Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»




страница1/7
Дата24.06.2017
Размер1.18 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7


Бюджетное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ»

Организация тьюторского сопровождения детей группы риска

в условиях общеобразовательных учреждений

Методические рекомендации


Составитель:

М.В. Цыгановская,

педагог-психолог

социально-психологического отдела

Е.Ю. Зинова,

педагог-психолог

социально-психологического отдела

А.В. Кречетникова

начальник социально-психологического отдела

г. Ханты-Мансийск
2012г.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………………………3

1. Теоретические аспекты тьюторского сопровождения в образовательном учреждении….6

1.1. Тьюторское сопровождение в России и за рубежом в исторической ретроспективе……6

1.2. Тьюторское сопровождение детей как условие современной технологии в педагогической деятельности……………………………………………………………………10

2. Общая характеристика детей группы риска как особой категории учащихся в образовательном учреждении……………………………………………………………………16

2.1. Категории и виды детей группы риска………………………………………………………16

2.2. Методы и приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении детей группы риска. Технологии профилактической работы с детьми группы риска………………31

3. Особенности школьного Совета профилактики как общественного органа, регулирующего деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений в образовательном учреждении…………………………………………………………………………………………45

3.1. Исторический опыт профилактики правонарушений несовершеннолетних в России…..45

3.2. Положение о школьном совете профилактики. Алгоритм работы с несовершеннолетними группы риска……………………………………………………………………………………….56

4. Организация тьюторского сопровождения, наставничества в условиях общеобразовательного учреждения как способ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних…………………………………………………………...64


Словарь терминов………………………………………………………………………………….74

Список литературы………………………………………………………………………………...75

Приложение………………………………………………………………………………………..78

Приложение 1

Положение о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в МБОУ «СОШ № 2 им. А.И. Исаевой» г.Нефтеюганска.

Приложение 2 ………………….

Положение о школьном совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Приложение 3 ………………

Должностные обязанности и квалификационные требования к должности «Тьютор»

Пояснительная записка
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выд­винули целый ряд проблем, одной из которых является про­блема воспитания ребенка группы риска. Актуальность ее заклю­чается в том, что с каждым годом отмечается рост детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат по­литической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпиде­мий разводов.

Распространено ложное мнение родителей о том, что глав­ным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемо­сти ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошиб­ками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.

Внешкольное воспитание не предлагает бесплатного много­образия выбора видов деятельности, не гарантирует относи­тельной независимости от взрослых, широких возможностей для развития активности и самодеятельности, неформального характера отношений, разновозрастного состава объединений. Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспита­тельной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы. Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способ­ность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищенности.

Как помочь такому ребенку? Что посоветовать его родителям? Как правильно организовать воспитательную работу с ним в образовательном учреждении?

Непросто найти ответы на эти и еще многие другие вопросы, связанные с воспитанием и помощью ребенку группы риска, организацией про­филактической и коррекционной работы с группой таких де­тей. Трудность решения поставленных вопросов связана с тем, что многие годы замалчивания проблем, связанных с девиантным поведением молодых людей, привели к тому, что в нашем обществе педагогами совместно с другими специалистами проводилась не воспитательно-профилактическая работа, а предпринимались главным образом предупредительно-каратель­ные меры, в результате которых наказание, «урок», который молодой человек получал за тот или иной проступок, не толь­ко не нейтрализовало накопления девиантного потенциала, но, наоборот, увеличивало вероятность отклоняющихся форм поведения [1].

В настоящее время в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, инициативно осуществляется интенсивный поиск оптимальных путей привнесения инновационных импульсов в существующую образовательную реальность, а также попытки создания новых подходов к реализации стратегии инновационного образования. Их концептуальную основу составляет идея поддержки и развития у обучающихся готовности сознательно и эффективно действовать в ситуации неопределенности, выстраивать жизненную стратегию самоосуществления, развивающую личностный потенциал, конкретизировать ее в индивидуальной образовательной программе и систематической деятельности по ее реализации. Теоретическая разработка концепций тьюторского сопровождения обучающихся различных типологических групп является весьма своевременной, позволяя руководителям образовательных учреждений, исследователям, а также педагогам-практикам осмыслить новые вызовы современности в контексте идеи совершенствования собственной профессионально-образовательной деятельности, сместить ее логические и содержательные акценты своей педагогической позиции в пользу контекстной поддержки сложного процесса личностного и самоопределения обучающегося, его образовательного и социально значимого продвижения.

