Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Бондарев Юрий Васильевич




Скачать 261.55 Kb.
Дата21.06.2017
Размер261.55 Kb.
Бондарев Юрий Васильевич

(р. 1924), русский писатель.

Родился 15 марта 1924 в Орске в семье крестьянина – участника борьбы за установление советской власти на Урале, впоследствии юриста. Ранние годы жизни провел в Оренбужье, на Южном Урале, в Средней Азии. С 1931 жил в Москве. В годы Великой Отечественной войны был эвакуирован в Казахстан; после окончания военного училища принял первый бой на Сталинградском фронте, был ранен.

Легкой жизни не бывает, бывает лишь легкая смерть.

Бондарев Юрий Васильевич

Войну продолжил командиром противотанкового орудия. В 1945–1951 учился в Литературном институте им. А.М.Горького (семинар К.Г.Паустовского).

Первые рассказы опубликовал в 1949, в 1953 – первый сб. рассказов На большой реке. В 1956 увидела свет повесть Бондарева Юность командиров. Настоящая известность пришла к Бондареву после публикации повестей Батальоны просят огня (1957) и Последние залпы (1959), положивших начало т.н. «лейтенантской прозе», отмеченной той самой «окопной правдой», истоки которой восходят к знаменитому роману Э.М.Ремарка времен Первой мировой войны На западном фронте без перемен.

Роман Бондарева Тишина (1962) продолжил общеевропейскую тему «потерянного поколения» – трудного вхождения в мирную жизнь молодых людей, попавших на фронт со школьной скамьи. В романе Горячий снег (1969) еще более обострена проблема ценности человеческой личности. С начала 1970-х годов в творчестве Бондарева острота психологических коллизий сопрягается главным образом со сферой частной жизни, подчеркивая экзистенциальную ответственность каждого за свою судьбу – будь то отношения между мужчиной и женщиной, «завоевателем» и побежденным, выбор между жизнью предателя и смертью героя, между муками истинного творчества и благополучием рутины (тетралогия Берег, 1975, Государственная премия СССР, 1977;Выбор, 1980, Государственная премия СССР, 1983; Игра, 1985, Искушение, 1991). Герой романов Бондарева, человек сильный, творческий и преуспевающий, явно автобиографичен (писатель Никитин, художник Васильев, кинорежиссер Крымов, ученый Дроздов).



В сорок пятом году я верил, что все изменится после войны, что весь мир и вся жизнь будет сплошным праздником. В сорок шестом и сорок девятом я этого уже не думал. Смешно и глупо, как перец в чае. Два друга не надо за одну собаку.

Бондарев Юрий Васильевич

С годами в произведениях Бондарева все свободнее происходит «игра» не только со сложными человеческими судьбами, но и с временными и пространственными пластами – и одновременно еще более изощренными становятся путешествия по извилинам человеческой души, фиксирующие каждый миг восприятия утекающего события (цикл импрессионистических миниатюр Мгновения, 1977–1982).

Бондарев – автор публицистически-злободневного романа о современности Сопротивление (1994–1996), книги размышлений о роли литературы в историческом процессе Поиск истины (1976), многочисленных работ для театра и кино (в т.ч. участие в киноэпопее о Великой Отечественной войне Освобождение, 1970–1972, Ленинская премия, 1972).

Симонов

Константин Михайлович

(1915 – 1979)

Русский писатель, поэт, драматург, сценарист, журналист, общественный деятель. Родился Константин Симонов 28 ноября (по старому стилю - 15 ноября) 1915 в Петрограде. Детские годы прошли в Рязани и Саратове. Воспитывался отчимом - преподавателем военного училища. В 1930, после окончания семилетки в Саратове, пошел учиться на токаря. В 1931 вместе с семьей отчима переехал в Москву. Окончив фабзавуч точной механики, Константин Симонов идет работать на авиационный завод, на котором работал до 1935. Некоторое время работал техником в Межрабпомфильме. В эти же годы начинает писать стихи. В печати первые произведения появились в 1934 (в некоторых источниках указано, что первые стихи Константина Симонова были напечатаны в 1936 в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь"). Учился в Московском институте философии, литературы и истории им. Н.Г. Чернышевского (МИФЛИ), затем - в Литературном институте им. М.Горького, который окончил в 1938. В 1938 был назначен редактором "Литературной газеты". После окончания Литературного института поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), но в 1939 Константин Симонов был направлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол в Монголию и в институт уже не вернулся. В 1940 была написана первая пьеса ("История одной любви"), премьера которой прошла на сцене Театра им. Ленинского комсомола. В течение года Константин Симонов учился на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии, получив воинское звание интенданта второго ранга. Жена - актриса Валентина Серова (девичья фамилия - Половикова; первый муж - летчик, Герой Советского Союза Анатолий Серов)

С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. В 1942 Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. В 1942 снят первый кинофильм по сценарию Константина Симонова ("Парень из нашего города"). После войны в течение трех лет находился в многочисленных зарубежных командировках в Японии (1945-1946), США, Китае. В 1946-1950 - редактор журнала "Новый Мир". В 1950-1954 вновь назначен редактором "Литературной газеты". В 1954-1958 - Константин Симонов вновь назначен редактором журнала "Новый Мир". В 1958-1960 жил в Ташкенте как корреспондент "Правды" по республикам Средней Азии. В 1952 был написан первый роман ("Товарищи по оружию"). C 1940 по 1961 было написано десять пьес. Умер Константин Симонов 28 августа 1979 в Москве. Прах Симонова по его желанию был развеян над местами особенно памятных ему боёв периода Великой Отечественной войны.

