Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Биография Стива Джобса. История одного Apple-срача в фейсбуке




Скачать 355.26 Kb.
Дата26.06.2017
Размер355.26 Kb.
Александр Молчанов
amolchanov@yandex.ru
В работе над пьесой были использованы 2-3 реальных срача с эппловских форумов, а также реальная биография Стива Джобса.
История одного Apple-срача в фейсбуке

(трагедия в двух действиях с прологом в скайпе и эпилогом в youtube)


«Человек — движущая сила изменений в этом мире. В таком качестве он должен быть выше систем и структур и не должен находиться у них в подчинении».

Стивен Джобс


Пролог в скайпе
ДРАМАТУРГ (Москва). Давно мечтаю написать такую историю. В духе фильмов HBO, которые они снимают по реальным событиям – ну типа о финансовом кризисе, о кампании Сары Пэйлин. И понятно, что сегодня в России такую историю ни в кино ни на ТВ нереально сделать. Только в театре.

РЕЖИССЕР (Варшава) Понимаешь (давай на ты), Джобс это такая фигура. С одной стороны он гений и его идея - мы меняем мир. С другой стороны он очень плохо обращался с людьми, плюс на него работают тысячи китайцев за копейки собирают его айфоны, а сами никогда в жизни не смогут себе это купить. Он как бы Сталин такой. Сталин ведь тоже хотел, чтобы было только хорошо. Сталин не воровал, не имел собственного имущества, был аскетом. Для него идея была на первом месте. И так же для Джобса. Но вопрос, зачем это все, если тебе на людей насрать? Ну и еще много там вопросов. Я сейчас прочел книжку его биографию. Такая толстая везде продается. Ну интересно. Но пока что не знаем с какой стороны к этому подойти


ДРАМАТУРГ. Я недавно читал в журнале "Time" статью об эппломании в Китае - там интересные штуки всякие, там Эппл - больше чем религия. Такой глупый вопрос. Это срочно? То есть готов ли ты к тому, что месяца два буду материал собирать и думать?
РЕЖИССЕР. Да нет, все не так. Смотри, как я это вижу. Сейчас нужно просто собирать материал. И обмениваться мыслями. Вначале нужно найти, о чем это конкретно. И вообще не спешить. Я чувствую, что может быть круто, хотя ничего реального пока нет )))
ДРАМАТУРГ. Мне кажется, всегда очень странно выглядит, когда русские актеры изображают американских знаменитостей типа Мэрлин Монро или Кеннеди. Я всегда испытываю неловкость. С другой стороны, не очень хочется делать историю о современных молодых московских хипстерах с айпадами, фанатеющих от Apple между фейсбуком и Болотной. С третьей стороны хочется, чтобы это была история и о Джобсе и о хипстерах с Болотной. То есть нужно найти ход, который бы разом снял все вопросы по поводу условности происходящего на сцене и при этом свел условность к минимуму. И вот у меня возникла такая идея. Возможно она глупая, ну…

История называется «Джобс-GAME».

Действие происходит в будущем – лет через 20-30. Только важно, играя в будущее, его не обыгрывать и не заигрываться. То есть никаких к лешему серебряных одежд, никаких замечаний про отсталость технологий начала 21 века и, упаси Бог, никаких шуточек про антипутинскую революцию 2015 года и блестящее правление Навального. Это не потому что я боюсь политических репрессий, а потому, что это пошло:) Может быть вообще не заявлять это как будущее и никак не объяснять для зрителя – пусть поймут это в процессе действия. Все должно быть максимально просто, красиво и достоверно, даже приземлено.

Несколько молодых людей (хорошо, если среди них будут ребята с азиатской и кавказской внешностью) залезают ночью в музей Джобса в Москве. Это даст возможность сделать какое-то интересное и в то же время абсолютно оправданное оформление сцены.

Ребята - поклонники его гения. К Джобсу они относятся по-разному. Кто-то просто уважает его, кто-то считает воплощением Будды. Одеты они в современную нам одежду – обычные футболки, джинсы, рюкзаки, кроксы. Они как бы играют в то, что они перемещаются в 2010-й годы.

И дальше происходит игра, как у ролевиков. Они делятся на две команды по 2 или по 3 человека и разыгрывают в музее сценки из жизни Джобса. 5 сценок. Сценки могут быть не в хронологическом порядке и даже возможно, идти от конца к началу. В каждой сценке одна команда играет за Джобса и одна команда – против. Потом они меняются. Джобса будут каждый раз играть разные люди. Может в какой-то сцене девочка его сыграть. Поскольку это игра, ни у кого не будет возникать напряжения. Только это будет не настоящая игра, а игра в игру.

При этом частично сцены будут построены на событиях, которых происходили на самом деле, частично будут выдуманы – и выдуманы нарочито, чтобы зрители терялись в догадках – это реальная сцена или это прогон. Ощущение реальности происходящего будет пульсировать - то появляться, то исчезать.

Сцены могут быть такие:

1) Уход Джобса из Apple незадолго до смерти.

2) Возвращение в Apple

3) Основание и успех Пиксар

4) Создание второго Мака

5) История с усыновлением и детство (до истории с синей коробочкой)

И может быть, есть судья, который в конце каждого тайма называет команду победителя.


Что касается самого Джобса, мне кажется, самое важное то, что он всегда был идеалистом. Другое дело, что, как ты вчера правильно заметил, и Сталин был идеалистом. Возможно это зависит от почвы, на которой человек вырастает. Сталин был революционером, и единственным орудием воздействия на людей для него было насилие. Джобс ухитрялся быть идеалистом в обществе консюмеризма, его главным методом воздействия на мир была продажа удобной и красивой вещи.
РЕЖИССЕР. Абсолютно в десятку то, что Джобса играть нельзя и быть его как персонажа вообще не должно!! Мы сразу об этом подумали. И мне кажется, что нужно вообще идти на макса прямо к зрителю. То есть вообще без игры. Нужно просто рассказывать зрителю разные истории и мнения о Джобсе. А может даже сталкивать диалоги и высказывания людей из интернета. Ну например, мой друг Саша Нариньяни издатель буддийской литературы продвинутый чувак во всех областях. Он принципиально не покупает эппл. Он говорит, что эппл применяет принцип закрытости, закрытой системы (ведь эппл соединяется только с эппл) а то мнению Саши уже само по себе духовная ошибка и приводит к печальному финалу (вот тебе и рак Джобса). И есть мнение профессиональных аналитиков, что скоро начнется коммерческий упадок эппл как раз по причине их закрытости, потому что прогрессивный идет наоборот к открытости, а эппл как бы в другую сторону и это его погубит. Или вот еще мой друг говорит, а ведь андройд-то не хуже чем айфон. Но я когда держу в руках айфон чувствую, что он теплее, человечнее и как бы так сказать, талантливее. Тем более что стекло к нему, Джобс выпускает на своем собственном заводе. Вроде бы стекло, что там такого? А это очень важно, когда держишь предмет в руках. И вот такого рода высказывания могут быть использованы просто напрямую даже с указанием фамилий. Вот я так думаю, а Пупкин ему отвечает.
Ну точно не хочется никакой театральной игры. Но может быть так, что есть актеры которые со сцены озвучивают нам диалоги людей и Джобса и вообще подают информацию, ну и эти же актеры говорят, а сейчас мы вам покажем сцену Джобс и Гейтс. Вот я буду за Джобса а он за Гейтса. И идет сцена. Ну не знаю, как-то так. Но это тоже не готовое мое предложение. Я думаю, что главное это понять, что в этом во всем попадает в зрителя. О чем это? вот такие мои мысли.
Да сочетание Джобс - и узбек. это хорошо! Например, в Китае чувак молодой продал почку, чтобы купить айфон. А еще в Чикаго был спектакль об эппл, там говорилось, что эппл эксплуатирует труд китайцев, которые становятся инвалидами, на этой работе, но никто не может купить себе даже кусочек айфона. Правда, спектакль закрыли, так как выяснилось, что в спектакли были факты полностью выдуманные создателями
ДРАМАТУРГ. Да, я тоже читал про это как раз в "Time" упоминали этот случай!

