Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Член Украинского общества охраны памятников истории и культуры




страница1/4
Дата25.06.2017
Размер0.57 Mb.
  1   2   3   4
Автор: Яскевич Леонид Емельянович

Член Украинского общества охраны

памятников истории и культуры



Очерки об истории Свято-Макариевской церкви Киева
Предисловие

Прежде описания истории созидания и деятельности Церкви, необходимо сказать несколько слов об организаторе строительства этой Церкви и о месте строительства.

Священник о. Константин Петрович Терлецкий, сын священника г. Мирополя, Суджанского уезда Курской губернии родился 19 мая 1861 г. Окончил Курскую Духовную семинарию в 1883 г. и Киевскую Духовную Академию в 1888. В это же время женился и был рукоположен во иерея Архиепископом Волынским Палладием. Был преподавателем в Коростышевской учительской семинарии в 1890 г. С 1891 г. в Киеве на Лукьяновском приходе о. Константин активно включился в непростую жизнь прихода на окраине Киева. Он организовал работу церковного попечительства, устроил школу грамоты на Лукьяновке и на Юрковице. В 1893 г. основал школу и приют, где организовал изучение садоводства, огородничества и некоторых ремесел. 18 ноября 1893 г. было основано Киевское общество религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви, в деятельности которого о. Константин принял активное участие. В 1897 г. при содействии о. Константина и под его непосредственным заведованием Киевским городским попечительством о народной трезвости была открыта чайная на Лукьяновке. 20 декабря 1902 г.эта чайная перешла в новое здание с большим театральным залом. 14 мая 1897 г. по инициативе о. Константина начала строиться церковь-школа на Юрковице. 30 декабря 1897г. церковь-школа была освящена. В следующем году школа перешла в отдельное вновь построенное здание. 20 марта 1906 г. о.Константин напутствовал больную тифом в еврейской больнице, а 24 марта о.Константин скончался от сыпного тифа. Его напутствовал священник, построенной им Свято-Макариевской Церкви о. Михаил Алабовский. Похоронен о. Константин около алтаря Свято-Феодоровской церкви. В 1947 г. его могилку перенес на Лукьяновское кладбище настоятель Свято-Макариевской церкви о. Георгий Едлинский.

Лукьяновский приход обнимал большое пространство – до 4 км в поперечнике и заключал в себе две местности, различные по географическим условиям и даже разделенные друг от друга естественной границей, Кмитовым Яром, по которому протекал ручей, - Лукьяновку расположенную на равнинной местности и Юрковицу, расположенную на возвышенностях, перерезанных в различных направлениях глубокими ярами (Репихов, Волчий, Самсоновский, Соляной, Черный )

Сообщение между этими двумя местностями, а также и по всей Юрковице, при отсутствии мостовых, было затруднительно и особенно в осеннее и зимнее время. Первоначальное население Юрковицы (теперь Татарки) составляли материально и нравственно убогие бедняки большого города. Они тайком захватывали городские земли и в глубине балок под покровом ночи возводили свои более чем простые жилища из плетня и глины. С течением времени эти жилища постепенно заменялись на небольшие деревянные домики. По законодательству того времени, если жилье построилось за ночь, оно не подлежало разрушению. (Закон о частной собственности.)

Вот в таких условиях зачиналась история Свято-Макариевской церкви. А зачиналась она так…

История Свято-Макариевской церкви
В городе Киеве на исторической местности – горе Юрковица17 высится исторический храм Священномученика Макария, митрополита Киевского и всея Руси. Историчность этого храма двоякого исторического содержания.

Во-первых, история его простирается к 1856 г., когда на Байковой горе был воздвигнут храм в честь Святителя Димитрия Ростовского (Туптало). В 1896 г. был поставлен новый каменный храм “Вознесения Господня”, а церковь Св. Димитрия Ростовского была разобрана и из этого строительного материала был сооружен на Юрковице храм-школа во имя Св. Священномученика Макария. По решению совета старцев Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, там был устроен иконостас, переоборудованный из иконостаса Свято-Димитриевской церкви. В революционные годы в пылу богоборчества иконостас этот тогдашние власти уничтожили, а храм приспособили под шорную мастерскую.

