Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Чеченской республики




страница1/15
Дата10.01.2017
Размер3.18 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


ВЕСТНИК
ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Выпуск 11

ГРОЗНЫЙ – 2013

УДК 373 (470. 661)

ББК 74.2 (2 Рос. Чеч.)

В 38


Печатается по решению Ученого совета

Института развития образования

Чеченской Республики
Под редакцией

А.М. Арсанукаева
Научно-редакционный совет Института:

А.М. Арсанукаев (председатель), В.Х. Акаев,

М.Х. Багаев, М.Р. Овхадов, А.Д. Тимаев,

Р.А. Чахкиева (заместитель председателя)


Ответственные за выпуск:

Р.А. Чахкиева, М.Х. Багаев

В 38 Вестник Института развития образования ЧР. Вып.11. – Грозный,

2013. – …..с.
ISBN – 978-5-98108-024-1
Вестник Института развития образования ЧР – научно-практическое издание. В нем публикуются статьи и другие материалы как научно-теоретического, так и научно-прикладного характера по результатам исследований и разработок сотрудников Института, адресуемые не только ученым, научным работникам, но и специалистам-практикам: учителям школ, преподавателям высших и средних специальных учебных заведений, специалистам органов управления образованием, руководителям общеобразовательных учреждений.
© Институт развития образования ЧР, 2013

СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

И.Б. Байханов. Об итогах деятельности Министерства

образования и науки Чеченской Республики за 2013 г.

и задачах на 2014 г. (Доклад на заседании Коллегии

Министерства 26 декабря 2013 г.………………………………


ИССЛЕДОВАНИЯ: ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА,

ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ
К.З. Чокаев. О некоторых расхождениях русского и чеченского языков на

лексико-семантическом уровне и методика предупреждения речевых

ошибок в школе…………………………………………………………………………
ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА – ШКОЛЕ.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ЧЕЧНИ.

Материалы научно-методологического семинара
А.М. Бугаев. Основные этапы становления национальной

государственности чеченского народа …………………………………………………



Ш.А. Гапуров. Спорные вопросы кавказской истории 19 в. .…………………………

А.Я. Гайрабеков. Развитие исторической науки в Чеченской

Республике в конце XX – начале XXI вв. …………………………………………



Р.Н. Жабраилов. Проблемы, тенденции и перспективы изучения

истории Чечни в общеобразовательных учреждениях

Чеченской Республики…………………………………………………………………

М.Х. Багаев. Древняя и средневековая история чеченцев:

вымысел и реальность…………………………………………………………………



Х.А. Гакаев. Фальсификация истории Чечено-Ингушетии

периода Великой Отечественной войны……………………………………………



И.З. Хатуев. Попытки искажения исторической правды об

участии народов Чеченской Республики в Великой Отечественной войне………


С.С. Цуцулаева. Изучение темы депортации чеченского народа

в годы Великой Отечественной войны в курсе отечественной истории………….


И.З. Хатуев. Освещение темы участия представителей Чеченской

Республики в Великой Отечественной войне в отечественной

и зарубежной литературе………………………………………………………………

Е.С. Горчханова. Учебники истории как один из факторов

формирования общественного сознания или чему учат

современные учебники истории………………………………………………………

С.А. Магомадов. Толерантни кепара нохчийн истори хьоьхуш

дешархой кхетош-кхиоран болх дIабахьаран некъаш……………………………



З.С. Исакиева. Воспитание толерантности молодежи на примере

искусственного родства у чеченцев………………………………………………



С.А. Гайтамирова. Предпосылки, зарождение и развитие

промышленного предпринимательства в Терской области

в пореформенный период………………………………………………………………

С.Х. Яндарова. О духовно-психологическом состоянии чеченцев

и ингушей в годы депортации…………………………………………………………



З.С. Исакиева. Воссоздание истории чеченцев и ингушей,

депортированных в Центральный Казахстан …………………………………………



МЕТОДИКА И ОПЫТ
А.М. Арсанукаев. Принцип диалогичности культур

в преподавании литературы…………………………………………………………



Р.В. Юсупова. Инновационные технологии в обучении

русскому языку. Технология учебно-исследовательской

деятельности на уроках русского языка в чеченской школе…………………………

В.И. Гишларкаев. Состояние школьного математического образования

в ЧР и некоторые меры по его улучшению……………………………………………



З.С. Ногомерзаева. Роль и место конкурсов педагогического мастерства

Р.А. Умаева. Роль руководителя образовательного учреждения

в профессиональном становлении молодого учителя………………………………




ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

И.Б. Байханов,

министр образования и науки

Чеченской Республики


ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЗА 2013 г. И ЗАДАЧАХ НА 2014 г.

(ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ КОЛЛЕГИИ МИНИСТЕРСТВА 26 ДЕКАБРЯ 2013 г.)
Системные преобразования, происходящие в российском образовании, нашли свое реальное воплощение в Чеченской Республике. Деятельность министерства образования и науки Чеченской Республики была направлена на реализацию направлений перехода от продолжающейся интенсивной модернизации к инновационному развитию.

Стратегия этого перехода была выстроена на решении трех основных задач:

укрепление учебно-материальной базы учреждений образования;

развитие кадрового потенциала;

широкое внедрение в учебно-воспитательный процесс информационно–коммуникационных технологий.

Исходя из этого, процессы модернизации образования стали мощной силой, преобразующей образование в институт продуктивного социального развития Чеченской Республики.

Значимой силой в этом преобразовании стал новый закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года и реализация комплекса мер по модернизации системы общего образования.

Главной ступенью образования, на которой закладываются дальнейшие возможности, ресурсы и способы развития личности ребенка, является общее образование.

Именно поэтому Министерство образования и науки РФ с 2011 года начало реализацию комплекса мер по модернизации региональных систем общего образования, который позволил субъектам Российской Федерации, в том числе и нам, не только значительно обновить и укрепить учебно-материальную базу, но и повысить заработную плату педагогическим работникам.

В 2013-2014 учебном году в Чеченской Республике программу общего образования реализуют 449 дневных, 15 вечерних общеобразовательных учреждений, 5 спец.интернатов и один центр дистанционного образования, в которых обучаются 230 968 учащихся в дневной и 8 007 учащихся в вечерней формах обучения. Количество педагогических работников составляет 22 039 человек.

Для решения задачи по обеспечению современных условий предоставления образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях Чеченской Республики, на реализацию Комплекса мер по модернизации общего образования в 2011-2013 годах из федерального бюджета поступили субсидии в размере 3 млрд. 465 млн. 972 тыс. руб., из республиканского бюджета выделено 182 млн. 420 тыс. руб., всего 3 млрд. 648 млн. 392 тыс. руб.

На эти средства приобретено и распределено по общеобразовательным учреждениям:

‒ 410 предметных кабинетов;

‒ 112 кабинетов домоводства и технологии;

‒ спортивное оборудование и инвентарь;

‒ 8506 компьютеров и 1700 интерактивных досок;

‒ оборудование для проведения государственной итоговой аттестации обучающихся;

‒ транспортные средства для перевозки обучающихся – 109 единиц.

Остальные средства были направлены на оплату следующих мероприятий:

‒ развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования);

оплата интернет-трафика;

‒ приобретение программного обеспечения;

‒ осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования;

‒ на проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений;

Полученные из федерального бюджета субсидии позволили республике направить высвободившиеся средства из республиканского бюджета на повышение заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений. Если размер средней заработной платы учителя в 1 квартале 2011 года составлял 8 491,90 рублей, то по состоянию на сегодняшний день среднемесячная заработная плата педагогических работников общего образования составила 20 047 рублей (соотношение со средней заработной платой по экономике нашего региона составляет 100%). Необходимо подчеркнуть, что в результате реализации Комплекса мер удалось повысить заработную плату не только учителям, но и всем педагогическим работникам образовательных учреждений, реализующих программы общего образования.

Для повышения средней заработной платы педагогических работников, в целях реализации указов Президента Российской Федерации в 1 полугодии 2013 года использованы средства, предусмотренные в бюджете на 3 и 4 кварталы.

