Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Биография Светланы Безродной




Скачать 134.86 Kb.
Дата25.06.2017
Размер134.86 Kb.
ТипБиография
БЕЗРОДНАЯ 
Светлана Борисовна

Народная артистка России, художественный руководитель Российского государственного академического камерного «Вивальди-оркестра»


Биография Светланы Безродной
Родилась в Подмосковье, в кремлевском санатории Барвиха. Мать – Шепшелевич-Лобовска Ирина Михайловна. Отец – Левин Борис Соломонович. Супруг – Черный Ростислав Борисович, журналист-международник, проработал 30 лет в газете «Советская культура» – «Культура», где долгие годы возглавлял иностранный отдел; ныне продюсер «Вивальди-оркестра». Сын – Безродный Сергей Игоревич, пианист, солист двух оркестров под руководством Владимира Спивакова – симфонического Национального филармонического и «Виртуозы Москвы». 

Отец Светланы Безродной – Борис Соломонович Левин – был человеком удивительной чистоты. Он родился в Латвии и происходил из бедной семьи. Окончил медицинский факультет Ростовского университета и параллельно консерваторию по классу скрипки. Играл замечательно, но стал врачом. После переезда в Москву работал в знаменитом Институте питания имени М.Н. Певзнера, занимался диетологией. Безусловный талант Бориса Левина оценили по достоинству: он стал главным врачом санатория в Барвихе. Но репрессий, как и многим другим, избежать не удалось: его арестовали и сослали в Тайшет. Только после смерти Сталина и расстрела Берии Бориса Соломоновича вернули в Москву.

Мама, Ирина Михайловна, происходившая из семьи польских потомственных фабрикантов, проживая в Ленинграде, оказалась человеком спартанского склада – она быстро привыкла к новым условиям и впоследствии даже занималась общественной деятельностью. Ее отец приехал в Россию из Кракова еще до революции, остался жить в Харькове. Во время Великой Отечественной войны в годы оккупации его семья была расстреляна. Были предъявлены обвинения в связи с партизанами. Через десятилетия Светлана Борисовна нашла страницу, посвященную деду, в книге об освобождении города, а Бумажный переулок, где жила семья, впоследствии был назван его именем. 

До встречи с супругом Ирина Михайловна училась в консерватории – у нее было прекрасное драматическое меццо-сопрано, она очень любила украинские песни, пела партию Лизы в «Пиковой даме». В 1943 году, когда советские войска освободили Харьков, она получила известие о гибели родственников и в результате сильнейшего стресса потеряла голос. Совершенно случайно Ирина Михайловна в поезде познакомилась с Борисом Соломоновичем и переехала в Москву.

Светлана была поздним ребенком. Ее детство прошло в Барвихе. Специфика работы отца наложила определенный отпечаток на ее духовное становление. Девочка росла в уединении, была неразговорчивой, и эта отстраненность от сверстников во многом определила ее характер и дальнейшую судьбу. 

Когда Безродная поступила учиться в Центральную музыкальную школу, она переехала в Москву, а в Барвиху выезжала только на выходные. Ее педагогами в музыкальной школе стали будущий супруг, выдающийся скрипач Игорь Семенович Безродный, а также профессор Абрам Ильич Ямпольский. Класс фортепиано Светлана прошла у замечательного педагога Ольги Александровны Голубевой, поэтому ее уровень владения инструментом приравнивался к знаниям тех выпускников, которые оканчивали школу по этой специальности. 

Владея двумя инструментами, Светлана поступила в Московскую консерваторию. Ей посчастливилось учиться в классах выдающихся педагогов-профессоров – А. Ямпольского и Д. Цыганова. Большое влияние на ее творчество оказал Дмитрий Михайлович Цыганов, исполнявший партии первой скрипки в квартете имени Бетховена, а партии второй скрипки там же играл Василий Петрович Ширинский, у которого Светлана занималась в квартетном классе. Эти фантастически талантливые люди достойно продолжали и развивали лучшие традиции русской скрипичной школы. 

