Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Биография слова «Недоросль» в контексте сложноподчиненных предложений Учитель: Сизикина Н. А




Скачать 42.21 Kb.
Дата30.06.2017
Размер42.21 Kb.
ТипБиография
Интегрированный урок Биография слова «Недоросль» в контексте сложноподчиненных предложений Учитель: Сизикина Н. А. Биография слова «Недоросль» в контексте сложноподчиненных предложений Цели: обобщить и закрепить изученный материал по теме «Сложноподчинённые предложения», используя текст комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»; продолжить работу по развитию речи учащихся в ходе конструирования предложений согласно заданиям; воспитывать интерес и любовь к русскому языку через тексты произведений литературных произведений. Оборудование: 1. Запись необходимого материала на доске. 2. Оформленный в виде развёрнутой книги эпиграф к уроку (слова В. Белинского о языке комедии «Недоросль»). 3. Портрет Д.И. Фонвизина. 4. Тексты комедии. 5. Толковые словари С. Ожегова и В. Даля. 6. Рабочие тетради по русскому языку. Ход урока: I. Оргмомент. II. Проверка домашнего задания. Учащиеся рассказывают правила правописания НЕ с различными частями речи, приводят конкретные примеры. III. Работа по теме урока: 1. Учитель обращает внимание учащихся на слова, написанные на доске: недобор, недобросовестный, недоглядеть, недоделка, недопустимый, недоросль, недостаток, недоразумение, недоедание. Учитель. Что роднит эти слова Что общее видите в них Учащиеся. Общее для этих слов – приставка недо, которая придаёт словам значение неполноты, недостаточности по сравнению с определённой нормой. Учитель. Вы, конечно, обратили внимание, что слово «недоросль» присутствует в этом списке. Оно же есть и в теме нашего урока. Нам необходимо уточнить лексическое значение слова «недоросль». Не секрет, что, если встречаем новые слова, мы заглядываем в толковый словарь В.И. Даля или С.И. Ожегова, чтобы к удивлению своему иногда обнаружить неполноту толкования: «(не) достигший полных лет, обычно 21 года – (не) взрослый, (не) возмужалый». У Ожегова: «в 18в. в России молодой дворянин, (не) достигший совершеннолетия и (не) поступивший ещё на государственную службу. В переносном смысле глуповатый юноша, недоучка». (Учащиеся читают по толковым словарям и попутно комментируют написание (не) с различными частями речи). Учитель. В соответствии темы урока я предлагаю вам текст – «штудировку» на повторение правила орфографии (данный текст заранее написан на доске). «Во времена Фонвизина недорослями называли тех, кто (не) получив должного образования, (не) мог вступить на службу, жениться, и часто им было далеко за 20. С появлением Митрофанушки термин «недоросль» приобрёл новое значение – балбес, тупица, подросток с ограниченными умственными способностями, низменными наклонностями». Учитель. Вот мы получили информацию к той, что выдали нам толковые словари. Давайте проштудируем те орфограммы, которые выделены в тексте (Учащиеся комментируют орфограммы.) Теперь, ребята, изучив на уроках литературы коллизию Д.И. Фонвизина «Недоросль», мы можем более полно характеризовать недоросля. Я предлагаю в ходе коллективного творчества (принимает участие весь класс) составить сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением, используя все виды подчинительной связи. При таком виде работы мы не можем отвечать за 100 (процентное) качество логической оболочки, но должны выполнить все грамматические принципы. Эту работу мы назовём «абракадабра». Желающий начать работу выходит к доске. С мест учащиеся предлагают варианты придаточных предложений. В итоге получилось: «Митрофан не хотел учиться, потому что голубятня и подовые отвлекали его, так как нельзя не соблазниться тем, что подкладывают любимые, бесхитростные руки родителей, которые самые не учились и сына своего неволить не хотят, чтобы он их не «переплюнул» своей образованностью и не турнул, как случается с нами нередко, когда мы обгоняем в учености своих близких» (Работающий у доски ученик производит синтаксический анализ предложения с полной характеристикой всех видов придаточных предложений и всех средств связи). Учитель. Ребята, изучая произведения различных авторов на уроках литературы, мы убедились, что СПП – очень важная составляющая языка художественного литературного произведения (будь то проза или поэзия). А вот как обстоят дела со СПП в научных текстах На этот вопрос я попросила подготовить ответ двух учеников, которые оформили эту научную справку: «Доля СПП в научных текстах составляет 60 , к тому же 25 имеет 2-3 и более придаточных, что также способствует логичности изложения. Научная речь характеризуется высоким временных придаточных. Широкое употребление условных предложений объясняется тем, что они необходимы в доказательствах допущения». Учитель. Теперь вам предстоит работа с текстом комедии «Недоросль» по вариантам: 1 вариант – выписать СПП с придаточными определительными, 2 вариант – выписать СПП с придаточными изъяснительными, 3 вариант – выписать СПП с придаточными обстоятельственными. Представитель каждого из вариантов записывает одно предложение (согласно заданию) на доске, разбирает. В это время учитель добивается теоретического подтверждения правильности выполнения задания. Учитель. В ходе выполнения практической части по тексту комедии мы с вами обобщим изученный материал. Домашнее задание: Завершить начатые предложения: 1. Если бы не крепостное право, … 2. Там, где правили крепостники, … 3. Фонвизин своей комедией показал правительству, … 4. Стародум, который выступает против «двора» и крепостнической политики, …

  • Оборудование
  • Ход урока: I. Оргмомент. II. Проверка домашнего задания.
  • III. Работа по теме урока
  • Учащиеся.
  • Учитель.