Ступени продвижения Константина Симонова по партийной и общественной лестнице. С 1942 - член КПСС. В 1952-1956 - кандидат в члены ЦК КПСС. В 1956-1961 и с 1976 - член Центральной ревизионной комиссии КПСС. В 1946-1954 - депутат Верховного Совета СССР 2-го и 3-го созывов. В 1946-1954 - заместитель генерального секретаря правления Союза писателей СССР. В 1954-1959 и в 1967-1979 - Секретарь правления Союза писателей СССР. С 1949 - член президиума Советского комитета защиты мира. Константин Симонов награжден орденами и медалями, среди которых - 3 ордена Ленина. Герой Социалистического Труда (1974). Награжден Ленинской премией (1974), Государственной (Сталинской) премией СССР (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950).



Среди произведений Константина Симонова - романы, повести, пьесы, рассказы, сценарии художественных и документальных фильмов, поэмы, стихотворения, дневники, путевые очерки, статьи на литературные и общественные темы:"Победитель" (1937; поэма о Николае Островском), "Павел Черный" (1938; поэма, прославлявшая-строителей Беломорско-Балтийского канала), "Ледовое побоище" (1938; поэма), "Суворов" (1939; поэма), "История одной любви" (1940; пьеса; премьера - в Театре им. Ленинского комсомола), "Парень из нашего города" (1941; пьеса; в 1942 - Государственная премия СССР; в 1942 - одноименный кинофильм), "Русские люди" (1942; пьеса;была опубликована в газете "Правда"; в конце 1942 премьера пьесы с успехом прошла в Нью-Йорке; в 1943 - Государственная премия СССР; в 1943 - кинофильм "Во имя Родины"), "С тобой и без тебя" (1942; сборник стихов), "Жди меня" (1943; сценарий кинофильма), "Дни и ночи" (1943-1944; повесть; в 1946 - Государственная премия СССР; в 1945 - одноименный кинофильм), "Так и будет" (пьеса), "Война" (1944;сборник стихов), "Русский вопрос" (1946; пьеса; в 1947 - Государственная премия СССР; в 1948 - одноименный кинофильм), "Дым отечества" (1947; повесть), "Друзья и враги" (1948; сборник стихов; в 1949 - Государственная премия СССР), "Чужая тень" (1949; пьеса; в 1950 - Государственная премия СССР), "Товарищи по оружию" (1952; роман; новая редакция - в 1971; роман), "Живые и мертвые" (1954-1959;роман; 1 часть трилогии "Живые и мертвые"; в 1964 - одноименный кинофильм, удостоенный в 1966 Государственной премии РСФСР), "Южные повести" (1956-1961), "Бессмертный гарнизон" (1956; сценарий кинофильма), "Нормандия - Неман" (1960; сценарий советско-французского кинофильма), "Четвёртый" (1961; пьеса; премьера - в Театре "Современник"), "Солдатами не рождаются" (1963-1964; роман; 2 часть трилогии "Живые и мертвые"; в 1969 - кинофильм "Возмездие"), "Из записок Лопатина" (1965;цикл повестей), "Если дорог тебе твой дом" (1967; сценарий и текст документального фильма), "Гренада, Гренада, Гренада моя" (1968; документальный фильм, кинопоэма; премия Всесоюзного кинофестиваля), "Последнее лето" (1970-1971; роман; 3 часть трилогии "Живые и мертвые"), "Случай с Полыниным" (1971; сценарий фильма), "Двадцать дней без войны" (1972; повесть; в 1977 - одноименный кинофильм), "Чужого горя не бывает" (1973;сценарий фильма), "Шел солдат" (1975; сценарий фильма), "Солдатские мемуары" (1976; сценарий телефильма), "Размышления о Сталине", "Глазами человека моего поколения" (мемуары; попытка объяснить активное участие автора в идеологической жизни Советского Союза в 1940–1950 годах; опубликованы в 1988), "Письма из Чехословакии" (сборник очерков), "Славянская дружба" (сборник очерков), "Югославская тетрадь" (сборник очерков), "От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента" (сборник очерков).

(Автор-компилятор краткой биографии Константина Симонова - Елена Лавренова)

Источники информации:

  • Константин Симонов. Собрание сочинений в шести томах. Предисловие. Москва: Художественная литература, 1966

  • Энциклопедический ресурс rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Энциклопедия "Москва", Энциклопедический словарь "Кино", Энциклопедия российско-американских отношений, Иллюстрированный энциклопедический словарь)

  • Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им.М.Горького - gorkyfilm.ru (Каталог фильмов)

  • Поэзия и биография Константина Симонова на сайте "Стихия" - litera.ru/stixiya/authors/simonov.html

  • Проект "Россия поздравляет!"

Богомолов Владимир Осипович

(1926 – 2003)
Владимир Осипович Богомолов (03.07. 1926 - 30.12.2003) - русский советский писатель. Родился в крестьянской семье в деревне Кирилловка Московской области.