Посмотри, когда будет время статью на «Рабкоре». Как раз ярый противник Джобса:

(читает) «Мы наблюдаем чрезвычайно важные социологические феномены. Например, то и дело нам сообщают, что кто-то взял винтовку и пошел расстреливать соседей. Это происходит регулярно. Мне кажется, что если у нас больше не будет общества и единства, может случиться всё, что угодно. И технологии не помогают. Они не могут заменить живого взаимодействия и общения. Каждый использует это понятие - каждый политик, каждый разработчик - все говорят о сообществе, но оно исчезает с приходом массового общества. Разъясним это немного, заострив внимание именно на Apple и Стиве Джобсе. К счастью, нам не нужно далеко ходить за примерами потому, что Apple последние двадцать лет внес большой вклад в изобретение новых технологий, по крайней мере, в сфере технологического потребления. Как, по вашему мнению, эти технологии разделяют людей и разрушают общество? Да, я говорил про более общее положение вещей, но тут есть закономерное совпадение. Самое быстрое - это темп технических изменений, и люди не обращают на это должного внимания. В то же время связи, которые удерживают общество целым, рвутся с развитием массовой культуры. И вновь я говорю о технологиях в более общем понятии, а не конкретно об устройствах Apple. С одной стороны технические изменения происходят быстро, а с другой стороны людей отделяют всё дальше друг от друга. Конечно, это произошло не вчера, но если посмотреть с исторической точки зрения, то дела не очень хороши».
РЕЖИССЕР. Да отличная статья. Вот все в этом духе. Мне кажется, что в основе спектакля должен лежать как бы доклад. Такой большой доклад по проблеме технологий на фоне личности Джобса. Со слайдами, музыкой и выступлениями актеров. Саша, вот меня какая мысль все время ставит на землю. Если говорить о Джобсе, о технологиях и о эппл, а на сцене инфантильно и не стильно, то то что на сцене, будет опровергать серьезность разговора. Спектакль должен быть технологичен и мегасовременен. У нас есть Галя Салодовникова, они мега современный художник, ей только нужно дать условия и они создаст нам стиль. Твоя статья, которую ты прислал, смотрит в корень проблемы. Я например, вот лично я, думаю, что проблема нашего мира в том, что развитие технологий значительно опережает развитие осознанности. Мне кажется, что человечество еще не освоило телевизор. Вот так по-настоящему. Ну если подумать, ну какую огромную пользу может принести телевидение миру. Показывать проблемы и беды людей, служить навигатором в области путешествий, знакомить одни культуры с другими, оказывать медицинскую помочь, поисковую помощь и т.д.. А мы на что используем ТВ мы продаем майонез и поднимаем рейтинг развлекательных программ, чтобы цена на рекламу майонеза стала еще выше. Так что вот в ту сторону и нужно копать.
ДРАМАТУРГ. Похоже, сейчас человечество находится перед каким-то качественным рывком - ну, как в тот момент, когда обезьяна палку взяла. Вопрос только куда это все нас заведет - к деградации вида или дальнейшему развитию.

И еще меня очень интересует рак Джобса. Это какая-то внутренняя его системная ошибка. Буддист, медитация, диета и при этом рак. Что-то он неправильно делал, вселенная в этом плане не промахивается:)

А по форме это может быть что-то вроде лекции с презентацией и дискуссией. Знаешь, есть сайт, на котором разные люди читают короткие лекции на разные темы, очень эффектные, простые и информативные: www.ted.com/

Вот может быть по форме может быть что-то вроде этого. Презентация-аттракцион. То есть хотелось бы, чтобы это был не просто театр, а немножко не знаю, театр будущего...


РЕЖИССЕР. Да!!! Вот совсем недавно я ставил спектакль в Кракове и мы с художницей моей много смотрели этого ТЕДа и мне тогда очень захотелось сделать такой спектакль в стиле ТЭД. Это по-моему очень круто. Выходят такие люди с планшетами в руках и другим людям очень так деликатно че-то впаривают. И круто, например, можно сделать что в первой сцене актер очень убедительно рассказывает о том, что эппл это круто, всех как бы убеждает, а потом во второй сцене другой актер абсолютно противоположное говорит и тоже на фактах и тоже убеждает всех но уже в противоположном, а потом в третьей сцене что-то снова новое, а потом снова этому противоположное. Мы ведь так и живем, слышим новость и верим, потом слышим опровержение и тоже верим. Слышим - эппл эксплуатирует детский труд в Китая и сразу кричим ужас как так можно, а потом выясняется, что никакой не детский, и что китайцы просто счастливы, что у них есть работа и им платят нормально, а по их меркам просто круто. И мы снова уже поменяли свое мнение. Мне кажется вот этот ход в стиле ТЭД, это очень круто и современно. И нужно только найти как там драматургически все развивается и откуда берется эмоция. Потому что спектакль все равно должен трогать, а не быть просто интеллектуальным.
А еще я сегодня ночью думал об этом, когда укачивал свою дочку. Что актер берет эмоцию всегда от темы. Он переживает тему. Например, я рассказываю о речи Джобса выпускникам Стэндфорда в 2005 году. И я у меня есть эмоция, потому что я никогда не слышал, чтобы бизнесмен такие слова говорил, это просто самая крутая речь 20 века. А с другой стороны, я понимаю, что сам он так не жил как говорил. И вот у меня эмоция, и вот уже это есть конфликт!
ДРАМАТУРГ. У меня постоянно возникают неконтролируемые ассоциации с Гражданином Кейном:)))) Там где он в начале он публикует манифест свободной прессы. И его друг просит оригинал манифеста, чтобы сохранить для потомков. И Кейн смущенно улыбается. А фишка-то в том, что он улыбается потому, что не верит в этот манифест. Он попросту всех развел и ему не очень хочется оставлять вещдоки этой разводки.

У Джобса другая немножко история. Он искренне верил в свои идеи, в то, что он делает мир лучше. Но при этом его разрывала пополам необходимость жить в неидеальном мире. Ну вот, типа он покупал крутые дома, но они стояли пустые, потому что он не мог найти для них идеальную мебель. И спал как дурак на брошенном на пол матрасе.


Пауза.
ДРАМАТУРГ. Честно говоря, моя первоначальная уверенность слегка поколебалась. Слишком общеизвестны факты, герой слишком на виду. Никто не пойдет в театр, чтобы слушать чтение Википедии по ролям. Нужно искать факты, которые мало кто знает и искать неожиданный поворот во всей истории.
Мне кажется есть пять главных конфликтов:

качество против общедоступности

закрытость против открытости

свобода против контроля

прогресс против косности.

