Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Биография Александра Клубова




Скачать 100.87 Kb.
Дата06.01.2017
Размер100.87 Kb.
ТипБиография
Биография Александра Клубова




Слайд 2

Родился 18 января 1918 года, в деревне Яруново Вологодской области в семье крестьянина-бедняка.

Слайд 3.

Отец Александра –Фёдор Михайлович – служил матросом на легендарном крейсере «Аврора» и был участником Октябрьской революции, однако в 1921 году в ходе раскулачивания в деревне был убит местными кулаками. Саше было в ту пору 3 года. Рано потеряв отца, Саше с малолетства пришлось познать нелёгкий крестьянский труд.

Слайд 4.

По окончании семилетки деревенский паренёк поехал в гости к родным в Ленинград, да там и остался. В то время при крупных промышленных предприятиях создавались школы фабрично - заводского ученичества. Саша решил стать металлистом. В 1934 - 1935 годах он учился в фабрично-заводской школе. Окончив её с отличием, начал работать на заводе "Большевик" токарем. В цехе его хвалили. С 1936 по 1939 год, до ухода в Красную Армию, работал настройщиком автоматических станков на карбюраторном заводе им. В. В Куйбышева.

Именно там, на заводском дворе и увидел он впервые планер, приобретённый заводской ячейкой, впервые занял место в кабине пилота. Этот день решил его судьбу - 3 раза в неделю после работы Александр стал заниматься в городском аэроклубе, программу которого освоил с отличными оценками.

Слайд 5.


В 1937 году Александр Клубов по комсомольской путёвке был принят в Чугуевское военное авиационное училище. Знания, полученные в аэроклубе, помогли в короткий срок войти в курс армейской жизни, освоить несколько типов боевых самолётом, стать лётчиком - истребителем. В характеристике командования училища отмечались высокие качества курсанта: "Дисциплинирован на земле и в воздухе. В полётах вынослив. Наставления знает хорошо. Трудолюбив. К материальной части относится бережно, знает её хорошо и грамотно эксплуатирует.

В 1939 году Александр Клубов пошёл добровольцем в армию, направлен командованием в военно-авиационное училище. На выпускных экзаменах большинство предметов сдал на отлично и стал лётчиком-истребителем. После окончания училища направлен в одну из авиационных частей на юге вблизи кавказских гор.

Слайд 6

. Наступил июнь 1941 года. Фронт был ещё далеко, но лётчики постоянно находились в боевой готовности, круглые сутки патрулировали вдоль воздушной полосы.



Первый воздушный бой 28 июля 1941 года - сбил свой первый вражеский самолёт. Александру Клубову особенно запомнился первый бой. По сигналу с командного пункта поднялось 6 советских истребителей. Набрав высоту, они направились в указанный район. Из - за облаков неожиданно показалось 8 немецких бомбардировщиков. Командир полка, участник боёв на Халхин - Голе, лично возглавлявший группу, подал команду: "В атаку !"   Обойдя гору, истребители внезапно ударили по врагу сзади. Впереди - сам командир. Подойдя на короткую дистанцию к "Юнкерсам", первой же очередью он сразил ведущего.

Фашистские бомбардировщики заметались, начали поспешно освобождаться от бомбового груза и, видимо, рассчитывали скрыться. Клубов бросился на перехват. Сделав крутой разворот, нажал на гашетку. Огненные струи прошили "Юнкерс". Охваченный пламенем, он закружился в штопоре и камнем рухнул вниз. Второй бомбардировщик отвернул в сторону.

Преследуемый советским истребителем, враг маневрировал, хитрил, пытался уклониться от боя. Тогда Клубов решил обойти его и ударить в лоб. На предельной скорости он повел ястребок вперед, вверх и развернулся. В это время произошло совершенно неожиданное - пилот "Юнкерса" сделал крутой разворот и врезался в скалу.

