Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Чекунова С. М. Художественное оформление




Скачать 224.32 Kb.
Дата16.02.2018
Размер224.32 Kb.
Автор: зав. отделом обслуживания ЦРБ им. Ф.М. Достоевского Чекунова С.М. Художественное оформление: зав. ОАБП ЦРБ им. Ф.М. Достоевского Шепелева Т.В. «Нижегородские были»: Премьера серии МУ ЦБС Канавинского р-на. ЦРБ им. Ф.М. Достоевского; Сост. С.М. Чекунова. – Н. Новгород, 2002. – 13 с. Серия «Нижегородские были» начала свою издательскую дорогу с 1995 года, когда на книжных прилавках, словно ожившая полуреальная мечта, стали появляться мягко-коричневые томики с золочеными переплетами, выпускаемые издательством «Нижегородская ярмарка». Осуществление издания стало делом, в основном, одного человека, известного нижегородского антиквара, библиофила и книгоиздателя Олега Алексеевича Рябова. Он давно мечтал о «краеведческой» серии, которая воскресила бы нижегородское прошлое, и, наконец, в 1995 году его мечта обрела реальное воплощение – вышла 1-я книга серии, «Владимирские Мономахи» графа Салиаса, потом впервые в полном объеме книга Д. Смирнова «Нижегородская старина». В последующие годы, спустя полтора столетия с момента первого издания, была опубликована книга Н.И. Храмцовского «История и описание Нижнего Новгорода», далее следуют полузабытые «Памятники церковных древностей» летописца архимандрита Макария. Следующей книгой был один из любопытнейших романов «серебряного века» - «Проклятый род» Ивана Рукавишникова об известном купеческом клане Нижнего и т. д. Сейчас уже вышло 13 книг этой серии. В каждой книге есть предисловие, где для читателя восстанавливается биография автора, его творческий путь, определяется значение его трудов для нашего края, для русской истории. Авторами выступают писатели и историки. Большинство предисловий написал историк и юрист, профессор Юрий Григорьевич Галай. К некоторым книгам писали статьи старейший библиограф Л.И. Шиян и доцент Н.В. Морохин. Во многих книгах серии есть примечания, словари устаревших, диалектных и иных малопонятных слов, встречающихся в текстах, словарь географических названий. В основном в серии представлена нижегородская художественно-краеведческая классика. Историко-художественный материал «Нижегородских былей» очень разный, но все книги объединяет внутреннее единство. Роман «Владимирские Мономахи» принадлежит перу автора давно и незаслуженно забытого и совершенно не известного современному читателю. Евгений Андреевич Салиас де Турнемир, сын блиставшей в 40-50 годы 19 века писательницы Е.В. Салиас де Турнемир (урожденной Сухово-Кобылиной), более известной под псевдонином Евгении Тур, и обедневшего французского графа. Евгений, благодаря входившей в известность матери, ее друзьям и собратьям по перу, получил незаурядное воспитание, а также склонность к литературным занятиям. Он поступает в Московский университет, в котором сходится с революционным студенчеством, однако в 1861 году в знак протеста против исключения своих товарищей выходит из университета, за что оказывается под секретным надзором 3-гоОтделения. На следующий год мать вызывает его за границу, знакомит с Герценом и Огаревым. На чужбине Салиас начал пробовать свое перо – написал и опубликовал под псевдонином Вадим ряд рассказов и повестей («Ксаня чудная», «Тьма», «Еврейка»). До 1876 года он по отцу оставался французским подданным, после же принятия российского гражданства поступает на службу в Министерство внутренних дел. В основном творчество графа Салиаса посвящено старине. Его первый исторический роман «Пугачевцы» был опубликован в журнале «Русский вестник» в 1874 году. Это произведение писателя имело большой успех и по существу остается лучшим его историческим романом. За «Пугачевцами» последовала серия романов, посвященных главным образом отечественной истории 18-го столетия. Итогом многолетнего творчества писателя стал выход в 1894-1909 годах 30-томного собрания его сочинений. Но наступили иные времена, и сочинения графа Салиаса перестали удовлетворять запросы нового поколения. Его произведения все реже и реже появляются на страницах журналов. Постепенно пришло забвение. Последние 18 лет Евгений Андреевич, отгородившись от всего, безвыездно прожил в созданном им иллюзорном мире тихого московского дома: практически ни с кем не общался, не гулял, ничего не читал кроме «Анны Карениной» Л.