Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Цели урока: Образовательная цель: Рассмотреть реформы преобразований государства, предлагаемые передовыми деятелями России. Развивающая – Продолжить работу по формированию умений работать с историческими документами, выделять главное




Скачать 391.28 Kb.
Дата21.04.2017
Размер391.28 Kb.
ТипУрок
Цели урока:

  1. Образовательная цель: Рассмотреть реформы преобразований государства, предлагаемые передовыми деятелями России.

  2. Развивающая – Продолжить работу по формированию умений работать с историческими документами, выделять главное, сравнивать, объяснять понятия.

  3. Воспитательная - Способствовать воспитанию у учащихся чувств гордости за лучших сынов Отечества, воспитание патриотизма.

Задачи урока:

  1. Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран.

  2. Показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени.

  3. Продолжить формирование умения работать с историческим источником.

Тип урока: комбинированный, с применением ИКТ (интерактивный тест) (изучение нового материала, урок целевого применения изученного, работа с историческим источником).

Методы: репродуктивный (читать, пересказать, вспомнить);

Поисковый (самостоятельная работа с учебником, доказать свою точку зрения, оценить, сравнить, сделать вывод)



Формы деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная

Оборудование и методическое обеспечение:

- компьютеры; операционная система Windows;

- мультимедийный проектор и экран;

- презентация по теме;

- учебник: А. Данилов, Л. Косулина. История России 7 класс.

- рабочие тетради

Ход урока


  1. Целевая установка на урок (2 мин). Тема урока (слайд 2,3)

Россия на рубеже 17-18 веков.

  • Россия была очень обширным государством. Она занимала большую часть Восточно-Европейской равнины, всю Сибирь, часть Дальнего Востока.

  • Россия на тот момент не имела выхода к Черному, Азовскому морям.

  • Крым и Кубань принадлежат Крымскому ханству.

  • На северо-западе нет выхода к Балтийскому морю.

  • На севере есть выход только к Белому морю и Ледовитому океану.

Проблемы России данного периода. Отставание России от европейских стран.

  • К концу 17 века в России всего 17 (!!!) мануфактур на всю страну.

  • Не ведутся разработки полезных ископаемых.

  • Не хватает металлов.

  • Многие необходимые товары привозятся из-за границы.

  • Нашей стране было просто необходимо овладеть морскими путями, получить выходы к Балтийскому и Черному морям.

  • Устранить серьезные недостатки в организации русской армии.

  • Нужна реформа устаревшей системы управления страной.

2. Изучение нового материала.

1) Усиление западного влияния на Россию (слайд 4)

Работа по слайду.

- В чем вы видите причины обращения российских правителей к европейскому опыту 17 века?



2) В России назрели социально-экономические, внешнеполитические предпосылки будущих преобразований.

Внутренние предпосылки реформ (сладй 5)

Необходимость переустройства армии

Необходимость замены системы налогов

Отсутствие собственной промышленности

Несовершенство системы приказов

Необходимость развития образования

Несовершенство управления

Отсутствие единого суда

Отсутствие годового бюджета

Слабая разведанность полезных ископаемых



Внешние предпосылки реформ (слайд 6)

  • Отсутствие флота (торгового и военного)

  • Отсутствие выхода к морям

  • Отсутствие колоний как источника богатств

  • Попробуйте разделить все эти предпосылки на экономические, политические и культурные.

Видно, что предпосылки реформ налицо. Поэтому Россия нуждалась в образованных деятелях, которые могли бы предложить свои планы по развитию государства (сладй 7)

Вы разделились на группы, и каждая, будет работать над реформами предложенными политическими деятелями 17вв.



- Но сначала я дам краткую характеристику известным на тот период личностям России. И первым историческим лицом является

Симеон Полоцкий. (слайд 8)

  • Белорус.

  • Постригся в монахи. Служил в Богоявленском монастыре в Полоцке (отсюда – Полоцкий).

  • Писал стихи, учительствовал, имел широкое признание у населения.

  • Выступал за объединение русского, белорусского и украинского народов. Был приглашен в Москву.

  • Воспитывал царевичей Федора и Софью, которые под его руководством получили западное образование – первыми среди русских руководителей страны.

В их правление под его влиянием отмечены целенаправленные попытки проведения реформ по западному образцу

Деятельность А.Л.Ордин-Нащокина (слайд 9)

  • Один из известнейших политических деятелей России 17 века.

  • Глава Посольского приказа, выступал за расширение экономических и культурных связей со странами Западной Европы и Востока.

