Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Цель дисциплины




страница1/6
Дата23.01.2017
Размер1.18 Mb.
  1   2   3   4   5   6

  1. Цель дисциплины:

- формирование у студентов знания закономерностей литературного процесса; понимание художественного своеобразия и значения литературного произведения в социокультурном контексте.

- формирование компетентного специалиста-филолога, обладающего необходимым комплексом историко-культурных знаний, умений, навыков.

Теоретические знания и практические навыки, полученные в результате освоения дисциплины, могут применяться выпускниками в научно-исследовательской, педагогической, прикладной и проектной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Мировая литература и культура» входит в Блок 3: Цикл профессиональных дисциплин.

Для освоения дисциплины «Мировая литература и культура» студенты используют навыки, знания, умения, сформированные в ходе изучения дисциплин «Теория литературы», «Основы культуры чтения».

Изучение дисциплины «Мировая литература и культура» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Освоение дисциплины формирует ОК-1(владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения); ОК-2 (способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы); ОК-3 (способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества); часть ОК-15 (способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе), ОК-16 (способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики).

В результате освоения дисциплины формируются профессиональные компетенции: (общепрофессиональные): способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении профессиональных задач (часть ОПК-2); владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); (в области педагогической деятельности): способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях ( ПК-1);готовность применять современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (часть ПК-2).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: этапы историко-литературного процесса;

творчество ведущих писателей в контексте эпохи;

содержание и художественные особенности произведений;

уметь:

анализировать эпические, лирические, драматические произведения; характеризовать художественный мир писателя, своеобразие его мировоззрения, пользоваться научной и справочной литературой;



владеть навыками:

литературоведческого анализа художественных текстов;

самостоятельного исследования литературного произведения.

4. Структура и содержание дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 16 зачетных единиц, всего – 515 часа (всего 586 с экзаменами), аудиторных – 282 часа, в том числе лекций – 132 часа, практических –150 часов , самостоятельная работа - 282 часа. Форма контроля: 1 семестр – зачет, 2 семестр – экзамен, 3 семестр - зачет, 4 семестр – экзамен, 5 семестр – зачет, 6 семестр – зачет, 7 семестр - экзамен.



Модуль 1. «Мировая литература и культура (античная литература)»

Структура и содержание модуля.

Общая трудоемкость модуля составляет 1,5 зачетных единиц, всего – 54 часа, аудиторных - 36 , в том числе лекций – 18, практических – 18, самостоятельная работа - 18. Форма контроля: 1 семестр – зачет.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемо-сти (по неделям)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам).

Лекции

Практич

Лаб

Самост

1

Введение

Хронологическое и территориальные рамки античной литературы. Античная мифология.



1

1-2

2

2




2

контрольная

2

Греческая литература, ее своеобразие основные этапы развития.

Гомеровский эпос. Поэмы «Илиада» и «Одиссея».



1

3-4

4

4




4

контрольная

3

Античная лирика. Творчество крупнейших представителей античной лирики: Архилоха, Сапфо, Анакреонта. Античная басня. Древнегреческий роман.

1

5-6

2

2




2




4

Античный театр. Происхождение античной трагедии. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида

1

7-8

2

4




2




5

Происхождение античной комедии. Периодизация. Творчество Аристофана и Менандра.

1

9-10

2







2

контрольная

6

Римская литература.

Историческое значение римской литературы, ее своеобразие, основные жанры: комедия, эпос, лирика, роман.



1

11-12

2







2




7.

Римская поэзия и проза. Творчество Катулла, Лукреция Кара, Горация, Вергилия, Овидия. Роман в римской литературе. Апулей «Метаморфозы»


1

13-14

4

6




4

тестирование




Всего по разделу







18

18




18

зачет


Модуль 2. «Мировая литература и культура»

(Средние века и Возрождение)

всего – 60 часов, аудиторных 36, в том числе лекций 18, практических 18, самостоятельная работы – 24. Форма контроля 2 семестр – экзамен.



№ п/п

Раздел дисциплины

семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

практ.

лабор.

самост.

2 семестр

1

Формирование и общая характеристика средневековой куль­туры; Социально-историческая обста­новка в Европе в средние века (IV-XIII вв.); периодизация литературы.

2

1

1

-

-

2




2

Литература и культура периода раннего средневековья (IV-XIII вв.). Архаический эпос и его корни в мифо­логии и устном народном творчестве. Кельтский эпос. Скандинавская «Эдда». Англо-саксонская поэма «Беовульф».

