Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Биография А. Погорельского. Нравоучительное содержание и сюжет сказки «Черная курица, или Подземные жители»




Скачать 252.67 Kb.
Дата29.05.2017
Размер252.67 Kb.
ТипУрок
Конспект урока

Учитель Еремеева Светлана Валерьевна

Предмет литература Класс 5в

Тема урока Русская литературная сказка. Биография А. Погорельского. Нравоучительное содержание и сюжет сказки «Черная курица, или Подземные жители»

Цель урока: систематизация знаний по сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», осмысление ее нравоучительного содержания

Задачи:

1. Образовательные:

- повторение и систематизация знаний учащихся о фольклорной и литературной сказке;

- обогащение речи детей оценочной лексикой нравственного аспекта;

- выявление знаний текста произведения, а также степень усвоения изученного материала.

2. Развивающие:

- развитие монологической речи обучающихся;

- развитие мыслительной деятельности (умения анализировать, синтезировать, обобщать);

- развитие умения  давать характеристику герою и своим чувствам;

3. Воспитательные:

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

- воспитывать нравственные качества на примере главного героя;

- воспитывать внимательного читателя через чтение произведения к его анализу.
Формируемые компетенции:

Предметные умения: знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алеши, воспринимать и анализировать текст, сопоставлять народную и литературную сказки, определять, что их отличает, а что сближает, формулировать идейное содержание, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвует в творческом процессе, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, использует знаковые средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с одноклассниками и (или) учителем, участвует в общей беседе, в то же самое время соблюдая правила речевого поведения.
Методические приемы:

Пояснение учителя, аналитическое чтение, беседа; анализ текста, проектная деятельность, репродуктивный метод обучения (наводящие вопросы, побуждающие к актуализации знаний и способов действия).



Тип урока: комбинированный тип: включает в себя повторительно-обучающую работу по пройденному материалу («Фольклорная и литературная сказка») и работу по осмыслению и усвоению нового материала (Характер главного героя. Нравственные уроки сказки).

Структура урока в условиях развивающего обучения на трех уровнях:

дидактическом, логико-психологическом и методическом.


Основной при этом является дидактическая структура, состоящая из основного компонента - актуализации прежних знаний и способов действий учащихся, а также - организация начала урока, всесторонняя проверка знаний, подведение итогов урока, информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Из Стандарта основного общего образования по литературе:
В результате изучения литературы ученик должен


знать

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • характеризовать героев;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

  • ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.

Подготовка к уроку

прочитать сказку, подготовить сообщение о жизни Антония Погорельского, повторить сведения о сказке как жанре устного народного творчества.

(Перовский, Алексей Алексеевич)

Оборудование

Портреты А. Погорельского и А. Толстого, коллаж из иллюстраций к сказке, «зернышки»



Организационный момент: 3 минуты

Дидактическая цель - подготовка учащихся к работе на занятии.

Постановка целей и задач урока (целеполагание и мотивация)


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Вопросы для учащихся, вызывающие мыслительную деятельность

Лицо, глаза, улыбка и т.д.


Нет

Поступки, речь, поведение, отношение к другим, характер, увлечения


Необходима тема для общения

Рассуждают над эпиграфом


Отвечают на вопросы учителя

познакомиться с биографией А. Погорельского; с историей создания «Черная курица или Подземные жители», с героями этого произведения.

Рассуждают о произведении, прочитанном дома

Формулирование учащимися целей своей работы



Я приветствую вас на уроке литературы.

Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться

Когда вы смотрели на своих одноклассников, на меня, на что вы обращали внимание?

Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? Обсудите в паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?


Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, вы узнаете больше друг о друге, потому что мы будем видеть друг друга, будем общаться. А что необходимо, чтобы состоялось общение?

Темой нашего общения сегодня будет произведение, которое вы прочитали дома, - «Черная курица, или Подземные жители». Как вы думаете, уместен ли этот эпиграф при его изучении?

«Хлеб питает тело, а книга - разум». Как следует понимать эту пословицу применительно к нашей теме?

