Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Целый мир от красоты…»




Дата06.01.2017
Размер95.8 Kb.
ТипУрок


Урок поэзии в 10 классе

Учитель МОУ «СОШ № 9» Тараненко Олеся Михайловна

Тема: «Целый мир от красоты…»

(философская лирика А. А. Фета)


Цели: познакомить учащихся с философской лирикой А. Фета,

особенностями его поэтического таланта;

определить своеобразие лирики А. Фета; ввести в сложный мир

напевного фетовского стиха; выявить выразительные средства,

придающие музыкальность, напевность, мелодичность

стихотворениям поэта.


Оформление

урока: портрет А. А. Фета, сборники стихов поэта, слайды

к биографии поэта, его творчеству, романс на стихи

А. Фета
Эпиграф: Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно.

А. А. Фет
Ход урока:

♪ I. Учитель объявляет тему, цели урока, читает эпиграф.

II. Слово учителя

Восторгаясь одним из фетовских шедевров, Яков Петрович Полонский в письме его автору (от 25 октября 1890г.) недоумевал: «Что ты за существо, откуда у тебя берутся такие елейно – чистые, такие возвышенно- идеальные, такие юношески – благоговейные стихотворения? Какая философия может объяснить происхождение такого лирического настроения?»


Мы с вами знаем, что всякая настоящая лирика философична.

(работа со словарём) Философия в широком смысле – это наука о жизни, о человеке и мире.

При оценке писателя мы постоянно пользуемся таким понятием, как философия жизни художника. Философия жизни должна быть у каждого человека. Философия жизни А. Фета была земная практическая деятельность и поклонение её красоте во всех её проявлениях. Философия жизни заключается в каждом поэтическом шедевре.


  • Пик поэтической славы А. Фета пришёлся на 1850-1860 гг., время реформ, перемен, общественных сдвигов. Литература призывалась к горячему участию в общественных делах – и охотно откликалась.

В январе 1858 года к Фету подошёл редактор модного тогда журнала «Русский вестник» М. Катков и восторженно призвал: «Вот бы вам вашим поэтическим пером иллюстрировать это событие!» Фет ничего не сказал, он не чувствовал в себе никаких сил иллюстрировать какие бы то ни было события. Он никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем- либо, поимо красоты (на доске появляется карточка с ключевой фразой»не политика, а чистая красота»).

Фет в своей поэзии никогда не демонстрировал своей гражданской позиции. Её можно восстановить из его очерков, статей, писем, фактов биографии, но никогда – из стихов! У Фета человек погружён в природу, но не в историю. За отказ писать о злободневных событиях и выражать свою общественную позицию на Фета ополчилось молодое поколение. Лирику Фета ценили Тургенев, Л. Толстой, Тютчев, Достоевский.

Фет считал, что цель поэта, цель поэзии, цель искусства состоит в том, чтобы найти в реальной жизни прекрасное мгновение, «остановить» его мысленно и закрепить его в своей душе, дав ему вечную жизнь. А. Фет считал красоту основой мироздания, бытия, красота способна преобразить жизнь и человека.

(запись на доске проблемных вопросов)



  • Итак, Фет не откликался в стихах на острые вопросы современности. Достоинство это или недостаток?

  • Далее, почему в поэзии А. Фета мы не найдём прозы жизни, грязных её сторон?

Мы будем искать ответы на эти вопросы в лирике поэта. А начнём мы с биографии поэта.

III. Сообщение учащегося по биографии Фета

Биография Афанасия Афанасьевича Фета

Афанасий Афанасьевич Фет родился 23 ноября 1820 года, в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии в старинной усадьбе Афанасия Неофитовича Шеншина. За год до его рождения А. Шеншин, путешествуя по Германии, влюбился в Шарлотту-Елизавету Фёт. Она бросила мужа, отца, годовалую дочь, свою страну и бежала с Шеншиным в Россию.

Афанасий появился до брака, и поэтому Шеншин его усыновил. Под этой фамилией он прожил 14 лет в Орловском имении. По чьему-то доносу был вынесен вердикт, что нельзя признать Афанасия сыном Шеншина, так как ребенок родился до брака. Теперь ребенок лишался возможности наследовать имение Шеншина – лишался «рода» и «корней». Родители отправили Афанасия в немецкий пансион Крюммера и не забирали его даже домой на каникулы. Фет получил неплохое образование и через три года смог поступить на словесное отделение философского факультета Московского университета. В это время Фет начинает заниматься литературой. А с 1842 г. его стихи начинают регулярно появляться на страницах двух ведущих журналов – «Москвитянин» и «Отечественные записки». Фет знакомится Погодиным, Швыревым, Боткиным, братьями Аксаковыми, Аполлоном Григорьевым.

В 1844 г. окончил университет и пережил новые удары судьбы: умерли мать и дядя. Поэт остался без гроша. Литература денег не давала. Фет с детства привык считать себя дворянином, поэтому решил пойти на военную службу, чтобы получить потомственное дворянство. С 1853 г. активно занимается поэзией и публикует свои стихи в журнале «Современник».

