в котором участвовали ребята, имеет огромную социальную значимость для духовной жизни общества.

В ответ на статью В.Солоухина о сборе денег на строительство храма Христа Спасителя, ребята несколько месяцев чистили тротуары ото льда. Заработав приличную сумму, подростки перевели её на восстановление Храма Христа Спасителя и музея Г.К.Жукову. Одним из инициаторов сбора денег был мой ученик Олег Тибекин, ныне Герой России, награждённый посмертно за восстановление конституционного порядка в Чечне.

Ведя поисковую работу и узнав, что в районе есть захоронения японских военнопленных, ребята написали об этом в 1989, 1993 и 2003 гг. в посольство Японии в г. Москве. Недавно в райцентр приезжали представители посольства, вывезли прах умерших военнопленных на родину.



Из устава клуба «ЛиЗИ»

Цель клуба: стремиться воспитать творческую, духовно-нравственную личность с хорошо развитыми надпредметными умениями и навыками, патриота своей страны и «малой» Родины;

Символы клуба «ЛиЗИ»:

Эмблема, песня, девиз «Через тернии к звездам», потому что мы верим в свое будущее и великое будущее России.

Высшим органом управления клуба является общий сбор, который собирается не реже одного раза в 3 месяца.

Структура управления клубом:

-клуб возглавляет Президент. Ему помогают сопрезидент, руководитель старшей - группы и сопрезидент, руководитель младшей группы.



Направления в клубе:

«Никто не забыт, ничто не забыто», «Малая Родина», «Выдающиеся деятели России и мира», «Молодежь и политика», «Моя родословная», «Тимуровцы».

Членом клуба может стать учащийся школы в возрасте от 11 до 17 лет.

Обязанности и права членов и кандидатов в члены клуба

Член клуба обязан:

-участвовать во всех общественно значимых делах клуба;

-обязательно участвовать в работе какого-либо направления;

-не пропускать занятий клуба без причины;

-с уважением относиться ко всем членам клуба «ЛиЗИ» и друзьям клуба.



Главные ценности членов клуба:

Человек с его интересами, мыслями и заботами. Родное Отечество, его история, традиции, настоящее и будущее.


Из воспоминаний членов клуба «ЛиЗИ» - выпускников разных лет и военного комиссара

О преемственности «живых» традиций и роли клуба «ЛиЗИ» в сохранение и приумножении школьных традиций

Свою работу я построила на исследовании деятельности клуба «ЛиЗИ» через беседу с выпускниками школы разных лет, представителями общественности района с выявлением традиций школы и работы клуба «Любителей и Знатоков Истории» по их сохранению и приумножению в гражданско-патриотическом воспитании учащихся Северо-Енисейской средней школы №1 им. Е.С. Белинского:



Из беседы с директором школы Федотовой Натальей Александровной, Заслуженным учителем РФ, выпускницей 1962 года


1960-е годы. Почти в каждой семье был участник войны, поэтому все, связанное с ней, было дорого каждому. Нашу школу объединяло чувство гордости за подвиг Ефима Семеновича Белинского, нашего выпускника.

Я не могу не вспомнить об Олеге Тибекине, выпускнике 1989 года. Там, где он находился, всегда было интересно. Он принимал активное участие в деятельности политклуба «Глобус», который позже стал называться клубом «ЛиЗИ», что сыграло огромную роль в становлении его, как личности, так как главным содержанием работы клуба была и есть гражданско-патриотическая направленность. Много теплых слов я могу сказать и о Дмитрии Полищуке, выпускнике 2002г, являвшегося так же членом клуба «ЛиЗИ».

Влияние на сознание учеников идет через традиции, которые ежегодно повторяются и не остаются забытыми. Сущность всей деятельности нашей школы не в навязывании, а в системе мероприятий, пронизанных духом патриотизма, связью поколений, включением в их подготовку и проведение как можно большего количества школьников, стремлении достучаться до «сердца» каждого.

Из беседы с Н.А.Федотовой я сделала вывод, что в 1960-е годы зародились традиции ежегодных конкурсов:



  • на лучшее сочинение о выпускнике-Герое, Е.С.Белинском;

  • на лучшее стихотворение собственного сочинения о выпускнике-Герое и о школе;

  • на лучшее исполнение инсценированной песни на военные темы к праздникам- 9 Мая и 23Февраля;

  • проведение недели Памяти (с 16 по 25 декабря), посвященной Герою-выпускнику Е.С.Белинскому. С 1999 года неделя памяти стала посвящаться двум Героям-выпускникам, Е. С. Белинскому и О. А. Тибекину, а с 2008 года памятная линейка посвящается уже трем Героям-выпускникам - школа чествует и Д. Д. Полищука (проводится торжественная линейка памяти, которую готовят выпускные классы, в рамках недели проводится целый комплекс спортивных соревнований на приз выпускников-Героев, конкурсы стихов, рисунков, уроки памяти.).

