Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Биография и творческий путь




Скачать 277.35 Kb.
Дата02.07.2017
Размер277.35 Kb.

Г. Ибрагимов в Интернет




Сайт "Тысячелетие Казани" - http://www.1000kzn.ru/article/ru/668/402/
Краткая информация о Г. Ибрагимове (краткая биография и творческий путь).

Сайт Татарская электронная библиотека - http://www.kitap.net.ru/habutdinov14.php?s=2

О Галимджане Ибрагимове "Рождение татаризма".
Татар-информ- http://www.tatar-inform.ru/news/2012/03/12/307711/

12 марта 2012 125 лет назад родился Галимджан Ибрагимов

Галимджан Ибрагимов - классик татарской литературы, известный ученый-энциклопедист, внесший огромный вклад в развитие татарской науки и культуры.
Уфа Гид - http://ufa-gid.com/ocherki/volny-zhizni-galimdzhana-ibragimova.html

Волны жизни Галимджана Ибрагимова


Исламио -http://islamio.ru/news/culture/v_ufe_vspominayut_tatarskogo_prosvetitelya/

В Уфе вспоминают татарского просветителя.12.03.2012 исполнилось 125 лет со дня рождения классика татарской литературы, выдающегося уроженца Башкортостана Галимджана Гирфановича Ибрагимова.


Художник, воплотивший в своих произведениях основополагающие принципы социалистического реализма, критик и теоретик литературы, выдающийся ученый, просветитель, государственный и общественный, в том числе и религиозный деятель, он был пионером новой национальной культуры.
Галимджан Ибрагимов родился 12 марта 1887 года в семье муллы в деревне Султанмуратово Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне село Султанмуратово Аургазинского района. До 11 лет учился в сельской школе, затем – в Оренбурге в медресе Вали-муллы. Вскоре Галимджан Ибрагимов переехал в Уфу и поступил в высшее мусульманское учебное заведение – медресе "Галия".
Дебютировал автобиографическим рассказом "Изгнание из медресе Заки-шакирда"(1907). Учительствовал в Казахстане, на Кавказе, а в конце 1909 года приехал в Казань с намерениями поступить в университет. Но двери "храма науки" для политически неблагонадежного юноши были закрыты. В 1912 году он уехал в Киев, где в качестве вольнослушателя учился в университете.
Затем он вновь вернулся в уфимское медресе "Галия", только в качестве преподавателя. С осени 1913 по февраль 1914 года Галимджан Ибрагимов работал ответственным секретарем в татарском литературно-художественном журнале "Разум". В 1917 году совместно с Ф.Сайфи-Казанлы и Ш.Сунчалеем издавал газету "Ирек" ("Свобода"). Он становится одним из организаторов и руководителей партии татаро-башкирских мусульманских левых эсеров. В 1917-1918 годах избирается депутатом Милли Меджлиса. В 1918 году Галимджан Ибрагимов вместе с Муллануром Вахитовым и Шарифом Манатовым участвовал в организации Комиссариата по делам мусульман, был заместителем председателя Комиссариата. В 1919-1920 годы являлся членом Центральной мусульманской военной коллегии и одновременно руководил редколлегией отдела печати Центральной мусульманской военной коллегии и редколлегией отдела печати Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока, сотрудничал в журнале "Красный Восток".
С 1920 года Галимджан Ибрагимов работал в аппарате Наркомата просвещения ТАССР. В 1925 году возглавил Академический центр и одновременно являлся председателем Татарского бюро краеведения. Пятым съездом Советов Ибрагимов был избран членом Президиума ТатЦИКа и сыграл большую роль в образовании, развитии татарской культуры и народного просвещения.
В 1927 году он уезжает лечиться в Крым. Несмотря на тяжелое заболевание туберкулезом, Галимджан продолжает свою литературную и общественную деятельность. В 1928 году Ибрагимов избирается членом Государственной академии художественных наук СССР. 13 августа того же года решением ВЦИК СССР ему присваивается звание Героя Труда.
В 1937 году в Ялте по подозрению в "участии в контрреволюционной националистической организации и проведении вредительской работы, направленной на подрыв народного хозяйства республики", Галимджан Ибрагимов подвергается аресту и под конвоем доставляется в Казань. В скором времени его переводят в тюремную больницу и 21 января 1938 года писатель умирает в больничной палате. Имя его предается забвению, книги изымаются из библиотек. Только в сентябре 1955 года он был реабилитирован.
Галимджан Ибрагимов внес огромный вклад в развитие татарской культуры. Еще в 1910 году вышел первый сборник его рассказов "Начало весны". Огромную популярность получили повести "Судьба татарской женщины", "Старый батрак", "Дети природы", многочисленные рассказы. Творчество Ибрагимова оказало влияние на развитие художественной прозы тюркоязычных и других мусульманских народов.
В советские годы он написал и опубликовал такие произведения, как роман "Наши дни", посвященный первой русской революции, романтическую повесть "Сказание о красных цветах" - о судьбах людей в эпоху революционных бурь, новый вариант повести "Судьба татарки" - о бесправном положении женщины в классовом обществе, роман "Дочь степи" - о сложных процессах в дореволюционной казахской действительности, а также многоплановый роман "Глубокие корни", рисующий острую классовую борьбу за утверждение новых взаимоотношений людей. В 1974-1987 годы вышел восьмитомник произведений писателя. Его творчество оказало влияние на развитие художественной прозы тюркских народов и пользовалось большой популярностью. Только за период с 1918 по 1935 годы художественные произведения писателя выдержали 54 издания на десяти языках народов мира. Галимджан Ибрагимов выступал и с многочисленными публицистическими статьями, много времени уделял научной и педагогической деятельности. Увлеченно занимался исследованиями истории татарской литературы и языка. Он является автором трудов "Татарская грамматика", "Теория литературы".
Романтические искания Галимджана Ибрагимова - неотъемлемая страница духовного развития татарского народа. Внутренние монологи как средство психологического анализа в татарскую прозу впервые ввел именно он. Ибрагимов опирался на достижения русской классической литературы, многому учился у Максима Горького, преклоняясь перед мощью его таланта, развивал горьковские традиции. Ибрагимова нередко называли "татарским Горьким".
Тема романа "Дочь степи" подсказана писателю личными впечатлениями. Он работал учителем в казахских аулах и был покорен широтой души, свободолюбием и своеобразием культуры и быта казахского народа. С увлечением записывал казахские пословицы, поговорки, песни. Закончил работу над романом в 1911 году в Казани и представил его в издательство "Вакыт". Однако рукопись романа была конфискована и куда-то исчезла. В 1912-1913 годах писатель по черновикам восстановил текст романа, но во время ареста писателя рукопись вместе с другими бумагами вновь попала в руки охранки. Издать свое произведение Галимджан Ибрагимов смог только после революции, в 1924 году, внеся в текст небольшие изменения и добавления. Роман "Дочь степи" оказал большое влияние на творчество писателей братских народов, в первую очередь среднеазиатских.
Имя Галимджана Ибрагимова не забыто. В Уфе в честь него назван бульвар. В 1993 году на доме № 25 по бульвару Ибрагимова установлена мемориальная доска. На стене Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России (здание медресе "Галия") размещена памятная табличка о нем. В Казани существуют проспект и гимназия, носящие его имя, установлены памятник и бюст писателя. Имя Ибрагимова носит Институт языка, литературы и истории Казанского филиала АН РФ.
Республиканская юношеская библиотека РТ- http://www.ryltat.ru/+g_ibragimov.html

