Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Чернова Вера Николаевна Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы Тамбов 2007 I. Анализ анкетирования «Понимание творческой деятельности»




Скачать 295.83 Kb.
Дата23.06.2017
Размер295.83 Kb.
ТипРеферат


Чернова Вера Николаевна
Развитие творческих способностей учащихся

на уроках литературы

Тамбов 2007

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3



I. Анализ анкетирования «Понимание творческой деятельности», проведенного среди учащихся 9-ых классов МОУ лицея № 29…………………………………………………………………………………..4

II. Региональный компонент «Литературное краеведение» как одно из направлений в становлении литературных интересов и развитии нравственных качеств учащихся…………………………………………………8

III. Методы и приёмы работы на уроках и во внеурочное время по формированию ключевых компетенций……………………………………….. 9

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы ……………………………………………………………...17

Приложение…………………………………………………………………… ..18



Введение

Современные подходы к содержанию образования предполагают формирование ключевых компетенций личности выпускника школы.

В соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования уроки русского языка должны быть ориентированы прежде всего на интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся, на формирование не только системы языковых и речевых умений и навыков, но и на отработку общеучебных умений, что предполагает, прежде всего, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.

А на уроках литературы необходимо осуществить переход от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, научно-исследовательским видам работы, перенести акцент на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умения работать с различными типами информации и ее источников; реализовывать межпредметные связи литературы с другими дисциплинами, что позволит выйти за рамки художественного произведения, найти общие точки соприкосновения между литературой, живописью, графикой, архитектурой, музыкой, формирует культурный кругозор и содействует глубокому пониманию литературного произведения [24].

Основной стратегической целью концепции развития образования нашего лицея и является подготовка интеллигентного, образованного и культурного человека, обладающего творческим мышлением, чувством собственного достоинства и ответственности, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми.

Все это достигается на основе гуманитаризации образования, культурного и свободного общения, педагогики сотрудничества, «сотворчества» посредством использования новых технологий, активных форм и методов обучения и воспитания.

Именно с литературой, на мой взгляд, связан процесс становления личности молодого человека, его нравственного совершенствования, воспитания внутренней культуры, любви к искусству, чтению.

Все мы понимаем, что уже недостаточно лишь владеть элементарными знаниями. Обществу нужны люди, умеющие находить необходимую информацию и пользоваться ею, быстро и правильно принимать решения, люди технически грамотные и высоконравственные, терпимые к мнению других. Именно лицей должен помочь раскрыться личности ребенка, сформировать у него устойчивые потребности познания труднейшей науки «мыслить – понимать – творить» и самостоятельного поиска ответа на вопрос. Задача учителя не просто увидеть потенциальные возможности ученика, но и раскрыть их, используя различные приемы и методы как на уроке, так и во внеклассной работе. То есть учитель должен, прежде всего, обучить творческой деятельности, которая рассматривается, в первую очередь, как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, быстрой обучаемости, смекалке и изобретательности, стремлению добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельности в выборе и решении задачи, трудолюбия, способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях и т.д.

Как показывает анализ педагогической литературы, творческую деятельность школьника необходимо рассматривать в совокупности с самостоятельной, т.к. они тесно взаимосвязаны и одно способствует развитию другого. Предмет «Литература» способствует развитию творчества и самостоятельности обучающихся. Урок становится уроком сотворчества учителя и ученика, уроком, приносящим радость от открытия, уроком поиска истины, уроком, побуждающим ученика к самообразованию. Ученик становится исследователем, а когда он после урока сможет сказать себе «Я это смог», «Я это открыл», «Я это знаю» - тогда урок принесет ему удовлетворение и будет способствовать желанию познать новое.
I. Анализ анкетирования «Понимание творческой деятельности», проведенного среди учащихся 9-ых классов МОУ лицея № 29

В педагогической литературе творчество трактуется как деятельность, порождающая нечто новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.е. всегда предпола­гает творца-субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчество [5].

Л.С. Выготский считал, что творчество, прежде всего, должно отли­чаться новизной и оригинальностью. По его мнению, все равно, будет ли созданное в ходе творческой деятельности какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаружи­вающимся только в самом человеке [2].

В.И. Андреев дает следующее определение: "Творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью" [1].

И.Н. Дубина рассматривает творчество не только как характеристику человеческих способностей, человеческой деятельности и ее результатов, но и как характеристику социальных отношений. Понятие “творчество” характеризует различные формы взаимоотношений личности с другими людьми, обществом, культурой. Эти формы многочисленны и разнообразны, поэтому бесчисленны оттенки творчества, поэтому так многозначно и сложноопределяемо понятие. [3].

Поиск средств и методов развития творческих способностей учащихся заставил задуматься над вопросами: «А как же сами дети понимают творчество, что, на взгляд учащихся, является творческим заданием? Каково их отношение к творческим заданиям?»