В начале Великой Отечественной войны добровольцем пошел на фронт. Был воспитанником полка, может быть, его черты можно узнать в герое его первой повести «Иван». В 1941 году получил первое офицерское звание. Был ранен, награжден. Прошел путь от рядового до командира взвода разведки, далее исполнял обязанности командира роты, был офицером разведки полка. Служил в армии до 1952 года.

Повесть «Иван», опубликованная в 1958 году в журнале «Знамя», принесла автору признание и успех. Андрей Тарковский по повести снял знаменитый фильм «Иваново детство». Трагическая и правдивая, в отличие от «Сына полка» В.Катаева, история мальчика-разведчика, погибающего от рук немцев с полным сознанием исполненного профессионального долга, сразу же вошла в классику советской прозы о войне. Не меньшим успехом пользовалась и его повесть «Зоя» (1963) о первой любви между юным русским офицером и польской девушкой, о невозможности ее воплощения. «Не состоялось что-то очень важное, большое и неповторимое…».

Были опубликованы также рассказы о войне «Первая любовь» (1958), «Кладбище под Белостоком», «Сердца моего боль» (1963).

Владимир Богомолов – писатель подчеркнуто одинокого склада. Принципиально не вступал в творческие союзы: ни писателей, ни кинематографистов. Редко давал интервью. Отказывался от любых выступлений. Снимал свое имя в титрах кинофильмов, прекрасно сделанных по его произведениям, даже из-за небольших разногласий с кинорежиссерами.

Ненавидит пустой вымысел, и потому предельно точен в психологических портретах героев, и в деталях военного быта. Потому, очевидно, и пишет очень медленно.

Самое большое и знаменитое его произведение – роман «В августе сорок четвертого…» (второе название – «Момент истины»), законченный в 1973 году. Роман посвящен реальной контрразведывательной операции перед крупным наступлением советских войск. Повествование ведется от лица разных героев, в текст романа включены фронтовые документы, при этом остродинамичный сюжет не дает читателю ни на минуту оторваться от повествования. Один из классических русских военных романов. Переиздавался более ста раз, переведен более чем на 30 языков.

Затем – традиционное для Владимира Богомолова многолетнее молчание, и лишь в 1993 году вышла новая повесть «В кригере» о первой послевоенной осени на Дальнем Востоке, о сложной и драматической для людей перестройке армии на мирный лад.

В годы перестройки выступил с резкой критикой романа Георгия Владимова «Генерал и его армия», с критикой отношения новых властей и нашей либеральной интеллигенции к Русской и Советской армии и ее славной истории.

В работе «Срам имут и живые, и мертвые, и Россия…» (1995) резко осудил все печатные издания, «очерняющие Отечественную войну и десятки миллионов ее живых и мертвых участников…»



Источник: http://www.litra.ru/biography
ВАСИЛЬЕВ

БОРИС ЛЬВОВИЧ

(р. 1924)
Русский писатель. Родился 21 мая 1924 в Смоленске. Сын кадрового офицера; мать – из известной семьи народников, участвовавших в организации кружка «чайковцев» и «фурьеристских» коммун в Америке. Ушел на фронт добровольцем после окончания 9-го класса, в 1943, после контузии, направлен в Военную академию бронетанковых и механизированных войск. Окончив ее в 1948, работал на Урале.

Печатается с 1954 (пьеса о послевоенной армии «Танкисты»; готовившийся в 1955 спектакль по ней под названием Офицеры по цензурным соображениям был снят). Увлечение сценой, свойственное Васильеву с детских лет, проявлялось и в создании пьес «Стучите и откроется» (1955), «Отчизна моя, Россия...» (1962, совм. с К.И.Рапопортом), сценариев ряда кинофильмов («Очередной рейс», 1958; «Длинный день», 1960, и др.) и телевизионных передач. Истинный успех пришел к Васильеву после публикации повести «А зори здесь тихие...» (1969), инсценированной (1971) и экранизированной (1972, реж.С.И.Ростоцкий; Государственная премия СССР, 1975), определившей основную тему (несовместимость естественного человеческого, жизнерождающего и милосердного начала, воплощаемого, как правило, в женских образах, – и войны) и тональность творчества писателя (трагизм неизбежной гибели благородных и бескорыстных душ в столкновении с жестокостью и несправедливостью «силы», сочетающийся с сентиментально-романтической идеализацией «положительных» образов и сюжетным мелодраматизмом). В обозначенном русле лежат и другие произведения Васильева, тематически обращенные прежде всего к военным и предвоенным годам, а в концептуальном плане выдвигающие на первый план этические проблемы любви, верности, товарищества, сострадания, нравственного долга и искреннего чувства в их противостоянии циническому прагматизму, шкурничеству и официальному догматизму (повести «Иванов катер», 1967, опубл. 1970; «Самый последний день», 1970; «В списках не значился», 1974; «Завтра была война», 1976; рассказы «Ветеран», 1976; «Великолепная шестерка», 1980; «Встречный бой», 1979; «Кажется, со мной пойдут в разведку», 1980; «Вы чье, старичье?», 1982, «Неопалимая купина», 1986; роман «Не стреляйте в белых лебедей», 1973).Светлые образы девушек, соединивших в себе неистовое правдолюбие и стойкость народоволок (Женя из повести «А зори здесь тихие...», Искра из повести «Завтра была война» и др.) и жертвенную преданность высокому делу и любимым (героиня повести «В списках не значился» и др.), цельные и чистые образы современников (как на войне – старшина Васков, лейтенант Плужников, так и в мирное время – Егор Полушкин, деревенский «придурок», «бедоносец», стоящий в одном ряду с традиционными в русской литературе, от Ф.М.Достоевского до В.М.Шукшина, «святыми» чудаками, гибнущий в борьбе с браконьерами, покушающимися в корыстных целях на жизнь природы) в той или иной мере (и зачастую в повторяющейся художественной манере) проводят принципиальную для Васильева мысль о ложности и опасности для человека насильственных вторжений в естественный и прекрасный ход бытия. Психология во многом типичного для поколения Васильева соотечественника – сына бурной и неоднозначной эпохи – раскрывается в автобиографической повести писателя «Летят мои кони» (1982). Искания и пути российской интеллигенции в контексте отечественной истории 19–20 вв. – основное содержание романов «Были и небыли» (1977–1980), «И был вечер, и было утро» (1987), «Вам привет от бабы Леры...» (1988), «Утоли моя печали» (1997), Картежник и бретер, игрок и дуэлянт: «Записки прапрадеда» (1998), во многом построенных на фактах коллективной биографии семьи самого Васильева. Проблемы «смутного времени» (исторического «тупика» и поиски выхода из него) – центральные в исторических романах Васильева «Вещий Олег» (1996) и «Князь Ярослав и его сыновья» (1997). Сходные вопросы поднимает писатель и в своих многочисленных публицистических статьях 1980–1990х годов, призывающих к установлению приоритета национальной культуры над политикой (пример чему подал сам Васильев, выйдя в 1989 из КПСС, в которой состоял с 1952, а с начала 1990-х отойдя и от участия в «перестроечных» политических акциях). В 1997 писатель был удостоен премии им. А.Д.Сахарова «За гражданское мужество».


