Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Четыре типа личности: психолог, техник, спикер и теоретик




страница1/9
Дата30.03.2017
Размер1.91 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Стариков В. В.

ЧЕТЫРЕ ТИПА ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГ, ТЕХНИК, СПИКЕР И ТЕОРЕТИК.
Как выбрать профессию или супруга? Как выйти замуж за богатого? Как набрать персонал? Как сделать карьеру и выбрать лифт вертикальной мобильности? Как определить степень пригодности на роль политика, артиста или руководителя? В чём состоят причины преступности и безработицы, причины гибели локальных цивилизаций и правящих элит? Какие существуют склонности в обучении и преподавании? Как поддерживать дисциплину на уроке?

Соликамск 2007 г.

ББК 60

Стариков Валерий Владимирович

Четыре типа личности: психолог, техник, спикер и теоретик.- Соликамск, «Типограф», 2007, тираж 500 экз.
Содержание.

Введение.

§1. Сравнительный анализ теорий и тестов на тип личности.

§2. Характер отношений между типами личности.

§3. Словесный тест.

§4. Визуальный тест.

§5. Происхождение типов личности.

§6. Причины гибели правящих династий и элит.

§7. Сравнение типов личности по уровню развития интеллекта.

§8. Эмпирическое исследование долей типов личности в популяции г. Березники.

§9. Список рекомендуемых профессий и степень готовности к подчинению,

которые можно использовать при выборе профессии и наборе персонала.

§10. Степень пригодности на роль руководителя и стиль управления коллективом.

§11. Результаты наблюдения за успешностью административной карьеры.

§12. Выбор лифта социальной мобильности.

§13. Склонности типов личности в политике.

§14. Типы личности в искусстве и шоубизнесе.

§15. Эмпирическое исследование причин безработицы.

§16. Причины преступности.

§17. Эмпирическое исследование причин преступности.

§18. Сравнительное исследование степени успеха в любви и степени любвеобильности.

§19. Рекомендации по выбору супруга или как выйти замуж за богатого?

§20. Стиль преподавания у разных типов личности педагогов.

§21. Стиль обучения у разных типов личности учащихся.

§22. Конфликт школьных клик и рекомендации по поддержанию дисциплины

на уроке.

§23. Социология гениальной личности.

Вместо заключения: список преимуществ и проблем в жизни для разных

типов личности.

Библиография.



Введение.

Опираясь на теорию К.Г.Юнга, нами была создана психологическая теория, которая позволяет делать большое количество прогнозов о склонностях в поведении людей. Затем эти прогнозы можно проверять в эмпирических исследованиях. Нами уже были проведены исследования в школе, в бюро по трудоустройству и в женской колонии. Результаты этих исследований подтвердили наши прогнозы лишь частично, что в будущем заставляет нас гораздо осторожнее относиться к выдвижению подобных прогнозов. Человеческое поведение является следствием множества причин. Наши прогнозы оказываются в состоянии предвидеть лишь некоторые из этих причин, пусть даже самые главные. И только эмпирическое исследование позволяет выявить все причины.



§1. Сравнительный анализ теорий и тестов на тип личности[ 36].

Наша цель состоит в демонстрации того факта, что, с одной стороны, наши исследования идут в русле подобных исследований на Западе, а, с другой стороны, наши основополагающие принципы несколько отличаются от идей других авторов. История науки показывает, что первое обстоятельство отчасти предохраняет от превращения авторских идей в полный научный бред, а второе обстоятельство – от превращения в плагиат или в попытку изобрести велосипед, уже давно изобретённый.



К.Г.Юнг создал теорию о типах личности, согласно которой всех людей можно разделить на экстравертов и интровертов, затем он выделил у них четыре функции мышления: ощущение, интуицию, чувство и мышление [44].