  • Предлагал союз с Речью Посполитой против Турции.

  • Андрусовское перемирие – его заслуга. (Русско-польская война – 1667 г.)

  • Предлагал создать союз стран против Швеции.

Деятельность В. Голицына (слайд 10)

  • Фактический правитель России в период регентства Софьи.

  • При его поддержке открыта Славяно-греко-латинская академия (1687).

  • Главное направление внутренней политики, по его мнению, - исправление нравов и развитие инициативы.

  • Курс на развитие и поддержку торговли и ремесел.

Деятельность Ю. Крижанича(слайд 11)

  • Хорват.

  • Писатель, знал 6 языков, изучал философию, историю, богословие, католический священник.

  • Проживал в России с 1659 по 1678 гг.

- Каждая группа в течение 5 минут работает с учебником самостоятельно, записывает в тетради реформы, затем озвучивают их.

3) Программа будущих преобразований России в замыслах, реформах и планах передовых людей того времени

1 группа

По тексту учебника определите, какие реформы предлагал Ордин-Нащокин. (слайд 9)

  • Сокращение дворянского ополчения, увеличение числа стрелецких полков, введение рекрутской повинности – шаги на пути к созданию постоянной армии.

  • Попытка ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения.

  • Отмена привилегий иностранных компаний и предоставление льгот русским купцам, основание новых мануфактур.

  • Установление почтовой связи между Москвой, Вильно и Ригой.

Какие меры Ордина-Нащокина вы считаете важными? (слайд 20)

2 группа

Какие реформаторские планы строил В.Голицын? Почему они не были реализованы? (к власти пришел Петр I, он отправил Голицына в ссылку) Определите по учебнику. (слайд 21)

  • Предлагал отменить смертную казнь за «возмутительные слова» против власти.

  • Принятие указов о европейских формах быта.

  • Предлагал освободить крестьян от власти помещиков.

  • Высказывался за введение «поголовной» подати с крестьянских хозяйств.

  • Предлагал отказаться от дворянского ополчения и заменить его армией по западному образцу – наемной армией.

3 группа

Что предлагал для развития России Ю. Крижанич?

  • Объединение всего славянства в борьбе с «немецкой опасностью».

  • Предлагал объединить православную и католическую церковь под властью папы римского.

  • Создать единое славянское государство под властью московского царя.

4 группа – наблюдатели

Задача – сравнить планы реформирования России А.Л.Ордина-Нащокина, В.В.Голицына и Ю.Крижанича. Что в них общего?

  1. создание армии, но разница, в каком виде она должна быть

  2. развитие и поддержка отечественной торговли и ремесла

Работа с историческим источником. В. Ключевский. «Исторические портреты».

Задачи, стоящие перед Россией накануне петровской эпохи.

Вот важнейшие части этой программы: 1) Мир и даже союз с Польшей; 2) борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию; 3) завершение переустройства войска в регулярную армию; 4) замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями, подушной и поземельной; 5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности; 6) введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово-промышленного класса; 7) освобождение крепостных крестьян с землей; 8) заведение школ не только общеобразовательных с церковным характером, но и технических, приспособленных к нуждам государства, - и все это по иноземным образцам и даже с помощью иноземных руководителей.


5 группа

Биография Софьи Алексеевны

6 группа

Детство Петра 1
3. Закрепление нового материала(слайды 12-16)

- Интерактивный тест по теме «Предпосылки петровских преобразований» в группах.



  1. Итог урока.

Рефлексия - ответить на вопрос «Что вы узнали на уроке?»

- К концу 17 века в России представителями государственной власти была осознана необходимость преобразований страны.

- Преобразования должны быть проведены с обязательным использованием европейского опыта и коснуться всех сторон жизни России.

- На основе планов, реформ, замыслов государственных деятелей сформировались программы будущих преобразований.



  • Это и определило направление деятельности не только Петра 1, но и всей дальнейшей истории России в 18 веке.

4 ГРУППА

  1. Биография

Симео́н По́лоцкий (в миру — Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович; Полоцкий —топонимическое прозвище; 12 декабря 1629 — 25 августа 1680) — деятель восточнославянской культуры,духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин. Был наставником детейрусского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.

Родился в 1629 году в Полоцке, который в то время входил в Великое княжество Литовское в составе РечиПосполитой.

Учился в Киево-Могилянской коллегии, где был учеником Лазаря Барановича (с 1657 года епископаЧерниговского), с которым остался близок на всю жизнь.