2

2

1

2

-

2

Вызывные консультации

3

Литература и культура эпохи зрелого фео­дализма. (XII- XIV вв.). Героический эпос эпохи зрелого фео­дализма. Французский героический эпос: «Песнь о Роланде» и поэмы каролингского и баронского циклов.

Испанский героический эпос: «Песнь о моём Сиде», поэма «Родриго».

Героический эпос в Германии: «Песнь о Хильдебранте», «Песнь о Нибелунгах»

Эпос у южных славян, болгарские и сербские песни.



2

3-4

2

2

-

3

Контрольная работа

4

Рыцарская куртуазная литература XII-XIII вв. Идейно-художественные особен­ности рыцарской поэзии; основные жанры и творческие индивидуальности.

Рыцарский роман. Характеристика жанра, классификация тематических групп. Романы артуровского цикла Кретьена де Труа. Роман о «Тристане и Изоль­де».

Городская литература. Её возникно­вение, идейно-художественные особенно­сти и основные жанры.


2

5-6

2

2

-

2




5

Литература и культура, переходной эпохи от средневековья к Воз­рождению. Предпосылки возникновения ренессансной культуры в Италии на рубе­же XIII- XIV вв. Творчество Данте.

2

7-8

2

4

-

2

Вызывные консультации

6

Литература и культура эпохи Возрождения (XIV- XVI вв.). Социально-историческая основа эпохи Возрождения. Ренессансный гуманизм. периодизация культуры эпохи Возрождения.

Раннее Возрождение в Италии. Твор­чество Ф. Петрарки, Д. Боккаччо.

Итальянское Возрождение в XV- XVI вв. Творчество Ариосто и Тассо. Искусство: Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело Буонаротти, Тициан, Эль Греко.

Эпоха Возрождения у славян и венг­ров.



2

9-10

2

2

-

2

Зачётная мультимедийная презентация по живописи и культуре

7

Эпоха Возрождения в Нидерландах и Германии. Творчество Э. Роттердамского. Немецкий гуманизм и его связь с рефор­мацией: литературная деятельность Ульриха фон Гуттена, Лютера, Томаса Мюнцера.

2

11

1

-

-

2




8

Эпоха Возрождения во Франции. Жизнь и творчество Ф. Рабле. Творчество поэтов Плеяды. Лирика Ронсара. Поэмы А. д'Обинье и философские сочинения Монтеня.

2

12-13

2

2

-

2

Проверка конспектов монографии: Бахтин М. М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса

9

Эпоха Возрождения в Англии. Твор­чество Т. Мора и Ф. Бэкона. Расцвет дра­мы и театра. Творчество Шекспира.

2

14-16

3

4

-

3

Коллоквиум

10

Эпоха Возрождения в Испании. Ис­панский рыцарский и плутовской роман. Жизнь и творчество Сервантеса.

2

17-18

2

-

-

4

Проверка конспектов статьи: Тургенев И. С. Гамлет и Дон-Кихот

11

Всего по разделу

2




18

18

-

24

экзамен

Модуль 3. «Мировая литература и культура XVII-XVIII ВЕКА»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, всего – 108 часа, аудиторных - 54 , в том числе лекций – 18, практических – 36, самостоятельная работа - 54 . Форма контроля: 3 семестр – зачет.





п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)



Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)













Всего Лекц. Практ. Сам.




1.


Мировая литература и культура XVII века.

3

2-6


36


6


12

18





1.1.

Направления в мировой литературе и культуре XVII века.




2



4

2





2


Тестирование.

1.2

Испанская литература и культура XVII века. Барокко и традиции Ренессанса.




4


4

2




2

Тестирование.


1.3.

Французский классицизм XVII века.




2-6

28

2

12

14

Тестирование.

Контрольная работа. Коллоквиум.



2.

Мировая литература и культура XVIII века

3

8 -18


72

12

24

36




2.1.

Эпоха Просвещения. Основные идеи, направления.




8

4

2




2

Тестировние.

2.2.

Просвещение в Англии. Творчество Дефо и Свифта.




9-10

12

2

4

6

Тестирование. Контрольная работа.

2.3.

Сентимента-лизм в английской культуре




12

4

2




2

Тестирование.

2.4.

Культура эпохи Просвещения во Франции. Творчество Вольтера, Дидро, Бомарше, Руссо.




13 -14

12

2

4

6

Тестирование. Контрольная работа.