Знакомясь с новым автором и его произведением, какие цели мы можем поставить перед собой?


А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?



Актуализация знаний учащихся по изученному ранее материалу: 5 минут

Дидактическая цель – устранить пробелы в знания всеми учащимися, устранить пробелы в знаниях, совершенствуя при этом умения и навыки.

Актуализация прошлого опыта


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
Сказочный зачин “жил-был”

Волшебное число “3” – три сна

Волшебный предмет – конопляное зёрнышко

Чудесные превращения

Курица разговаривает с Алёшей

Добро победило зло


Авторская, литературная

Волшебная

И плохой, и хороший
Герой народной сказки однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей.

Указывается точное географическое расположение пансиона, имя и возраст мальчика, особые слова – отражены черты того времени


Здесь больше волшебного


Возможно, вы заметили, что говоря о произведении А. Погорельского, я ни разу не определила его жанровую принадлежность. Что это: рассказ, повесть, басня, сказка, роман? Обсудите в парах и докажите свою мысль.
Да, это сказка.

У этой сказки есть автор, значит она…

На какие виды делятся народные сказки?

А нашу авторскую сказку к какому виду мы отнесем?


Правы ли вы?

Читаем начало, сохраняя сказочный, старинный стиль: «Лет сорок тому назад, в Санкт-Петербурге на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона….».

Санкт-Петербург, Васильевский остров, пансион. Что же тут сказочного? Это же не тридевятое царство, а реальный город.
Читаем описание прически жены учителя. «Потом принялся за супругу его, напомадил и напудрил у ней локоны и шиньон и взгромоздил на ее голове целую оранжерею разных цветов, между которыми блистали искусным образом помещенные два бриллиантовые перстня, когда-то подаренные мужу ее родителями учеников».
Как вы думаете, могло ли быть такое подробное описание в народной сказке?
Похож ли главный герой - Алеша - на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?  

Кроме этого, сюжет - ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу - имеет много подробных описаний, благодаря которым мы хорошо представляем себе обстановку, в которой жил мальчик, и словно бы переживаем те чувства, которые были в его душе.

В народной сказке такого нет.

Итак, подытожим – чем отличается литературная сказка от народной?

Почему же, несмотря ни на что, мы называем сказку Погорельского волшебной?

Сделаем вывод,: сочетание реального и фантастического — одна из особенностей литературной сказки.

Не случайно вы начали изучение сказок с народных, а потом перешли к авторским. Ведь именно народные сказки сыграли большую роль в развитии русской литературы. Почти все русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Толстой, Салтыков – Щедрин и Лесков. Всех не перечесть…..


А. Погорельский, издавший несколько книг для взрослых, тоже однажды решил написать сказку, которая стала первой русской авторской сказкой в прозе для детей.

Для кого, зачем он ее написал?



Контроль домашнего задания: 10 минут

Дидактическая цель - установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание учащимися, выявление пробелов и их коррекция



Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Лентяйничать


Он изменился, стал хуже

Добрым, послушным, заботливым, скромным


В гостях у подземных жителей – он не хотел награды, думая, что не заслужил
Появилось волшебное зернышко, не надо было трудиться, возомнил себя лучше других
Черствым, высокомерным, заносчивым, невежливым


Давайте посмотрим, как вы знаете содержание сказки, ее главных героев!
Два ученика, работая в паре, приводят в порядок основные события сказки.

1. Алеша проявляет необыкновенные способности.

2. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.

3. Алеша в подземном королевстве.

4. Спасение Чернушки.

5. Прощание с министром.

6. Предательство.

7. Жизнь Алеши в пансионате.

8. Болезнь и выздоровление.

Упорядоченный ход событий.

1. Жизнь Алеши в пансионате.

2. Спасение Чернушки.

3. Алеша в подземном королевстве.

4. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.

5. Алеша проявляет необыкновенные способности.

6. Предательство.

7. Прощание с министром.