Источник: http://www.litra.ru/biography


  Адамович Алесь Михайлович

(1927 – 1994)
Родился в семье служащих З сентября 1927 года (паспортная дата). А на самом деле —3 августа 1926 года: мать в войну, спасая сына от угона в Германию, в школьном свидетельстве исправила дату его рождения. Родился в деревне Конюхи, Копыльского района, Минской области. «Самое таинственное, легендарное место в моей биографии — эти самые Конюхи, в них я родился… Я ничего из конюховской жизни не помню…».

Учась на врача, его отец — Адамович Михаил Иосифович (1902 года рождения, деревня Рачень Слуцкого района) в студенческие каникулы подрабатывал в Копыльском Доме отдыха. После же окончания медицинского факультета Белорусского государственного университета, (поступил туда в 1923 году), был направлен в 1928 году на постоянную работу в поселок Глуша (Бобруйский район, Могилевская область). Переехал туда вместе с женой — Анной Митрофановной (1904 года рождения, деревня Заболотье Любанского района, в 1935-1936 гг. окончила Могилевсую фармацевтическую школу) и сыновьями: Евгением (1924 года рождения, в будущем - врач) и Александром.

«А настоящая малая родина, где я входил в возраст и в жизнь — рабочий поселок Глуша. Советское уточнение: стеклозавод «Коминтерн».

В 1930 году деда Алеся Адамовича, Митрофана Фомича Тычино, «раскулачили» и выслали вместе с женой и тремя детьми (из семи) в далекую и холодную Якутию. Это сказалось на судьбе всех остальных детей М.Ф.Тычины. Матери Алеся Адамовича власти без конца напоминали, что она — «дочь кулака». Дед Митрофан остался навек в якутской земле, остальные члены его семьи вернулись в Беларусь. Эти события отозвались во многих произведениях А.Адамовича.

В Глуше будущий писатель учился с первого по седьмой класс. Любил книги и, особенно А.Пушкина, много раз перечитывал «Войну и мир» Л.Толстого. Наибольшим «мужским» авторитетом для него тогда были отец и дядя Антон (брат матери Антон Митрофанович — учитель математики).

Михаил Иосифович Адамович добился строительства больницы в поселке Глуша, которой он заведовал. «Радиус авторитета сельского врача», по словам Алеся Адамовича, заслуженно охватывал не только поселок, но и все окрестности. С января 1940 года находился на военной службе. С первых дней войны он — на фронте, был терапевтом ХІІІ армии (командующий армией — Н.П.Пухов), дослужился до подполковника медицинской службы.

В 1940—1941 годы. Алесь учился в Березках на Хотимщине (Могилевской области), где учительствовал его дядя Антон, который «гранил» его характер и знания. Вернулся в Глушу в день, когда началась война с Германией, а для его матери, старшего брата Евгения и его самого — «война под крышами».

Анна Митрофановна стала активной участницей Глушанского подполья с сентября 1941 года: будучи заведующей местной аптеки, она привозила из Бобруйска медикаменты и обеспечивала ими партизан отряда имени Кирова, вместе со своими детьми выполняла разные задания и поручения. В начале 1943 года она с сыновьями «пошла в лес», в партизанский отряд имени Кирова 37-й бригады имени Пархоменко Минского соединения. Алесь, идя в партизаны, буханку хлеба, которую положила ему в сумку мать, заменил на однотомник Пушкина. Некоторое время выполнял хозяйственные работы в лагере, позже участвовал в боях вБобруйском и Октябрьском районах, видел смерть в лицо. В конце 1943 года часть отряда соединилась с Советской Армией, перешла линию фронта. В начале 1944 года по командировке Центрального штаба партизанского движения был направлен в город Лениногорск на Алтае, где в эвакуации жила его родная тетя. Учился вЛениногорском горно-металургическом техникуме и одновременно работал. И День Победы он встретил там.

