Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Биография михаил Никанорович Просянников родился 14 ноября 1924 года в селе Репенка Алексеевского района Белгородской области. Учился сначала в Репенской начальной школе, а затем в Хохол-Троянской неполной средней школе




Скачать 50.27 Kb.
Дата08.07.2017
Размер50.27 Kb.
ТипБиография
БИОГРАФИЯ
Михаил Никанорович Просянников родился 14 ноября 1924 года в селе Репенка Алексеевского района Белгородской области. Учился сначала в Репенской начальной школе, а затем в Хохол-Троянской неполной средней школе. В то время начал писать стихи. Ещё в то время они начали публиковаться в районной газете.

После окончания семилетки поступил в Острогожское педучилище. Продолжал писать стихи, как говориться, в любую погоду и даже в дни, когда началась Великая Отечественная война. В неполные семнадцать лет пошёл воевать. Их, юношей, имеющих образование в пределах неполной средней школы и более, направили подальше на восток, «в учебку» - в полковую школу по подготовке сержантов-артиллеристов. В намеченный срок их выпустили из учебки сержантами-командирами орудий, но, тем не менее, на фронт не послали.

После демобилизации в октябре 1945 года начал свою педагогическую деятельность – воспитателем в детском доме. Этот детский дом вышел в передовые в области, а Михаилу Никаноровичу поручили выступить на всесоюзном совещании педагогов-детдомовцев с докладом о своём опыте работы. Его выступление прозвучало по радио, потом доклад был переделан в статью, которая была опубликована в одном центральном журнале.

В годы работы в Писаревском детском доме он познакомился с учительницей младших классов Полиной Алексеевной Каминской, которая после этого события стала на всю жизнь Просянниковой.

После успешного окончания заочного отделения Воронежского государственного университета (историко-филологического факультета) в 1953 году он получил новое назначение по службе – преподавателем русского языка и литературы в Давыдовскую среднюю школу. До этого момента Михаил Никанорович этот поселок видел только из окон вагонов поездов, следовавших из Острогожска до Воронежа и обратно. Сначала он ему казался хмурым, медвежьим уголком, а потом постепенно Просянников привык к своему месту жительства и даже в стихах стал признаваться в любви к нему.

Две причины определяли судьбу Михаила Никоноровича. Во-первых, это его поэтическая стихия. Но он не считал её главной. Ещё в детские годы он зазубрил: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан». А его стремление стать воспитателем действительно стало определяющим. Кроме того, он считал, что в школах учителя-воспитатели преимущественно должны быть мужчины, но если не все, то 50% обязательно.

Вот почему он избрал для себя вечно низкооплачиваемую профессию, вот почему пошёл работать не в престижный для мужчины высокооплачиваемый производственный цех, а в цех глубоко гуманитарный. Он избрал то, что избрал. И, ни в коем случае, не сожалел о своём выборе.

Предлагая своим ученикам темы сочинений. Он побуждал их не по исстари установившемуся шаблону писать-переписывать «преданья старины глубокой», а по-современному мыслить самостоятельно, своим умом толковать окружающую нас действительность, находить и видеть своё место в строю современной жизни.

Михаил Никанорович очень любил стихотворение «Давыдовка», гордился им и считал, что это самое главное произведение в его поэтическом творчестве. Гордился им потому, что оно стало песней о нашем родном посёлке. Алексей Тихонович Щукин переложил это его творение на музыку и, надо полагать, это получилось у него очень удачно.

Со временем он понял, что просто учить и просто сочинять стихи – мало, и он стал выходить за рамки уроков с конкретными общественными делами, заботами, наблюдениями. И натолкнули его на это очень важное начинание его же ученики. Ребята использовали его стихи в сочинениях, и он решил организовать в школе литературный кружок с поэтическим уклоном. И ребята охотно, с радостью поддержали его.

А потом они организовали краеведческий, поисковый кружок. За проведенную там большую краеведческую работу и хорошую организацию военно-патриотической пропаганды Давыдовской средней школе, в том числе и завучу, бывшему сержанту артиллерии Михаилу Никаноровичу Просянникову была объявлена благодарность райвоенкомата, которой он очень гордился. Конечно, отличник народного образования имеет и другие поощрения, но эта благодарность была воспринята, как военная награда.