В 1857 г. женится на Марье Боткиной, сестре критика Василия Боткина и знаменитого врача Сергея Петровича Боткина. В июле 1860 г. Фет приобрел имение Степановка в 200 десятин, бросился «из литературы в фермерство».

К середине 1870-х годов, вступив в пору старости, Фет достиг материального и духовного благополучия. В 1873 г., после прошения «на высочайшее имя», он получил право на дворянство и возвращен в лоно семьи Шеншиных. Фет стал другом царской семьи, особенно сблизился с Константином Константиновичем Романовым, великим князем и незаурядным поэтом. Он стал богат: в 1877 г. приобрел новое имение – усадьбу Воробьевку, потом купил дом в Москве. В конце жизни у Фета был замечательный круг друзей: Лев Толстой, Николай Страхов, Яков Полонский, Владимир Соловьев.


Итак, Фет ощущал в течение жизни тяготы будней, но вовсе не хотел этой скорбью вдохновляться. Поэт считал, что призвание искусства – преображение мира посредством Красоты. И чтобы познать философию жизни поэта, мы должны услышать его стихи.

IV.Чтение наизусть стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…»(1843)

(название каждого стихотворения учащиеся записывают в тетрадь и позже делают выводы)

(в течение беседы на доске появляются опорные карточки с ключевыми фразами, значимыми для творчества А. Фета)

- Какие образы создаёт поэт в этом стихотворении?

(Солнце, лес, птицы – образы, созданные поэтом в стихотворении. Поэзия Фета состоит из конкретных образов. Поэт, словно живописец, видит зримые детали земного бытия и связывает их так, что получается целостный образ мира.

- Как поэту удаётся создать мир живой природы? Какими художественно-выразительными средствами?

Фет использует олицетворения. Солнце олицетворено. Это самый зримый образ. Оно всё в движении, оно как бы обнимает мир живой природы. И трепещут не только листья, просыпаясь, но и своим живительным светом, трепещет по листам само солнце. Поэту удаётся сравнить два несравнимых явления: солнце и листья. И получается целостный образ мира.

-Обратимся ко 2 строфе. Давайте её прочитаем. Какую роль играют повторы во 2 строфе?

(Слова «лес проснулся» как будто бы не удовлетворяют поэта, и он добавляет «весь проснулся». И далее поэт продолжает: «лес проснулся веткой каждой, каждой птицей встрепенулся».)

- Как вы понимаете строчку «и весенней полон жажды»? Что такое жажда?

Это очень хочется пить. Весенняя жажда – жажда жизни, желание радоваться ей и славить Творца.

- Каким видит поэт мир? (запись в тетрадь)

(Поэт помогает увидеть красоту мира, его весенний расцвет, пробуждение души, её стремление к чему-то возвышенному – к светлой жизни, к песне, к творчеству).


Итак, реальный мир передан в лирике Фета в конкретных деталях. Вызывает ли похожее чувство другое стихотворение? Насколько конкретна и ярка нарисованная здесь картина?
V. Слово учителя

Давно замечено, что фетовское слово многомерно. Поэт ставит слово в необычные позиции, вовлекает нас в новые, неожиданные состояния духа.

Нередко Боткин, Страхов, Полонский, Толстой указывали на «неясность» «оговорки» в стихах Фета. Любопытная «оговорка» в стихотворении «Пчёлы».
VI. Выразительное чтение стихотворения «Пчёлы» (1854).

- Как вы думаете, на какую «оговорку» в этом стихотворении могли бы указать Фету его друзья?

В 1 строфе «В каждый гвоздик душистой сирени, распевая вползает пчела».

В заключительной 3 строфе Фет преобразует сирень в черёмуху.

-Давайте порассуждаем, как вы считаете, серьёзную ли «промашку» допустил поэт?

Сирень, черёмуха – слова одного ряда, в нашем сознании ассоциируются с весенним обновлением жизни. И не всё ли равно, в какой из этих цветков вползала пчела?

- Как можно объяснить эту «оговорку», допущенную Фетом, быть может, сознательно? Для него важно, сирень или черёмуха?

Фету важно передать безотчетное чувство меланхолии – особое душевное состояние, нечто среднее между радостью и грустью.

- Найдите главную строчку в стихотворении, где героя переполняют…

Лирический герой не обращает внимания на цветы и пчёл, он занят другим: «И никак я понять не умею, на цветах ли, в ушах ли звенит».


Итак, оговорки рассматриваются через призму философской лирики Фета.

Такие оговорки Фет всегда отстаивал. Победу одерживало шестое чувство поэта, которым Фет способен был видеть «музыку» и там, где «не-поэт» и не подозревал её присутствия.


-В чём же заключается другая особенность философской лирики Фета?

Одна из целей философской лирики Фета – передача особого состояния

(запись в тетрадь)

- Продолжаем, ребята, вы не пробовали писать стихи? На уроках литературы вы пишете сочинения. Что вас может вдохновить?

Что может вдохновить поэта? Об этом нам расскажет…
VII. История создания одного стихотворения

А. А. Фет любил красоту: музыку, цветы, красивых людей. И когда он встречался с талантом, то был «на седьмом небе».