Н. Толстого. Одним из лучших исторических произведений писателя является роман «Владимирские Мономахи». В начале 18-го столетия на границе Владимирской и Рязанской губерний, в непроходимых муромских лесах, кишащих известными на всю округу разбойниками, прознав о железной руде, появились двое братьев – толковых, энергичных и непреклонных в задуманном горных дел мастеров – Иван и Андрей Баташевы. А прибыли они, чтобы основать новое дело. Сообразительные предприниматели видели не только все выгоды места – непроходимые леса, рядом судоходная Ока, но и препятствия: для исполнения их громадных планов необходимо было заполучить в собственность эти дремучие чащобы с массой гулящих, скрывающихся от помещиков и правительства людей. В 1759 году под твердой и самовластной рукой дело заспорилось: леса постепенно перешли во владения Баташевых, задымили многочисленные плавильные печи знаменитого Гусевского завода. Не без помощи правительства Баташевы уничтожили в округе разбои, превратив лесную вольницу в своих послушных и безропотных рабов. Благодаря недюжинному таланту предпринимателей к концу 18-го века образуется Приокский горный округ, охватывающий территорию 4-х смежных губерний – Владимирской, Рязанской, Тамбовской и Нижегородской. Баташевы были незаурядными организаторами и талантливыми хозяйственниками. Поэтому вполне закономерно, что их заводы стали одними из передовых отечественных металлургических производств. Свои изделия Баташевы, конечно же, продавали и на знаменитой Макарьевско-Нижегородской ярмарке. Дальновидный Андрей Родионович заводил в административных и правительственных сферах нужные знакомства и связи. В 1799 году Баташев скончался, а наследники стали разбазаривать фамильное достояние. Не все в романе представлено исторически верным. Главным образом это касается героини повествования – Сусанны Юрьевны. По всей видимости, она не была родственницей Баташевых, скорее всего являлась одной из примадонн Выксунского театра и пользовалась особым покровительством Баташевых. До сих пор сохранился Выксунский дом главного героя романа, в некоторых из его комнат сейчас располагается краеведческий музей. Дожило до нашего времени и неоштукатуренное из красного кирпича здание в псевдоготическом стиле с декоративными башенками и стрельчатыми окнами. Сохранился и охотничий домик, построенный для развлечения и охоты выксунских господ, которому также отведена определенная роль в упомянутом романе. Хотелось бы обратить ваше внимание на одну из старейших книг серии, которая была опубликована в 50-х годах прошлого столетия. Это книга Николая Ивановича Храмцовского «Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода». С выходом второго издания в 1998 году, читатель получил возможность познакомиться с уникальной, давно ставшей раритетом книгой, безусловно, являющейся памятником нижегородского краеведения. Знаток прошлого нижегородской земли, краевед и историк Н.И. Храмцовский систематизировал и свел воедино богатейшую информацию, по крупицам добытую им из огромного количества архивных материалов и исторических исследований. Некоторые из этих сведений сегодня уточнены, но, безусловно, книга Н.И. Храмцовского, а современники называли его «отцом истории Нижнего Новгорода», достойна вашего внимания. Н.И. Храмцовский родился в 1818 году в городе Вологде. Будущий историк не имел систематического и всестороннего образования, но любовь к книге и постоянное упорное самообразование сделали его человеком весьма начитанным и грамотным. В 1828 году Храмцовские переехали в Нижний Новгород. Во время частых поездок по делам службы Николай Иванович вел служебные записи и дневники. Постепенно накапливался интересный бытовой материал, который требовал выхода. В результате появилась книга «И русское сердце не камень. Были из жизни на святой Руси» (1846). Первый опус молодого литератора был встречен критикой прохладно. Тем не менее, благодаря вышедшей книжке он слыл в Нижнем за писателя. Толчком к изучению нижегородской истории послужило знакомство Николая Ивановича с любителями местных древностей архимадритом Макарием, впоследствии известным историком церковных древностей, и П.И. Мельниковым (будущим писателем Мельниковым-Печерским). Увлекшись нижегородской историей, Храмцовский стал выискивать сведения о нашем крае в различных специализированных изданиях, был допущен как «свой человек» в узкий кружок губернской интеллигенции, собиравшейся у богатого и умного, к тому же любителя старины и коллекционера, маклера нижегородской судоходной расправы Д.