Введение тьюторства в образовательное пространство массовой школы в «классической форме» приводит к фактическому появлению в школе значительной прослойки новых педагогических работников — тьюторов, профессиональная позиция которых качественно отличается от позиции учителя. Это качественное отличие разрушительно для традиционной школы: ученик во взаимодействии с тьютором образует для себя новый тип учения, подчиненного его индивидуальной образовательной деятельности, и учитель вынужден либо изменять собственную систему преподавания, либо «ломать» деятельность учащегося. Особую остроту происходящим переменам придают личностные переживания учителя, сопровождающие поиск нового профессионального самоопределения. Вариантом преодоления противоречия позиций является полномасштабное введение тьюторского сопровождения как смыслообразующего компонента образовательного пространства школы, с которым согласуется деятельность всех субъектов образовательного процесса, что и происходит на практике в школах, строящих себя как школы тьюторского сопровождения. Однако реализовать такое согласование в массовой школе (полторы тысячи учащихся, порядка трех тысяч родителей и около ста пятидесяти учителей, да еще техперсонал и управленцы разных уровней) — очень сложно.

Но обязательно ли построение подростковой школы как школы тьюторского сопровождения. Казалось бы, ответ очевиден: не обязательно. Есть разные технологии и идеологии образования, в т.ч. активно обсуждаются способы построения пространства открытого образования, и если «не тьюторство» — то у ученика и его родителей есть право выбора, поиска той системы обучения или образования, которую они считают подходящей и устраивающей. Основополагающим условием, позволяющим осуществлять тьюторского сопровождение как выбор из ряда возможностей, является построение подростковой школы как школы самоопределения, как школы самостоятельного выбора.

Данное положение определяет актуальность тематики методических рекомендаций: «Организация тьюторского сопровождения детей группы риска в условиях общеобразовательных учреждений». Целью методических рекомендаций является – предоставление предложений и рекомендаций по организации системы тьюторского сопровождения детей группы риска и внедрения наиболее эффективных методов и форм воспитательной работы детям группы риска в образовательных учреждениях.

Методические рекомендации предназначены для специалистов учреждений общего и дополнительного образования, классных руководителей, социальных педагогов, родителей.




1. Теоретические аспекты тьюторского сопровождения в образовательном учреждении
1.1. Тьюторское сопровождение в России и за рубежом в исторической ретроспективе
Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где тьюторство - это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, обеспечивающая разработку индивидуальных образовательных и воспитательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования и воспитания в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Отечественная педагогическая литература фиксирует яркий культурный феномен начала XX века – вольную высшую школу. Она была создана как антитеза дозволенному гособразованию и открыла двери для тех студентов, которые в силу разных причин не могли получить удовлетворения своих образовательных потребностей от правительственных учреждений. Наибольшей популярностью у молодежи пользовались российские негосударственные вузы университетского типа, в которых учебный процесс соединялся с научными исследованиями. Сложные и редкие курсы, заявленные в программах негосударственных образовательных учреждений, требовали привлечения к занятиям специалистов высшей квалификации. В вольных вузах преподавали такие знаменитости как Д.И. Менделеев, И.М.Сеченов, Е.В. Тарле, А.А. Ухтомский, К.А. Тимирязев, Н.Е. Жуковский, Н.О. Лосский, А.М. Бутлеров и др. В этом сообществе была идея о праве каждого человека на свободное от политических предпочтений образование и о свободном выборе его форм, видов, способов получения (как при поддержке государства, так и за счет собственных средств). Свободные вузы были слишком свободны, и поэтому после революции 1917 года они были закрыты. Возрождение негосударственной высшей школы происходит в наши дни и ее опыт для понимания природы тьюторства в России незаменим [28].