Экстраверсия – это направленность внимания на внешнее окружение личности – на слухи, моду, цены, богатство, престиж и власть. Интроверсия – это направленность внимания личности на свой внутренний мир – на собственные идеи и принципы, книги и творчество. Внешним признаком интроверта является смелый открытый взгляд, общительность и выпученные глаза. Внешние признаки интроверта – это стеснительность, несмелый взгляд и необщительность. Ощущение и интуиция противоположны друг другу, чувство и мышление противоположны друг другу. Каждый человек обладает одной главной функцией мышления и двумя вспомогательными функциями мышления, противоположная функция у него подавлена. Попытка развивать противоположную функцию может привести к нервному расстройству. Каждый человек владеет главной функцией в совершенстве, вспомогательными функциями – кое-как, противоположная функция у него совершенно не развита. Человек получает свой тип личности по наследству от родителей и не способен его сменить в течение жизни, хотя он способен развивать не только свою ведущую функцию, но и вспомогательные функции. Итак, согласно Юнгу, существует шесть показателей - интроверсия, экстраверсия, ощущение, интуиция, чувство и мышление. Существует восемь типов личности - сенсорный интроверт, интуитивный интроверт, чувствующий интроверт, мыслительный интроверт, сенсорный экстраверт, интуитивный экстраверт, чувствующий экстраверт, мыслительный экстраверт. Юнг дал словесное описание этих типов личности, но он не составил тестов на тип личности, поэтому ученики Юнга попытались несколько подправить теоретическую конструкцию учителя и составить валидные тесты. Для достижения первой цели необходимо, по нашему мнению, сделать следующее. Во-первых, нужно отвлечься в типологии от разделения на экстравертов и интровертов. Результаты наших наблюдений показывают, что теоретики – это всегда яркие интроверты и нам не удалось обнаружить мыслительных экстравертов, что спикеры – это всегда яркие экстраверты и нам не удалось обнаружить чувствующих интровертов, что техники и психологи обладают экстраверсией или интроверсией в незначительной степени. Во-вторых, необходимо несколько уточнить некоторые показатели Юнга, например, нужно заменить неопределённую функцию «чувство» на более конкретную, физиологическую функцию «устная речь», именно в процессе постоянного общения при помощи устной речи спикер узнаёт о слухах и оценках, господствующих в общественном мнении. Необходимо заменить отчасти животную функцию «ощущение» на исключительно человеческую функцию «способность к орудийной деятельности». Необходимо заменить функцию «мышление» на близкую по смыслу функцию «абстрактно-логическое мышление». Таким образом, по нашему мнению, существует четыре типа личности – психолог, техник, спикер и теоретик, каждый из которых обладает склонностью использовать прежде всего свою ведущую функцию мышления: психолог обладает склонностью использовать интуицию, техник – способность к орудийной деятельности, спикер – устную речь, теоретик – к абстрактно-логическое мышление.

И. Маерс и К. Бриггс к шести юнговским показателям добавили ещё два – планирование и импульсивность [22]. Способность к планированию означает стремление заранее принять решение и действовать по плану, прорабатывая промежуточные этапы и способы достижения цели. Импульсивность означает склонность иметь много вариантов и действовать в зависимости от обстоятельств. Таким образом, у этих авторов на основе восьми показателей получилось шестнадцать типов личности, но это слишком много для визуального тестирования, поэтому Д. Кейрси разделил шестнадцать типов на четыре группы по четыре портрета в каждой группе. Группа – это тип темперамента, каждому из которых Кейрси дал мифологическое имя:

1. Дионисий, который обладает здравомыслием и импульсивностью.

2.Эпиметей, который обладает здравомыслием и планированием.

3. Аполлон, который обладает интуицией и чувством.

4. Прометей, который обладает интуицией и мышлением.