Г.Ибрагимов

Выдающийся писатель, классик татарской литературы, вписавший одну из блестящих страниц в ее историю, крупный филолог и историк, известный общественный деятель Галимджан Ибрагимов оставил глубокий след в духовной культуре татарского народа.


Родился Г.Ибрагимов в семье муллы, снявшего духовный сан и до конца жизни занимавшегося хлебопашеством. С 1898 по 1905 год учился в Оренбургском медресе. В период столыпинской реакции был организатором протеста передовой части шакирдов против схоластики в системе воспитания. "Медресе должно давать знания, пригодные для жизни",- говорил Г.Ибрагимов. За свободомыслие и решительную защиту новых идей, за организацию массового выступления шакирдов он был исключен из медресе. Вскоре переехал в Уфу и поступил в медресе Галия, считавшееся в то время высшим учебным заведением нового джадидского направления. Но и здесь Г.Ибрагимов вел энергичную работу среди шакирдов за коренное изменение существующих порядков, против отравления сознания шакирдов опиумом религии. Его ученическое сочинение "Коран от бога или нет?" - первый пылкий юношеский вызов богословской схоластике. В знак протеста против существующих порядков Г.Ибрагимов ушел из медресе. Несмотря на крайнюю бедность и лишения, много и упорно занимался самообразованием, изучал русский язык и литературу, готовился к вступительным экзаменам в университет. Однако осуществить мечту о высшем образовании не удалось…..
Старая Казань - http://www.иске-казан.рф/kazan-literaturnaya/167-galimdzhan-ibragimov

Галимджан Ибрагимов — один из ярких представителей советской национальной литературы, крупный общественный деятель, Ибрагимов рано пришел в революцию. Как человек передовых взглядов, он испытал аресты, тюрьмы, постоянный надзор полиции.