Чтобы поддерживать среднемесячную заработную плату педагогических работников общего образования на уровне средней заработной платы по экономике нашего региона, до конца 2013 года необходимо было дополнительно 750 млн.руб. Республика взяла у государства бюджетный кредит на сумму 695 млн. руб. и закрыла данную проблему. Хотя необходимо отметить, что из-за безответственного отношения к своим обязанностям главного бухгалтера централизованной бухгалтерии Веденского районного отдела образования возникли серьезные проблемы с выплатой заработной платы педагогическим работникам данного района.

По сведениям, представленным органами местного самоуправления осуществляющими управление в сфере образования, с 1 сентября 2013 года 52 общеобразовательных учреждения занимаются в 3 смены.

И это несмотря на то, что 1 сентября 2013 года открыты 3 общеобразовательных учреждения: средние общеобразовательные школы в г.Аргун, с.Белгатой Шалинского района и гимназия №14 в г.Грозном. Благодаря усилиям, предпринятым руководством республики, Министерством образования и науки Чеченской Республики в формирующуюся программу «Юг России» включено строительство 32 объектов общего образования, что позволит на 70% решить данную проблему.

По состоянию на сентябрь 2013 года в общеобразовательных учреждениях республики было более 400 вакансий, значительная часть из которых по иностранным языкам, начальным классам, математике, физике. Увеличение вакансий связано с тем, что на совещании директоров общеобразовательных учреждений республики было решено установить верхний предел учебной нагрузки в размере 27 часов в неделю, что позволит повысить качество образования и благотворно скажется на здоровье педагогических работников.

Для решения проблем с вакансиями в общеобразовательных учреждениях усилий одного министерства недостаточно. Муниципальным органам власти необходимо продумать вопрос обеспечения жильем молодых специалистов, изъявивших желание работать в учреждениях, расположенных на их территории, а также предусмотреть меры социальной поддержки такой категории работников. Письма с такими предложениями главам муниципальных образований и городских округов министерством направлены.

В соответствии с Положением об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных учреждений Чеченской Республики от 22.11.2010г. №1665, аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Чеченской Республики за 2013 год было рассмотрено 2346 заявлений от педагогических работников, по результатам экспертизы к требованиям заявленным квалификационным категориям 1965 были допущены к аттестационным экзаменам. По результатам аттестационных испытаний, решением аттестационной комиссии были установлены квалификационные категории 1630 педагогическим работникам (1130 ‒ первая, 500 ‒ высшая).

Реализуя одно из ключевых направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» 1-3 и 5 классы общеобразовательных учреждений республики и 6 классы гимназий и лицеев с 1-го сентября 2013 года перешли на федеральные государственные образовательные стандарты. Учитывая, что одним из требований реализации основной образовательной программы общеобразовательного учреждения является создание соответствующих условий, наше министерство в рамках реализации мероприятий комплекса мер обеспечило 1-3 и 5 классы на 20 % компьютерной техникой и интерактивными досками.

Мониторинг материально-технических условий организации образовательного процесса, а также стиля работы учителей, их настроения, отношения администрации школы и родителей первоклассников, их желание работать в тандеме на благо ребенка показал, что учителя часто руководствуются привычными стереотипными критериями, весьма далекими от требований нового стандарта. Этот факт должен стать первоочередным вопросом для руководителей школ, муниципальных органов управления образованием и методических служб.

Учитывая необходимость подготовки в 2013-2014 г.г. 2500 педагогов Чеченской Республики к переходу на ФГОС основного общего образования и более 1500 педагогов к переходу на ФГОС начального общего образования, организовано повышение квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений по вышеуказанным направлениям.

Важнейшим направлением национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является развитие системы поддержки талантливых детей.

В Чеченской Республике в этих целях разработаны и реализуются муниципальные целевые программы «Одаренные дети» на 2011-2015 годы. Созданы муниципальные банки данных одаренных детей. Подготовлен проект республиканской целевой программы «Талантливая молодежь». Планируется создание республиканского центра по работе с одаренными детьми.