Вторая историческая особенность жизнь Свято-Макариевского храма начинается с ноября 1941г., когда старанием местных жителей немецкие оккупационные власти это здание отдали церковной общине под храм. Но особую уникальную историчность Свято-Макариевская церковь приобрела тогда, когда в 1947 г. в образах иконостаса и киотов настоятелем этого храма священником Георгием Михайловичем Едлинским была увековечена история киевских церквей, разрушенных богоборческими властями. И в наше время эту традицию активно поддерживает новый настоятель храма священник Анатолий Леонидович Затовский, устанавливая иконы новомучеников Церкви Христовой.

1(14) мая 1897 г. происходили празднования четырехсотлетнего юбилея мученической кончины священномученика Макария, митрополита Киевского и всея Руси.

К этой дате общественность Киева готовилась всесторонне и заблаговременно. Еще в начале 90-х годов XIX века, профессора Киевской Духовной Академии провели ряд исследований истории Православия 'в Литовской Руси XIV — XV веков с целью выяснения фактов жизни и деятельности митрополита Киевского и всея Руси Макария. Результатом этих работ был ряд публикаций:

Завитневич В.В., проф. Труды КДА.- Кие,1890, t.I, с. 135 - 155.

Корольков И.М., проф. Киевский митрополит священномученик Макарий и его значение в истории Юго-Западной Церкви. Киев. 1897.

Орловский П., священник. Священномученик Макарий митрополит Киевский и всея Руси. Киев. 1867. Работа вышла к 370-летнему юбилею священномученика Макария.

Петров Н.И., проф. Статья в «Известия Церковно-Археологического общества при КДА», ноябрь - декабрь 1895 г., Киев и статья в «Труды КДА»,1896, №ХI, с.373.

Титов Ф.И., священник. Священномученик Макарий. – Киев, 1896.

Щербицкий О.В. Акты Виленской комиссии для разбора древних актов. – Вильно, 1893, т. XX. c.l -11. В этой работе рассмотрена история Свято-Троицкого монастыря в г. Вильно.

Кроме того, Киевским Религиозно-Просветительским обществом был поставлен вопрос перед Виленской., Киевской и Минской епархиями о сооружении памятного знака на месте, где была церковь в с. Скриголов Мозырского уезда, в которой совершал священномученик Макарий свою последнюю божественную литургию на земле. Благодаря этим ходатайствам уже в конце 1896 г. на месте мученической кончины святителя Макария была сооружена памятная стелла, а в самом с. Скригалов поставлена часовня во имя священномученика Макария.

В Киеве же, еще 19 марта 1895 года настоятелем Лукьяновской Свято-Федоровской церкви о.Константином Терлецким был поставлен вопрос о строительстве на горе Юрковице, что расположена меж Щекавицей и Лысой горой, церкви во имя Священномученика Макария. Вопрос о строительстве церкви на Юрковице в Киевском Религиозно-просветительском обществе1, был встречен без энтузиазма, поскольку новообразованное «Общество» не имело средств на строительство церкви, да и само оно, не имея своего помещения, вынуждено было нанимать его для проведения лекций, заседаний и редакционно-издательской деятельности. Однако, о. Константину удалось убедить членов «Общества», что непрактично отказываться от участка земли, который город в настоящее время еще может дать, тем более, что население Юрковицы составляют «материально и нравственно убогие бедняки большого города тайком захватившие городские земли и в глубине балок возводившие под покровом ночи свои более чем простые жилища из плетня и глины..., привыкшие к пьянству, с базарной бранью в речах, даже при совершении самых возвышенных таинств и обрядов церковных, каковы крещение и похороны, весьма нуждалось в духовном просвещении».2

1 мая 1896 г. Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви обратилось в городскую управу с ходатайством «об отводе ему участка земли на Юрковице под устройство молитвенного дома для вечернего богослужения, - при начале спуска, ведущего с Верхней Юрковицы на Нижнюю. В ходатайстве указывается, что население обеих Юрковиц, сильно «удаленных от всех приходских церквей, представляет собою удобную почву для сектантской пропаганды».3

«После осмотра участка, найденного о. Константином, член городской управы А.В. Разов признал, что участок как нельзя более подходит для означенной цели, находясь в том пункте спуска, соединяющего Верхнюю Юрковицу с Нижней, где начинаются дороги, ведущие на Антифеевскую Поляну, Чмелев Яр, Самсонинский Яр, причем все эти местности населены мастеровыми, рабочими, базарными торговками и т. д.

