Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Цели урока: помочь учащимся проникнуться высоким чувством патриотизма, прочувствовать точность и емкость каждого слова стихотворения, представить картины и людей, в нем изображенных; учить выразительному чтению стихотворения




Скачать 142.17 Kb.
Дата18.05.2017
Размер142.17 Kb.
Цели урока: помочь учащимся проникнуться высоким чувством патриотизма, прочувствовать точность и емкость каждого слова стихотворения,

представить картины и людей, в нем изображенных;

учить выразительному чтению стихотворения;

развивать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины;

развивать воображение учащихся, их фантазию.

Оборудование урока:

портрет М.Ю.Лермонтова; репродукции картин: “Бородинская битва”Ф.А.Рубо; “Главнокомандующий М.И.Кутузов”Р.М.Волкова; “   грамзапись стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино”, макет пушки, солдатская форма



Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя

- Сегодня на уроке  мы повторим о биографии М.Ю.Лермонтова., познакомимся со стихотворением «Бородино», расскажем о безмерной любви к Отчизне, о самоотдаче, о желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков в Отечественной войне 1812 года;
Основная мысль нашего урока заключена в словах  самого поэта (запись на доске):
Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,                                                                                         Как русский,- сильно, пламенно и нежно

 

                         

Отрывок из поэмы «Сашка» читает учитель

Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою... и обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул — он упал!
Вселенная замолкла... Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы. 

.

-Как вы думаете, почему Михаил Юрьевич Лермонтов так красиво сказал о столице нашей Родины? (Он родился в Москве и всегда любил этот город

Михаил Юрьевич Лермонтов – самый загадочный поэт XIX столетия, гений русской литературы, талантливый художник, скульптор, шахматист, спортсмен, математик, способный музыкант.

.  М.Ю.Лермонтов родился в 1814, а умер в 1841 году Жизнь этого человека коротка и трагична, вместе с тем полна интересными событиями, творческими успехами. Богатое литературное наследие писателя благодарный читатель – народ – сохранил до наших дней.


2. Из биографии М.Ю.Лермонтова –сообщение ученика.

   1 Нерадостным было детство маленького Миши: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева. Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно. Много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке. Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Еще более ранним его увлечением было рисование.


Лермонтова всегда интересовало и восхищало историческое прошлое Родины. Особое внимание он уделял Отечественной войне 1812 года

_ Почему же он так интересовался Отечественной войной 1812 года





3.Сообщение ученика.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился, когда  Отечественная война 1812года уже окончилась. Оставшиеся в живых участники войны возвратились домой. Маленький Миша внимательно слушал их рассказы об Отечественной войне и о Бородинской битве. Может быть, поэтому он решил стать военным и поступил  в школу военных прапорщиков. Окончив школу,  он стал служить офицером в гвардейском полку. В полку служили солдаты – участники Бородинской битвы (солдатская служба в то время длилась 25 лет). Бывалые воины делились воспоминаниями  с молодыми солдатами.

-Среди участников Отечественной войны были и родные Михаила Юрьевича.

4. Сообщение ученика.

  Отец поэта, Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал сыну о Бородинской битве. Дядя, Афанасий Алексеевич Столыпин, был участником Бородинского сражения. Михаил Юрьевич  очень внимательно слушал воспоминания героев Бородинской битвы. Рассказы участников сражения оставили неизгладимый след в душе маленького Михаила. И в честь 25-ой годовщины Отечественной войны 1812 года Лермонтов написал своё замечательное стихотворение.

- Какое историческое событие его особенно привлекало? (Бородинское сражение).





5.Вступительное слово о событиях 1812 г.

Отечественная война 1812 г. – одна из кровопролитнейших в истории России. Война была развязана в 1804 г. французским императором Наполеоном Бонапартом Армия Наполеона составляла 610 тысяч человек. (Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч человек.)

Наполеоновской армии не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Французам противодействовала не только армия, но и весь народ России.