Возможно, во время обучения в Виленской иезуитской академии в первой половине 1650-ых годов С.Полоцкий вступил в греко-католический орден святого Василия Великого. Сам он себя именовал как «[…]Simeonis Piotrowskj Sitnianowicz hieromonachi Polocensis Ordinis Sancti Basilii Magni»[2][3]).

Около 1656 года С. Полоцкий вернулся в Полоцк, принял православное монашество и стал дидаскаломправославной братской школы в Полоцке. При посещении этого города в 1656 Алексеем Михайловичем,Симеону удалось лично поднести царю приветственные «Метры» своего сочинения.

В 1664 он отправился в Москву, чтобы забрать вещи умершего там архимандрита Игнатия (Иевлевича);однако, в родной Полоцк не вернулся. Царь поручил ему обучать молодых подьячих Приказа тайных дел,назначив местом обучения Спасский монастырь за Иконным рядом.

В 1665 Симеон поднёс царю «благоприветствование о новодарованном сыне». В то же время он активноучаствовал в подготовке, а затем и проведении Московского собора по низложению патриарха Никона и былпереводчиком при Паисии Лигариде.

По уполномочию Восточных Патриархов, приехавших в Москву по делу Никона в ноябре 1666, Симеонпроизнёс перед царём орацию о необходимости «взыскати премудрости», то есть повысить уровеньобразования в Московском государстве.

В 1667 назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Был учителем уФёдора Алексеевича, благодаря чему тот получил отличное образование, знал латынь и польский, писалстихи. С. Полоцкий составлял речи царя, писал торжественные объявления. Ему было поручено «соорудить»Деяния Соборов 1666—1667 годов; переводил полемические трактаты Паисия Лигарида



Симеон Полоцкий. Фигурноестихотворение в форме сердца«От избытка сердца устаглаголят» из цикла«Благоприветствования» «наслучай» — в честь рожденияцаревича Фёдора (1661 год).



2. Задача – сравнить планы реформирования России А.Л.Ордина-Нащокина, В.В.Голицына и Ю.Крижанича. Что в них общего?

  1. создание армии, но разница, в каком виде она должна быть

  2. развитие и поддержка отечественной торговли и ремесла

Работа с историческим источником. В. Ключевский. «Исторические портреты».

Задачи, стоящие перед Россией накануне петровской эпохи.

Вот важнейшие части этой программы: 1) Мир и даже союз с Польшей; 2) борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию; 3) завершение переустройства войска в регулярную армию; 4) замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями, подушной и поземельной; 5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности; 6) введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово-промышленного класса; 7) освобождение крепостных крестьян с землей; 8) заведение школ не только общеобразовательных с церковным характером, но и технических, приспособленных к нуждам государства, - и все это по иноземным образцам и даже с помощью иноземных руководителей.


  • Какие из этих задач предлагали решить А.Ордин-Нащокин, В. Голицын, Ю. Крижанич?

1 ГРУППА

  1. ОРДИН-НАЩОКИН Афанасий Лаврентьевич (ок. 1605-1680),бояринг дипломат, воевода. Руководил внешней политикой России в 1667-71г Посольским и др. приказами.Заключил Андрусовское перемирие 1667. Во время русско-шведской войны 1656-58 участвовал в штурмеВитебска, Дриссы и др. Крупный землевладелец-предприниматель. В 1672 постригся в монахи.

Источник: Энциклопедия "Отечество"

Афанасий Лаврентьевич (в монашестве  Антоний) (1605  1680), крупный государственный деятель XVIIв., дипломат. Происходил из псковских дворян. 


В детстве и юности Ордин-Нащокин получил хорошее образование. С 1622 он находился на военной службе.Во время Русско-шведской войны 1656  61 Ордин-Нащокин командовал крупными соединениями войск ируководил штурмом г. Дриссы. Начиная с 1640-х активно занимался дипломатической деятельностью. В 1656подписал союзный договор с Курляндией, а в 1658  Велисарское перемирие со Швецией, за что получилчин думного дворянина. В 1667 Ордин-Нащокин добился от Польши подписания выгодного для РоссииАндрусовского перемирия. После этого он получил чин боярина и стал возглавлять Посольский приказ.Ордин-Нащокин предлагал расширить экономические и культурные связи со странами Западной Европы иВостока, заключить союз с Польшей для совместной борьбы со Швецией за обладание побережьемБалтийского моря. 
Он был сторонником проведения ряда важных реформ. Предлагал сократить дворянское ополчение,увеличить число стрелецких полков, а также ввести в России рекрутскую систему комплектования войск. Былодним из создателей Новоторгового устава (1667), отменившего привилегии иностранных компаний ипредоставившего льготы и преимущества русским купцам. По проекту Ордина-Нащокина была установленапочтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой, а также стали регулярно выпускаться «Куранты» —рукописные газеты в одном экземпляре, содержавшие информацию о событиях, происходивших взарубежных странах. Ордин-Нащокин предлагал ограничить власть воевод на местах, установить городскоесамоуправление, создать особый «Купецкий приказ». Им был основан ряд мануфактур в России. 
В 1672 постригся в монахи. 
О.М. Рапов