Уже со студенческих лет Безродная входила в состав первого в стране женского квартета, впоследствии названного именем С. Прокофьева. После окончании консерватории она много концертирует (не имея лауреатского звания), поступает солисткой в «Росконцерт». 

Светлана рано вышла замуж, у них с Игорем Семеновичем Безродным родился сын Сергей. Случилось так, что его без подготовки приняли учиться в ту же музыкальную школу, которую окончила сама Безродная. Сережа начал учиться у легендарного педагога Анаиды Сумбатян и обнаружил фантастические способности: очень рано стал концертирующим музыкантом, играл технически сложные сочинения композиторов разных эпох и направлений.

Через какое-то время Светлана Борисовна полностью изменила свою жизнь, в которой появился другой талантливый человек – Владимир Спиваков, с ним Сергей Безродный работает с 9-го класса школы до настоящего времени. В 1979 году сформировался знаменитый оркестр «Виртуозы Москвы», в котором Сергей Безродный выступает как пианист и клавесинист, помимо этого он работает в Симфоническом оркестре Владимира Спивакова. Кроме того, он постоянный партнер Спивакова как пианист-ансамблист. Вместе они записали множество дисков.

После короткого периода концертирования Светлана Борисовна решила заняться преподаванием. Годы работы в Центральной музыкальной школе оказались плодотворными для Безродной-педагога: она создала авторскую систему игры на скрипке, благодаря которой многие из учеников ее класса стали победителями целого ряда международных конкурсов – имени Чайковского в Москве, имени Венявского, имени Паганини. В стенах ЦМШ С.Б. Безродная образовала ансамбль скрипачей своего класса, который много гастролировал по стране и за рубежом. 

В 1989 году Светлана Безродная вернулась на сцену: она создала уникальный коллектив – «Вивальди-оркестр», который отличается индивидуальным, непревзойденным почерком. Она много читала об удивительном оркестре Антонио Вивальди в монастыре Сан-Пиета в Венеции. Там находился женский монастырь – приют для сирот и девушек из богатых семей. Еще Жан Жак Руссо, современник и близкий друг Вивальди, во время посещения этого прекрасного и загадочного города захотел лично услышать этот неповторимый оркестр. Руссо вошел в церковь и увидел потрясающее зрелище – девушек с венками на головах в длинных белых одеяниях… У Светланы Безродной хранится гравюра неизвестного художника, на которой изображен этот оркестр. В основе названия «Вивальди-оркестра» лежит композиционная формула оркестра самого Вивальди.

Светлане Борисовне не составило труда создать свой коллектив, так как вместе с В. Спиваковым она прошла путь становления оркестра «Виртуозы Москвы», своими руками клеила ноты, которые составили библиотеку музыкантов. Единственная трудность состояла в том, что новый коллектив должен был целиком состоять из женщин, а традиционно в консерваториях основу оркестра всегда составляли мужчины. 

Но Светлана Безродная совершила неслыханную вещь – на фоне существующих «Виртуозов Москвы» В. Спивакова и «Солистов Москвы» Ю. Башмета создала новый оркестр, начав собирать девушек – выпускниц консерватории, которые еще не имели опыта работы. С 9 по 20 февраля 1989 года Светлана Борисовна собрала первый состав, а уже 5 мая 1989 года в День печати оркестр впервые вышел на сцену Колонного зала Дома союзов. 

«Вивальди-оркестр» – явление уникальное. Ни в одной другой части света нет ничего подобного. Уже через 5 лет после создания оркестр получил звание «академический». Едва ли не самый важный принцип работы лидера – это система индивидуальных занятий с оркестрантами, разработанная С. Безродной еще в Центральной музыкальной школе, благодаря которой каждый музыкант коллектива находится на высоком профессиональном уровне. 

