Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Ближний восток




страница1/7
Дата19.03.2017
Размер0.99 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

Ближний восток


1. Государство Сасанидов в Иране (образование, религиозная ситуация, сословно-кастовый строй, отношения с Византией)

Образование государства-В третьем веке Иран - государство, лишь номинально объединенное под властью дин. Аршакидов Состояло из многих полусамостоятельных областей, находящихся в постоянной междоусобной борьбе. Все это значительно ослабляло Иран, необходима централизация государства. Объединение страны началось на юго-западе, в 'провинции Парс. Представитель знатного рожа Сасанидов Ардаытр, поддержанный знатью и жречеством, подчинил своей власти весь Парс, а затем области Центрального Ирана и Хузистан. 226г. - его коронуют, он принимает титул царя царей (шаханшаха), положив т.о. начало новой династии. Так возникла держава Сасанидов. Столица - двойной город на Тигре -Ктесифои-Селевкия (переименованная в Вех Арташир). Вторая столица - Истарх. Включало след, территории: Иран с прилегающими областями на юго-западе Средней Азии и западе Афганистана, нижнюю и среднюю Месопотамию. При Сасанвдах вновь произошло объединение переоязычных областей в единое roc-во, как это было при Ахеменидах. Гос. язык - юго-вост. пехлевийское наречие, впитавшее в себя др. диалекты"

Общественный строй. Во главе государства - шахакшах, принадлежал к царствующей династии Сасанидов. Престол шаханшаха мог быть занят лишь представителем рода Сасанидов, т.е. род Сасанидов считался царским. Престолонаследие еще не имело строгих законов, с к. V в. престол преимущественно переходил от отца к сыну, но принцип прямого наследования ье закреплен. Наиболее высокое положение в гос-ве занимали шахрдары - сам. правителя областей, цари, нах. в подчинении у Сасанидов. Следующий ранг после шахрдаров занимали виспухры семь древнейших иранских родов с наел, правами (Карен, Сурен, Михран и т.д.), имевшие большой вес в гос-ве. Самые важные военные и гос. должности были наследственны в этих родах. К знати, имевшей обширную зем. собственность, из которой вербовались высшие чины административного и военного управления, принадлежали визурги. Наиболее многочисленной группой были средние земледельцы - азады, т.е. «свободные». Владетели земли, деревень, непосредственные эксплуататоры кр-н. Щели осн. службу, составляя ядро армия, ее конницу. Все перечисленные группы принадлежали к эксплуатирующему классу. Эксплуатируемый кяасс - податное сословие - крестьяне (вастриошт), городские ремесленники, торговцы. Подать -главный источник дохода государства и верхов. Основная масса подати - в виде гос. ренты-налога. Позем, налог сост. часть урожая ('Л или половину), подушный налог - обязаны вносить все М и Ж в возрасте от 20 до 50 лет. Сбором налогов ведал вастриошансапар. Его назначая шах из представителей знатных родов. Эксплуатируемый класс также привлекался для выполнения гос. строительных работ, В известных размерах применялся труд рабов.

Дяя общ. строя Ирана играли роль древние традиции сословного деления. При Арташире I им установлено деление на 4 сословия, по аналогии с данными Авесчы - священной книги зороастрийцев (см. ниже): жречество, военное сословие, сословие писцов (чиновники) и народ (кр-ке, купцы, торговцы, ремесленники). В пределах каждого сословия было множество градаций и имущ, различий, ь зкон. отношении эти группы не составляли единого целого. Фактически рамки сословий не делали их кастами, а допускали отн. свободу перехода из одного сословия в другое. Ярко выражено деление на классы: эксплуатирующий (землевладельцы) и эксплуатируемый (сельское население, в разной степени зависимое и имеющее разл. имущ, состояние).

