Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Чтение и письмо для развития критического мышления




Скачать 250.86 Kb.
Дата03.07.2017
Размер250.86 Kb.
Использование технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" на уроках русского языка и литературы
Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор. Повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает наши шансы на успех.
В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания.

Тема: “Понятие о лексике”.

План урока:

Составление понятийно-терминологической карты

1. Разделиться на группы по 5–6 человек. В течение 10 минут работать с понятийно-терминологической картой (список из 10 понятий и их определений).



Лексика – словарный состав языка.
Однозначные слова – это слова с одним лексическим значением.
Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений.
Прямое значение слова – это его основное лексическое значение.
Переносное значение слова – это его вторичное значение.
Омонимы – это слова одинаковые по значению, но совершенно различные по лексическому значению.
Синонимы – это слова различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.
Антонимы – это слова противоположные по лексическому значению.
Историзмы – собственно устаревшие слова.

2. В течение 10 минут усвоить эти понятия, выделив в них отличительные признаки. Сформулировать определения этих понятий своими словами, записать, что получилось.

3. Разбиться на «двойки». В парах опросить друг друга по определениям изученных понятий. Можно использовать при этом прием «Толстые и тонкие» вопросы. Фиксировать вопросы в таблице.

4. Теперь, когда понятия усвоены, составить, используя их, связный текст.



Чтение и анализирование, размышление

Цель: сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.

Пример использования.

Урок литературы. 6 класс

Тема: «Страницы жизни А.Платонова».

План урока.

1. Познакомиться с материалами учебника, посвящёнными биографии писателя (выразительное чтение отрывка из воспоминаний А.Платонова о своей жизни).

2. Групповая работа: составление вопросов по прочитанному тексту.

а). Репродуктивные вопросы:



  • Где родился А.Платонов?

  • Где учился писатель?

  • Какова профессия отца писателя?

б). Расширяющие вопросы:

  • Почему Платонов с такой теплотой говорит о деревне?

  • Почему церковь в родной слободе писателя называлась «Чугунной»?

  • Какую специальность в городском училище получил писатель?

в). Развивающие вопросы:

  • Какой была русская деревня начала двадцатого века?

  • В чём своеобразие и особенности церковно-приходских школ?

  • Какие черты характера отличали А.Платонова?

3. Классифицировать вопросы, разбив их на «кучки». В данном случае были составлены вопросы двух видов: те, на которые можно ответ дать непосредственно на уроке, и те, для поиска ответов на которые нужна дополнительная информация.

4. Ученик, выполнявший индивидуальное задание к этому уроку, знакомит класс с источниками информации по данной теме. Библиография фиксируется в тетради.

5. Работая в парах, дети отвечают на составленные вопросы при помощи прочитанного текста.

6. В конце урока определяется тема домашней письменной работы по вопросу, который стал лучшим, по мнению ребят: «Какие черты характера отличали А.Платонова?»



Стратегия «Ключевые слова»

Цель: активизировать творческую активность учеников, научить читать текст, связывая его с личным опытом, повысить мотивацию к чтению.

Пример использования.

Урок литературы. 6 класс

Тема: «Что такое притча?»

План урока.

1. На доске фиксируются ключевые слова: князь, петух, нельзя выпускать, почти готов, убегают прочь.

2. Объединившись в группы, ученики должны придумать текст, включив в него предложенные слова и выражения.

3. Творческие группы представляют результаты своей работы.

4. Чтение учителем притчи «Учитель боевых петухов»

К одному князю пришёл человек и предложил потренировать боевого петуха князя. Князь согласился.
Прошло 10 дней.
– Ну, как?– спросил князь.– Мой петух готов к бою?
– Нет, нет! Он слишком самонадеян и рвётся в драку. Его нельзя выпускать!
Прошло ещё 10 дней.
– Ну, а теперь?
– Нет, ещё рано. Он очень нервный, на всё реагирует. Чуть где какой петух крикнет, он всё принимает на своё счёт. Его нельзя выпускать.
Прошло ещё 10 дней.
– А теперь?
– Рано ещё. Сила и ярость переполняют его, прорываются наружу, и это заметно.
Прошло ещё 10 дней.
– Ну, а теперь-то готов?
– Теперь почти готов. Он неподвижен и словно вырезан из дерева. На чужие крики не реагирует. Но другие петухи не хотят с ним драться и, едва завидев его, с криком убегают прочь.