  1. По тексту учебника определите, какие реформы предлагал Ордин-Нащокин.

Какие меры Ордина-Нащокина вы считаете важными?

2 ГРУППА

  1. Голицын Василий Васильевич (князь), род. в 1643 г.; молодые годысвоипровел в придворном кругу ц. Алексея Михайловича в званиях стольника,чашника, государева возницы вглавного стольника. В 1676 г., уже взвании боярина, Г. отправлен был в Малороссию принять меры дляохраненияУкраины от набегов крымцев и турок и участвовал в знаменитых Чигирянскихпоходах.Непосредственное знакомство с военным делом поставило Г. лицомк лицу с недостатками тогдашнейорганизации русского войска. Онубедился, что корень зла лежит в местничестве, и, вернувшись вМоскву,сумел провести его уничтожение. Майский переворот 1682 г. поставил Г. воглаве посольскогоприказа. Ролью первого государственного человека втечении семилетнего правления царевны Софьи (1682 -1689) Г., помимоличных дарований, обязан был еще близостью своею к правительнице,которая страстно еголюбила. В звании наместника новгородского иближнего боярина, Г., кроме сношений с иностраннымидержавами, заведовалприказами рейтарским, владимирским судным, пушкарским,малороссийским,смоленским, новгородским, устюжским и галицкой четвертью; в 1683 г.пожалован"Царственные большие печати и государственных великихпосольских дел оберегателем" - титулом, которыйдо него носили лишьОрдин-Нащокин и Матвеев. Яркого следа во внутреннем управления России Г.по себене оставил. Зато внешняя политика его ознаменована заключением,21 апреля 1686 г., вечного мира сПольшею. По этому миру Киев, которымРоссия владела доселе лишь фактически, переходил к ней и dejure.Обязательство польского правительства не притеснять своих православныхподданных создалооснование для последующего вмешательства России вовнутренние дела Польши. Обусловленныйдоговором с Польшей поход (такназ. первый крымской) 1687 г., под начальством Г., былнеудачен.Награжденный Софиею как победитель, Г. предпринял в 1689 г. второйпоход, столь жебезрезультатный: войско доходило лишь до Перекопа.Только с большим трудом удалось Софии уговоритьПетра назначить Г. и еготоварищам награды за эту кампанию. Падение Софьи повлекло за собою иопалу Г.Обвиненный в нерадении во время последнего крымского похода и визлишнем повышении царевны Софьи,в ущерб чести обоих государей, Г.,указом 9 сентября, лишался боярства, всего имущества и ссылалсявместе ссемьею в Каргополь, откуда переведен в Яренск (в ту пору - глухаязырянская деревня). ИзветШакловитого, будто бы Г. принимал активноеучастие в заговоре стрельцов в ночь на 8 августа 1689 г.,подкрепленныйновым изветом о сношениях Г. с Софьею уже после ссылки, еще болееотягчил его судьбу.Был отдан приказ везти Г. с семьею в Пустозерскийострог, на низовья Печоры. Непогода на море помешалаехать далее Мезени(1691). Трудность пути и челобитные Голицына оказали свое действие:опальной семьедозволили остаться в Мезени. Последний этапный пунктссылки Г. - Волоко-Пинежская волость (Арх. губ.), где(в селе Кологорах)он и умер, 21 апреля 1714 г. По смерти Г. семья его была возвращена изссылки. Г. былнесомненно выдающимся и передовым человеком своего времени.Получив прекрасное домашнееобразование, знакомый с языками немецким,греческим и латинским, он владел последним с такимсовершенством, чтосвободно вел на нем устную речь. Г. ясно понял основную задачу века -более тесноесближение с Западом. Как приверженец Софьи, он долгое времяв глазах потомства нес вместе с неюнезаслуженно-низкую оценку. Видя Г.в числе врагов Петра, большинство привыкло смотреть на него, какнапротивника преобразовательного движения и ретрограда. На самом деле Г.был западник и сторонникомреформ в европейском духе. Онпокровительствовал иностранцам, сочувствовал образованиюрусскогоюношества, хотел освободить крестьян от крепостной зависимости,отправить дворян за границу ввоенные школы, завести постоянныепосольства при европейских дворах, даровать религиозную свободу ипр.(Невилль). Отличие Г. от Петра - в сочувствии западно-католич. культуре,тогда как Петр был сторонникомпротестантской Европы.