Участок земли, об отводе которого ходатайствует «Общество», в количестве 900 кв. сажен, не приносит городу никакого дохода, т.к. для застройки его приходится произвести большие работы по спланированию земель.

Комиссия по отчуждению земель, рассмотрев ходатайство «Общества», признала возможным удовлетворить его с тем, что в случае, если «Общество» не застроит участок в трехлетний срок, он обратно поступает в собственность города».3

По окончании хлопот в Городской Управе о выделении земли о.Константин обнес выделенный участок забором и 16 мая 1896 года после торжественной литургии, совершенной в Лукьяновской церкви св. Феодора, был крестный ход с сонмом священников, сопровождаемый членами религиозно-просветительного Общества, среди которых была супруга генерал-губернатора, графиня С.С.Игнатьева. При участии любительского хора «Общества» и множества народа Крестный ход направился на Юрковицу. У подножия недоступной отвесной горы, назначенной для построения церкви-школы, был отслужен молебен и совершено освящение места. Тогда же было положено начало сбору пожертвований на постройку церкви-школы во имя священномученика Макария.

Осенью 1896 г., совершенно случайно, вернее сказать, Божьим промыслом, обнаружилось, что причт Байкового кладбища16 может пожертвовать для Юрковицы старую деревянную церковь святителя Дмитрия Ростовского. К этому времени на новом участке кладбища была освящена каменная церковь Вознесения Христова.

27 ноября 1896 г. было получено разрешение епархиального начальства на передачу старой кладбищенской церкви Киевскому религиозно-просветительскому Обществу. Отец Константин Терлецкий немедленно приступил к её разборке и перевозке, производившиеся под руководством епархиального архитектора Евгения Ермакова, которому была поручена разработка проекта ново-сооружаемого храма и наблюдение за его строительством. Необходимо сказать, что эти работы Е.Ермаков производил безвозмездно. Перевозка стройматериала была закончена к 1 апреля 1897г.

4 февраля 1897г. Советом Киевского религиозно-просветительского общества под председательством епископа Сергия была избрана комиссия по строительству новой церкви в составе:

- свящ. В.В. Богородицкий - кандидат в члены совета КРП Общества,

- свящ. К.П.Терлецкий - настоятель Лукьяновской Св.-Феодоровской церкви,

- П.В.Никольский - доктор медицины, казначей «Общества».

1 мая 1897 г. после торжественно совершенной литургии Крестный ход во главе с епископом Уманским Сергием направился из Лукьяновской Свято-Феодоровской церкви на Юрковицу. В сопровождении множества народа и членов религиозно-просветительного Общества, среди которых снова была супруга генерал-губернатора графиня С.С.Игнатова, настоятель Выдубецкого монастыря архимандрит Евлогий, вице-губернатор г. Киева П.А.Слепцов, городской глава, проф. Духовной Академии С.М.Сольский, при участии любительского хора Общества, усиленного хором Св.-Федоровской церкви, в час дня Крестный ход с пением Пасхальных стихир прибыл на Юрковицу и поднялся по сделанному уже спуску на гору, где по благословению высокопреосвященнейшего Иоанникия митрополита Киевского и Галицкого была совершена закладка церкви-школы во имя священномученика Макария митрополита Киевского и всея Руси, со времени кончины которого в этот день исполнилось 400 лет. «Перед чином закладки церкви-школы епископ Сергий обратился к собравшимся с проникновенным словом, в котором изъяснял сущность настоящего торжества и значение церкви-школы для просвещение и спасения обитателей этой оторванной от города глухой местности, где сами названия урочищ - Половецкое, Печенеговское, Татарское, Волчий, Шмелев Яр - напоминают нам мрачные и грустные события давно минувших дней нашей истории».4

По совершении закладки церкви-школы городской голова от имени города благодарил Общество за его вклад в дело духовного просвещения темной и малограмотной Юрковицы и высказал надежду, что Городская Дума сочтет своим долгом помочь Обществу средствами в этом его святом деле.