Решающее сражение было дано на поле около села Бородина, что в Можайском районе Московской области. Потери у французов – 30 тысяч человек, у русских – 44 тысячи человек. Это сражение вошло в историю под названием «Бородинское».



6.. Сообщение. Историческая справка о Бородинском сражении и о итоге войны 1812 года. 

   Бородино – это название села, которое находится в 125 км от Москвы.    7 сентября 1812 года именно здесь произошло решающее сражение, которое решило весь ход Отечественной войны. Именно здесь сражались русские и французы . Русскую армию возглавлял М.И.Кутузов



. Армию французов возглавлял Наполеон 

Храбро сражались русские воины.Но французская армия имела перевес в силах. Чтобы сохранить армию, Кутузов принимает решение отступить. Москва была оставлена русскими. Наполеон несколько часов ждал ключи от покоренной столицы, которые так и не были ему вручены.

 Пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалось. Вскоре после Бородинского сражения французы покинули Москву Наполеон бежал. Война была выиграна, закончилась она в 1814 г. в Париже.

 

7.ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА

-Русский народ  одержал победу в этой войне. Давайте посмотрим видеоролик и прослушаем песню «Гимн русскому воинству», посвященную этим героям


   

8.Слово учителя
- Да, ребята, это история нашей страны, нашего народа, мы должны знать ее, и помнить о тех кто принес мир на Российскую землю.

Лучше узнать об этом, и не просто узнать, а почувствовать, проникнуться этими событиями поможет нам экскурсия. Сегодня на уроке мы с Вами совершим воображаемое путешествие на знаменитое Бородинское поле, которое стало местом незабываемых исторических событий,

а главным экскурсоводом станет для нас, конечно же, М.Ю.Лермонтов и его замечательное произведение, где описывается это важнейшее событие в Отечественной войне 1812 года.

 

9.Словарная работа.


- Прежде чем послушать стихотворение, обратите внимание на слова и их значения и постарайтесь запомнить     

Задание: прочитать слова вслух и сказать, что они обозначают. ( Ответы учащихся сопровождаются иллюстрациями).




  • редут (франц.) - квадратное земляное укрепление на поле боя;

  • мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) - сударь, господин;

  • картечь - артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;

  • лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

  • бивак - стоянка войск под открытым небом;

  • кивер - высокий военный головной убор из твердой кожи;

  • булат - оружие из булатной стали - стали особой закалки;

  • улан, драгун - солдаты конных полков;

  • басурманы - люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.

- С точки зрения лексики, что это за слова?

(Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии.)



10.Прослушивание стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино” в аудиозаписи.


-Итак, представьте, что фантастическая машина времени переносит нас в далёкое прошлое, в1812 год. Прослушаем стих-е (Прослушивание стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино” в аудиозаписи.)

11. Инсценирование диалога старого и молодого солдата


(Выходят  ученики, одетые в форму 1812 года; читают диалог “Скажи-ка, дядя ...” )

-А сейчас, чтобы вы зрительно представили себе солдат того времени, мальчики подготовили вам инсценирование стих-я «Бородино



12.. Беседа с классом

- Что же интересует молодого солдата, что его волнует?

(Молодому человеку горько сознавать, что Москва, хотя и сожженная, все же была отдана врагу. Он убежден, что это был вынужденный шаг, и оставление Москвы не свидетельствовало о поражении русской армии. Поэтому ему хочется снова и снова слышать рассказы своих старших товарищей, свидетелей великой битвы, о подвигах русских солдат.)



- От чьего имени ведется рассказ?

(От лица старого солдата, который был участником героического сражения)



- С кем сравнивает солдат - рассказчик участников сражения? (C богатырями)
- А сейчас представьте, что мы находимся среди отступающих солдат русской армии. Вы - солдаты, армия отступает!

- Что вас возмущает? Скажите словами текста. (Досадно было, боя ждали .... / О русские штыки!)(слайд 4)
И вот мы на поле боя в с. Бородино! (Слайд 5)

Что чувствовал солдат, когда готовил свою пушку к бою? Процитируй ... (одеваю кивер на ученика).

