Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Библиотека и социальные медиа




Скачать 143.04 Kb.
Дата23.06.2017
Размер143.04 Kb.
Библиотека и социальные медиа

Интернет шагает по стране семимильными шагами. Сегодня услугами сети пользуется каждый третий россиянин. По мнению экспертов, эта доля в ближайшие годы будет неуклонно расти. Самая динамично развивающаяся среда – социальные медиа. Это не случайно, ведь они являются центром диалога с пользователями, которые сами решают, какой контент им потреблять. Они способствуют налаживанию контактов между людьми, помогают оперативно решать вопросы, заводить новые отношения, преодолевать географическую изоляцию. Здесь обе стороны взаимодействуют на равных правах.

Если библиотека хочет быть современной, ориентированной на пользователя, она должна обратить внимание на социальные медиа и работу в них. В этой среде могут быть равны и крупные мощные библиотеки, и библиотеки небольших городов и сел. Ведь библиотека – это не только книги, в первую очередь это – люди. Если мы хотим привлечь новых пользователей и не потерять старых, то в работе с ними нужно поставить следующие цели: вовлечение, сотрудничество, участие.

Что же такое социальные медиа? Однозначного определения пока не существует. Это набор онлайн-технологий, которые позволяют пользователям общаться между собой. Общение может принимать различные формы – пользователи могут делиться своим мнением, опытом и знаниями, взаимодействовать друг с другом, налаживать контакты, а также делиться новостями, информацией, видео, фото, музыкой, рекомендациями.

Разновидности социальных медиа (по Википедии):

• Интернет-сообщества.

• Блоги.

• Социальные сети.

• Виртуальные игры.

• Сообщества по производству совместного контента.

• Совместные проекты.

• Геосоциальные сервисы.

Перед тем, как начать свое продвижение в социальных медиа, необходимо решить, где же необходимо действовать. Рассмотрим возможности, не требующие финансовых затрат, но способствующие укреплению имиджа библиотеки и диалогу с пользователями, на примере МУК централизованная библиотечная система г.Арзамаса Нижегородской области.

Блоги.

Блог – размещенный в Интернете дневник одного или нескольких пользователей. Популярные платформы для блогов - LiveJournal, Blogger, WordPress. Можно сказать, что блог – это разновидность веб-сайта, где записи расположены в обратном хронологическом порядке. Блог может представлять личность или библиотеку, отдел библиотеки или библиотечное сообщество. Самое главное, что в нем есть записи на библиотечные темы. Формы подачи материалов могут быть разнообразны – короткое сообщение, заметка, выступление, статья, сценарий. Здесь можно разместить не только текст или фотографию, но и электронную презентацию, аудиозапись, видеоролик и даже целую брошюру. Есть возможность оставлять комментарии, а это значит, что в любой момент можно вернуться к опубликованным материалам и обсудить их.

Зачем нужен блог, если есть сайт? Сайт – это холодная строгая деловая площадка, сайт должны уважать, он не обязан быть теплым и дружественным. А вот блог – должен. В блоге не нужна субординация, это неофициальное лицо библиотеки. В докладе Я.Л.Шрайберга на Крымской конференции в июне 2011 г. прозвучало, что в библиотеке должно быть несколько блогов, в т. ч. личный блог директора. Примером подобной работы может служить Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева, в которой наряду с сайтом ведутся следующие блоги:

• Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева.

• DICO QUOD SENTIO (лат.). Говорю,что думаю. Блог Татьяны Евгеньевны Коробкиной, директора.

• Музей в библиотеке.

• Блог Чеширского Кота. Отдел новейших информационных технологий.

• Тургеневка - новые поступления в читальный зал.

• Свидание с КИНЕМАТОГРАФОМ.

В 2011 г. в МУК ЦБС г.Арзамаса развиваются три блога – «Библиомания», «Одиннадцатый» и «Маматека», созданных на платформе «Blogger». Платформа позволяет не прибегать к программированию и не заботиться об установке и настройке программного обеспечения. Сервис позволяет создать индивидуальный стиль блога, менять оформление, добавлять гаджеты и виджеты .

- "Библиомания" - блог для библиотекарей, которым интересны не только книги. Здесь в первую очередь рассматриваются профессиональные вопросы, но публикуется много материалов, интересных любому пользователю. Среди популярных сообщений, посвященных чтению – «23 апреля Всемирный день книги. А что именно вы читали в последний раз?», получившее 30 комментариев, «Шпаргалка по книжным рекомендательным сервисам», информ-обозрение «Хоррор» и др. Формат блога и его методическая направленность позволяют привлечь внимание к опыту других библиотек, например, «Приемы и методики читательского развития: шпаргалка для взрослых» - опыт ЦДБ им.А.С.Пушкина (г.Саров Нижегородской обл.).