Невозможно также представить зарождение тьюторства в образовании России без ключевого события 80-х гг. ХХ века – педагогики сотрудничества. В масштабах целой страны возникло общественно-педагогическое движение, которое произвело реформу образования «снизу», сформировав и поставив на повестку дня смысл новой школы как со-чувствия, со-мыслия, со-действия учителя и ученика. В.Ф. Матвеев, главный редактор «Учительской газеты» и педагоги – новаторы, дали направление открытой программе развития школы – педагогике сотрудничества, что взволновала общественное безмолвие и стала руководством к действию. Позже в отечественной педагогике была разработана концептуальная основа педагогики поддержки (1995г.) О.С.Газман, его последователи и коллеги – Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, С.Д. Поляков, С.М. Юсфин, Л.М. Лузина и др. – под педагогической поддержкой понимали оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). Педагогическая поддержка – ключевое понятие тьюторства – актуализорована в российском образовании уже более 20 лет и занимает определяющее место в позиции многих современных педагогов. Поддержка направлена на развитие субъектности («самости», самостоятельности) и индивидуальности обучающихся. Совсем рядом с педагогикой сотрудничества и поддержки по времени и по духу стоит игротехническое движение 90-х годов, когда поколение 30-40 летних встретили перестройку как время новых возможностей и личных продвижений. Методологи и игротехники обеспечивали переход от безальтернативного к поисковому образованию, открывая «зону ближайшего развития» и привели к «личному присутствию человека в образовании». Вопросы, волнующие «агентов новой педагогики» состояли в организационной процедуре изменения «учеников», использования в рамках требований самих образующихся, «заказчиков» своего изменения» [31].

В 1989 году руководитель Школы культурной политики П.Г. Щедровицкий провел в Москве первый конкурс тьюторов. С этого времени наметились основные ориентиры понимания тьюторства и его идеи перешли из ранга новой практики в жизнь инновационных образовательных учреждений. Дополнительное и дистанционное образование, обладающее большей гибкостью и свободой, восприняли их можно сказать «с колес» и продуктивно реализовали в обучении взрослых. По данным доктора педагогических наук Т.М. Ковалевой первый опыт тьюторской практики в школе был зафиксирован 20 лет назад. Это была школа «Эврика и развитие», в которой в 1991 г. неофициально была введена должность тьютора. Сегодня уже можно назвать и ряд школ, в которых живет дух тьюторства и реализуются идеи сопровождения индивидуальных образовательных траекторий и с младшими школьниками и с учащимися «старших классов» (лицей 187 г.Нижнего Новгорода, новая гуманитарная школа г. Москвы, школа самоопределения А.Н. Тубельского, общеобразовательная школа №24 г. Брянска, лицей 44 г. г. Чебоксары, и др.). Мощной базой для развития тьюторства в России стала возникшая в конце XX века инновационная образовательная сеть, объдинившая региональные тьюторские практики г. Брянска, г. Ижевска, г. Кемерова, г. Красноярска, г. Междуреченска, г. Москвы и т.д. С 1996 г. в Томске стали проходить ежегодные всероссийские тьюторские конференции, объединяющие в настоящее время тьюторов 25 регионов и опираются на деятельность пяти региональных центров в г. Москве, г. Томске, г. Ижевске, г. Волгограде и республике Чувашии. Созданная в 2007 г. Межрегиональная Тьюторская Ассоциация под руководством д.п.к. Т.М. Ковалевой много и плодотворно трудится над институциональным оформлением тьюторства, его продвижением в российское образование.

За рубежом впервые тьюторство появилось в Великобритании примерно в XIV в. в классических английских университетах - Оксфорде и Кембридже. В исторические времена зарождения тьюторства Университет представлял собой, в первую очередь, братство людей, исповедующих единые ценности, говорящих на одном языке и признающих одни и те же научные авторитеты. Первые профессора и студенты стекались в местечко Оксфорд из разных уголков Европы. Английский университет не заботился о том, чтобы все студенты слушали одни и те же определенные курсы. Студенты из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. При этом каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров он будет слушать и какие предметы будет изучать. Университет предъявлял свои требования к студентам только на экзаменах, и студент должен был сам выбирать тот путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. Первые пять постоянных кафедр были введены только в начале XVI в. В этих условиях студентам оказалась необходимой помощь в ориентации в предельно свободном образовательном пространстве. Первыми наставниками (или тьюторами) для них становились бывшие студенты. Тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром. Ценность свободы была тесно связана с ценностью личности, и задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы [9].