Религиозная ситуация. Господствующая религия - зороастризм. Государственная религия, пользовалась спец. покровительством. При Сасанидах создан особый авестийский алфавит, к-рым и записан дошедший до нас текст Авесты, составлен ее перс, перевод и комментарий к ней. Окончательно сложился в догматическую религию со строго опр. культом только в Сасанидское время. В основе з. Сасанидского периода лежала дуалистическая идея о борьбе в мире светлого и темного начал. Человек должен участвовать в этой борьбе, борясь с темным началом. В страшной конечной битве светлое начало (бог Ормузд, или Ахурамазда) победят, и свет восторжествует в мире. Сложный и детально разработанный культ различных божеств (Ормузда, Митра, Анзхез, Зрвана), стихий и сил природы. Исполнение мелочных обрядов и особого ритуала должно сохранить чела от зла и тьмы, с которыми он неизбежно сталкивался в жизни. Места культа -многочисленные храмы, где поддерживался неугасимый огонь. Храмы и высшее жречество владели обширными землями (на них раб., т.о., рабы), им поступали богатые приношения, жрецы получали немалые доходы за исполнение обрядов. Верхушка зор. духовенства - одна из наиб, могущественных прослоек господствующего класса, играла важную роль в политической жизни страны ( верховный жрец -мобед принимая участие в решении вопроса о престолонаследии, до б в. занимал первое место после царя), связана с судопроизводством и образованием, в качестве астрологов составляли гороскопы. Вся жизнь трудового населения проходила под контролем жречества. Поэтому соц. протесты в стране принимали характер релит, ересей, важнейшими из которых были манихейство и маздакизм.

Манихейство. Основатель - Мани, род. в Вавилонии, первая проповедь - в 242 т. Синкретическая религия, соед. в себе элементы зороастризма, христианства, буддизма (займете, учение о переселении душ). Основная идея - дуалистическая, борьба светлого и темного. Мирская жизнь и сами люди, живущие на земле, - порождение злого начала, и спасение лишь в избавлении чел. духа от всего материального. Един, средство для освобождения света, смешавшегося с тьмой, - гибель мира. Чел всем своим поведением обязан содействовать освобождению светлых частиц своего существа из окр. мира, т.о. помогая светлому началу в борьбе со злом. Поэтому нужно возд. от мясной пищи, вести нравств. жизнь, не срывать растения, аскетизм. За короткое время распр.в Иране и Месопотамии» римской империи, средней Азии. Гонения со стороны офиц. власти. Мани казнили. Несмотря на широкое распространение, не стало знаменем вооруж. борьбы народа, т.к. ограничивалось пасс, протестом и не могло удовлетворить требований сил, шедших на смену рабовладению. В городах Ирана и Месопотамии сущ. знач. общины иудеев. Иудейская община в Иране польз, известным самоупр., имела своего главу и не подвергалась гонениям. ВIH-IV вв. в Двуречье и Хузиетане раепр. христианство. Т.к. хр. - гос. римская религия (а оти-я с Римом так себе. См. ниже), то власть смотрела на хр-н Ирана как на полит, сторонников Рима. Гонения

до тех пор, пока сирийская церковь в Иране не порвала с византийской, теперь хр. легально. На восточных границах - в Тохаристане и Кабулистане - распр. буддизм,

Отношения с Византией. Столкновения Ирана с Византией имели глубокие эконом, причины. Стремясь завладеть торговыми путями - Великий Шелковый, на север из Сев, Месопотамия в Армению и Грузию, избавиться от таможенных сборов и | на товары, Рим постепенно продвигал границы на восток, тесня Парфию. Те же причины => столкновениям м/д, Византией и Ираном. С внутр. укреплением и объединением Иран стал стремиться занять и новое внешнеполит. пол-е. Пытаясь достигнуть берегов Средиземного и Чёрного морей, Иран пришел к длительным столкновениям с Византией. Та прочно держалась за свои азиатские провинции. Предмет споров - Армения, Иверия и Албания. Сасанидский Иран начал решительные действия против Арм. и Алб., стремясь подчинить их. Искали и благоприятного положения н у Черного моря, вследствие чего нач. длительные войны за Лазику. У виз. и Ирана были общ. интересы на Кавказе - зашита от нападений с севера, из южнорусских степей. Кавказские укрепления оберегались иранскими войсками, что явл. поводом предъявлять империи, заинтересованной в охране этой границы, денежные требования.