  • Постоянные встречи с ветеранами войны.

  • Уход за могилой отца Е.С.Белинского.

  • В 2008 году появляется новая традиция – проведение клубом «ЛиЗИ» общешкольных классных часов на гражданско-патриотические темы.

  • С 1999 года, по инициативе клуба «ЛиЗИ», конкурсы на лучшее сочинение и на лучшее стихотворение собственного сочинения посвящаются трем Героям-выпускникам.


Из интервью с заместителем директора по воспитательной работе Заборцевой Татьяной Владимировной, выпускницей 1989 года

Нельзя не вспомнить работу политклуба «Глобус», в ряды которого я входила, членами его были десятки лучших учеников школы. Шла перестройка. Именно в политклубе «Глобус», который позже станет клубом «ЛиЗИ» я впервые услышала много интересного. Я с уверенностью могу сказать, что большая часть школьников именно благодаря работе этого клуба определилась со своей будущей профессией. Через клуб шла передача сложившихся и закрепившихся уже на то время традиций. Клуб способствовал становлению гражданской позиции ребят. Клуб расширял кругозор и делал богаче их духовный мир, начал тесно взаимодействовать с Музеем Боевой Славы. Я считаю, что в 1990-ые годы, когда многие традиции в СОШ №1, как и во всей стране, стали рушиться, члены клуба «ЛиЗИ» помогли не только сохранить их своей деятельностью, но и приумножить.



Из беседы с Софией Николовой, выпускницы 1996 года, Работником Министерства экономического развития РФ, аспирантки Государственной Академии Управления г.Москва.

В клубе «ЛиЗИ» проходили интересные диспуты и дебаты о роли молодежи в новой России. ОН ВОСПИТАЛ НАС ПАТРИОТАМИ. Клуб «ЛиЗИ» начал тесно сотрудничать со школьным Музеем Боевой Славы. Мне запомнился конкурс авторских стихов о Герое-выпускнике, Е. С. Белинском. В пятом классе я написала стихи о Ефиме, которые вошли в местный сборник в 2005 году.



ПАМЯТИ ЕФИМА БЕЛИНСКОГО

Ефим Белинский, мальчик с темной челкой,

Глядит со снимков тех, сороковых,

На нас, ровесников своих далеких,

Из книжек лишь узнавших о подвигах былых.

Звенит звонок, вновь в школе перемена,

На всех с улыбкой смотрит паренек

В военной форме образца сорок второго,

Он выпускник наш и в школе он не гость.

Из беседы с С. Д. Николовой я сделала вывод, что в середине 1990-ых годов у клуба «ЛиЗИ» зародились традиции:



  • Совместная творческая работа с Музеем Боевой Славы СОШ №1 (Лучшие члены клуба становились экскурсоводами Музея).

  • Проведение диспутов и дебатов на актуальные темы.

Из интервью с Павлом Лопатниковым, выпускником 1996 года, капитаном милиции (Спецназ) (Воевал в Чечне , имеет награды) г. Красноярск
Три года подряд я приезжаю в Северо-Енисейский район проводить военно-полевые сборы среди парней 10 классов. Бросается в глаза гражданская ответственность, патриотический дух, хорошая подготовка, полученная на уроках НВП у ребят из СОШ №1.

Я был участником клуба «ЛиЗИ» и горжусь, что традиции, которые были в наше время, продолжаются. Члены клуба «ЛиЗИ» всегда активно участвовали во всех традиционных мероприятиях школы. Больше всего мне запомнилась подготовка к линейке Памяти и к конкурсам инсценированной песни, поисковая и научно-исследовательская работа по восстановлению биографий, обстоятельств гибели североенисейцев, участников Великой Отечественной войны. Именно в «ЛиЗИ» я определился с выбором профессии.

Из беседы с П. В. Лопатниковым я сделала вывод, что в середине 1990-ых годов у членов клуба «ЛиЗИ» зародилась традиция:


  • поисковая и научно-исследовательская работа по восстановлению биографий, обстоятельств гибели североенисейцев, участников Великой Отечественной войны.


Из беседы со Снежаной Евсеевой, выпускницей 2000 г., Генеральным директором фонда «ЦИОМ» при ВЦИОМ (Всесоюзный центр изучения общественного мнения) г. Москва.

Мне больше всего запомнилась подготовка членов клуба к вечерам встречи с выпускниками, диспуты на гражданско-патриотические темы в клубе «ЛиЗИ», совместная работа членов клуба и Музея Боевой Славы. Особое место в работе клуба уделялось и уделяется правовому воспитанию. Более 75 его членов стали юристами, большинство из них учились и учатся на бюджетном отделении. Выбору этой профессии способствует четкая система правового образования, сложившаяся за много лет в деятельности клуба. Ребята, помимо истории, изучали по желанию и основы правоведения. Учащиеся 10-11 классов с 1997-2008г. вели кружок «Юный юрист» среди ребят 5-7 классов.