5. Индивидуально работая с текстом притчи, ученики составляют в тетради двухчастный дневник.



Цитаты, эпизоды, герои, которые особенно взволновали

Ассоциации, комментарии к выписанному

«…самонадеян и рвётся в драку»
«…нервный, на всё реагирует»


Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Истинный победитель имеет олимпийское спокойствие


6. Обмен впечатлениями в процессе обсуждения содержания двухчастных дневников.

7. Работа с понятием «притча».

8. Учитель предлагает ученикам закончить притчу, предположив, что ответил князь учителю боевых петухов.

Письмо во время чтения

Цель: учиться фиксировать неоформленные мысли и образ, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания.

Стратегия работы с информационным текстом

Цель: научиться вдумчивому чтению, которое позволит сформировать свою точку зрения на информацию, содержащуюся в тексте, что сделает процесс чтения более эффективным.

Пример использования

Урок русского языка. 5 класс

Тема: «Понятие о существительном».

План урока.

1. Учитель сообщает учащимся тему урока.

2. Ученикам предлагается вспомнить, что им известно о существительном (фронтальная беседа, результаты которой учитель фиксирует на доске).

3. Объединившись в группы, ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров, например, такого типа:



4. Презентация кластеров. Выбор наиболее интересного варианта.

5. Чтение п.70 (т) индивидуально каждым учеником. Фиксирование помет на полях во время чтения.

6. Заполнение таблицы ИНСЕРТ.



V





?

– обозначает предмет;
– падежные вопросы;
– морфологические признаки (род, число, падеж, склонение);
– род (м., ж., ср.);
– число (ед., мн.)
– падеж (6);
– склонение (1, 2, 3);
– в предложении – ____, _ _ _ _

– самостоятельная часть речи;
– классифицируются по значению на конкретные, отвлечённые, вещественные, собирательные;
– имеют род;
– изменяются по числам и падежам;
– н.ф. – им. п., ед. ч.;
– в предложении – любой член.

– самостоятельная часть речи.

– Что такое склонение?
– При каких условиях сущ. может быть определением в предложении?
– Почему одни сущ. отвечают на вопрос кто?, а другие – что?
– Почему одни сущ. пишутся с большой буквы, другие – с маленькой, а третьи – в кавычках?

7. Обсуждение результатов работы в парах.

8. Коллективное редактирование кластеров.

9. Домашнее задание – составить устное сообщение о существительных с опорой на кластер, приводя собственные примеры.

10. Учитель обращает внимание учеников на графу «?» и говорит о том, что это темы будущих уроков, на которых и будут даны ответы на эти вопросы.



Стратегия работы с текстом

Цель: овладеть приёмом графической организации материала, научиться систематизировать, схематизировать материал, составляя таблицы Донны Огл.

Пример использования.

Урок литературы. 6 класс.

Тема: «Большой человек» (страницы жизни М.Зощенко)».

План урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Учитель предлагает детям рассказать о том, что они знают о М.Зощенко. Результаты беседы фиксируются в таблице в графах «знаю», «источники информации».


Знаю

Хочу узнать

Узнал

Источники информации

– писатель-юморист;
– автор рассказов «Галоша», «Монтёр», «Встреча»,
«Великие путешественники», «Золотые слова»;
– даты жизни (1895-1958);

 

 

учитель,
произведения писателя,
учебник литературы,
уроки литературы в 5 классе,
учебник

3. Учитель просит детей во второй графе таблицы зафиксировать вопросы о Зощенко, ответы на которые им хотелось бы узнать. Возможные варианты:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Источники информации

 

– Где родился писатель?
– Какой была его семья?
– Весёлым ли человеком он был?
– Кто были его друзьями?
– Как он создавал свои произведения?
– Что он больше всего ценил в людях? …

 

 

4. Выразительное чтение учителем материалов учебника о М.Зощенко.

5. Индивидуальная работа учеников с графами таблицы «узнал», «источники информации».

6. Обсуждение результатов работы.

7. Письменная творческая работа на тему «Что имел в виду Л.Утёсов, называя Зощенко «большим человеком»?»

8. Домашнее задание: попытаться найти ответы на вопросы, не отражённые в тексте о писателе. Для этого учитель предлагает воспользоваться книгами из библиографии, составленной учеником, выполнявшим индивидуальное задание к уроку.