8. Болезнь и выздоровление.
В это время проводится фронтальный опрос - викторина (за правильный ответ – зернышко) блиц-опрос

1. Почему главного героя зовут Алеша? Почему Погорельский для своего героя выбрал такое имя?

2. Почему Алёша остался один в пансионате? (Все ученики уехали на каникулы)

3. Что было его утешением в часы одиночества? (Чтение книг, игра с курочками во дворе)

4. Какую курочку Алёша любил больше всех? (Чернушку)

5. Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала. Отдал кухарке империал)

6. Чего испугался Алёша ночью после того, как спас курочку ? (Зашевелилась простынь на соседней кровати, и из-под неё вышла курочка)

7. Как Чернушка справилась с рыцарями? (Распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая и отбивалась от рыцарей)

8. Куда привела Чернушка мальчика? (В Подземное царство)

9. Кем оказалась курица в Подземном царстве? (Главным министром)

10. Какое желание загадал Алёша на приёме у короля? (Чтобы он всегда знал урок, не уча его)

11. Что подарил Алёше король, чтобы желание исполнилось? (Зёрнышко)

12. Какое условие поставил король Алёше? (Никому не рассказывать про подземелье)

13. Как отнёсся к Алёшиному желанию король? (Он удивился, что Алёша оказался таким ленивым, покачал головой)

14. Какие диковинные звери содержались в зверинце подземных жителей? (Крысы, кроты, хорьки)

15. Сколько раз являлась Чернушка Алеше во сне? (4)

16. Доставляла ли Алёше удовольствия похвала за отличные ответы?

17. Что случилось с характером Алеши, получившим волшебное зернышко?

18. Какие советы даёт Чернушка Алёше, пока мальчик окончательно не потерял себя?

19. А сдержал ли Алеша обещание не выдавать тайну подземных жителей?

20. А почему больше всех пострадала Чернушка?

21. Упрекает ли Чернушка Алешу, обвиняет ли его в несчастье, постигшем подземных жителей?

22. А почему же все-таки министр Чернушка простил Алешу? ( Он мудрый, добрый, великодушный, любит Алешу и верит в него).

23. Как заканчивается сказка?


А теперь посмотрим, какой план сказки получился у ваших одноклассников. Уч.1, все ли верно?
Молодцы, вы хорошо знаете содержание сказки, значит, мы может усложнить нашу работу!
Помните пушкинское высказывание: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»? Вот нам и нужно понять, какой намёк содержится в этой сказке, написанной почти двести лет назад.
В начале урока мы сказали, что Алеша похож на нас с вами, он совсем не сказочный герой – и плохой, и хороший.

За добрый поступок ему дали волшебное зернышко, с помощью которого Алеша решил ??

И что из этого вышло?
На доске находятся слова, пара учеников распределяет слова в два столбика


До получения зёрнышка

Добрый


Ласковый

Общительный

Скромный

Застенчивый

Любознательный


После получения зёрнышка

Жестокий


Упрямый

Непослушный

Самолюбивый

Гордый


Дерзкий


Остальные в это время работают с учителем
Вспомните, каким Алеша был мальчиком в начале сказки.
Слово «скромность» часто употребляется в сказке. Писатель хочет, чтобы люди были скромными – почему?

И какое понятие он противопоставляет скромности?

Скромность = добродетель Дерзость = порок
В каком эпизоде наиболее ярко проявилась скромность мальчика?

Как вы думаете, почему Алеша перестал быть скромным?

Какие перемены произошли в его характере? Каким стал Алеша?

Обращение к таблице – таким был и таким стал Алеша. Уч. 2, все и верно заполнено?

С каким мальчиком вам было бы приятнее общаться?


Наверняка, многие из вас встречались в жизни с проявлениями нескромности и помнят, как неприятно общаться с высокомерным, самолюбивым человеком.
А мы всегда ведем себя так, чтобы с нами было приятно разговаривать? Как можно чаще думайте об этом!
Каждый из нас выбирает по несколько раз в день, как быть, как поступить.
Есть такая притча - мудрость «Все в твоих руках»:

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.