Разнообразные программы, отсутствующие в репертуарах других коллективов, позволили Светлане Безродной и ее оркестру занять особую нишу в музыкальной отечественной и мировой культуре. Начав с таких сложных полотен, как «Времена года» Вивальди, “Струнная серенада” Чайковского, «Федра» Бриттена и «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина (последнее произведение сыграно впервые в 1995 г. в особой версии), коллектив приступает к освоению редко исполняемых шедевров мирового музыкального наследия (незнакомые сочинения Вивальди – псалмы, кантаты), а затем избирает одним из своих творческих векторов переложения для струнного оркестра (порой с добавлением духовых и ударных инструментов) оперной и балетной классики.

Увенчавшийся успехом очередной поиск С. Безродной позволил именно «Вивальди-оркестру» впервые в мире в наше время исполнить авторскую транскрипцию оперы Моцарта «Волшебная флейта». Публика услышала переложение этого произведения для струнных инструментов, где каждая сцена сопровождается афоризмами композитора – словами из арий, которые выбрал сам Моцарт. Во время каждого выхода на сцену в оркестре Безродной рождается театр. На гастролях в Вене произошла феноменальная вещь – сдержанные австрийцы, пораженные новой трактовкой и удивительным исполнением Моцарта, уже в середине исполнения разразились аплодисментами… «Дон Жуан» Моцарта – это опять-таки найденная С. Безродной версия оперы в переложении для струнных инструментов, созданная его учеником Й. Кюффнером. 

По идее Светланы Безродной специально для «Вивальди-оркестра» созданы версии «Травиаты» Дж. Верди и «Пиковой дамы» П. Чайковского, которая представлена в Москве, Барселоне и Хельсинки с использованием струнных, ударных инструментов и колоколов. Затем последовали транскрипции балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» Чайковского и «Дон Жуан» К. Глюка. И все это помимо бесчисленного количества произведений, написанных для камерного оркестра. Новые программы также отмечены печатью напряженных творческих исканий Безродной, стремящейся сделать каждый свой концерт созвездием премьер. «Лебединое озеро» П. Чайковского представлено Светланой Безродной совершенно в новом ключе – она использовала первоначальную трагическую версию финала балета, как и задумал великий композитор. 

Одним из результатов постоянного художественного поиска лидера «Вивальди-оркестра» стало участие коллектива в многочисленных музыкальных фестивалях и специальных концертных программах, представляющих собой синтез классической и джазовой музыки, оперы и балета, разговорного жанра. Достаточно вспомнить фестивали в честь Владимира Васильева, Игоря Моисеева, программу, посвященную 50-летию Победы (за нее оркестр удостоен Благодарности Президента РФ), спектакли на сцене концертного зала «Россия» – «Вивальди-танго, или Игра “ва банк”, «Огни большого города», «Марлен. Несостоявшиеся встречи», которые стали настоящими прорывами.

С. Безродная вместе с оркестром постоянно выступает в самых престижных залах Москвы, Петербурга, других городов России и стран СНГ. Много гастролирует за рубежом – оркестр побывал в США, ФРГ, Италии, Словакии, Финляндии, Южной Корее, Тайване, Гонконге, Таиланде, Турции, выступает в самых престижных залах, таких, как Карнеги-холл или Линкольн-центр в Нью-Йорке, Венская опера или знаменитый Центр музыки в Гонконге. Он неизменно получает восторженные отзывы прессы в самых популярных изданиях. За 15 лет работы оркестр дал около 2000 концертов. Партнерами Светланы Безродной стали такие прославленные музыканты, как В. Третьяков, Ю. Башмет, В. Фейгин, Н. Петров, И. Ойстрах, М. Яшвили, Ю. Милкис.

Одним из новых направлений в деятельности Светланы Борисовны стало освоение огромного пласта мировой музыкальной культуры, зачастую именуемого «легкой танцевальной музыкой». Речь идет о шлягерах 1920–1950-х годов ведущих зарубежных и отечественных танцевальных оркестров. Здесь главная заслуга Безродной состоит в том, что музыка тех далеких лет исполняется аутентично, «Вивальди-оркестр» воспроизводит до мельчайших нюансов манеру прославленных мировых коллективов. 