польза человечеству - вред


Здесь нет этических оценок - типа, это хорошо, а это плохо. Но как раз поиск этического начала и мог бы быть интересным. Нужно попытаться разобраться в том, принесла ли деятельность Джобса пользу человечеству, или он был случайным красивым наростом на мировом древе. И есть тайна, которую нужно попытаться понять - почему вселенная убила Джобса. А ведь она его убила, где-то он нарушил Дао. Надо только понять, где.
РЕЖИССЕР. Ну мне например, как зрителю было бы интересно, поразмышлять над тем, почему это Джобс изменил мир? Чей мир? Мой? Ну да я сижу сейчас за компом MacBook Air Это очень удобный комп, лучший из всего на чем я работал. Но сказать, что это изменило мой мир? Ну и я абсолютно согласен с теми тезисами которые ты привел. И потом, Саша, ведь на самом деле, не все читают эти книги про Джобса. А еще если спектакль будет в стиле никого спора (условно), то зритель придет как бы поучаствовать в дискуссии. Это так как, вот мы же прочитали книгу про Джобса, но я при встрече со своим другом как раз еще раз охотно обсужу все эти темы. Особенно меня интересует тема - каким должен быть бизнес в мире?
ДРАМАТУРГ. Я благополучно пребываю в творческом тупике…
РЕЖИССЕР. Мне кажется, что ТЕД это ведь хорошая идея. Это выход актеров на зрителя и в реальности такой стенд ап
ДРАМАТУРГ. Я думаю, совершенно точно надо делать презентацию в стиле TED. Смотрю сейчас презентации самого Джобса.
РЕЖИССЕР. И знаешь, мне кажется не нужно играть в презентацию ТЕД, а делать ее по-настоящему реальной. А презентовать различную информацию и разные утверждения и теде.
ДРАМАТУРГ. Да. То есть выходит не актер, изображающий кого-то, а реальный человек, условно говоря, драматург Молчанов и рассказывает историю. показывает слайды. Можно использовать приемы самого Джобса - типа - "и еще одна вещь". И в конце - слайд с перекрестком улиц Творчества и Технологий.
РЕЖИССЕР. Ну да. Только несколько актеров. И каждый имеет свою как бы линию. И при соприкосновений этих линий возникает конфликт. Но еще важно. Чтобы этим актером было что переживать. А они могут переживать только свое отношение к теме. Например, я выхожу и говорю - вот история о том, что главное в современном бизнесе, А главное в современном бизнесе это не только как можно больше и дороже продавать, а главное, сегодня это то, чтобы твой бизнес менял мир, открывал новые возможности, помогал людям творить, помогал науке делать новые открытия, и при этом еще важно, чтобы то было красиво, чтобы была эстетика и т.д. И вот это все apple. И у меня есть эмоциональное отношение к тому что я говорю - потому что вот так нужно жить, а не так как у нас в России, пиздят нефть и Майкла Джексона на дачу заказывают. А потом выходишь ты и показываешь своими рассказом, что и Джобс на самом деле декларировал одно, а по сути делал такой же бизнес, что и все. Просто он был нарциссом и его нарциссизм распространялся на его продукцию. И в результате у нас возникает вопрос - а что же тогда такое бизнес вообще? А еще так вот уже просто на тему, что говориться. Я сегодня просто перед своими глазами вижу кучу таких людей, которые декларируют одно, а делают другое. И главное мне кажется не то, что вот сейчас вы узнаете правду о Джобсе, потому что этой правды уже везде очень много и разной. А главное, что с одной стороны Джобс и его компания это очень круто, а другой стороны это все пока что все тот же сраный капитализм.
ДРАМАТУРГ. Дай мне еще немного времени. Надо подумать. Мне кажется, мы пошли неправильным путем. Надо преодолевать соблазн безусловности.
РЕЖИССЕР. А вот я что подумал. А может нужно вернуться к какой-то истории. Вот в Китае молодой парень продал свою почку, чтобы купить Ipad. Это реальная история. Родители были в шоке, когда узнали. Он потом заболел. Почему он это сделал? Потому что ему внушили, что человек с Ipad это же настоящий человек. И вот в этом на самом деле то проблема. Что нас все время этими брендами и тезисами зомбируют. Вчера нам знакомые наших родителей подарили на рождение нашей дочки набор детских слюнявчиков от Армани. Это же пиздец. Обычные слюнявчики но совершенно по другой цене. Им наверное, было не удобно нам дарить простые слюнявчики, мы не знакомы. Они подумали, ну вот артисты, наверное нужно что-то особенно ценное. И вот все это на нас валит, вся эта хуйня Армани и т.д. И вот этот слоган - измени мир к лучшему. Что за хуйня, вообще? Поэтому может нужно все-таки ввести какую-то простую историю. Вот дети бедняков мечтают наверное об айфоне. А разве им айфон нужен? Вот у меня айфон. И меня уже заибали все эти функции, купил себе нокиа за 900 рублей и хожу с ним. Просто и удобно, а айфон лежит в доме, только просматриваю вечером насчет почты и все. Проблема в том, что все это понты. И вот эти понты это не такая уж безобидная вещь. Вся наша Россия это понты. Насчет нашей духовности понты, насчет нашей героичности понты. Все понты. США - понты. Вот у меня такая эмоция возникает от всего. Отличный комп эппл, да правда отличный. Но при чем здесь - изменим мир к лучшему. Да я лучше снова на печатной машинке буду печатать чем быть в этой команде МЕНЯЛ МИРА!
ДРАМАТУРГ. Про историю с почкой все знают, про нее уже писали тысячу раз. Нужна такая же история, только такая, чтобы ее никто не знал. Чтобы ее узнали от нас. Мне кажется, я нашел такую историю. Реальная история про один Apple-срач в фейсбуке.
Действие 1: презентация
АНДРЕЙ. Стивен Джобс с самого начала все время делал не то, что ему было суждено. Он должен был оказаться в одном месте, а оказывался в другом. Отец Джобса был сириец, мать – католичка из семьи немецких эмигрантов. Они оба учились в университете, это была незапланированная беременность. То есть такой заведомый аборт. Он и родиться-то не должен был. Однако родился и его отдали на усыновление. У мамаши было только одно условие – новые родители должны были иметь высшее образование.

Это условие не было выполнено.

Пол Джобс, новый отец Стивена был простой работяга, автомеханик. Но он поклялся дать мальчику высшее образование.

Это условие тоже не было выполнено. Стивен бросил колледж после первого семестра.

В школе Стивен учился так хорошо, что его перевели из четвертого класса сразу в шестой. Это оказался класс хулиганов и Стивен потребовал, чтобы родители перевели его в другую школу. Этот малыш умел настоять на своем и Джобсы переехали в другой район, в южный Лос-Альтос. Папаша Джобса устроился на работу механиком в компанию, производившую лазеры. Так Стив оказался в самом центре будущей Кремниевой долины. Он работал вместе с отцом в гараже, изобретал всякие электрические приборчики. Когда для одного прибора, который он собирал, ему понадобились детали, производимые Hewlett-Packard, тринадцатилетний Джобс нашел в телефонном справочнике номер Билла Хьюлетта и позвонил ему домой. Они говорили 20 минут, после чего Хьюлетт выслал ему нужные детали и пригласил поработать в летние каникулы в «Хьюлетт-Паккард».

В новой школе Стив познакомился с другим Стивом - Возняком. Воз был старше Стива на 5 лет и был по-настоящему гениальным изобретателем. Но они подружились не из-за любви к технике, а потому что оба любили рок-музыку.

Для понимания личности Джобса важно знать, что он был буддистом. В молодости он провел 7 месяцев в Индии. И он никогда не был программистом как Билл Гейтс или изобретателем, как Стив Возняк. Он был бизнесменом, но относился к бизнесу не как к способу заработать деньги, а как к творчеству.

Возняк изобрел прибор, который имитировал звук определенной частоты, что позволяло захватывать телефонную линию и бесплатно звонить по межгороду. Стив и Воз собрали прибор, который они назвали «Синяя коробочка». Чтобы проверить прибор, Стивен позвонил в Ватикан и, представившись Генри Киссинджером, попросил к телефону Папу. Правда, разговор не состоялся, Папа спал и его не стали будить.

Бизнес шел неплохо, партнеры наладили серийное производство синих коробочек и продали около 100 штук, заработав на этом деле по пять тысяч долларов каждый. Но во время встречи с очередным покупателем, тот достал пистолет и, угрожая им, отнял товар и скрылся. И только тогда Стивены поняли, что вообще-то то, чем они занимаются, незаконно и может плохо кончиться.

После поездки в Индию Джобс получил заказ от компании «Atari» разработать однопользовательский вариант электронной игры в пинг-понг. Джобс ничего не понимал в играх и шеф «Atari» рассчитывал, что, привлекая Джобса, он на самом деле нанимает Возняка, который в то время трудился в Hewlett-Packard. Естественно, Джобс тут же отправился к Возняку и предложил поделить деньги поровну, если тот сделает работу на четыре дня и использует при этом минимум чипов. После этого Воз не спал четверо суток и разработал игру, использовав 44 чипа. За все он получил от Джобса 350 долларов. Через много лет Воз случайно узнал, что Джобс получал 100 долларов за каждый сэкономленный чип, а четырехдневный срок придумал из-за того, что торопился в отпуск на ферму к другу.

Компания Apple computer была зарегистрирована 1 апреля 1976 года. Знаете, как должен был называться первый компьютер Apple? Он должен был называться «Велосипед». Стивен часто повторял, что компьютер – это велосипед для мозга, он помогает мозгу работать быстрее и при этом тренирует его. К счастью, название не прижилось.

