Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Читательская конференция в 6 «А» и 9 «А» классах. Б. Полевой. "Повесть о настоящем человеке"




Скачать 143.82 Kb.
Дата07.07.2017
Размер143.82 Kb.
Читательская конференция в 6 «А» и 9 «А» классах.

Б.Полевой. "Повесть о настоящем человеке"

Цели урока:

· представить учащимся русского писателя ХХ века Бориса Николаевича Полевого и его книгу "Повесть о настоящем человеке";

· познакомить с главным героем повести Алексеем Мересьевым и его прототипом; с теми, кто сумел повторить подвиг легендарного летчика в военное и мирное время;

· совершенствовать умения анализировать поступки героев повести;

· воспитывать интерес к чтению, к истории России;

формировать личностные качества учащихся: любовь к своему Отечеству, силу воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, веру в себя, оптимизм.



Оборудование:

· портрет Б.Н. Полевого;

· выставка книг (разных изданий "Повести о настоящем человеке"), газетных и журнальных материалов об авторе повести, о прототипе главного героя повести Алексее Петровиче Маресьеве - человеке-легенде, о жителях разных стран, повторивших подвиг летчика;

· иллюстрации к повести;

· компьютер, проектор, экран для просмотра презентации;

DVD-проигрыватель и телевизор для просмотра документального фильма "Жизнь замечательных людей. Маресьев", художественного фильма "Повесть о настоящем человеке" или его фрагментов.



Раздаточный материал:

· тексты повести Б.Н. Полевого "Повесть о настоящем человеке";

вопросы для беседы по содержанию повести.

Предварительный этап:

За две недели до урока предлагается перечитать прочитанную летом "Повесть о настоящем человеке" Б. Полевого, выдаются индивидуальные задания, вопросы для беседы по содержанию повести, предлагается подобрать необходимые цитаты для анализа текста.



Ход урока

I. Учитель знакомит с темой урока внеклассного чтения (слайд №1), целями.

II. Выступления учащихся, выполнявших индивидуальные задания.

1. Первый учащийся знакомит одноклассников со страницами биографии автора "Повести о настоящем человеке" Бориса Николаевича Полевого (слайд № 2).

Борис Николаевич Полевой (настоящая фамилия Кампов) родился 17 марта 1908 года в Москве, в семье юриста. С 1913 года его семья жила в Твери. После окончания в 1926 году промышленного техникума он работал на местной текстильной фабрике "Пролетарка". Журналистикой Борис Полевой занялся очень рано: уже в 1922 году, будучи учеником шестого класса, он поместил в газете "Тверская правда" свою первую корреспонденцию, а с 1924 года его заметки регулярно публиковались в городских газетах. В 1928 году оставил работу на текстильной фабрике и начал профессиональную журналистскую деятельность в тверских газетах "Пролетарская правда", "Смена", "Тверская правда". В 1939 году вышла его первая повесть "Горячий цех" - о людях первой пятилетки, работавших на Калининском вагонзаводе. Борис Полевой участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов, во время Великой Отечественной войны был в действующей армии как корреспондент "Правды". Фронтовые впечатления и встречи легли в основу его книг: "От Белгорода до Карпат" (1944), "Мы - советские люди" (1948), "Золото" (1949-1950). Широкую известность писателю принесла "Повесть о настоящем человеке" (1946), в основе которой - реальный подвиг Героя Советского Союза летчика Алексея Петровича Маресьева, продолжавшего воевать после ампутации обеих ног. В 1948 году по книге был поставлен одноименный художественный фильм с Павлом Кадочниковым в главной роли. С 1962 года Борис Полевой бессменно занимал пост главного редактора молодежного журнала "Юность". С 1967 года он был секретарем правления Союза писателей СССР, вице-президентом Европейского общества культуры. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, шестью другими орденами, а также медалями, Золотой медалью Мира, иностранными орденами и медалями, удостоен Государственной премии. В 1974 году Борису Полевому было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Многие произведения Полевого переведены на иностранные языки. Похоронен в 1981 году на Новодевичьем кладбище.