В рамках Всероссийской олимпиады школьников Министерством образования и науки Чеченской Республики в январе 2013 года проведен его республиканский этап по 18-ти общеобразовательным предметам, в котором приняло участие 426 человек. 4 победителя данной олимпиады приняли участие на заключительном этапе.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в этом году 18 представителей талантливой молодёжи получили денежные поощрения в размере 30 тысяч рублей.

Закуплено и поставлено в Президентский лицей, гимназию №12 и гимназию №1 им.А.-Х.Кадырова оборудование для кабинетов естественно-научного цикла, которое позволяет проводить исследования по нанотехнологиям.

Учитывая, что одним из стратегических направлений развития системы образования Чеченской Республики является внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, в 2013 году в общеобразовательные учреждения республики поставлено:

‒ 300 единиц специализированного программного обеспечения по предметам биология, математика, физика;

‒ 50 единиц программного обеспечения для начальной школы;

‒ 5 000 лицензий на операционные системы и офисные приложения.

Учитывая внимание, уделяемое Главой Чеченской Республики Р.А. Кадыровым вопросам духовно-нравственного воспитания молодежи, особенно школьного возраста, были разработаны рекомендации и график проведения собраний, посвященных данному вопросу, во всех общеобразовательных школах республики. Эта работа успешно проведена совместно с представителями духовенства, правоохранительных органов, лечебных учреждений, органов местного самоуправления.

В рамках подготовки к проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в форме единого государственного экзамена и в соответствии с Порядком проведения ЕГЭ в 2013 году в 62 пунктах проведения экзамена 24 и 31 марта 2013 года проведены пробные ЕГЭ для 10 817 обучающихся общеобразовательных учреждений Чеченской Республики по русскому языку и математике соответственно.

В основной период (с 27 мая 2013 г. по 21 июня 2013 г.) Министерством образования и науки Чеченской Республики проведена государственная (итоговой) аттестация выпускников 9-х, 11-х, (12-х) классов общеобразовательных школ Чеченской Республики.

В 11-х (12-х) классах она проводилась в форме ЕГЭ и государственного выпускного экзамена.

В 9-х классах государственная (итоговая) аттестация по математике проводилась в новой форме.

Государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших программу основного общего образования, в новой форме по математике проведена 28 мая 2013 года в 92 ОУ-ППЭ, в которой приняло участие 20165 человек. Из них справились с заданиями:

на «5» - 4078 чел. – 20,2 %

на «4» - 12000 чел. – 59,5 %

на «3» - 3018 чел. – 15,0 %

на «2» - 1069 чел. – 5,3 %.

В соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2013 года № 110-п, Министерством образования и науки Чеченской Республики проделана следующая работа:

‒ разработан и утвержден план подготовки к единому государственному экзамену;

‒ сформированы и утверждены государственная экзаменационная, предметные и конфликтная комиссии;

‒ определены и оснащены системой видеонаблюдения 62 пункта проведения ЕГЭ (ППЭ): в них установлены веб-камеры, работающие в режиме онлайн, с подачей звука;

‒ сформирована база данных участников единого государственного экзамена в 2013 году на основной период проведения ЕГЭ в количестве 11662 участников.

В целях информационного сопровождения ЕГЭ проведено 28 радио и телепередач, 2 республиканских собрания родителей, написано более 40 статей в газетах и журналах, каждый выпускник получил методическое пособие по ЕГЭ.

В целях социальной поддержки отдельных категорий учащихся образовательных учреждений Чеченской Республики, министерством разработано постановление Правительства Чеченской Республики «О дополнительных мерах по обеспечению бесплатным питанием отдельных категорий учащихся образовательных учреждений Чеченской Республики», которое принято Правительством Чеченской Республики (№ 201 от 06.08.2013 года).

В Чеченской Республике реализуется план действий по внедрению государственного стандарта питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений на 2012-2015 гг.

В целях обеспечения полноценным и сбалансированным питанием обучающихся 1-11 классов государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений и созданию условий для организации горячего питания Министерством образования и науки Чеченской Республики проделана следующая работа:

‒ приобретено и распределено по общеобразовательным учреждениям 364 комплекта столового оборудования;

‒ капитально отремонтировано и построено 330 помещений для столовых.