Стратегия «Продвинутая лекция»

Пример использования.

Урок литературы в 9 классе.

Тема: «Своеобразие древнерусской литературы».

План урока.

1. Знакомство с темой урока и формой его проведения.

2. Сообщение учителем плана лекции, который зафиксирован на доске.

План лекции.


  1. Что такое древнерусская литература? История возникновения и развития древнерусской литературы.

  2. Основные особенности произведений Древней Руси.

  3. Тематика произведений древнерусской литературы.

  4. Ведущие жанры.

  5. Древнерусские произведения и их авторы.

3. Учитель сообщает, что первая часть лекции будет посвящена рассмотрению первого и второго вопросов и спрашивает ребят, что им известно по этому поводу. Результаты фронтальной беседы фиксируются на доске и в тетрадях подобным образом:

Литература Древней Руси
Х век
Связь с религией
Для церковных нужд
Церковно-славянский язык
В монастырях
Рукописные книги
Авторы – монахи



3. Чтение первой части лекции учителем.

4. Анализируя услышанное в парах, ученики отмечают ту информацию в записях, подтверждение которой они услышали в лекции, – то, что не подтвердилось или было опровергнуто (это делает один из членов пары). Второй ученик в паре фиксирует то, что было новым. Записи в их тетрадях должны выглядеть примерно так:



Литература Древней Руси
X век –
Связь с религией
Для церковных нужд –
Церковно-славянский язык
В монастырях
Рукописные книги
Авторы – монахи


X – XVII века
анонимность
торжественность
патриотичность
связь с принятием христианства
из Болгарии (Кирилл и Мефодий)

5. Обсуждение результатов работы в классе.

6. Составление краткого письменного рассуждения по первой части лекции.

7. Работа над второй частью лекции проводится по тому же плану, но функции учеников при работе в парах меняются.

8. Домашнее задание: составить устное монологическое высказывание на тему «Своеобразие древнерусской литературы»или написать вступительную статью для учебника по истории русской литературы к разделу «Литература Древней Руси».



Письмо после чтения

Цель: учиться организовывать собственные мысли после чтения, развивать творческие способности.

Пример использования

Урок развития речи. 6 класс

Тема: «Подробно изложение повествовательного текста».

План урока.

1. Чтение текста учителем.



Некоему шаху приснился ужасный сон, будто у него разом выпали все зубы и волосы. Проснувшись в холодном поту, он тот час велел позвать придворного толкователя сновидений.
Мудрец внимательно выслушал шаха и промолвил: «Твой сон, о великий повелитель, означает, что очень скоро ты потеряешь всех своих родных и близких!»
Ответ не понравился правителю, и он приказал казнить мудреца и позвать другого. Но поскольку во всех учёных книгах сон трактовался одинаково, следующего толкователя постигла та же участь.
Тогда шах разослал по стране глашатаев с указом: «Тому, кто правильно истолкует его сон, достанется мешок золота. Неверный же ответ сулит смерть».
В это время в городские ворота вошёл Ходжа Насреддин. Услышав глашатаев, он тут же попросил провести его к шаху.
Те честно поведали Насреддину о судьбе его предшественников. Но Ходжа был уверен в том, что мешок с золотом достанется именно ему.
Некоторое время спустя герой в прекрасном расположении духа вышел из дворца, сгибаясь под тяжестью мешка. Когда его окружили горожане, вопрошая, что же он сказал шаху, Насреддин ответил: «Признаться, я небольшой знаток сновидений, поэтому я и сказал шаху, что он надолго переживёт всех своих родных и близких».

2. Создание письменного пересказа услышанного текста.

3. Вторичное чтение текста.

4. Обсуждение текста:



– тематика (о чём?)
– основная мысль (для чего рассказана эта история?)
ответы на вопросы тестового характера:

  1. Сон приснился царю, шаху, императору?

  2. Шах позвал учителя, доктора, толкователя сновидений?

  3. Шах разослал по земле глашатаев, слуг, скороходов?

  4. В качестве награды были обещаны мешок золота, пуд серебра, мешок талантов?

  5. В городские ворота вошёл мулла, Омар Хайям, Ходжа Насреддин?

  6. Хожда Насреддин был уверен, что обманет шаха, что мешок золота достанется ему, что он разгадает сон?

  7. Ходжа растолковал сон так: у шаха умрут все родные, шах скоро умрёт сам, шах переживёт всех своих родных?