Вернувшись в 1945 году в Глушу, он экстерном сдал экзамены за среднюю школу и поступил на филологический факультет Белорусского государственного университета. Окончив в 1950 году университет, поступил в аспирантуру.

С 1948 года начал писать роман «Сыновья уходят в бой». 25 ноября неожиданно умер отец. Михаил Иосифович поехал на грузовике к роженице, а машина испортилась, тогда пошел пешком через ночь, вьюгу, простудился, вернулся домой с высокой температурой, случился инсульт. Смерть отца сильно потрясла его.

В 1950 году выступил в печати как критик. Объектом были: проблемы романного жанра, творческого стиля, художественной индивидуальности. С первых публикаций выявился бойцовский темперамент, широта кругозора, чуткость к правде, воевал с вульгарно-социологическими шаблонами, эстетической глухотой критики. Нажил на критическом поле немало врагов: на смену «сталинским кадрам» шли молодые, такие ж защитники литературного провинциализма, которые для достижения «победы» не брезговали сотрудничеством с карательными органами.

1954 год. После защиты диссертации: «Язык романа «Третье поколение» и индивидуальный литературно-художественный стиль Кузьмы Чорного» — (написал за три летние месяцы 1953 года, т.к. все годы аспирантуры работал над романом) стал преподавателем белорусской литературы на филологическом факультете БГУ, а затем перешел на работу научным сотрудником в Институт литературы имени Янки Купалы АН БССР, где работал (с перерывом) три десятилетия (с 1976 года — заведующий сектором взаимосвязей литератур). Писал про то, что казалось актуальным для белорусской литературы (становление жанра белорусской литературы; Кузьма Чорный и Федор Достоевский; творчество Максима Горецкого и классическая традиция; военная и деревенская проза на литературной планете и т.д.). Опубликованные научные работы всегда вызывали широкий общественный резонанс, почти все были переведены на русский язык и изданы в Москве.

Весной 1954 года родилась дочь Наталья. Жена — Вера Семеновна Адамович (в девичестве — Медведева), 1929 года рождения, филолог.

В 1958 году из печати вышла первая книга, литературоведческое исследование «Путь к мастерству: Становление художественного стиля Кузьмы Чорного».

1959 год. Увидел свет сборник литературно-критических статей «Культура творчества». Эти книги имели богатую прессу. «Я кинулся в критику, весь, со всеми мыслями и эмоциями. И литературная критика, могу засвидетельствовать, способна стать твоей страстью, но пока ты веришь, что это «не буря в стакане воды», а по-настоящему общественное дело».

1960 год. Публикует в журнале « Дружба народов» романа «Война под крышами». Позже отметил: «Если мне что и удалось в романе «Война под крышами», то это потому, что прежде эту книгу мать написала собственной жизнью».

1961 год. Вышла из печати монография «Белорусский роман» на основе которой была защищена докторская диссертация. Защищал ее в 1962 году в Киеве, в Институте литературы имени Т.Г.Шевченки: в Минске «влиятельные» литераторы грозились не допустить защиты. Так началось «вытеснение» Адамовича за пределы Беларуси.

1963 год. Публикует в журнале «Дружба народов» вторую часть романа-дилогии «Сыновья уходят в бой». На основе этих произведений написан киносценарий двухсерийного фильма «Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой» (режиссер Виктор Туров, автор и исполнитель песен Владимир Высоцкий, киностудия «Беларусьфильм»,1970 г.).

С декабря 1962-1964 годы учился на Высших сценарных курсах в Москве. Одновременно преподавал белорусскую литературу в Московском государственном университете (1964-1966 годы), откуда в 1966 году был вынужден уйти за отказ подписать письмо, осуждающее Андрея Синявского и Юлия Даниэля, московских литераторов-дисседентов, которых судили за «антисоветскую деятельность». Был вынужден покинуть Москву и вернуться в Минск. Более полугода был безработным: не брали ни в БГУ, куда приглашал ректор А.Н.Севченко, ни в Академию наук. Помог Андрей Макаенок, обратившийся к секретарю ЦК КПБ П.Машерову. Был принят на работу в Институт литературы имени Янки Купалы в качестве старшего научного сотрудника. Принимал активное участие в работе «реформаторского» V съезда белорусских писателей, где состоялась острая стычка «шестидесятников» с «неосталинистами».

В 1966 году была опубликована повесть «Виктория» (затем названа «Асия»), в которой попробовал выйти за границы автобиографизма.

1968 год. Написал сценарий документального фильма «Хатынь, 5 километров» (режиссер И. Коловский), с которого начался новый этап в подходе прозаика к военной теме: на смену героизации пришла трагедийность.

1969 год. В« Дружбе народов» опубликована повесть «Последний отпуск». А также напечатал серию статей «Широта писательского мира» о творчестве Кузьмы Чорного в контексте мировой литературы, чем вызвал негативную реакцию со стороны местных псевдопатриотов и ортодоксальных марксистов.