2. Второй учащийся рассказывает о книге Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке" (слайд № 3).

В дни Великой Отечественной войны писатель Борис Полевой, в то время военный корреспондент газеты "Правда", познакомился в одной из авиационных частей с командиром эскадрильи Алексеем Маресьевым. В этот день отважный летчик сбил два фашистских самолета. Но писателя потрясло другое: у летчика не было ног! После боя в землянке Маресьев рассказал свою историю. Подбитый фашистами истребитель рухнул в чащу леса. Летчик, выброшенный из самолета взрывной волной, упал на огромную ель и сполз по ее ветвям в снег. В жестокую зимнюю стужу, без пищи и воды, теряя сознание от острой боли в раздробленных ступнях, раненый летчик 18 суток упрямо полз к своим. "Повесть о настоящем человеке" - одна из любимых книг многих людей. С интересом и волнением ее читают и взрослые и дети. Книга эта переведена на многие языки мира. "Повесть о настоящем человеке" написана в 1946 году, спустя год после окончания Великой Отечественной войны, в 1947 году автор удостоен Государственной премии. У этой книги удивительная судьба. Не только потому, что "Повесть о настоящем человеке" стала любимой у молодежи, не только потому, что ее знают во всех странах мира, а у нас она издавалась более ста раз. Она дорога еще и потому, что многим людям помогала в трудную минуту, учила мужеству. Это были нелегкие годы для советского народа, когда повесть Б. Полевого приходила к читателям в неустроенные дома, в библиотеки, размещенные во временных помещениях, в семьи, где горько горевали о не вернувшихся с войны. Каждому эта книга была необходима: и юноше, заканчивающему школу, и ветерану, у кого в бессонные ночи ныли старые раны. "Повесть о настоящем человеке" только появилась в журнале, как писателю отовсюду пошли письма. Сотни, тысячи писем от незнакомых и близких людей, от фронтовиков, от женщин, от молодежи. Критики, кажется, высказали всё об этой книге. Но каждый день, когда кто-то впервые открывает ее страницы, мысленно он говорит то новое, что еще не высказано до него, потому что нет на земле человека, кто бы остался равнодушным рядом с книгой о подвиге Маресьева. Да и сам Полевой совершил писательский подвиг, подарив человечеству прекрасную песню о мужестве и жизнелюбии настоящего человека. В трудные послевоенные годы она находила отчаявшихся и возвращала их к жизни, она влекла за собой сильных, стыдила малодушных, становилась другом, учителем, бойцом. Повесть передавали из рук в руки вьетнамские патриоты, когда в часы затишья можно было прильнуть к ее горячим страницам. Пробитая однажды вражеской пулей, она окрасилась кровью того, кто понес ее с собой в атаку. Об этой книге писал из тюрьмы Назым Хикмет, ею восторгался великий негр Поль Робсон.

3. Третий учащийся знакомит с прототипом главного героя повести - Алексеем Петровичем Маресьевым (слайды №№ 4 - 7).