Процесс самообразования стал основой получения университетских знаний, и тьюторство выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования. Тьютор изначально не получал никакого специального педагогического образования, а просто передавал свой личный опыт самообразования студентам, при этом продолжая вести собственные исследования и живя полноценной научной жизнью. К концу XVI в. тьютор стал центральной фигурой в английском университетском образовании, прежде всего отвечая за самообразование своих подопечных. В XVII в. сфера деятельности тьютора расширяется - все большее значение начинают приобретать образовательные и воспитательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы; следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были го­товы к университетским экзаменам. В XVII в. тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских университетах практически не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор. Лишь в конце XIX в. в университетах появились и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, но за студентом тем не менее всегда оставалось право выбора курсов и соответствующих профессоров. В течение XVIII-XX вв. и до настоящего времени в старейших университетах Англии тьюторская система не сдала своих позиций, она до сих пор занимает центральное место в обучении; лекционная система служит лишь дополнением к ней.

В России, к сожалению, тьюторство было почти не известно, так как отечественная система образования ассимилировала идею университетов значительно позднее, ориентируясь преимущественно на немецкую модель университетского образования. Но отдельные прецеденты тьюторской практики тем не менее были. В качестве исторического опыта тьюторства в российской практике можно указать, например, образовательную программу, которую составил В.А. Жуковский для наследника престола Романовых Александра Николаевича. В современном отечественном образовании тьюторство сегодня наиболее распространено в дистанционном обучении. Тьюторство в дистанционном обучении продуктивно использует технологии индивидуального консалтинга, наработанные университетской системой Великобритании. Тьютор организует эффективное изучение курса, проводит семинары и консультирует студентов, проверяет и комментирует письменные задания.

Задачи тьютора в дистанционном обучении состоят в следующем:



  • оказывать помощь в достижении наилучшего образовательного результата; «отслеживать» ход обучения;

  • обеспечивать «обратную связь» от педагогов по выполненным заданиям;

  • проводить групповые консультации (тьюториалы);

  • консультировать и поддерживать индивидуальное образовательное движение студента; поддерживать в студенте заинтересованность в обучении на протяжении всего курса.

Опыт тьюторского сопровождения в очной форме образования был впервые подробно проанализирован в рамках Школы культурной политики (руководитель - П.Г. Щедровицкий) во время подготовки и проведения в 1989 г. в Москве первого конкурса тьюторов для участия в одной из международных образовательных программ [9].

Тем самым для многих образовательных групп, разрабатывающих проекты инновационных школ, и педагогических коллективов, работающих в сфере альтернативного образования, впервые появилась реальная возможность осмысливать свои проекты не только с позиции учителя, но и с позиции тьютора. Сегодня в условиях возвращения к ценностям личного выбора, индивидуальной траектории развития человека в рамках школьного образования становится все более важным обращение к личной ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений о своем дальнейшем образовании, помощь в осуществлении самообразования. На наш взгляд, этим и был продиктован возобновившийся в педагогической среде интерес к тьюторству. На этой же основе возникла идея о рассмотрении воз­можности тьюторского сопровождения детей группы риска в современной школе.



1.2. Тьюторское сопровождение детей как условие современной

технологии в педагогической деятельности
Сущность тьюторского сопровождения в образовательном учреждении заключается в целенаправленном создании тьютором ситуации осмысления учеником собственных образовательных выборов и действий. При этом у ученика есть некая образовательная потребность. А тьютор знает, как эту потребность можно удовлетворить культурным способом. Но не удовлетворяет. Знает, но не учит ученика готовому знанию! Тьютор обсуждает с ребенком, как тот сам достигает собственных целей: как выбирает цель, как определяет способы ее достижения, как действует, что получается, что не получается, каковы результаты его действий, насколько эти результаты удовлетворяют ученика, какое имеют значение для его жизни и что меняют в его образовательных потребностях. Образовательные потребности ученика могут быть очень разными. Например, желание узнать, почему тяжелый самолет летит по небу и не падает. Образовательное действие, удовлетворяющее эту потребность, может быть очень локальным и кратковременным – достаточно найти статью, понятно объясняющую принципы воздухоплавания. Но как искать! И обязательно ли статью, или, может быть, лучше знакомого летчика, или, проще, - учителя физики? А дальше? Ну, нашел, прочитал (расспросил), понял, и что, все? Ведь дальше все может быть очень по-разному: для кого-то – удовлетворенный интерес и навсегда забытый вопрос, а для кого-то – первая ступенька к профессиональному самоопределению. Или, другой вариант: человек хочет научиться играть на гитаре (стать дипломатом). Где учат, как выбрать учебное заведение, как поступить, как подготовиться к поступлению, зачем учиться, как использовать приобретенные знания? На все эти вопросы ребенок (и его семья) отвечают либо интуитивно, либо стихийно – как сложится. На все эти вопросы можно искать ответы с тьютором, который знает способ поиска ответов, и которому интересно и важно развить у своего подопечного способность к самостоятельному анализу и осмыслению собственных образовательных действий [28]. Есть старая притча, там нет слова тьютор, но есть тьюторский подход. Голодный попросил мудреца накормить его, а тот ответил: «Я могу дать тебе рыбу, но, поев, ты вскоре снова станешь голодным. Я могу дать тебе удочку, но однажды она сломается. Я могу научить тебя делать удочки, но когда-то ты придешь в лес, где не будет реки. Я могу научить тебя добывать себе пропитание, и тогда ты всегда сможешь накормить себя сам. И тебе уже не понадобится моя помощь, ты будешь свободен от меня. Выбирай свой путь».