С этой целью было проведено анкетирование учащихся 9 классов, творческое сотрудничество с которыми длилось 5 лет. Приведем некоторые выдержки из ответов учащихся на вопросы анкеты (ответы представлены в исходном варианте).

1. Какие задания, на ваш взгляд, являются творческими?

  • выпуски газет (литературных, репортажи об экскурсиях и пр.);

  • подготовка и участие в интеллектуальных играх, КВН по литературным произведениям;

  • сочинения от своего лица или от лица литературного героя, сочинения-рецензии, отзывы, эссе;

  • инсценирование;

  • сочинение стихов или рассказов на определенную тему;

  • составление предложений по схемам;

  • задания являются творческими, если при работе над ними ученик может применить свой талант, знания, полученные не на уроке;

  • творческое задание – это то, в котором ученик может проявить свое отношение к предмету, и главное в нем не то, сколько ты сделал, а главное – как;

  • те задания, которые тебе нравятся, те, выполняя которые, ты полностью выкладываешься, когда все, что ты делаешь, идет от сердца, из глубины души;

  • вкладываешь свою душу, частичку себя;

  • для меня творческое задание – это такая работа, в которой я сама или со своими одноклассниками что-то творю, создаю;

  • задания, выполняемые всем коллективом, углубление в изучаемую тему;

  • это задания, над которыми вместе работает определенная группа и каждый вносит свой вклад в эту работу, частичку своего опыта и знаний;

  • творческая работа – это когда наравне работают люди и они взаимосвязаны между собой (так получается очень яркая и интересно выполненная работа);

  • творческое задание не обойдется без «души»;

  • чтобы это было на высоком уровне, надо вложить свою душу. Без души это задание уже не творчество;

  • которое ты готовишь самостоятельно, подбираешь материал не для того, чтобы угодить или получить хорошую оценку, а для того, чтобы самому стало интересно;

  • задание, полученное на экскурсии;

  • те задания, которые направлены на определенного человека и они не так ограничены строгими, определенными рамками, выполняя их, человек учится работать неординарно и самостоятельно;

  • которые, во-первых, развивают человека, а во-вторых, доставляют удовольствие.

2. Как ты относишься к выполнению творческих заданий?

  • Я очень люблю выполнять творческие задания, часто направленные именно на ту область знаний, которой посвящены мои интересы и в которой я хорошо разбираюсь. А иногда, выполняя определенную творческую задачу, я открываю для себя новый мир, те области литературы, искусства, которыми раньше не интересовался;

  • Любое задание приходится выполнять, но творческое - я выполняю с удовольствием;

  • Во мне как бы загорается огонек, и я очень охотно выполняю их;

  • Отношусь очень ответственно;

  • Выполняю эти задания с радостью;

  • Это очень здорово, быть занятым на экскурсии, и мне никогда не бывает скучно;

  • Отношусь очень хорошо, потому что это интересно. Иногда у меня не все получается, но я очень стараюсь;

  • Отношусь очень ответственно, т.к. не хочу подводить группу, в которой я работаю;

  • Отношусь к творческим работам с большой серьезностью. На меня возложили большую ответственность, и выполнять спустя рукава будет стыдно. Для меня это - значит подвести учителя, ребят, а это очень серьезно.

3. Как ты выполняешь задание?

  • Посещаю библиотеки, читаю и просматриваю разные книги, общаюсь с родителями, одноклассниками;

  • Сначала подбираю материал, затем отбираю из него самое лучшее и главное, а потом я оформляю это задание;

  • При работе в группах надо сначала выслушать все мнения и придти к обоюдному согласию, так, чтобы каждый, выполняя это задание, смог творчески раскрыться.

4. Что развивает в тебе подготовка творческого задания?

  • Я считаю, что подготовка творческого задания развивает во мне чувство ответственности, распознает мои тайные способности, о которых я раньше и не догадывалась. На одном из творческих уроков литературы (это было в 6-м классе) у меня открылась тайная способность писать стихи;

  • Подготовка творческого задания помогает человеку определиться, открыть способности каждого, помогает заинтересовать и определить склонность к тому или иному делу, учит трудиться. Учит правильно и точно формулировать свои мысли, помогает концентрировать внимание, быть активным, побуждает читать дополнительную литературу, что расширяет и углубляет знания;

  • Работая коллективно, мы учимся быть ответственными;

  • Я становлюсь грамотнее и поднимаюсь на ступень выше, душа играет, когда сделал что-то творчески;

  • Развивает умение работать самостоятельно; выполняя некоторые задания, я открываю для себя новые источники и области знаний;

  • Ты можешь понять, что тебе ближе, какие способности в тебе больше развиты, а это помогает выбрать профессию;

  • Повышает интерес к предмету;

  • Заставляет задуматься о дальнейшей, взрослой жизни.

5. Какой урок ты выбрал бы для себя?

