Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Четыре четверти




страница1/12
Дата07.07.2017
Размер2.46 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


О.М. Потаповская

ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ

Сценарии общешкольных праздников

Москва


2006

Содержание

Введение ………………………………………………………………….



Сценарии праздника День народного единства

День народного единства ………………………………...……………..

За Русь Святую …………………………………………………………..

Сказание о Нижегородском ополчении ………………………………..

Похвала им от всей земли ………………………………………………

Сценарии праздника Рождество Христово

Праздника святого солнышко взошло ………………………………….

Три ржаных колоска ……………………………………………………..

Три снежинки …………………………………………………………….

Снежная Королева ……………………………………………………….

Сценарии праздника Пасха

Красношейка ……………………………………………………………..

Пасхальная радость ………………………………………………………

Сказание о первом красном яичке ………………………………………

Путь к Пасхе ……….……………………………………………………..

Сценарии праздника День Победы

«Им слово краткое «Отчизна» дороже было слов иных» ……………..

Дети военной поры ………………………………………………………

Битва за Москву ………………………………………………………….

Песни фронтовые ……………………………………..………………….

Введение
Дорогие учителя и воспитатели!
Настоящим изданием мы открываем новый цикл публикаций сценариев общешкольных праздничных мероприятий историко-культурной направленности, способствующих духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Опубликованные в сборнике праздничные сценарии разработаны в рамках методического проекта «Четыре четверти», представляющего собой комплексный подход к реализации одного из направлений системного развития образовательного учреждения, связанного с организацией внеклассной культурно-досуговой деятельности учащихся. (Подробное описание модели социокультурного системного развития образовательного учреждения содержится в предыдущем издании данной серии).

В качестве общешкольных из числа праздников, имеющих важнейшее историко-культурное значение, в которых отражены ключевые, поворотные вехи российской и мировой истории и культуры, нами были особо выделены четыре – День народного единства, Рождество, Пасха и День Победы. Эти четыре праздника разбивают школьный учебный год на четыре примерно равных предпраздничных цикла: осенний («День народного единства») – I четверть, зимний («Рождество») – II четверть и два весенних («Пасха» и «День Победы») – III и IV четверть.



«День народного единства» – официальное название праздника, который после долгих лет забвения отмечается с 2005 года в России 4 ноября как государственный праздник. Как известно, в этот день (22 октября по старому стилю) в 1612 году всероссийское земское ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских оккупантов, и этим событием завершился долгий период Смутного времени. Русская православная церковь отмечает в этот день праздник Казанской иконы Божией Матери – одного из самых почитаемых чудотворных образов. По преданию, эта икона в 1612 году помогла освободить Москву от польской интервенции. Рождество – всеми любимый праздник, глубоко укорененный в традиции общеевропейской и мировой культуры (летоисчисление от Рождества Христова) и непосредственно соотносящийся с субкультурой детства. Пасха, являясь смысловой и духовной доминантой годового и недельного («воскресный день») календарного круга, напоминает нам о вечной победе добра над злом, света над тьмой, жизни над смертью. В этом духовном значении она смыкается с Днем Победы – наиболее чтимым в народе государственным праздником, ставшим для большинства россиян средоточием национальной идеи и символом духовного единства и могущества нашей державы.

Общешкольный формат проведения праздников при правильном распределении функциональной нагрузки позволяет добиться наиболее слаженного и тесного взаимодействия между педагогами и классными коллективами в предпраздничный подготовительный период, что значительно усиливает воспитательное воздействие праздничного мероприятия.

Через раскрытие социокультурного значения памятных календарных дат детям становится слышна и понятна смысловая перекличка отмечаемых в школе праздников, явственней их внутренняя взаимосвязь.

«ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ»

Традиции общешкольных праздников

(организованный досуг)

День знаний

День города

День учителя

Праздник осени

День народного единства

Перелом в битве под Москвой

Новый год

Рождество Христово

Татьянин день



СРЕТЕНИЕ

День защитника Отечества

Масленица

День космонавтики



Пасха

День Победы

День славянской письменности и культуры

Праздничная тема Москвы, начиная звучать на День города, усиливается в ноябре – День народного единства – освобождение Москвы от польских интервентов, затем достигает кульминации в декабре – перелом в битве под Москвой в 1941 году, соединяясь в свою очередь с темами Победы и защитника Отечества.