Далее http://bibliomaniya.blogspot.ru/2011/08/blog-post_05.html


Библиотеки в социальных медиа: опыт, ошибки, инструменты

Новый медиа порядок! Что это значит? По последним данным в Интернете уже половина россиян. В Интернете мы ищем новости, работу, проекты, идеи! Каждый пользователь может стать источником информации, интересная информация передается дальше, свободно перетекает из одного канала в другой, коммуникации объединяются в одну медиасферу, где люди говорят, думают, чувствуют, выбирают. Из 7 миллиардов населения, 2 миллиарда уже пользуются интернетом, 1 миллиард общается в социальных медиа (и эта цифра постоянно растет).

Могут ли библиотеки оставаться в стороне?

В ночь с 20 на 21 апреля 2012 года в России прошла Первая ежегодная социально-культурная акция «БИБЛИОНОЧЬ» - масштабное сетевое событие общенационального уровня в поддержку чтения. Более 750 организаций в Москве и Туле, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, Петрозаводске и Перми, Твери и Волгограде, Астрахани, Тольятти, Ростове-на-Дону, Самаре - сотни библиотек, музеев, галерей, культурных центров и книжных магазинов в эту ночь открыли свои двери для посетителей и представили на своих площадках и улицах городов культурные программы с участием литераторов, музыкантов, художников, артистов. Примечательно, что вся подготовка и координация Библионочи происходили в группе социальной сети Фейсбук.

К общероссийскому Дню библиотек в этой же сети родилась идея акции "ФЛЕШБУК", цифрового отражения любимых книг на страницах соцсетей. Чтобы стать участником акции (она на сегодня продолжается), любой желающий может оформить аккаунт (страничку) в любой соц. сети на имя любой книги и пригласить на нее как можно больше друзей. В течение минимум 1 месяца знакомить их с книгой через фрагменты текста, иллюстрации, биографию автора, личные переживания и т.д. Ссылки на эти странички собираются в блоге-каталоге ФЛЕШБУК. По предварительным итогам в различных социальных сетях (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Мой Мир и др.) и блогах появилось более 90 книжных страниц! Кроме библиотекарей в акции принимают участие студенты, писатели, издатели и др.

Далее http://kuglib.ru/load/interesnoe/o_bibliotekakh_i_bibliotekarjakh/biblioteki_v_socialnykh_media_opyt_oshibki_instrumenty/11-1-0-838



Почему библиотека должна обратить внимание на работу в социальных медиа?

Эта тема волнует многих, меня в связи с раскруткой наших блогов и сообществ. Положения доклада Ирины Огневой на «Библиокараване» созвучны тому, что мы каждый день обсуждаем, в надежде, что дело будет раскручиваться быстрей и качественнее : « Сегодня услугами Интернета пользуется каждый третий россиянин, а 96 % поколения двухтысячных состоит в социальных сетях. Работу в социальных медиа ведут бренды и СМИ, православные священники и политические партии. Социальные медиа – самая динамично развивающаяся среда, в которой сосредоточена наиболее активная часть нашей аудитории. Если библиотека хочет быть современной и ориентированной на пользователя, нужно находиться там же, где и наша аудитория. В целом использование социальных медиа необходимо, чтобы нас увидело больше людей . С текстом выступления "Библиотеки в социальных медиа" вы можете познакомиться на официальном сайте ЦБС г. Арзамаса. а презентация выложена на блоге «Библиомания», где выложены хорошие советы для начинающих. рекомендации для начинающих, привожу целиком:

Перед тем, как начать работу, представьте, где находится ваша целевая аудитория. Определитесь, что вы будете вести - блог, страницу или группу в социальной сети, видеоканал на хостинге Youtube и т.д

Придумайте стиль, опишите основные принципы, создайте ключевые тексты, подберите аватары.

Постарайтесь оптимально организовать работу (распределение обязанностей, порядок создания «редакционного плана» и контента для наполнения площадок в социальных медиа).

Далее http://bibliomaniya.blogspot.com/2011/09/blog-post_20.html



Социальные медиа как среда для продвижения и развития библиотеки
Огнева И.Н.

Почему библиотеке так важно вести работу в социальных медиа? Сейчас библиотеке недостаточно просто предлагать свои услуги. В условиях, когда читатели массово превращаются в удаленных пользователей, когда происходит глобальное отчуждение аудитории от книги, библиотекарям нужно найти новую модель взаимодействия с читателями. Необходимо активно позиционировать библиотеки, а тем самым продвижение их услуг, чтения и книги на различных социальных медиа-площадках.