Из беседы с С. Д. Евсеевой я сделала вывод, что в 2000-ые годы у клуба «ЛиЗИ» зародилась традиция:


  • Члены клуба «ЛиЗИ» совместно с Советом музея в 2009 г. разработали новое тьюторское направление. Тьютор – это воспитатель, опекун, транслятор знаний (Тьюторами в основном были члены клуба «ЛиЗИ»).




Из интервью с военным комиссаром Северо-Енисейского района
Тучиным Романом Федоровичем (2008)

Из жизни школы № 1 мы видим, что школа способна воспитать таких Героев, как Е. С. Белинский, О. А. Тибекин и Д. Д. Полищук. Каждый из них погиб, защищая Родину и спасая своих товарищей. Большую помощь школе №1 в гражданско-патриотическом воспитании оказывает клуб «ЛиЗИ».


АНАЛИЗ РАБОТЫ КЛУБА «ЛИЗИ» (ЛЮБИТЕЛИ И ЗНАТОКИ ИСТОРИИ) ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ СОШ №1 с 2003 ПО 2012 ГОДЫ.
Проектная деятельность гражданско-патриотической и социально-образовательной направленности.

Члены клуба «ЛиЗИ» участвуют во многих конкурсах, олимпиадах, акциях разного уровня, но я хочу подробнее остановиться на тех из них, которые наиболее полно обеспечивают включенность детей в творческую, исследовательскую, проектную деятельность гражданско-патриотической и социально-образовательной направленности.

Некоторые из проектов, которые наиболее актуальны, которые успешно были признаны местным сообществом и принесли ощутимый результат, были проведены повторно. Учитывалась специфика школы, когда в течении 5-6 лет почти полностью обновляется состав учащихся.

Большое значение актив клуба уделяет работе ребят в направлении «Выдающиеся деятели России и мира». В 2003 и в 2011 году члены клуба «ЛиЗИ» осуществили созданный ими проект, посвященный подготовке и проведению театрализованного представления к юбилею г. Санкт-Петербурга.



Цель проекта: Включить каждого выпускника школы в исследовательскую работу о жизни и деятельности Петра I не традиционными для ребят, а инновационными формами и способами.

Задача проекта: Создать условия для детской инициативы на базе школы, сделать школу социальным центром притяжения для ребят и взрослых микрорайона, посёлка, а также центром общественной жизни.

Все четыре 11-ых класса вместе с классными руководителями, учителями истории, родителями представляли единую команду. Были распределены в команде социальные и художественные роли: режиссеры, драматурги, художники, декораторы, костюмеры, члены мастерской, создающие костюмы, актёры - от Петра I до статистов. Родителям, учителям и учащимся было показано театрализованное представление в 4 актах. Ребята представили жизнь Петра I с детских лет и до провозглашения его императором. Участвовали абсолютно все дети и большинство родителей- было задействовано 202 человека. Сценарий писали на основе романа А.Толстого «Петр I». Этот проект стал одним из самых ярких событий в школьной жизни.



Продукт, созданный командой, был признан местным сообществом, как вклад в развитие культурной жизни посёлка, стал толчком для других школ. Сегодня театральные представления в рамках изучения различных тем по программам стали частым явлением в жизни школ района.

К недостаткам отношу то, что сценарии не опубликовали до сих пор.

В 2005 и в 2011гг. Районное управление образования, военкомат, администрация района, члены клуба «ЛиЗИ» выступили инициаторами создания проекта по выпуску сборников, посвященных Великой победе в Великой Отечественной войне.

Цель проекта: восстановить и передать атмосферу и дух исторического прошлого Северо-Енисейского района в период с 1941 по 1945 годы.

Задачи: повысить интерес детей к нуждам, заботам и проблемам жителей района в период Великой Отечественной войны;

развить чувство гордости и ценностного отношения к истории своего района.



Продукт - выпуск сборников, посвященных Великой победе в Великой Отечественной войне.

созданный командой, был признан местным сообществом



Члены клуба «ЛиЗИ» активно участвовали в написании научно-исследовательских работ по сбору данных о жизни и деятельности участников Великой Отечественной Войны и тружеников тыла. С февраля по апрель проводился районный конкурс творческих работ учащихся школ. В этом проекте участвовало 15 членов клуба «ЛиЗИ». В номинации «Труженики тыла» I место заняла работа Кузнецовой Даши, II-место заняла работа ученицы Юниной Ольги. Работа Кузнецовой Любы заняла I место в номинации «Исследовательские работы об участниках Великой Отечественной Войны». Отрывки из этих работ были напечатаны в местной газете «Северо-Енисейский вестник» и рекомендованы для напечатания в сборник созданный командой, был признан местным сообществом. Участвовал 21 человек.

Сборники, посвященные вкладу земляков в Великую победу в Великой Отечественной войне, вышли, где напечатана часть исследований ребят.