Праздник осени перекликается с праздником Покрова и темой благодатного урожая. В его формате целесообразно в сухую погоду организовывать природоведческие походы или краеведческие экскурсии по памятным подмосковным местам.

Новый год в социокультурном пространстве праздников дублирует Рождество и исторически отсылает к реформам времен Петра I, значение которых для истории нашей страны до сих пор остается предметом острых дискуссий.

С праздником Пасхи неразрывно связана Масленица, предшествующая началу Великого поста. Проводимые на масленичной неделе концерты и ярмарочные мероприятия знакомят детей с яркими особенностями праздничных традиций нашей культуры, образцами народного творчества и ремесел.

Особое внимание следует уделить 12 апреля – Дню космонавтики: героями становятся не только на войне, но и в мирное время, и Юрия Гагарина, с именем которого связаны первый полет человека в космос и превращение нашей страны в мировую космическую державу, дети должны знать в лицо.

К числу праздников, являющихся для школы профессиональными – День учителя и День знаний, можно отнести Татьянин день (25 января) – праздник всех студентов и дата основания первого в России университета, а также День славянской письменности и культуры, отмечаемый 24 мая. В этот день православная церковь празднует память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, подаривших нам азбуку – кириллицу.

Исключительную роль в развитии социокультурного пространства образовательного учреждения может играть ежегодное проведение в ее стенах праздника Сретения (15 февраля), способного помочь решить проблемы преемственности, межпоколенческого взаимодействия педагогов и воспитанников школы. В рамках праздничного мероприятия могут быть организованы юбилейные встречи выпускников и педагогов в стенах родной школы, встречи с интересными людьми – мастерами своего дела, встречи с творческими коллективами и т.д. Этот праздник целесообразно проводить в образовательном учреждении в формате Сретенских вечеров – вечеров встреч, внутренний потенциал которых должен быть ориентирован на содействие духовно-нравственному становлению и профессиональному самоопределению воспитанников, а также духовному укреплению всех участников образовательного процесса – педагогов, детей, родителей.
В настоящем издании мы предлагаем вниманию читателей сценарии главных социокультурных праздников: Дня народного единства, Рождества Христова, Пасхи, Дня Победы. В соответствие с главными праздниками в книге четыре раздела, каждый из которых включает по четыре варианта сценариев. Используя предлагаемые материалы, можно спланировать развитие традиции общешкольных социокультурных праздников на четыре года вперед.

Поскольку участниками и зрителями праздничного действия окажутся, в первую очередь, ученики начальной школы, до перехода в среднюю школу (через 4 года) они будут иметь возможность участия в полном цикле праздничных мероприятий.

Большая часть публикуемых сценариев была апробирована в школе-интернате № 38 Западного окружного управления образования города Москвы, где в течение ряда лет реализуется модель социокультурного системного развития образовательного учреждения.

Автор выражает сердечную благодарность поэтам, писателям, композиторам, чьи материалы использованы в сценариях, а также педагогам и учащимся школы-интерната № 38 за сотрудничество и совместное творчество.



Сценарии праздника

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

Сценарий праздника День народного единства
При подготовке сценария использованы материалы: Е.А. Дьякова «Перед праздником». – М., ЦГО, 1996. (Гуманитарное образование в России); А.Ананичев «Казанская икона Божией Матери» (М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004); хрестоматия «Наша Родина» (М.: Просвещение, 1984).
Действующие лица

1-й мальчик-чтец в русском костюме

2-й мальчик-чтец в русском костюме

1-я девочка-чтица в русском костюме

2-я девочка-чтица в русском костюме

Первый Летописец (старшеклассник)

Второй Летописец (старшеклассница)

Ребенок в костюме русского воина / он же – Гонец /он жеВоевода

Косьма Минин

Князь Дмитрий Пожарский
Горожанин / он же – Калмык

Другой горожанин / он же – Башкир

Богатая горожанка / она же – Удмуртка


Простая горожанка / она же – Нганасанка


Девочка Матрона

Мама Матроны

Девочка или мальчик в белорусском костюме

Девочка или мальчик в украинском костюме

Девочка или мальчик в казахском костюме

Девочка или мальчик в грузинском костюме

Девочка в армянском костюме

Девочка или мальчик в азербайджанском костюме

Девочка или мальчик в узбекском костюме

Девочка или мальчик в киргизском костюме

Девочка или мальчик в туркменском костюме

Девочка или мальчик в таджикском костюме



Картина первая

Под музыку на сцену выходят дети-чтецы в русских костюмах.