Сегодня услугами интернета пользуется каждый третий россиянин, рост интернет-аудитории за последний год составил 22%. По прогнозам, через 5 лет интернетом будут пользоваться все жители России. Вовлеченность российской аудитории в социальные сети – самая высокая в мире. Люди все чаще доверяют рекомендациям своих контактов и данным своих подписок из социальных сетей. Феномен социальных сетей давно стал международным. Социальными сетями охвачено около 60% активных интернет-пользователей всего мира. Темпы развития выхода в интернет с мобильных устройств уже могут конкурировать с проводными сетями. Почти половина молодежи 12 – 24 лет пользуется мобильными телефонами для выхода в интернет.

Социальные медиа – самая динамично развивающаяся среда. Постоянно происходит интеграция платформ: упрощенная авторизация пользователей социальных сетей на других ресурсах, кросспостинг, возможность размещать анонсы из различных источников в блогах и социальных сетях и т.д. Даже само определение социальных медиа еще не устоялось. Можно сказать, что это набор онлайн-технологий, которые позволяют пользователям общаться между собой, делиться мнениями, новостями, информацией, разнообразными материалами. Социальные медиа доступны всем ежедневно 24 часа в сутки в любом месте земли. Если библиотека хочет быть современной, ориентированной на пользователя, она должна обратить внимание на социальные медиа и действовать в них.

Что может использовать библиотека? Прежде всего блоги, социальные сети, хостинги для размещения изображений и видео.

Блог библиотеки является «неофициальным лицом» библиотеки, он удобен для предоставления оперативной информации, служит элементом рекламы библиотеки и интерактивной связи с читателями. Если библиотечные сайты выполняют такие функции, как:

• информационная,

• кумулятивная,

• навигационно-поисковая,

• ориентирующая,

• коммуникативная,

то у блогов можно выделить функции:

• самопрезентации,

• саморазвития и/ или рефлексии,

• коммуникативную,

• развлечения,

• мемуаров.

Блоги отличаются доступностью, относительной легкостью публикаций, отсутствием пространственных и временных ограничений, оперативностью взаимодействия. В них можно опубликовать не только текст или фотографию, но и презентацию, аудиозапись, видеоролик, брошюру. Блог может представлять личность или библиотеку, отдел библиотеки или сообщество.

В отличие от официального сайта библиотечных блогов может быть несколько и разной тематики. Например, МУК централизованная библиотечная система г.Арзамаса Нижегородской области ведет три блога:

• «Библиомания» рассказывает о самом интересном в библиотеках. Здесь можно найти новую информацию о чтении и книгах, Интернете и социальных сетях и многое другое.

• «Одиннадцатый» - краеведческий блог. Он представляет уникальный музей арзамасской катастрофы, созданный в библиотеке-филиале №8.

• «Маматека» - семейный блог, интересный и полезный прежде всего мамам. Каждое сообщение в нем заканчивается рекомендацией книги, которая имеется в наших фондах.

Приведу несколько примеров блогов, созданных в вузовских библиотеках.

В Научной библиотеке университета Удмуртского государственного университета, в дополнение к сайту, поддерживаются два блога:

• «Библиорелакс». Его ведущие показывают, что говорить о работе библиотеки и о книгах можно «не в лоб», а между делом. «Жизнь не должна уподобляться постоянно повторяющейся мыльной опере. Если вы обнаружили, что застряли в одной и той же рутине, сделайте что-то другое. Смена места и физическая деятельность поможет вам расслабиться и уйти от монотонности и разочарования обыденностью». Отличительной особенностью блога является отсылка во многих постах к электронному каталогу, например, сообщение «Пророческие сны – по знакам зодиака» заканчивается словами «Разгадать сны Вам помогут толкователи снов из фонда НБ УдГУ» и переходом на библиографическую справку.

• «Обработка». Блог отдела научной обработки документов НБ УдГУ включает страницы «Основы информационной культуры», «Э-метрики», «Страничка каталогизатора», «Нормирование труда».

Примером использования коммуникационных средств социальных медиа в образовательных целях является блог «Информационная эвристика». Он создан для информационной поддержки одноимённого учебного курса, проводимого сотрудниками Научной библиотеки Уральского государственного университета им. А.М. Горького для магистрантов, аспирантов и молодых преподавателей. Материалы блога могут быть использованы в программах учебных дисциплин для студентов, включающих тематику поиска, отбора, оценки и использования информационных ресурсов. Учебно-методический комплекс блога состоит из программы курса, электронных презентаций, лекций, дополнительных материалов и полезных ссылок, а также итогового теста, оценивающего уровень знаний по данной дисциплине.