  8. Содержание сна: у шаха выпали все волосы и зубы, он ослеп, он оглох?

ответы на вопросы, начинающиеся так: было ли такое предложение в тексте?

  1. Некоему шаху приснился кошмарный сон.

  2. Страшно закричав во сне, он тут же проснулся.

  3. Он тот час велел позвать придворного толкователя сновидений.

  4. Мудрец сосредоточенно выслушал шаха и сказал…

  5. Ответ вывел шаха из себя.

  6. Он приказал убить мудреца.

  7. Но поскольку во всех учёных книгах этот сон объяснялся одинаково…

  8. … тому, кто правильно истолкует его сон, достанется мешок золота.

  9. Неверный ответ станет причиной смерти.

  10. Услышав глашатаев, он тут же попросил провести его к шаху.

  11. Чуть позже герой, счастливый и улыбающийся, вышел из дворца, неся в руках мешок.

ответы на вопросы, начинающиеся так: говорилось ли об этом в тексте?

  1. Как звали, и во что был одет толкователь сновидений?

  2. На основании чего был растолкован сон придворным мудрецом?

  3. Почему шаху не понравились толкования сна придворными мудрецами?

  4. Почему были казнены придворные мудрецы?

  5. Почему по стране были разосланы глашатаи?

  6. Какая участь постигнет тех, кто попытается растолковать сон?

  7. Знал ли Ходжа, что его ждёт?

  8. Умел ли Ходжа разгадывать сны?

  9. Почему Ходжа был уверен в своей победе?

  10. Почему он именно так объяснил сон?

5. Работа с опорными и ключевыми словами.

Опорные слова

Ключевые слова

Шах
Сон
Толкователь сновидений
Объяснение
Глашатай
Смерть
Мешок золота
Ходжа Насреддин
В прекрасном расположении духа

Повелитель, господин, правитель
Сновидение
Мудрец
Толкование, истолкование
Вестники, слуги
Гибель, казнь
Награда
Он, странник, путешественник
Счастливый, довольный, радостный

6. Редактирование первого варианта написанного текста.

7. Написание чистовика изложения.



Плюсы в технологии КМ:

1. Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.

2. Делать выводы.

3. Принимать продуманные решения.

4. Технология даёт учащимся возможность размышлять.

5. Способствует активности учащихся в учебном процессе.

6. Активизирует мышление.

7. Учатся работать в группах и парах.

8. Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.

9. Повышается интерес к процессу обучения, к урокам, в целом к предмету.

10. Формируются навыки написания и составления текстов различных жанров.

11. Формируются коммуникативные навыки.

12. Развивается способность к информационной грамотности и самостоятельной аналитической деятельности.

13. Учатся работать с большим объёмом информации.

14. Выбирают главное, отсеивая второстепенное, ранжируют информацию по степени новизны и значимости.

15. Принимаются любые аргументы, идеи, факты, предположения, т.е. дети не боятся высказывать своё мнение и быть высмеянным.

16. Сами могут себя оценить и проверить.

17. Учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей.

18. Излагают идеи своими словами и осваивают новый словарь.

19. Учатся здоровой дискуссии.

20. Творчески интерпретируют имеющуюся информацию.

21. Разнообразие приёмов, которые педагог может варьировать, изменять, подстраивать под себя.

22. Удобно КМ совмещать с другими технологиями: интегрированные уроки, проблемное, дифференцированное обучение, ИКТ и Интернет–технологии и др.

23. В основе технологии лежит чёткая структура, различные приёмы, формы работы, частая смена деятельности.

24. Вырабатывают собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.

25. Отбирают важную информацию из прочитанного, представляют в сжатом, лаконичном виде.

26. Реализуется принцип гуманизации и сотрудничества.

27. Учитель и учащиеся получают удовлетворение от урока.

28. На таких уроках присутствует дифференциация: выбор текста (большой - маленький), запись в таблице (можно два-три слова и небольшой текст) и т.д.

29. Психологически комфортная среда на уроках.

30. Широкое применение технологии: классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, педсоветы, семинары.

31. Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для самовыражения ученика.

32. На уроке учитель и ученик становятся партнёрами, учитель перестаёт быть ментором и оракулом, разрушается барьер между ними.

   Трудности, которые испытывает педагог, работая в данной технологии.

1. Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно - урочной системы очень сложно (как и другой любой). Иногда урок приходится сдваивать.

2. Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.

5. Неправильное понимание стратегий и методов.

6. Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (творческого характера и работа с большим объёмом информации).

7. В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.

8. Сложность в подборе материала (из разных источников).



При проведении текущих тематических КМС включаю задания, рассчитанные на формирование различных умений и навыков:

  1. знать

  2. понимать

  3. применять

  4. анализировать

  5. синтезировать

  6. сравнивать

  7. устанавливать причинно – следственные связи

  8. делать выводы

  9. формулировать вопрос

  10. оценивать

  11. творить

  12. обобщать

Количество диагностируемых умений и их выбор определяю по своему усмотрению в зависимости от темы, целей и структуры урока. Оцениваю каждое умение ученика по 5-бальной системе. Общая сумма делится на количество проверяемых умений и получается итоговая оценка. Такая форма КМС помогает мне оказать ученикам дифференцированную помощь, развивая интеллектуальные умения через систему индивидуальных занятий.

Технология "Развитие критического мышления" на уроках истории: "Реформы Столыпина: "тихая революция"
Цели урока:

Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.

Образовательная: создать условия для: 1) формирования у учащихся представлений о реформах П.А.Столыпина как об определенной трансформации революции “снизу” в революцию “сверху”; 2) понимания политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства; 3) понимания причин, по которым реформы, предложенные П.А.Столыпиным, не нашли широкой социальной поддержки.

Развивающая: 1) критическое мышление через чтение информационного текста; 2) коммуникативные навыки.

Воспитательная: формировать активную жизненную позицию; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование:

  1. Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. XX век. 9-й класс.

  2. Портреты П.А.Столыпина, Николая II.

  3. Задания для групповой работы (документы и т.д.)

  4. Фото из “Компьютерного учебника”.

  5. Эпиграф урока: “Столыпин нанес монархии, или по крайней мере династии, более сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые.” В.В.Вернадский

Технологическая карта урока:

Тип урока

Работа с информационным текстом

Стадия I. Вызов.

Мозговой штурм, составление кластера

Стадия II. Осмысление.

Инсерт

Стадия III. Рефлексия.

Возвращение к кластеру

ХОД УРОКА

I. Стадия вызова

Учитель. Из восемнадцатого ряда двинулся по направлению к первому высокий черноволосый молодой человек в черном фраке. Он шел уверенно, прикрывая афишкой оттопырившийся карман брюк. Дойдя до второго ряда, когда его отделяло от Столыпина метра два, он вытащил браунинг.

Столыпин смотрел прямо на него.

По лицу молодого человека пробежала гримаса страха и напряжения. Он дважды выстрелил… Это произошло 1 сентября 1911 года. Пятого сентября вечером Петр Аркадьевич Столыпин умер. Так трагически оборвалась жизнь человека, целиком посвятившего себя служению России.

А теперь давайте вернемся на несколько лет назад в 1906 год.

Этот год Россия встретила на распутье. Ситуация в стране, сложившаяся к этому времени, могла развиваться по трем направлениям. Вопросы к классу: Какие существовали возможности дальнейшего развития событий в стране? Какая альтернатива представляется наиболее предпочтительной? По мере ответов учащихся на доске появляется следующая схема:

Давайте поразмышляем: С каким из этих трех направлений можно соотнести тему сегодняшнего урока “Реформы Столыпина: “тихая революция”? Почему?

Рассматриваются все точки зрения.

9 июля 1906 г. Председателем Совета Министров был назначен П.А.Столыпин.



Ученик. Историческая справка-биография П.А.Столыпина.

Петр Аркадьевич Столыпин родился в 1862 году в подмосковном имении Середниково. Дед премьер-министра Дмитрий Алексеевич Столыпин и бабушка поэта Михаила Юрьевича Лермонтова Елизавета Алексеевна Столыпина – родные брат и сестра. (П.А.Столыпин и М.Ю.Лермонтов – троюродные братья.)