Два теста Кейрси опубликованы в работах 22 и 23. Кейрси сократил число вопросов в тесте Маерс – Бриггс. Описание четырёх темпераментов у Кейрси почти совпадает с нашим описанием типов личности: Дионисий = спикер, Эпиметей = техник, Аполлон = психолог, Прометей = теоретик. По примеру О. Крегера и Дж. Тьюсона [8], мы тоже даём описание склонностей типов личности в трёх областях – в бизнесе, системе образования, любви – и добавляем описание склонностей в политике, искусстве и преступном мире. По нашему мнению, концептуальные поправки Маерс, Бриггс и Кейрси к теории Юнга были не совсем удачными по следующим причинам. Во-первых, их критерии взаимозависимы, способность к мышлению включает планирование и исключает импульсивность, способность к чувству исключает планирование и предполагает импульсивные действия. Во-вторых, типология Кейрси напоминает искусственную теоретическую конструкцию, так как 16 типов – это слишком много для визуального тестирования. Невозможно составить список опознавательных знаков для 16 типов личности. В-третьих, типология Кейрси не имеет физиологического обоснования, так как в человеческом мозге не существует центров планирования и импульсивности, но существуют центры устной речи, орудийной деятельности, интуиции и абстрактно-логического мышления.

В работе 19 упоминается опросник Дж. Сингер - М.Лумис. Эти авторы отказались от идеи противоположности функций мышления, но этот шаг, по нашему мнению, не является целесообразным, так как он означает отказ от одного из краеугольных камней в теории Юнга.

Наши рекомендации по выбору профессии [29] имеют много общего с рекомендациями Е. А. Климова, изложенными в Дифференциально-диагностическом опроснике [16; 220-222], Он разделил все профессии на пять типов: 1), «человек-природа», 2), «человек- техника», 3), «человек-человек», 4), «человек-знак», 5), «человек - художественный образ». По нашему мнению, профессии первого типа (животновод, агроном, ветеринар, микробиолог, химлаборант) предназначены для техников. Профессии второго типа (инженер, токарь, электрик, сварщик, тракторист, столяр, архитектор, приборист, аппаратчик, монтажник, строитель) предназначены для техников. Профессии третьего типа по руководству людьми (продавец, предприниматель, руководитель, политик, офицер, менеджер, специалист по рекламе) предназначены для спикеров. Профессии третьего типа, предполагающие индивидуальную работу с клиентом (психотерапевт, воспитатель, священник) предназначены для психологов. Рутинные профессии четвёртого типа (бухгалтер, программист, чертёжник, корректор, учёный-экспериментатор, картограф, секретарь-машинист, наборщик) предназначены для техников. Творческие профессии четвёртого типа (учёный-теоретик, юрист, редактор) предназначены для теоретиков. Профессии пятого типа (артист, художник, режиссёр, писатель) предназначены для психологов.

Похожие идеи о четырёх типах личности педагогов, студентов или философов высказывали и другие авторы. Например, В. Н. Сорока-Росинский назвал четыре «породы» педагогов [1; 55-60]. М. Троу выделил четыре категории студентов: «академик», «коллегиал», «профессионал», «нонконформист» [26; 446-447], которые напоминают теоретика, спикера, техника и психолога соответственно. По мнению Троу, «коллегиалы» любят спорт и вечеринки, их не интересуют книги и хорошие отметки. «Профессионалы» стремятся получать хорошие отметки и хорошо устроиться в будущем. «Академики» увлечены учёбой от души, а не ради выгоды, в дальнейшем они часто становятся аспирантами и преподавателями. «Нонконформисты» - это люди богемы, которым нет дела до учёбы, которые презирают обывателей и ведут разгульный образ жизни.

Нами опубликованы два теста на тип личности – словесный [36] и визуальный [31]. Первый тест предназначен для определения своего типа личности и анонимных респондентов, а второй тест – для определения типа личности окружающих людей. Степень валидности словесного теста является несколько ниже степени валидности визуального теста, но для овладения мастерством применения визуального теста социолог должен овладеть некоторым опытом визуального определения типов личности. Наш опыт визуального тестирования накапливался в течение девяти лет проведения этих исследований. В этом искусстве определения типа личности с помощью визуального теста нет ничего сверхъестественного. Наш опыт преподавания показывает, что этому искусству в элементарной форме можно обучить студентов в течение нескольких практических занятии.

