Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Частные коллекции петербурга




страница1/9
Дата27.06.2017
Размер0.72 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


ПрАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

фЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТвЕННОЕ Бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Санкт-Петербургский государственный университет»

(СПбГУ)

Институт философии

Кафедра Музейного дела и охраны памятников


Зав. кафедрой

Музейного дела и охраны памятников

Пиотровский М.Б.


Председатель ГАК,

Доктор культурологии, профессор

Сапанжа О.С.


Выпускная квалификационная работа на тему:



ЧАСТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ ПЕТЕРБУРГА:

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ФОРМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ

Направление 072300 – Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия





Рецензент:

кандидат философских наук, доцент

Ларионов И.Ю.
___________(подпись)



Выполнил: студент

дневного отделения

Карелина Е.К.
___________(подпись)
Научный руководитель:

кандидат философских наук, доцент

Никонова А.А.
___________(подпись)



Санкт-Петербург

2016


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Теоретические проблемы взаимодействия частных коллекционеров и музеев 6

1.1.Частное коллекционирование как феномен культуры 7

1.2. Традиционный музей и частная коллекция: конфликты и компромиссы 12

ГЛАВА II. Роль частных коллекций в формировании музеев Санкт-Петербурга 18

2.1. Значение частных коллекций в государственных музеях 18

2.2. Частные коллекции как одно из условий создания частных музеев 25

ГЛАВА III. Формы актуализации частных коллекций в настоящее время 31

3.1. Актуализация частных коллекций в Государственном Эрмитаже и Государственном Русском музее 32

3.2. Другие формы актуализации частных коллекций 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54



ВВЕДЕНИЕ

Частное коллекционирование – особое явление культуры, предмет междисциплинарного исследования, заключающий в себе как социально-исторические, так и личностные аспекты, поскольку является одновременно отражением художественной жизни общества и ее значимой составляющей.

Данная квалификационная работа посвящена проблеме взаимодействия частного коллекционера и музея. Актуальность темы обуславливается ростом количества музеев частных коллекций в настоящее время, увеличением в обществе интереса к частным собраниям и недостаточной степенью разработанности данной тематики в отечественных исследованиях на протяжении всего советского периода. Изучение этой проблемы позволяет определить роль частной коллекции в современном художественном процессе и ее место в музейной культуре. Одним из свидетельств актуальности данной проблемы может считаться спецпроект 2014 года авторитетного журнала Forbes Russia, посвященный частным коллекциям в России.

Объектом исследования являются формы включения частных художественных коллекций в музейное пространство.

В качестве предмета исследования были выбраны современные формы актуализации частных коллекций (на примере Государственного Русского музея и Государственного Эрмитажа за период с 2000 по 2015 год). Данные музеи были выбраны по нескольким причинам: во-первых, это крупнейшие художественные музеи России, во-вторых, их фонды содержат в себе множество предметов из частных коллекций, в-третьих, они являются первопроходцами среди российских музеев по многим направлениями деятельности, в том числе в сфере актуализации культурного наследия.

Цель работы: проанализировать частные коллекции как объект музейного показа, выявить значимые для музейной практики особенности частных коллекций. В рамках выполнения поставленной цели были рассмотрены как современные практики, так и история данного вопроса.

Поставленные задачи:

- изучить теоретические проблемы взаимодействия частных коллекционеров и музеев;

- выявить роль частных коллекций в формировании государственных и частных музеев Санкт-Петербурга;

- исследовать существующие формы актуализации частных коллекций в Государственном Эрмитаже и Государственном Русском музее и предложить возможные формы, которые еще не были использованы.

Для достижения цели работы и выполнения поставленных задач в исследовании были использованы следующие методы: историко-культурологический анализ роли частных коллекций в истории музейного дела Санкт-Петербурга, эмпирический метод для описания существующих современных форм актуализации, типологический метод применялся при составлении классификации типов выставок, связанных с частными коллекциями, конкретно-исторический метод, позволивший оценить вклад частных коллекционеров в формирование музейного фонда России.

Источники, использованные для написания данной квалификационной работы, можно условно разделить на несколько направлений:



  1. различные музейные издания, такие как каталоги выставок, ежегодные отчеты о деятельности музея, альбомы и другие.

  2. биографические словари коллекционеров, например, работы А.Н. Боханова1, Н.Полуниной2, А.П.Банникова и С.А.Сапожникова3. Цель данных работ – «изображение максимально полной, многообразной, сложной картины отечественного собирательства» 4.

  3. обобщающие труды по истории частного коллекционирования С.А. Овсянниковой («Частное собирательство в России в пореформенную эпоху» 1960 год и «Частное собирательство в России в XVIIIпервой половине XIX в.» 1961 год) 5 и И.В. Саверкиной («История частного коллекционирования в России»).

  4. периодические издания (в том числе электронные), посвященные актуальным вопросам частного коллекционирования и содержащие в себе интервью с коллекционерами – спецпроекты журнала «Forbes Russia» о частных коллекциях, частных музеях и меценатах6, журнал «Тагильский коллекционер», «Социологические исследования», «Мир музея», «Меценат» и другие.

  5. труды по общим вопросам теории музейного дела (Шляхтина Л.М., Фокин С.В. «Основы музейного дела»7, Юренева Т.Ю. «Музееведение»8, Шулепова Э. А. «Основы музееведения»9).

  6. законодательные акты, принятые в Российской Федерации в области культуры.

  7. культурологические и философские работы, посвященные феномену коллекционирования, среди которых хотелось бы отметить монографию Малинкина А.Н. впервые обобщившего и систематизировавшего разрозненный материал о психологических, социальных, философских, исторических и культурологических аспектах феномена коллекционирования, как в отечественных, так и в зарубежных источниках10.

  8. актуальные исследования современных форм социокультурной деятельности музея, представленные преимущественно в формате авторефератов диссертаций на соискание ученой степени кандидата культурологии, истории и искусствоведения.

Научная новизна данного исследования заключается в комплексном рассмотрении частной коллекции как элемента музейной культуры и выявлением особенностей ее музейной актуализации, с учетом ее философско-культурологического основания и специфики исторического развития частного коллекционирования в России. Также в исследовании уделяется внимание динамике взаимоотношений между коллекционерами-меценатами и государственными музеями, что приобретает особую актуальность сегодня, когда музеи стоят перед необходимостью поиска средств и возможностей для своей деятельности за рамками государственного финансирования.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  • ВВЕДЕНИЕ