Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Биография. Детство. Учеба в Буссето. Учеба в Милане (1831). Первые оперы. Оперы 40-х годов




Скачать 60.77 Kb.
Дата25.06.2017
Размер60.77 Kb.
ТипБиография
ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ.

(1813 – 1901)
Биография.
1. Детство. Учеба в Буссето.

2. Учеба в Милане (1831).

3. Первые оперы.

4. Оперы 40-х годов.

5. Оперы 50-х годов.

6. Оперы 60-х годов.

7. Последние оперы.

8. Верди и Бойто.



Тема 42. Эволюция оперного творчества Верди.
Дж. Верди начал свой творческий путь в 1839 г. Постановкой оперы «Оберто, граф Сан-Банифачо». Эта и следующая опера «Мнимый Станислав» еще очень сырые и являются «пробой пера».

Третья опера «Навуходоносор» (или в итальянской традиции «Набукко»), поставленная в 1841 г. Открыла десятилетие ранних романтических опер. Героико-патриотическая идея «Набукко» вдохновила Верди на создание страстной, приподнятой музыки. Изложенная в библейском сюжете повесть о страданиях угнетенного еврейского народа воспринималась публикой в переложении на современную ситуацию, связанную с порабощением севера Италии Австрией. Мужественные, волевые мелодии из оперы становились призывными революционными песнями.

Вслед за этой появился целый ряд опер, имевших сходные черты. Это были:

«Ломбардцы» – 1843 г.

«Эрнани» – 1844 г.

«Двое Фоскари» – 1844 г.

«Жанна д’Арк» – 1845 г.

«Альзира» – 1845 г.

«Атилла» – 1846 г.

«Макбет» – 1847 г.

«Разбойники» – 1847 г.

«Корсар» – 1848 г.

«Битва при Леньяно» – 1849 г.

«Луиза Миллер» – 1849 г.

«Стифелио» – 1850 г.

Верди начал 40-е годы с позиций революционного романтизма. Его привлекает воплощение резких жизненных контрастов, предельно заостренных противопоставлений. Нередко это приводило к использованию мелодраматических эффектов, необычных, исключительных положений и ситуаций. Но как художника-романтика Верди влечет к себе выражение именно этого необычного и исключительного. Он обращается к данной сфере для передачи высоких гражданских , патриотических идей. Его ранние произведения не лишены существенных недостатков – их либретто часто сумбурны, конфликты намечены схематично, без должной психологической мотивировки, индивидуальные характеристики довольно бедны, стереотипно построение арий, примитивная гармония.

Однако в их музыке есть и новое качество, прославившее Верди. Новые идейные задачи родили новый интонационный склад музыки – родилась героическая мелодика, обладающая мужественной энергией, упругой ритмикой, стремительным развитием.

Новые творческие искания проявились в «Эрнани». Верди здесь занимает проблема героического характера, раскрываемого в остро конфликтных ситуациях.

Примечательна в этом периоде опера «Луиза Миллер». Ее бытовой сюжет и лирическая трактовка вызвали особые средства музыкально-драматургического воплощения, обогатившие творческий стиль Верди. Новые тенденции получили развитие в следующем периоде.

В десятилетие 50-х годов изменяются темы и образы опер Верди. Он не отходит от гражданской тематики, но дает ей новое толкование. Темы свободолюбия, борьбы с насилием он теперь трактует в социальном разрезе, делая акцент на личной драме героев. Миру лжи и коварства, миру знати он противопоставляет мир униженных и угнетенных – людей чистых сердцем. Так в его оперы входит реалистическая тема социального неравенства.

До сих пор Верди-романтик обращался к воплощению исключительных событий, необычных обстоятельств и характеров. Теперь его интересуют судьбы простых, рядовых людей, хотя и поставленных в драматически заостренные положения.

В связи с новым подходом в операх произошло углубление психологического начала. В музыкальной драматургии ведущим становится метод реализма.

Первая вершина реализма – оперы «Риголетто» (1851), «Трубадур» (1853) и «Травиата» (1853).

Среди новаторских приемов в этих операх можно назвать методы разработки сквозного музыкально-драматического развития, способствующие целостности структуры оперы, драматизацию арии путем внедрения в нее речитативных моментов, слияния элементов декламационности и песенности, возрастание значения диалогических сцен, усиления драматической функции оркестра.

Эти качества развиваются и углубляются в последующих операх: «Сицилийская вечерня» (1855), «Симон Бокканегра» (1857), «Бал-маскарад» (1859).

