Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Цели урока по линиям развития личности. 1-я и 2-я лр. Картина мира в фактах и понятиях. Указывать




Скачать 121.25 Kb.
Дата17.06.2017
Размер121.25 Kb.
Встреча миров. Великие географиче­ские открытия и их последствия.

Цели урока по линиям развития личности.

1-я и 2-я ЛР. Картина мира в фактах и понятиях. Указывать хронологические рамки эпохи Великих географических открытий.

3-я ЛР. Историческое мышление. Характеризовать причины и предпосылки Великих географических открытий. Проводить поиск и анализ информации о плаваниях Колумба и Магеллана в нескольких источниках, сравнивать данные разных источников. Группировать факты плаваний и открытий XV–XVII вв. по признакам, составлять хронологическую таблицу «Великие географические открытия», на основании которой соотносить единичные исторические факты и общие явления. Наносить информацию на контурную карту. Показывать на карте маршруты мореплавателей, открывших Новый Свет и колониальные владения европейцев в Америке, Азии, Африке

Доказывать, что применение огнестрельного оружия изменило военное дело в Европе.

4-я и 5-я ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Дать возможность учащимся оценить личные качества первооткрывателей и их действия. Создать условия для осознания значения Великих географических открытий для современников и потомков.

Обязательный уровень содержания:

Причины и предпосылки Великих географических открытий. Организация принцем Энрике Мореплавателем экспедиций португальцев к берегам Африки. Плавания Бартоломеу Диаша и Васко да Гамы. Открытие Америки Колумбом. Первое кругосветное путешествие Магеллана. Тордесильясский договор о разделе мира между Испанией и Португалией. Поиски северо-западного и северо-восточного пути в страны Востока. Открытие Австралии.

Эпиграф: «По холодным морям и по южным

По изгибам зеленых зыбей

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны

Открыватели новых земель…»

(Н.Гумилев)


План урока.

I. Проблема урока: Почему географические открытия, сделанные на рубеже XV–XVI веков, назвали Великими?

II. Поиск решения проблемы: работа с текстом параграфа и картой Великие географические открытия.

1.Причины Великих географических открытий



Примерный вывод по проблеме: рост городов, развитие ремесла и торговли, дороговизна восточных товаров, стремление торговать с Востоком без посредников, используя морские пути, в обход Османской империи.

2. Португальцы на пути в Индию



Примерный вывод по проблеме: португальцы отправлялись на Восток в поисках богатых земель, развития торговли и получения прибыли.

3. Открытие Америки Колумбом



Примерный вывод по проблеме: господство португальцев на морских путях заставляло другие страны искать новые морские пути в богатые страны Востока.

4. Первое кругосветное путешествие



Примерный вывод по проблеме: в соперничестве с португальцами испанцы нашли иной путь к богатству Востока.

5. Новые поиски, новые открытия



Примерный вывод по проблеме: представления людей о земле изменились.

Примерный вывод по проблеме урока: в результате Великих географических открытий изменились представления европейцев о мире и сам мир ( были открыты новые торговые пути и началась борьба за владение новыми землями).



Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Откройте учебник на стр.14. Прочитайте название параграфа 2.

Что означает слово «великий»? Приведите словосочетания с эти словом

Любого ли человека можно назвать великим?
Какой вопрос напрашивается к названию параграфа?


Большой, значимый.

Словосочетания – великий человек, великое событие, и т.д.

Формулируют проблему урока

Почему географические открытия назвали Великими?


Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карта).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (таблица). Коммуникативные УУД

1. Умение работать в группах

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.



II. Версии.



Какие будут предположения, гипотезы по решению проблемы?

Ученики выдвигают любые версии, гипотезы

III. Актуализация знаний.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить уже изученный материал.

Выделите и покажите на карте наиболее заметные державы Востока в конце XV века.

Выполните задание №1, предложенное в презентации, и установите соответствие между страной и ее характеристикой

Назовите отличительные черты деловых людей Западной Европы в конце Средневековья.

Повторение ранее изученного (рубрика «Вспомните»)

Вспомните, какие земли были открыты норманнами?

Как назывался главный торговый путь, соединявший в Средние века Европу со странами Европы?



Европейцев интересовало, что находится за пределами известного им мира. Для того, чтобы реализовать свои мечты о далеких и богатых землях они потратили немало сил для совершенствования мореплавания. Появился новый тип судов – каравелла.

Первыми бесстрашными мореплавателями стали португальцы и испанцы.

Работают с картой

Ученики выполняют задания на основе информации учебника и собственных знаний.

Называют Китай, Индию, Иран, Османскую империю.