В связи с этим родилась уникальная программа русского танго 1930–1940-х годов. На основе этого материала Владимир Молчанов создал фильм «Брызги шампанского». Эта тема близка каждому культурному человеку, который должен знать свою историю и не забывать выдающихся людей, внесших свой вклад в развитие искусства. Возрождение танго, русского романса – это и возрождение удивительного времени, показавшего разнообразие невероятного пласта культуры, которая развивалась благодаря творчеству Глинки. Во время концертов в зале филармонии люди танцуют с большим энтузиазмом, кроме струнного состава звучат аккордеон, ударные, рояль... Оркестр играет и настоящий классический джаз, который традиционно исполняется духовыми, а не струнными инструментами.

Такие разнообразные выступления дают возможность коллективу выбрать огромное количество жанров. Безродная – непременный участник крупнейших государственных и правительственных мероприятий, торжественных концертов в Кремле. В мае 1995 года в честь 50-летия Победы «Вивальди-оркестр» выступал в Москве в Павильоне Славы на Поклонной горе перед главами государств – членов антигитлеровской коалиции, участвовал в мае 1997 года в культурной программе встречи в верхах в Баден-Бадене

Светлана Борисовна не может жить без открытий и всегда представляет программы, которые давно, казалось бы, уже известны публике, в особом свете. Не может также жить без того, чтобы не открыть публике молодые таланты. Она хочет доказать своим слушателям, что им всегда есть чему удивляться на концертах «Вивальди-оркестра». Программы Безродной, как правило, театрализованы, никогда не повторяют друг друга, отличаются оригинальностью композиционного построения, тщательной продуманностью внутренней драматургии произведений, входящих в репертуар того или иного выступления. Безродной создан не просто новый коллектив, ею создан совершенно новый жанр – театр музыки. В 2005 году он обрел свой юридический статус. Теперь в Москве есть Театр музыки Светланы Безродной.

Возглавляя «Вивальди-оркестр» на протяжении почти двух десятилетий, Безродная находится в постоянном творческом поиске, благодаря чему оркестром исполняется уникальный репертуар: более 500 сочинений композиторов разных стран и эпох, начиная с раннего барокко (А. Скарлатти, Л. Боккерини) и кончая авангардной музыкой (Б. Бриттен, Б. Барток, А. Шнитке, А. Копланд). Особое место принадлежит сочинениям А. Вивальди, В. Моцарта, П. Чайковского, Д. Шостаковича. 

Значительно фонографическое наследие Безродной и ее оркестра – записано 22 диска, в том числе специальный альбом из 4 дисков, посвященный П.И. Чайковскому и приуроченный к 300-летию Санкт-Петербурга (в мае 2003 г. коллектив принимал участие в торжествах по случаю 300-летия этого города), а также 4 диска, посвященные 60-летию Победы, с песнями военных лет. К этому славному юбилею по идее Светланы Безродной и ее мужа Ростислава Черного русским выдающимся танцовщиком и балетмейстером Владимиром Васильевым был создан спектакль «Песни непокоренной державы» – первая акция только что созданного Театра музыки. Он был показан на сцене Зала имени П.И. Чайковского 2 мая 2005 года – в день взятия Берлина.

За заслуги в области музыкального искусства С.Б. Безродная удостоена почетных званий «Заслуженная артистка России» (1991) и «Народная артистка России» (1996).

http://www.biograph.ru/bank/bezrodnaya.htm
Светлана Безродная. Сцена как среда обитания

Сегодня исполняется 75 лет Светлане Безродной - создателю и художественному руководителю Российского государственного академического камерного «Вивальди-оркестра».