Когда Клубов посадил изрешечённый пулями самолёт на аэродром, навстречу ему уже бежали товарищи. Они поздравляли лётчика с первой победой. А тот, усталый говорил: "Не так страшен, чёрт, как его малюют. Душонка у фрицев трусливая. Видели, как стервятник влетел в каменный склеп ?"

Слайд 7.

С августа 1941 года младший лейтенант А. Ф. Клубов в действующей армии. Воевал на Южном, Северо - Кавказском, Закавказском, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах. К концу 1942 года выполнил около 250 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 4 самолёта противника лично и 18 в группе с товарищами, ещё 16 уничтожил в составе группы при ш турмовке вражеских аэродромов.

2 ноября 1942 года, в одном из жестоких боёв над Mоздоком, его "Чайка" была подбита. Самолёт загорелся и Kлубову пришлось воспользоваться парашютом, но пламя сильно обожгло его лицо и руки. Несмотря на многие недели проведённые в госпитале, следы ожогов на коже всё же остались.

За мужество и отвагу Александр Клубов был награждён Орденом Красного Знамени, а затем Орденом Отечественной войны 1 степени. За ним прочно прочно укрепилась слава воздушного аса.

Слайд 8,9.10.

В конце мая 1943 года 15 лётчиков полка, среди них и Александр Клубов, были переведены в знаменитый 16-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Попавшие в 1-ю эскадрилью прошли основательную подготовку под руководством А. И. Покрышкина, он же пристально проследил за их учебными полётами и первым из вновь прибывших взял в бой Клубова. Тот сразу зарекомендовал себя бесстрашным и в то же время творчески мыслящим воздушным бойцом. Вскоре, когда Покрышкин стал заместителем командира полка, лейтенант А. Ф. Клубов был назначен заместителем командира эскадрильи.

Вот как пишет", А. И. Покрышкин в своей книге "Небо войны» о Клубове:

"Решительный, смелый, он разумно строил бой и его группа всегда добивалась успеха. Он видел всех и вовремя отдавал команды. Его мужество, сообразительность и воля связывали группу в единый мощный кулак. Спокойный и немного флегматичный на земле, в воздухе он преображался, становясь дерзким, решительным и инициативным бойцом. Клубов не ждал, а искал противника. У него был дух настоящего истребителя. Он был смел, но не бесшабашен. Мог в нужную минуту пойти на риск больший, чем кто - либо другой".

С мая 1943 воевал в составе 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. К началу сентября 1943 года совершил 310 боевых вылетов, провёл 84 воздушных боя, лично сбил 14 и в группе 19 самолётов противника.

Награждён Орденом Красного Знамени и Орденом Александра Невского.

Слайд 11.

13 апреля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Летом 1944 года Клубов продолжил счёт своих побед. Специальный корреспондент "Вечерней Москвы" 10 июня 1944 года о боевых действиях Александра Клубова над Яссами сообщал:

"Ведущий группы советских истребителей Герой Советского Союза Гвардии капитан Александр Клубов принял сигнал. 16 скоростных истребителей мгновенно полетели на перехват вражеских машин. Ещё 2 - 3 секунды, и Клубов со своей группой врезается в строй фашистских самолётов. Дерзкой атакой он разбивает их боевые порядки. В рядах немецких лётчиков начинается паника. Часть бомбардировщиков отворачивает в сторону, пытаясь выйти из боя, всюду их настигают меткие очереди Гвардейцев. Бой длится недолго. В воздушной схватке победу решают доли секунды. Этими долями секунды умело воспользовался Клубов. Его группа, насчитывающая 16 истребителей, одержала верх над 50 бомбардировщиками и 15 истребителями прикрытия и сбила 12 машин. Сам же Клубов уничтожил в этом бою 4 самолёта

Слайд 12

Александру Клубову не довелось дожить до дня Победы. 1 ноября 1944 года, после выполнения тренировочного полёта с польского аэродрома Сталева - Воля на новом истребителе Ла-7, которыми предполагалось перевооружить дивизию, Клубов погиб. На его Ла-7 оказалась неисправна гидравлическая система, самолёт выкатился за пределы аэродрома и скапотировал. На всю жизнь запомнили его соратники, как уже в конце пробега машину вдруг слегка развернуло и подняло на нос, на несколько мгновений она застыла вертикально, дрогнув, медленно завалилась на "спину"... Александра Клубова спасти не удалось. Он умер в польской больнице через полтора часа.. Похоронен во Львове на Холме Славы, но по просьбе родственников его прах был перезахоронен на Введенском воинском кладбище в Вологде.