Ардешир I, начав войну с Римом, вел ее с перем. успехом. При Шапуре 1 (середина 3 ого в.) - важные победы: взята столица Сирии - Антиохия, пленена часть римской армии вместе с ими. Валерианом (пленники использованы при строительстве плотины на р. Карун). Борьба с перем. Усп. Иранским войскам часто удавалось одерживать победы, но они никогда не могли прочно закрепиться на оккупированных территориях - в Иране ие было постоянного войска, как в Риме, а ополчение после захвата добычи крабов обычно стремилось поскорее вернуться домой. Конец III в. - тяжелое поражение Ирана в борьбе с Римом, заключен Нисибинский мир, по которому Иран отказывается от притязаний та Армению, отдает Риму часть верхней Месопотамии и 5 небольших областей по верхи, теч. Тигра. Но все эти земли возвращены Ирану через 40 лет по 2му Нисибинскому миру (Шапур И все отвоевал назад). Конец IV в. - договор с римом, по кнму страны Закавказья разделены на сферы влияния Рима - зап. Армения и Лазика и Ирана - большая часть Армении («Персармения»), вост. Грузия и Албания. Стали провинциями Ирана, сохранив автономию.

2. Маздакнтское движение.

Народное движение, охват. Иран в 491-529 гг. идеологическая оболочка движения - учение возн.в сер. III в. секты зарадуштакан, позже назв. маздахитской. по имени вождя движения к. V в. Маздака.

По учению маздакктов, деятельность царства Света справедлива, разумна, целесообразна, тогда как действия царства Тьмы случайны, хаотичны и неразумны. Отсюда вытекала идея о возможности с помощью царя небесного (бога) и сил Света освободить смешанные в мире с Тьмою частицы Света и посредством переворота, одновременно космического и земного (соц.) создать на земле разумно организованное и справедливое общество. Учение об общности имущества, т.е. то, чем владеют богатые, должно быть роздано бедным, т.к. первые лишь случайно владеют тем, что принадлежит всем: «Бог дал людям их имущество, дабы они разделяли его между собой поровну. Но люди при этом причиняли друг другу тяжкие несправедливости. Маздакиты утверждали, что хотели взять у богатых, дабы отдать бедным и т.о. вернуть им их же собственность. Ибо у кого больше денег, женщин и прочего имущества, на это нет больше права, чем у к.-л. другого». Идеал - сод. равенство и восстановление старинной иранской сельской общины. Общность имущества простиралась и на жен, т.е. все жены общие. Более поздние источники наз-т их "чернью", "простонародьем", "бедняками", "толпою". Движение соц. низов (кр-н, рабов - тех групп населения, на плечи которых легли повышенные гос. налога). Восстание началось во время голода (к. V в. - засуха, налет саранчи, недород). Народ во главе с Маздаком требовал открыть казенные амбары с зерном. Шаханшах Кавад (488-531) исполнил это требование и сделал Маздака своим советником. В Иране происходила массовая экспроприация знатных и богатых, бедняки отнимали «(жилища, женщин, имущество». Около 5 лет Кавад поддерживал маздакитов, рассчитывая с шс помощью ослабить и обуздать военную знать и жречество. Вероятно, просто боялся массового движения маздакитов и, чтобы усидеть на троне, не решался им противиться. Действия маздакитов нанесли тяжелый имущ, ущерб знатным родам. В результате заговора жречества и зиати Кавад смещен и бежал к царю зфталитов, где сумел собрать войско, вернуться в Иран н вновь завладеть троном. Примирился со знатью, удачные военные походы (носили, т.о., грабительский характер) способствовали обогащению царя, теперь он не нуждался в поддержке маздакитов. Всех казнил. Учение маздакитов отвергнуто общими усилиями зороастрийского и христианского духовенства.

3. Реформы Хосровж I Ануширвана.

Маздакитское движение имело целый ряд последствий. Шаханшах получил всю полноту верховной власти, т.к. высшие круги старой родовой знати в значительной мере ослаблены. Жречество также утратило прежнее госп. положение. Необходимость реформ очевидна еще Каваду, при нем начаты подготов. работы, которые позволили провести реформы X. Налоговая реформа (раньше поземельная подать - хараг - взималась как часть урожая, размеры которого опр. государство, до этого урожай снимать запрещалось). Новая система податей опиралась на кадастр (измерили горы, земли, долины, финиковые и оливковые деревья, людей, подлеж. податному обложению, и в зввисимости от этих показателей установили сумму налога). Введши постоянные ставки подати, независимо от колебания урожая, в деньгах. Вносить налог надо 3 раза в год. Подушная подать - гезт - население (податное сословие) в возрасте от 20 до 50 лет платило в зависимости от имущ, состояния.