  • Я бы выбрал урок, где учитель работает наравне с учениками;

  • Когда учитель и ученик одинаково активны и вместе готовятся к уроку;

  • Учитель и ученик – одно целое. Учитель, я считаю, должен выслушать прежде всего учеников и построить на это урок.

Анализ приведенных ответов показывает, что учащиеся позитивно относятся к творческой деятельности, им это нравиться, творческая деятельность учителя и учащихся способствует:



  • приобретению учащимися опыта публичного выступления перед разнообразной аудиторией и навыков культуры речи;

  • развитию умений владеть собой, убедительно отстаивать собственную точку зрения, уважительно относится к мнению других;

  • развитию и закреплению навыков самостоятельной работы с учебной литературой;

  • развитию навыков оформления и систематизации собранного материала в виде доклада, реферата, газеты и пр.;

  • формированию фонда ученических работ, которые можно использовать в учебном процессе;

  • способствует эмоциональной идентификации, т.е. отождествлению себя с другими членами группы, рефлексии, сопереживанию.

Однако, говоря о позитивном отношении учащихся к творчеству, их возможностях и способностях к творческой деятельности, роли творчества в формировании личности необходимо сказать и о возникающих проблемах как со стороны ученика, так и учителя. Это:

  • боязнь порой выделиться среди ровесников, беда оказаться не таким, как все;

  • за рамками требований к своему предмету учитель очень часто видит только «ученика», но не видит «человека», «личность».

  • мы декларируем индивидуальный подход, дифференцированное обучение, но часто предлагаем одинаковые задания для всех.


II. Региональный компонент «Литературное краеведение» как одно из направлений в становлении литературных интересов и развитии нравственных качеств учащихся

Одним из направлений в развитии литературных интересов является региональный компонент образовательных стандартов, отражающий развитие социума отдельно взятой территориальной области, имеющий интеграционную основу. Региональный компонент позволяет отразить единство обычаев и традиций региона, народа, какой-либо местности, что способствует целостности образования и воспитания.

В пояснительной записке к программе курса регионального компонента базисного учебного плана «Литературное краеведение» (введен в 2006 году) приводятся слова Д.С. Лихачева: «… понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной».

Изучение литературы Тамбовского края чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими литературными традициями. С ней связаны имена Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, М.Ю.Лермонтова, С.Н. Сергеева-Ценского, Е.И. Замятина, А.П. Платонова, Н.Е. Вирты, А.И. Солженицына и многих других [23].

В учебно-тематическом плане 9 класса прописано изучение темы: «Поэзия 2-й половины ХХ – начала ХХI веков, ее связь с историей края». Из 9 предложенных имен писателей был сделан выбор - Евстахий Начас. Проиллюстрируем решение задач регионального компонента на примере изучения творчества Е.Я. Начас.

Реализуя одну из задач курса – «сформировать представление школьников о месте Тамбовского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиция», был выбран несколько нестандартный прием – встреча с людьми, чьи имена известны далеко за пределами Тамбовщины. Их вклад в развитие литературы и искусство получил достойную оценку, их имена вписаны в «Тамбовскую энциклопедию»: Е.Я. Начас – поэт, журналист, член Союза писателей, член Союза журналистов России, главный редактор еженедельника «Наедине», Заслуженный работник культуры РФ; Ю.В.Томилин – актер областного драматического театра, Заслуженный артист РФ, председатель Тамбовского отделения ВТО.

Рассказ Е.Я. Начаса о деятельности членов Тамбовского отделения Союза писателей России, который насчитывает 35 писателей: 18 прозаиков, 15 поэтов, по одному критику и драматургу, расширил представление школьников о литературных традициях родного края, а подаренный библиотеке лицея сборник «Тамбовские писатели – 2004. Стихи и проза» стал наиболее востребованным учителями и учащимися при подготовке различных литературных праздников, конкурсов. Кроме того, поэт прочел свои стихи, посвященные М.Ю. Лермонтову, впервые прозвучавшие в музее-усадьбе Тарханы. Естественно, такие встречи оставляют неизгладимый след в душе каждого.

Формированию навыков художественного чтения способствовало прочтение поэмы М.Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша» Ю.В.Томилиным.

На решение задачи «расширить и обогатить знания учащихся по русской литературе и культуре через изучение литературы Тамбовского края» был направлен урок аналитического чтения стихотворений Е.Я. Начас из сборников «Рахманиновский триптих» и «Лермонтов в Тамбове», которые объединяет тема великой России, дающей миру великих сынов. Наряду со знакомством со страницами биографии композитора, учащиеся делают вывод, что в эмиграции он «изголодался по России». Это слова самого С. В. Рахманинова, ставшие эпиграфом триптиха. Для тамбовского поэта очень важно, что «Рахманинов, музыки чудо», великий русский гений, не изменил своей родине:

Не стала Отчизной второю

заморская эта страна.

«Заморская» - синоним эпитета «чужая». Дом у человека может быть только один. И для Рахманинова – это Россия. Он играет в Карнеги-Холле, и «невиданный зал» полон «российской мятущейся боли». А музыканту вспоминается отчая земля.