Слайд 13.

27 июня 1945 года посмертно удостоен второй медали "Золотая Звезда".



Слайд 14

Родина не забыла своего отважного сына. На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР в селе Кубенское Вологодской области 6 ноября 1949 года установлен бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза А. Ф. Клубова. У подножия памятника - всегда живые цветы, свидетельство неувядаемой любви советских людей к подвигу защитников Отчизны.

Александр Фёдорович Клубов прожил всего 26 лет, но остался в памяти людей как мужественный человек, бесстрашный воздушный боец. Это о нём сказал его командир и друг, прославленный мастер ведения воздушного боя, трижды Герой Советского Союза Маршал авиации Александр Иванович Покрышкин: "Он был беззаветно предан Родине, авиации, дружбе, - умный и прямой в суждениях, горячий в споре и тонкий в опасном деле войны...





Весной 1944 года он был назначен командиром 3-й эскадрильи.

Особенно тяжёлые бои пришлись на долю Гвардейцев летом 1944 года под Яссами и на Висле. Немецкое командование, создав несколько "кочующих" эскадрилий, перебрасывало их с одного участка фронта на другой... Смысл этих нововведений состоял в том, чтобы вырвать у советских войск инициативу и стать хозяевами положения.

Разгадав замысел врага, советская авиация навязывала противнику беспрерывные бои. В этот период хорошо раскрылся талант Александра Клубова. Используя до предела боевые возможности своего истребителя  ( "Аэрокобра" с бортовым номером "45" ), он только за 5 дней уничтожил над Яссами 9 и подбил 3 вражеских самолёта. Недаром отважного лётчика стали называть героем Ясского неба.





На высоту боевых полётов Клубова поднимали сотни заботливых рук. То были рабочие карбюраторного завода "Большевик", где он начинал свой разбег, потом - преподаватели авиационного училища и боевые друзья. Теплоту их сердец Александр ощущал всегда. "На друзей и наставников мне везло, - говорил Клубов. - В одном строю со мной сражались такие рыцари пеба, что драться плохо было просто невозможно. Да и воспитывали меня люди храбрые, мудрые, многоопытные. Взять хотя бы Покрышкина. Именно у него я научился науке побеждать".

Учитель тоже тепло отзывался о своём ученике и верил в него. Они были хорошими боевыми друзьями. В совместном полёте с Покрышкиным Клубов сбил свой 50-й, юбилейный, самолёт.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 31 личную и 16 групповых побед. ]





А. Клубов, Г. Речкалов, А. Труд и А. Покрышкин  ( слева направо ).

13 апреля 1944 года за мужество и отвагу ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В начале мая 1944 года в полку произошёл весьма неприятный инцидент. После перебазирования на новый аэродром, не дождавшись прибытия техсостава, исполняющий обязанности командира полка Г. А. Речкалов, разрешил учебные вылеты. В одном из них по нелепейшей случайности погиб боевой лётчик командир эскадрильи Олиференко. После похорон Клубов наткнулся в темноте на солдата - моториста. Завязалась перепалка, а затем Клубов выстрелил поверх головы моториста, в воздух.

Однако по данным отправленным из штаба дивизии в военную прокуратуру - солдат погиб. Благодаря стараниям Покрышкина, последовавшее разбирательство установило истину - солдат остался жив и даже извинился перед Клубовым за недостойное поведение. Один из лучших лётчиков дивизии был оправдан и вскоре снова приступил к боевым вылетам.