Г. Усова. Храмцовский – по отзывам современников «лицо благородное, деликатное, шутник и весельчак» – живо участвовал в застольных беседах, завязывал интересные знакомства. Не исключено, что именно на посиделках в доме Усова возникла мысль о написании обширной истории Нижнего Новгорода. В мае 1857 года первая часть «Краткого очерка истории и описании Нижнего Новгорода» была отпечатана в губернской типографии. Она представляла из себя историю города от его основания до 50-х годов 19 столетия. Труд Храмцовского был встречен нижегородцами тепло. Вторая и заключительная часть «Очерков» вышла из губернской типографии в 1859 году и включала в себя описание достопримечательностей Нижнего Новгорода. Храмцовский является одним из первопроходцев в изучении местного архивного материала, он просмотрел огромное количество периодики, перелистал сотни томов исторических изданий, проделал большую черновую работу с тем, чтобы систематизировать и свести воедино все касающееся Нижнего Новгорода. Ему удалось собрать большой, во многом уникальный материал, из которого до сих пор краеведы черпают сведения по разнообразным аспектам местной истории. Занимаясь описанием достопримечательностей города, его церквей и монастырей, краевед широко использовал писцовые книги Нижнего Новгорода 1612 года, Сотную грамоту города 1630 года, а также многочисленные летописи и архивные материалы его храмов и монастырей. Храмцовский советовал нижегородцам собирать местные легенды и публиковать их в губернской периодической печати. После истории города самыми важными исследованиями краеведа являются такие его статьи, как «Некоторые сведения о состоянии Нижнего Новгорода в первой четверти 17 столетия», «Исторический очерк Кунавина и современное его состояние». Всего же им было опубликовано свыше 50 статей, заметок, сообщений и справок по истории Нижнего Новгорода и Нижегородской земли. Николая Ивановича можно назвать инициатором многих важных для города дел: создание Нижегородского всесословного клуба, учреждение Кулибинского речного училища, открытие нижегородской колонии для малолетних преступников. При этом Храмцовский ведет более чем скромное существование, часто болеет, ему отказывают от мест. В 1879 году он переезжает к своим богатым родственникам в Вологду, где и проживает на их попечении. Несмотря на различные недуги, он упорно продолжал заниматься краеведением и историей до самой кончины. Следует признать, что лучшие годы жизни и творчества Николая Ивановича Храмцовского связаны с Нижним Новгородом, который он полюбил и воспел в своих исторических трудах. Переиздавая «Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода», издательство решило лишь незначительно поправить авторский текст, исправив очевидные ошибки типографского набора, приведя его в соответствие с нормами современной орфографии и оставив в остальном в том состоянии, в каком он стал известен нижегородцам в 50-х годах прошлого столетия. В качестве дополнения в книгу включен биографический очерк о нижегородских князьях, написанный А.В. Экземплярским. Исследование это также представляет библиографическую редкость и практически недоступно современному читателю. О судьбе и подвиге Кузьмы Минина в русской литературе написано немало хороших книг. Нижегородские писатели тоже не остались равнодушными к судьбе своего земляка. Перед Великой Отечественной войной увидел свет роман В. Костылева «Кузьма Минин», который полюбился читателям своим талантливым, свободным повествованием. В свою очередь наш современник, В. Шамшурин, вновь обращается к этой теме и специально для серии «Нижегородские были» перерабатывает свою трилогию «Жребий Кузьмы Минина», в которую входят 3 книги: «Каленая соль», «Набат над Волгой» и «Алтарь Отечества». Написанное сочным языком, художественно выразительное и яркое произведение Шамшурина заслужило широкое признание, автор отмечен премиями имени В.С. Пикуля, Международной ассоциации писателей-баталистов и маринистов, имени Н.