Летчик, Герой Советского Союза (1943), полковник, Алексей Петрович Маресьев родился в 1916 году в городе Камышине на Волге в рабочей семье. Окончив школу, пошел работать на завод. В 1934 году отправился строить Комсомольск-на-Амуре. В свободное время занимался в местном аэроклубе. Незадолго до войны окончил Батайское военное авиационное училище, получил звание младшего лейтенанта. С первых дней Великой Отечественной войны - в действующей армии на Северо-Западном фронте. 4 апреля 1942 года в бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) его ЯК-1 был подбит немецким "мессершмиттом". Деревья несколько смягчили удар о землю. Выброшенный из машины летчик упал в сугроб. Попытки встать на ноги не удались: ступни обеих ног разбиты. 18 суток полз Маресьев в лесу по снегу к своим. Его обнаружили в бессознательном состоянии с обмороженными ногами деревенские мальчишки. В госпитале имени Н.Н. Бурденко Алексею Маресьеву ампутировали голени обеих ног. Долго лечился, учился ходить на протезах и упорно добивался от комиссий разрешения летать. С июня 1943 года Маресьев опять в боевом строю, воюет в составе 63-го гвардейского авиационного истребительного полка. За военные годы Алексей Петрович сделал около ста вылетов, сбил одиннадцать самолетов противника (четыре - до ранения, семь - после). 24 августа 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Полковник в отставке А.П. Маресьев награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Знаком Почета, "За заслуги перед Отечеством IIIстепени, медалями, иностранными орденами. Его именем названы малая планета Солнечной системы, общественный фонд. 18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался. Торжественный вечер все же состоялся, но начался он с минуты молчания. Алексей Маресьев похоронен на Новодевичьем кладбище.

4. Чтение отрывка из "Поэмы о Настоящем Человеке". Автор - Черников Владимир Петрович, летчик, гвардии полковник, ветеран Великой Отечественной войны, председатель Союза фронтовиков СВАО - участников юбилейных парадов Победы. Отрывок исполняется на фоне мелодии песни "Русский парень" (К.Брейтбург/С.Сашин).

  Поэма о Настоящем Человеке (отрывок)

Рождает Родина героев,

Коль нашу землю топчет враг,

Они, прикрыв ее собою,

Не отступают ни на шаг…
И летчики сражались смело,

Срывая вражеский налет,

Их сила духа без предела,

Они ее берут в полет.


У Алексея первый вылет,

Удар по технике врага,

На бреющем фашистов били,

Не дрогнула его рука…


Под Старой Руссой в жесткой схватке

Был самолет его подбит.

Мотор заглох, и нет площадки,

Но хорошо, что не горит.


Упал на лес, сбивая сучья,

В куски распался самолет,

Вот он, особый этот случай,

Когда остался жить пилот…


Как он прополз те восемнадцать

Голодных выстраданных дней?

Как телу трудно подниматься,

Но сила воли все ж сильней…


Врачи его смотрели долго

И вывод сделали один…

Лишь сила воли, чувство долга

Его оставили живым.


Взяв костыли, стал двигать ноги -

Как трудны первые шаги!

Учителя уж больно строги,

А в помощь только две руки. «Я должен быстро научиться

Ходить и двигаться, как все.

Иначе в воздух не пробиться,

А без полетов трудно мне».
И он с упорством, силой воли

Тренировался каждый час.

Хотя в душе стонал от боли

И падал на пол много раз…


И доказал, что и в протезах

Готов на фронте воевать,

В ногах его теперь железо,

Лишь нужно им повелевать.


А жарким летом в сорок третьем

Попал на Курскую дугу,

Друзей своих на фронте встретил

В гвардейском боевом полку.


По восемь раз за день взлетали,

Громили, разрывая строй,

И в небе пушки грохотали,

Здесь каждый миг – смертельный бой!


И вот однажды, тем же летом

К ним в полк приехал Полевой,

Проговорили до рассвета

О буднях жизни боевой.


Он рассказал, как жизнь сложилась,

Почти что спал, закрывши веки…

И вскоре «Повесть…» появилась

О Настоящем Человеке!

Беседа с учащимися по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».



Вопросы для беседы по повести Б. Полевого

«Повесть о настоящем человеке»

  1. Какому историческому событию посвящена повесть Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»?

  2. Какой эпизод создаёт первое впечатление о главном герое Алексее Мересьеве? Какие его черты характера выявляются в этом эпизоде?

  3. Как характеризует Мересьева сцена с медведем?

  4. Третий эпизод – движение Мересьева на восток:

  5. В чем обнаруживается мужество Мересьева, твердость характера, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели?