Светлана Безродная рассказывает: «Я каждый день думаю, каждое утро кланяюсь, благодарю в душе – благодарю их за то, чему меня научили. Я не успела в Консерватории поучиться у замечательного профессора Ямпольского, я училась у замечательного Дмитрия Михайловича Цыганова в Консерватории и в аспирантуре. И еще повезло мне с тем, что я, кроме того, занималась в квартетном классе у Василия Петровича Ширинского. Это были Дмитрий Михайлович Цыганов, Василий Петрович Ширинский – вторая скрипка, Борисовский и Ширинский-старший, - виолончелист. Это потрясающий квартет, "квартет Бетховена". Тогда как раз возникло удивительное предприятие, когда вдруг решили сделать девичий квартет имени Прокофьева. Я так на первом курсе и попала в квартет, где уже были аспирантки, они были старше меня, эти девушки. И мне, конечно было интересно. Главное, что мы играли гениальную музыку. Например, Эдисон Денисов приносил нам свои квартеты. 


Я помню все свои зачеты. Скажем, зачет по специальности, проходил в Малом зале Консерватории. И наверху Малого зала, так же, как на прослушивание к конкурсу, сидели профессора – Борис Федорович Осипов, Леонид Борисович Коган, всего 10 человек – кого только не было. Был и Святослав Николаевич Кнушевицкий (там виолончелисты были), Вадим Васильевич Борисовский тоже – все специальности струнников, какие только можно было представить. И вот представляете студентку, студента, которые должны выходить в Малом зале Консерватории, играть. Казалось бы, рядовой зачет… 

Мои родители дружили с Ростроповичем. И вот эта дружба, конечно, мне "перепала", я в 10 лет уже была как бы воспитываема им, не только в отношении музыки. Скажем, мой детский день рождения: он приходит на этот день рождения и приносит не просто подарок, а коробку конфет (я очень люблю вишню в шоколаде), но он же был выдумщик потрясающий! Он приносит эту коробку конфет, там написано "Вишня в шоколаде", я с восторгом открываю, а там каждая конфета завернута в фантик со стихами. Каждая конфета со своими стихами! 


Однажды Ростропович предложил: "А ну-ка, давай, пойдем играть в унисон. Мы будем с тобой играть "Романс" Глиэра". Я тогда училась, мне не хотелось этот "Романс" играть – он медленный, а мне хотелось, конечно, что-то очень быстрое. В 5 классе знаете, как хочется все это? Он меня вытащил без всякой репетиции. Я с ним выхожу, мы играем. Я даже не помню, где это было – где-то было в каком-то зале, очень симпатичном. Мы с ним играли в унисон. 
Он меня абсолютно завораживал. Я поняла, что такое Бах, когда он меня усаживал, тушил свет. Мама бегала, не понимая, почему такое происходит, обязательно почему-то в темноте. Я сидела, он играл Баха. Это было потрясающе. И я тогда была маленькая совсем, 10-11 лет... 
Каким-то вещам он меня учил... Фразировка каждой ноты, как нужно сделать, чтобы было именно так, и тогда оно получается талантливо. Таким образом и я учила своих учеников, не дотрагиваясь до инструмента, даже не показывая, как это сделать, то есть не имитируя меня. 

Концертная моя деятельность очень странно началась: мне вдруг ударило в голову, что надо идти обязательно в "Москонцерт", играть на конкурсе там. Тогда в "Москонцерт" можно было поступить только через конкурс с двумя турами, причем эти туры были в Театре Оперетты – это филиал Большого театра был тогда, в то время. Я играла. И к моему невероятному удивлению, меня взяли. Причем взяли на филармоническое отделение. Этот мой "гастрольный тур", который продолжался всего полтора года, действительно начался очень успешно. Правда, меня заслали сразу, с первых шагов в Казахстан на 2 месяца, но с какой программой! С программой Прокофьева! Это было потрясающе. И таким образом я поняла, что филармоническое – это очень серьезное отделение