  1. Какие реформаторские планы строил В.Голицын? Почему они не были реализованы? (к власти пришел Петр I, он отправил Голицына в ссылку) Определите по учебнику.


3 ГРУППА

  1. Юрий Крижанич (на хорватском: Juraj Križanić), (около 16171683) — хорватский богословфилософ,писательлингвист-полиглотисторикэтнографпублицист и энциклопедист, священник-миссионер,выступал за унию католической и православной церквей и за единство славянских народов во главе сРоссией.

Крижанич родился в 1617 или 1618 году в местечке Обрх близ города Бихача, в семье небогатогоземлевладельца. Лишившись отца в возрасте пятнадцати лет, Юрий стал готовиться к вступлению вдуховное звание. Он учился сначала на родине, в Загребской католической семинарии, готовившейсвященников-униатов. Потом — в Венской семинарии, а затем перешёл в Болонью, где занимался кромебогословских наук юридическими.

Был священником-миссионером, состоял на службе ватиканской конгрегации пропаганды веры. Многопутешествовал по Европе (ВенаВаршава и др.).

Владея в совершенстве, кроме своего родного языка, немецкимлатинским и итальянским, он в 1640поселился в Риме и поступил в греческий коллегиум Св. Анастасия, специально учреждённый Ватиканомдля пропаганды унии среди последователей греческой веры. В 1642 защитил докторскую диссертацию вРиме. В это время Крижанич был посвящён в сан Загребского каноника. Изучил греческий язык, приобрёлбольшие познания в византийской литературе и стал горячим сторонником унии. Его целью было собратьвсе важнейшие сочинения «схизматиков», то есть православных богословов, писавших против догматовпапизма. Плодом этого было несколько сочинений на латинском языке, а в особенности «Всеобщаябиблиотека схизматиков». Это предприятие повело его к ознакомлению с русским языком, так как емунужно было знать и сочинения, писанные по-русски против унии. Оставивши коллегиум, Юрий былпривязан к Риму до 1656, состоя членом иллирского общества Св. Иеронима.

Посетил Константинополь, где ещё основательнее познакомился с греческой литературой.

Оказавшись в Вене в 1658, Крижанич встретился там с московским посланником Яковом Лихаревым.Русские послы набирали иноземцев, желавших поступить на царскую службу, обещая им царскоежалованье, «какого у них и на уме нет». Крижанич явился к ним с предложением своей службы царю.

Прибыв в Москву в 1659, Крижанич не сумел найти общего языка с русскими властями. Его воззрения наединую, независимую от земных споров церковь Христову были неприемлемы как для защитниковправославия, так и для католиков. 20 января 1661 Крижанича сослали в Тобольск. При этом, ему положилижалованье — семь рублей с полтиной в месяц. Крижанич пробыл в ссылке шестнадцать лет, но не потерялприсутствия духа и написал там самые замечательные свои сочинения. После смерти царя АлексеяМихайловича, 5 марта 1676 Крижанич получил царское прощение и разрешение вернуться в Москву, азатем и выехать из России.

С 1676 жил в Польше, вступил в орден иезуитов. Погиб 12 сентября 1683 под Веной в битве с турками-османами, участвуя в военном походе Яна Собеского.

2.Что предлагал для развития России Ю. Крижанич?

5 ГРУППА

Софья Алексеевна- (17 [27сентября 1657 — 3 [14июля 1704) — царевна, дочь царя Алексея Михайловича, в 16821689 годахрегент при младших братьях Петре и Иване.

Царевна Софья Алексеевна родилась в семье Алексея Михайловича и его первой жены — Марии ИльиничныМилославской.