В 2007 и в 2011 году члены клуба «ЛиЗИ» осуществили созданный ими проект «УЧИСЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ», посвященный представлению интересов ребенка и защите его прав.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Сегодня в России идет процесс формирования гражданского общества и правового государства, признание прав и свобод человека высшей ценностью.

Однако данные социологического исследования последних лет о соблюдении прав ребенка в нашем крае показывают:

- около 40% не знают своих прав и обязанностей;

- 27,34 % родителей не знают, к кому обратиться за помощью

при нарушении прав их детей;

-только 13,6% детей считает, что закон надо соблюдать всегда;

-31,84% родителей впервые услышали о Законе Красноярского края

« О защите прав ребёнка»;

- 40,27% родителей слышали, но не знают содержание Конвенции о

правах ребёнка;

- каждый 7-ой ребёнок считает, что его личные права в школе нарушаются;

- 45% детей испытали психическое насилие в школе, во дворе;

- 19,7% подверглись физическому насилию со стороны сверстников;

- 16% подвергаются физическому насилию в семье;

-45% детей испытали психическое насилие в школе, во дворе;

- 8% испытали эксплуатацию со стороны взрослых.

Эти цифры свидетельствуют о наличии проблемы низкой правовой культуры и недостаточном уровне развития гражданского самосознания среди подростков края.


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: формирование гражданского самосознания через становление правой культуры подростка.

Задачи проекта:

- изучить международные и Российские документы о правах человека и ребенка;

- выявить данные о знании подростками и родителями их прав и обязанностей через социологическое анкетирование в начале и конце проекта;

- изучить статьи Уголовного Кодекса об ответственности несовершеннолетних за противоправные действия в предпрофильном курсе « Я – лидер в знании законов» (8 класс);

- сформировать у учащихся отношение к праву, как к базовому условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты своих прав и свобод;

- сформировать правовую культуру коммуникаций.



ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Проект по продолжительности является годичным. Реализация его осуществлялась в группах:



«СОЦИОЛОГИ», «ЮРИСТЫ», «КИНЕМАТОГРАФ».

Ребята (12-15 лет) разделились на группы по интересам, каждая группа в течение месяца планировала свою деятельность, вносила изменения, пополнения в существующий проект.

Группа «СОЦИОЛОГИ» провела:

социологическое анонимное анкетирование и опросы среди родителей и учеников 6-9 кл. на знание ими прав и обязанностей детей с обработкой данных.



ПРОДУКТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ :

Выпуск на компьютере общешкольной газеты «Ты не прав, если не знаешь своих прав».

Группа «ЮРИСТЫ» изучила:

международные и Российские документы о правах ребенка;

в течение года выступили по этой тематике на совместных родительских собраниях и классных часах в 6-9 кл.

ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ:

Создание памятки-инструкции «Знай свои права».

Группа «КИНЕМАТОГРАФ» провела:

Сбор материалов о фактах нарушения прав детей;

Беседы с представителями психологической службы, правоохранительных органов о защите прав детей.
ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ:

Создание игрового видеофильма (из 2-4 сюжетов) о правовом разрешении типичных для подростков случаев нарушения их прав и свобод.



ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ознакомление детей и родителей с правами и обязанностями;

- умение школьников и родителей пользоваться на практике «живым» правом;

- фиксация изменений правовой грамотности детей и родителей (до 80 % знают свои права и обязанности, умеют их защищать и отстаивать);

- изменение норм жизни детей и их родителей, возможно и у учителей;

- согласно анкетированию больше половины школьников и родителей станут грамотными в правовой области.



Показатели результата:

В анкетировании приняли участие около 63 человек. Из них:

педагогов -7 человек,

родителей, дедушек, бабушек- 40 человек,

учащихся - 16 человек.

Были созданы:

-общешкольная газета о правах ребенка(30 экземпляров);

- игровой видеофильм о разрешении типичных для подростков случаев нарушения их прав и свобод;

- памятка – инструкция «Знай свои права»;

-появился новый тип отношений и нормы жизни;

- снизилось количество драк до 50%;

- уменьшилось количество вредных привычек у детей;

- на 60 % снизился уровень правонарушений;

- 1 человек был снят с учета в ИДН.

Право перестало быть просто декларацией, оно стало востребовано детьми к жизни. Стали более дружными дети, их родители и учителя.

Полученные и сформированные у ребят знания, умения, навыки, новые нормы жизни помогают и помогут им стать более успешными, а значит, более счастливыми в жизни. Участвовало 96


С 23 июня 2009 года члены клуба выступили с проектом открытия в районной газете «Северо-Енисейский вестник» рубрики «Они уходили не в бой, они уходили в бессмертие».

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: формирование патриотических чувств и гражданского самосознания у подростков на основе данных о Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:

восстановление биографий;

мест захоронений;

обстоятельств гибели земляков - участников Великой Отечественной войны.



Продукт деятельности проекта: Опубликовать в районной газете «Северо-Енисейский вестник» 15 статей. Участвовало 17 человек.