Военная реформа (войска форм, из отрядов конницы, верб, из своб. многие отряды принадлежали знатным и поэтому слабо связаны с шахом). Стремясь создать непосредственно ему подчиненное войско, X. стал усиленно вооружать средний слой, снабжая их оружием и конями. Пехота занимал второстепенное место. Укрепил главное ядро армии, к-рое стало регулярным войском. Кроме регулярных полков иранское войско состояло из ополчения, к-рое собирала знать, и варварских дружин, сост. на службе у Ирана. Упразднил должность главного и единственного военачальника Ирана -эраспахбеда, вместо него назначены 4 спахбеда - военачальники армий 4 стран света. Спахбед севера ком. армиями Мидии и Азербайджана, запада - Ирака, юга - Парса и Хузистаиа, востока - Хорасана, Сакастана, Кермана. Меры против возобновления засилья знати. Первое лицо в гос-ве после царя царей - вазург фршатар, к-рого он всегда мог сместить. Командующие войсками - второе, третье, четвертое, пятое места после царя царей. Мобед только

шестой, т.е. подорвано влияние жречества. Тем не менее, X. оказывал поддержку ослабевшим и обедневшим знатным

родам. Но предпринимаемые им меры не восстанавливают старую, зависимую от шаха знать, а поддерживают новый слой,

к-рый должен стать опорным и нах. в прямой феод, зависимости от царя. X. обеспечивал материально семьи благородных,

но требовал, чтобы они «оставались при дворе». Т.о. создавался слой новой служилой придворной v землевладельческой

знати, к-рая нах. в непосредственной зависимости от царя. Представителям этой шаги он дает должности, делает их

своими чиновниками.

4. Этно-конфессиональная ситуация в доисламской Аравии, Аравия накануне возникновения ислама.

Находится на Аравийском полуострове, площадь которого составляет около 3,2 млн. км2. Состоит, в основном, из сухих

степей, пустынь и полупустынь. Для земледелия пригодны районы Йемен и Йемама, некоторые районы Центральной

Аравии, южные области. Рельеф - сочетание гор, долин и сухих пустынь. Рек нет, только в дождливый период образуются

небольшие речки, которые теряются в песках и пересыхают. Географические условия Аравии * население на 2

хозяйственных типа - оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов. Оседлые земледельцы создали в Южной Аравии

один из наиболее ранних очагов земледельческой культуры (9-8 вв.). Типы земледелия - орошаемое, богарное.

Полеводство, огородничество, садоводство. В связи с развитием земледелия развивалось и строительство оросительных

сооружений, колодцев и подземных водоемов. Кочевники-скотоводы выводят мелкий и крупный рогатый скот, основное

животное - верблюд (то же, что и як в Тибете).

В Аравии объективно сложилась взаимная заинтересованность оседлых земледельцев к кочевников-скотоводов в развитии

производства. Взаимная заинтересованность создала условия относительного равновесия, в котором находились оседлая и

кочевая части арабского общества. Кроме того, кочевники здесь не были чуждым или пришлым элементом. И оседлые, и

кочевники входили в целом в этническую и языковую общность. Подвижность населения, постоянные взаимные контакты

способствовали складыванию единого языка, понятного всем племенам.

Города - административные, культурные, торговые и ремесленные центры. Развитие ремесел - прядение, ткачество,

кожевенное и кузнечное дело. Торговые пути, соединявшие восток и запад того времени, проходили через территорию

Аравии. Крупный торговый и ремесленный центр - Неджран, на северо-востоке Йемена. Здесь жило много купцов

(занимались, в основном, работорговлей и ростовщичеством) из Византии, Эфиопии, Ирана, что придавало городу

международное значение. Мекка - находится на важном торговом пути, сосредоточие внешней торговли с соседними

государствами (Сирия, Иран).