М. Карамзина, а также премий Нижнего Новгорода. В романе повествуется о событиях Смутного времени начала 17 века. Это была роковая пора в истории России. И только благодаря неимоверным всенародным усилиям, благодаря подвигу нижегородского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, собравшим ратное ополчение и разгромившим с ним засевших в Москве врагов, удалось предотвратить беду, не дав России рухнуть в бездну. Шамшурин, прекрасно и убедительно рисуя жестокую сущность эпохи, лишает надуманных черт своего любимого героя, для раскрытия светлых сторон души которого есть добрые возможности, и они использованы мастерски: встреча Кузьмы со стариком-пахарем во владимирских пределах, беседа с отцом в стенах Печерского монастыря, сцены ледохода на Волге близ Нижнего… Конечно, у Шамшурина есть неоспоримое преимущество, чем у его предшественника: он писал книгу на исходе 80-х годов, а не в 30-е годы. К примеру, писатель мог в полный голос заявить об огромном вкладе русской православной церкви и ее иерархов в дело народной соборности, в организацию отпора врагу. Тяжко и кроваво рождался дух высокого патриотизма, становясь главной силой истерзанной земли. Этот крестный путь к возрождению национального духа и является предметом исторического и художественного исследования Шамшурина. Валерий Анатольевич Шамшурин родился в городе Агрызе в 1939 году. В начале 50-х годов семья переехала в Шахунью. После окончания историко-филологического факультета Горьковского университета Шамшурин уезжает в целинные края. Студенческие годы принесли молодому поэту новые встречи, новые знания, новые образы, новые строки. 27 марта 1958 года состоялся творческий дебют писателя – в газете «Горьковский рабочий» напечатано 1-е стихотворение, затем появились публикации в «Ленинской смене». По возвращении в Горький молодой поэт работает на студии телевидения, сначала в редакции промышленных передач, а затем в молодежной редакции «Факел». В 1967 году В. Шамшурина приглашают на работу в газету. В это время выходит 1-я книжка стихов «Ливни», затем книги «Штык», «Красный день». Его стихи публикуются в «Комсомольской правде» и центральных издательствах, переводятся в СССР и в Болгарии. В 1976 году В. Шамшурин принят в Союз писателей СССР. В конце 70-х у поэта пробуждается профессиональный интерес к отечественной истории, начинается сбор материала о Смутном времени 17 века. Совместно с Ю. Адриановым В. Шамшурин написал краеведческую книгу «Старый Нижний», явился составителем сборника «Наш край». Вышли в свет 2 его книги – «Минин и Пожарский» и «Николай Карамзин». В настоящее время идет работа над новыми историческими произведениями. Прекрасным подарком для краеведов в серии «Нижегородские были» стала книга, подготовленная В.В. Нияким, – «Нижегородский край в словаре Брокгауза и Ефрона». Данное издание содержит избранные статьи из русского универсального энциклопедического словаря, выпущенного в 1890-1907 годах издательским обществом Ф.А. Брокгауз – И.А. Ефрон. Это издательство было основано в 1889 году для издания на русском языке энциклопедического словаря «Большой Брокгауз». В ходе подготовки первых томов возникла идея создания оригинального издания за счет существенного увеличения числа статей, посвященных России. С помощью С.А. Венгерова Ефрон привлек к подготовке словаря лучшие научные силы России. В течение 17 лет эти люди творили то ли подвиг, то ли шедевр, а скорее всего памятник русской мысли. 82 тома плюс 4 дополнительных, которыми пользуются почти 100 лет, – это, конечно, заслуга и издателей, и всего авторского коллектива (более 700 человек), в котором невозможно не выделить гениев: С.А. Венгерова, Д.И. Менделеева, А.Б. Бекетова, М.М. Ковалевского, В.С. Соловьева и др.. Поскольку Словарь редактировали виднейшие русские ученые, а статьи писали крупные специалисты в своих областях, то он отличается высоким научным уровнем. В отличие от советских энциклопедических изданий Словарь Брокгауза и Ефрона научно объективен, в нем отсутствует политизация и приверженность к какой-либо догме, а его материалы не потеряли познавательной ценности до наших дней; более того, многие статьи являются уникальными, так как целые разделы знания, особенно исторического и религиозного характера, в советское время не освещались или искажались. Второе издание Словаря (1911-1916) осталось незаконченным из-за сложной политико-экономической ситуации в России: вышло 29 из запланированных 48 томов. В 1990-1993 годах Словарь был точно воспроизведен издательством «Терра». Настоящее издание включает в себя все статьи из Словаря, посвященные Нижегородскому краю. Это сегодняшняя территория Нижегородской области, включающая 11 уездов прежней Нижегородской губернии, Варнавинский и Ветлужский уезды Костромской губернии, Курмышский уезд Симбирской и часть Муромского уезда Владимирской губерний. Это издание не является буквальной перепечаткой, а имеет некоторые отличия от оригинала. В статьях Словаря наблюдается большой разнобой в сокращениях, как единиц измерения, так и самых различных понятий и терминов. Для удобства читателей вместо заглавных букв, местами заменявших в тексте названия статей, приводятся слова полностью. Тексты из дополнительных томов помещены как самостоятельные статьи или после статей основных томов. Тексты всех томов даются в современной орфографии. Все статьи расположены в алфавитном порядке. В конце книги приложен тематический указатель статей. Это издание будет хорошим подспорьем краеведам, преподавателям истории, журналистам, политикам, студентам, школьникам и вообще всем, кто интересуется прошлым Нижегородского края. Многие-многие годы известный ученый-фольклорист, профессор В.