Первым заказчиком стал владелец только что открывшегося компьютерного магазина Byte Пол Терелл. Террелл сделал заказ сразу на 50 компьютеров. Но он предполагал, что получит готовые компьютеры по 500 долларов за штуку. Детали для компьютеров Джобс взял в долг под поручительство того же самого Пола Терелла. Все друзья и родственники Стива трудились в том гараже, получая за свою работу по доллару в час. Через месяц заказ был готов. Терелл ожидал увидеть готовые компьютеры, но Стив привез ему просто ворох системных плат. К Aplle I не прилагались ни клавиатуры, ни мониторы, ни блоки питания, даже корпусов не было. Деревянные корпуса и клавиатуру Тереллу пришлось добавить самому.

Вот тут-то Джобс и понял, что на самом деле нужно покупателям. Готовая машина. Открываешь коробочку, включаешь и все работает.

В следующем году Стив сотоварищи выпустили Apple II, в котором был и корпус и клавиатура, а еще цветная графика, звук и два дисковода. Из-за слотов расширения возникли споры. Джобс предлагал оставить только два слота: для принтера и модема. Возняк настаивал, что слотов должно быть восемь. Чтобы мастера-рукодельники могли добавить в компьютер что-то еще по своему усмотрению. В этот раз Стив уступил. Но в будущем он никому не позволял ковыряться в своих компьютерах. Даже разработал специальные 5-лепестковые отвертки, чтобы пользователи не смели разбирать его игрушки.

В апреле 1977 года состоялась первая Компьютерная ярмарка Западного побережья. Джобс решил устроить супер-пупер презентацию. Стойку Apple обтянули чёрным бархатом, установили освещенный задник с логотипом компании. У Джобса было всего три готовых компьютера. Тогда он велел расставить вокруг стенда пустые коробки, как будто в них тоже компьютеры. Ради выставки Джобс с Возняком напялили костюмы, в которых выглядели как два идиота. На ярмарке Apple получила заказ на 300 компьютеров.

Компания наращивала продажи. Apple II продавался в течение 16 лет. За это время было продано 6 миллионов компьютеров. Apple II стал одним из самых прибыльных проектов в истории компьютерной индустрии.

После этого Джобс переманил в «Apple» директора из «Пепси» Майка Скалли.

Он ему сказал – чувак, ты хочешь всю жизнь продавать сладкую водичку или хочешь изменить мир?

Джобс создавал вокруг себя поле искажения реальности. Он умел убеждать людей в том, чего не может быть. Например, в том, что они могут сделать работу, которая в принципе невыполнима. В этом и был его главный секрет.

Apple II они делали как для себя. Apple III делали для продажи. 19 мая 1980 года началась грандиозная рекламная кампания. С выходом на рынок Apple III все работы по Apple II были свёрнуты, все сотрудники переброшены на новый проект.

Компьютеры постоянно выходили из строя из-за перегрева, чрезмерной плотности компонентов на монтажной плате и плохих соединений. Кроме того, на рынке не было программ для Apple III. В 1983 году компьютеры IBM PC вышли на первое место по объёмам продаж, оставив позади продукцию Apple, а ещё через два года Apple III был полностью снят с производства.

И у Джобса окончательно снесло крышу. Для начала он разругался со Скалли и даже попытался устроить переворот в компании. 24 мая 1985 года Джобс созвал заседание совета директоров и потребовал увольнения Скалли. Но к удивлению Стива, совет директоров встал на сторону Скалли и уволил Джобса.

Я думаю, Джобсу надо было после этого пойти работать в «Пепси». Представляете, как он изменил бы бизнес по продаже сладкой водички?

Выступая перед выпускниками Стэнфордского университета в 2005 году, Джобс сказал, что увольнение из Apple было лучшим, что могло с ним случиться: «Бремя успешного человека сменилось легкомыслием начинающего, менее уверенного в чём-либо. Я освободился и вошёл в один из самых креативных периодов своей жизни. Я уверен, что ничего из этого не случилось бы, если бы меня не уволили из Apple. Лекарство было горьким, но пациенту оно помогло».

После ухода из Apple в 1985 году Джобс основал NeXT Computer. Он решил сделать компьютер для ученых, но не просто компьютер, а мощную рабочую станцию, заточенную под решение сложных задач. Через год у него кончились деньги, полученные при увольнении из Apple, но он привлёк инвесторов, которые вложились в новую разработку Стива. Первые рабочие станции NeXT были выпущены в 1990 году. Стоили они 9999 долларов. Это был неплохой по тем временам компьютер, но слишком дорогой. Неудача не обескуражила Стива. Он любил повторять, что человек — движущая сила изменений в этом мире. В таком качестве он должен быть выше систем и структур и не должен находиться у них в подчинении.

Очень скоро Джобс нашел новый способ применения своим талантам. В 1986 году он заинтересовался возможностями компьютерной графики и купил у Джорджа Лукаса The Graphics Group, позже переименованную в Pixar. Изначально Джобс планировал разрабатывать компьютеры, на которых можно рисовать мультики. Чтобы показать возможности новых компьютеров, они решили сами нарисовать несколько мультиков. И нарисовали. «История Игрушек», выпущенная в 1995 году совместно с «Диснеем», стала суперуспешной. Компания сняла такие фильмы как «Приключения Флика», «История игрушек 2», «Корпорация монстров», «В поисках Немо», «Суперсемейка», «Тачки», «Рататуй», «ВАЛЛ-И», «Вверх», «История игрушек: Большой побег» и «Храбрая сердцем». Шесть из этих фильмов получили «Оскары» как лучшие анимационные фильмы года.

Когда контракт Pixar с Disney закончился, Джобс и директор Disney Майкл Айснер пытались договориться о новом партнёрстве, но вместо этого разругались в пух и прах. Кажется, именно это получалось у Джобса лучше всего. В начале 2004 года Джобс объявил, что Pixar расстается с Disney. В октябре 2005 года Айнера ушли из «Диснея» и новый директор Боб Айгер быстро уладил отношения с Джобсом и Pixar. 24 января 2006 года Джобс и Айгер объявили, что Disney согласился приобрести Pixar за 7,4 миллиарда долларов. Как только сделка была закрыта, Джобс стал крупнейшим частным акционером The Walt Disney Company с примерно 7 % акций компании.

Я объясню попроще, что произошло. «Дисней» купил «Пиксар», Джобс купил «Диснея», а Apple купил себе обратно Джобса.

В 1996 году Apple объявил, что покупает NeXT за 427 миллионов долларов. Сделка была завершена в конце 1996 года. Джобс де-факто возглавил компанию в июле 1997 года, когда тогдашний директор Гил Амелио был отстранён от своей должности. Джобс был официально назначен временным CEO в сентябре.

В марте 1998 года Джобс закрыл целый ряд проектов, таких, как Newton, Cyberdog и OpenDoc. Увольнял людей направо и налево. С Джобсом никто не хотел ездить в одном лифте.

После покупки NeXT большая часть технологий компании стала использоваться в продуктах Apple — в первую очередь операционная система NeXTSTEP, которая превратилась в Mac OS X. Впервые у пользователей, большинство которых пользовалось операционной системой «Виндоус», появилась альтернатива. Джобс сказал - это было как если человеку, который горит в аду, подали стакан воды.

После этого компания выпустила новый прозрачный iMac, который всем понравился.

Джобс никогда не спрашивал у пользователей, что именно они хотят. Он давал им новый продукт и говорил – вы хотите вот это. При этом продукт предусматривал только те функции, которые были заложены в него создателем. Никакой возможности для изменения и развития. Джобс терпеть не мог, когда кто-то портил его игрушки. В результате его велосипед для мозга превратился в диван для мозга, на котором можно валяться, ничего не делая.

Apple вышел на рынок бытовой электроники и распространения музыки, выпустив музыкальный плеер iPod, приложения для цифровой музыки iTunes и онлайн-магазин iTunes Store. В 2007 году Apple подмял под себя рынок мобильных телефонов, представив iPhone с сенсорным экраном. А планшетный компьютер iPad полностью изменил представления людей о том, как, где и зачем мы ходим в интернет…


Действие 2: следственные мероприятия
В интернет-магазин ходит Рустам, включает свет. Кристина выключает компьютер, с которого на экран шла презентация.
РУСТАМ. Ты чего тут в темноте сидишь? А где все?