Я вообще очень ведомый человек, кстати говоря. Наверное, никто и не знает об этом. Я лидер. Но в то же время меня можно увлечь совершенно в разные стороны… Моя первая свекровь, она сказала так: "Ты должна... Вот ты в Консерваторию поступила, ты уже мама, все замечательно. Это хорошо. Но надо, чтобы был стаж". Я говорю: "Стаж?". Я вообще в этом не понимала. - "Надо быть педагогом. Вот это дает стаж". И меня отправили в Училище Ипполитова-Иванова, преподавать. Мои студенты были старше, чем я. Так что я начала преподавать очень рано. И уже когда так получилось, что действительно надо было с ребенком разобраться (куда бы я ни приехала, я получала телеграмму от мамы, что Сережа, то есть мой сын, не спит, не ест, не сидит), мне это так надоело, что в одночасье, приехав с последних гастролей, я взяла свою коллекционную скрипку и отдала в коллекцию. Я сказала: "Больше я не играю". 
Это ненормальное явление. Вы же знаете, если не позаниматься, например, растяжкой балерине… как можно неделю не делать шпагат? Ты потом уже не сделаешь его так легко. То же самое у нас, наши пальцы – это балетные ноги… Преподавая, я вообще не брала инструмент даже близко. И вы знаете, в этом был плюс для моих учеников: они научились сразу с первых шагов всему. С 6 лет ко мне поступали, и я так – на расстоянии – им говорила, как нужно делать, чтобы настроить инструмент. У меня было какое-то неприятие, что ли. Табу такое получилось. Вот и все. 

Оркестр… Было абсолютно внезапное решение. У меня стояла очередь в мой класс, в буквальном смысле слова. Я почувствовала, что все, я больше преподавать не могу, просто я не хочу этого делать. Я хочу делать что-то сама. И что вы думаете? Вот тут авантюризм полностью: ни больше ни меньше, взять две программы, когда у меня вообще руки ничего не умеют – уже не умеют. Потому что после того, как я положила скрипку, прошло столько лет. Это были "Времена года" Вивальди и струнная "Серенада" Чайковского для оркестра. С одной стороны, Вивальди я еще как-то могла бы, если бы я играющая была, как-то организовать, потому что там не так сложно. Но "Серенада" – это же надо вертикаль всю показать… И вот с этим я отправилась в путешествие, которое называется "Вивальди-оркестр". 


Там нет моих учениц. Но у меня своя система и свое умение сделать так, чтобы оркестр, который состоит из пяти голосов, а еще клавесин, а теперь еще рояль, ударные, приобрел особый звук, свой голос. Я попыталась сначала на себе, потому что я не знала, смогу ли я себя научить, оказалось, смогла... Как Павлов на себе делал опыт. Ученые обычно так, наверное, и делают. Но я не знаю, делают ли так музыканты. 
Александр Анатольевич Ширвиндт как-то сказал, что мне надо все-таки поменять фамилию с Безродной на Безумную. Потому что все, что происходит, - так нормальный человек не должен делать. За 18 лет я не повторила ни разу не одной своей программы. Не потому, что я хочу публику чем-то поразить или удивить… 
Я никогда не понимаю, когда мне музыканты говорят, что выйти на сцену Большого зала страшно… Кстати, Давид Федорович Ойстрах, который почему-то со мной дружил, вот он говорил: "Света, ты не представляешь, ты не понимаешь. Когда я выхожу на сцену, у меня просто ноги отнимаются". Я не могу этого понять. Я наоборот. Стою перед дверью Большого зала Консерватории, где выход на сцену, и у меня такое ощущение, как, наверное, бывает у скаковой лошади, которая ждет: ей надо открыть и она вылетит. Для меня сцена – это то место, где мне лучше всего. Это среда обитания».

12.02.09 14:08  
Новости культуры 

http://www.jjew.ru/index.php?cnt=20723
Передачу на «Эхо Москвы» можно послушать здесь (аудио, 2010 г.):

http://www.echo.msk.ru/sounds/736670.html





  • Новости культуры