Важной задачей реализации регионального компонента является развитие практических навыков исследовательской работы учащихся с литературно-краеведческим материалом. Эта задача чаще всего решается через написание учащимися рефератов. Так был написан реферат по творчеству Е.Я. Начас «Ветер перемен и поэт» учеником 11 класса Никитой Цымбалюком, который был успешно защищен на научно-практической конференции «Первые шаги в науку» и стал экзаменационной работой (Приложение 1).

Таким образом, изучение курса «Литературное краеведение» позволяет расширить и обогатить знания школьников о родных местах, пробудить интерес и любовь к родному краю, его истории, помочь полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, учит бережному отношению к памятникам культуры края, а главное, способствует нравственному совершенствованию.


III. Методы и приёмы работы на уроках и во внеурочное время

по формированию ключевых компетенций

Особое место в организации образовательного процесса необходимо отводить выбору педагогических средств, наиболее эффективных в плане положительного влияния на развитие личностных качеств учащихся, способствующих наиболее полному их самораскрытию, реализации их творческих и исследовательских возможностей. Как показывает практика, наиболее результативными для решения поставленных задач являются технологии личностно-ориентированного обучения.

В контексте теории личностно-ориентированного образования, как отмечает В.В.Сериков, основной процессуальной характеристикой является учебная ситуация, которая актуализирует, делает востребованными личностные функции обучаемых. Конструирование такой ситуации предлагает использование трех базовых технологий: представление элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно ориентированных задач ("технология задачного подхода"); усвоение содержания в условиях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности ("технология учебного диалога"); имитация социально-ролевых и пространственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в условиях внутренней конфликтности, состязания ("технология имитационных игр") [4].

В соответствии с положениями, выдвинутыми В.В.Сериковым, в организации занятий по литературе и русскому языку помимо лекционно-семинарских занятий мною предусмотрены проекты, семинар-дискусии, деловые игры, решение творческих задач и т. д., которые позволяют учащимся:

- самостоятельно находить необходимую информацию из различных источников,

- планировать шаги самостоятельно деятельности по выполнению задания,

- выполнять задания и оценивать себя.

Наиболее успешно реализовать творческие задачи позволяет проектная технология, интегрирующая активные методы обучения и содержание многих предметов гуманитарного цикла. Практика показывает, что учащиеся с большим интересом выполняют интегрированные проекты. Например, «Роль цвета в повести Куприна «Гранатовый браслет»; «И.А.Бунин и С.В.Рахманинов. Параллели жизни и творчества» и др. Именно учет интересов и способностей учащихся позволил им высказать серьезные суждения и сделать глубокие выводы, о чём свидетельствуют отзывы на рефераты учеников. Приведём в качестве примеров тезисы рефератов одиннадцатиклассников.



Тезисы реферата на тему:

«Роль цвета в повести Куприна “Гранатовый браслет”»

ученицы 11 класса В МОУ лицея № 29 Шаровой Екатерины

«Повесть Куприна «Гранатовый браслет» поражает богатством и разнообразием изобразительно-выразительных средств. Наряду с музыкальными образами в повести созданы образы цветовые.

Мне представилось интересным изучить роль цветовой палитры в «Гранатовом браслете». К сожалению, в критических статьях этому вопросу уделяется мало внимания. Поэтому основной целью моей работы явилось исследование роли и значения цветов в создании образов главных героев.

Работая над рефератом, я опиралась на книгу Шейниной «Энциклопедия символов», откуда получила наиболее точное толкование значения цветов.

В процессе работы Куприн для меня раскрылся не только как талантливый писатель, но и как талантливый живописец.

В результате научного исследования я пришла к выводу, что Куприн сумел создать в повести "Гранатовый браслет" систему "четырех состояний": зеленого - символа надежды, красного - любви и смерти, синего - символа верности, белого - чистоты и жертвенности.

Каждый из цветов, представленных в повести, помогает понять внутреннее состояние и представляет собой проекцию судьбы двух главных героев: Веры Николаевны и Желткова. А графическое построение цветовой палитры наиболее ярко отразила многогранность личности Желткова.

Таким образом, Куприн, как талантливый живописец, сумел изобразить судьбы людей, прибегая не только к искусству слова, но и к использованию цвета. Оказывается, внутренняя духовная действительность может быть представлена зримо по средствам символики цвета. Именно к такому выводу я пришла в результате своей исследовательской работы».



Тезисы реферата на тему:

«И.А.Бунин и С.В.Рахманинов. Параллели жизни и творчества»

ученицы 11 класса В МОУ лицея № 29 Чернявской Дарьи

«Цель данной работы – выявить факторы, объединяющие творчество писателя И.А.Бунина и композитора С.В.Рахманинова и, в то же время, найти те грани и свойства, которые делают каждого из них ярким неповторимым художником.