Члены клуба «ЛиЗИ» собрали и напечатали материал о наших земляках, Героях Советского Союза - Е. С. Белинском, И. П. Гореликове, Г.И. Туруханове. П.И. Марьясове и Ф.П. Тюменцеве, на примере жизни, которых воспитывается молодежь района. Опубликовано 15 статей.

На сегодняшний день членами клуба восстановлено 39 биографий и обстоятельств гибели земляков. Многие из них погибли, защищая Ленинград, стремясь прорвать блокаду. Члены клуба "ЛиЗИ" воскресили имена наших земляков, навсегда оставшихся в ленинградской земле: Пивкина М.С., Деньгина А.И., Пивкина Е.С., Гонтаренко С.М. Из переписки выяснилось, что местные жители с благодарностью отнеслись к погибшим и воздвигли им памятник. Много североенисейцев остались навсегда в Мясном бору на Новгородчине. Вот судьба одного из них

Судьба М. Ф. Комкина.

Еще в 1990 году из Новгородской области пришло письмо от поисковиков, что «…во время поисковых работ на местах боев во время Великой Отечественной войны найдены останки воина со смертным медальоном, на вкладыше которого удалось прочесть следующие записи: Комкин Михаил Федорович, старшина, 1910 г. рожд., Красноярского края, Северо-Енисейский район, мобилизирован Северо-Енисейским РВК, жена Мордовина Мария. Вероятнее всего старшина Комкин М.Ф. числится в списках пропавших без вести. Его останки захоронены нами с воинскими почестями на братском кладбище в дер. Мясной Бор в 37 км. от города Новгорода».

Члены клуба, Шлыков Иван и Овчар Александр выяснили (в районе несколько семей Комкиных и Камкиных – это вызвало затруднение в поиске), что его родители переселились в Соврудник в 1914 году из Казачинска. Михаил Федорович родился в п. Тея в 1910 году. Родители работали драгерами. Михаил Комкин женился рано на Мордовиной Марии, имел трех детей: Геннадия, Юрия и Татьяну (имена восстановили по записи на фотографии от 21.10.41 г.).

Члены клуба «ЛИЗИ» разыскали внука Михаила Федоровича – Сергея Геннадьевича Комкина. Из беседы с ним выяснилось, что он, к сожалению, ничего не знает о жизни деда. О том, что муж пропал без вести, бабушка говорить не любила. Я думаю, сказывалась осторожность. В 40-е годы к без вести пропавшим бойцам, да еще из второй ударной армии, работники военкоматов и других органов, относились необъективно.

Его внуки и правнуки живут и работают в нашем районе: учителями, драгерами, экономистами. Защищая страну, он защищал и своих потомков. К сожалению, никто из родственников еще не был на могиле героя, так как началась перестройка, распался СССР. Надо заметить, что наши вопросы о жизни их прадеда и деда вызвали у молодого поколения Комкиных интерес к своей родословной.


Новые данные об участниках Великой Отечественной войны родственниках Худоноговых-Варыгиных

Занимаясь поисковой работой в клубе «ЛиЗи» (любители и знатоки истории), президент клуба Овчар Александр не мог не заинтересоваться восстановлением биографии его родных, ушедших на войну, некоторые из которых пропали без вести. Привожу некоторые результаты этих поисков.

Его прадед, Варыгин Родион Михайлович, опасаясь раскулачивания, вместе со всей семьей приехал в Северо-Енисейский район, где поселился на прииске Владимирском, стал рабочим старательской артели.

В годы Великой Отечественной войны Родион Михайлович и старший сын – Александр работали по «брони» - стране было нужно золото. За добросовестный труд Александр был награжден медалью.

Михаил Родионович в 1941 году окончил Тейскую среднюю школу, затем командирские курсы в Приморском крае, добровольцем ушел на фронт. Дважды был ранен, умер в госпитале города Молотова, ныне Пермь. За мужество и героизм в боях с фашистами был награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За отвагу».

Варыгин Степан Дмитриевич (двоюродный брат Михаила) громил фашистов с 1941 по 1945 годы. После войны вернулся на прииск Суворовский, потом в п. Вельмо. Имел множество наград.

Худоногов Петр Васильевич, двоюродный дядя А. Овчара, в район приехал из г. Красноярска в 1938 году, работал в управлении. В 1941 году сразу был призван в армию. Погиб в 1943 году. Место и обстоятельства его гибели неизвестны.

Убит под Ржевом 3 июля 1942 года

Тяжлова Римма Григорьевна, работник Районного Управления образования обратилась с просьбой к членам клуба «ЛиЗИ» помочь восстановить биографию ее отца, Белякова Григория Васильевича. Вот некоторые данные из его биографии, восстановленные членом клуба, Сазановым Артемом.

В 1941 году добровольцем Григория на войну не взяли из-за травмы руки, но уже в 1942 году на защиту Родины забирали всех.