Ответ: БВГА


Составляют портрет делового человека Западной Европы

Называют следующие черты: энергичные, уверенные в себе, обладающие широким кругозором, образованные, критически смотрящие на мир.

Исландия, Гренландия, Северная Америка

Великий шелковый путь


IV. Планирование деятельности.

Что мы должны сделать, чтобы ответить на проблему урока?


Работать с учебником и узнать причины Великих географических открытий, познакомиться с теми, кто их совершил, а также узнать, как Географические открытия изменили представления людей о Земле

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Причины Великих географических открытий

Работаем с п.1 параграфа 2 стр.14 и называем причины открытий

Далее мы будем работать по группам.


Читают текст параграфа и

называют причины Великих географических открытий. Фиксируют их в тетради:

1.Рост городов, развитие ремесла и торговли;

2.Дальняя торговля с Востоком;

3.Торговля через посредников делала товары дорогими;

4.Часть торговых путей находилась в руках турок-османов;

5.Стремление найти морские пути, чтобы торговать без посредников.


Работа в 4 группах по 5 человек

Для этого:

1.Выберите руководителя.

2. Прочитайте вслух задание

3. Распределите работу

4. Найдите ответы на предложенные вопросы и обсудите их.

5. Подготовьте связный рассказ по теме.

6. Определите, кто от группы будет представлять рассказ






  1. группа

2.Португальцы на пути в Индию

Проработав текст п.2, группа должна дать ответы на поставленные перед ней вопросы и представить ответ в связном рассказе.

1.Объясните, почему первыми путешественниками были португальцы и испанцы?

2.Назовите цели путешествий.

3.Назовите имена португальских путешественников и их географические открытия. Покажите маршруты путешественников на карте и нанесите их маршрут на контурную карту.

4.Чье открытие вы считаете самым важным? Почему?

5.Как вели себя португальцы по отношению к коренным жителям ?


В рассказе учащихся должны быть отмечены следующие моменты:

1.Португалия и Испания были удачно расположены для плаваний по Атлантике, имели удобные порты, хорошие корабли и опытных моряков.

2.Стремились достичь берегов богатых земель, проложив морской путь вдоль берегов Африки.

3.Португальский принц Энрике Мореплаватель(1418). Его корабли достигли берегов Африки, населенных неграми; Бартоломеу Диаш (1488) достиг южной оконечности Африки, открыл мыс Доброй Надежды; Васко да Гама (1498) достиг берегов Индии.

4. Открытие Васко да Гама самое важное, так как португальцы достигли поставленной цели и открыли морской путь в Индию.

Показывают на карте и наносят маршрут на контурную карту

5. Португальцы захватывали коренных жителей Африки в плен, превращали их в рабов, были жестоки. Они обманывали их, предлагали дешевые товары - стеклянные бусы, дешевую ткань - в обмен на золото и слоновую кость.


Группа 2.

3. Открытие Америки Колумбом

Проработав текст п.3, группа должна дать ответы на поставленные перед ней вопросы и представить ответ в связном рассказе.

1. .С какой целью испанские правители Фердинанд и Изабелла отправили корабли Колумба за океан?

2.Перечислите открытия, сделанные Колумбом. Покажите маршрут Колумба на карте и нанесите его на контурную карту.

3. Оправдались ли надежды испанских правителей?

4..Дайте оценку значения открытия Колумба.



В рассказе учащихся должны быть отмечены следующие моменты:

1.Для того, чтобы опередить португальцев на востоке и первыми оказаться в сказочно богатых землях.

2. Колумб в 1492 году переплыл через Атлантику и достиг Багамских островов. Также он открыл острова Кубу и Гаити. Жителей он назвал индейцами.

Еще трижды побывав за океаном он открыл Большие и Малые Антильские острова и часть побережья материка.

Показывают на карте и наносят маршрут на контурную карту

3.Больших богатств Колумб не нашел, поэтому и не оправдал надежд правителей.

4.Тем не менее, Открытие Колумба имеет огромное значение, так как им был открыт совсем еще не ведомый европейцам материк, который условно называли Новый свет.


Группа 3.

4. Первое кругосветное путешествие

Проработав текст п.4, группа должна дать ответы на поставленные перед ней вопросы и представить ответ в связном рассказе.

1.Какую цель ставил перед собой Ф. Магеллан?

2. Покажите на карте маршрут Магеллана и нанесите его на контурную карту.

3. Какие открытия им были сделаны?

4..Дайте оценку значения открытия Магеллана.



В рассказах учащихся должны быть отмечены следующие моменты:

1.Чтобы опередить португальцев на пути к Островам пряностей Магеллан решил проплыть вдоль берегов Южной Америки на юг.