В работе рассматриваются следующие аспекты: жизненный путь И.А.Бунина и С.В.Рахманинова; истоки творчества двух художников; темы и образный строй их произведений. Приводится сравнительный анализ стихотворений И.А.Бунина и прелюдий С.В.Рахманинова.

Общность художественного мировоззрения писателя и композитора определяют следующие этапы их жизненного пути:



  • потомки древних дворянских родов, прославленных государственными и литературными деятелями;

  • детство и юность в нищающих дворянских усадьбах;

  • знакомство Бунина и Рахманинова в Ялте, дальнейшие встречи и переписка;

  • неприятие русской революции и вынужденная эмиграция из России;

  • годы эмиграции, смерть вдали от Родины.

Обозначим главные черты, объединяющие творчество Бунина и Рахманинова:

  • связь с русскими национальными истоками: влияние крестьянского фольклора и орловско-курского говора на язык произведений Бунина, опора мелодики Рахманинова на русский народный мелос, духовные песнопения, традиции колокольного звона;

  • продолжение классических традиций русского искусства ХIХ века: обращение И.А. Бунина к традициям поэзии Фета, Майкова, Полонского, А.К.Толстого; продолжение в творчестве С.В.Рахманинова традиций П.И.Чайковского, С.И.Танеева и композиторов “Могучей кучки” (Римского-Корсакова, Бородина, Балакирева и др.);

  • темы и образы произведений, связанные, с одной стороны, с русской природой, с другой, с традициями “усадебной культуры”.

Сравнительный анализ произведений композитора и поэта, близких по эмоциональному строю и образному содержанию, показал, что общность мировоззрения этих художников сближает их художественные приемы высказывания, воплощающие близкие по характеру музыкальные и поэтические образы. Различие в их творчестве обусловлено, прежде всего, спецификой поэтического и музыкального искусств, оперирующих разными средствами выразительности.

Как Бунину, так и Рахманинову удалось достичь в своем творчестве синтеза русского национального начала и классических традиций искусства ХIХ века, создав при этом самобытный неповторимый язык и стиль высказывания.

При всей своей схожести, И.А.Бунин и С.В.Рахманинов были и остаются уникальными, неповторимыми художниками, именно в этом, наверное, заключается их истинная гениальность».

Проектная технология обучения способствует активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, осознанному выполнению ими поставленных задач, реализации их творческого потенциала; приобретению новых знаний в изучаемой области; формированию навыков коллективной работы.

Организуя исследовательскую деятельность школьников, необходимо развивать у них навыки аналитического мышления – умение анализировать, обобщать, делать выводы. Учащимся дается определенная свобода в работе иногда даже в ущерб отведенному времени, но результат оправдывает затраты. Именно глубокий анализ творчества Е. Начаса позволил ученику 11 класса Никите Цымбалюку в реферате «Ветер перемен и поэт» сделать вывод:

«В целом, окунувшись в творчество Е. Начаса, понимаешь, что все его стихи отличаются философичностью и высоким лиризмом, они пленительно просты, полны естественности и невыдуманности. Поэзия Евстахия Начаса утверждает жизнь, духовность, прекрасное в человеке и природе. Именно поэтому я хотел бы обратить читателей, особенно тамбовскую публику, к творчеству поэта, который живет и творит рядом с нами. В его стихах можно найти ответы на любые вопросы, увидеть отражение собственных мыслей и чувств, уловить тонкость души поэта и почувствовать настоящий поэтический ветер перемен, который не дает художнику слова остановиться и открывает все новые грани простоты и в то же время величия его поэзии».

Проблемой современности является недостаточное чтение литературных произведений молодыми людьми, предпочтение книгам телевизора. Решение данной проблемы видится, во-первых, через обсуждение телевизионных и художественных фильмов по произведениям русской классической литературы. Стал традицией коллективный просмотр телевизионных и художественных фильмов и с дальнейшим их обсуждением. Так, интересная дискуссия развернулась после просмотра фильмов «Возвращение», «Остров».

Во-вторых – через личностное влияние учителя на читательские вкусы школьников посредством уроков представления новой книги, публичных обсуждений произведений современных авторов, которые позволяют лучше понять их, пробуждают потребность в их прочтении. Тому подтверждением является реферат «Правда о войне в произведениях Светланы Алексиевич» Прокудиной Екатерины, который она пишет по результатам дискуссии, и он становится ее экзаменационной работой.

Приведём тезисы данной работы. «В русской литературе значительное место уделено военной тематике. Но во многих произведениях присутствует большая доля художественного вымысла, которая лишает читателя возможности получить подлинное представление о том, что являет собой война. В этом смысле произведения Светланы Алексиевич можно назвать новаторскими. К тому же данная тема, бесспорно, является актуальной в современном мире, когда люди часто получают ложное представление о войне по многочисленным «штампованным» художественным фильмам.