2.5.

Просвещение в Германии. Творчество Лессинга и Шиллера.




16

4

2




2

Тестирование.

2.6.

Творчество Гете. Трагедия «Фауст».




15-18

36

2

16

18

Тестирование, контрольные работы, коллоквиум.










18













Зачёт




Всего по разделу







108

18

36

54

Тестирование – 9 раз.

Контр.раб.-3 раза.

Коллоквиум – 2 раза.


Модуль 4. «Мировая литература и культура XIX века.

Часть 1. РомантИЗМ»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, всего – 72 часа, аудиторных - 36 , в том числе лекций – 18, практических – 18, самостоятельная работа - 36 . Форма контроля: 4 семестр – экзамен.





п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)


Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)













Всего Лекц. Практ. Сам.




1.


Романтизм в мировой литературе и культуре

4




72


18


18

36





11.

Типология романтизма в Европе и Америке. Романтическое искусство.




2



4


2





2


Тестирование.

12

Романтизм в Германии. Периодизация




4


4

2




2

Тестирование.


13.

Творчество Э.Т.А. Гофмана




4-6

12

2

4

6

Тестирование.

Контрольная работа. Коллоквиум.



14.

Романтизм в Англии. Творчество Байрона.




8-10

12

2

4

6

Тестирование.

Контрольная работа.



15

Исторические романы В.Скотта




12

8

2

2

4

Тестирование.

16

Романтизм во Франции.




16

4

2




2

Тестирование.

17.

Творчество В. Гюго.




14

8

2

2

4

Тестирование. Контрольная работа.

1.8.

Романтизм в Америке. Романы Дж.Ф. Купера.




16

8

2

2

4

Тестирование.

1.9.

Новеллы и лирика Э. По.




18

12

2

4

6

Тестирование, контрольная работа, коллоквиум.

























Экзамен




Всего по разделу







72

18

18

36

Тестирование – 9 раз.

Контр. раб.-4 раза.

Коллоквиум – 2 раза.


Модуль 5. «Мировая литература и культура XIX века. Часть 2. РеалИЗМ»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, всего – 72 часов, аудиторных - 36 , в том числе лекций – 18, практических – 18, самостоятельная работа - 36 . Форма контроля: 5 семестр – зачет.





п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего

Лекций


Практических


Сам раб.


1.


Реализм в мировой литературе и культуре

4




72


18


18

36





1.1.

Западноевропейский реализм как направление в литературе и культуре.




1



4


2





2


Тестирование.

1.2

Реализм во Франции. Творчество Фредерика Стендаля.

Роман «Красное и чёрное»






3

2-4


12

2

4

6

Тестирование.

Контрольная работа.

Коллоквиум.


1.3.

Мировоззрение и творчество Оноре де Бальзака.

«Гобсек»,

«Шагреневая кожа»





5

6-8


12

2

4

6

Тестирование.

Контрольная работа.



1.4.

Творчество Проспера Мериме. Мериме и Пушкин.




7

10


8

2

2

4

Тестирование.

Контрольная работа.



1.5

Гюстав Флобер и французский реализм 1850-1870-х годов.




9

4

2




2

Тестирование.

1.6

Поэтическая книга Шарля Бодлера «Цветы зла» и её место в литературном процессе.




11

12-14


12

2

4

6

Самостоятельная работа.

1.7.

Творчество Чарльза Диккенса. Эволюция Диккенса-романиста.




13

16-18


12

2

4

6

Тестирование. Контрольная работа.

Коллоквиум.



1.8.

Идейно-художествен-ные особенности романа Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия»




15

4

2




2

Тестирование.

1.9.

Реализм 1820-40-х и 1850-70-х годов в историко-литературной перспективе.




17

4

2




2

Тестирование, контрольная работа.










18













Зачёт




Всего по разделу







72

18

18

36

Тестирование – 9 раз.

Контр. раб.-5 раз.

Самост. раб. -1.

Коллоквиум – 2 раза.



Модуль 6. «Мировая литература и культура конца XIX – начала XX веков»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2,5 зачетные единицы, всего - 68 часов, аудиторных - 36, в том числе лекций – 18, практических – 18, самостоятельная работа - 32. Форма контроля: 6 семестр – зачет.



п/п

Раздел дисциплины

Се

местр

Не

де

ля семе

стра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам).

лекции

Практичес.

Лабор.

самост

1.

Введение. Основные направления западноевропейской литературы.