В похоронке, отпечатанной на кальке, сообщалось, что Беляков Григорий Васильевич геройски погиб в районе д. Дешевки Ржевского района, была указана дата 3 июля, хотя письма от Белякова Г. В. продолжали идти семье еще четыре месяца.



Исследование военной биографии выпускница СОШ №1 1938 г. – Роговой (Ивановой) Лидии Емильяновны, ветерана Великой Отечественной Войны

Члены клуба, Юркова Ксения, Цемина Мария и Чувакова Ксения написали исследовательскую работу о жизни и деятельности знаменитой выпускницы, Роговой (Ивановой) Л. И.

Лидия Иванова ушла на фронт добровольцем. Отличник боевой подготовки, она в числе лучших была направлена в училище связи, которое закончила в 1943 году.

В должности командира взвода отважная сибирячка воевала на Западном фронте, была ранена. Лидия Рогова участвовала в боях за освобождение Польши, Чехословакии, Германии. Во время взятия города Герлица (Германия) ей было присвоено звание лейтенанта.

«За отличные боевые действия, за вторжение в пределы Северной Силезии младшему лейтенанту Ивановой Лидии Емельяновне Верховный Главнокомандующий, маршал Советского Союза товарищ Сталин приказом от 21 января 1945 года за №237 объявил благодарность».

История одной фотографии(1944г.)

После госпиталя Лида прибыла в г. Сандамир. Её направили на постой к польской семье. Она была вся грязная, от шинели до сапог. Ей приготовили ванну, уложили в роскошную постель. Заглянув утром в зал, она увидела, что хозяева, сидя за столом, по очереди вдыхали аромат печенья в вазочке . Больше ничего не было. Её пригласили к столу и протянули эту вазочку. Лида поняла, что они были очень голодны, но хотели сделать ей приятное. Она выложила хлеб, консервы. Радости всех не было конца. Хозяйка и её дочь щипцами завили Лидии волосы, навели косметику и сфотографировали. Фото покрыли пленкой и приклеили на картон.

Лидия Емельяновна считает, что этот факт говорит о том, что Советской армии большинство населения было очень благодарно за освобождение от фашистов.

Она имеет много наград: Орден Отечественной войны 2-й степени; 2 Ордена Красной Звезды; Медали - «За освобождение Варшавы», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За отвагу», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 года».

Своего мужа, Николая Рогова, Лидия встретила 23 февраля 1945 года в замке Риббентропа (Германия), где их полк отмечал праздник. Будущий муж сделал ей официальное предложение перед всем командованием полка.

В данное время инвалид II группы. Проживает в г. Сертолово Ленинградской области. Поддерживает связь с членами клуба «ЛиЗИ».

8 мая 2010 г. в СОШ №1 состоялась встреча членов клуба «ЛиЗИ», учащимися 5-8 классов с ветераном Великой Отечественной Войны – Роговой Л.Е.

15 июня 2011 г. состоялась встреча членов клуба «ЛиЗИ», учащихся 5-6 классов с ветераном Великой Отечественной Войны, выпускницей 1938 года – Роговой Л.Е., к которой они приехали в гости в г. Сертолово, когда посещали с экскурсией г. Санкт-Петербург.

С 26 сентября 2009 года члены клуба выступили с двухгодичным проектом проведения цикла общешкольных классных часов, дебатов, конференций на тему « Что значит быть патриотом России?». (2009-2011)

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: формирование патриотических чувств и гражданского самосознания у подростков через проведение цикла общешкольных классных часов, дебатов, конференций на общественно-социальные темы.

Задачи проекта-провести:

- общешкольный классный час, посвященный 68 годовщине со дня героической гибели Героя Советского Союза - Зои Космодемьянской и Героя России Веры Волошиной;

- общешкольный Краевой уставной урок о перспективах развития края;

-экскурсии учащихся на золотоизвлекательную фабрику;

- линейку памяти Героев-выпускников: Е. С. Белинского, О. А. Тибекина, Д. Д. Полищука;

- единый Краевой урок, посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, по книге «Красноярск-Берлин 1941-1945»;

- классный час в 11-х классах на тему: «Что ты можешь сделать сегодня, сейчас для России?»

- единый Краевой урок, посвященный предстоящим выборам в России.(2011г.)

Продукт деятельности проекта: мероприятия, указанные в задачах проекта и опубликованные статьи о них. Участвовало 918 человек.

Реализация проекта.

26 сентября 2009 года члены клуба «ЛиЗИ» начали проводить цикл общешкольных классных часов, дебатов, конференций на тему « Что значит быть патриотом России?». 19 октября в СОШ №1 был проведен общешкольный классный час, посвященный 68 годовщине со дня героической гибели Героя Советского Союза - Зои Космодемьянской и Героя России - Веры Волошиной.

1 октября 2009 г. членами клуба «ЛиЗИ» был проведен в 8-11 классах общешкольный Краевой уставной урок о перспективах развития края.