В наши дни, когда молодежь все меньше обращается к литературе, и все чаще звучат критические замечания в адрес отечественных писателей конца XX – начала XXI века я считаю обращение к произведениям писателя-современника Светланы Алексиевич особенно значимым и актуальным. Тем более что ее творчество уникально – «жанр Алексиевич», ограниченный формально рамками документальной повести, заходит далеко за пределы привычной прозы и представляет собой настоящий «роман голосов». Именно с определения этого нового жанра я начала свое исследование.

В ходе работы я сопоставляла два произведения С. А. Алексиевич: повесть о женщинах-участницах Великой Отечественной войны «У войны не женское лицо» и повесть «Цинковые мальчики», которая изучает практически не раскрытую в нашей литературе тему преступной афганской войны. Основным источником информации для моего исследования стали непосредственно произведения писательницы и ее высказывания в ряде интервью. Помимо этого, я опиралась на научную литературу, мнения других писателей и высказывания известных людей нашей страны и зарубежья.

Каков действительный военный быт человека? О чем он думает, что переживает? Сколько стоит людям война? Чем живут те, кто прошел войну и сколько в них остается человеческого? В чем заключается военная правда “без купюр и прикрас“ и в чём её сила? Вот те вопросы, ответы на которые я нашла в произведениях С. Алексиевич.

Писательница не скрывает военной правды, которая может причинить боль, вселить страх, даже, возможно, развенчать военные мифы и сломать сложившиеся стереотипы, и тем самым она помогает правильно воспринимать такие события прошлого, как, например, Великая Отечественная война или война в Афганистане».

Именно исследовательская работа, выбранная учеником деятельность во многом стимулирует развитие личностных качеств и, безусловно, выходит за рамки традиционного обучения и воспитания.

Как известно, развитие творческих способностей, нравственности нельзя осуществить только отдельно взятым учебным предметом, одним учителем, на одном уроке – необходима межпредметная интеграция, интеграция усилий всех учителей, интеграция форм и методов как на уроке, так и вне него. Именно этот тезис стараюсь воплотить в своей практической работе. Как правило, реализуемые проекты выходят за рамки уроков одного предмета.

В качестве примера рассмотрим исследовательский проект «Храм как многоплановый объект». Уже название проекта говорит о том, что он может реализовываться как отдельный элективный курс предпрофильной подготовки на уроке и кружковых занятиях.



ХРАМ рассматривается нами как исторический памятник, шедевр русского зодчества, выдающееся строительное сооружение, культовое сооружение, привлекающее своей познавательной ценностью, известностью, экзотичностью (связь с легендой), выразительностью и, наконец, месторасположением.

Учитывая специфику проектной методики, которая, с одной стороны, даёт свободу творчеству, а с другой, предполагает чёткое планирование действий, нами были выделены несколько этапов:



  • определение целей проекта и проведение организованной работы (формирование групп детей: краевед, историк, искусствовед, биограф" журналист, аналитик, фотограф; распределение заданий; выборы лидеров групп, определение роли каждого члена группы, что обеспечивает появление субъективного опыта каждого учащегося и использование его в учебной работе);

  • определение способов и методов исследования (работа с литературой, музейными материалами, проведение экскурсий);

  • обмен информацией, работа по группам экспертов; работа учителя с лидерами групп, определение форм отчета (газета, рефераты, фотоальбомы, путевые очерки, рисунки, стихи и т.д.);

  • собственно экскурсия (исторические - церковь Всех скорбящих радости (Тамбов), Задонские мужской и женский монастыри (Задонск), искусствоведческие - Преображенский собор (Тамбов), Исаакиевский собор (Петербург), собор в г. Ельце, литературные - музей-усадьба Тарханы);

  • завершение сбора информации и ее обсуждение по группам; выводы по всем направлениям, аргументация; распределение ролей для защиты проекта);

  • работа в малых группах по составлению сценария защиты проекта;

  • презентация проекта;

  • дискуссия.

Кроме того, результатом «знакомства» с храмом г. Задонска стал выпуск школьной газеты, рисунки, один из которых – «Купола храма» (автор Севодина) – занял 1-е место на городском конкурсе рисунков и украшает класс воскресной школы при Вознесенском женском монастыре (г. Тамбов).

Хочется отметить, что при реализации проекта не было пассивных участников: во-первых, вся совместная деятельность по достижению результата была подчинена в первую очередь личностно-значимой деятельности участников; во-вторых, постоянно осуществлялась коммуникативно-диалоговая деятельность.

Как показала практика, изучение ХРАМА методом проекта способствует созданию условий, при которых учащиеся:


  • реализуют свои возможности;

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

  • учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах: развивают у себя исследовательские умения (умения выявлять проблемы, осуществлять сбор информации, проводить наблюдения и эксперименты, анализировать, строить гипотезы, делать обобщения);

  • развивают системное мышление;

  • способны видеть прекрасное в рукотворных творениях человека;

  • чувствуют гордость и ответственность гражданина за всё, что есть на Земле.