Вечером 4 мая 1897 г. в актовом зале Фундуклеевской женской гимназии5 состоялся торжественное собрание Киевского религиозно-просветительского Общества, посвященные 400-летней годовщине мученической кончины святителя Макария, митрополита Киевского и всея Руси.

Сразу же после закладки церкви-школы комиссия приступила к работе. Во многом успешному строительстве способствовало то, что комиссии удалось привлечь к участию в нем Лукьяновское попечительство (председатель Н.И.Чоколов); Лукьяновское Общество любителей велосипедного спорта; инженера кирпичного завода, что на Нижне-Юрковской, Якубенко А.Ф.; киевского промышленника Терещенко А.Н.

Лето 1897 г. было временем необычайно напряженной работы всех членов комиссии. Особенно много сил и энергии отдавал строительству о.Константин Терлецкий. Он ежедневно был на строительстве церкви-школы, нанимал рабочих, рассчитывался с ними, покупал материалы, собирал пожертвования; у одних выпрашивал кирпич, у других - лес. Близкие к нему люди знали, что при расчете с рабочими, он, за неимением денег в кассе Общества, нередко отдавал все свои наличные деньги, и «не удивительно, что при такой энергии и работе о Константина все трудное устройство горы и постройка здания были совершенно закончены к 1 ноября 1897 г., и все это немалое дело обошлось лишь около 10.000 рублей, главным образом, собранных от доброхотных даяний».6

Очень много усилий в сборе доброхотных даяний приложил тогда замечательный Киевский старец-юродивый Филипп «Босый». Большой вклад в дело созидания церкви-школы на Юрковице внесли:

- община Байкового кладбища, пожертвовавшая иконостас церкви святителя Димитрия Ростовского, из материалов которой строилась церковь-школа на Юрковице;

- Духовный собор Киево-Печерской Лавры, усердием которого был восстановлен иконостас, пожертвованный общиной Байковской церкви.

В ноябре 1897 г. строительная комиссия доложила Совету КРП Общества, что церковь-школа на Юрковице готова к освящению. По благословению высоко- преосвященнейшего Иоанникия, митрополита Киевского и Галицкого, освещение церкви-школы на Юрковице было назначено на 30 ноября, в день памяти св. апостола Андрея Первозванного.

Накануне, в присутствии товарища председателя КРП Общества протоиерея П.А.Троцкого, делопроизводителя Совета Общества свящ. Г.Я.Прозоровского и настоятеля Лукьяновской церкви св. Феодора Освященного свящ. К.П.Терлецкого было совершено всенощное бдение. Всенощную пел любительский хор Общества.

30 ноября 1897 г. раннюю литургию в Лукьяновской Св.-Феодоровской церкви совершили протоиерей П.А.Троцкий и свящ. К.П.Терлецкий. После ранней литургии из Св.-Феодоровской церкви был совершен Крестный ход с перенесением св. Мощей (наверно имеется ввиду Антиминс) к ново-сооруженному храму на г. Юрковице. В 9 часов к храму, для его освящения, прибыл преосвященнейший Сергий епископ Уманский, председатель Совета КРП Общества. В совершении освящения престола и храма еп. Сергию сослужили: наместник Киево-Печерской Лавры архимандрит Антоний, настоятель Выдубицкого монастыря архимандрит Евлогий, протоиерей К.П.Фоменко, протоиерей П.Г.Преображенский и доцент Киевской Духовной Академии иеромонах Платон. После освящения церкви-школы во имя священномученика Макария, была совершена Литургия. В Богослужении участвовали 2 хора: Любительский хор КРП Общества и хор Лукьяновской церковноприходской школы. В конце Литургии свящ. Г.Я.Прозоровский сказал слово о значении храма для христианина. В частности он сказал: «Храм есть бесценная святыня, дом Божий, школа жизни и спасения, созданная Самим Богом, воспитывающая людей Евангелием и благодатными средствами Господа нашего Иисуса Христа. Нет и быть не может лучшего воспитательного учреждения, чем Храм Божий. Школы, людьми устроенные, настолько ценны и достигают своей цели, насколько благоустраивают души своих питомцев. Если школа отчуждается от Храма Божия, то в ней упраздняется воспитание, нравственное благо устроение душ, и остается одно лишь обучение. Но где школа и Храм Божий вместе, там есть все, что требуется для всестороннего и гармоничного развития умственных и нравственных сил человека-христианина, для получения им знаний и добрых навыков жизни. Исходя из такого убеждения, Киевское Религиозно-Просветительское Общество принесло в дар темным людям Юрковицы Храм Божий и под сенью его школу, в которых бы они просвещались Богослужением в Храме и уроками в школе; премудростью Божией и знаниями человеческими, в которых они молились и учились».

