Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Биография писателя очень тесно связана




Скачать 39.51 Kb.
Дата24.01.2017
Размер39.51 Kb.
ТипБиография

Для Вас педагоги и родители!


Как рассказывать

детям биографию автора

МДОУ д/с № 48 «Солнышко»

Биография писателя, поэта неразделимо связана с его творчеством. Биография детского писателя – вдвойне. Человеку, пишущему о детях и для детей, очень трудно абстрогироваться от собственного детского опыта жизни, детских переживаний.

Биография писателя очень тесно связана с творческой историей создания произведения. Она является той основой, тем материалом, который затем преображается в произведение.


Зачем нужна биография? Знание биографии нужно для того, чтобы глубже понять произведение, настроиться на его восприятие, по-новому увидеть некоторые детали текста.

Знакомство детей с биографией автора играет воспита -тельную роль: это пример творческого служения искусству, пример жизнестойкости, профессионального знания того предмета, о котором идет речь в книге.


Кому нужна биография писателя? И ребенку, и взрослому. Младшего настраивает на восприятие текста, старшему дает возможность глубже понять его, правильно прочесть малышу, придать нужную эмоциональную окраску.
Следует ли вводить в речь дошкольника понятие «биография»? Биография (греческое) – жизнеописание, история жизни, жизнь. Это понятие можно ввести в речь детей старшего дошкольного возраста, объяснив его смысл. В остальных случаях надо пользоваться словами -синонимами.

Когда надо знакомить с биографией автора?

С элементами биографии можно знакомить ребенка, начиная с 4 лет. В семье это можно делать на четвертом году жизни малыша, в зависимости от степени его развития и педагогического дара взрослого, умеющего выбрать нужные эпизоды биографии и доступно преподнести их ребенку.

В дошкольном возрасте нет необходимости знакомить детей с полной биографией автора.
Место и время ознакомления с биографией: биография может быть рассказана как на занятии, специально ей посвященном ( в течение 15-20 минут), так и перед чтением произведения (в течение 5-7 минут).
Виды и формы работы: биография автора сообщается на этапе подготовки к восприятию произведения. Для того, чтобы настроить ребенка на длительное и внимательное слушание текста, чтобы разбудить его эмоции, интерес к произведению, рассказываем короткий, но яркий эпизод из биографии писателя. Он может быть связан с историей создания, содержанием текста, а может быть просто воспоминанием о детстве, о формировании личности писателя. Все это перекликается с изображенным в произведении.

Рассказ должен быть ярким, доступным, но не упрощен- ным, выразительным, но без излишней театральности.

Даты жизни писателя, создания произведения никогда не сообщаются, но ощущение времени дать надо, сказав, что «это было давно», или, сообщив о том, что автор жив и продолжает писать для детей. Псевдоним писателя или поэта - называется старшим детям. При этом необходимо заметить, что псевдоним – это вымышленное имя. Взрослому нужно знать, что причины избрания вымышлен -ного имени у каждого автора свои и в зависимости от этого объяснять детям (доступность).

Не следует говорить детям, когда и какие книги автора были выпущены, какова очередность их выхода: это та информация, которая не будет воспринята дошкольниками в силу особенностей возраста.

Рассказ о зарубежном авторе советуем предварить сообщением о его стране, используя при этом какие-то необычные описания, факты, подкрепляя повествование иллюстрациями или фотографиями.

Полезно познакомить детей с портретом писателя. В ДОУ портрет нужно помещать в книжный уголок, где дети несколько дней могут разглядывать его, запоминая черты лица. Воспитатель, улучив момент, повторяет сам или просит детей повторить имя и фамилию автора. Но делать это надо неназойливо, чтобы не достичь обратного эффекта.

Рассматривая портрет или фотографии автора в разные моменты его жизни, можно обратить внимание детей на то, похож ли автор на своих героев. Можно поразмышлять с ребятами о чертах характера человека, пишущего для них свои произведения. Пусть эти рассуждения будут далеки от идеала, пусть у малышей не хватит слов для определения чего-либо, не важно. Важно создать прецедент: в лицо творца надо вглядеться, чтобы лучше понять и его самого, и то, что создано им. «Это… расширяет непосредственно-личностное ощущение художественного материала, приближает нас к его создателям, и, значит, парадоксальным образом что-то важное объясняет нам в самих книжках создавших вот такими (а не неизвестно какими) людьми».

В ДОУ можно собрать видео- и фонотеку, записав голоса писателей, читающих свои произведения, выступающих перед детьми, ведущих детские передачи по телевидению и радио.

Рассказывая об авторе, можно использовать автобиографические произведения, или воспоминания тех, кто его хорошо знал, что обязательно приблизит слушающих к писателю, сделает тон рассказа мягким, лиричным, проникновенным. Но во всем этом, как всегда, надо знать меру: не утомлять детей, не переигрывать в сообщении, не допускать излишнего драматизма и слащавости.

Рассказывая о писателе, рисуйте его словесный портрет (как выглядел, во что любил одеваться, какая обстановка окружала его), говорите о его пристрастиях, любимых занятиях, окружении.


Сообщать об авторе все сразу нецелесообразно. Имеющийся по годам материал можно разделить по годам жизни и пребывания ребенка в детском саду. Если вы читаете книгу по методу «чтение с продолжением», можно рассказывать фрагменты биографии перед каждым новым этапом чтения. Последующее обращение к биографии нужно начинать с воспоминаний о том, что уже известно детям. Воспитатель или родители сами напоминают то, о чем говорилось ранее, или задают краткие точные вопросы детям, чтобы в их памяти восстановить известные им эпизоды биографии автора.