Первое литературное произведение писателя было издано в 1907 году, однако следующим его трудам «не повезло». В архивах царской охранки «затерялась» первая рукопись романа «Дочь степи» (1913 г.), запретила царская цензура издание и второго его романа «Наши дни» (1914 г.).

Это не было случайным явлением: в основу этих произведений были положены события из жизни народа в годы революции 1905 года, когда рушились в татарском обществе старые устои жизни и зарождались новые, революционные.

Огромное влияние на Г. Ибрагимова оказал Великий Октябрь. Служа революции, он вел большую пропагандистскую работу среди солдатских масс татар, редактировал революционные издания. С июня по сентябрь 1919 года, когда Колчак приближался к Волге, Г. Ибрагимов, изменив имя и внешность, выполнял особые задания в тылу колчаковских войск.

В период работы в Наркомнаце заместителем председателя Комиссариата по делам мусульман Г. Ибрагимов лично беседовал с В. И. Лениным, что не могло не отразиться на его творчестве. Позднее в Казани он возглавляет Академцентр Наркомпроса ТАССР, руководит работой творческой интеллигенции, переводит на татарский язык произведения В. И. Ленина, пишет научное исследование «Татары в революции 1905 года».

Есть на улице Кремлевская дом № 21, где в 1918—1924 годах в небольшой комнате жил Г. Ибрагимов. Здесь он подготовил к изданию ранее созданный роман «Наши дни», здесь написаны романы «Красные цветы» (1922 г.), новая редакция романа «Дочь степи» (1923г.).
Частыми гостями в этом доме были Хади Такташ, Кави Наджми, Гумер Гали, Габдрахман Минский — тогда еще молодые начинающие писатели.

В 1924 году Совнарком Татарии предложил писателю переехать в особняк на Комиссариатской улице (ныне дом 33 по ул. Муштари, бывшая ул. Комлева). Для рабочего кабинета отвели комнату с большим окном на первом этаже. По воспоминаниям жены Ибрагимова Эммугульсум Мухамедовой известна ее обстановка: посредине большой письменный стол, справа вплотную к стене этажерка красного дерева с книгами. Напротив окна большой шкаф с личным архивом. Два кресла. На столе письменный прибор, справа исписанные листы, слева — чистые. Весь необходимый справочный материал — на этажерке. Здесь часто бывали русские профессора И. Бороздин, А. Самойлович, здесь обсуждали эскизы к портрету Каюма Насыри, решались многие вопросы культурного строительства Татарии. В этом доме созданы роман «Глубокие корни» (1926 г.), монография по истории татарской литературы. В этом доме Ибрагимов с семьей прожил до середины апреля 1927 года, когда больной писатель вынужден был уехать в Ялту.

В 1927 году Президиум ВЦИК присвоил Галимджану Ибрагимову звание Героя Труда. Академия художественных наук избрала его своим действительным членом.

Галимджан Ибрагимов умер 21 января ,1938 года в Казани, оставив народу свои бессмертные произведения, вошедшие в золотой фонд многонациональной советской литературы. Имя Ибрагимова носят один из лучших проспектов Ново-Савиновского района Казани и Казанский институт истории, языка и литературы.

Казань. Путеводитель. Татарское книжное издательство, 1970 г.
Сайт, посвященный Г. Ибрагимову -http://gibrahimov.esy.es/