Дети читают прозаический текст К.Д. Ушинского «Наше Отечество».
1-я девочка-чтица

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия!


1-й мальчик-чтец

ОТЕЧЕСТВОМ мы зовем Россию потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды наши.


2-й мальчик-чтец

РОДИНОЙ мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное.


2-я девочка-чтица

А МАТЕРЬЮ потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает нас от всяких врагов…


1-й мальчик-чтец

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.


1-я девочка-чтица

Велика наша Россия, широки ее просторы…


Под чтение стихотворения И.С. Никитина «Родина» на экран проецируются слайды с красивыми пейзажами России.
2-й мальчик-чтец

Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу – даль степей

Зеленеется.
И на гранях их,

Выше тёмных туч

Цепи гор стоят

Великанами.


1-я девочка-чтица

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.
Посмотрю на юг:

Нивы зрелые,

Что камыш густой,

Тихо движутся;


Мурава лугов

Ковром стелется,

Виноград в садах

Наливается.


2-я девочка чтица

Гляну к северу:

Там, в глуши пустынь,

Снег, что белый пух,

Быстро кружится;
Подымает грудь

Море синее,

И горами лед

Ходит по морю;


И пожар небес

Ярким заревом

Освещает мглу

Непроглядную…


1-й мальчик-чтец

Это ты, моя

Русь державная,

Моя родина

Православная!
Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!


1-я девочка чтица

Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны, ширились ее просторы.


1-й мальчик чтец

В суровых испытаниях и героических битвах закалялась воля, и крепло единство народа.


2-я девочка чтица

Но бывали в истории России и такие времена, когда теряли люди веру и разум, не могли более отличить добро от зла, правду от лжи: вражда и взаимные обиды застилали людям глаза.


2-й мальчик чтец

Пользовались этим враги нашей Родины. Наступало тогда для России смутное время.


1-я девочка чтица

Об одной из таких страниц русской истории – о Смутном времени и избавлении от нашествия поляков 400 лет назад – и пойдёт наш сегодняшний рассказ.


Картина вторая

Старинный вид Москвы. На площадь выходят два Летописца и ребенок в костюме русского воина.
Первый Летописец

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Н. Кончаловская
Ребенок-чтец в костюме русского воина

Люблю, о Русь, твои седины,

Твой дымный облик вдалеке…

Плывут столетия, как льдины,

По буревой твоей реке.

Оттуда веет ветер свежий,

Источник нации там бьет…

Чу, тяжкий топот печенежий,

Чу, легких половцев полет.

На крутоярье городище –

Бревенчатый высокий тын…

А хищный ворон рядом рыщет,

И поступь тяжела годин…
Первый Летописец

400 лет назад, после смерти царя Ивана Грозного, наступило на Руси Смутное время.


Второй Летописец

Недолго правил страной сын Ивана Грозного – мягкосердечный царь Федор Иоаннович. Он не оставил наследников, и после его кончины на трон сел родич царя – боярин Борис Годунов.


Первый Летописец

Царь Борис был умен и старался сделать много полезного для своего народа, но точно какое-то проклятье тяготело над всеми его делами. Сначала начался в стране страшный голод. А вскоре появился Самозванец, который с помощью хитрого польского короля решил завладеть русским престолом, выдавая себя за погибшего в младенчестве царевича Димитрия – сына Ивана Грозного. Этот Самозванец Лжедмитрий собрал в Польше разбойничье войско и вместе с ним двинулся прямо на Москву.


Второй Летописец

Русские люди сначала поверили Самозванцу Лжедмитрию. Даже самые верные и преданные царю Борису слуги – и те засомневались. Однако сам Борис Годунов держался твердо и не пускал Лжедмитрия в столицу. Но внезапно царь Борис умер, и Лжедмитрий с поляками без боя вошел в Москву, заняв царский престол.


Первый Летописец

Но столица восстала против их власти: убили в Кремле Лжедмитрия, изгнали польские отряды. На царство избрали нового царя – князя Василия Шуйского.