Генеалогия Столыпиных прослеживается с XVI века с Григория Столыпина. Его сын Афанасий – муромский дворянин. Сильвестр Афанасьевич Столыпин участвует в войне с Польшей в 1654–1656 годах, заканчивает жизнь московским дворянином. Затем идут служилые дворяне: Семен Сильвестрович, Емельян Семенович, Алексей Емельянович – прадед-премьер министра, вышел в отставку поручиком, был предводителем пензенского дворянства. У него шестеро детей: Александр – адъютант Суворова, Аркадий – друг Сперанского, тайный советник, обер-прокурор и сенатор, Николай – генерал-лейтенант, разорванный толпой во время бунта в Севастополе, Дмитрий – дед Петра Аркадьевича, генерал-майор, Афанасий – штабс-капитан, саратовский предводитель дворянства, и Елизавета, бабушка М.Ю.Лермонтова, вышедшая замуж за М.В.Арсеньева. Отец Петра Аркадьевича, Аркадий Дмитриевич, дослужился до чина генерала от артиллерии, участвовал в освобождении Болгарии от турецкого ига, писал книги, был скульптором, играл на скрипке.

Петр Столыпин закончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, рано женился, стал служить в статистическом отделении министерства земледелия. Семья, служба, старая нянька Аграфена, обращавшаяся к Петру Аркадьевичу на “ты”…

Столыпины переезжают в свое имение Колноберже неподалеку от Ковно, молодой помещик избирается уездным предводителем дворянства, начинается совсем иная жизнь.

1899 г. – уездный, затем губернский предводитель ковенского дворянства, 1902 г. – губернатор Гродненской губернии, февраль 1903 г. – апрель 1906 г. – губернатор Саратовской губернии. 26 апреля 1906 года назначен министром внутренних дел, а через два месяца возглавил правительство. (Вариант биографии П.А.Столыпина для выступления ученика можно взять из “Компьютерного учебника”.)



Учитель. Спустя месяц после назначения на пост председателя Совета министров Столыпин вплотную работает над разработкой земельной реформы. До покушения на Аптекарском острове остается три дня.

Заседание Совета министров состоялось в этот же день, 12 августа, спустя несколько часов после взрыва. Но сообщение о его результатах в “Правительственном вестнике” появляется только 24 августа. В нем, в частности, говорилось: “За последние два года революционное движение проявляется с чрезвычайным напряжением. С весны этого года оно особенно усилилось… В чем же при таких обстоятельствах должна заключаться обязанность Правительства и что оно должно предпринять? Ответ на это может быть один: цель и задачи Правительства не могут меняться в зависимости от злого умысла преступников: можно убить отдельное лицо, но нельзя убить идеи, которой одушевлено Правительство. Нельзя уничтожить волю, направленную к восстановлению возможности жить в стране и свободно трудиться.”

Вопросы к классу:

1. Что понимал П.А.Столыпин под словами “восстановление возможности жить в стране и свободно трудиться”?

2. Какие задачи предстояло решить, чтобы воплотить эту идею в жизнь?

Задание 1. Разделитесь на три группы. (Зависит от количества учеников в классе.)

Структурируйте сведения, оформив их кластером.

Учащиеся сначала индивидуально, потом в парах, группах формулируют задачи, которые предстояло решить правительству.

Вопрос: Какие трудности встретились вам при выполнении задания?

Ответы учащихся.

Итог обсуждения в группах – составление общеклассного кластера.



Кластер.

Эта схема отражает тот уровень понимания проблемы, который имеют учащиеся на данный момент урока. Но для того, чтобы иметь более глубокое представление о содержании реформ, необходима дополнительная информация.



II. Стадия осмысления.

Задание 2.

Первой группе прочитать п.3 §8 “П.А.Столыпин: “Успокоение и реформы” и документ “Об учреждении военно-полевых судов” (19 августа 1906 г.):

“На основании статьи 87 Свода Основных Государственных законов, издания 1906 года, постановить: в местностях, объявленных на военном положении или в положении чрезвычайной охраны, генерал-губернатором, главнокомандующим или облеченным их властью лицам предоставляется в тех случаях, когда учинение лицом гражданского ведомства преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании, предавать обвиняемого военно-полевому суду, с применением в надлежащих случаях наказания по законам военного времени, для осуждения в порядке, установленном нижеследующими правилами:

1) Военно-полевой суд учреждается… в составе Председателя и четырех членов из офицеров от войска или флота.

2) Распоряжение… должно следовать безотлагательно за совершением преступного деяния и по возможности в течение суток. В распоряжении этом указываются лицо, предаваемое суду, и предмет предъявленного обвинения.

3) Суд немедленно приступает к разбору дела и оканчивает рассмотрение оного не далее, как в течение двух суток.