В народе говорят: «Встречают по одёжке, провожают по уму» - первое впечатление порой оказывается очень важным, но, тем не менее, не это главное!

В начале урока мы рассуждали о том, что очень важно, как выглядит человек, во что он одет, но не менее важен характер человека и его поступки.

Все в наших руках.


Подведение итогов урока. Задание на дом: 10 минут

Дидактическая цель - дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы; мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).



Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Сказка учит тому, что ценится в жизни лишь то, что достается трудом, только в этом случае оно принесет радость и счастье


Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.

Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.

Надо быть строгим к себе


Ребята, наше знакомство со сказкой подходит к концу.
Вернемся к эпиграфу, предложенному мною к сказке. Какой урок извлекли вы из нее? Напитала ли книга наш разум?
Я предлагаю вам начать вести сборник мудрых мыслей - вы можете записывать туда пословицы, поговорки, цитаты из произведений и собственные мысли.
В этот сборник я поместила на память притчу «Все в твоих руках».
ДОМА вы должны найди и записать мудрые слова из сказки. Например, «Неотвратимые несчастья обрушиваются на человека, если он забывает о долге, перестает быть добрым». Вы запишите кратко в сборник то, чему научило вас проведение А. Погорельского.

Каждый из вас сегодня на уроке заработал своим трудом некоторое количество зернышек. Если у кого-то нет ни одного зернышка, то нужно задуматься о том, почему так вышло, возможно, вы плохо знаете сказку или еще что-то помешало вам ответить?

Но я уверена, что те, у кого несколько зернышек, поделятся с вами!

Я вам хочу сказать, что эти зернышки необычные, они приносят удачу и исполняют заветные желания. Я вам предлагаю вам дома взять свои зернышки в руку и загадать желание, но обязательно нужно помнить о том, что не нужно своим желанием ущемлять интересы и права других людей. Если ваше желание несет добро не только вам, но и окружающим людям, оно непременно исполниться.

Ну а те ребята, которые не верят в чудеса, пусть сохранят эти необычные зернышки в память о нашем уроке.
И всему вашему классу за хорошую работу и на память об Алеше и его зернышке, о том, что все в наших руках, я дарю вот эту волшебную баночку и надеюсь, что вы все вместе будете ухаживать за семенами и в ответ получите цветок добра!



Чувства, которые вызывает Алеша

Симпатию — Алеша добрый, ухаживает за курочками, кормит их, старается

помогать взрослым, украшает свечи.

Восхищение — Не пожалел кухарке империал (подарок его доброй бабушки,

который составлял все богатство мальчика), чтобы спасти свою

любимицу — черную курицу; Алеша смелый, не испугался

появления Чернушки среди ночи, не побоялся последовать за ней.

Недоумение — Алеша — мальчик послушный, а не последовал наставлениям

Чернушки ничего не трогать в волшебной комнате, мальчик погладил кошку за лапку.

Досаду — Из-за Алешиного непослушания чуть не пострадала Чернушка.

Растерянность — Алеша попросил подарок, чтобы, «не учившись, он всегда знал урок свой, какой бы ему ни задали».

Сожаление — Характер Алеши начал портиться, мальчик стал заносчивым,

Шалил, мешал другим детям заниматься.

Разочарование — Алеша уже не стыдился незаслуженных похвал, а кичился

«своими» успехами перед товарищами.

Негодование — Алеша нарушил данное Чернушке обещание хранить тайну

Возмущение - подземных жителей из-за боязни быть наказанным за

неподобающее поведение.

Сострадание — Алеша все же осознал, что он совершил ужасный проступок и тяжело переживает свое малодушие

Надежду — Алеша хочет, может и должен исправиться



Радость — Все снова полюбили Алешу


Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
Антоний Погорельский – вымышленное литературное имя (псевдоним) писателя ______________ _______________________ _______________________. Он придумал и записал сказочную повесть «Черная курица, или Подземные жители». 
Основная мысль этой сказки в том, что _____________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
В начале произведения говорится о том, что главный герой был ______________________, ___________________, ____________________. Алеша воспитывался в пансионе, где любимым его занятием было _______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________.
Отдав кухарке _____________________, мальчик спас любимую черную курицу. Благодарная Чернушка ведет Алешу в подземное царство. Маленькие волшебные жители наделяют мальчика необыкновенными способностями, при этом король просит сохранить все увиденное в тайне.
После получения конопляного семечка Алеша очень изменился. Он стал _______________, __________________,___________________________. История, произошедшая с Алешей, научила меня_______________________________________________________________________.