12 ноября 2009 года, как продолжение общешкольного Краевого уставного урока о перспективах развития края, члены клуба организовали экскурсии учащихся на золотоизвлекательную фабрику.

16 декабря 2009 года члены клуба «ЛиЗИ» провели линейку памяти Героев-выпускников: Е. С. Белинского, О. А. Тибекина, Д. Д. Полищука. Все участники были в военной форме времен Великой Отечественной войны и современного периода.

30 апреля 2010 года членами клуба «ЛиЗИ» был проведен Единый Краевой урок, посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, по книге «Красноярск-Берлин 1941-1945». Присутствовал выпускник школы, уполномоченный представитель губернатора Красноярского края, Захаринский Ю. Н., один из авторов книги «Красноярск-Берлин 1941-1945». 14 мая 2010года проведен классный час в 11-х классах на тему: «Что ты можешь сделать сегодня, сейчас для России?»

Активно члены клуба участвуют и в мероприятиях, инициированных другими организациями: апрель 2010 года – члены клуба принимают участие в районной акции посвященной 65-летию Великой победы «Север-фронтовикам» (пишут письма кадетам в город Красноярск, в школу имени Белинского в городе Лесосибирске, в Краевой госпиталь Ветеранов Великой Отечественной войны.

9 Мая 2010г члены клуба - Салаходинов Сергей, Хохлов Павел (9«Б» класс), получили право. участвовать в Краевом Параде Победы и стоять в почетном карауле у Поста №1.

С августа 2011г. члены клуба «ЛиЗИ»осуществляют проект «Тимуровское движение».Реализация его продолжается. Участвуют 24 человека

Шефство над труженицей тыла, выпускницей СОШ №1 1942 года Анной Андреевной Ковешниковой

Младшая группа клуба во главе с Шевченко Ульяной и Обуховой Алиной постоянно посещают Анну Андреевну, помогают ей по хозяйству, записывают ее воспоминания о жизни района в 1934-1970 гг.



Шефство-сотрудничество с домом-интернатом для пожилых людей в п. Тея Северо-Енисейского района.

2 декабря 2010 года младшая группа клуба (5-6 классы) выступили с концертом, познакомились с жителями дома, обменялись адресами.

26 декабря 18 человек членов клуба «ЛиЗИ» персонально поздравили с Новым годом и Рождеством одиноких стариков из дома-интерната для пожилых людей, подарили им поделки.

23 февраля, 9 марта,9 мая члены клуба (ученики 5-6 классов) поздравили всех жителей дома-интерната для пожилых людей и подарили им подарки, спонсорами выступили родители детей.

Включенность детей в творческую, исследовательскую, проектную деятельность гражданско-патриотической и социально-образовательной направленности способствует их успешности в различных конкурсных движениях
Конкурсы разного уровня 2010 года

Мария Цемина и Артем Сазанов (11 классы) получили грамоты особого образца Международного общества «Мемориал» за исследовательские работы о Великой Отечественной войне

Ирина Подсадняя (6 «А» класс) получила благодарственное письмо от Министерства обороны РФ за участие во Всероссийской акции «Помню и горжусь»

М. Цемина в Краевом конкурсе исследовательских работ – «Молодежь и выборы» заняла I место.

Команда клуба «ЛиЗИ» заняла I место среди команд района на Брейн-ринге, посвященном 65-летию Великой Победы.

Научно-практические конференции на краевом уровне

Апрель 2008 года.

Кузнецова Д.(11класс) заняла I место в номинации «Краеведение»

Апрель 2009 года.

Кузнецова Т. (10 класс) заняла I место в номинации «Вопросы мировой истории и философии»

Апрель 2010 года.

Работы Кузнецовой Т. и Цеминой М. были рекомендованы к напечатанию в сборнике лучших исследовательских работ учащихся края.

Апрель 2012 года.

Голованова Е. (10 класс) заняла II место в номинации «Вопросы мировой истории и философии».

Работа Цеминой А. (7 класс) была рекомендована к напечатанию в сборнике лучших исследовательских работ учащихся края.

СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ РЕЙТИНГА ТРАДИЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ МОУ СОШ №1 НА ОСНОВЕ ОПРОСА УЧИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ, ВЫПУСКНИКОВ РАЗНЫХ ЛЕТ О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ «ЖИВЫХ» ТРАДИЦИЙ И РОЛИ КЛУБА «ЛиЗИ» В СОХРАНЕНИИ И ПРИУМНОЖЕНИИ ШКОЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ

В заключение своего исследования я привожу данные опроса, проведенного членом клуба, Кузнецовой Т., с целью выявления традиций, пользующихся в школе наибольшей популярностью и роли работы клуба «ЛиЗИ» в сохранении и приумножении членами клуба школьных традиций.

Рейтинг традиционных мероприятий, определен на основе анкетирования: 18 учителей, 42 учащихся 11 классов, 39 выпускников.