§2. Характер отношений между типами личности.

Схема 1 указывает на характер отношений между типами личности. Самые хорошие отношения складываются между одинаковыми типами личности, например отношения между двумя техниками. Приемлемые отношения складываются между близкими типами личности, например, между техником и теоретиком, между теоретиком и психологом, между психологом и спикером, между спикером и техником. Отношения неприязни и непонимания часто складываются между противоположными типами личности, например, между техником и психологом, между теоретиком и спикером. Характер этих отношений проявляется в конфликтах или в склонности к сотрудничеству во всех сферах общества.



Схема 1.

СПИКЕР

ПСИХОЛОГ ┼ ТЕХНИК

ТЕОРЕТИК


§3. Словесный тест.
Таблица 1.

Вопросы.

Теоретик.

Спикер.

Техник.

Психолог.

1.Ваше место в

малой группе.



Сильный

одиночка.



Лидер, идейный вдохновитель.

Рядовой

исполнитель.



Самый

душевный.



2.Кем хотите

работать?



Ученым-

теоретиком.



Руководителем, бизнесменом.

Бухгалтером, инженером.

Артистом,

воспитателем.



3.Ваши любимые

предметы и

отношение к

учёбе.


Обществознание

и математика.

Люблю учиться.


Физкультура

. Не люблю

учиться.


Труды.

Музыка,

литература.



4.Ваше хобби.

Научные книги.

Встречи друзей.

Техника.

Искусство.

5.Ваш стиль

одежды.


Классический,

старомодный.



Модный.

Форменный, чистоплотный.

Экстравагантный.

6.Ваш образец

для подражания.



Научный гений.

Король,

богач.


Работяга.

Религиозный

пророк.


7.Кем и как

любите работать



В одиночку.

Руководителем.

Подчинённым.

Заместителем.

8. Что умеете в

бизнесе?


Составить

стратегический

план.


Руководить,

предпринимать,

рисковать.


Поддерживать дисциплину.

Видеть

перспективу.



9.Ваш способ

получения

власти.


Она мне не

нужна.


Выборы,

восстание.



По наследству,

по протекции.



Закулисная

борьба,


интриги.

10.Ваше

отношение к

людям


Они меня

не интересуют.



Они должны на меня работать и подчиняться мне.

Они должны

соблюдать

дисциплину.


Умею

использовать

их слабости.


11.Ваш имидж

на службе.



Профессионал.

Общественник,

лидер.


«Золотые руки»,

беспрекословный исполнитель.



Особо приближённый

к руководителю.



12.Ваша роль

в науке


Теоретик.

Организатор

конференций.



Экспериментатор

.


Утопист,

мистик, мечтатель.



13.Что умеете

делать в жизни



Решать задачи с

помощью своего своего интеллекта.



Руководить,

общаться.



Ремонтировать

технику.


Мечтать,

любить.


14.Ваша любимая игра или вид спорта.

Шахматы.


Азартные

или командные

игры.


Технические виды спорта.

Фигурное

катание.


15.Ваше

преимущество.



Расчётливость.

У меня много

друзей.


Практицизм.

Хитрость.

16.Чем умеете

манипулировать



Теориями и

аргументами.



Людьми.

Техническими устройствами.

Художественными

образами.



17.Ваш смысл

жизни


Научные истины.

Власть и

богатство.



Мой долг.

Любовь.

18.Ваш стиль

сочинений



Научный.

Популярный.

Прикладной.

Лирический, духовный.

19.Ваш идеал в

политике.



Реформаторы.

Авантюристы.

Консерваторы.

Утописты.

20.Ваш рецепт

успеха в жизни



План и упорство в достижении

цели.


Удача.

Терпение, старание и аккуратность.

Найти

покровителя.



§4. Визуальный тест.