Н. Морохин (1921- 1996) посвятил изучению народного творчества нашего края. В Волго-Вятском издании в 1971 году вышла книга «Нижегородские предания и легенды». Вариант книги «Легенды и предания Волги-реки», предложенный «Нижегородскими былями», в 3 раза превосходит объем 1-го сборника и освобожден от случайных вольных пересказов. Человеку, который работал над материалами этой книги больше 30 лет, не суждено было увидеть свой труд законченным. Владимир Николаевич Морохин – это имя знают и горьковские-нижегородские краеведы, и специалисты в разных городах страны, и студенты. Им были изданы 4 учебных пособия для вузов, 7 фольклорных сборников – это настоящая антология народного творчества нашего края 2-й половины 20 века. Владимир Николаевич Морохин родился в 1921 году. Учился в институте водного транспорта, оттуда ушел в армию. После войны в 1946 году он стал студентом только что открытого историко-филологического факультета Горьковского университета. Закончил его, защитил диссертацию. Работал проректором в Муроме. В 1962 году возвращается в Горький, где работает деканом историко-филологического факультета. С начала 60-х годов фольклористика стала главным в преподавательской и научной работе Владимира Николаевича. В 1963 году Морохин едет в Урень с первой фольклорной экспедицией. Оттуда он привезет записи рассказов и песен о войнах и событиях, которые были в начале века, старинные предания, биографии людей, легенды о скитах в семеновских лесах, сказы ковернинских мастеров хохломы. Потом были Волжские и Окские экспедиции с древнейшим материалом, еще бурлацкими сказками и песнями. А вскоре уже появилась целая программа исследований в соседних республиках Поволжья и Ульяновской области. Важно собрать фольклор, чтобы вернуть его людям – это одна из любимых мыслей В.Н. Морохина. И его книги: «Нижегородские предания и легенды» и «Град Китеж» – это не просто фольклорные сборники, это книги, волнующие, заставляющие думать о древних, неразрешенных до сих пор загадках, искать потерянные много веков назад дороги, печальные курганы, ждать встречи с чудом. Это рассказ о народном искусстве, популярный, простой, без трагической патетики, и попытка обращения к древним корням сказки, легенды, и слово о мастерах, несущих сквозь века чудо народно-поэтического творчества. 18 сентября 1996 года, в теплый осенний полдень он, 75-летний профессор, ушел на работу – на филологический факультет университета. Спустя 2 часа он умер за рабочим столом в созданном им фольклорном фонде. В шкафу до сих пор висит его плащ. А над рабочим столом, который достался по наследству сыну, Николаю Морохину, студенты установили мемориальную доску и портрет. Делам давно минувших дней посвящены многочисленные произведения так называемой несказочной прозы русского устного народно-поэтического творчества. Среди них важное место занимают предания и легенды. К легендам относятся эпические произведения несказочной фольклорной прозы поучительного характера, в которых исполнители широко используют фантастические, в том числе религиозные, мотивы, а героями их выступают не только люди, но и сверхъестественные существа, часто – святые, бог. Знакомясь с текстами легенд, можно заметить, что некоторые из них книжного, а точнее библейского происхождения. Однако преобладающее большинство событий, изображенных в легендах, является плодом народной фантазии, причем и рассказчик, и слушатель, как правило, верят в достоверность того, что сообщается в произведении. Наиболее старые произведения этого популярного в прошлом жанра давали объяснения отдельным явлениям природы и рассказывали о происхождении некоторых видов растений и животных. Более новые легенды много места отводили повествованию о различного рода чудесах. Народные легенды исследователи классифицируют по группам. В качестве основы для подобной систематизации берется содержание тех или иных произведений. Наиболее древние