Биография



Писатель, ученый, общественный деятель Галимджан Гирфанович Ибрагимов родился 12 марта 1887 года в деревне Султанмуратово Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (сейчас Аургазинский район Республики Башкортостан). Первоначальное образование получил в сельском медресе и начальной русской школе. В 1906-1908 годы в Уфе он обучался в медресе «Галия». Первый рассказ Ибрагимова «Изгнание Заки-шакирда из медресе» появился в 1907 году в газете «Эль-Ислах. Среди первых рассказов «Жертвы любви», «Судьба татарки» (первый вариант) и исторический труд «Культура древнего ислама». В 1909 г. Г.Ибрагимов переезжает в Казань и решает посвятить себя литературному делу, а в 1912 году он публикует первое крупное произведение «Яшь йорэклэр»(«Молодые сердца»), принёсшее ему популярность. В этот период (1909-1912 гг.) в полную силу раскрывается его творческий потенциал. Он пишет рассказы «Яз башы» («Начало весны»), «Дингездэ («В море»), «Сею-сэгадэт» («Любовь-счастье» и др.) В 1915-1917 гг. Г.Ибрагимов преподает в медресе «Галия» в Уфе. В эти годы он пишет свои рассказы «Кетучелер» («Пастухи»), «Табигать балалары» («Дети природы» др.), роман «Безнец кеннэр» («Наши дни»); научно-педагогические работы «Грамматика татарского языка», «Новая литература», «Методика преподавания родного языка».
После Февральской революции в России в 1917 году Галимжан Ибрагим и Сайфи Файзи издают в Стерлитамаке татарскую газету «Ирек»(«Свобода»), а с сентября 1917 года — он редактирует татарскую газету «Безнен юл»(«Наш путь»). В мае 1922 года вышел в свет первый номер литературно-художественного и общественно-политического журнала на татарском языке «Безнен юл», предшественника нынешнего издания «Казан утлары». Через этот журнал, созданный по инициативе Галимжана Ибрагимова, татарский читатель впервые ознакомился с произведениями Х. Такташа, Ш.Камала, Ш.Усманова, К. Наджми, А.Кутуя и других писателей. Он являлся также одним из организаторов и редактором журнала»Магариф».
Г.Ибрагимов создает драму «Яца кешелар» («Новые люди»), повесть «Кызыл чачэклэр» («Красные цветы»), романы «Тирэн тамырлар» («Глубокие корни»), «Казакъ кызы» («Дочь степи»). Самые известные произведения Г. Ибрагимова- «Судьба татарской женщины» «Дети природы», романы «Молодые сердца», «Наши дни». Среди научных работ — «Татарская грамматика» (1911), «Теория литературы» (1916), «Методика преподавания родного языка» (1918).
Г. Ибрагимов — один из лидеров и создателей Партии татаро-башкирских мусульманских левых эсеров. В 1918 году он — один из организаторов Комиссариата по делам мусульман Внутренней России. В 1920-24 — сотрудник Издательского отдела Центрального бюро Коммунистических народов Востока при ЦК РКП(б), преподаватель Коммунистического университета в Казани. В 1925-1927 председатель Академического центра при Наркоме просвещения, координатор перевода и издания на татарский язык сочинений В. Ленина.
Последние годы жизни (с 1927 г.) в связи с болезнью Г.Ибрагимов провел в Крыму (Ялте), где был арестован и перевезен в Казань. Скончался он 21января 1938 года в тюремной больнице. Реабилитирован посмертно.
Электронное периодическое издание kiziltan.ru - http://ktrb.ru/ru/news/kyltyra-i-iskysstvo/8241.html 12.03.2012
Галимджан Ибрагимов был основателем новой национальной литературы

… исполнилось 125 лет со дня рождения классика татарской литературы,  выдающегося земляка Галимджана Гирфановича Ибрагимова. Даже емкое слово «писатель» не раскрывает полностью многогранную личность Ибрагимова, его роль в духовной истории татарского народа. Художник, воплотивший в своих произведениях основополагающие принципы социалистического реализма, критик и теоретик литературы, выдающийся ученый, государственный и общественный деятель, он был пионером новой национальной культуры.

Галимджан Ибрагимов родился 12 марта 1887 года в семье муллы в деревне Султанмуратово Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне село Султанмуратово Аургазинского района. До 11 лет учился в сельской школе, затем – в Оренбурге в медресе Вали-муллы, откуда за протест против схоластической системы воспитания был исключен.

Вскоре Галимджан Ибрагимов переехал в Уфу и поступил в высшее восточное мусульманское учебное заведение – медресе «Галия», из которого его тоже исключили за выступление против администрации.

Он учительствовал в Казахстане, на Кавказе, а в конце 1909 года приехал в Казань с намерениями поступить в университет. Но двери «храма науки» для политически неблагонадежного юноши были закрыты. В 1912 году он уехал в Киев, где в качестве вольнослушателя учился в университете.

С осени 1913 по февраль 1914 года Галимджан Ибрагимов работал ответственным секретарем в татарском литературно-художественном журнале «Разум». В 1917 году совместно с Ф.Сайфи-Казанлы и Ш.Сунчалеем издавал газету «Ирек» («Свобода»). Он становится одним из организаторов и руководителей партии татаро-башкирских мусульманских левых эсеров. В 1917-1918 годах избирается депутатом Милли Меджлиса. В 1918 году Галимджан Ибрагимов вместе с Муллануром Вахитовым и Шарифом Манатовым участвовал в организации Комиссариата по делам мусульман, был заместителем председателя Комиссариата. В 1919-1920 годы являлся членом Центральной мусульманской военной коллегии и одновременно руководил редколлегией отдела печати Центральной мусульманской военной коллегии и редколлегией отдела печати Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока, сотрудничал в журнале «Красный Восток».

С 1920 года Галимджан Ибрагимов работал в аппарате Наркомата просвещения ТАССР. В 1925 году возглавил Академический центр и одновременно являлся председателем Татарского бюро краеведения. Пятым съездом Советов Ибрагимов был избран членом Президиума ТатЦИКа и сыграл большую роль в образовании, развитии татарской культуры и народного просвещения.