Второй Летописец

Кончилось Смутное время?


Первый Летописец

Нет. Только начи­налось. Князя Василия возвели на царство, но страна продолжала волноваться. Совсем скоро объявился и встал лагерем под Москвой новый Лжедмитрий. И опять нашлись люди, которые поверили новому Самозванцу. И таких было немало! Они с жаром убеждали…


Голоса за сценой или из зрительного зала

Это не новый Самозванец, а прежний!.. Его не убили!.. Это не Лжедмитрий, а настоящий царевич Димитрий!..


Второй Летописец

Власть царя Василия слабела на глазах. Верные ратники, служившие царю, стали уходить в лагерь к Самозванцу Лжедмитрию. Лишь немногие остались служить законному царю Василию.


Первый Летописец

Жил в ту пору в России мужественный и мудрый человек – патриарх Гермоген. Первым встал он на защиту Отечества и послал в лагерь Самозванца гонца с грамотой, чтобы образумить тех, кто изменил законному царю.


Гонец читает грамоту

«Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крести­лись, воспитывались, возросли. Посмотрите, как Отечество расхищается и разо­ряется чужими; какому поруганию предаются наши святыни; как проливается кровь неповинных. На кого вы подымаете оружие – не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?»


Второй Летописец

Но смута продолжалась. С северо-запада напала на Русь швед­ская конница – никто не давал отпора вторжению врага. По стране бродили отряды поляков и прочих разбойников, что пришли с Самозванцем на Русь. В это страшное время польский король Сигизмунд объявил России войну и вошел в страну с войском, желая править Русью и обратить наш народ в свою веру. Его отряды осаждали и грабили русские города.


Первый Летописец

Храбро оборонялись русские города и крепости. Образцом мужества и стойкости в борьбе с польскими захватчиками стала оборона Троице-Сергиевого монастыря, находившегося всего в ста верстах от Москвы. Две тысячи человек – иноков, воинов, крестьян, женщин, детей – защищались в стенах монастыря против пятнадцати тысяч осаждающих поляков. Так стояли они целых полтора года, не сдавая монастырь.


Второй Летописец

А московские бояре, испугавшись поляков, предали царя Василия Шуйского, свергли его с престола и, открыв ворота Москвы, впустили в Кремль польские войска, пытаясь склонить москвичей присягнуть на верность полякам. Русский престол занял сын польского короля Сигизмунда Владислав.


Первый Летописец

Бесстрашный патриарх Гермоген рассылал гонцов по городу звать москвичей в Кремль, в Успенский собор. До хрипоты говорил он в соборе, запрещая давать присягу на верность польскому королю-завоевателю.


Второй Летописец

Польская стража схватила патриарха Гермогена и заточила его в темницу. Он оказался в заточении, в осаде, как Троице-Сергиева лавра. И стоял в осаде так же твердо, чтобы дать пример крепости духа в Смутное время.


Первый Летописец

Тогда по примеру патриарха города Смоленск и Москва стали рассылать грамоты, звали всю Русь собирать ополчение, идти освобождать Москву. Расходились грамоты по стране, соединяя ее заново. Народ во всех русских городах и селениях слушал призывы постоять за Отечество.


Собираются нижегородцы и слушают слова грамоты.

В это время на заднем плане меняются декорации.
Гонец читает грамоту

«Будьте с нами заодно. Если корень крепок, то и дерево стоит крепко. Если корня не будет, то и дереву не удержаться. Москва – корень нашего царства, там Знамя Отечества! Освободим Москву...»


Картина третья

Нижний Новгород.
Первый Летописец

В Нижнем Новгороде жил в то время мещанин Косьма Минин. На площади, где читали грамоты, сказал Минин народу…


Появляется Косьма Минин.
Минин

Наше Отечество погибает, но мы можем его спасти. Не пощадим жизни и имущества для избавления Москвы, продадим свои дома, но выкупим из беды Отечество!


Нижегородцы

Защитим Россию!

Умрем за Русь святую!
Нижегородцы подходят к Минину.
Воевода

Я нижегородский воевода, вот моя дружина (показывает рукой в зрительный зал). Мы готовы идти защищать Москву!



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

  • Князь Дмитрий Пожарский