космогонические легенды знакомят читателя с историей миротворения. Сюда включаются легенды о происхождении земли, неба, солнца и звезд. Такова публикуемая в книге легенда «Как земля сотворена была» или легенда «Про то, откуда солнце взялось». К этой группе близки легенды о происхождении животного и растительного мира. В них, как правило, речь идет о возникновении тех или иных зверей, птиц, насекомых и растений. Об этом рассказывается в легендах «Про человека и собаку», «Про рожь» и в других произведениях. Определенное место среди русских легенд занимают произведения, содержание которых тесно связано с религиозными сюжетами. О святых, Иисусе Христе и Боге, об их пребывании в раю, аду и на земле, а также о том, как они помогают простому человеку решить трудную задачу, как одаривают тех, кто беден и нуждается. Такими предстают перед читателем публикуемые в книге легенды «Чудо на мельнице», «Микола и Касьян» и другие. В отдельную группу выделяются легенды, рассказывающие о человеческой судьбе и смерти. Сюда относятся легенды «Солдат и смерть», «Смерть праведного и грешного». Особый интерес у читателя вызывают легенды социально-утопического содержания: о несметных богатствах «далеких земель», о бескорыстных народных защитниках, о столь желаемом «золотом веке». Не менее привлекательна и группа легенд об исторических событиях и лицах. В них вымышленные мотивы сочетаются с действительными фактами. Эти произведения нередко бывают связаны с именами Разина, Пугачева, Суворова, а содержание в известной мере отражает и такие исторические события, как нашествие на Русь полчищ завоевателей, Смутное время, военные походы Ивана Грозного и Петра Первого. Таковы основные тематические группы народных легенд, представляющих собой небольшие по объему и сравнительно несложные по построению повествования. До сих пор легенды привлекают внимание читателей чистотой и прелестью своих сюжетов, формой художественного построения и тем «особенным, отличительным характером», который во все времена высоко ценится почитателями русского фольклора. К преданиям относятся сюжетные устно-поэтические эпические повествования в прозе, которые, нередко с известной долей вымысла, рассказывают о давно минувших, но реальных делах и исторических лицах или объясняют происхождение географических названий. Истоки преданий уходят в глубь столетий, а в основе их часто лежат рассказы свидетелей тех или иных событий, а также лиц, якобы слышавших о сообщаемом непосредственно от очевидцев. Русские народные предания неоднородны как по тематике, так и по осмыслению основных событий и фактов прошлого. Поэтому в науке принято группировать предания по их содержанию. Первую группу преданий составляют произведения о памятных событиях истории и исторических лицах. Многие из них возникли еще до появления письменности на Руси и непосредственно связаны с действительностью далекого прошлого. Исторические предания последующих эпох рассказывают об укреплении Московского централизованного государства. Особое место здесь принадлежит циклу преданий, связанных с именем Ивана Грозного. Причем в одних преданиях (например, в таких как «Дудин монастырь») его действия не одобряются, а сам он выступает в роли деспота, который не щадит никого. В других же «Грозный царь является царем мудрым, а главное – справедливым». Очень много преданий было сложено о Степане Разине и Емельяне Пугачеве, в образах которых реальные черты соседствуют со сказочно–фантастическими элементами. Предания об исторических лицах и событиях нередко близко соприкасаются с топонимическими преданиями и даже переходят в них. Эпоха первобытного общества нашла свое отражение в топонимических преданиях, в которых реки представлены в виде живых существ («Волга и Кама», «Самара», «Вазуза и Волга»). Рассказчики ведут речь о них как о существах, способных проявлять «свои характеры», «определенные родственные отношения». Они «спорят», «уговариваются», «решаются» на какие-то дела и т. д. (отрывок из предания «Вазуза и Волга) Много общего у данных повествований с преданиями, которые объясняли не только истоки названий, но и происхождение некоторых физико-географических компонентов рельефа той или иной местности (горы, овраги и т. д.). Таковы повествования о курганах, появляющихся на пути воинов Ивана Грозного во время его походов на Казань («О Девичьих горах» и т. д.), а также на волжских берегах, где активно действовали отряды Степана Разина и Емельяна Пугачева («Трубка Стеньки Разина», «Дуб Пугачева» и