После литургии преосвященнейший Сергий обратился к присутствовавшим с архиерейским словом назидания, в котором указал на знаменательное совпадение освящения церкви-храма на Юрковской горе с праздником св. апостола Андрея Первозванного. Первозванный апостол водрузил Крест на одной из Киевских гор, и отсюда свет Христов засиял всей Русской земле. Киевское религиозно-просветительское Общество соорудило Храм Божий на Юрковских высотах, и верится теперь, что с помощью Божией, отсюда распространится свет Христов на темную Юрковицу.

На торжестве освящения церкви-школы и на Божественной Литургии присутствовали: Начальник края граф А.Т.Игнатьев с супругой, вице-губернатор П.А.Слепцов, заступающий место городского головы А.В.Розов, члены Киевского религиозно-просветительного Общества, представители Лукьяновского попечительства с председателем Н.И.Чоколовым и многие другие молящиеся.7

С этого времени церковь-школа во имя священномученика Макария несла местному населению благодать Христову и просвещение. Юрковица получила церковь-школу и особого учителя, но священник приглашался Обществом со стороны лишь для праздничного Богослужения. Необходимо было создать здесь самостоятельную приходскую жизнь, дать Юрковице настоящего руководителя в лице особого приходского священника. КРП Общество, по представлению о. Константина Терлецкого, соглашалось отдать в ведение Юрковецкого прихода выстроенную им церковь-школу. Но затруднение состояло в том, что Юрковецкий приход по своей бедности не мог обеспечить священника хотя бы жильем. Кроме того, одно здание не могло полностью удовлетворить и церковноприходские и специфические школьные нужды. По замыслу о.Константина, нужно было для школы выстроить отдельное здание, где можно было бы предусмотреть и квартиру для священника.

Осенью 1898 священник о. Константин Терлецкий, не имея никаких средств, на свой страх и риск начал строительство такого дома. Когда батюшку спрашивали, на какие средства он собирается строить такой большой дом, он отвечал: «Бог поможет в этом деле» и указывал на небольшие остатки стройматериала, сохранившиеся от строительства церкви-школы, на возможность получить необходимый материал в долг и на сбор пожертвований. И действительно, при строительстве этого дома образовался долг. Этот долг удалось погасить посредством займа в Кассе Взаимопомогания Общества духовенства г. Киева. Заем этот Юрковецкая Св.-Макариевская община выплачивала до 1909 г.

Несмотря на все трудности, летом 1899 г. постройка дома была завершена и школа была переведена в новое здание. А Юрковецкая Свято-Макариевская церковь получила первого своего настоятеля в лице священника Михаила Петровича Алабовского (Год рождения 1874, окончил КДА со степенью Кандидата Богословия в 1899 и тогда же был рукоположен во иерея). В это время в Св.-Макариевской церкви псаломщиком был Иван Иванович Бжяцкий, староста - Андрей Хрисанович Хрисанфов, учителем в церковноприходской школе Анна Николаевна Сабинина, а учителями пения Завадский Афанасий Иванович и Лидия Ивановна Павловская.8

С устройством Церкви и школы на Юрковице жители этой местности, дотоле оторванные от Храмов Божиих, полюбили свой храм. Нравы населения стали улучшаться, да и внешний вид Юрковицы также стал заметно изменяться: были проложены мостовые, стали строиться хорошие дома, появились магазины и лавки, улицы постепенно стали освещаться.