Это позволило довести обеспеченность школьных столовых оборудованием до 100 % и создать необходимые условия для организации горячего питания школьников.

В 118-ти учреждениях общего образования, имеющих нетиповые здания, решен вопрос организации школьного буфета.

Серьезное внимание министерством уделяется пополнению фонда школьных библиотек и обеспечению обучающихся бесплатными учебниками. За счет собственных средств и в рамках реализации мероприятий Комплекса мер в 2013 году приобретено 2 527 964 экз. (из них регионального компонента - 398 675 экз.), что позволило поднять процент обеспеченности обучающихся до 88%. 100% обеспечение обучающихся учебниками будет достигнуто к началу II полугодия текущего учебного года.

Много внимания в республике уделяется созданию современной школьной инфраструктуры. За последние годы, благодаря принимаемым руководством республики мерам и поддержке со стороны федерального центра, удалось:

‒ по различным программам и за счет привлеченных средств построить 86 школ на 26 446 мест;

‒ восстановить и капитально отремонтировать 230 школ. Сегодня получили возможность обучаться в отремонтированных школах 1561900 человек;

‒ обеспечить системами видеонаблюдения 435 школ из 449, противопожарным оборудованием 443 школы.

Благодаря денежным средствам, выделенным в 2011-2013 годах в рамках реализации комплекса мер по модернизации общего образования:

‒ оснащены все школы системами передачи сигнала о пожаре на центральный пульт МЧС;

‒ в 65 школах установлены системы видеонаблюдения;

‒ произведена противопожарная обработка деревянных конструкций в 250 школах.

В целях укрепления противопожарной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования Чеченской Республики:

‒ составлен, с учетом требований программы профилактики терроризма и экстремизма на территории Чеченской Республики, план работы постоянно действующей рабочей группы АТК ЧР по обеспечению антитеррористической безопасности объектов образования.

‒ проводятся консультации руководителей органов управления и учреждений по вопросам обеспечения комплексной безопасности;

Разработаны и направлены во все образовательные учреждения республики инструкции по обеспечению антитеррористической безопасности образовательного учреждения, расположенного на территории Чеченской Республики и памятка руководителю образовательного учреждения.

В соответствии с Программой развития поликультурного образования и Концепцией развития поликультурного образования в Российской Федерации в учреждениях образования Чеченской Республики реализуется экспериментальная апробация проекта «Развитие учебно-методической и кадровой базы по формированию российской гражданской идентичности в условиях поликультурного образования» в рамках Федеральной целевой программы развития образования РФ.

Для решения организационных вопросов по реализации проекта при Министерстве образования и науки ЧР сформирован Координационный совет, разработаны учебно-методические комплекты (УМК) для 1 − 4-х классов.

Министерством образования и науки ежегодно проводится работа по прогнозированию образовательных услуг с целью формирования госзаказа на подготовку рабочих кадров. Обсуждаются проблемы подготовки квалифицированных рабочих кадров в учреждениях начального и среднего профессионального образования, соответствие их потребностям рынка труда республики, согласования объемов, профилей и сроков их подготовки.

Стоит отметить, что существуют проблемы, без решения которых невозможно повысить качество подготовки специалистов:

‒ первое, это отсутствие лабораторий, учебных мастерских и необходимого в них оборудования, отвечающего современным требованиям;

‒ второе, это отсутствие возможности прохождения производственной практики и производственного обучения учащимися;

‒ и третье ‒ трудоустройство выпускников.

Эти проблемы осложняют обучение, снижают качество подготовки квалифицированного специалиста. Анализ трудоустройства выпускников прошлых лет свидетельствует, что доля выпускников учреждений начального профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, составляет – 27%, а выпускников государственных учреждений среднего профессионального ‒ 21%.

В рамках выполнения требований Закона об образовании 15 учреждений начального профессионального образования (НПО) преобразованы в техникумы (СПО). На 25 декабря 2013 года сеть подведомственных Минобрнауки ЧР учреждений СПО составляет 20 единиц. Сокращено количество учреждений СПО путем реорганизации ГБОУ СПО «Техникум архитектуры и дизайна реконструкции».