4) Разбирательство дела производится при закрытых дверях…

5) Приговор… немедленно вступает в законную силу и… не позже суток, приводится в исполнение…”

Второй группе прочитать п.4 §8 “Разрушение общины” и документ “Из указа Правительствующему сенату 9 ноября 1906 г.”:

“Манифестом Нашим от 3 ноября 1905 г. Взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяется с 1 января 1907 г. С этого срока означенные земли освобождаются от лежащих на них, в силу выкупного долга, ограничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела…

1. Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет… за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании.

3. В обществах, в коих в течение 24-х лет, предшествовавших заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, были общие переделы, за каждым сделавшим такое заявление домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все те участки общинной земли, которые предоставлены ему обществом в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование…

12. Каждый домохозяин… имеет право… требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту.”



Третьей группе прочитать п.7 §8 “Переселенческая политика” и ответить на вопрос: Каковы плюсы и минусы переселенческой политики?

Во время работы над текстами вы должны использовать известный вам прием маркировки, а после прочтения заполнить таблицу с соответствующими маркировке графами.



V” – знаю

” – новое

 

 

Учащиеся индивидуально заполняют таблицу, обращаясь к маркированному тексту, осмысливают полученную информацию, оценивают ее, сравнивают с имеющейся.

После заполнения таблицы каждая группа делает отчет о проделанной работе, отвечая на вопросы: 1. Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо? 2. Какую новую информацию вы получили? 3. Какие трудности вам встретились?



III. Стадия рефлексии/

Возвращение к кластеру. Вопрос: Какими деталями мы можем его уточнить? В ходе обсуждения кластер дополняется новой информацией, которая появилась у учащихся.



Кластер.



1. Меры по наведению порядка в России:

  • успокоение страны при помощи чрезвычайных мер;

  • объявление в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов.

2. Основная цель:

  • отвлечь внимание крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель.

3. Социальный смысл:

  • создать широкий слой мелких буржуазных собственников.

4. Меры по созданию в России правового государства:

Пакет законопроектов:



  • о свободе вероисповедания;

  • о гражданском равноправии;

  • об улучшении быта рабочих;

  • о реформе местного самоуправления;

  • о реформе высшей и средней школы;

  • о введении всеобщего начального обучения и улучшении материального обеспечения народных учителей;

  • о подоходном налоге и полицейской реформе.

5. Аграрная реформа:

  • право выхода из общины и закрепление надела в личную собственность крестьянина;

  • поощрение образования отрубного и хуторского крестьянского хозяйства;

  • уравнение крестьян в гражданских правах с другими сословиями;

  • право продажи и залога крестьянских надельных земель;

  • переселение малоземельных крестьян на казенные земли и малообжитые районы Сибири и Урала:

Цель:

– ослабить земельный голод;


сбить накал революционной борьбы.

Льготы:


– освобождение от налогов;
– земельная собственность (15 га на главу семьи 45 га);
– денежное пособие (200 руб. на семью);
освобождение от воинской повинности.

Недостатки:

– плохая подготовка переселенческих ведомств к перевозке и устройству людей на местах;
возвращение части переселенцев (524.000 из 3.040.000).

Плюсы:


– увеличение населения Сибири;
– освоение более 30 млн. десятин пустующей земли;
– строительство тысяч сел;
– создание крепких единоличных хозяйств.

Учитель. В заключении урока поработаем по вопросам:

1. Как это ни парадоксально, против реформы выступили совершенно разные слои общества. Какие? Почему? Ответ обоснуйте.

2. Почему, на ваш взгляд, П.А.Столыпина можно назвать одиноким реформатором?

3. Как бы вы охарактеризовали Столыпина как человека и политика?



4. Согласны ли вы с эпиграфом урока? Обоснуйте свой ответ.

Рассматриваются все точки зрения.
Каталог: dokumenti
dokumenti -> Рабочая программа Курс: литература Класс: 5
dokumenti -> А. С. Пушкин великий русский поэт
dokumenti -> Пояснительная записка Нормативно-правовое обеспечение Цели и задачи обучения
dokumenti -> Пояснительная записка Нормативно-правовое обеспечение Цели и задачи обучения
dokumenti -> Литература для 9 класса. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету Приказ мо РФ от 19. 05. 1998 №1276
dokumenti -> Путешествие в страну зимних видов спорта