За последнее время возросла роль одного из самых популярных сервисов микроблогов «Твиттер». Он удобен как источник оперативной лаконичной информации. Несколько советов, что может быть в библиотечных «твитах»:

• Ссылки на полезный материал, который опубликован на вашем или стороннем ресурсе;

• Анонс (приглашение, ссылка) мероприятия, которое может заинтересовать ваших читатлей;

• Профессиональный совет или рекомендация;

• Ссылка на новость, которая касается библиотечной деятельности;

• Сообщения об изменениях на вашем ресурсе;

• Ответы на «твиты» пользователей, чьи ленты вы регулярно читаете;

• Сообщение об интересном факте;

• Ссылка на интервью с интересным человеком;

• Запрос на читательское мнение о конкретном событии;

• Поздравление читателей с праздником.


Одним из самых популярных и востребованных средств коммуникации являются социальные сети. Всемирным лидером является социальная сеть «Фейсбук», в России наибольшей популярностью пользуется «Вконтакте». Социальные сети разрушают грани – это их главное достоинство.

Присутствие библиотеки в социальных сетях уже не мода, а необходимость. Здесь библиотека может публиковать новости (причем не только из жизни библиотек), знакомить с новыми поступлениями и интересными материалами, оперативно отвечать на вопросы пользователей, проводить опросы, делиться фотографиями и видеоматериалами и т.д. Возможности социальных сетей для приглашений на мероприятия позволяют моментально получить обратную связь, обменяться комментариями, быть в курсе событий. Но самое главное, библиотека будет общаться со своими реальными и потенциальными читателями в привычной им среде, станет доступной даже в мобильном телефоне.

Развитие социальных сетей может принести библиотекам самые неожиданные партнерства, например, в одной из последних публикаций прозвучало предположение, что одним из вариантов развития «Вконтакте» «может быть интеграция сервиса в систему библиотеки ВУЗов. В этом случае речь может идти о создании почвы «для коллективного разума» и расширении сферы «общественного достояния» .
Для продвижения библиотеки в виртуальной среде важно делиться разнообразным контентом, используя другие сервисы. Например, среди мультимедийных сервисов наибольшее распространение получил видехостинг YouTube. Свои каналы здесь имеют многие библиотеки, в том числе и наша. Чаще всего размещают сюжеты о различных аспектах деятельности, самостоятельно созданные ролики о книгах и писателях, записи с конференций и библиотечных мероприятий. Библиотеки уже оценили преимущества YouTube – огромная аудитория, возможность «вирусного» распространения, наличие пользовательских комментариев.
Интеграция социальных медиа и библиотечного сайта позволяет привлечь новых пользователей на ресурс и открывает новые возможности для распространения контента. Для этого нужно добавить на сайт кнопки социальных медиа, которые дадут пользователям возможность делиться впечатлением и материалами. Ресурсы можно объединить ссылками друг на друга, анонсами публикаций.
Социальные медиа – среда для партнерства и диалога. Для библиотеки социальные медиа являются экономичным и при этом эффективным способом изучения мнений о библиотечных услугах, формирования положительного имиджа, налаживания эффективных коммуникаций с реальными и потенциальными пользователями. Независимо от того, что вы начнете использовать в продвижении библиотеки – социальные сети или библиотечный сайт с «налетом социальности» – важно начать диалог и обмен информацией между пользователем и библиотекой.

Огнева, И. Социальные медиа как среда для продвижения и развития библиотеки / И.Огнева // Библиотеки в информационном пространстве : проблемы и тенденции развития : материалы III Междунар. науч. конф. молодых ученых и специалистов, Минск, 1–2 нояб. 2011 г. [Электронный ресурс] / Нац. акад. наук Беларуси, Центр. науч. б-ка им. Якуба Коласа ; [ред. кол.: Л.А.Авгуль, Н.Ю.Берёзкина (отв. ред.), О.М.Дрозд, М.П.Лазерко, А.В.Стефанович; библиогр. ред. Е.А.Бондаренко ; ред. М.М.Лис ; рец.: Р.Б.Григянец, Н.А.Яцевич]. – Электрон. дан. – Минск : Ковчег, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD ROM) ; 12 см. – Систем. требования : IBM-совместимый PC ; 256 Мб RAM ; VGA ; Windows 2000 / xp / Vista ; CD ROM дисковод ; мышь. – Загл. с экрана.


http://arzbiblio.ru/index.php?Itemid=31

  • Библиотеки в социальных медиа: опыт, ошибки, инструменты
  • Почему библиотека должна обратить внимание на работу в социальных медиа
  • Социальные медиа как среда для продвижения и развития библиотеки
  • Продвижение библиотек в социальных сетях
  • БИБЛИОТЕКИ В СОЦСЕТЯХ. Цикл статей.