Каждый тип личности имеет опознавательные знаки во внешнем облике. Умение их видеть позволяет дополнить или вовсе обойтись без словесного теста. Это умение приходит вместе с опытом определения типа личности. Не всегда удобно предложить словесный тест своему руководителю. Только визуальный тест позволяет определить тип личности человека, запечатлённого в материалах видеосъёмки. Визуальное невключённое наблюдение является более удобным методом по сравнению с применением словесного теста, так как применение визуального теста не отвлекает окружающих от выполнения своих прямых обязанностей. Например, метод невключённого наблюдения был применён нами при проведении исследования проблем безработицы для различных типов личности, когда мы просто сидели на приёме у инспектора, определяли по внешним признакам тип личности безработного и фиксировали в блокнот информацию, полученную из диалога между этим безработным и инспектором. Респондент может солгать во время ответа на вопросы словесного теста, но его лицо никогда не врёт, поэтому результаты визуального теста являются более точными и достоверными по сравнению с результатами словесного теста. Достоверность результатов визуального теста можно принять за абсолютную. В 2003 г. в школе № 6 г. Березники нами было проведено эмпирическое исследование с целью определить степень достоверности, степень валидности словесного теста. На основе наблюдения за учениками в течение года с помощью использования визуального теста мы заранее определили их типы личности. Затем мы предложили им ответить на вопросы словесного теста. Было опрошено 94 человека. Результаты визуального и словесного теста совпали у 74 человека. Степень достоверности результатов словесного теста, степень совпадения результатов визуального теста и результатов словесного теста составила 79%. Такова степень валидности словесного теста. Особенно низкая степень совпадения результатов визуального теста и результатов словесного теста наблюдается у техников.



Таблица 2.

Внешние

признаки.



Теоретик.

Спикер.

Техник.

Психолог.

1.Роль в

малой группе.



Сильный

одиночка.



Лидер или

претендент в

лидеры.


Рядовой

исполнитель.



Подхалим, особо

приближённый

к лидеру.


2.Выражение

лица.


Интеллектуальное, необщительное.

Дружелюбное,

наглое.


Холодное, бесстрастное.

Одухотворённое,

эмоциональное.



3..Стиль речи.

Категоричный, лаконичный.

Деловой.


Однообразный.

Пафосный.

5.Стиль

мышления.



Оригинальный,

логичный,

абстрактный.


Неглубокий, поверхностный.

Конкретный, практичный, шаблонный.

Образный, интуитивный, ассоциативный.

6.Вектор

интересов.



Наука.

Слухи, бизнес, цены, политика.

Техника, ремесло,

рукоделие.



Любовь, религия,

искусство.



7.Стиль

одежды.


Классический, добротный.

Модный.

Чистоплотный, форменный.

Экстравагантный, богемный.

8.Стиль

публичного выступления.



Испытывает

панический страх

перед публичным выступлением.


Прирождённый

оратор.


«По бумажке».

Пафосный стиль. как у религиозного пророка.

9.Его опора

и стиль в

ходе

конфликта.



Рассчитывает

только на себя,

несгибаемый

характер.



Опора на

многочисленных друзей.

Организатор

и зачинщик

конфликта.


Опора на лидера.

Стойкость или

Пассивность в ходе

конфликта.



Опора на покровителя. Провокатор конфликта,

Проявляет слабость

характера в ходе

конфликта, готовность

уступить.


10.Позиция в

общении..



Отстранённая

позиция по принципу:

«Меня не касается».


«Позиция сверху»,

Проявляет большие

амбиции.


Исполнительность,

подчинение

без унижения.


«Позиция снизу»,

Способен унижаться.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  • Соликамск 2007 г. ББК 60 Стариков Валерий Владимирович
  • §1. Сравнительный анализ теорий и тестов на тип личности[ 36].
  • §2. Характер отношений между типами личности.
  • СПИКЕР ПСИХОЛОГ ┼ ТЕХНИК ТЕОРЕТИК §3. Словесный тест.
  • §4. Визуальный тест.