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании.

Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы.



Тьютор – это:

  • Наставник; Посредник;

  • Человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи);

  • Позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск;

  • Культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения.

Старшая школа занимает особое место в системе образования человека, поскольку, с одной стороны, является итогом школьного (т.е. "общего") образования, а с другой стороны, подготавливает человека к самостоятельному продуктивному решению задач на следующих ступенях образования и в социальной деятельности. Поэтому основной задачей старшей школы становится передача молодому человеку технологий успешного действия в различных жизненных ситуациях, развитие специфической человеческой способности делать собственную жизнедеятельность предметом своих преобразований. Понимая под образованием процесс создания образа себя в Будущем и планирования своих действий для достижения этого образа, можно сказать, что основная задача старшей школы состоит в формировании способности к самостоятельной образовательной деятельности человека на протяжении всей его жизни. И в этом смысле старшая школа должна стать для молодого человека Школой индивидуального образования. Целью такой Школы является создание условий для индивидуальной образовательной активности учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных (жизненных) перспектив. К таким условиям относятся: индивидуализация учебного процесса; расширение пространства социальной деятельности учащихся; организация пространства рефлексии и мыследеятельности; переход от "предметного" к "способному" освоению материала. Индивидуализация учебного процесса обеспечивается за счет возможности самостоятельного выбора учащимися вариантов изучения предметов (базовые, углубленные, альтернативные), форм обучения (очная, экстернат, дистантное образование), выбора дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности. Этот выбор оформляется учащимся как Индивидуальный учебный план, который составляется на основе определения учащимся целей обучения в рамках своей образовательной программы, а также на основе исследования ресурсов гуманитарной старшей школы. Индивидуализация учебного процесса предполагает также активное участие самих учеников в определении содержания учебных программ, которое реализуется через совместное конструирование учащимися и преподавателем учебного предмета [9]. Для учащегося тьютор появляется в образовательном пространстве школы либо в результате административного решения (назначения, закрепления тьютора за определенной группой учащихся), либо в результате выбора тьютора самим учащимся. Основанием для такого выбора является желание учащегося работать именно с конкретным педагогом, основанное на опыте предыдущих контактов старшеклассника, коммуникативной совместимости, общности предметных интересов. В зависимости от существующих организационных и временных ресурсов количество школьников у одного тьютора может варьироваться от одного учащегося до группы наполняемостью до 30 человек. При этом группа может быть как одновозрастной и состоять, например, из учащихся одного класса (параллели), так и разновозрастной, объединяющей ребят с похожими познавательными интересами. Поскольку основная форма работы тьютора - индивидуальные и групповые консультации, то количество подопечных может рассчитываться, исходя из оптимальной почасовой нагрузки тьютора с учетом того, что каждый учащийся должен иметь возможность часовой тьюторской консультации не реже двух раз в месяц. Сегодня различные образовательные практики соотносят себя с идеями индивидуально-ориентированной педагогики. Принципиальное отличие тьюторского сопровождения от других образовательных практик становится более понятным, если произвести различение с такими видами педагогической работы, как поддержка, адаптация, компенсация, коррекция, дифференциация. При осуществлении этих видов педагогической работы прежде всего решаются проблемы несоответствия школьника уровню учебной трудности, который задается программой обучения, относительно его реальных возможностей усвоения учебного материала. В процессе тьюторского сопровождения должна быть достигнута совсем иная цель - тьютором организуется поиск средств для установления, поддержания и развития у каждого учащегося инициативного и авторского отношения к культуре, истории; собственной