КРИСТИНА. Ты где ходишь? Все уехали давно.

РУСТАМ. Блин. (Смотрит на часы) Да у меня тут одна встреча важная, никак не мог перенести.

КРИСТИНА. Ты хоть бы душ принял, я отсюда ее запах чувствую.

РУСТАМ. Чего, серьезно? Это у тебя такой нюх на девочек?
Кристина не отвечает.
РУСТАМ. А чего, и тело уже увезли?
Кристина не отвечает.
Рустам осматривается. Посреди комнаты на полу мелом обведен силуэт лежащего человека.
РУСТАМ. А, вот он тут лежал? Чем его? Ножом? Крови вроде немного.

КРИСТИНА. Гантелей. Предполагаемое орудие убийства отправили на экспертизу. Вторая гантель под столом, можешь посмотреть.


Рустам заглядывает под стол.
РУСТАМ. А почему телефоны отключены? Это так было?

КРИСТИНА. Это я отключила.

РУСТАМ. Зачем?

КРИСТИНА. Блин, Рустам, это же интернет-магазин. Они звонят каждые две минуты. Заколебали.


Рустам выкатывает ногой гантель из-под стола. Берет ее в руку.
РУСТАМ. Тяжелая.

КРИСТИНА. Восемь килограммов.


Рустам поднимает гантель, замахивается и делает вид, что бьет кого-то гантелью по голове.
РУСТАМ. Опиши его.

КРИСТИНА. Мужчина, тридцать восемь лет. Рост метр восемьдесят два. Волосы черные, прямые. Одет в синие джинсы «Мустанг», черные кроссовки фирмы «Экко» и серую толстовку. На правой руке у него были часы «Tissot».

РУСТАМ. Что в карманах?

КРИСТИНА. Тебе весь список прочитать?

РУСТАМ. Огласите, пожалуйста, весь список.

КРИСТИНА. В карманах потерпевшего обнаружены (читает) ключи с брелком в форме мобильного телефона. Бумажник коричневый. В бумажнике три тысячи двести восемнадцать рублей тридцать копеек, а также открытка – икона Иверской божьей матери. И еще карточка магазина «Магнолия».

РУСТАМ. Это все? Не густо. Кто нашел тело?

КРИСТИНА. Сотрудник склада.

РУСТАМ. Где он?

КРИСТИНА. На складе. Я его заперла.

РУСТАМ. Ты моя умничка. Кристина, я тебе клянусь, если бы ты не это твое это самое, я бы с тобой зажег. Честное слово.

КРИСТИНА. Не сомневаюсь. И я даже где-то рада, что у меня это мое это самое.

РУСТАМ. Врешь. А может быть, ты все-таки можешь как-то сделать уступку обстоятельствам.

КРИСТИНА. Не могу. У нас с этим строго. Никаких мужиков.

РУСТАМ. А что что? Накажут?

КРИСТИНА. Выгонят в натуралы. Ты складовика будешь допрашивать?

РУСТАМ. Ладно, ладно, я даже где-то уважаю.
Рустам выходит.
РУСТАМ (Из коридора). А где тут склад?
Грохот из коридора.
РУСТАМ (Из коридора). А, нашел.
Ирина открывает на компьютере разные окна, просматривает файлы. Это продолжается некоторое время. Затем в комнаты влетает перепуганный парень лет 20 (Дмитрий). И заглядывает Рустам с телефоном в руке.
РУСТАМ. Кристи, закончи с ним пока, у меня срочный звонок. (По телефону) Да, да, могу говорить. Ты где?
Рустам выходит. Дмитрий смотрит на Кристину. Та сидит, уткнувшись в компьютер.
КРИСТИНА. Не бойся.

ДМИТИРИЙ. А я и не боюсь.


Пауза.
КРИСТИНА. Чего молчишь. Расскажи что-нибудь.

ДМИТРИЙ. А чего рассказывать-то.

КРИСТИНА. Не знаю. Про себя чего-нибудь расскажи.

ДМИТРИЙ. Я ему уже все рассказал.

КРИСТИНА. Мне другое что-нибудь расскажи. Тебя раньше в милиции допрашивали?

ДМИТРИЙ. В детстве один раз.

КРИСТИНА. В детстве?

ДМИТРИЙ. Один раз в школе на стадионе мы построили снежные фигуры. Наш класс делал дракона. Еще там были снеговики, горки всякие.


Пауза.
КРИСТИНА. Ну.

ДМИТРИЙ. Я хотел сделать корову. Чтобы она была вся такая белая. Мне классная говорит – не надо корову, лучше помоги одноклассникам сделать дракона. Ладно, говорю, помогу, чего. Тем более, что снег был, ну, такой, слишком белый. Не такой белый, короче, как нужно. Я после школы рассказал одному чуваку из соседнего дома и повел его на стадион показать. Он посмотрел, чего говорит, нормально. Тут физрук из школы выходит, говорит – вы чего тут делаете? Потом вечером старшие пацаны пришли на стадион и разрушили все фигуры. Физрук, сука, настучал, что это мы сделали. В школу вызвали милицию и меня весь день допрашивали. Заставляли признаться в том, что это я разрушил фигуры и заставляли сказать, что за чувак еще со мной был. Только я его не выдал.

КРИСТИНА. Молодец.
Входит Рустам, заканчивая разговор по телефону.
РУСТАМ. Все, обнимаю.
Убирает телефон.
РУСТАМ (Дмитрию). Ты еще здесь? Свободен.

ДМИТРИЙ. Чего, можно идти?

РУСТАМ. Тебе что, русский не родной? Свободен, я сказал.

Дмитрий выходит.


РУСТАМ. Босота. Нашла чего-нибудь?

КРИСТИНА. Кое-что нашла.

РУСТАМ. Чего там у него? Порнуха?

КРИСТИНА. Нет. Смотри.


Рустам заглядывает в компьютер.
РУСТАМ. Думаешь?

КРИСТИНА. Я не думаю. Ты босс, ты и думай.

РУСТАМ. Тут и фамилия есть. Можно его пробить.

КРИСТИНА. Если только это он.

РУСТАМ. Давай попробуем рассуждать логически. Вот допустим ты этот, как его…

КРИСТИНА. Андрей.

РУСТАМ. Нет, допустим, Андрей – это я. А этот второй…

КРИСТИНА. Олег.

РУСТАМ. Олег – это ты. Давай попробуем примерить эту ситуацию на себя. Начинай.

КРИСТИНА. Чего, читать?

РУСТАМ. Ну да. А, нет. Я первый. (читает) Интеграция с Mac, огромный App Store, зрелый дизайн и стиль, оригинальность и все остальное — не дает возможности клонам выйти вперед. Да им и не надо по сути. Их задача — заработать на тренде и культе, который создает Apple. Джобс строит интерактивную инфраструктуру, империю даже, а все эти Шамсунги пытаются тупо заработать на волне. Покупать стремно, будь у него хоть в два раза лучше тех. характеристики.

КРИСТИНА (читает). Apple конечно передовики и флагманы технологического прогресса сейчас: они приучили людей пользоваться тачскринами на телефонах, сейчас вот сделали планшетный компьютер почти обязательным гаджетом. Но остальное в Apple мне не нравится. Меня больше удовлетворяет ассортимент Android Market, чем App Store, мне больше нравится андроидовский интерфейс и замечательная гибкость гугло-устройств. Интеграция с маками меня вообще мало волнует, так как я маками не пользуюсь и пользоваться не собираюсь. А что касается инфраструктуры - то google строит ее, наверное, с не меньшим успехом, но с меньшим снобизмом.

РУСТАМ. Пробовал галакси s на андоде. Не пошло. Не понимаю андроида. Перед тем как брать айпд позвонил Дамирову. Спросил как оно. Дамиров сказал что тащится от каждого раза когда берет в руки айфон и айпод. Айпад у меня больше месяца. Согласен что что-то внутри происходит когда берешь его в руки. (Кристине) Это чего за слово?