Биография

После смерти бездетного Фёдора Алексеевича, его братья — слабый физически 16-летний Иван и 10-летнийПетр (будущий Петр I) — Патриархом Иоакимом и боярами были оба провозглашены царями. БояреМилославские во главе с Софьей (полнородной сестрой Ивана, но лишь единокровной сестрой Петра поотцу) решили оспорить царское двоевластие. В мае 1682 г. им удалось инспирировать Стрелецкий бунт.Стрельцы — «служилые люди по прибору» — были значительное время одной из главных военных силгосударства. В конце XVII в. положение их ухудшилось, постоянно находились поводы для недовольстваусловиями службы, настоящие бунты солдатской массы.

Петр видел, как бородатые стрельцы громили сторонников его родственников — Нарышкиных. Не раз потомв подмосковном Преображенском, куда была вынуждена уехать его мать, Петр вспоминал эти события.

Софья пришла к власти, опираясь на своего фаворита Василия Голицына и стрельцов15 сентября 1682стала регентшей при малолетних братьях Иване и Петре.

Софья была умной, властной, честолюбивой, знала польский языклатынь и даже сочиняла стихи. Вольтерговорил о ней: «Правительница имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, спрекрасной наружностью соединяла множество талантов; все они были омрачены громадным еёчестолюбием». Не имея законной возможности взойти на престол, царевна тем не менее чрезмерножаждала власти, что приводило к частым конфликтам, в том числе и с людьми, её поддерживавшими.

У де ла Невилля и Куракина приведены позднейшие слухи о том, что между Софьей и Голицынымсуществовала плотская связь. Однако ни переписка Софьи с фаворитом, ни свидетельства времени еёправления не подтверждают этого. «Дипломаты не видели в их отношениях ничего, кроме благоволенияСофьи к князю, и не находили в них непременного эротического оттенка»[2].

В 1682 году восставшие стрельцы хозяйничали по всей Москве и даже захватили Кремль. Софья же своимиумелыми действиями, почти не пролив крови, пресекла его (в то время как Пётр I значительно менеемасштабный бунт 1698 года жёстко подавил). Бунтовщики, стараясь придать религиозную окраску своемувыступлению, решили привлечь старообрядческого апологета священника Никиту из г. Суздаля, выдвинувего на духовный диспут с патриархом. Царица перенесла «прения о вере» во дворец, в Грановитую палату,изолировав тем о. Никиту от толпы народа. Не имея достаточной аргументации на доводы суздальскогоиерея, патриарх Иоаким прервал диспут, объявив своего противника «пустосвятом». Позже священник будетказнён. А царица продолжила борьбу с «расколом» теперь и на законодательном уровне, приняв в 1685 г.знаменитые «12 статей», на основании которых были казнены тысячи человек, повинных в староверии.

При Софье был заключен выгодный для России «Вечный мир» с Польшей, невыгодный Нерчинский договор сКитаем (первый русско-китайский договор, действовал до 1858 года). В 1687 и 1689 под руководствомВасилия Голицына были предприняты походы против крымских татар, но они не принесли большой выгоды,хотя и укрепили авторитет России в глазах союзников. В 1687 была образована Эллино-греческаяакадемия — первое светское высшее учебное заведение России, впоследствии (1755) из неё образовалсяИмператорский Московский университет21 июля 1687 в Париж прибыло первое русское посольство.

30 мая 1689 г. Петру I исполнилось 17 лет. К этому времени он, по настоянию матери, царицы НатальиКирилловны, женился на Евдокии Лопухиной, и, по понятиям того времени, вступил в пору совершеннолетия.Старший царь Иван тоже был женат. Таким образом, не оставалось формальных оснований для регентстваСофьи Алексеевны (малолетство царей), но она продолжала удерживать в своих руках бразды правления.Пётр предпринимал попытки настоять на своих правах, но безрезультатно: стрелецкие начальники иприказные сановники, получившие свои должности из рук Софьи, по-прежнему выполняли только еёраспоряжения.

Между Кремлём (резиденцией Софьи) и Преображенским, где жил Пётр, установилась атмосферавраждебности и недоверия. Каждая из сторон подозревала противную в намерении разрешитьпротивостояние силовым, кровавым путём.

В ночь с 7-го на 8-е августа несколько стрельцов прибыли в Преображенское и донесли царю о готовящемсяпокушении на него. Пётр был очень напуган и верхом, в сопровождении нескольких телохранителей, тут жеускакал в Троице-Сергиев монастырь. Утром следующего дня туда же отправились царицы Наталья иЕвдокия под эскортом всего потешного войска, которое к тому времени составляло внушительную военнуюсилу, способную выдержать длительную осаду в троицких стенах.