деятельности. При осуществлении тьюторского сопровождения учащегося, каждый раз заново должны быть определены особенности его познавательной деятельности, ценностные и социальные стремления, заново найдены средства его самоопределения, проанализированы социокультурные возможности для конкретного образовательного пути. Решение этих задач не может быть «дано сверху» и быть заранее прописано без учета реальной социальной ситуации учащегося. Поэтому тьюторское сопровождение образовательного движения учащегося всегда личностно-ориентировано. Говоря методологическим языком, действия тьютора фактически «двухвекторны»: одни направлены на прикрепление школьника к социокультурным нормам, образцам, ценностям, профессиональным ориентирам, а другие - на максимальное раскрытие потенциала школьника, его личностное самоопределение [9]. Таким образом, в общепедагогическом смысле тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения старшеклассника, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего). Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, выступает в роли своеобразного «консультанта по развитию». Для уточнения задач тьютора, связанных с развитием учащихся, мы обратились к работам Б. Д. Эльконина. Место посредника определено как совпадение двух переходов: «наличное - иное» и «идея - реальность», а его задача «состоит в том, чтобы, во-первых, открыть идеальную форму как особую реальность и, во-вторых, чтобы утвердить эту реальность в переходе наличное - иное». В центре внимания тьютора, как было указано выше, два перехода. Содержание перехода «идея - реалия» для тьютора основано на представление о пути жизни человека в реальном пространстве социо-культурных форм действия. Пробы, как попытки ориентации в этих формах, травмы как результаты проб и продуктивные результаты действия при освоении этих форм составляют личную историю человека. За действиями детей тьютор-посредник должен видеть претворение в реальность, выражение в реальных условиях социо-культурного существования той идеи жизненного пути, которую этот ребенок собой осуществляет. Но любой переход «открыт в оба конца» - реалию можно обозначить, только если имеешь идею, а «открыть идею» можно только ощутив реальные ограничения в ее фантазийном и мечтательно-безграничном исполнении. Тьютор в отношении каждого конкретного ребенка ориентируется, с одной стороны, на уже сложившуюся социальную ситуацию развития, высказываемые родительские предпочтения и надежды, а, с другой, специальным образом постоянно переустраиваем условия жизни ребенка с целью расширения его социальных, образовательных, психологических возможностей. Рассматривая тьютора в кооперативной деятельности с учителем, мы можем условно приписать задачи построения образа действия и раскрытия его значимости для человека (что собственно и означает «быть образцом» или нести его) учителю, тогда тьютор - тот, кто отвечает за «диагностику» представлений ученика о смысле осваиваемых им форм действия. Тьютор, в нашей логике, должен строить такие ситуации жизни детей, где стало бы возможно проявить целевую направленность детей в обучении через их реальные действия [28]. Любая школа имеет право вводить должность тьютора в соответствии с квалификационным справочником. Но если школа не ориентирована на принцип индивидуализации и  не рассматривает этот принцип в своей деятельности как базовый, то ей тьютор фактически и не нужен. Таким образом, тьюторские практики, как показывают результаты реализации новой образовательной стратегии развития системы отечественного образования, заключают в себе значительный научно-образовательный потенциал, их становление должно стать объектом специальной теоретической рефлексии исследователей и организаторов образования.
  1   2   3   4   5   6   7

  • «ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ» Организация тьюторского сопровождения детей группы риска в условиях общеобразовательных учреждений
  • Составитель: М.В. Цыгановская, педагог-психолог социально-психологического отдела Е.Ю. Зинова
  • 1.2. Тьюторское сопровождение детей как условие современной технологии в педагогической деятельности ……………………………………………………………………10
  • Пояснительная записка
  • 1. Теоретические аспекты тьюторского сопровождения в образовательном учреждении 1.1. Тьюторское сопровождение в России и за рубежом в исторической ретроспективе
  • 1.2. Тьюторское сопровождение детей как условие современной технологии в педагогической деятельности