Таким образом, наблюдается замкнутый цикл реализации учебных проектов в урочной и внеурочной деятельности:

Подводя итог, можно сказать, что такая организация деятельности учащихся на уроке и вне него позволяет получить важные результаты как предметно-содержательного, так и надпредметного характера (организация учащимися собственного познания, а также рефлексивно осмысленный опыт поисковой деятельности).


Заключение

Методы изучения учебного материала, формы организации учебных занятий, безусловно, влияют на результат обучения.

Основной задачей лицея в целом и каждого учителя в отдельности является не только оценивание успешности учения каждого ребёнка по его способности усвоить учебный материал за определённый промежуток времени на уроке, но и формирование творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации…

Как известно, структура учебного процесса включает: цель – содержание учебного материала – средства, методы и формы – контроль – результат. В этой связи для нас очень важно проведение мониторинга как технологии, предусматривающей определение результата обучения и его коррекцию в соответствии с установленным эталоном усвоения, выраженного в конкретных знаниях и умениях (когнитивная сфера деятельности), которые усвоены обучающимися в процессе изучения данного учебного материала [18]. Мониторинг проводится регулярно и включает как промежуточные результаты, так и итоговые. В таблицах 1, 2, 3 приведены динамика успеваемости обучаемых по русскому языку и литературе (уровень обученности – 100%), а также результаты государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.



Таблица 1

Качественный уровень успеваемости учащихся за последние 4 года


Предмет

Учебный год

2003-2004

2004-2005

2005-2006

2006-2007

Русский язык

8 г – 78,6%

9 г – 96%

9 а – 59,7%

6 б – 74%

8 д – 78,6%

9 д – 80%




7 а – 64, 7 %

11 б – 96,5%

10 в - 71,4%

11 в – 72%

11 в – 76 %

11 г – 96,3%

10 г - 64 %

11 г – 79,2%




Литература

8 г – 100%

9 г – 96%

9 а – 95,2%

6 б – 88, 9 %

8 д – 100%

9 д -97%




7 а – 87 %

11 б – 93,1%

10 в -82,7%

11 в – 83%

11 в – 92 %

11 г – 96,3%

10 г - 71%

11 г – 79%



Не лишним будет отметить, что за 5 лицейских выпусков подготовлено 44 медалиста.



Таблица 2

Результативность государственной итоговой аттестации

по русскому языку в форме ЕГЭ

Класс

Учебный год

2003-2004

2005-2006

2006-2007

11 б

93% (средний балл 4,3). Остапенко Е. – 99,8 баллов







11 г

77,8% (средний балл 3,8)







11 в




93% (средний балл 4,2)




11 г




100% (средний балл – 4,4)




11в







100% (средний балл 4.7). Прокудина Е. – 100 баллов

Таблица 3

Творческие работы учащихся по предмету

Год

Количество творческих работ

Класс

Место представления

Занятые места

2003

1

11

городская научно-практическая конференция «Грани творчества»

1

2004

1

10

городская научно-практическая конференция «Грани творчества»

3

2006

2

11

городская научно-практическая конференция «Грани творчества»

3

2007

7

11

лицейская конференция «Первые шаги в науку»

Лауреаты

Проведенный мониторинг показывает не только усвоение сформированных знаний и умений, но и уровень этого усвоения, который задаётся целями учебного процесса, а также создаёт возможность коррекции усвоения в соответствии с заранее определённым эталоном. Для учителя мониторинг очень важен, так как даёт реальную картину того, насколько продуктивна та система преподавания, какую мы используем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996.

3. Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. – М., 1999.

4. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. – Волгоград, 1994.

5. Советский энциклопедический словарь. – М., 1982.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1999.

7. Асеев Н. О поэтах и поэзии. Статьи и воспоминания. – М., 1985. Битов А. Мы проснулись в незнакомой стране. Публицистика. – Л., 1991.

8. Ильин И. Путь духовного обновления. – М., 2003.

9. Исаковский М. О поэтах, о стихах, о песнях. Сборник статей. – М., 1968.

10. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. – М., 1999.

11. Мандельштам О. Слово и культура. Статьи. – М., 1987.

12. Мартынов Л. Пути поэзии. Статьи и воспоминания. – М., 1975.

13. Начас Е. Солнечные ветры. Стихи. – Воронеж, 1976.

14. Начас Е. Зимний листопад. Стихи. – Воронеж, 1981.

15. Начас Е. Я в России прописан. Стихи, венок сонетов. – Тамбов, 1993.

16. Начас Е. Именины жаворонка. Стихи. – Тамбов. 1995.

17. Начас Е. Притяжение травы. Стихи. – Тамбов, 1997.

18. Начас Е. И есть любовь – желанье чуда. Стихи. – Тамбов, 2000.

19. Начас Е. Избранное. Стихи. – Тамбов, 2005.

20. Пришвин М. О творческом поведении. – М., 1969.