1970 год. Дописал «Хатынскую повесть» (журнал «Дружба народов»). Хотя произведение имело положительные отзывы, сам писатель переживал: «Выявил, поднял, показал одну только крупицу правды, каплю с того, что увидел, понял, а бездонный океан народной, огненной, хатынской памяти остался, там же, неслышимый, невидимый миру». Пришла мысль о документальной книге.

1970-1973 годы. Вместе с Янком Брылем и Владимиром Колесником объехали с магнитофоном всю Беларусь, побывали в сотнях сожженных деревень, опросили и записали более трехсот свидетелей военной трагедии, рассказы которых и легли в основу документальной книги «Я из огненной деревни».

1975 год. Книга «Я из огненной деревни…» вышла отдельным изданием. Переведенная на многие иностранные языки, стала литературным бестселлером на Западе. В журнале «Полымя» опубликовал серию литературоведческих статей о творчестве Максима Горецкого «Врата сокровищницы своей отворяю…» — своеобразный роман-эссе.

По мотивам «Хатынской повести» в Государственном русском драмтеатре БССР в 1977 году была поставлена пьеса «Возвращение в Хатынь» (режиссер Б.Луценко). По мотивам книги «Я из огненной деревни…» режиссер ВикторДашук (по сценарию А.Адамовича) снял серию документальных фильмов, композитор Л.Шлег написала реквием «Помните», Новосибирский театр драмы сделал инсценировку.

С апреля 1975 года начал записывать ленинградских блокадников. Соавтор—ленинградский писатель Даниил Гранин. В 1979 году выходит первая часть «Блокадной книги».

1977 год. Вышло Собрание сочинений в 2-х томах.

1979 год 22 мая. После тяжелой болезни умирает мать Алеся Адамовича. Умерла «на Миколу» весеннего, когда цвели сады. Незадолго перед этим сам писатель перенес язвенное кровотечение. Его спас счастливый случай и мать: он пришел навестить ее в больницу и сам был срочно госпитализирован.

1981 год. Опубликовал роман «Каратели». Новый взгляд на концепцию военной литературы изложен в книгах «О современной военной прозе» (1981), «Война и деревня в современной литературе» (1982) и «Ничего важнее» (1985), в которой «Ну так делайте сверхлитературу!» - призвал писателей Алесь Адамович.

1982 год. Участвует в работе Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке в составе белорусской делегации. В те годы много ездил по миру, принимая участие в международных антивоенных, антиядерных конференциях, где выступал с докладами, давал многочисленные интервью. Публицистика того времени собрана в книгах «Выбери — жизнь!» (1986), «Литература и проблемы века» (1986), «Додумывать до конца» (1988).

1981-1983 годы. Вышло Собрание сочинений в 4-х томах.

1984 год. Съемки кинофильма «Иди и смотри», поставленного по сценарию А.Адамовича (в основе сценария лежат «Хатынская повесть» и «Каратели», в соавторстве с кинорежиссером Элемом Климовым), проходили в Беларуси. А.Адамович принимал в них активное участие, присутствовал на съемочной площадке.

(Этот фильм — и под первоначальным названием «Убейте Гитлера!» А.Адамович и Э.Климов пытались поставить до этого почти семь лет, после того, как в 1977 г. работа над фильмом была остановлена Госкино).

1985 год. Кинофильм «Иди и смотри», получил первую премию и Золотой приз на XIV Московском кинофестивале и обошел экраны многих стран мира, получив огромный резонанс.

1986 год. В ночь, когда взорвался реактор на Чернобыльской АЭС, Адамович летел на самолете на юг, в санаторий Железноводска. Стал искать возможность разрушить стену секретности вокруг Чернобыля, опрашивал ученых-физиков, медиков Минска и Москвы о возможных последствиях катастрофы. После этого написал письмо М.С.Горбачеву, тогдашнему генсеку КПСС, чтобы донести до него и мировой общественности истинные масштабы бедствия, постигшего Беларусь. Появилась реальная возможность влиять на ход событий. Белорусское партийное руководство вместо того чтоб использовать должным образом интеллектуальный потенциал и организаторские способности Алеся Адамовича, организовало в печати обструкцию, обвинив его в пацифизме, паникерстве, святотатстве и кликушестве. В итоге он был вынужден покинуть Минск и переехать на работу в Москву, где осенью 1987 года был избран директором Всесоюзного НИИ киноискусства. Закончил повесть-антиутопию «Последняя пастораль» («Новый мир», 1987 г.). Был председателем жюри короткометражного кино на XV Московском международном кинофестивале (1987, июль). Вышла книга рассказов и эссе «Моление о будущем».

1988 год. Появилась возможность опубликовать главу романа «Каратели» — «Дублер» («Дружба народов», 1988, №11), над которой работал несколько лет.

1989 год. Стал народным депутатом СССР, активно использовал трибуну съездов для выступлений за перестройку, демократизацию и гласность. Публицистика Адамовича последних лет собрана в его книгах «Отвоевались!» (1990), «Мы — шестидесятники».(1991).

1991год. В дни августовского путча в Москве находился в рядахзащитников Белого дома. Эти события отразил в публицистическо-мемуарном эссе «Спасибо, хунта!» (напечатан в журнале «Беларусь», 1992, №9-11, на белорусском языке, затем, доработанный, в журнале «Неман», 1994, №9, отдельной главой документальной повести «Путешествие из Минска в Москву и обратно»).