5

1-2

2







4




2.

Литература Франции. Основные направления. Творчество А.Франса. Романы и новеллы Ги де Мопассана. Натурализм, его теоретическое обоснование в статьях Э. Золя. Серия романов «Ругон-Маккары». Поэзия П.Верлена и А.Рембо. М.Пруст и его роман «В поисках утраченного времени».

5

3-4

5-6


4

2




4

контрольная

3.

Литература Англии. «Уэссекский цикл» романов Т.Харди. Проблема Рока. Эстетизм О.Уайльда. Своеобразие романа «Портрет Дориана Грея». Драматургия Б.Шоу.Раннее творчество Д.Джойса.

5

7-8

9-10


4

6




6




4.

Литература Норвегии. Новаторство драматургии Г.Ибсена. Проза К.Гамсуна.

5

11-12

2

4










5.

Литература Бельгии. Творчество М.Метерлинка.

5

13-14

2

2







контрольная

6.

Литература Германии. Драматургия Г.Гауптмана. Роман Т.Манна «Будденброки».

5

15-16

2

2










7.

Литература США. Творчество Т.Драйзера, Дж. Лондона. Романы и памфлеты М.Твена.

5

17-18

2
















Всего по разделу







18

18




32

зачет

Модуль 7. «Мировая литература и культура XX века»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, всего 81 час, аудиторных – 48 часов, в том числе лекций ­- 24, практических – 24, самостоятельная работа 33 ч. Форма итогового контроля ­– экзамен.





п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекц.

Практич.

Лаборат.

Самост.

1

Введение.

Основные тенденции мирового общественно-политического и литературного процесса в XX веке



7

1

2

-




2




2

Литература Франции. Жанр семейно-бытового романа во французской литературе. Р.М. дю Гар, Ф.Мориак.

7

2

2

-




4




3

Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

7

3

-

2










4

Писатели – экзистенциалисты. Ж.П.Сартр, А.Камю.


7

4

2

-




2




5

Идейное и художественное своеобразие повести А.Камю «Посторонний».

7

5

-

2










6

Литература Германии. Национальные особенности немецкой литературы.Творчество Э.М.Ремарка.

7

6

2

-




2




7

«Эпический театр» Бертольта Брехта.

7

7

-

2




2




8

Жанр философского романа в немецкой литературе. Т.Манн «Доктор Фаустус».

7

8

2

-










9

Типология немецкого романа первой половины XX века.

7

9

-

2







коллоквиум

10

Литература Великобритании. Английская литература 20-30-х годов. Английский модернизм: В.Вулф, Д.Джойс, Д.Г.Лоуренс.

7

10

2

-










11

Проблема выбора в современной английской литературе (Д.Фаулз «Волхв», «Женщина французского лейтенанта»),

8

11

-

2




2




12

Литература США.Роман Т.Драйзера «Американская трагедия».

8

12

-

2










13

Творчество Э.Хемингуэя. Романы «Фиеста», «Прощай, оружие», «По ком звонит колокол», повесть «Старик и море».

8

13

2

-










14

Век джаза в романе Ф.С.Фицджеральда «Великий Гэтсби».

8

14

-

2




2




15

«Потерянное поколение» в творчестве американских писателей.

8

15

-

2




2




16

Художественное своеобразие повести Э.Хемингуэя «Старик и море»

8

16

-

2










17

Творчество американских писателей в контексте «контркультуры». Д.Сэлинджер, Д.Апдайк.

8

17

2

-




4




18

Литература других европейских стран.


Ф.Кафка – родоначальник европейского модернизма.

8

18

2

-




3




19

Роман Г.Гессе «Степной волк» и его жанровое своеобразие.

8

19

-

2







контрольная работа

20

Творчество М.Фриша и Ф.Дюрренматта.

8

20

2

-




2




21

Литература Латинской Америки. Творчество Г.Маркеса, Х.Борхеса, Х.Кортасара.

8

21

2

-




2




22

Художественное своеобразие новелл Х.Борхеса («Вавилонская библиотека», «Пьер Менар, автор «Дон Кихота», «Три версии предательства Иуды»).

8

22

-

2










23

Творчество японских писателей Ю.Мисимы и К.Абэ.

8

23

2

-




2




24

Национальное и европейское в художественном сознании японских писателей.

8

24

-

2




2

коллоквиум




Всего по разделу







24

24




33

ЭКЗАМЕН




ИТОГО по дисциплине





















  1   2   3   4   5   6