другие). Наряду с этой группой топонимических преданий большой интерес представляют повествования, связанные с именами первопроходцев, осваивавших те или иные места. Это предания о древних поволжских поселениях, об основании Нижнего Новгорода, Казани, Чебоксар, Павлова и многих других населенных пунктов. Рожденные в далеком прошлом и чутко впитавшие в себя многие явления своих эпох, они и теперь поражают каждого, кто к ним обращается, целомудренностью и простотой, яркостью и глубиной, величием и живописностью своих сюжетов и образов. В 2001 году в серии «Нижегородские были» выходит книга Ю. Адрианова «Нижегородская отчина». Первое издание книги вышло в 1971 году к 750-летию Нижнего Новгорода. Спустя 10 лет увидело свет 2-е издание «Нижегородской отчины». По сравнению с первым, оно значительно пополнилось «литературными портретами» о писателях-современниках: К. Кочине, А. Люкине, Б. Пильняке, А. Бринском, а также этюдами об Аввакуме, В. Дале, летописце Лаврентии, А. Улыбышеве. По утверждению критиков, эта книга «стала для Юрия Адрианова судьбой». «Нижегородская отчина» – это сочетание лирического дневника с поэтическими характеристиками замечательных земляков. Им был найден главный стилевой «ключ», а именно: языком лирической прозы поведать читателю о красоте земли и ее людях. Юрий Андреевич называет свое произведение «лирическим краеведением». На рубеже 80-х годов выходит из печати 3-е, дополненное издание книги. Но в то время местное издательство выпускало серию «Нижегородская отчина», и поэтому книгу пришлось назвать не менее поэтически – «Хождение за равнинные реки». Книга также получилась увлекательной, интересной для читателя. В ней появились новые мотивы: об экологических заботах – «Озябший костер», «Похвала русской борзой» - задушевное слово о давней и полузабытой русской удали. А рассказ о декабристах-нижегородцах, дополненный многими фактами, вылился потом в отдельную книгу. В этом издании «Нижегородской отчины» добрая треть книги – новые страницы, написанные в 1990-1998 годах. Некоторые из них опубликованы в литературном журнале «Нижний Новгород» за 1997 год. Это плод многолетних раздумий писателя о родной нижегородчине, ее славных сынах, проявивших себя на поприще служения Отечеству. Читая эту книгу, вы насладитесь прекрасным описанием природы, прикоснетесь к истокам нижегородской истории. (звучит отрывок из книги Ю. Адрианова «Нижегородская отчина») Родился Юрий Адрианов в Горьком в 1939 году. Отец инженер-гидротехник, погиб при обороне Севастополя в 1942 году. Первое стихотворение будущий писатель написал в 1949 году «Люблю я зимнюю дорогу». Закончил филологический факультет Горьковского государственного университета. В годы учебы занимался изучением русского фольклора, совершал летние этнографические экспедиции к берегам овеянного преданиями Светлояра и легендарного Керженца. Очень многие стихи Юрия Адрианова – это обращение к близкому другу и приглашение к путешествию. Сокровища истории, памятники старины, воинской доблести и славы, тонкие и многоликие картины матушки-природы – вот первостепенное в словесном искусстве Ю. Адрианова. С 1962 по 1987 год Ю. Адрианов работал редактором молодежных передач Горьковской студии телевидения. В 1965 году был принят в члены Союза писателей. Вызывает интерес жанровое своеобразие произведений поэта. Здесь не только лирические стихи, песни, поэмы, но и лирическая проза, рассказы, очерки, статьи о литературе и искусстве, рецензии и сценарии, либретто, пьесы, поэтические образы и творческие портреты. Юрий Адрианов – мастер взыскательный, задумывающийся над самыми серьезными, самыми острыми вопросами нашей жизни. В июле 2002 года исполнилось 100 лет со дня рождения нашего земляка, писателя Николая Ивановича Кочина. И жизненная, и литературная судьба крестьянского парня из нижегородского села Гремячая Поляна складывалась удачно, можно даже сказать счастливо. Он поступает в пединститут, а в 1924 году, 22-х лет от роду, заканчивает его и едет учительствовать в нижегородскую глубинку. Вскоре начинают появляться в местных и центральных газетах его первые публикации – очерки, документальные рассказы. В 26 лет он написал роман «Девки», после публикации которого стал знаменитым. Его имя было также популярно, как имена Шолохова и Леонова. На рубеже 30-х годов крестьянские книгочеи при свете свечных огарков и керосиновых ламп во всех уголках Отечества читали своим односельчанам в зимние вечера этот роман. Воодушевленный таким началом, Кочин