21 декабря перенес тяжелый инфаркт миокарда.

1992 год. Находясь в клинике, а затем в подмосковном санатории, спешил закончить творческие планы, замыслы. Окончил повести: «Венера, или Как я был крепостником», напечатана в журнале «Неман» № 6,7, а в журнале «Знамя» №12 — «Немой».

1993 год. В №1 журнала «Неман» напечатал эссе «Самолечение от коммунизма». Закончил и опубликовал автобиографическую повесть«Vixi»(Прожито) — журнал «Дружба народов» №10 (сокращенный вариант), «Полымя» №11 (на белорусском языке). Дополненный автором текст этой повести напечатан в журнале «Неман», 1994, №1.

1994 год. На православные Коляды и старый Новый год приехал в Минск. Участвовал в работе Сойма БНФ. Собирал дома гостей: родню, близких друзей. Ездил в Глушу, побывал на могилах брата (его старший брат умер 7 мая 1992 года) и родителей. На кладбище указал место рядом с могилой брата, где завещал себя похоронить.

Отдал в редакцию журнала «Неман» документальную повесть «Путешествие из Минска в Москву и обратно», напечатана в № 8,9 того же года.

26 января выступал в Верховном суде Российской Федерации с речью в защиту имущественных прав Союза писателей, Международного Литфонда, в поддержку неделимости собственности писателей бывшего СССР, вернулся на свое место в зале, спросил у соседа, как он выступил, после чего случился второй, последний инфаркт.

Похоронен в Глуше 30 января 1994 года, недалеко от могил родителей, бабушки, рядом с братом.



Источник: http://www.litra.ru/biography

Быков Василь Владимирович

(1924 – 2003)
Василь Владимирович Быков родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушацкого района Витебской области.

Обучался на скульптурном отделении Витебского художественного училища. Окончил Саратовское пехотное училище.

В 1942 году будущий писатель вступил в ряды Красной Армии. Осенью 1943 присвоено звание младшего лейтенанта.

Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Воевал на Втором и Третьем Украинских фронтах, прошел по территории Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, дважды был ранен.

Впервые произведения Василя Быкова были опубликованы в 1947 году, однако, творческая биография писателя начинается с рассказов, написанных в 1951г.

Тематика ранних рассказов, действующими лицами которых стали солдаты и офицеры, определила дальнейшую судьбу Быкова, многие из произведений которого посвящены действиям Великой Отечественной войны.

Бескомпромиссность прозы Быкова стала причиной нападок советской критики, которая обвиняла писателя в осквернении советского лада.

Известность Василю Быкову принесла повесть «Третья ракета», написанная в 1962 году.

В 1960-е публикует повести «Альпийская баллада», «Мертвым не больно», в 1970-е – «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться».

Эти произведения поставили Василя Быкова в один ряд с выдающимися мастерами военной прозы ХХ столетия.

С 1972 по 1978 год Василь Быков занимал должность секретаря Гродненского отделения Союза писателей БССР.

В 1974 году Василь Быков был награжден Государственной премией СССР (за повесть «Дожить до рассвета», 1973).

В 1980 году получил звание Народного писателя Беларуси, а в 1986 году – был награжден Ленинской премией за повесть «Знак беды».

Некоторые произведения писателя, такие как повести «Третья ракета» (1962), «Дожить до рассвета», были экранизированы.

Середина 90-х как будто вернула писателя в советские времена. Широкая травля в государственной прессе, запрещение, цензура на выход его новых произведений, ухудшение на этой почве здоровья вынудили Быкова покинуть Родину. Несколько лет он жил за границей.

В декабре 2002 года Василь Быков переехал на постоянное жительство в Чехию. Тогда писатель сказал, что он «давно мечтал поселиться в Чехии, всегда симпатизировал этой стране и ее гражданам».

В решении проблемы переезда Быкова в Чехию активное участие принимала канцелярия чешского президента и лично Вацлав Гавел.

Несколько последних лет Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, народный писатель Беларуси проживал в ФРГ, а до этого в Финляндии.

Затем Быков перенес в Чехии операцию по удалению раковой опухоли желудка. В Беларуси писатель находился на реабилитации после перенесенной операции, однако развитие болезни остановить не удалось…

Народный писатель Беларуси Василь Быков умер 22 июня 2003 года в 20 часов 30 минут в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах, под Минском.

 

Источник: http://www.bibliotekar.ru/vasil-bykov/



Бережной Иван Иванович
(21 сентября 1919 – 11 июля 1994)
Нижегородский писатель. Родился в селе Нагольное Ровинского района (ныне Белгородской области) в крестьянской семье. Окончил семилетнюю школу, затем машинно–тракторную школу и работал слесарем и комбайнером в Ровинской МТС.

В 1937 году он добровольцем ушел в Красную Армию, окончил Тамбовское краснознаменное кавалерийское училище им. Первой конной армии. Он прошел тяжелый путь войны, командовал разведывательным взводом, был помощником начальника штаба полка, командиром десантно-разведывательного отряда при разведотделе штаба Брянского фронта, командиром диверсионно-разведывательной группы в тылу врага, командиром разведки партизанского соединения С.А. Ковпака, был трижды ранен.