КРИСТИНА. Кундалини.

РУСТАМ. Кундя в смысле, что ли?

КРИСТИНА. Рустам, ты о чем-нибудь вообще можешь думать, кроме этого? Это одна такая индийская фигня из йоги. Мне дальше читать?

РУСТАМ. Читай.

КРИСТИНА. Не знаю. каждый раз, когда я беру в руки айпады знакомых, у меня желание разломать их и выкинуть)

РУСТАМ. Это дорогое удовольствие.

КРИСТИНА. Стив Джобс известен своим сука коварством, выпускает сначала говнопады и говнофоны, а потом их усовершенствует сто раз. Денег не напасешься.

РУСТАМ. Помню, когда купил IMAC. Распаковал, поставил на стол и 15 минут смотрел на него. Я не буду вдаваться в технические подробности и тд, но то КАК он сделан — это просто фантастика. К работе невиданное желание появляется. Вопрос — кому нужны лишние провода, блок под столом, вирусы и вся остальная чепуха связаная с PC, если тут поставил монитор на стол — и о чудо он работает, круто работает, не шумит, без вирусов и умопомрачительно выглядит. P.S. У меня складывается такое ощущение что Мас ругают и в ответ так сильно хают Винду те, кто никогда не работал с Мас’ом…

Сравнивать мак и винду все равно как сравнивать опель и бмв, да, опель тоже вас до работы довезет, там может быть столько же посадочных мест и объем багажника… Но разницу чувствуешь во всем — удобство, скорость, надежность, сервис… Народ, смиритесь уже с этим, просто смешно, когда человек на опеле кричит, что опель лучше чем бмв. Посмотрите хотя бы на качество сбоки любого ноута мака и, допустим асера, асуса. Всегда за качество нужно платить. Извините за цинизм, но вопрос стоит по-другому: хватает у тебя денег на БМВ, или ты сидишь на опеле и убеждаешь себя, что не так-то и хотелось покупать дорогую машину, и вообще все люди, у которых есть деньги воры, мажоры и будут гореть в аду…

КРИСТИНА Мама дорогая… откуда вы такие безграмотные беретесь?? Я бы сказал так — Мак это типа ВНЕШНЕ тюнингованой Лады, а ПК — это типа УАЗика.

РУСТАМ. Так понимаю, что вы еще очень юный ламер мечтающий о МАКе.

Админ или программер так бы не написал.

КРИСТИНА. В Америке серьезные люди, занимающиеся деньгами, наукой, любые корпорации — это Windows. Музыканты, художники, фотографы и прочие фрилансеры — мак. Это и есть узкие специалисты. При примерно равной стоимости. В России же из-за разницы в цене и создаются легенды об опеле и бмв, и все сводится к тому, что у кого нет мака нет денег. Windows — это возможность утром ездить на бмв, днем на тракторе, а вечером на грузовике, что хочешь тто и делай. Мак — это машина, ездящая только со скоростью 5 км/ч и только прямо, с возможностью за деньги купить у Джобса в магазине разлочивание руля для поворота на 10 градусов прямо. В Windows я могу купить любой ноутбук любого производителя любого цвета в любой конфигурации, хоть оранжевый, хоть зеленый, хоть оранжевый. Это и есть мерседес с возможностью конфигарации под себя. Макбук — это 3 модели стандартных цветов и конфигураций. Это и есть ВАЗ советских времен в исполнении «Люкс» цвета «стандартный», где за тебя все решили.

РУСТАМ. БРЕД! ВЫ СМЕШНЫ! Рекомендую Вам почистить системный реестр или дефрагментацию мозга сделать, чтобы таких глупых суждений больше не допускать))) У вас явно файлы в кластерах не по порядку улеглись.

КРИСТИНА. Объективного обсуждения в России не получится потому, что у нас мак дороже. Из-за этого часть людей будет считать, что это не для понты для мажоров, а часть — что это «стоит своих денег» и что если деньги есть нужен мак. Обе категории говорят об одном и том же и одинаково неправы. Я же постоянно работаю только с американцами и вижу, что Америке особой разницы в цене нет, там есть четкое понимание: зарабатывать деньги = винда, дома отдохнуть = мак, человек в высшим образованием = винда, пролетарий, домохозяйка, реднек = мак. Мак там не совместим с чем-либо серьезным, скажем из нескольких тысяч врачей, ученых и сотрудников медицинских фондов, правительственных органов, научно-исследовательских институтов, ведущих глобальных биотехнологических или фармацевтических компаний ни одного мака никогда я не видел нигде. Допускаю, что у сидящих дома жен и детей, или бабушек с дедушками на фермах, они есть. В России же изначально перекос в цене, поэтому изначально, наоборот, рассчитанная на наиболее тупую часть населения, система воспринимается как «элитный» продукт.

РУСТАМ. Просто БРЕДОВЫЕ сентенции! Такие рассуждения либо банальное ВРАНЬЕ, либо от элементарного НЕЗНАНИЯ предмета. Мак идеально сделан для ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ, а не для юзера-программаки-хаккера-игромэна, полет творческий фантазии которых, по перенастройкам Оси, значительно снижает архитектура маковской системы! Удачи в вечном поиске в постижении абсолютной истины! Ну все, чего тут еще.

КРИСТИНА. Нет, тут дальше, смотри! (читает) Я думаю так. Есть некий идеал. То, что мы все знали еще до рождения…

РУСТАМ. О, все, хватит. Заумь какая-то. Ну что, согласись?

КРИСТИНА. И чего?

РУСТАМ. Согласись?

КРИСТИНА. Чего, ты думаешь, это его вот этот, из интернета?

РУСТАМ. А чего! Между прочим, не такой редкий случай. Они там в интернете привыкли всех хуями направо-налево обкладывать. А тут раз – и приходится ответить за свои слова.

Восемь килограммов по башке.

КРИСТИНА. Здесь нет непосредственных угроз.

РУСТАМ. А что ты думаешь, он тебе должен тут написать – друг, я иду к тебе, готовь гантели, сейчас я тебя буду убивать? Агрессивные намерения у него явно были. Смотри, у него там еще белая ленточка на юзерпике и фотки с митингов какие-то. Я тебе говорю – это наш кадр.

КРИСТИНА. Может быть.

РУСТАМ. Ты посидишь тут еще?

КРИСТИНА. Да, я хочу дочитать, интересно.

РУСТАМ. Я сейчас звякну нашим, пробью адресок этого гражданина хорошего. (достает телефон, набирает номер) Валечка! Здравствуй, солнце мое. Что на тебе сейчас надето?


Выходит.
КРИСТИНА (Читает) Есть некий идеал, который…
Входит Дмитрий. Мнется у двери.
КРИСТИНА. Тебе чего?

ДМИТРИЙ. А кто теперь у нас директором будет?

КРИСТИНА. Не ко мне вопрос.

ДМИТРИЙ. Поставщиками Андрей занимался.

КРИСТИНА. Слушай, ты мне мешаешь!

ДМИТРИЙ. Извините.


Пауза.
КРИСТИНА. Хочешь бесплатный совет?

ДМИТИРИЙ. Неа.

КРИСТИНА. Ищи уже другую работу.

ДМИТРИЙ. Почему?

КРИСТИНА. По кочану! Начальника твоего убили. Контора ваша ему принадлежала. А вся ваша контора - два стола, два телефона и два компьютера. Никто больше не будет вашим магазином заниматься.

ДМИТРИЙ. Почему?

КРИСТИНА. Почемучка, блин. Потому что он на хер никому не нужен.
Пауза.
ДМИТРИЙ. Мне нельзя без работы оставаться. Мне за комнату платить надо.

КРИСТИНА. Чего, недавно приехал?

ДМИТИРИЙ. Полгода назад. А у вас нет какой-нибудь работы?

КРИСТИНА. Ага, я подпольный миллионер. А в прокуратуре это так, типа хобби.

ДМИТРИЙ. Чего, правда что ли?

КРИСТИНА. Ты чего, серьезно такой тупой, или притворяешься, чтобы я тебя пожалела?

