Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Бумажная мода




Скачать 71.11 Kb.
Дата01.07.2017
Размер71.11 Kb.
Бумажная мода

Воодушевившись скорой весной, а также праздником Международной женской солидарности 8 марта, сотрудники (сотрудницы!) Отдела редких книг и книжных памятников Астраханской областной библиотеки им. Н.К. Крупской решили сделать книжно-иллюстративную выставку о чем-нибудь «чисто женском». А что может быть более «чисто женское», чем мода! Имея в виду специфику библиотеки, наша «мода» представлена исключительно на «бумажных носителях», поэтому и название выставки такое - «Бумажная мода».

Человечество всегда относилось к этой стороне повседневной жизни одновременно и очень пристрастно и очень небрежно. Мода – эта шелуха человеческой жизни, быстро устаревая и надоедая, быстро забывалась, но спустя некоторое время вспоминалась уже с огромной долей ностальгии и неподдельного интереса.

Имея в фондах библиотеки в целом и отдела редких книг в частности, некоторое количество старинных книг, журналов, альбомов и прочих «бумажных носителей», мы и решили представить их взору современного читателя и зрителя. Чем же будем удивлять, поражать, увлекать, сбивать с ног и вообще «непристойно глумиться» над неподготовленным, практически девственным сознанием современного модного «пользователя»?

О-о, читатель!.. Думаем, что Вас насмерть впечатлит многотомное издание Хефнера-Альтенека середины XIX века на французском языке с потрясающими цветными иллюстрациями образцов моды Средневековья и Возрождения. Никого не оставит равнодушным альбом «Французская монархия» также с цветными одеяниями королей, герцогов, графов и прочих представителей французского дворянства. Есть и альбом, живописующий облик простонародья, главным образом, средиземноморских стран. Многотомный учебник по истории одежды и утвари также Средневековья и Возрождения некоего Германа Вайса, на немецком языке, привлечет внимание любителей исторических реконструкций.

Знаток редкой книги наверняка сделает стойку как хорошая охотничья собака при виде факсимильного издания 1586 года перепечатанного уже в 1880 в Германии. Эта книга воспроизводит, как мы бы сейчас сказали, Модный каталог платьев и нарядов жительниц разных городов Европы, относящихся к различным социальным группам - от простолюдинок до герцогинь и монахинь, снабженные еще и стихами! Из-за беспрецедентно скрупулезного внимания автора Йоста Аммана к деталям одежды эта книга оказалась настолько популярна, что переиздается и по сей день! На выставке есть альбом цветных литографий, рассказывающий об эпохе Средневековья в виде разнообразных жанровых зарисовок. Там также присутствуют рисунки Йоста Аммана.

Безусловно, привлечет внимание посетителя и двухтомник парижского издания 1859 года Чезаре Вечеллио, автора эпохи Возрождения, «Костюмы древние и современные» - факсимильное переиздание книги 1590 года. В ней автором собрано около шестисот гравюрных изображений костюмов разных эпох, разных сословий, разных народов обоего пола, снабженных аннотациями на итальянском и французском языках. Примечательно, что большинство иллюстраций выполнено рукой великого Тициана Вечеллио, сыном автора книги.

На выставке присутствует и многое другое, не менее увлекательное: ну, например, русский журнал пушкинской поры «Московский телеграф» с иллюстрациями, раскрашенными от руки с «новейшими» парижскими модами. Кроме иллюстраций в журнале имелось также подробнейшее описание на французском и русском языках фасонов, качества необходимых тканей, вышивок, сюжетов этих вышивок, качества ниток для вышивок и так далее и тому подобное. Таким образом, российские модницы на бескрайних просторах Империи имели все возможности при необходимости повторить желаемую парижскую модель во всех мельчайших деталях – «один в один»!

Внимание людей неравнодушных к парфюмерии привлечет книга на французском языке «Парфюмерные запахи и косметика». Впрочем, она скорее предназначена для профессионалов-химиков, а вот современный альбом «Русская парфюмерия. Конец XIX начало XX века», безусловно, поразит зрителя бесконечным, фантастическим разнообразием флаконов, пузырьков и баночек, заключавших в себе душистое чудо.

Изящная книжица в зеленом с золотом переплете называется «Вышивки и кружева» Издана в Париже. Рассказывает об истории вышивки в Европе и Азии. Глаз не оторвать!

Изысканная, развратно-роскошная мода Древнего Рима подробно описывается в книге французского автора Ж.-Н. Робера. Книга, безусловно, ценная, но она не идет ни в какое сравнение с томом XVIII века, книгой изданной в Париже в 1785 году автора Дандре Бардона под названием «Костюмы древних народов в приложении к нуждам художников». Данный том трактует о модах, быте, домашней утвари, архитектуре, скульптуре, специальных устройствах и прочем применительно к военной тематике в Древней Греции и Древнем Риме. Книга снабжена огромным количеством подробнейших гравюр!

Альбом берлинского издания начала XX века в поблекшем голубом переплете автора А. Малльмона увлекает зрителя в практически неизвестный, манящий мир исторических причесок. Удивительно подробный и многообразный экскурс в эту неизвестную страну! Причем служила эта книжечка одному астраханскому парикмахеру!

Выставка такого плана никак не могла обойтись без книг известного советского российского историка моды Р.М. Кирсановой. Это «Костюм в русской художественной культуре XVIII-первой половины XX вв.» (Опыт энциклопедии), «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века», «Сценический костюм и театральная публика в России XIX века». В них можно ознакомиться с устаревшими значениями и названиями давно утративших актуальность тканей и покроев одежды, но несущих в себе неповторимый аромат ушедших эпох.