Однажды, во время грустных послеполётных посиделок, товарищи Клубова узнали, что их блестящий комэск, немногословный и сдержанный, знает наизусть десятки пушкинских и есенинских стихотворений, помнит строки Тютчева и Блока...

.

Этот бой далеко не единственный, в котором Клубов ещё и ещё раз показал себя великолепным истребителем. За последние 4 дня он увеличил свой солидный боевой счёт на 12 самолётов. О своём последнем бое он рассказывает:

- Когда мы подошли к цели, я увидел, что в воздухе барражируют 6 вражеских истребителей. Вскоре к этому месту подошли 15 бомбардировщиков в сопровождении 8 истребителей. Завязался бой. Мы не поддались на удочку вражеских истребителей и вовремя разгадали замысел немцев, которые различными маневрами пытались оттянуть наши самолёты от цели.

Я развернулся и повёл свою группу в лобовую атаку. Вражеские лётчики не выдержали, дрогнули и бросились наутёк, беспорядочно сбрасывая бомбы на свои же войска. В этом бою моя группа, насчитывавшая 8 истребителей, сбила 10 самолётов противника".

В годы войны истребитель Клубова летал и над степями Украины, разил врага в небе над Яссами, над Днестром, затем над Вислой. Смелый атакующий стиль, точные стремительные удары всегда приносили победу в боях этому отважному лётчику и его боевым друзьям.

Александру Клубову не довелось дожить до дня Победы. 1 ноября 1944 года, после выполнения тренировочного полёта с польского аэродрома Сталева - Воля на истребителе Ла-7, которыми предполагалось перевооружить дивизию, Клубов погиб. На его Ла-7 оказалась неисправна гидравлическая система, самолёт выкатился за пределы аэродрома и скапотировал. На всю жизнь запомнили его соратники, как уже в конце пробега машину вдруг слегка развернуло и подняло на нос, как на несколько мгновений она застыла вертикально, как, дрогнув, медленно завалилась на "спину"... Александра Клубова спасти не удалось. Он умер в польской больнице через полтора часа.






Возможно, из - за этого случая и не состоялось намеченное перевооружение 9-й ГвИАД с "Аэрокобр" на "Лавочкины". Сам Покрышкин и его ведомый Г. Г. Голубев получили новенькие Ла-7, можно сказать, лично из рук С. А. Лавочкина. Однако боевых вылетов на Ла-7 Покрышкин не выполнял, хотя отзывался об истребителе очень хорошо.

Справедливости ради следует отметить, что причиной гибели отважного лётчика стал не только отказ матчасти самолёта, но и безответственность командира 16-го ГвИАП  ( Григория Андреевича Речкалова ), при организации учебных полётов. Плохо отремонтированная бетонная полоса аэродрома, подорванная противником при отступлении, и сильный боковой ветер не гарантировали безопасность посадок даже на исправных самолётах. Проводить полёты в таких условиях было по крайней мере неразумно...

В полку тяжело переживали гибель отважного пилота. "В моей жизни Клубов занимал так много места, я так его любил, что никто из самых лучших друзей не мог возместить этой утраты, - писал А. И. Покрышкин. - Он был беззаветно предан Родине, авиации, дружбе - умный и прямой в суждениях, горячий в споре и тонкий в опасном деле войны".

Спустя некоторое время Президиум Верховного Совета СССР посмертно наградил Гвардии капитана А. Ф. Клубова второй медалью "Золотая Звезда".



Во Львове на воинском кладбище, названном Холм Славы, покоится прах многих героев, павших на полях сражений. Среди множества имён, высеченных на могильных плитах, есть и имена бесстрашных воинов - лётчиков - дважды Героя Советского Союза Александра Фёдоровича Клубова и Героя Советского Союза Василия Денисовича Шаренко.

*     *     *





освящённая памяти прославленного земляка.