Новый порядок приема в учреждения СПО, утвержденный Минобрнауки РФ на 2013-2014 уч. год в соответствии с новым Законом «Об образовании в Российской Федерации», позволил сделать общедоступным среднее профессиональное образование.

В учреждениях СПО ЧР с 2012 года расширен перечень подготовки специалистов по наиболее востребованным в регионе рабочим профессиям и специальностям и составляет 71 направление.

Прогнозирование потребностей республики в кадрах является одним из связующих звеньев рынка труда и рынка образовательных услуг.

Для решения кадровых потребностей республики, удовлетворения потребности населения в качественных образовательных услугах, повышения уровня подготовки специалистов нормативными актами Правительства Чеченской Республики (№ 363-р от 4.10.2011 г. и № 27 от 13.02.2013 года) 15 учреждений НПО получили статус СПО.

Создан и успешно функционирует Портал профессионального образования Чеченской Республики, который стал площадкой для общения и обмена опытом педагогических работников и студентов.

В рамках Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Чеченской Республики на поддержку реализации мероприятий «Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» ГБОУ СПО «Гудермесский железнодорожный техникум» и ГБОУ СПО «Чеченский техникум энергетики» в текущем году получили новое современное оборудование, что позволит повысить качество подготовки специалистов. Заключены соглашения о сотрудничестве между компаниями-работодателями ОАО «Нурэнерго», ОАО «РЖД» и учреждениями СПО.

Серьезное внимание в учреждениях СПО уделяется повышению качества образования студентов и привлечению специалистов для экспертной оценки уровня профобразования выпускников. В 2013 году Минобрнауки ЧР проведена трудоемкая работа по лицензированию и аккредитации всех учреждений среднего профобразования с привлечением высококвалифицированных экспертов и работодателей.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» разработан и реализуется план мероприятий по созданию на базе образовательных учреждений СПО многофункциональных центров прикладных квалификаций.

Необходимо отметить, что за последние несколько лет огромная работа проведена по строительству и ремонту учреждений СПО.

Два педагогических колледжа республики в этом году получили новые современные строения: ГБОУ СПО «Грозненский педагогический колледж»‒общежитие, полностью обеспеченное необходимым оборудованием, ГБОУ СПО «Гудермесский педагогический колледж» − новый учебный корпус на 540 посадочных мест. Построены новый учебный корпус и мастерские для ПУ№16, ныне ГБОУ СПО «Серноводский автодорожный техникум». Завершается восстановление спортивного и актового зала ГБОУ СПО «Чеченский колледж экономики и управления».

Следует отметить и наиболее актуальные задачи, которые стоят сегодня перед средним профессиональным образованием Чеченской Республики:

обеспечение дальнейшего развития материально-технической базы образовательных учреждений СПО;

‒ совершенствование системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников учреждений СПО, в том числе посредством проведения стажировок на предприятиях;

‒ обеспечение трудоустройства выпускников;

‒ привлечение социальных партнеров для организации сертификации квалификаций выпускников системы СПО;

− разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования.

Полноценная реализация подпрограммы «Развитие системы профессионального обучения и среднего профессионального образования Чеченской Республики на 2013-2015 годы», реализация Указов Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года, позволят решить вышеуказанные задачи и проблемы в системе профессионального образования Чеченской Республики.

В рамках исполнения переданных полномочий и в соответствии с планом проверок на 2013 год, утвержденным приказом Министерства образования и науки Чеченской Республики от 18.12.2012 № 1214-п, в 2013 году было предусмотрено 213 плановых проверок.

По их итогам составлено 5 протоколов об административном правонарушении в отношении физических лиц, за нарушение порядка проведения единого государственного экзамена (часть 4 статьи 19.30 КоАП РФ). По всем пяти протоколам наложены административные взыскания.

В 2013 году Министерство предоставило услугу по проставлению апостиля двум заявителям, отделом лицензирования рассмотрено 200 заявлений на предоставление государственной услуги «Лицензирование образовательной деятельности».

В системе дополнительного образования детей республики функционируют 107 учреждений дополнительного образования.