В 60-е годы Верди создает оперы «Сила судьбы (1862) для Санкт-Петербурга и «Дон Карлос» (1867) для Парижа. Оба произведения написаны в широкой декоративной манере. Различные картины жизни, резкие непримиримые контрасты нагромождены в кажущемся беспорядке. Однако характер музыкальной разработки образов действующих лиц и драматических ситуаций говорит о дальнейшем углублении реалистического метода Верди. Стал тоньше и богаче гармонический язык композитора, разнообразнее приемы использование оркестра, органичнее его слияние с вокальной партией.

В 1871 г. Была написана опера «Аида» по заказу Египетского правительства. В ней Верди воспевает всеобъемлющее чувство любви, столкнувшееся с обстоятельствами долга. В опере возросло драматургическое значение диалогических сцен, что обусловлено остро конфликтным содержанием драмы, используются приемы интонационных или тональных перекличек, что придает всей форме целостность.

Опера «Отелло» (1887) – высшее реалистическое достижение Верди, одно из лучших произведений любовной оперной классики.

Средствами своего искусства композитор сумел передать подлинный дух шекспировской трагедии, хотя, закономерностям специфики музыкальной драматургии, в опере выпущен ряд побочных моментов и сцен, разворот событий дан более сжато и стремительно, противопоставления характеров и драматических ситуаций резко обозначены.

Верди нашел в «Отелло» идеальное соотношение между речитативно-декламационным и песенно-ариозным началом. Поэтому в опере ограничены переходы от речитативных форм к ариозным. К тому же мелодическая щедрость Верди не иссякала, и он не отошел от народно-песенных истоков, которыми пропитана музыка его творений. Одновременно смелее и ярче стал ее гармонический склад, гибче и разнообразнее тональное движение. Все это помогло передаче эмоциональных оттенков, обрисовке богатства душевного мира героев.

Колоритнее и разнообразнее стал также оркестр Верди, не потерявший однако своих индивидуальных качеств – сочного и мужественного звучания «чистых» тембров, ярких сопоставлений контрастирующих групп, светлого и прозрачного колорита, мощной динамики. А главное – оркестр приобрел значение равноправного участника действия и в той же мере проникся песенностью, в какой вокальная партия – декламационностью.

«Фальстаф» (1893) – последняя опера Верди. В ней использовано содержание комедии «Виндзорские проказницы» Шекспира. Произведение восьмидесятилетнего мастера поражает юношеской жизнерадостностью, причудливым сочетанием веселой буффонады и острой сатиры со светлой шутливой лирикой. В пестрой смене эпизодов, где большую роль играют мастерские ансамбли, возрастает объединяющая роль оркестра. Но оркестр не заслоняет, а оттеняет богатство мелодических характеристик вокальных партий.

Написав большое количество опер, Верди на всем протяжении своего творческого пути оставался верен своим эстетическим идеалам.

1. Он стремился к воплощению драмы «сильной, простой, значительной». Правдивые и рельефные драматические ситуации, остро очерченные характеры – вот что, по мнению Верди, главное в оперном сюжете. И если в произведениях раннего романтического периода развитие ситуаций не всегда способствовало последовательному раскрытию характеров, то к 50-м годам композитор ясно осознавал, что углубление этой связи служит основанием для создания жизненно правдивой музыкальной драмы.

2. Сюжет для Верди – средство действенного раскрытия идеи произведения. Он активно руководил действиями либреттиста, добиваясь нужного звучания стиха.

3. При создании музыки Верди имел ввиду возможности ее сценического воплощения. Он всегда выступал за полное слияние музыка и драмы, правильное отражение музыки театрально-сценическими средствами.


Основные положения оперной реформы Верди.

1. Требования к либретто – немногословность, лаконичность, оттенение музыки.

2. Разработка характеров оперных героев, показ психологического начала.

3. Яркие чувства и страсти, драматизм.

4. Господство вокальной сферы.

5. Сквозная драматургия, постоянное движение действия.

6. Как следствие – отказ от номерной структуры, отказ от статичных сольных номеров (появление монологов, рассказов и т.п.)

7. Тенденция к ариозно-декламационному стилю.

8. Индивидуализация музыкальных характеристик, сохранение этого принципа в ансамбле.

9. Тонкая лейтмотивная драматургия.



10. Драматургическая роль оркестра.

  • Тема 42. Эволюция оперного творчества Верди.