В 1927 году он уезжает лечиться в Крым. Несмотря на тяжелое заболевание туберкулезом, он продолжает свою литературную и общественную деятельность. В 1928 году Ибрагимов избирается членом Государственной академии художественных наук СССР. 13 августа того же года решением ВЦИК СССР ему присваивается звание Героя Труда.

В 1937 году в Ялте по подозрению за «участие в контрреволюционной националистической организации и проведении вредительской работы, направленной на подрыв народного хозяйства республики», Галимджан Ибрагимов подвергается аресту и под конвоем доставляется в Казань. В скором времени его переводят в тюремную больницу и 21 января 1938 года писатель умирает в больничной палате. Имя его предается забвению, книги изымаются из библиотек. Только в сентябре 1955 года он был реабилитирован.
Галимджан Ибрагимов внес огромный вклад в развитие татарской культуры. Еще в 1910 году вышел первый сборник его рассказов «Начало весны». Огромную популярность получили повести «Судьба татарской женщины», «Старый батрак», «Дети природы», многочисленные рассказы. Творчество Ибрагимова оказало влияние на развитие художественной прозы тюркоязычных народов.

В советские годы он написал и опубликовал такие произведения, как роман «Наши дни», посвященный первой русской революции, романтическую повесть «Сказание о красных цветах» - о судьбах людей в эпоху революционных бурь, новый вариант повести «Судьба татарки» - о бесправном положении женщины в классовом обществе, роман «Дочь степи» - о сложных процессах в дореволюционной казахской действительности, а также многоплановый роман «Глубокие корни», рисующий острую классовую борьбу за утверждение новых взаимоотношений людей. В 1974-1987 годы вышел восьмитомник произведений писателя. Его творчество оказало влияние на развитие художественной прозы тюркских народов и пользовалось большой популярностью. Только за период с 1918 по 1935 годы художественные произведения писателя выдержали 54 издания на десяти языках народов мира. Галимджан Ибрагимов выступал и с многочисленными публицистическими статьями, много времени уделял научной и педагогической деятельности. Увлеченно занимался исследованиями истории татарской литературы и языка. Он является автором трудов «Татарская грамматика», «Теория литературы».

Романтические искания Галимджана Ибрагимова - неотъемлемая страница духовного развития татарского народа. Внутренние монологи как средство психологического анализа в татарскую прозу впервые ввел именно он. Ибрагимов опирался на достижения русской классической литературы, многому учился у Максима Горького, преклоняясь перед мощью его таланта, развивал горьковские традиции. Ибрагимова нередко называли «татарским Горьким».

Тема романа «Дочь степи» подсказана писателю личными впечатлениями. Он работал учителем в казахских аулах и был покорен широтой души, свободолюбием и своеобразием культуры и быта казахского народа. С увлечением записывал казахские пословицы, поговорки, песни. Закончил работу над романом в 1911 году в Казани и представил его в издательство «Вакыт». Однако рукопись романа была конфискована и куда-то исчезла. В 1912-1913 годах писатель по черновикам восстановил текст романа, но во время ареста писателя рукопись вместе с другими бумагами вновь попала в руки охранки. Издать свое произведение Галимджан Ибрагимов смог только после революции, в 1924 году, внеся в текст небольшие изменения и добавления. Роман «Дочь степи» оказал большое влияние на творчество писателей братских народов, в первую очередь среднеазиатских.

«Казахи считают Ибрагимова своим писателем, - писал академик Сабит Муканов. - Имя Галимджана Ибрагимова, замечательного писателя и человека, навсегда вошло в историю нашей многонациональной социалистической культуры».

Имя Галимджана Ибрагимова не забыто. В Уфе в честь него назван бульвар. В 1993 году на доме №25 по бульвару Ибрагимова установлена мемориальная доска. В Казани существуют проспект и гимназия, носящие его имя, установлены памятник и бюст писателя. Имя Ибрагимова носит Институт языка, литературы и истории Казанского филиала АН РФ.


Мир знаний - http://mirznanii.com/a/136813/ibragimov-galimdzhan-girfanovich

Ибрагимов Галимджан Гирфанович

СОДЕРЖАНИЕ: Ибрагимов Галимджан Гирфанович - писатель, многогранная личность, художник и духовный учитель татарского народа. Воплощение основополагающих принципов социалистического реализма в произведениях писателя. Работа в журналах и политическая деятельность.

Ибрагимов Галимджан Гирфанович

Содержание

1. Биография

2. Работа в журналах и политическая деятельность

3. Литературная деятельность

4. Память

Список литературы

1. Биография

Даже ёмкое слово «писатель» не раскрывает многогранной личности Галимджана Ибрагимова, его роли в духовной истории татарского народа. Художник, воплотивший в своих произведениях основополагающие принципы социалистического реализма, крупный критик и теоретик литературы, выдающийся учёный, государственный и общественный деятель, он был пионером новой национальной культуры.