После войны в 1948 году окончил Военную академию, затем работал помощником военного атташе в Польше, далее продолжал воинскую службу. В 1958 году Иван Иванович по состоянию здоровья вышел в отставку в звании полковника и приехал на жительство в г. Горький.

О нем написано в книгах: писателя П. Вершигоры «Люди с чистой совестью», С. Ковпака «От Путивля до Карпат», Д. Бакрадзе «Кровью героев», М. Андросова «Храбрые сердца», А. Бринского«По ту сторону фронта».

Он начал писать воспоминания о людях, с которыми его соединила судьба в грозные годы войны: «После войны мысль о необходимости высказать все, что накопилось на душе, и сердце за время войны не давала покоя. К этому примешалось, и сознание невыполненного долга перед погибшими товарищами», - так объяснил свое желание писать книги И.И. Бережной. В своих книгах он всегда правдив, доносит до читателя все пережитое и своим горячим сердцем пробуждает чувство совести и патриотизма. С 1974 по 1982 год Иван Иванович был ответственным секретарем Горьковской организации Союза писателей России, членом президиума Советского комитета ветеранов войны. Им написаны книги: «Записки разведчика» (1960), а в 1962 году вышло продолжение 2-я и 3-я книги «В шестнадцать мальчишеских лет» (1974) «Два рейда» (1976).

Награды: ордена Ленина, Красной Звезды, Красного Знамени, "Знак Почёта", два ордена Отечественной войны 1-й степени, польский партизанский крест, медали.

Память: 07 мая 1999 года, на доме № 19 по ул. Генкиной, в Нижегородском районе г. Н. Новгорода, где проживал писатель, установлена мемориальная доска












Бринский Антон Петрович

(10 июня 1906 – 14 июня1981)

Герой Советского Союза, полковник, нижегородский писатель.

Родился в селе Андреевка Чемеровецкого района Хмельницкой области (Украина) в крестьянской семье.  Окончил 9 классов, лесотехническую школу и в 1927 году - Каменец-Подольскую совпартшколу, работал секретарём Староушицкого райкома комсомола и председателем исполкома Каменец-Подольского района Хмельницкой области Украинской ССР.

В Красной Армии с 1928 года. Участник освободительного похода советских войск в Западную Белоруссию 1939 года.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Батальон, комиссаром которого был А.П. Бринский, попал в окружение, и перешёл к партизанским методам борьбы в Витебской и Минской областях Белоруссии, совершил рейд на Украину, установил связь с подпольщиками Волынской и Ровенской областей Украины. Объединившись с местными партизанскими и подпольными группами, был реорганизован в партизанскую бригаду особого назначения.

Партизанская бригада под командованием подполковника А.П. Бринского  произвела около пяти тысяч диверсий против гитлеровских оккупантов на территории Белоруссии, Украины и Польши.

За умелое руководство партизанским соединением в боях с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года подполковнику Бринскому Антону Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3349).

В 1945 году А.П. Бринский окончил курсы "Выстрел", в 1952 году - курсы командиров дивизий. С 1954 года полковник А.П. Бринский  - в запасе. Был членом Советского комитета ветеранов войны, членом Союза писателей СССР.


Сочинения: "По ту сторону фронта", "Партизанский курьер", "Безусая команда", "Боевые спутники мои".

Награды: три ордена Ленина, орден Красного Знамени, Красной Звезды, медали, Крест Грюнвальда (Польша).

Память: Имя Героя Советского Союза А.П. Бринского  носят улицы в Нижнем Новгороде (Россия) и Луцке (Волынская область Украины) и детская библиотека в Нижнем Новгороде. На доме № 46 по ул. Грузинская в Нижегородском районе г.Н.Новгород, где жил А.П. Бринский, в 1986 году была установлена мемориальная доска.
(ПРИЖИЗНЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ С САЙТА "ЛИТЕРАТУРНЫЙ НИЖНИЙ НОВГОРОД")

 
Каталог: pisateli
pisateli -> Адиз кусаев писатели чечни /Очерки жизни и творчества/ Грозный 2011 : Литературный редактор
pisateli -> Книга вторая Грозный гуп «Книжное издательство»
pisateli -> Писатели-юбиляры 2014 года
pisateli -> Сборник за сборником. Для этого в условиях «постоянной партийной заботы о развитии национальной литературы»
pisateli -> Адиз кусаев о себе
pisateli -> «Писатели-юбиляры России»
pisateli -> Писатели-астраханцы, юбиляры 2017 г. (информационный лист) Астрахань

  • Симонов Константин Михайлович (1915 – 1979)
  • Богомолов Владимир Осипович (1926 – 2003)
  • Источник: http://www.litra.ru/biography ВАСИЛЬЕВ
  • Источник: http://www.litra.ru/biography Адамович Алесь Михайлович
  • Источник: http://www.litra.ru/biography Быков Василь Владимирович
  • Источник: http://www.bibliotekar.ru/vasil-bykov/
  • Бережной Иван Иванович (21 сентября 1919 – 11 июля 1994)
  • Награды
  • Бринский Антон Петрович (10 июня 1906 – 14 июня1981)
  • Сочинения
  • (ПРИЖИЗНЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ С САЙТА " ЛИТЕРАТУРНЫЙ НИЖНИЙ НОВГОРОД ")