Для ранней Аравии характерен политеизм и значительная свобода вероисповедания. Каждое племя или семья имели свое

особо чтимое божество. Первые божества: Вадд (любовь, дружба), Сува (охраняет заблудшие стада), Йогус (посылает

дождь), Наср (орел), Наук (задерживающий, препятствующий). Все они были праведными людьми и умерли в один день.

Постепенно \ влияние век. племенных или семейных идолов. На первый план женские божества: Манат (судьба), аль-

Лат, Узза (всемогущая; ее клянутс", самая твердая и грозна клятва), Руда (земли и плодородия). В Аравии складываются

своеобразные религиозные центры Особую роль играли город Мекка и мекканский храм Кааба - главный по значению

храм арабов-язычников. Хранители храма - племя курейшитов. Ежегодные паломничества верующих в Мекку по времени

совпадали с крупными ярмарками, т е. языческий культ - важный источник дохода.

В течение первых вв. н.э. в религиозной ситуации Аравии наблюдается тенденция постепенного перехода многобожной

системы в единобожную. Складываются культы общеаравийских божеств (когда объединяются союзы племен),

сооружаются святилища, имеющие не только местное значение. В 5-6 вв. в Йемене появляются единобожники - ханифы,

которые поклоняются единому богу - Рахману милостивому.

Иудаизм распространяется в частях Аравии, связанных с Палестиной и Месопотамией торговыми интересами - в южной,

юго-западной Аравии, к 6в. в Западной Аравии.Распространение христианства связано с деятельностью византийской

дипломатии, которая выполняла и роль миссионеров. Также через купцов. В бв. распространено в Южной Аравии, на

побережье Красного моря, на о. Фарасан.

5. Арабы у границ Византии и Ирана (4-6 века).

Международное положение Аравийского полуострова в первые века н.э. определялось его географическим положением и

местом в мировой торговле. Торговые пути, соединявшие восток и запад того времени, проходили через территорию

Аравии привлекали внимание соседей - сначала Рима и Афин, затем Византии и Ирана. В 4 в. ни Византия, ни Иран еще не

определили твердо своей политики в отношении арабов. Византия придерживалась тактики соглашения и дружбы с одной

группой племен, при помощи которой можно расправиться с другими. Обе империи стремились обезопасить себя от

вторжения арабских племен.

Ориентация арабов менялась в зависимости от обстоятельств. Одни и те же племенные группы могли выступать

союзниками то одной, то другой империи или же как их злейшие враги, захватывая их территории. Центры притяжения для

арабов:


• Государство Химйаритов в южной Аравии (115г. - 4в.)

• Царство Лахмидов на севере у границ Ирана (252-637)

* Царство Кинда в центральной Аравии (3-4 вв.)

* Царство Гассанидов на северо-западе у границ Византии (Зв.-бЗбг.)

Государство Химйаритов. На рубеже 4-5 вв. установлена гегемония над всей Южной Аравией, хим. цари становятся полновластными правителями Йемена. К началу бв. контроль над племенами центральной Аравии. Провюантийская политика. Затем в результате государственного переворота - проиранская ориентация, преследование христиан, враждебность к эфиопским и византийским купцам. В сер.бв. царем стал эфиопский наместник, его поддерживал Константинополь, но имел связи с Ираном и царством Лахмидов. В итоге, к концу бв., завоеван Ираном, Йемен превращен в персидскую провинцию.