(“Забил снаряд я в пушку туго…/ За Родину свою!”)

Солдаты рвутся в бой, они полны отваги, героизма. Покажите их крепкий моральный дух.



- А как вы думаете, почему поэт употребляет местоимение мы в этих строках? (Поэт показывает, что все участники сражения без исключения объединены этим чувством - защищать свою Родину до последней капли крови)

-А теперь представьте: солнце садится, вечереет.(слайд6) Зачитайте строки, где описано, чем занимаются русские солдаты в ожидании боя. (“Прилег вздремнуть я у лафета ...”)

Лагерь был, тих, сосредоточен. Солдаты к предстоящему бою относятся по - деловому, - без суеты. Каждый занят, своим делом, каждый думает о своем.



- А почему ликовал француз? (Французы были уверены в победе и заранее праздновали ее)

И вот наступает утро.( Солдаты уже в строю
-Перед нами полководец, который обходит строй

.(слайд 8) Это один из тех полководцев, которые шли плечом к плечу с рядовыми солдатами.

- Ребята, а вы не догадываетесь о ком пишет Лермонтов( о Багратионе)

. 13. Сообщение о Багратионе


1.Пётр Багратион Родился в 1765 в Кизляре в грузинской аристократической семье, происходившей от царской династии Багратионов. Учился в кизлярской школе обер- и унтер-офицерских детей. Свои детские годы Петр Багратион провел в родительском доме. воспитываясь в семье офицера, Петр Багратион часто слышал рассказы своего отца о боях и походах, о мужественной борьбе родного народа против общих врагов. Может именно поэтому он с ранних лет проявил большой интерес и любовь к военному делу, мечтая посвятить себя профессии военного.

Военную службу Пётр Багратион начал 21 февраля (4 марта) 1782 года рядовым в Астраханском пехотном полку,

При Бородино армия Багратиона, отразила все атаки армии Наполеона.

2. По традиции того времени к решающим сражениям всегда готовились как к смотру — люди переодевались в чистое белье, тщательно брились, надевали парадные мундиры, ордена, белые перчатки, султаны на кивера и т. д. Именно таким,— с голубой андреевской лентой, с тремя звездами орденов Андрея, Георгия и Владимира и многими орденскими крестами — видели полки Багратиона в Бородинском сражении, последнем в его боевой жизни. Осколок ядра раздробил генералу большеберцовую кость левой ноги. Через 2 недели он умер

В донесении Императору он писал: «Я довольно не легко ранен в левую ногу пулею с раздроблением кости; но ни малейше не сожалею о сём, быв всегда готов пожертвовать и последнею каплею моей крови на защиту отечества и августейшего престола…»



- Что звучит в  словах полковника ?

 - Что мы о нём знаем? (“Полковник наш рожден был хватом”)

- Что означают эти слова “рожден был хватом”? (Cильным, смелым, отважным, ловким)

- Как вы понимаете, словосочетание “слуга царю”? (Верный присяге)

- “Отец солдатам”? (По отношению к солдатам добрый, сердечный, болеет за них душой)
И вот оно Бородинское сражение!

(слайд 9) Посмотрите на картину. Мы бредем по боевому полю. Что мы здесь видим? (Полчища русских и французов. Трудно понять, кто где. Все слились в общей массе, в жестокой кровавой битве, не на жизнь, а на смерть. Вдали тела убитых, дым от взрывных снарядов)
- Послушаем еще раз описание боя Лермонтовым. (Включаю грамзапись)

- Почувствовали ли вы себя на поле боя?