21. Тамбовский писатель. Стихи и проза. – Тамбов, 2004.

22. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М., 2001.

23. Полякова Л.В. Литературное краеведение: Программа по предмету регионального компонента федерального стандарта образования (8 – 9 кл.). – Тамбов, 2006.

24. Стандарты среднего (полного) общего образования. – М., 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Тезисы реферата на тему: «Ветер перемен и поэт»

ученика 11 класса «В» МОУ лицея №29 Цымбалюка Никиты

«Поэзия – это огромная, неиссякаемая река. Над ее бурным потоком всегда поет ветер времени, ветер перемен. И поэт все время должен двигаться вперед, находить все новые способы отображения действительности, обогащать поэзию все новыми и новыми поэтическими находками.

Во время перестройки и гласности, всеобщей дозволенности многие литераторы ничего нового не смогли сказать читателям – одни просто растерялись, не вписались в современную жизнь, другие вообще зачехлили литературное перо. А были такие, которые не подчинились и пронесли сквозь время преданность Музе и читателю. Их ярким представителем является Евстахий Ярославович Начас – тамбовский поэт и журналист.

Несмотря на ветры, которые принесли радикальные перемены в экономической, социальной и политической жизни общества, он в своем творчестве остался верен идеалам добра, справедливости и красоты. В своей работе я решил более подробно изучить его творчество, определить основные темы, волнующие поэта, и понять, откуда же он черпает силы, где находит запас прочности, чтобы противостоять злым ветрам и продолжать лучшие традиции русской поэзии – светлой, созерцательной, духовной.

Сейчас в нашей литературе все чаще появляются люди, проповедующие формалистические взгляды на поэзию. Нередко можно слышать рассуждения о том, что классический русский стиль устарел и он никак не соответствует нашему времени. Творчество Евстахия Начаса опровергает это суждение и доказывает, что Классический русский стих таит в себе огромные, еще никем не использованные возможности. В этом смысле изучение его произведений является особенно значимым и актуальным. К тому же, важность и актуальность творчеству Е. Начаса в любые времена придает истинный талант поэта и его неподдельный дар предчувствия, дар предостережения: автор предупреждает, предсказывает, даже пророчествует.

Он поднимаем вечные вопросы, обращается к классическим темам: к теме военного лихолетья, теме Родины, теме природы, любовной и философской лирике, культурно-краеведческой теме, теме поэта и поэзии.

Затрагивает он и новую, мало раскрытую в литературе, а тем более в поэзии, но очень близкую лично ему (сам он уроженец Украины) тему дружбы народов России и Украины. Здесь мы видим отражение сложной диалектики национальных взаимоотношений между великими народами и культурами, проходящей через духовное поле поэта. В этом заключается новизна его творческой деятельности и отсюда необходимость более глубокого ее анализа.

В целом, окунувшись в творчество Е. Начаса, понимаешь, что все его стихи отличаются философичностью и высоким лиризмом, они пленительно просты, полны естества и невыдуманности. Поэзия Евстахия Начаса утверждает жизнь, духовность, прекрасное в человеке и природе. Именно поэтому я хотел бы обратить читателей, особенно тамбовскую публику, к творчеству поэта, который живет и творит рядом с нами. В его стихах можно найти ответы на любые вопросы, увидеть отражение собственных мыслей и чувств, уловить тонкость души поэта и почувствовать настоящий поэтический ветер перемен, который не дает художнику слова остановиться и открывает все новые грани простоты и в то же время величия его поэзии».





  • I. Анализ анкетирования «Понимание творческой деятельности», проведенного среди учащихся 9-ых классов МОУ лицея № 29
  • 1. Какие задания, на ваш взгляд, являются творческими
  • 3. Как ты выполняешь задание
  • 4. Что развивает в тебе подготовка творческого задания
  • 5. Какой урок ты выбрал бы для себя
  • II. Региональный компонент «Литературное краеведение» как одно из направлений в становлении литературных интересов и развитии нравственных качеств учащихся
  • III. Методы и приёмы работы на уроках и во внеурочное время по формированию ключевых компетенций
  • Тезисы реферата на тему: «Роль цвета в повести Куприна “Гранатовый браслет”» ученицы 11 класса В МОУ лицея № 29 Шаровой Екатерины
  • Тезисы реферата на тему: «И.А.Бунин и С.В.Рахманинов. Параллели жизни и творчества» ученицы 11 класса В МОУ лицея № 29 Чернявской Дарьи
  • Качественный уровень успеваемости учащихся за последние 4 года
  • Предмет Учебный год 2003-2004 2004-2005
  • Результативность государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ
  • Класс Учебный год 2003-2004 2005-2006
  • Творческие работы учащихся по предмету
  • ПРИЛОЖЕНИЕ Тезисы реферата на тему: «Ветер перемен и поэт» ученика 11 класса «В» МОУ лицея №29 Цымбалюка Никиты