ДМИТИРИЙ. Да ладно, чего вы сразу так-то. Я просто думаю мало ли как.

КРИСТИНА. Да уж точно. Ладно. Все, иди отсюда, не мешай мне.


Дмитрий идет к двери.
КРИСТИНА. Эй.
Дмитрий останавливается.
КРИСТИНА. Подожди. Слушай. А почему корова?

ДМИТИРИЙ. Чего?

КРИСТИНА. Ты рассказывал про снежные фигуры. Почему ты корову-то хотел слепить?
Дмитрий задумывается.
ДМИТРИЙ. В садике у нас был урок лепки. Я его называл – репки. На этом уроке я слепил корову и покрасил ее белой краской. Мне так нравился этот белый цвет. Все наши поделки поставили в шкаф, чтобы они там сохли. Я подходил и смотрел на свою белую корову. А вечером я подождал, чтобы воспитательница отвернулась, и незаметно спрятал корову в карман. Шел потом домой и радовался тому, что у меня будет белая корова. А когда принес ее домой, оказалось, что у нее отломались все ноги и голова. Я почему-то все время вспоминаю эту белую корову. От этого становится радостно на душе.

КРИСТИНА. Это наверное из-за того, что она была белая.

ДМИТРИЙ. Наверное. Я такой белый цвет в своей жизни потом только один раз видел.
Пауза.
КРИСТИНА. Ты чего делать умеешь?

ДМИТРИЙ. На телефоне могу работать. Менеджером могу. Грузить тоже могу. Права есть.

КРИСТИНА. У меня дядя в мебельном магазине работает. Может у него что-нибудь.

Резюме есть?

ДМИТИРИЙ. С собой нет. Могу на флешке принести, распечатать.

КРИСТИНА. Подожди. Знаешь чего. Запиши мой телефон. Позвони мне попозже, ближе к вечеру.


Дмитрий достает телефон. Это белый айфон.
ДМИТРИЙ. Записываю.

КРИСТИНА. 8-917… Нет, подожди. Давай лучше я твой запишу и сама позвоню. Диктуй.

ДМИТИРИЙ. Вот, визитку возьмите.
Подает визитку.
КРИСТИНА. Я тебе позвоню ближе к вечеру.

ДМИТИРИЙ. Спасибо.

КРИСТИНА. Да не за что пока.
Дмитрий идет к двери. Кристина кладет визитку на стол. Дмитрий останавливается.
ДМИТИРИЙ. Вы ведь не позвоните, да?

КРИСТИНА. Позвоню, успокойся.


Дмитрий выходит.
КРИСТИНА. Теленок.
Кристина смотрит на его визитку, набирает номер.
КРИСТИНА. Дядя Коля, привет! Как сам? Да ничего, работаю. Да нормально у меня все, ничего не случилось. Слушай, я просто хотела спросить. Там у тебя в магазине нет случайно работы? Русский, права есть. Вот это не знаю, не спросила. Нет, наверное, нет. Он только недавно приехал. А чего, это теперь обязательно? Я не знала. Ну ладно, извини за беспокойство. Тете Любе привет.
Кладет трубку. Садится за компьютер, стучит по клавиатуре. Смотрит на экран. Снова стучит по клавиатуре. У нее звонит телефон.
КРИСТИНА. Да. Да, заказывала. А когда вы можете привезти? (смотрит на часы) А сегодня можете? Ну до вечера точно буду по этому адресу. Хорошо, спасибо, буду ждать.
Кристина кладет трубку и погружается в чтение.
Проходит какое-то время. Две минуты или два часа – неважно.
Открывается дверь и входит сияющий Рустам.
РУСТАМ. Дорогая моя, если бы ты была не из этих, ты бы отдалась мне прямо сейчас на этом столе.

КРИСТИНА. Ты что там, слепого через дорогу перевел?

РУСТАМ. Лучше! Я взял убийцу. Сейчас быстренько проведем следственный эксперимент…

КРИСТИНА. Где он?

РУСТАМ. Я его пока на складе запер.

КРИСТИНА. Можно я сначала с ним поговорю?

РУСТАМ. Серьезно? Зачем?

КРИСТИНА. Просто хочется.

РУСТАМ. А что мне за это будет?

КРИСТИНА. Рустам. И ничего тебе за это не будет.

РУСТАМ. Разве я могу отказаться от такой сделки? По рукам.
Рустам уходит. Кристина встает, заглядывает в монитор.
КРИСТИНА. Есть некий идеал. То, что мы знали еще до рождения…
Рустам вводит Олега в наручниках.

РУСТАМ. На, пользуйся.

КРИСТИНА. Здравствуйте.

ОЛЕГ. Здрассте.


Рустам усаживает его. Сам садится позади Кристины. Показывает Кристине на Олега – мол, пациент твой. Кристина смотрит на него и еще раз заглядывает в монитор.
КРИСТИНА. Я думаю так. Есть некий идеал. То, что мы все знали еще до рождения. Какая-то музыка, которую мы когда-то слышали там, на небе, какие-то картинки, может быть, слова или какие-то цвета. И потом всю жизнь мы гоняемся за чем-то, бежим куда-то, не понимая, что на самом деле мы ищем, мы мучительно пытаемся вспомнить именно то, что мы слышали или видели там и тогда – до нашего рождения. Мне кажется, Джобс был такой крутой именно потому, что он помнил то, что он видел там. Он перебрал две тысячи оттенков белого цвета для корпуса «Айфона», потому что искал тот самый цвет, который он видел там. Не просто белый, а нечто среднее между белым и бежевым. Причем ближе к белому, чем к бежевому. Он потому и злился на своих работников, потому что они не помнили того идеала, что помнил он. Наверное, это вообще для всех творческих людей важно и как раз у Джобса это свойство было, почему он и был скорее творцом, чем бизнесменом или изобретателем. Он чувствовал этот идеал, знал, где его можно найти и как его можно найти, отсекая все лишнее. Это близко к античным прогонам о том, что гений – это не человек, а кто-то, кто диктует человеку. То есть что искусство рождается не у человека в голове, а где-то еще и, когда прилетает, его можно оттуда поймать. Кому-то прилетает «Айфон», кому-то 9 симфония, а кому-то статус в фейсбуке.
Олег слушает внимательно, а Рустам – сначала со все возрастающим удивлением, потом ему становится скучно и он достает телефон и начинает играть на нем в игрушку, которая время от времени издает громкие звуки.
ОЛЕГ. У вас хорошая память.
КРИСТИНА. Ваш разговор не закончен.

ОЛЕГ. Я разговаривал не с вами.

КРИСТИНА. Можете мне ответить? Я за него.

ОЛЕГ (усмехается). А вы ему передадите мой ответ?


Кристина не отвечает.
ОЛЕГ. Идеал нельзя продать. Вместо идеала Джобс продавал нам ярлычки с надписью «Идеал». Кликаешь на него, а попадаешь прямиком в корзину. Он нас обманывал. Кажется, вот будет у меня айпод – и я буду счастлив. А потом оказывается, что айпод есть, а счастья нет, потому что еще нужен айфон и айпад, аймак и так далее. То есть эту жажду утолить невозможно. Она становится все больше и больше. Сколько человеку всего нужно для счастья? Сколько денег, сколько машин, сколько женщин, сколько домов? Все равно у тебя только один член и ты можешь вставить его за один раз только в одну женщину. И даже если у тебя в доме 18 спален, ты все равно можешь спать только в одной. И даже если у тебя полный гараж машин, тебе нужна только одна, чтобы уехать на ней к морю…
КРИСТИНА. Человек — движущая сила изменений в этом мире. И он должен быть свободен от всех систем. Разве не это была его главная идея?

У Рустама звонит телефон. Он отвечает.

РУСТАМ. Да, я уже заканчиваю. Работы на полчаса. Максимум на час. Я тебе говорю, максимум. (смотрит на часы) Да. К семи точно освобожусь. Да, лучше к семи. Целую.

