Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Биография Детские годы. Начало композиторской деятельности




Скачать 43.82 Kb.
Дата06.07.2017
Размер43.82 Kb.
ТипБиография
Рихард Вагнер

(1813 – 1883)
Биография
1. Детские годы.

2. Начало композиторской деятельности (1833 г.).

3. Пребывание в Париже (1838 – 1842)

4. Дрезденский период (1842 – 1849)

5. Теоретические взгляды Вагнера

6. Швейцарский период (1849 – 1861)

7. Мюнхенский период (1864 – 1866)

8. Байрей1тский период (1842 – 1883)


Тема 41. Эволюция оперного творчества
Вагнер – одна из наиболее противоречивых фигур в музыкальной культуре XIX века. Он вошел в историю музыки как реформатор оперного искусства, как создатель музыкальной драмы, резко отличающейся от обычной традиционной оперы. Взгляды его на сущность оперного спектакля складывались постепенно, на протяжении многих лет.

Его оперы появились в следующем порядке:

«Риенци» – 1839 г.

«Летучий голландец» – 1842 г.

«Тангейзер» – 1845 г.

«Лоэнгрин» – 1848 г.

«Тристан и Изольда» – 1859 г.

«Нюрнбергские мейстерзингеры» – 1867 г.

«Кольцо нибелунга» – 1876 г.

«Парсифаль» – 1882 г.

Две ранние оперы («Феи» и «Запрет любви») еще не носили черт индивидуальности композитора. В опере «Риенци» Вагнер обратился к традиции большой французской оперы. Однако и в ней при наличии эффектной выразительности еще сильны подражательские моменты и воздействие итальянской мелодики.

В «Летучем голландце» уже намечаются характерные признаки вагнеровской музыкальной драмы. Вагнер здесь стремится преодолеть законченные отдельные номера старой оперы и превратить их в драматические сцены, повысить драматургическую роль оркестра.

Он закладывает основу своей лейтмотивной системы. К тому же эта опера носит ярко романтический характер, раскрывая идею скитания и всемогущества любви.

Оперы «Тангейзер» и «Лоэнгрин» являются вершиной творчества Вагнера в 40-е годы. Вагнер воплотил в них идеи, чувства и мысли, волновавшие в тот период передовую интеллигенцию: в «Тангейзере» – борьба за свободное проявление земного человеческого чувства, противопоставляющего себя аскетической морали; в «Лоэнгрине» – невозможность достижения светлого идеала в мире фальши, лжи и коварства, – а это есть не что иное, как аллегорическое изображение печальной участи непонятого художника в современных Вагнеру общественных условиях.

Что касается принципов музыкальной драматургии, то Вагнер развивает дальше в этих операх тенденции, заключенные уже в «Летучем голландце»: легендарно-мифологический сюжет, перерастание отдельных законченных номеров в большие драматические сцены, непосредственно переходящие одна в другую; превращение сольной арии в монолог или рассказ, дуэта – в диалог, громадное развитие оркестровой партии и тем самым симфонизация оперы, лейтмотивизм. Вмести с тем Вагнер здесь еще не приходит к крайностям своих поздних музыкальных драм. В лучших страницах музыки этих опер с огромной силой выразительности правдиво воплощены человеческие страсти – любовь, восторг, печаль, страдание; с исключительной яркостью противопоставлены противоположные конфликтные музыкально-сценические образы.

Следующая опера«Тристан и Изольда» – одно из высших достижений музыкального гения Вагнера. Это – трагедия любви, почти изолированной от окружающего мира, жаждущей в «царстве ночи» и в смерти найти успокоение. Атмосфера ночи, напоенной томлениями, погружающей влюбленных в состояние небытия, пронизывает почти всю драму, в которой почти нет сценического действия, и лишь средствами музыки раскрываются муки и страдания героев. Здесь в наибольшей мере Вагнер превратил драму в вокально-симфоническую поэму. Принцип «бесконечной мелодии», основанной на сплошном, непрерывном течении музыки, без закругленных форм наиболее последовательно проводится в «Тристане». Напряженная, изысканная хроматика, непрерывные модуляции, многочисленные секвенции, альтерированные гармонии, сплошная текучесть музыки, отсутствие ясных цезур – таков стиль «Тристана и Изольды».



«Нюрнбергские мейстерзингеры» – полная противоположность предыдущей опере. Она оптимистическая, ясная, радостная.

Главный стержень оперы – борьба передового народного искусства с мертвой схоластикой и рутиной. Сюжет оперы обусловил ее тесную связь с народной немецкой музыкой. В отличие от других поздних произведений Вагнера в этой опере наряду с огромной ролью оркестра ведущее значение имеет вокально-мелодическая сфера, а также обилие хоров и ансамблей. Конечно, и здесь Вагнер пользуется системой лейтмотивов, и здесь есть непрерывная текучесть музыкального развития. Но все это сочетается с законченностью песенных форм, образующих самостоятельные эпизоды внутри симфонической ткани.

Тетралогия «Кольцо нибелунга» (состоящая из опер «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов») – колоссальные по своим масштабам произведение. Вагнер создал гигантскую музыкально-драматическую эпопею, в которой выразил круг идей, волновавших его на протяжении двадцати с лишним лет. Но между первоначальной и конечной идейной концепцией «Нибелунгов» имеются существенные различия, обусловленные эволюцией идейного мировоззрения Вагнера. Героическая оптимистическая драма о Зигфриде превратилась в пессимистическую трагедию роковой обреченности в образе главы богов Вотана.

В музыкально-драматическом отношении «Кольцо нибелунга» – типичное произведение Вагнера позднего периода. Вместо деления на номера – чередование больших драматических сцен, непосредственно переходящих одна в другую; отсутствие живого драматического действия, замена его большим количеством рассказов, споров, рассуждений, тормозящих действие, делающих его статичным; отвлеченная символика; ведущая роль оркестровой партии, основу которой составляет сложная, продуманная, во всех деталях разработанная система лейтмотивов, подвергающихся разнообразным вариационным изменениям в зависимости от драматической ситуации.



В лейтмотивной системе Вагнера есть известный схематизм, в результате которого музыкально-сценический образ делается односторонним. Но как гениальный художник-музыкант он преодолел недостатки своей системы и в многочисленных сценах музыкальных драм создал монолитные симфонические и вокально-симфонические полотна.

Идея последней оперы «Парсифаль» может быть сформулирована как нравственное самосовершенствование человека, познавшего мудрость через христианское страдание. В целом опера носит много недостатков – это и абстрактные аллегории, и дробность музыкального развития, но есть также и возвышенные и драматические моменты.

  • Тема 41. Эволюция оперного творчества
  • «Летучем голландце»
  • «Тангейзер» и «Лоэнгрин»
  • «Тристан и Изольда»
  • «Нюрнбергские мейстерзингеры»
  • «Кольцо нибелунга»