Дальше – больше. В колхозе «Давыдовский», на овощесушильном заводе, в других коллективах Давыдовки и в городе-райцентре, в сёлах Лискинского района читал лекции о текущем моменте, о поэзии, о культуре и этике, об истории родного края. Вот так, день ото дня, расширялся круг его учительских и поэтических обязанностей.

Автор книги «Почетные лискинцы» Михаил Зюбин брал у него интервью:

- Михаил Никанорович, какое событие в своей жизни Вы бы хотели отметить особо, как наиболее выдающееся?

- Сборник стихов,- отвечал он с восторгом.

- А, поздравляю Вас, - спохватился Зюбин, но Михаил Никанорович уточнил:

- Как наиболее важное событие в своей жизни считаю недавно вышедший в свет сборник стихов Ивана Сафонова.

- ???


- Назовите мне учителя-поэта, который бы похвалился тем, что по собственному образу и подобию вывел своего воспитанника одновременно в учителя и поэта. А мой ученик-выпускник стал таковым! Больше того, Иван Саввич не просто учителем, а директором школы стал. И стихи пишет, да какие стихи!

…Сразу по приезду в Давыдовку учителя-молодожёны Михаил и Полина Просянниковы посадили у крыльца своего дома маленький прутик черемухи. Посадили так, для зелёного шума. Не знали молодые люди, что черёмуха эта станет свидетельницей и участницей их долголетней супружеской жизни. Здесь, под зелёнокудрой черемухой, Миша читал молодой своей супруге Поленьке стихи, здесь, под черемухой, они радовались своему первенцу – дочке Любе, а вскоре и сыночку Володе. Пришло время – из-под нависшей над крыльцом черемухи выпорхнули в большую жизнь Просянниковы второго поколения – Любовь Михайловна в Воронеже якорь бросила, работает врачом, а Владимир Михайлович – инженер в Нововоронеже. Судьба распорядилась так, что по гримеру родителей у каждого из детей родилось по девочке и по мальчику. И зашумели под родительской черёмухой праздники многочисленной просянниковской фамилии! А потом случилось такое, чего не вынесла кудрявая черемуха, отчего поседел Михаил Никанорович: умерла Полина Алексеевна.

Не скоро, не вдруг вышел из горестного оцепенения Михаил Никанорович, чуть было за черемухой-спутницей не иссохся от горя. А потом помаленьку, потихоньку оклемался. И в своём печальном житейском воскресении помогли ему житейские дела и заботы, раздумья о сегодняшнем и завтрашнем.

…Таким образом, военная, трудовая и общественная работа М.Н.Просянникова сложилась из трех основных ипостасей: война, учительство и местная краеведческая военно-патриотическая деятельность. Да, Михаил Никанорович был согласен с таким определением. Именно за эти дела, говорил он, я отмечен Родиной, руководством и общественностью. ЗА ВОЙНУ ПОЛУЧИЛ МЕДАЛЬ «За Победу над Германией», за учительскую работу – благодарность Облоно и за военно-патриотическое краеведение – благодарность от военкома. Это, очевидно, тот случай, когда деятельность человека выходит за обычные оценки содеянного. Здесь речь идёт уже не об орденах и медалях, не о чинах и денежных вознаграждениях, а о чем-то более важном, более весомом, которое в данной ситуации хочется обозначить термином – общественное признание.



Михаил Никанорович Просянников был исключительно честный и скромнейший из скромнейших души человек. Своей патриотической многолетней трудовой и общественной деятельностью, своими замечательными стихами о земляках и о малой родине своей вполне заслужил всеобщую общественную признательность, уважение и любовь своих современников и в Давыдовке, и во всем её окружении от Аношкино до Прияра.

9 сентября 1996 года решение сессии №53 районные депутаты присвоили М.Н. Просянникову звание «Почетный гражданин города Лиски и Лискинского района»