14.С исторической справкой выступление ученика от имени участника сражения (в костюме)


.-А сейчас к нам в гости из прошлого прибыли свидетели того сражения . Давайте послушаем, что они нам расскажут, а мы сравним их рассказ с тем, что написал Лермонтов в своем стихотворении
1.Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все ,что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение. Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно  произошло 7 сентября  1812 года у села Бородино, которое находится  западнее Москвы. А до этого мы долго отступали, после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.
.2 Да, и вот наш главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября  мы  расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии   Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий  у них было чуть меньше.
1До главного сражения 5 сентября был бой  за Шевардинский редут.

В течение 6 сентября и мы и французы готовились к главному сражению.
2. На рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.

Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий. Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.

 

 



Вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.

15.Анализ художественных средств стихотворения.


-       Но чем отличаются исторический рассказ от стихотворного? (в стихотворении нет дат, названий, фамилий; речь в стихотворении выразительная, образная).

. Задание: в своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности для создания художественной картины жизни, речь Лермонтова богата сравнениями, метафорами.  Выпишите их




Средства художественной выразительности

Примеры из текста

Роль в тексте

Метафоры

Звучал булат, картечь визжала, залпы тысячи орудий слились в протяжный вой, гора кровавых тел

Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв

Сравнения


Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди


Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его



Восклицательные предложения

Недаром помнит вся Россия про день Бородина!

помогают передать чувство гордости русской богатырской силой и удалью



Вывод: использование в стихотворении метафор, сравнений помогает ярче, образнее передать картину боя.

- Итак, перед нашими глазами прошла картина грандиозного сражения, равного которому раньше не знала история. Недаром старый солдат, обращаясь к своему молодому товарищу, говорит:“Вам не видать таких сраженНесмотря на страшный, кровопролитный бой, русские солдаты

были все готовы

завтра бой затеять новый 
И до конца стоять ...”


Но французы отступают.
- О чем печалится солдат - рассказчик? (В его словах звучит скорбное чувство невозвратимой утраты близких ему людей, товарищей, погибших в бою).
- А чем гордится солдат? (Мужеством своих однополчан, готовностью не раздумывая отдать свою жизнь за Родину, беспримерной отвагой и героизмом)
16. Итог урока :
- Ну что ж, ребята, наше путешествие подходит к концу. Оглянитесь вокруг. Мы снова в 21 веке, в нашем классе.
- Какие чувства помог вам испытывать на поле боя М.Ю. Лермонтов?

(Вместе с солдатом - рассказчиком мы были отважны, смелы, любили товарищей, свою Родину; понимали, что отступать нельзя, лучше умереть. Скорбили об убитых товарищах, восхищались их мужеством и отвагой).
В своем произведении М.Ю.Лермонтов отразил беспредельную любовь простых русских людей к своей родной земле. И самое главное, Лермонтов впервые взглянул на события Отечественной войны1812 года глазами человека из народа и показал, что русский народ в самый критический момент нашей истории, когда решалась судьба России, сумел не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.

И сегодня нас волнует это стихотворение и это событие.

-Почему?

Да потому, что война во все времена никого не оставляла равнодушным.



Война – это слёзы и смерть, это кровь и разруха. Но подвиг русских солдат, погибших во спасение Отечества, будет жить вечно. Не зря М.Ю.Лермонтов сказал:” Недаром помнит вся Россия про день Бородина”.
Это стихотворение можно считать гимном родной стране и ее великому народу!

5. Д/з мы с вами не брали в наше путешествие фотоаппараты, не фотографировали происходившие перед нашими глазами события. Попробуйте себя дома в роли художников. Нарисуйте эпизод, который вам особенно запомнился после нашего путешествия. И выберете к нему отрывок из стихотворения, запишите его на обратной стороне листа и выучите




Открытый урок

по русской литературе в 5 классе.

(урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино").



Преподаватель русского языка и литературы : Дука Л.Н.



МКОУ «Новомонастырская СОШ». 2013-2014

  • 9.Словарная работа.
  • 10.Прослушивание стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино” в аудиозаписи.
  • . 13. Сообщение о Багратионе
  • 15.Анализ художественных средств стихотворения.
  • Преподаватель русского языка и литературы : Дука Л.Н.