Ибрагимов Галимджан Гирфанович (1887-1938).

Родился 12 марта 1887 г. в семье муллы в деревне Султан-Муратово Стерлитамакского уезда. До 11 лет учился в сельской школе, затем – в Оренбурге в медресе Вали-муллы, откуда за протест против схоластической системы воспитания был исключен.

Схола́стика (греч. «учёный, школьный») — систематическая средневековая философия представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Вскоре Г. Ибрагимов переехал в Уфу и поступил в высшее восточное мусульманское учебное заведение – медресе “Галия”, из которого его тоже исключили за выступление против администрации.

Г. Ибрагимов учительствовал в Казахстане, на Кавказе, а в конце 1909 г. приехал в Казань с намерениями поступить в университет (он жил на ул. Армянская, ныне Спартаковская, д. 15). Но двери “храма науки” для политически неблагонадежного татарского юноши были закрыты. В 1912 г. он уехал в Киев, где в качестве вольнослушателя учился в университете.

2. Работа в журналах и политическая деятельность

Ибрагимов писатель татарский творчество

С осени 1913 г. по февраль 1914 г. Г. Ибрагимов работал ответственным секретарем в татарском литературно-художественном журнале “Разум”. В 1917 г. совместно с Ф. Сайфи-Казанлы и Ш. Сунчалеем издавал газету “Ирек”. Г. Ибрагимов – один из организаторов и руководителей Партии татаро-башкирских мусульманских левых эсеров. В 1917-1918 гг. он избирался депутатом Милли Меджлиса. В 1918 г. Г. Ибрагимов вместе с М. Вахитовым и Ш. Манатовым участвовал в организации Комиссариата по делам мусульман, был заместителем председателя Комиссариата. В 1919-1920 гг. он являлся членом Центральной мусульманской военной коллегии и одновременно руководил редколлегией отдела печати Центральной мусульманской военной коллегии и редколлегией отдела печати Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока , сотрудничал в журнале “Красный Восток”.

С 1920 г. Ибрагимов работал в аппарате Наркомата просвещения ТАССР. В 1925 г. он возглавил Академический центр и одновременно являлся председателем Татарского бюро краеведения. Пятым съездом Советов Ибрагимов был избран членом Президиума ТатЦИКа. Он сыграл большую роль в образовании, развитии татарской культуры и народного просвещения.

С 1918 г. по 1924 г. Ибрагимов жил в доме 21 по ул. Чернышевского (ныне ул. Кремлевская). Позднее жил в доме 33 по ул. Комиссариатская (ныне ул. Муштари). В 1927 г. он уехал лечиться в Крым. Несмотря на тяжелую болезнь (туберкулез), он продолжил свою литературную и общественную деятельность. В 1928 г. Ибрагимов избирался членом Государственной академии художественных наук СССР. 13 августа 1928 г. ему было присвоено звание Героя Труда.

В 1937 г. в Ялте по подозрению в “участии в контрреволюционной националистической организации и проведении вредительской работы, направленной на подрыв народного хозяйства республики”, Г. Ибрагимов был арестован и под конвоем доставлен в Казань. В скором времени его перевели в тюремную больницу. 21 января 1938 г. писатель умер в больничной палате тюрьмы .

Галимджан Ибрагимов внес огромный вклад в развитие татарской культуры. Он был талантливым писателем. Широко известны его романы “Молодые сердца” (1912), “Наши дни” (1919), “Глубокие корни” (1928) “Дочь степи” (1934). В 1974-1987 гг. вышел 8-томник произведений писателя. Его творчество оказало влияние на развитие художественной прозы тюркских народов и пользовалось большой популярностью. Только за период с 1918 г. по 1935 г. художественные произведения писателя выдержали 54 издания на десяти языках народов мира. Г. Ибрагимов выступал с многочисленными публицистическими статьями. Вместе с тем он много времени уделял научной и педагогической деятельности. Увлеченно занимался исследованиями истории татарской литературы и языка. Он является автором трудов “Татарская грамматика”, “Теория литературы” и др.

3. Литературная деятельность

В 1910 вышел первый сборник рассказов «Начало весны» («Яз башы»). Написал рассказы и повести «Судьба татарской женщины», «Старый батрак» («Карт ялчы», 1912), «Дети природы» («Табигать балалары», 1914), романов «Молодые сердца» («Яшь йэрэклэр», 1912), «Наши дни» («Безнен кеннэр», 1920) и др. Его творчество оказало влияние на развитие художественной прозы тюркоязычных народов.