2,3..Он открыл пролив, который теперь называют Магелановым проливом и вывел корабли в Южное море (Тихий океан). Такое название морю дал Магеллан. Его корабли достигли Филиппинских островов, а потом Молуккских. Далее на корабле «Виктория» команда пересекла Индийский океан и Атлантику и вернулась в Испанию.

Показывают на карте и наносят маршрут на контурную карту

4.Магеллан проложил западный путь в страны Востока, совершил первое кругосветное путешествие.


Группа 4.

5. Новые поиски, новые открытия

Проработав текст п.5, группа должна дать ответы на поставленные перед ней вопросы и представить ответ в связном рассказе.

1.К чему привели открытия новых земель португальскими и испанскими моряками?

2.Где и когда состоялись первые разделы мира?

3.Какие еще страны пытались добраться до сказочных богатств Востока?

По какому маршруту двигались их мореплаватели? Чего достигли? Нанесите маршруты на контурную карту.

4.Какая страна в XVI веке выступила соперницей Португалии?

5.Какой континент открыли голландцы?

6.Когда завершилась эпоха Великих географических открытий?




В рассказах учащихся должны быть отмечены следующие моменты:

1.Открытия новых земель обострили соперничество между странами за контроль над новыми землями и торговыми путями. Началась борьба за раздел мира.

2. В 1494 году в городе Тордесильяс Атлантика была поделена от полюса к полюсу. Все, что находилось в восточной части принадлежало Португалии, а все, что в западной части – Испании.

В 1529 году также от полюса к полюсу был поделен Тихий океан.

В договорах участвовали Испания и Португалия, но другие страны этот договор не признали.

3.Англия, Голландия.

Через Атлантику, двигаясь на северо-запад, в 1497 году английский мореплаватель достиг берегов Северной Америки, но богатств не нашел и поиски прекратились.

В XVI веке англичане и голландцы пытались найти путь на Восток через северо-восточный проход. В результате установили торговые отношения с Россией, голландец Виллем Баренц добрался до Новой Земли. Холод и льды не дали продвинуться дальше.

Показывают на карте и наносят маршрут на контурную карту

4.В XVI веке Голландия захватила многие владения Португалии в Азии..

5.В середине XVI века была открыта голландцами Австралия.

6. В XVII веке все новые морские пути были обнаружены, были открыты новые земли и континенты.



VI. Выражение решения проблемы.

Как теперь мы можем ответить на проблему урока?

Каково значение Великих географических открытий



Великие – значит значительные. Великие географические открытия изменили представления людей о мире. Благодаря кругосветным путешествиям, европейцы убедились, что земля имеет форму шара. Они открыли для себя Тихий океан и новые континенты – Америку, Австралию.




VII. Применение нового знания.

Какие страны играли ведущую роль в Великих географических открытиях на начальной и завершающей стадиях? В чем причины изменений?











В работе можно использовать таблицу

Имя мореплавателя

Цели экспедиции

Дата

Что было открыто

Значение открытия




















































VIII. Домашнее задание.

1.На стр. 16 рубрика «Мои исторические исследования» ответить на вопрос:

В чем значение открытия Колумба, или Васко да Гамы, или Магеллана – по выбору.

2.Работая дома с текстом параграфа 3, вы узнаете, как были созданы первые колониальные империи; зачем европейцы отправлялись в Америку; как открытия и колониальные захваты повлияли на весь мир.

Нужно вспомнить также значение термина «колония».




Используют дополнительную литературу и Интернет, устанавливают основные факты биографии мореплавателя;

Определяют, какую цель он ставил перед собой, и удалось ли ему ее добиться;

Раскрывают важность его открытия для современников и для потомков.





IX. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке

Ученики продолжают предложения:

Я узнал…


Я научился …

Меня было интересно, потому что …

Я оцениваю свою работу на

уроке отметкой …



Мне понравилась на уроке работа (назвать имя ученика)




  • Характеризоват ь
  • Обязательный уровень содержания
  • План урока.
  • Примерный вывод по проблеме
  • Примерный вывод по проблеме урока
  • I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
  • Личностные УУД
  • III. Актуализация знаний.
  • IV. Планирование деятельности.
  • V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). 1. Причины Великих географических открытий
  • Португальцы на пути в Индию
  • Покажите маршруты путешественников на карте и нанесите их маршрут на контурную карту.
  • Открытие Америки Колумбом
  • Покажите маршрут Колумба на карте и нанесите его на контурную карту.
  • Первое кругосветное путешествие
  • Покажите на карте маршрут Магеллана и нанесите его на контурную карту
  • Новые поиски, новые открытия
  • Нанесите маршруты на контурную карту.
  • Выражение решения проблемы
  • VII. Применение нового знания.
  • Используют дополнительную литературу и Интернет