Безусловно, «добьет» воображение вконец ошарашенного посетителя громадный альбом «Древности Российского государства», изданный в середине XIX века с цветными литографиями костюмов и утвари допетровской Руси. Подробность и тщательность: вот основные, увы, во многом утраченные добродетели подобных во всех отношениях редких изданий.

Несомненно, расширит кругозор посетителя относительно истории моды и ряд богато иллюстрированных фундаментальных изданий последних десятилетий. Одни из них рассказывают о русском историческом костюме, например, такие как книга Т.Т. Коршуновой «Костюм в России XVIII – начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа», «Русский народный костюм. Государственный Исторический Музей», «Костюм в России. XV – начало XX века. Из собрания ГИМа» и др.

Есть ряд изданий, посвященных истории костюма за рубежом. Это, прежде всего, основательные издания книг М.Н. Мерцаловой «История костюма» и «Костюм разных времен и народов», ряд переводных зарубежных изданий: «История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. От Древнего Египта до модерна», иллюстрированная энциклопедия Д. Кэссин-Скотта «История костюма и моды», «Костюм» Л. Роуланд-Уорна, «История моды в XX веке» Н. Которна.

Не оставит равнодушным читателя и более поздний период, а именно начало и середина прошлого XX века. Он представлен здесь преимущественно журналами. Это русский «Журнал для хозяек» периода первой мировой войны с потрясающими иллюстрациями и не менее потрясающими наборами выкроек (!), а также набором тем, характерных для женских журналов во все времена: лирика, дети, кухня.

Подшивка «Женского журнала» за 1927 год с графичными рисунками моделей непременно должна вызвать в памяти посетителя неравную борьбу жены инженера Щукина, небезызвестной Эллочки-людоедки, с недосягаемой «Вандербильдихой». Для более углубленного исследования этого периода ценным дополнением может служить книга Т. Стриженовой «Из истории советского костюма». В ней читатель познакомится с именами талантливых советских модельеров Ламановой, Мухиной, Прибыльской, Экстер, Макаровой, беззаветно отдававших все свои творческие силы для торжества новой красоты новой женщины страны Советов.

Приятную реминисценцию создает старый чехословацкий журнал мод за 1957 год, сразу отсылающий наше воображение к фильмам той эпохи, старым фото наших мам и бабушек.

Неожиданно комичный эффект для современного неидеологизированного читателя создается при знакомстве с подшивкой журнала «Общественница», между прочим, совместный орган Наркоматов тяжпрома, легпрома, пищепрома и путей сообщения вместе взятых, за 1936 год, также содержащем в себе материалы связанные с модой и с рекламой советской косметики фирмы «ТЭЖЭ»: кремов «Фемина», «Флора» «Оникс»… Ну, а в качестве «девушек с обложки» мы лицезреем И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова, С.М. Кирова. Кстати, посетителям предлагается вопрос по поводу расшифровки таинственного, вошедшего в частушки, названия фирмы «ТЭЖЭ».

Для лиц, особо углубленно изучающих моду в стране «отдельно победившего социализма» можно предложить три номера журнала «Историк и художник» за 2006 год. В статье «Власть моды и Советская власть: история противостояния» подробно, с исторической и социологической точек зрения, рассмотрен и описан феномен моды в СССР.

Привлечет внимание читателя и разворот астраханской «коммерческой и литературной» газеты «Восток» за 1867 год, где мы впервые в местной прессе можем видеть торговую рекламу. В данном случае, рекламу галантерейного магазина «Город Париж» (!!!) купца Лесникова, расположенного на Екатерининской улице как раз напротив церкви Рождества Богородицы! (нынче здания по ул. Советской, напротив Пушкинского сквера).

На выставке можно видеть образцы модных фотографических открыток прежних эпох. На них жеманные модные прелестницы приятно сдобны и мило приветливы, в отличие от нынешних костлявых, вытянутых вверх топ-моделей, горе-look`овых, окатывающих зрителя убийственно-холодным взором булгаковского Абадонны. Эти фото, а также набор для шитья нам на выставку любезно принес наш давний читатель Михаил Юрьевич Катруца.

На полках экспозиции присутствуют также образцы торговой рекламы магазинов готового платья, ателье портных, парфюмерии и прочих сопутствующих товаров.

Астрахань как южный перекресток всевозможных торговых путей не могла не быть носительницей модных тенденций, по крайней мере, в Нижнем Поволжье. Об этом свидетельствует море соответствующих объявлений, в изобилии присутствующих во всех местных периодических изданиях: на выставке они представлены в виде копий.

Большое оживление в мир нашей «бумажной моды» вносят милые старинные вещицы, как-то платочки, обвязанные иглой (!) и крючком, салфеточки и прочие дорогие сердцу вещи, несущие в себе память о прошлом. Это - предметы, принесенные другой нашей давней знакомой, Инной Борисовной Добролюбовой.

К сожалению, при всем почти баснословном богатстве выставке не достает произведений историка моды Александра Васильева, популярного ведущего теле-шоу «Модный приговор». Увы, его книг не оказалось в фондах нашей областной библиотеки. О, благотворители и спонсоры, от такого подарка мы и наши читатели не отказались бы!

Все вышеперечисленное может быть любопытно огромному количеству людей, особенно тем, кто реконструирует образцы старинной одежды для театра, эстрадных представлений и просто из личного интереса. Дорогие астраханки, неравнодушные ко всему, что представлено на вышеописанной выставке – спешите видеть! Можно копировать выкройки и наслаждаться ностальгией по ушедшему! Торопитесь!


Петрова Н.А., главный библиотекарь Отдела редких книг

Астраханской областной научной библиотеки им. Н.К.Крупской»