В этих учреждениях работают 3566 педагогических работников. В 4950 кружках и объединениях занимаются 89 737 обучающихся.

Основными задачами на 2014 и последующие годы для системы образования республики являются:

обеспечение готовности выпускников школ к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологической экономике;

‒ достижение высокого уровня развития социальных компетенций и гражданских установок у выпускников школ.

При этом принципиальным станет снижение в системе доли школьников, не достигающих хотя бы удовлетворительного уровня этих результатов.

Поэтому, в качестве показателей успешной реализации намеченных планов будут рассматриваться:

‒ снижение доли выпускников школы, не достигших базового уровня функциональной грамотности;

‒ рост молодежных социально-позитивных инициатив;

‒ снижение проявлений асоциального поведения молодежи.

Для достижения указанных результатов потребуются следующие действия:

1. Создание условий для развития кадрового потенциала посредством:

‒ закрепления нормативным правовым актом Чеченской Республики нормы, обеспечивающей уровень средней заработной платы педагогических работников не ниже средней заработной платы в экономике региона;

‒ формирования системы аттестации педагогических работников, основанной на результатах формирования у обучающихся, воспитанников ключевых компетентностей;

‒ развития механизмов привлечения лучших выпускников вузов в школы (грантовой поддержки, программ предоставления жилья и льготной ипотеки).

2. Создание современной системы оценки качества образования, включающей в себя:

‒ регулярные исследования, опирающиеся на передовой российский и мировой опыт;

‒ систему мониторинга, способную выявлять индивидуальный прогресс учащихся на основе их учебных и внеучебных достижений, результатов социализации учащихся;

‒ оценку эффективности образовательных учреждений, включающей в себя контекстные показатели (характеристики контингента, территории, ресурсной обеспеченности).

3. Создание условий для качественной реализации воспитательной (социализирующей) функции общеобразовательных учреждений:

‒ обеспечение интеграции ресурсов общего и дополнительного образования (на базе школ) для организации активной социализации учащихся;

‒ создание системы внеурочной деятельности обучающихся, позволяющей преодолеть «предметные разрывы» и осваивать целостный образ мира через различные виды деятельности;

‒ формирование нового, технологического уклада школы, в том числе посредством развития системы широкополосного доступа общеобразовательных учреждений к сети Интернет (все школы должны обладать доступом к сети Интернет на скорости не ниже 2 М/б в секунду);

‒ разработка и внедрение организационно-финансовых механизмов, обеспечивающих деятельность общеобразовательных учреждений в режиме «школы полного дня».

4. Создание системы поддерживающего обучения, в том числе для успешных учащихся, включающей в себя:

‒ совершенствование финансовых механизмов посредством распределения финансовых средств между образовательными учреждениями, исходя из контингента обучающихся и социального окружения;

‒ модернизацию региональной системы повышения квалификации и подведомственной системы педагогического образования в целях создания условий для формирования у любого учителя следующих умений: планирование учебных занятий на основе постановки целей; понимание смысла отдельных формулировок целей; отслеживание продвижения ученика в обучении и планирование его образовательного пути; корректировка учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося; построение мотивирующей обратной связи с учениками;

совершенствование финансовых механизмов организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС посредством распределения финансовых средств между учителями в зависимости от сложности педагогической деятельности;

‒ предоставление всем школьникам, находящимся в трудной жизненной ситуации, образовательных услуг и материально-технических ресурсов для освоения ФГОС общего образования на бесплатной основе.

5. Создание современной материально-технической базы в системе общего образования посредством:

‒ развития инфраструктуры, обеспечивающей доступ детей, ограниченных в передвижении ко всем общеобразовательным учреждениям Чеченской Республики.

‒ оснащения всех общеобразовательных учреждений оборудованием, необходимым для реализации ФГОС общего образования;

‒ установки во всех общеобразовательных учреждениях приборов учёта коммунальных ресурсов.

Решение указанных вопросов должно стать делом чести для каждого педагогического работника Чеченской Республики.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

  • С.С. Цуцулаева. Изучение темы депортации чеченского народа