По совету психолога выдвинула критерии: эмоциональное воздействие; помню до мелочей; породило чувство гордости за школу, район, край, страну; появилось чувство ответственности;

Каждый критерий оценивался по шкале:


При опросе задавался вопрос «Какова роль клуба «ЛиЗИ» в гражданско-патриотическом воспитании учащихся СОШ №1. Итоги: более 86% считают, что члены клуба «ЛиЗИ» эффективно помогают школе в гражданско-патриотическом воспитании учащихся.

Анализируя итоги опроса, я получила данные:

В школе сложились «живые» традиции. Подтверждениями преемственности «живых» традиций являются факты:

-Совершения подвига тремя выпускниками школы разных лет, воспитанных на традициях и примерах друг у друга, двое из которых были членами клуба «ЛиЗИ»;

-наличие огромного количества выпускников клуба «ЛиЗИ» (свыше 700 человек - среди которых практически никто не привлекался за нарушение правопорядка), являющихся достойными гражданами своей страны, любящими свою Родину, «большую» и «малую» (показателем является то, что большая часть выпускников, после получения образования, возвращается работать в район и край);

-достойная служба в рядах армии выпускников клуба «ЛиЗИ» на протяжении многих лет (свидетельством являются благодарственные письма, награды, полученные родителями, райвоенкоматом и самими призывниками).

Большая поисково-краеведческая работа членов клуба «ЛиЗИ».

Победы членов клуба «ЛиЗИ» на олимпиадах, конкурсах по общественным дисциплинам на разных уровнях (показателем являются следующие данные: на международном и федеральном уровне – 9 грамот; на Краевом уровне – 21 грамот, на районном - 32).

У клуба «ЛиЗИ» зародились новые традиции: дежурство у памятника Е. Белинскому (середина 1990-ых годов);посвящение в члены клуба «ЛиЗИ» (2004 год);

проведение клубом «ЛиЗИ» общешкольных классных часов на гражданско-патриотические темы(2008 год);

традиция бороться за право участвовать в Краевом Параде Победы и стоять в почетном карауле у Поста №1в г. Красноярске.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы:

Проследив воспоминания выпускников разных лет одной школы и деятельность клуба ЛиЗИ с1992 по 2011гг, мы видим, что деятельность клуба «Любителей и Знатоков Истории» действенна и эффективно помогает педагогам муниципального образовательного учреждения «Северо-Енисейская средняя общеобразовательная школа №1 им. Е.С. Белинского» в гражданско-патриотическом воспитании учащихся.

Проведя свою исследовательскую работу, я пришла к выводу, что гражданско-патриотическое воспитание в клубе «ЛиЗИ» рассматривается как одно из наиболее приоритетных направлений работы. Деятельность в клубе привлекает детей реальной возможностью проявить себя, участвуя в одном из пяти направлений работы клуба.

Традиции, складывающиеся десятилетиями в Северо-Енисейской средней общеобразовательной школе №1, не утеряны, появляются новые. Они так же чтутся и остаются в памяти учеников и выпускников. В 1990-ые годы, когда многие традиции в СОШ №1, как и во всей стране, стали рушиться, члены клуба «ЛиЗИ» помогли не только сохранить их своей активной деятельностью, но и приумножить.

Параметрами процесса становления гражданина - патриота своей Родины в работе клуба «ЛиЗИ» (с 1992 по 2011гг.) являются: сохранение и приумножение членами клуба школьных традиций, что позволяет им стать «живыми».

Полученные результаты я передам в районное управление образования администрации Северо-Енисейского района для использования:

- в образовательных учреждениях;

-в работе школьных и районного музеев;

- напечатаю в местных СМИ;

- в районный военный комиссариат для работы с допризывной молодежью.



Готовлю часть материала работы к отправке в редакцию журнала «Воспитание школьников».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Жегулов А., Патриотизм народов России: традиции и современность.// Патриот отечества, №12-2007, стр.31-32.

  2. Кудрина Т.А., Музей в школе. М.: «Просвещение», 2001.

  3. Лутовинов В., Современное понимание патриотизма.// Патриот отечества, №9-2008, стр. 31-33.

  4. Микрюков В., Патриотизм: к определению понятия// Воспитание школьников, №5, стр. 2-8

  5. Новая иллюстрированная энциклопедия от А до Я. Том 16. М.: Мысль, 2006.- 174 с.

  6. Прохорова О., Духовно-нравственный потенциал патриотизма.// Патриот отечества, №6-2008, стр19-22.

  7. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова. М.: Наука, 2004. – 418 с.

  8. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля, М.: Наука, 2005. – 395 с.

  9. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. Москва. Наука 2002. – 328 с.

  10. Уткин В.Е., Патриотическое воспитание: задачи и методы в современных условиях//Патриот отечества №7 – 2008.стр.27-32

  11. Юркова К. Вспомним всех поименно// Вестник Севера. 2008. 8 мая.

  12. Интернет http://ru.wikipedia.org/wiki/