  6. Какие мысли и стремления заставляют лётчика преодолевать все препятствия в своем движении на восток?

  7. Что поддерживает его в трудном пути к своим?

  8. Какие слова лётчика указывают на его уверенность в хорошем исходе дела?

  9. Прочитайте описание природы. Какое значение имеет пейзаж в раскрытии чувств и переживаний героя?

  10. Кто его первые спасители? (Портреты, речь)

  11. Перескажите историю деревни Плавни, подтвердив свой рассказ цитатами (что побудило жителей деревни бросить свои дома, землю, скотину, годами нажитое добро и уйти в лесную глушь? Как жили они в подземной деревушке? Как это их характеризует? )

  12. Как воспринял Мересьев известие о необходимости операции и каково было его душевное состояние после ампутации ног?

  13. Расскажите о комиссаре Воробьеве (образ жизни, поведение, черты характера).Что же было источником его неиссякаемой бодрости?

  14. Чтение и комментарий эпизода смерти и похорон комиссара.

  15. Какую роль сыграл комиссар в судьбе Мересьева?

  16. Как добивался Мересьев возвращения в строй?

  17. Диалог Алексея Мересьева с врачом после госпиталя и санатория. Найдите в тексте авторские ремарки по поводу поведения главного героя и врача.

  18. Первый учебный полет. Почему в смертельном поединке с немецким ассом Мересьев одержал победу?

  19. Что показывает читателю автор в этом эпизоде?

  20. Какова роль природы в данном эпизоде?

  21. Можно ли назвать борьбу Мересьева за право летать подвигом?

  22. В чем смысл названия повести?

  23. Кто из героев повести может быть назван «настоящим человеком»?

  24. Как относится автор к своему герою?

  25. Какой период жизни Мересьева вы считаете наиболее трудным для него?

  26. Какое впечатление на вас произвела книга? Какие чувства вызвала?

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»

  1. Чем питался А.М. в лесу?

(килограммовой банкой тушенки, взятой у погибшей мед. сестры, кусочки молодой еловой коры, которые он все время грыз и проглатывал, горьковатые березовые почки, нежная и клейкая, тянущаяся под зубами кашица молодой липовой коры, семенами еловой шишки)

  1. Чай с каким отваром пил Алексей в лесу?

(Отрадой ему был «чай» из собранных на проталинах лакированных листочков брусники. Горячая вода, наполняя тело теплом, создавала даже иллюзию сытости.)

  1. Какое время года любил Алексей?

(Весну. Алексей с детства любил эту пору, и даже теперь, волоча по лужам свои больные ноги в мокрых, раскисших унтах, голодный, теряющий сознание от боли и усталости, проклиная лужи, вязкий снег и раннюю грязь, он все же жадно вдыхал хмельной влажный аромат)

  1. Каким образом стал передвигаться Алексей, когда понял, что идти больше нет сил?

(Он поднялся на четвереньки и по звериному пополз)

  1. У Алексея в пистолете было несколько патронов. Сколько и для чего?

(В пистолете оставалось только три патрона: два для врага, один, в случае надобности, для себя.)

  1. Кого встретил Алексей на немецкой вырубке?

(Двух братьев Сереньку и Федьку)

  1. Сколько времени полз А.М. пока его не нашли?

(18 суток)

  1. Что подарил деду Михайло Алексею?

(трофейный кинжал)

  1. Номер палаты в которой лечился Алексей Мересьев?

(42)

  1. Что знаете о 50-ой палате в госпитале?

(Пятидесятой палаты в госпитале не было. Так между собой больные называли мертвецкую.)

  1. Что означает высказывание: «Будем плясать?

(Пришли письма)

  1. Какую книжку читали в палате 42?

(«Как заклялась сталь»)

  1. Это были страшные минуты – минуты, когда слезы сами лились из глаз и приходилось до крови кусать губы, чтобы сдержать невольный стон. Что за минуты?