пишет роман «Парни», «Юность», берется за книгу о гениальном народном самородке Иване Кулибине, во время войны пишет статьи и очерки, которые потом были собраны в книгу и изданы в 1942 году. Книга называлась «Деревня в дни войны». Но в сталинские времена у этого писателя не могло быть счастливой судьбы. Кочин был репрессирован и 10 лет провел в ссылке. Вернувшись, Кочин начинает работу над новым романом под названием «Гремячая Поляна», одновременно с этой книгой пишет роман «Нижегородский откос», который является как бы логическим продолжением предыдущих книг. Эта серия заслуженно была отмечена Государственной премией России. В серии «Нижегородские были» впервые наиболее полно публикуются его миниатюры «Спелые колосья», малоизвестная проза, а также воспоминания о писателе, которого в конце его жизни называли литературным «патриархом Волги». Это новый, качественно другой писатель. Второй раздел «Спелых колосьев» включил повесть, рассказы и статьи Кочина. Некоторые из его произведений, рожденных памятью о годах репрессий, были опубликованы в сборнике «Зона». Это собрание раздумий сына 20 века, философские или политические миниатюры литератора-мыслителя. Открывает книгу статья нашего земляка, лауреата Государственной премии РСФСР Семена Шуртакова. Основная часть книги – сборник миниатюр «Спелые колосья». Миниатюры – это то мимолетное раздумье, то отрывок воспоминаний, то краткая статья. (Звучит отрывок из книги Н. Кочина «Спелые колосья») Второй раздел «Спелых колосьев» включил повесть, рассказы и статьи Кочина. Некоторые из его произведений, рожденных памятью о годах репрессий, были опубликованы в сборнике «Зона». Заключает том подборка воспоминаний писателей-земляков. Совсем недавно, 26 июня 2002 года вышло постановление Правительства Нижегородской области «Об отнесении находящейся на территории города Нижнего Новгорода могилы писателя Кочина Н.И. к памятникам истории и культуры местного (областного) значения». «Спелые колосья» – давняя и с трудом великим воплощенная мечта дочери писателя, доктора медицинских наук Е.Н. Калачевской-Кочиной, и его покойной внучки, кандидата философских наук Е.Н. Калачевской. Составитель и редактор книги – известный писатель Валерий Шамшурин. Кочинская книга – это уже 13-е явление в серии «Нижегородские были» и первое, где обозначено новое издательство книги. «Нижегородские были» – это яркая программа в культурной истории края, которой не было аналогов, однако это дело требует постоянной целенаправленной финансовой поддержки со стороны администрации области. Сейчас прервать серию (условно рассчитанную на 20 наименований), не помочь ей было бы грешно перед памятью Нижегородской земли, ведь создается памятник родной земле и ее людям. Несмотря на все тяготы, «бумажные страдания», том за томом, облаченные в свои скромные позументы, книги серии выстраиваются на полке стеллажа. Не ради книжной пыли – Для сердца, для ума «Нижегородских былей» рождаются тома. Встают за вехой веха Стогами средь лугов Два отгремевших века, Где судьбы земляков! Как долгожданный праздник На полке строй возник Таких родных и разных Нижегородских книг. Дела благие живы! И книжный жив народ Как верная дружина, Как летописный свод! (Ю. Адрианов) Памятник основателям Нижнего Новгорода Список использованной литературы Статьи из книг: Галай Ю. Судьба Юрия Адрианова Адрианов Ю.А. Нижегородская отчина. – Н. Новгород, 2001. – С. 5-14. Шуртаков С. Вместе с Россией Кочин Н.И. Спелые колосья. – Н. Новгород, 2001. – С. 5-22. Ниякий В. От составителя Нижегородский край в словаре Брокгауза и Ефрона Сост. и науч. ред. В.В. Ниякий. – Н. Новгород. 2000. – С. 5-6. Галай Ю. Историк Нижнего Новгорода Храмцовский Н.И. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. – Н. Новгород, 1998. – С. 5-24. Морохин Н. Предисловие Легенды и предания Волги-реки: Сборник Сост. В.Н. Морохин. – Н. Новгород, 1998. – С. 6-24. Адрианов Ю. Урок духовной соборности Шамшурин В.А. Жребий Кузьмы Минина: Ист. роман. – Н. Новгород, 1996. – С. 5-6. Галай Ю. Автор художественной летописи Баташевского рода Салиас Е.А. Владимирские Мономахи. – Н. Новгород, 1995. – С. 5-18. Статьи из периодической печати: Адрианов Ю. Нижегородское «былое» и «думы» Нижний Новгород. – 2001. - № 3. – С. 242-246.

  • Шепелева Т.В.
  • (отрывок из предания «Вазуза и Волга)
  • (звучит отрывок из книги Ю. Адрианова «Нижегородская отчина»)
  • (Звучит отрывок из книги Н. Кочина «Спелые колосья»)
  • (Ю. Адрианов)
  • Статьи из периодической печати