Романтические искания Г.Ибрагимова и его современников-неотъемлемая страница духовного развития татарского народа. Романтическая заостренность и яркость образов дополнилась в первом романе Ибрагимова реалистической полнотой характеров. Внутренние монологи как средство психологического анализа в татарскую прозу впервые ввел именно Г.Ибрагимов. Он опиралсяна достижения русской классической литературы, особенно Л.Н.Толстого.

Ибрагимов многому учился у Горького, преклоняясь перед мощью его таланта, развивал горьковские традиции. Ибрагимова нередко называли «татарским Горьким».

Тема романа «Дочь степи» подсказана писателю личными впечатлениями. Он работал учителем в казахских аулах и был покорён широтой души, свободолюбием и своеобразием культуры и быта казахского народа. С увлечением записывал казахские пословицы, поговорки, песни. Первые главы романа он написал в 1990, когда работал на урале, на Миасском заводе. Закончил работу над романом в 1911 году в Казани и представил его в издательство «Вакыт». Однако рукопись романа была конфискована и куда-то исчезла. В 1912-1913 годах писатель по черновикам восстановил текст романа, но во время ареста писателя рукопись вместе с другими бумагами вновь попала в руки охранки. Издать своё произведение Г.Ибрагимов смог только после революции, в 1924 году, внеся в текст небольшие изменения и добавления.

Роман «Дочь степи» оказал большое влияние на творчество писателей братских народов, в первую очередь среднеазиатских.


«Казахи считают Г.Ибрагимова своим казахским писателем, -писал академик Сабит Муканов. -Имя Галимджана Ибрагимова замечательного писателя и человека, навсегда вошло в историю нашей многонациональной социалистической культуры.»

В татарской критике не раз указывалось, что роман «Глубокие корни» по композиционному построению напоминает детективные произведения. Но это сходство чисто внешне. По своему содержанию роман Г.Ибрагимова-это большое многоплановое эпическое полотно, показывающее напряженность классовой борьбы в деревне после победы Октябрьской революции, вскрывающее «глубокие корни» социальных противоречий и проникнутое предчувствием новых кардинальных перемен.

Широта и разнообразие человеческих характеров, глубина социально-философского осмысления действительности в богатом творческом наследии Г.Ибрагимова объясняют долговечность и притягательную силу его произведений.

4. Память

Имя Г. Ибрагимова носит Институт языка, литературы и истории Казанского филиала АН РФ.

Перед татарской гимназией № 17 (бывшей школой № 89) на ул. Восстания в 1967 г. ему установлен памятник.

Имя выдающегося общественного деятеля в Казани носит проспект Ибрагимова, который пересекает Ново-Савиновский и Московский районы города.

Список литературы

1.Казань1980. Галимджан Ибрагимов «Молодые сердца»

2.Москва 1987. Галимджан Ибрагимов «Глубокие корни»



E-HISTORY.KZ - http://e-history.kz/media/upload/1466/2014/07/28/824ad55e801e702a64559028e7d00d3c.pdf

Ганиева Р.К. Творчество Галимджана Ибрагимова в контексте западно-восточных литератур: к 125-летию Г. Ибрагимова. 




FB- http://fb.ru/article/286209/galimdjan-ibragimov---tatarskiy-pisatel-i-yazyikoved-biografiya-nauchnaya-i-prepodavatelskaya-deyatelnost

Галимджан Ибрагимов - татарский писатель и языковед: биография, научная и преподавательская деятельность Автор Елена Степаненко


Казанские истории- http://history-kazan.ru/9762-1250

материал о родословной семьи Ибрагимовых, присланный из Уфы. Он написан Маратом Хаковичем Ибрагимовым.

Будучи двоюродным племянником писателя, Марат Хакович много лет собирает материалы о нем. К этому поиску подключено и молодое поколение уфимских родственников Галимджана Гирфановича. На нашем сайте размещено несколько материалов об известном общественном деятеле революционного времени. Одна публикация написана на основе очерков Б. Султанбекова и А. Хабутдинова, вторая – результат исследования М.Х. Ибрагимова о селе, в котором 125 лет назад родился его знаменитый предок.

Третий материал – о пребывании Галимджана Ибрагимова в Казахстане, написанный Ахметом Токтабаем из Казахстана, кандидатом исторических наук, ведущим научным сотрудником Института истории и этнологии Академии наук, вызвал немало вопросов у Марата Хаковича, и он все это время пытается найти на них ответ.

Дело в том, что этому факту нет подтверждения ни в официальных, ни в неофициальных источниках, а на его запрос в Казахстан до сих пор нет ответа. В своем последнем письме в редакцию Марат Хакович пишет о том, что продолжает «раскопки» в этом направлении.   Уфимские родственники готовы приехать на юбилейные мероприятия в Казань.