ОЛЕГ (Горячится). Это не просто идея, это религиозная идея. Дьявольская разница! Дьявольская! Британские ученые сделали магнитно-резонансную томограмму мозга одного фаната Apple. И увидели, что Apple и все, что связано с продукцией этой компании, стимулирует ту же часть головного мозга, которая обычно отвечает за веру у набожных людей. А еще у всех религий есть одно общее свойство – обязательное наличие врага. Только враг у ворот может объединить единоверцев. Джобс вел в бой свою армию, а потом сам не заметил, как стал таким врагом для пользователей. Он сам предал созданную им веру. Он перешел на темную сторону. А его сторонники… это все равно что людям, которые жарятся в аду, вставить в задницу раскаленный паяльник. Он предал нас. Поэтому вселенная и убила его.

РУСТАМ. Э! Э! Какая вселенная! Не надо переводить стрелки на вселенную! Все, Кристи, завязывай.

КРИСТИНА. Я не закончила. Я хочу узнать, почему…

РУСТАМ. Ты просила, я тебе дал. Все, у меня больше нет времени. Ты слышала? У меня максимум час. Максимум.

КРИСТИНА. Рустам.

РУСТАМ. А что Рустам? Я уже тридцать два года как Рустам. (Олегу)Давай, пошли.

(Кристине) Прибери тут все и выключи. Я сейчас его с Валерой в отдел отправлю и вернусь. Надо опечатать помещение.


Рустам уводит Олега.
У Кристины звонит телефон.

КРИСТИНА. Да. Да, сейчас выйду.


Кристина выходит.
Входит Дмитрий. В руках у него листок бумаги. Он оглядывается. Входит Кристина.
КРИСТИНА. А, это ты? Я же сказала, я тебе сама позвоню.

ДМИТРИЙ. Я резюме принес.

КРИСТИНА. Спасибо.
Кристина берет резюме и видно, что она не знает, что с ним делать.
ДМИТРИЙ. Спасибо. Мне правда нужна работа сейчас.

КРИСТИНА. Я поняла. Но я не звонила еще дяде. Мне надо с работой закончить.

ДМИТРИЙ. Я подожду тогда, можно?

КРИСТИНА. Можно.


Дмитрий садится.
КРИСТИНА. Слушай, давай ты там подождешь!

ДМИТИРИЙ. Хорошо. Извините.


Дмитрий выходит. Входит Рустам.
РУСТАМ. Дикси. А чего там у тебя за пассажир мрачный у двери тусуется?

КРИСТИНА. Ты же его видел сегодня. Это складовик местный.

РУСТАМ. А, босяк этот. Гони его на хрен отсюда. Стырит еще чего-нибудь.

КРИСТИНА. Это он убил своего начальника.

РУСТАМ. В смысле?

КРИСТИНА. Это он его убил.

РУСТАМ. Это он тебе сказал?

КРИСТИНА. Я догадалась.

РУСТАМ. Интересно, как? Хотя знаешь чего, вот не интересно. Слушай, у меня реально нет времени.

КРИСТИНА. У него белый айфон. Помнишь список я тебе зачитывала? У убитого в карманах не было телефона. Это айфон директора. Он его забрал.

РУСТАМ. Он что, дебил? Он же теперь без работы остался. Ты чего, серьезно думаешь, что он убил своего директора за айфон?

КРИСТИНА. Долго объяснять. У тебя же нет времени. Короче, этот айфон ему кое-что напомнил. Одну… игрушку из детства.

РУСТАМ. Теперь слушай сюда. Тот чувак, которого я отправил в отдел, дал признательные показания.

КРИСТИНА. Что?

РУСТАМ. Он во всем признался. Дело закрыто. Я уже шефу позвонил и он уже галку в отчете поставил. Вопросы есть?

КРИСТИНА. Рустам, ты мудак.

РУСТАМ. Вот этого я от тебя не слышал.
Рустам бросает Кристине печать.
РУСТАМ. Я уже из-за тебя опаздываю, так что тебе придется самой тут все опечатать. Работай.

КРИСТИНА. Когда мимо пойдешь, в глаза ему посмотри.

РУСТАМ. Неа, Кристи. Не посмотрю.
Рустам с чувством целует кончики пальцев, посылает воздушный поцелуй Кристине и выходит.
Несколько секунд Кристина стоит в глубокой задумчивости. Потом подходит к двери и выглядывает за дверь.
КРИСТИНА. Зайди.
Дмитрий заходит.

КРИСТИНА. Короче, с работой не получилось. Им сейчас нужны люди только с московской пропиской. У тебя ведь нет.

ДМИТРИЙ. Неа.

КРИСТИНА. Ну вот значит так.

ДМИТРИЙ. Ну ладно, чего. Спасибо. Буду искать какие-нибудь другие варианты.

КРИСТИНА. Да. Ищи, чего. Сейчас вариантов много всяких.


Дмитрий стоит и смотрит на Кристину.
КРИСТИНА. Я тебе подарок хочу сделать. На память.

ДМИТРИЙ. Да?

КРИСТИНА. В интернет-магазине заказала. Она правда не из глины, а из пластика, но по цвету не отличить.
Кристина достает из кармана и подает Дмитрию небольшую белую игрушечную корову. Дмитрий берет ее.
КРИСТИНА. Пластик зато крепче глины. Можно носить в кармане. Ноги не отломаются.

ДМИТРИЙ. Спасибо. (улыбается) Да, реально похожа. Ну че, счастливо тогда.

КРИСТИНА. Счастливо. Дима. Ты ее носи с собой все время, ладно? Она тебе принесет удачу может быть когда-нибудь.

ДМИТРИЙ. Да без проблем.


Дмитрий выходит. Кристина подходит к компьютеру и одно за другим сворачивает открытые окна. Одно окно привлекает ее внимание. Это ссылка на ютьюб. Кристина запускает ее.
Эпилог в Youtube
ОЛЕГ. Помните свою первую пластинку? У меня это была группа «Черный кофе», альбом «Переступи порог». Первый альбом в стиле хеви-металл, выпущенный в Советском Союзе. Утром в школе кто-то сказал мне, что вчера видел эту пластинку в универмаге. Пластинки тогда стоили два пятьдесят наши, три пятьдесят зарубежные. Деньги я собирал со всего класса. Давали все, кто сколько мог, поскольку понимали, что дают на дело. О том, чтобы дождаться конца шестого урока, не могло быть и речи. Большая перемена после третьего урока. Двадцать пять минут. Я побежал. В раздевалку на заходил, чтобы не терять драгоценные секунды. Бежал в школьной форме. На улице – минус тридцать. Солнце светит, снег кругом и я бегу. Влетаю в магазин и вижу, что какая-то старушенция держит в руках пластинку. Последнюю. Мою. Я иду к ней, готовый, смотря по обстоятельствам, умолять на коленях или грабить. Она поворачивается ко мне и говорит: «Вот не знаю, купить племяннику, а вдруг ему не понравится». «Конечно не понравится» - уверенно сказал я. И она положила пластинку обратно в картонную коробочку на прилавке… К началу следующего урока я успел.
А теперь представьте, что такое пластинка в конверте. Вот такой квадрат. В портфель он не влезает. То есть еще три урока я ходил по школе с пластинкой в руках. Конечно, интересовался народ. Старшеклассники даже порывались отнять, но, видимо, у меня в глазах была написана такая явная решимость умереть за эту пластинку, что они не стали связываться. Оставалась только одна проблема. У меня не было проигрывателя.
Я устроился на работу на лыжную базу. Каждый вечер после шести, а в воскресенье с двенадцати до девяти вечера я сидел там, топил печь и выдавал лыжи напрокат. Клиентов почти не было. Может быть пять или шесть за целый месяц. Это был типичный советский бизнес. Принеся своему работодателю около девяти рублей прибыли, я получил в конце месяца зарплату – шестьдесят рублей. В тот же день я уволился и купил проигрыватель. Это было 31 декабря. В новогоднюю ночь я сидел в своей комнате и слушал пластинку группы «Черный кофе» на своем новом проигрывателе. Круто было, чего.
КОНЕЦ.
Москва, 29.08.2012

  • Пролог в скайпе
  • Действие 1: презентация
  • Действие 2: следственные мероприятия
  • Эпилог в Youtube