В Москве известие о бегстве царя из Преображенского произвело потрясающее впечатление: все понимали,что начиналась междоусобица, грозившая большим кровопролитием. Софья упросила патриарха Иоакимапоехать в Троицу, чтобы склонить Петра к примирению, но в Москву патриарх не возвратился, предпочтяостаться с царём.

27 августа из Троицы пришёл царский указ, подписанный Петром, с требованием всем стрелецкимполковникам явиться в распоряжение царя в сопровождении рядовых стрельцов, по 10 человек от каждогополка, за неисполнение — смертная казнь. Софья, со своей стороны, запретила стрельцам отлучаться изМосквы, также под страхом смерти.

Некоторые стрелецкие начальники и рядовые стрельцы, улучив момент, тайком перебегали к Троице. Софьячувствовала, что время работает против неё, и решила лично договориться с младшим братом, для чеговыехала в Троицу в сопровождении небольшой охраны, но в селе Воздвиженском была задержанастрелецким нарядом, а посланные ей навстречу стольник И. Бутурлин, а затем боярин, князь Троекуровобъявили ей, что царь её не примет, а если она попытается продолжать свой путь в Троицу, к ней будетприменена сила. Софья возвратилась в Москву ни с чем.

Об этой неудаче Софьи стало широко известно, и бегство стрельцов, приказных чиновников и бояр изМосквы участилось. В Троице их благожелательно встречал боярин князь Б. А. Голицын — бывший дядька[3]царя, на это время ставший главным советником Петра, и распорядителем в его ставке. Вновь прибывшимвысокопоставленным сановникам и стрелецким начальникам он самолично подносил чарку и от имени царяблагодарил за верную службу. Рядовым стрельцам тоже раздавали водку и наградные.

Пётр в Троице вёл образцовую жизнь Московского царя: присутствовал на всех богослужениях, оставшеесявремя проводил в советах с членами боярской думы и в беседах с церковными иерархами, отдыхал только вкругу семьи, носил русское платье, немцев не принимал, что разительно отличалось от образа жизни,который он вёл в Преображенском и который неодобрительно воспринимался бо́льшей частью всех слоёврусского общества — шумные и скандальные застолья и забавы, занятия с потешными, в которых он нередковыступал в роли младшего командира, а то и рядового, частые посещения Кукуя, а, в особенности, то, чтоцарь с немцами держался, как с равными себе, в то время как даже самые знатные и сановные русские,обращаясь к нему, согласно этикету должны были называть себя его рабами и холопами.

Софья, между тем, одного за другим теряла своих сторонников: в начале сентября в Троицу ушла во главе сгенералом П. Гордоном наёмная иноземная пехота — наиболее боеспособная часть русского войска. Тамона присягнула царю, лично вышедшему навстречу. Высший сановник правительства Софьи, «царственныебольшие печати и государственных великих посольских дел оберегатель», князь В. В. Голицын уехал всвоё подмосковное имение Медведково, и устранился от политической борьбы. Активно поддерживалправительницу только начальник стрелецкого приказа Ф. Л. Шакловитый, всеми средствами старавшийсяудержать стрельцов в Москве.

От царя пришёл новый указ — схватить (арестовать) Шакловитого и доставить в Троицу в железах (в цепях)для розыска (следствия) по делу о покушении на царя, а все, кто поддержит Шакловитого разделят егосудьбу. Остававшиеся в Москве стрельцы потребовали от Софьи выдачи Шакловитого. Она сначалаотказывалась, но была вынуждена уступить. Шакловитый был отвезён в Троицу, под пыткой дал признание ибыл обезглавлен. Одним из последних явился в Троицу князь В. В. Голицын, где он не был допущен к царю,и сослан с семьёй в Пинегу, в Архангельский край.

У правительницы не осталось людей, готовых рискнуть головой ради её интересов, и когда Пётр потребовал,чтобы Софья удалилась в Новодевичий монастырь, ей пришлось подчиниться. В монастыре онасодержалась под стражей.

Во время стрелецкого восстания 1698 года стрельцы, по данным следствия, намеревались позвать её нацарство. После подавления бунта Софья пострижена в монахини под именем Сусанны.

Умерла 3 (14) июля 1704, перед смертью постриглась в великую схиму, взяв себе прежнее имя, София.Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве. В старообрядческом скиту Шарпаннаходится захоронение схимницы Прасковьи («царицына могила») в окружении 12-ти безымянных могил.Староверы считают эту Прасковью царевной Софьей, якобы бежавшей из Новодевичьего монастыря с 12-юстрельцами[4].