Строительство, а в дальнейшем и деятельность Свято-Макариевской церкви, трудно представить без активного содействия и материальной поддержки религиозных и общественных организаций и многих частных лиц. Весьма ощутимо было благотворное содействие в деле строительства и дальнейшего развития Св.-Макариевской церкви со стороны митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия, митрополита Киевского и Галицкого Флавиана, Киевского религиозно-просветительского Общества, общины Лукьяновской Свято-Феодоровской церкви и особенно настоятеля этой церкви о.Константина Терлецкого, общины Байковской церкви, Духовного Собора Киево-Печерской Лавры, Киевской Городской Думы; Киевского Городского Управления; Лукьяновского Попечительства под председательством А.И.Чоколова, Киевского Общества велосипедистов-любителей. Многие частные лица приняли это дело близко к сердцу и отдавали на строительство церкви посильные пожертвования. Особенно много приложил сил по сбору средств для Св.-Макариевской церкви - старец Филипп «Босый». После его смерти 24.04.1905 г. дело старца продолжили его почитатели.

Ко дню освещения храма многое необходимое было доброхотно дано разными лицами:

- графиня Игнатьева С.С. - большое напрестольное Евангелие, священные сосуды, семисвечник, подсвечник;

- граф Игнатьев С.А. - кадило;

- Зурова О.П. - малое напрестольное Евангелие;

- Зурова П.А. - большая лампада;

- Зурова Е.А. - подсвечник;

- киевский вице-губернатор Слепцов П.А. - плащаница;

- киевский промышленник Терещенко К.В. - паникадило, хоругви, ковры;

- архимандрит Евлогий, настоятель Выдубецкого монастыря - серебряный Крест;

- Подвысоцкий С. П. - срачица на престол;

- Ерикова Е.3. и Шурова А.И. - облачение на престол и жертвенник; воздухи на священные сосуды;

- Решетилова М. - колокол большой;

- жители Юрковицы - 4 малых колокола;

- протоиерь П. Подвысоцкий - золотой наперсный крест;

- художник Мурашко Н.И. - 4 ценных иконы Божией Матери: «Скоропослушница», «Почаевской Божией Матери», «Споручница грешных» и «Нерукотворный Спас».

- архитектор Мурашко А.И. - икона "Св. Николай Угодник".

За неоценимую помощь в созидании церкви-школы на Юрковице Почетными членами Свято-Макариевского братства стали: Высоко-преосвященнейший Платон, архиепископ Американский и Алеутский, баронесса Фиркс Е.В.; инженер Якубенко А.Ф., проф. Никольсткий П.В., Проценко В.Н., Шефтель А.Н. (попечитель детского приюта), Терещенко А.Н., священник Михаил Алабовский (первый настоятель Св.-Макариевской церкви и организатор Юрковецкого Свято-Макариевского Братства, законоучитель Юрковецкой школы), Алабовская К.И. (супруга настоятеля, фундатор детского приюта при Св.-Макариевском Юрковецком Братстве), архитектор Мурашко А.И., протоиерей Константин Терлецкий (настоятель Лукьяновской Св.-Феодоровской церкви и фундатор Св.-Макариевского прихода) и др.

Пожизненными членами Юрковецкого Св.-Макариевского Братства стали художник Пимоненко Н.К., инженеры: Фонталова М.А., Бондарь А.Л., Яковлев Н.А., а, также, Чоколов И.И., Самохвалов М.С., Карнович А.Л., Гринь-Броншвагер В. А., Булава И. И., священник Г.Едлинский и мн. др.

Молодой настоятель Киево-Юрковецкой Свято-Макариевской церкви о. Михаил Алабовский до последних дней о.Константина Терлецкого, в приход которого до 1899 г. входила Юрковица и Татарка, был в самых близких с ним и дружеских отношениях, и вполне можно сказать, что Лукьяновка и Юрковица жили одной общей жизнью, помогая друг другу в делах просвещения и благотворительности. Именно по совету о.Константина о.Михаил решается устроить детский приют при Св.-Макариевской церкви. И хотя Юрковецкий приход был довольно бедным - его годовой доход составлял тогда всего 1000 р. — о. Михаил осенью 1899 г. приобретает на Лысой горе, что напротив Юрковицы, усадьбу Ф.Ф.Коноплицкого, из которой намеревается устроить детский приют. А чтобы вовлечь широкие круги населения в дела благотворительности и просвещения о.Михаил по примеру Св.-Феодоровского прихода организовывает в 1900 г. Киево-Юрковецкое Св.-Макариевское братство. В том году Храм священномученика Макария был застрахован на 6000 р.9

  1   2   3   4