Наша родословная связана со знаменитым человеком – Ибрагимовым Галимджаном Гирфановичем, которому 12 марта 2012 года исполняется 125 лет. Будучи уроженцем Башкирии, он многое сделал для ее становления и развития.

Являясь потомками Галимджан Ибрагимова, мы сами проявили большую заинтересованность: кто же мы, Ибрагимовы, откуда мы появились в Башкирии, откуда исходят наши корни? До последнего времени имеющиеся сведения были основаны на коммунистической идеологии и выражали единственную и «верную» точку зрения. Тем более, как оказалось, за последние 25 лет практически никто из ученых не пересматривал имеющиеся документы и материалы, а также изданные материалы о Галимджане Ибрагимове. Это при том, что в Казани существует институт, более 40 лет носящий его имя!

К тому же за 250 лет существования малой родины Галимджана Ибрагимова – села Султанмуратово – его история не была раскрыта.

Все это привело нас к необходимости заняться поисковой работой по составлению родословной Ибрагимовых. Этому способствовало и то, что ранее никто и нигде в полном виде не представлял нашу родословную, хотя в память о Галимджане Ибрагимове  названы бульвар в Уфе, улица в селе Толбазах, его именем названы институт и проспект в Казани. Поэтому у нас появился неподдельный интерес к выполнению этой работы.

Надо отметить, что в немалой степени составлению родословной способствовали сохранившиеся в моем личном архиве Ибрагимова большое количество документов, которые мне достались от отца – Ибрагимова Габделхака (по паспорту Хак) Нурыгатовичем (по паспорту Азизджанович).

Родословная Ибрагимовых на сегодняшний день насчитывает 12 колен Первоначальные сведения о нашей родословной мы почерпнули из чернового варианта Хака Азизджановича Ибрагимова. Эти сведения датированы 30 марта 1967 года, документ им написан собственноручно. В настоящее время документы и сама родословная 1967 года хранятся в моем личном архиве.

Продолжая начатые поиски, мы смогли собрать многочисленные сведения из всевозможных источников, включая семейные архивы родственников. В настоящее время нами установлено более 300 родственников Ибрагимовых только по мужской линии. Подтверждая вышесказанное, приводим фрагмент записей первого директора музея Галимджана Ибрагимова, расположенного в селе Султанмуратово Аургазинского района Республики Башкортостан – нашей малой родины.


Генеалогия и архивы / Деревни / Аургазинский / Султанмуратово -
http://ufagen.ru/places/aurgazinskiy/sultanmuratovo.html -
Деревня Султанмуратово - родина выдающегося советского татарского писателя Галимжана Ибрагимова (1887-1937 гг.). Деревня носит имя мишарского старшины Ногайской и Сибирской дорог Султанмурата Янышева (сын его Нигматулла). Деревня возникла в 1761 г., когда мишари приобрели землю у меркитминских башкир путем покупки.


Сайт Памятники истории и культуры народов Российской Федерации Федерального агентства по культуре и кинематографии - http://www.kulturnoe-nasledie.ru/catalog/_region/16/_city/0/_page/2/ на страничке
nasledie.ru/catalog/_region/16/1600034000/ информация о доме, в котором жил писатель Галимжан Ибрагимов (Памятники истории Комлева ул., 33)


Произведения Г.Ибрагимова

Татарская электронная библиотека http://kitap.net.ru/ibragimov.php

в электронном виде тексты некоторых произведений Г. Ибрагимова (Кызыл чәчәкләр, Адәмнәр, Казак кызы)



RUTRACKER - http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5195271

Дочь степей


Исследовательские материалы
Диссертации, рефераты и т.п.
DISSLIB - http://disslib.ru/catalog/83/19168
Диссертационное исследование "Формирование и эволюция общественно-политический и исторический взглядов Галимджана Ибрагимова"


DISSLIB -http://disslib.ru/catalog/52/9675
Саляхова З.Г. Диссертационное исследование "Натурализм в творчестве Галимджана Ибрагимова"

То же


http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/31706/010604_6.pdf?sequence=-1

  • Уфа Гид
  • Республиканская юношеская библиотека РТ
  • Сайт, посвященный Г. Ибрагимову
  • Электронное периодическое издание kiziltan.ru
  • Генеалогия и архивы / Деревни / Аургазинский / Султанмуратово
  • Сайт Памятники истории и культуры народов Российской Федерации Федерального агентства по культуре и кинематографии
  • Произведения Г.Ибрагимова Татарская электронная библиотека
  • Кызыл чәчәкләр, Адәмнәр, Казак кызы
  • DISSLIB
  • Электронная библиотека «Веда»
  • Дипломы, курсовые, рефераты..
  • Габидуллина Ф. И., Мингазова Р.А. Тема любви в рассказе Г. Ибрагимова «Любовь –счастье» : доклад . DIPLOMBA