6 ГРУППА:

Детство Петра Первого


Петр Алексеевич родился 30 мая 1672 года.Его отцом был Алексей Михайлович - второй царь из династии Романовых, а матерью - Наталья Кирилловна Нарышкина - вторая жена Алексея Михайловича. Первая супруга царя Мария Ильинична, урожденная Милославская, родила много детей, но рано умерла. Овдовевший царь женился во второй раз на молодой, красивой и крепкой здоровьем Наталье Кирилловне Нарышкиной, родом из небогатых смоленских дворян. Нарышкины отличались могучим телосложением, и царь, кажется, рассчитывал этим браком укрепить вырождавшуюся династию. 



Молодая супруга на 21-м году жизни родила сына, чем особенно порадовала царя. Дело в том, что сыновья, рожденные Милославской, либо рано умирали, либо росли болезненными или неполноценными, так что отец жил в постоянной тревоге за судьбу трона, который мог оказаться без наследников. Лишившись в 1676 отца, Петр до десяти лет воспитывался под присмотром старшего брата царя Федора Алексеевича, который выбрал для него в учителя подьячего Никиту Зотова, обучавшего мальчика грамоте. Когда в 1682 Федор умер, престол должен был наследовать Иван Алексеевич, но, поскольку он отличался слабым здоровьем, сторонники Нарышкиных провозгласили царем Петра. Однако Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, с этим не смирились и спровоцировали стрелецкий бунт, во время которого десятилетний Петр стал свидетелем жестокой расправы над близкими ему людьми. Эти события оставили в памяти мальчика неизгладимый след, отразившись и на его психическом здоровье, и на мировоззрении. Результатом бунта был политический компромисс: на трон были возведены вместе Иван и Петр, а правительницей названа их старшая сестра царевна Софья Алексеевна. С этого времени Петр с матерью жили в основном в селах Преображенском и Измайлове, появляясь в Кремле лишь для участия в официальных церемониях, а их отношения с Софьей становились все более враждебными. Ни светского, ни церковного систематического образования будущий царь не получил. Он был предоставлен сам себе и, подвижный и энергичный, много времени проводил в играх со сверстниками. Позднее ему было позволено создать собственные «потешные» полки, с которыми он разыгрывал сражения и маневры и которые впоследствии стали основой русской регулярной армии. Потешные войска Петра I В Измайлове Петр обнаружил старый английский бот, который по его приказу отремонтировали и опробовали на р. Яузе. Вскоре он попал в Немецкую слободу (см. Кукуй), где впервые познакомился с европейским бытом, испытал первые сердечные увлечения и завел друзей среди европейских купцов. Постепенно вокруг Петра сложилась компания приятелей, с которой он проводил все свободное время. В августе 1689, когда до него дошел слух о подготовке Софьей нового стрелецкого бунта, он бежал в Троице-Сергиев монастырь, куда к нему прибыли из Москвы верные полки и часть двора. Софья, почувствовав, что сила на стороне брата, предприняла попытку примирения, но было поздно: она была отстранена от власти и заточена в Новодевичий монастырь.

Никифорова А.В. МБОУ СОШ №23. Предпосылки Петровских преобразований, история, 7 кл

  • Тип урока
  • Формы деятельности
  • Проблемы России данного периода. Отставание России от европейских стран
  • 2. Изучение нового материала. 1) Усиление западного влияния на Россию
  • 2) В России назрели социально-экономические, внешнеполитические предпосылки будущих преобразований.
  • Симеон Полоцкий. (слайд 8)
  • Деятельность А.Л.Ордин-Нащокина (слайд 9)
  • Деятельность В. Голицына (слайд 10)
  • Деятельность Ю. Крижанича(слайд 11)
  • 3) Программа будущих преобразований России в замыслах, реформах и планах передовых людей того времени 1 группа
  • 4 группа – наблюдатели Задача – сравнить планы реформирования России А.Л.Ордина-Нащокина, В.В.Голицына и Ю.Крижанича . Что в них общего
  • 5 группа Биография Софьи Алексеевны 6 группа Детство Петра 1 3. Закрепление нового материала(слайды 12-16)
  • Итог урока. Рефлексия
  • 4 ГРУППА Биография Симео́н
  • Что в них общего создание армии, но разница, в каком виде она должна быть развитие и поддержка отечественной торговли и ремесла
  • Работа с историческим источником. В. Ключевский. «Исторические портреты».
  • 3 ГРУППА Юрий Крижанич