Т. А. Кузьминская рассказывала, как ей однажды пришлось петь в присутствии многих известных людей, среди которых был и Фет. Она пела, но в душе сильно переживала, что её Фет будет критиковать. Когда она спела, Фет похвалил прекрасное исполнение романса и попросил спеть ещё ♪раз. На другое утро Фет протянул Кузьминской листок бумаги с написанными стихами. Это было стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…».
VIII. Прослушивание романса «Сияла ночь. Луной был полон сад…».

- На стихи Фета создано много музыкальных произведений. Как вы думаете, почему?

- Давайте теперь прочитаем это стихотворение и попытаемся услышать эту же музыку.

- Поработаем теперь по-другому. Мы не будем сейчас анализировать стихотворение традиционно. Я дарю вам свои мысли по этому стихотворению. К данным тезисам найдите примеры из текста

(учащиеся зачитывают тезис и находят ответы в тексте).

Лирический герой испытывает восторг и преклонение перед силой вокального искусства.

Радость восприятия бытия.

Поэт создаёт целостную, динамическую картину, в которой обобщение и соединение образов природы, любви, музыки помогают поэту выразить всю полноту радости восприятия бытия.


Человеческая душа вся открывается навстречу красоте, растворяется в ней и обретает силы, чтобы жить дальше: верить, надеяться, любить.


Искусство способно по-настоящему облагородить человека, очистить душу и обогатить её. Мы забываем о своих проблемах, неудачах, уходим от будничной суеты.

- Что вызывает чувства и переживания поэта?

Голос певицы. Лирический герой испытывает восторг и преклонение перед силой вокального искусства.

-Какова тема стихотворения? Какие образы мы видим в стихотворении?

Радость восприятия бытия. Ночь, рояль, голос певицы, образ девушки. У Фета всё сливается в единой гармонии. Поэт создаёт целостную, динамическую картину, в которой обобщение и соединение образов природы, любви, музыки помогают поэту выразить всю полноту радости восприятия бытия.

- В чём вы видите философичность стихотворения А. Фета? Почему он вновь говорит о музыке, о пении?

В стихотворении рассказывается о том, как поэт переживает 2 встречи с возлюбленной, между которыми долгая разлука. Но волшебный голос певицы освобождает лирического героя от «обид судьбы и сердца жгучей муки»; человеческая душа вся открывается навстречу красоте, растворяется в ней и обретает силы, чтобы жить дальше: верить, надеяться, любить.

-Какой из этих тезисов вы бы взяли как идею?

Искусство способно по-настоящему облагородить человека, очистить душу и обогатить её. Мы забываем о своих проблемах, неудачах, уходим от будничной суеты.

IX. Заполнение таблицы

Итак, мы рассмотрели несколько стихотворений Фета, говорили об особенностях лирики Фета, обозначили их на доске, тезисно оформили в тетради. Мне бы хотелось понять, насколько вы поняли тему урока. Из предложенных вариантов выберите те ответы, которые соответствуют следующему вопросу: в чём особенность философской лирики Фета? Какие ответы являются лишними?


  • В центре внимания жизнь и страдания простого народа.

  • Детальное описание явлений природы.

  • Описание запахов, звуков, света, цвета в стихах.

  • Знаток немецкой философии.

  • Избегает поэтической детализации.

  • Изображение природы живой и одушевленной.

  • Музыкальность произведений.

  • Приверженность «чистой красоте», а не политике.

  • Природа может характеризовать чувства и настроения человека. Слияние внутреннего и внешнего мира в стихах.

  • Проблема бытия Вселенной.


(далее показан слайд, где даны правильные варианты ответа)
X. См. вопрос в начале урока.

Давайте вновь вернёмся к тем проблемным вопросам, которые были поставлены в начале урока и ответим на них.

Профессор Московского университета Пётр Кудрявцев писал: «Мне кажется, что миллионы людей благодарны А. Фету за то, что он обнажил перед ними красоту мира, красоту жизни и любви».
XI Заключительное слово учителя

Фет познает мир через чувства. Свою философию он строит на культуре и культе красоты. Ценность красоты поэт видит в том, что она помогает человеку вырваться из обыденной жизни. Красота – для художника, который выше человеческого, так как поэт и человек не одно и тоже. Поэтому в его стихах нет жалоб на судьбу, разочарований, хотя жизненный путь Фета был нелёгким.


Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать его начало.


Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно.

Так писал А. Фет.
- Как вы понимаете смысл последней строфы стихотворения, которая стала эпиграфом нашего урока?

Пожалуй, в этом и заключается философия жизни русского поэта А. Фета


XII. Д\з 1) выучить наизусть понравившееся стихотворение А. Фета.

2) написать миниатюру «Но Боже, как люблю я…»



(философская лирика Фета)


  • В центре внимания жизнь и страдания простого народа. Детальное описание явлений природы. Описание запахов, звуков, света, цвета в стихах.
  • Знаток немецкой философии. Избегает поэтической детализации. Изображение природы живой и одушевленной.
  • Природа может характеризовать чувства и настроения человека. Слияние внутреннего и внешнего мира в стихах. Проблема бытия Вселенной.