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
Антоний Погорельский – вымышленное литературное имя (псевдоним) писателя ______________ _______________________ _______________________. Он придумал и записал сказочную повесть «Черная курица, или Подземные жители». 
Основная мысль этой сказки в том, что _____________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
В начале произведения говорится о том, что главный герой был ______________________, ___________________, ____________________. Алеша воспитывался в пансионе, где любимым его занятием было _______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________.
Отдав кухарке _____________________, мальчик спас любимую черную курицу. Благодарная Чернушка ведет Алешу в подземное царство. Маленькие волшебные жители наделяют мальчика необыкновенными способностями, при этом король просит сохранить все увиденное в тайне.
После получения конопляного семечка Алеша очень изменился. Он стал _______________, __________________,___________________________. История, произошедшая с Алешей, научила меня_______________________________________________________________________.


Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?

Как он связан с предыдущими, на что в них опирается?




Урок по сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» входит в программу по литературе под редакцией В.Я. Коровиной в раздел «Русская литературная сказка» (из литературы XIX в.). Обращению к этому тексту предшествует изучение русских народных сказок и сказок В.А. Жуковского («Спящая красавица») и А.С. Пушкина («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Как этот урок работает на последующие уроки, темы, разделы?


После этого произведения знакомство с литературной сказкой будет продолжено - В.М. Гаршин «Attalea Princeps».

В чем специфика этого урока?


За сказкой А. Погорельского прочно закрепилось название «Задачник нравственности» (Л. Н. Толстой), что позволяет решать при её изучении как образовательные, так и воспитательные задачи. При этом задача духовно-нравственного воспитания является стержнем урока, вокруг которого выстраивается решение образовательных задач. Моя важнейшая задача — заставить работать одновременно мысль и чувство ребят

Каков его тип?




Занятие построено по принципу комбинированного типа урока: включает в себя повторительно-обучающую работу по пройденному материалу («Фольклорная и литературная сказка») и работу по осмыслению и усвоению нового материала (Характер главного героя. Нравственные уроки сказки).

Какие задачи решались на уроке:

образовательные,

 воспитательные,

задачи развития?




1. Образовательные:

- повторение и систематизация знаний учащихся о фольклорной и литературной сказке;

- обогащение речи детей оценочной лексикой нравственного аспекта;

- выявление знаний текста произведения, а также степень усвоения изученного материала.

2. Развивающие:

- развитие монологической речи обучающихся;

- развитие мыслительной деятельности (умения анализировать, синтезировать, обобщать);

- развитие умения  давать характеристику герою и своим чувствам;

3. Воспитательные:

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

- воспитывать нравственные качества на примере главного героя;

- воспитывать внимательного читателя через чтение произведения к его анализу.



Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь?


Комплексность и взаимосвязь задач решаемых на уроке, были обеспечены.

Какие задачи были главными, стержневыми?


Основная часть урока решает задачи, предложенные содержанием самого текста, его нравоучительной сути.

В пояснительной записке к программе по литературе под редакцией В.Я. Коровиной сказано: «Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература».

Поскольку в обществе, СМИ всё чаще поднимается вопрос о духовном нездоровье детей, в работе с произведением на уроке придаётся особое значение словам нравственного аспекта. Шаблонная, на первый взгляд, таблица вводит в духовный мир ребёнка важнейшие понятия: добродетели и пороки, по сути своей – это ответ на вопрос-запрос детей «что такое хорошо и что такое плохо».
Работу со словами нравственного аспекта можно рассматривать как средство развития мировоззренческих представлений детей. При этом домашнее задание, данное для размышления, может наполнить эти ценностные ориентиры, данные в слове, индивидуальным опытом ребёнка.


Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?




Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач?





Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. п.?

Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока?


Логичны ли «связки» между этапами урока?


Время на реализацию разных этапов урока спланировано правильно. Удалось выдержать запланированный стиль общения. Старалась достаточно грамотно, эмоционально изложить материал детям. Правильным оказался осуществленный мной выбор методов и приемов обучения, удалось гармонично сочетать словесные, наглядные, практические методы (работа над текстом произведения) преподавания.

Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.


На уроке было использовано сочетание таких методов, как:

Проблемно - поисковый,

-словесный,

- репродуктивный - активное восприятие и запоминание сообщаемой в рассказе учителя информации

- методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (создание ситуации успеха, поощрение), практический

- учебная работа под руководством учителя

- наглядно-иллюстративный метод

- словесный метод (рассказ, элементы беседы)

-методы стимулирования учения (создание ситуации эмоционального переживания, ситуации занимательности)

- логические методы (сравнение, анализ)

- метод формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональность речи учителя)
Цели урока, изучаемый материал, возраст учащихся продиктовали в данном случае целесообразность использования словесного метода обучения. При этом мотивация учащихся класса, дружелюбно-рабочая атмосфера, интерес к предмету позволяют учителю организовать урок и как диалог – партнёрское общение взрослого и ребёнка.
Несмотря на внешнюю консервативность, традиционность урока с использованием словесного метода как основного, он обеспечивает не только логическое, но и образное восприятие художественного текста. Это решается с помощью работы с иллюстративным материалом.


Какое сочетание форм обучения избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

Фронтальная и парная
Традиционный урок включает в себя элементы и поисковой деятельности, и самостоятельной работы. Задания к классу создают ситуации успеха для каждого учащегося и стимулируют познавательную активность.

Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?


Контроль усвоения знаний, умений и навыков был осуществлен в форме вопросно-ответной деятельности.
Были поставлены дополнительные вопросы для проверки прочности, глубины, осознанности знаний.
С помощью специальных заданий все учащиеся Привлекались к активному участию

Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?




За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение урока?




За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?


Требования, предъявляемые к ученикам, считаю достаточно четкими, ясными и последовательными, поэтому дети активно работали и хорошо справлялись с заданиями. Присутствовала атмосфера сотрудничества между учителем и детьми.
Личностное отношение носило позитивный характер, я видела заинтересованность ребят, не было безразличных на уроке. Я очень довольна работой своих учеников, думаю, что мне удалось привить интерес к творчеству А. Погорельского

Все этапы урока были достаточно серьезно продуманы и подготовлены.



Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе учащихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?


Учитывая большую наполняемость класса, я стремилась задействовать всех учащихся в разных видах работы, учитывая уровень их коммуникативной активности.

Перегрузки детей не было





Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

Был подготовлен дополнительный раздаточный материал

?? Отклонений от плана урока не было



Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?


Говорят, что хорошим уроком является тот урок, где царит деловая, творческая атмосфера, где желания школьников размышлять бьют ключом, где они охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом, не боясь попасть впросак. Благодатный материал сказки А. Погорельского, хочется надеяться, позволил создать такой урок.

Думается, что работа на уроке была интересна ученикам, поскольку сам урок решает важнейшую задачу связи обучения с жизнью



  • Цель урока
  • Формируемые компетенции : Предметные умения
  • Метапредметные УУД (универсальные учебные действия)
  • Структура урока в условиях развивающего обучения на трех уровнях
  • Из Стандарта основного общего образования по литературе: В результате изучения литературы ученик должен знать
  • Организационный момент: 3 минуты
  • Деятельность учащихся Деятельность учителя
  • Актуализация знаний учащихся по изученному ранее материалу: 5 минут
  • Контроль домашнего задания: 10 минут
  • Упорядоченный ход событий.
  • Подведение итогов урока. Задание на дом: 10 минут
  • Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»