Царство Лахмидов. Вокруг города Хира, правитель из племени лахм получил царский титул от персидского шаханшаха Шапура I. К концу 4в. - самостоятельное государство, имеющее свои интересы и в Иране, и в Византии. Являлось опорой Сасанидского Ирана, вмешивалось в династийную борьбу Сасаиидов, веди самостоятельную внешнюю политику в Центральной Арюия, нападали на границы Византия. В середине 4 в. - период наибольшего расцвета, обладало военной мощью, с ним считались и Иран, т Византия. Последний ю лахмидских царей умер в к. 4в., после него цари полностью зависели от персидских наместников, хотя арабские войска в войнах Сасанидов играли большую роль. Царство Кинда. Объединяло группы оседлых, кочевых и полукочевых арабов. Кинда - племена южно-арабского происхождения. Укрепление царства Кинда относится к сер. 5 в., когда Византия опирается на него в борьбе с лахмидами, которым покровительствовал Иран. Территориально самое большое среди арабских государств того времени. Война между кинда и лахмидами, в которой участвуют и византийские войска. В результате кинду выбиты из Ирана, около 30 тыс. переселилось на юг. Продолжали участвовать в политической жизни Ближнего востока, воюя на стороне химйаритов. Царство Гассанидов, Тоже союзники Византии. Расширили свою территорию за счет киндитов, вытеснив их из Палестины. Соглашение с Византией, по которому должны охранять ее границы от нападения соседей. Позже какой-то царь участвовал в персидских походах империи, управлял всеми византийскими арабами. Тем не менее, имели самостоятельные отношения с другими арабскими царствами.


6. Деятельность Мухаммеда и возникновение ислама.

В 7 в, центр объединения Аравия - Хиджаз, район развитого земледелия, ремесла и торговли (здесь находятся Мекка, Ясриб (Медина), Таиф). Движение за государственное объединение подкреплялось проповедью монотеистического учения ислама (предание богу и его власти). Проповедник в идеолог - Мухаммед (570-632). Выступал против местных богачей и ростовщиков, за помощь бедным, сиротам, выкуп рабов на волю или их освобождение объявил богоугодным делом. Беднейшие слои населения восприняли его учение.

Группы мекканских богачей, выполнявших жреческие функции в Каабе, выступили против М, вынудили его покинуть Мекку и переселиться в Медину. Случилось это в 622г., который стал первым годом мусульманского летоисчисления, годом хиджры, или переселения. В Медине М. «принят как законодатель и устроитель» (там идет борьба за господствующее положение между племенами, эти противоречия М. как раз и использует). Борьба мединцев и мекканцев, в итоге в 630 году заключен мир, по которому мекканцы признают власть М. я принимают ислам. Мекка признана религиозным центром, Кааба - главным святилищем.

М. выступил как сторонник сильной политической власти и подчинения ей аравийских племен. 7в. - образование первого общеарабского раннефеодального государства, которое получило идеологическое обоснование в идее единобожия, подчинения всех власти единого бога. М. - «посланник Бога» - единолично решал все важнейшие вопросы. Носил сан порока, осуществлял духовную и светскую власть. При нем существует своеобразный совет из его ближайших сподвижников, но имеет лишь совещательные функции.

В распоряжения главы государства имелось войско, ядро которого состоит из ближайших сподвижников последователей. Армия складывалась из ополчений племен и организовано по племенному принципу.

Основной источник по истории общеарабского раннефеодального государства - Коран («чтение»). По Корану, Бог непосредственно обращается к М., вкладывает в его уста свои мысли и решения. Главная мысль Корана - божественное происхождение имущественного и социального неравенства. Признает святость зависимости одних от других. Безусловное повиновение власть имущим. Земля принадлежит Богу, не каждый может получить или сохранить за собой земельное владение. Принцип неприкосновенности частной собственности. Милостыня рассматривается как общегосударственный налог, т.к. ислам и милостыня неразрывно связаны. Любой, принявший ислам, обязуется к уплате милостыни. Благотворительность - общегосударственная политика, направленная, с одной стороны, на принудительный характер обложения, с другой - на смягчение социальных противоречий, обусловленных социальным неравенством. Отпуска раба на волю - богоугодное дело. дать ему письменную отпускную и наделить к.-л. имуществом, Аллаху приписывается разрешение торговли, торговыми делами занимался и сам М. Обязательное составление завещания для родителей и близких.

В экономической политике 2 направления: обеспечение постоянного дохода, подчинение жителей Аравийского полуострова. Если политический противник принимает ислам, то он получает покровительство, если нет - облагается налоговой податью. Налоги с ремесла, торговли, с поголовья скота. От подушней подати освобождались женщины и дети. Поземельный налог - до 'Л урожая. М. наделял своих приближенных и глав племен земельными участками - икта (икта -отрезок, надел). Пожалованная земля считалась наследственной, можно покупать, продавать.

  1   2   3   4   5   6   7