(Гимнастика которую делал Мересьев)

  1. Почему М.. было легче писать не своей девушке Оле, а «метеорологическому сержанту»?

(Оле он лгал. А лгать он не умел и ему было за это очень стыдно. А вот «метеорологическому сержанту» он рассказывал всю правду.)

  1. Фамилия мастера сделавшего протезы для Мересьева.

(Зуев)

  1. Какой подарок сделал Василий Васильевич Мересьеву?

(старинную, черного дерева палку, с удобной ручкой из слоновой кости трость)

  1. Сколько месяцев пролежал М. в госпитале?

(4 месяца)

  1. Кто учил Мересьева танцевать?

(медсестра Зиночка)

  1. Сколько времени без заправки могут летать «мессеры»?

(У них запас горючего на сорок пять минут )

  1. Сколько лет Мересьеву во время войны?

(21-24 года)

  1. С кем Алексей Мересьев одержал бой, будучи уже подбитым, в тылу врага?

(Зверь еще сильнее рванул комбинезон. Крепкая материя затрещала, но опять выдержала. Медведь неистово заревел, схватил комбинезон зубами, защемив через мех и вату тело. Алексей последним усилием воли подавил в себе боль и в тот момент, когда зверь вырвал его из сугроба, вскинул пистолет и нажал курок.)

  1. Какое ранение получил Алексей Мересьев?

(Обе ноги никуда не годились. Очевидно, когда удар самолета по верхушкам сосен выбросил его из кабины, ступни что то прищемило и раздробило мелкие кости плюсны и пальцев.)

  1. Несколько раз Алексей пытался пристрелить дичь, а тут сама дичь упала ему в руки. Что это?

(А тут кусок мяса сам попал к нему в руки. Ни минуты не задумываясь, над тем, что ежи считаются, по поверью, животными погаными, он быстро сорвал со зверька чешую листвы. Еж не просыпался, не развертывался и походил на смешной, ощетинившийся иглами огромный боб. Ударом кинжала Алексей убил ежа, развернул его, неумело содрал желтую шкурку на брюшке и иглистый панцирь, рассек на части и с наслаждением стал рвать зубами еще теплое, сизое, жилистое мясо, плотно приросшее к костям.)

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрацию, постарайтесь узнать главных героев. Перечислите их.

(Федька, Сережка, деда Михайло, Варя, бабка Василиса, Дегтяренко)

  1. Какое страшное сообщение получил Мересьев?

(Таких, как ты, грешно обманывать. Гангрена. Но носа не вешать. Неизлечимых болезней на свете нет, как нет и безвыходных положений. Запомнил? То то.

И он ушел, большой, шумный, и уже откуда то издалека, из за стеклянной двери коридора, слышалась его басовитая воркотня.

– Забавный дядька, – сказал Мересьев, тяжело смотря ему вслед.

– Псих. Видал? Под нас подыгрывается. Знаем мы таких простеньких! – отозвался со своей койки Кукушкин, криво усмехаясь. – Значит, сподобились чести в «полковничью» попасть.

– Гангрена, – тихо произнес Мересьев и повторил с тоской: – Гангрена...)



  1. Иллюстрация называется «Пошел!»

Назовите людей, которые вернули Мересьеву возможность ходить и летать.

(Василий Васильевич, старый мастеровой Зуев, Клавдия Михайловна)

  1. Какая необыкновенная история летчика поддерживала Алексея Мересьева во время болезни?

(О летчике, который летал без ступни.)

  1. Кого Алексей Маресьев называл настоящим человеком?

(комиссара)

Итоговое слово библиотекаря школы. Подведение итогов интеллектуальной игры.

Награждение дипломами победителя игры, активных участников конференции.

Заканчивается конференция песней « Русский парень» в исполнении 6-тиклассников.









  • Оборудование
  • Раздаточный материал
  • Ход урока I .
  • О Настоящем Человеке!
  • «Повесть о настоящем человеке»
  • Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»